рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Радикальное направление.

Радикальное направление. - раздел История, ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Коренное Отличие Исторических Взглядов Мыслителей Радикального Направления Ле...

Коренное отличие исторических взглядов мыслителей радикального направления лежало в области социальных представлений о прошлом, в отношении к проблемам современности.

Декабристы, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и другие на основе обобщения заподноевропейской философской и исторической, на социологических теориях французских просветителей высказали ряд идей, нашедших отклик в отечественной философии истории и определившие некоторые важные теоретические вопросы исторической науки. Их заслуги перед исторической наукой в первую очередь в рассмотрении общих вопросов теории исторического процесса.. При этом «Идея, - писал Белинский, -вычитанная или услышанная и, пожалуй понятая как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал… если у вас нет поэтического таланта… идеи и направления останутся общими риторическими мечтами»1 .

Главной задачей исторической науки ученые ставили изучение народа, раскрытие его роли в собственной истории и истории других народов.. В освещении ее должна занять свое место религия, искусство, науки, войны, и т.п. Политическая сторона, писал Белинский должна быть только «рамою истории, но не содержанием ее».

Одной из характерных черт русской демократической мысли в подходе к истории было понимание, что «важность теоретических вопросов зависит от их отношения к действительности». Из мира человека, мира истории, писал Герцен, «двери отворяются прямо в собственное участие в современных вопросах». Поэтому историк обращаясь к прошлому, объясняет его, производит «суд» над ним. Эту мысль Белинского продолжил Чернышевский, подчеркнув. Что «Суд» над историей он производит исходя из своих политических и общественных убеждений.

Другой основной идеей их исторических представлений было твердое убеждение в бесконечный прогресс человечества. «Никогда человечество, - писал Белинский, - не скажет стой, довольно, больше идти некуда». Прогресс неизбежно ведет к справедливого общества, основанного на равенстве и всеобщем благоденствии. Этим определялся их исторический оптимизм. Они открыто противодействовали существующим порядком в России и возлагали надежде на будущее.

Главным условием прогресса они полагали развитие просвещения, знаний, науки, нравственное совершенствование общества. Но в статьях, написанных в последние годы жизни Белинский обращал внимание на значение материальную, экономическую сторону жизни общества, влияющую на его развитие. Он связывал прогресс с тем, как и в какой мере на том или ином историческом этапе удовлетворяются потребности народных масс: «…Исходный пункт нравственного совершенства есть прежде всего материальная потребность и материальная нужда». Они великий рычаг нравственной деятельности. Материальное благосостояние составляют великую половину всех вопросов современности, продолжал эту мысль Герцен: Историческая наука, обслуживающая народные массы, должна «свести кровавые религиозные вопросы на человеческие и кровавые политические вопросы на экономические»1. Поэтому «экономические перевороты имеют необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями. Революции в будущем не сможет сделать шаг дальше, не касаясь экономических вопросов.

Эти мысли продолжил и углубил Чернышевский. Деятельность общества определяет человек, он осуществляет в нем свои моральные и духовные потребности. Прогресс в обществе заключался во все более широком и полном удовлетворении этих потребностей. Материальные потребности (потребности в жилище, пище, «житейские радости и скорби») отражаются в бытовой, экономической стороне жизни человека и общества. Неизменным условием общественного прогресса Чернышевский считал науку. «Она творит все». Создаваемые ею знания ложатся в основание всех понятий, всей деятельности человечества. Умственное совершенствование людей – движущая сила прогресса. Но, приходил к выводу Чернышевский, успехи знания, политическое развитие зависят от обстоятельств жизни, все «обусловлено развитием трудовой жизни и средств материального существования».2 Созидателем материальных ценностей, национального богатства являются трудящиеся и поэтому творческая сила истории в народной массе. Но они далеки от науки и поэтому не могут выполнить условия прогресса, участие их в исторической жизни ограниченно. Однако, писал он, «сильны только те стремления, прочны только те учреждения, которые поддерживаются массою народа».

Белинский и другие мыслители восприняли гегелевскую идею скачка. В борьбе старого и нового неизбежен революционный взрыв. Переход к новому обществу «не может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови…». Чернышевский подчеркивал прочиворечивость, не прямолинейность исторического прогресса. Исторический путь « не тротуар Невского проспекта», замечал он. Человечество не может идти прямо и ровно. История движется медленно, но движение «свое производит скачком за скачком, осуществляющимися через борьбу старого и нового». В истории до сих пор, было ни одного примера, когда успех получался без борьбы, без напряжения сил, «без боя». Никакая система не может отрицать сама себя. Это служило Чернышевскому подтверждением правомерности борьбы, революционных взрывов.

Белинский, Герцен и другие отвергли положение Гегеля о «неисторических» народах. «Нет народа, - писал Герцен, - взошедшего в истории, которого можно было бы считать стадом животных, как нет народа, заслуживавшего именоваться сонмом избранных»1. Чернышевский поддерживая эту точку зрения, делил общества не на исторические и исторические, а на общества живущие чужим трудом и живущие своим собственным. Первые благоденствует, вторые терпит нужду. Это разделение обществ основано на материальных интересах, которые находят отражение в социальной и политической структуре. Поэтому убедить русское дворянство изменить свое отношение к крепостному праву, это все равно, утверждал он, что «доказать выгодность течения Волги с юго-востока на северо-запад».

Это находит отражение и постановке и решении Чернышевским проблемы национального и интернационального.«Национальное» отражает духовную культуру того или иного народа, специфические черты, свойственные всем сторонам его жизни, динамику их развития на уровне природном, социальном и индивидуально-творческом. «Интернациональное» – это отражение в культуре совокупных результатов каждого народа, их взаимодействие, утверждение своего места среди других народов в общем процессе исторического развития человечества. Оно осуществляет процесс взаимодействия основных компонентом духовной культуры каждого народа – Это по, его мнению, должно являться предметом изучения, но рассматривается ученым как инструмент исследования. На основании этого Чернышевский утверждал единство и значение каждого народа в мировой истории.

Таким образом Белинский, Герцен, Чернышевский и другие радикально настроенные мыслители высказал ряд новых идей, связанных как с принципами познания, так и с пониманием существа исторического процесса, попытался определить роль народных масс в истории. Как просветитель отводил в историческом процессе решающую роль просвещению, распространению идей. Историческая наука как наука о человеке остается и останется навсегда «коренной» наукой. Она призвана пробудить в людях общественный интерес, их патриотические чувства. Поэтому «не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно», заключал он1.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ

Г Р НАУМОВА А Е ШИКЛО... ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Радикальное направление.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные внутренние тенденции развития исторической науки. Концепции и методы.
Историческая наука в первые послереволюционные годы: школы, концепции, дискуссии Становление советской исторической науки. Выработка единой концепции отечественной и мировой истор

Обособление истории в самостоятельную научную дисциплину.
Изменения в жизни российского общества в эпоху петровских преобразований касались не только политической, административной, экономической, военной сфер, но и идеологии, культуры, образования, науки

Теоретические основания научного исторического знания.
Развитие исторической мысли в России опиралось на традиции российской исторической мысли предшествующего времени и идеи западноевропейской философии и историографии. В начале ХУШ в. в исто

Идеи Просвещения в русской исторической науке.
Дальнейшее развитие исторической мысли было связано с распространением идей Просвещения, широкого интеллектуального движение в странах Европы ХУШ в., включавшего в себя различные культурные элемент

Организация научных исследований
На всем протяжении ХУШ – Х1Х в. историческая наука продолжала оставаться делом ученых –непрофессионалов, в большинстве своем видных общественных и политических деятелей, писателей, поэтов. Среди ни

Проблематика исторических исследований
Осмысление прошлого происходило под влиянием общего мировоззрения эпохи и интереса общества к конкретным проблемам. Для ХУШ в. своеобразным мерилом, с которым соотносилось последующее разв

Рационалистически-прагматическая концепция истории России
В ХУШ – начале Х1Х в. усилиями Манкиева, Татищева, Ломоносова, Болтина, Щнрбатова, Карамзина и других были созданы фундаментальные труды по истории России и рационалистически-прагматическая концепц

Условия развития исторической науки.
По-прежнему ключевые участки историко-научной жизни и исторического образования находились под контролем государства. Оно использовало науку для укрепления устоев государства, в частности, историче

Основные направления исторической науки.
Несмотря на общность взглядов в понимании предмета исторической науки, ее значения в жизни общества, многих приемов исследования были и существенные различия в конкретном их выражении, в приверженн

Либеральное направление в исторической науке.
«Всякое воззрение предполагает точку зрения, - писал Ю.Ф.Самарин, - всякий акт мышления – исходное начало». Она заключает в себе «необходимое условие всех открытий и успехов в области знания».

Славянофилы.
Под влиянием западноевропейского рационализма, установления господства в жизни русского общества «закона», считали славянофилы, происходит ослабление «внутреннего духовного разума России». С этим с

Государственная школа» в русской историографии
В «Очерках гоголевского периода русской литературы" Н.Г.Чернышевский характеризуя середину 40-х годов Х1Х в. писал, что здесь "мы встречаем строго ученый взгляд новой исторической школы,

Историческая проблематика в общественной полемике
Разработка конкретных проблем прошлого отвечала пониманию предмета и задач исторической науки, вытекала, замечал Киреевский, «из текущих вопросов, из господствующих настроений народа». «Жизнь имеет

Новые тенденции в развитии исторической науки в 60 – 80-е годы.
В середине Х1Х в. появилась неудовлетворенность теоретическими построениями. Направленность исторической мысли на концептуальное осмысление исторического материала, построение концепции всемирной и

Развитие организационных форм научных исследований.
Как и в предыдущие периоды историческая наука находилась под пристальным вниманием государства. С одной стороны оно строго контролировало общественные науки, особенно в плане их политической благон

Теория и методология .
Перемены в общественной жизни повлияли существенным образом на состояние исторической науки, заставили переосмыслить сами ее основы, подходы к познанию и осмыслению накопленного материала.

Легальные марксисты.
В 1896-1897 гг. вокруг журналов «Новое слово», «Божественный мир», газеты «Самарский вестник» сложилась группа писателей, ученых, издателей, воспринявших некоторые идеи марксизма, в их числе П.Б.Ст

Историческая наука в концепциях русской истории.
Ключевский Василий Осипович (1841-1911) Начало жизненного пути сына сельского священника связано было с духовной средой. Он окончил Пензенское духовное училище и продолжил

Реализация новых принципов организации учебных и научных центров
  Положение и состояние исторической науки в советское время тесно связаны с идеологией, обусловившей характер общей политики государства в сфере науки. Новая власть, заявившая на вес

Внедрение в историческую науку марксистско-ленинского мировоззрения
  Перестройка или ликвидация старых учебных и научных центров была лишь частью того процесса, который изменил всю систему подготовки историков и научно-исследовательской работы в обла

Влияние внутриполитической ситуации в стране на состояние исторической науки
  Со второй половины 1930-х гг. наступает новый этап развития советской историографии. Это было связано с изменившимися как внутренними, так и внешними обстоятельствами. Важн

Основные внутренние тенденции развития исторической науки. Концепции и методы.
  История советской исторической науки сопровождается накоплением значительных историографических комплексов. Это обобщающие труды и учебники, коллективные и индивидуальные монографии

Школы, концепции, дискуссии
  К началу ХХ в. сложились особенности русской гуманитарной науки, позволявшие говорить о русском пути в науке. Свои ярко выраженные черты имела и русская историческая школа с ее инте

Становление советской исторической науки. Выработка единой концепции отечественной и мировой истории.
  Споры 1920-х годов дали материал для выработки единой концепции революционного движения в России и в мире. На этом пути нарождающейся советской исторической науке нужно было преодол

Методологические поиски в советской исторической науке
  Итак, можно вполне определенно утверждать, что марксистско-ленинская концепция истории сложилась как официальная, была определяющей на протяжении многих лет существования советского

В конце ХХ – начале XXI веков.
Устанавливая рубежи между этапами развития отечественной исторической науки в новейшее время, мы не можем игнорировать политический рубеж, пришедшийся на 1991 год. Однако, следует иметь в виду, что

См. Барсенков А.С. Советская историческая наука в послевоенные годы. М., 1988
[78] Опубл.: Виппер Р.Ю. Кризис исторической науки. Казань: 1921. С. 11-12,13.) Цит. по Т.И. Калистратова. Институт истории ФОН МГУ — РАНИОН (1921-1929). Н.Новгород- 1992.С. 51-52  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги