рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Научная

Научная - раздел История, ИСТОРИЯ РОССИИ 1. Монографии: Демидова Н.ф. Служилая Бюрократия В России Xvii В. И Ее...

1. Монографии: Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1989 (материалистическая). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993 (религиозная). Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации. М., 1996 (либеральная).Маньков А.Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. Л., 1980 (материалистическая). Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства XVI—XVII вв. М., 1969 (материалистическая). Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. (материалистическая). Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная).

2. Статьи: Медушевский А.Н. Российская государственность ХVII—ХIХ вв. в сравнительно-историческом освещении // Вестник высшей школы, 1990, № 1—4 (либеральная).

ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ иЗУЧЕНИЯ


Каждая теория выбирает из множества историче­ских фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.

 

 

ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

 

Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

В трудах мит­ро­по­лита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычев) (1921—1995) дана следующая оценка периода: “Эпоха являет высочай­ший взлет русского духа, расцвет русской святости”. Высоко оценивает Иоанн деятельность царя Алексея Михайловича, отмечая “безмятежие его ду­хов­ного мира, всепроникающую религиозную осмысленность жизни”.

 

Представители всемирно-исторической теории (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др.) обращали внимание на то, что монархия в XVII веке была воссоздана после Смуты благодаря инициативе широ­чайших на­род­ных масс, продемонстрировавших тем самым, что госу­дарство — не “цар­ская вотчина”, а предмет общей заботы всего народа. В некоторых сочи­не­ни­ях этот период назван “бунташным веком”, но многие исследователи отмеча­ли относительную внутреннюю стабильность.

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Процессы в России XVII века историки этого направления (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Л. В. Черепнин и др.) трактуют как “дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы”. В мате­риа­листической лите­ра­туре утвердилась характеристика государст­вен­но-политического строя Рос­сии в XVII веке как сословно-представительской монархии. Политика при­соединения территорий к России рассматривается в русле материалистической кон­цеп­ции “развития феодализма вширь”, что совпадало, по их мнению, с обще­на­циональными интересами государства.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральный историк Р. Пайпс (наш современник) отмечает усиление деспотической власти в XVII веке и считает, что Россия окончательно превратилась в вотчину своих правителей, которые были настроены “бесконечно враждебно” к российскому обществу. Созданную в XVII веке государственную систему он считает ли­шенной ответственности перед своим народом и не выражавшей его интере­сы. Внешняя политика России оценивается как захватническая, как составная часть реализации агрессивной политической доктрины “Москва — третий Рим”. Все действия московского правительства Р. Пайпс рассматри­вает как цепь усилий для “взнуздания” населения; вообще история России им пред­став­лена как процесс закрепощения и закабаления народа со стороны госу­дарственных властей.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Историки этой теории (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и др.) в воссоздании государс­т­ва видели способность русского народа во главе с монархами “проявить единст­во национального духа” и этим противостоять внешней агрессии со всех на­прав­лений. Внешняя политика рассматривалась, с одной стороны, как про­дол­жение борьбы с агрессией католического и протестантского Запада, а с дру­гой — как завершение много­векового спора с Золотой Ордой за господство в Евразии.

 

 

ЛиберальнОе НАПРАВЛЕНИе о служилой системе
и крепостном праве

 

Особенностью социального развития России с древнейших времен до наших дней является государственный патернализм3 . Он зародился еще в эпоху “вотчинного” государства — Московской Руси. В условиях, когда государство было собственником земли и всех ресурсов, а все сословия так или иначе состояли на государственной службе, вполне естественно, что государство возложило на себя заботу о благосостоянии подданных; в свою очередь население привыкло ждать милости от государственной власти, возлагая лишь на нее надежды на улучшение своего положения.

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА


Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

Христианские историки (А. В. Карташов и др.) видят прообраз казачества в русских богатырях, главной задачей которых издревле — со времен святого Владимира, если не раньше — была защита русских рубежей от агрессии чужеземцев. Еще Илья Муромец в былинах был назван “матерым казаком”. Казаки были, прежде всего, пограничниками, без которых государство не могло обойтись ни в один период своего существования. По этой логике, казачество было рождено на русской местной почве.

 

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

Историк М. Н. Покровский (1868—1932) писал: “Казацкие товари­щества сложились главным образом из беглых крестьян, холопов и горожан, укрывавшихся от крепостной неволи и угнетения. С ними сливались группы военнослужилых людей, посланных для защиты границ от татарских набегов”. Марксист Н.Л. Янчевский вообще отрицал феномен казачества. Так, в работе с радикальным назва­нием “Разрушение легенды о казачестве”, вышедшей в 1931 году, он пишет, что не было никаких казаков, а был сброд деклассированных элементов — грабителей и разбойни­ков.

 

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация.

Возникновение казачества представляется как сложный процесс. Казачество родилось на базе смешения степняков с выходцами из Руси, при этом среди степняков, по их мнению, преобладал половецкий элемент. Л.Н. Гумилев (1912—1992) в образовании казачества определяющим называет фактор пассионарности: “...ситуация на границах была очень острой и предостав­ляла целеустремленным людям массу возможностей для реализации своей избыточной энергии. ...на Дону образовался особый субэтнос (впоследствии ставший этносом) — казаки. Они принимали к себе любое количество беглых крестьян и чувствовали себя совершенно самостоятельными”. Л. Гумилев возводил казачество к крестившимся тюркам.

 

 

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.

В материалистической литературе (А. Н. Сахаров, Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Л. В. Черепнин и др.) отмечается, что церковно-обрядо­вая ре­фор­ма являлась социаль­ным протестом трудящихся против эксплуататоров, принявшим специ­фическую для средневековья форму религиозной борьбы. Социальные низы выступили противниками официальной церкви.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Историки-либералы (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) считают, что Патриарх Никон стремился избавить русское православие от замкнутости, приблизив его к греческому образцу. При этом — по примеру западно­христианской церкви — он хотел возвысить церковную власть над светской. Раскол же произошел потому, что “фанатики-староверы” стали с охранительно-консервативных позиций сопротивляться движению русской церкви к европейским стандартам.

 

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация.

Л.Н. Гумилев (1912—1992), примеряя свою теорию пассионарности к эпохе церковного раскола, утверждал, что эта эпоха соответствовала акматической фазе, для которой характерны интеллектуальные споры. По Гумилеву, “уходила в прошлое “светлая Русь” с ее относительным мировоззренческим и поведенческим единством. Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в “концерт” европейских держав (выбор Петра)”. Церковный раскол и стал крайней формой интеллектуальных споров, касавшихся путей дальнейшего развития России.

 

 

Локально-историческая теория о “присоЕДИНЕНИи”
Украины к России


В XVII веке на территории Восточной Европы существовало два мощных, суверенных государства: Российское и Речь Посполитая. На территории государства Речь Посполитая началось сепаратистское движение, возглавляемое Богданом Хмельницким. Когда государством Речь Посполитая сепаратистское движение Богдана Хмельницкого было почти полностью подавлено, Богдан Хмельницкий обратился к соседнему Российскому государству с просьбой о помощи. Российское государство, нарушив границы суверенного государства Речь Посполитая, ввело на ее территорию войска и захватило часть соседнего государства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РОССИИ

ИСТОРИЯ РОССИИ... ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ КНИГА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Научная

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Источники иллюстраций
    Переход на главную страницу Глава 1   Что такое история и как ее изучают?1  

Теории изучения
  Правила многотеоретического ИЗУЧЕНИЯ   1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способ

Понятийный аппарат истории
  (каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия, а общепринятые наполняет своим смыслом)   Государство: 1) Фра

Теории изучения
  Теории изучения исторических фактов Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)   Всемирио-

Различия в теориях изучения
Название теории Принципы теории Главное в теории Религиозно-историческая (Христианская) Вера в Бога, в

Всемирно-историческая теория
  Предмет изучения – общемировой прогресс человечества Направления изучения Европоцентризм Передовые регионы (Запад

Историческое время (периодизация) в трудах российских историков
В. Татищев (1686–1750) Всемирно- историческая теория 1) 1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.). 2) 2) Аристократия удельног

Теории происхождения славян
  Миграционная Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. Мнения о прародине славян: Дунайская, Пр

Государства и народы на территории Восточной Европы и Сибири до XII в.
1) 1) Киммерийцы (?– VII в. до н. э.); 2) 2) Скифы (VII в до н. э. – III в. н. э.); 3) 3) Сарматы ( II в. до н. э. – IV в. н. э.); 4) 4) Готы ( II – IV в. н. э.);

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Па

Научная
1. Монографии: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999 (либеральная). Карташов А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная).

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Всемирно-историческая теория о возникновении государства Киевская Русь  

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три те

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Па

Научная
1. 1. Монографии: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989 (локальная). Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М., 1985 (материали

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   Монгольское завоевание Руси   Название интерпрета

Из правил многотеоретического изучения
  1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческ

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заве

Научная
1. Монографии: Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991 (либеральная). Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1990 (либеральная).

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Причины возвышения Москвы   Название интерпр

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГОизучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три тео

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очер­ки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А. М.

Научная
1. Монографии: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1989 (либеральная). Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины опричнины Ивана IV (Грозного)     Назв

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: ре

Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997;Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Пан

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины введения крепостного права в России Название теории

Из правил многотеоретическоГО изучения
  1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалисти­ческ

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII — XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий)

Научная
1. Монографии: Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989 (материалистическая).Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодер­жавие Петра Великого в перв

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три теории изучения: ре

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н.Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий).

Научная
1. Монографии: Аниси­мов Е.В., Эйдельман Н.Я. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. М., 1988 (материа­листическая). Брикнер А.Г. Ис

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация № 1. Причины дворцовых переворотов     Название тео

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII–XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Верн

Научная
1. Монографии: Балязин В.М. Император Александр I. М., 1999(либеральная). Власть и реформы. СПб., 1996(либеральная). Гордин Я.А. Мятеж реформа

Сравнительно-теоретические схемы
предмет изучения + исторический факт = теоретическая интерпретация   № 1. Оценки политического развития России в первой половине XIX века  

ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
  Из правил многотеоретическоГО изучения   1. Осмысление объективных исторических фактов субъективно. 2. Субъективно выделяются три те

Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная). Верн

Научная
1. Монографии: Великие реформы в России 1856—1874. М., 1992 (либеральная).Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. СПб., 1996 (либеральная). В

Правила изучения
  1. Многотеоретическое изучение истории направлено на самостоятельный научный поиск обу­чаемого, способного аргу­мен­ти­­ровано и цельно отстаивать выбранную (свою) теорию и пони­маю

Переход на главную страницу
Глава 1 Российская империя 1900–19141

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Вер

Каждая теория изучения имеет свою периодизацию.
Религиозно-историческая теория делит историю на периоды: 1) От сотворения Мира до рождения Иисуса Христа; 2) От рождения Иисуса Христа до конца Мира. Всемирно-исто

Переход на главную страницу
Глава 2 Мировая война и смена монархии республикой. Возникновение Советского государства[i][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.

Переход на главную страницу
Глава 3 Гражданская война1  

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.

Переход на главную страницу
Глава 1 Россия в 20-е годы[ii][1]    

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
  литература различных теорий   Учебная: Вернадский Г. В.Русская история: Учебник. М., 1997. (локальная). Верт Н.

ПРИМЕЧАНИЕ
    Переход на главную страницу Глава 2 Россия в конце 1920-х–1930-е гг.[iii]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.,

Переход на главную страницу
Глава 3 Россия в период Великой Отечественной войны (1941–1945)[iv][1]  

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История Росси

ВЕЛИКая ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа
Религиозно-историческая теорияизучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение Души). Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое можно

Переход на главную страницу
Глава 4 Россия после Великой Отечественной войны (1946 – середина 1950-х годов)[v][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Оценки РАЗВИТИЯ СССР ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогр

ПРИМЕЧАНИЕ
      Переход на главную страницу Глава 5 Россия в середине 1950-х– середине 1960-х годов[vi][1]

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
    литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П.,

Оценки РАЗВИТИЯ СССР В середине 1950-х– середине 1960-х годов
Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогр

Деятельность совнархозов
  Название теории Предмет изучения (алгоритм)   Интерпретации факта в различных теориях Всем

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
  литература различных теорий Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Развитие советского общества середины 1960 – середины 1980-х гг.
  Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, прогресс человечества. Материалистическое направление всемирно-исторической теор

Итоги Хельсинского совещания 1975 года
и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в европе Всемирно-историческая теорияизучает общемировое развитие, про

ПРИМЕЧАНИЕ
.       Переход на главную страницу Глава 1 «Новое политическое мышл

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. Ист

Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий   Учебная: История России. XX век / Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1998. (универсальная). Рябикин С. Новейшая истор

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги