Легальные марксисты. - раздел История, ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В 1896-1897 Гг. Вокруг Журналов «Новое Слово», «Божественный Мир», Газеты «Са...
В 1896-1897 гг. вокруг журналов «Новое слово», «Божественный мир», газеты «Самарский вестник» сложилась группа писателей, ученых, издателей, воспринявших некоторые идеи марксизма, в их числе П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков и другие. Это идейно-политическое и научное течение получило название легальные марксисты, т.к. выступало в легальной печати. Они выступили совместно с Плехановым и Лениным, в борьбе против народничества.
В 1894 г. вышла из печати работа Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой впервые в русской легальной печати излагалась система марксистских взглядов в противопоставлении народническим. В ней он показывал, что развитие капитализма в России есть объективная историческая тенденция.
Струве рассматривал теорию Маркса как «прекраснейшее создание социологической науки нового времени», в ней, подчеркивал он, дело идет не только об установлении фактов, которые сами по себе выражают одно и то же, но главным образом о толковании фактов». Система Маркса, писал Струве, не исключение из всех бывших до сих пор философских систем – т.е. не совершенное выражение истины. В ней есть преходящие идеи и подлинные приобретения человеческих знаний. Значимость ее в социологии.
Центральным моментом в идейной борьбе между марксистами и народниками стала дискуссия в Вольном экономическом обществе (1897 г.), в которой Струве и Туган-Барановский с марксистских позиций доказывали, что полукрепостнические отношения в российской деревне являются тормозом развития общества.
В полемике с народниками на конкретном историческом материале Туган-Барановский показал неизбежность, фатальность капитализации экономики России. Он признавал детерминированость общественной жизни материальной средой. Марксистская концепция развития промышленного производства от мануфактуры к фабрике легла в основу его докторской диссертации и монографии «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898 г.). Главное ее положение - историю делают массы, формируя хозяйственные отношения.
Легальные марксисты утверждали неисчерпаемость резервов капитализма и необходимость эпохи буржуазной демократии для достижения социалистических целей.
По мере завершения борьбы с народничеством их теоретическая деятельность была перенесена из области экономики в область философии. Признавая и пропагандируя экономическое учение Маркса легальные марксисты не признавали значения его учения в области философии..
В конце Х1Х в. Струве, Туган-Барановский, Булгаков, выступили с пересмотром марксистской политэкономии, теории социальной революции и классовой борьбы. Это положило начало ими критике марксизма.
Важнейшим фактом мировоззренческой эволюции взглядов «легальных» марксистов стал сборник философских статей «Проблемы идеализма» (1902 г.). Мировоззренческий выбор между марксизмом и идеализмом был сделан участниками движения в пользу идеализма и христианского социализма. Преодоление марксизма осуществлялось частью ученых, в том числе легальных марксистов, на базе традиционных философско-религиозных воззрений.
Туган-Барановский прямо поставил задачу «критического преодоления марксизма и включения очищенных его элементов в новую социально-философскую систему».
Главным направлением критики было соотношение значения в историческом процессе экономического фактора и человеческой психики. Несогласие с марксистами выражались в части сведения ими истории к классовой борьбе за экономические и политические интересы, за невнимание к проблемам духовной жизни, недооценки роли личности в истории.. Личность у марксистов, писал Булгаков, растворена в социальной категории классов. Они не чувствительны к вопросам ценности «моей жизни, моей личности, моих страданий».
Струве подверг критике марксизм за «убийственную» для теории и практики мысль о зависимости теории и практики, за распространение закономерностей на общественные идеи и идеалы. Выступил Струве и против абсолютизации марксистами противоречий. В обществе, писал он, не существует ни абсолютных противоречий, ни абсолютной гармонии, а только беспрерывные частные приспособления хозяйственных и правовых сторон. Государство не только орган классового господства, оно имеет организационные, культурные и другие функции. Бердяев рассматривал марксизм как своего рода «религиозную доктрину», он выступил против замены народа избранным классом – пролетариатом.
С критикой отдельных сторон марксизма выступили и другие ученые и публицисты - В.О.Ключевский, П.Н.Милюков, А.С.Лаппо-Данилевский, С.Л.Франк, Р.В.Иванов-Разумник. Главным предметом критики был вопрос о соотношении значения экономического фактора и человека в историческом процессе.
Г Р НАУМОВА А Е ШИКЛО... ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Легальные марксисты.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Обособление истории в самостоятельную научную дисциплину.
Изменения в жизни российского общества в эпоху петровских преобразований касались не только политической, административной, экономической, военной сфер, но и идеологии, культуры, образования, науки
Теоретические основания научного исторического знания.
Развитие исторической мысли в России опиралось на традиции российской исторической мысли предшествующего времени и идеи западноевропейской философии и историографии.
В начале ХУШ в. в исто
Идеи Просвещения в русской исторической науке.
Дальнейшее развитие исторической мысли было связано с распространением идей Просвещения, широкого интеллектуального движение в странах Европы ХУШ в., включавшего в себя различные культурные элемент
Организация научных исследований
На всем протяжении ХУШ – Х1Х в. историческая наука продолжала оставаться делом ученых –непрофессионалов, в большинстве своем видных общественных и политических деятелей, писателей, поэтов. Среди ни
Проблематика исторических исследований
Осмысление прошлого происходило под влиянием общего мировоззрения эпохи и интереса общества к конкретным проблемам.
Для ХУШ в. своеобразным мерилом, с которым соотносилось последующее разв
Рационалистически-прагматическая концепция истории России
В ХУШ – начале Х1Х в. усилиями Манкиева, Татищева, Ломоносова, Болтина, Щнрбатова, Карамзина и других были созданы фундаментальные труды по истории России и рационалистически-прагматическая концепц
Условия развития исторической науки.
По-прежнему ключевые участки историко-научной жизни и исторического образования находились под контролем государства. Оно использовало науку для укрепления устоев государства, в частности, историче
Основные направления исторической науки.
Несмотря на общность взглядов в понимании предмета исторической науки, ее значения в жизни общества, многих приемов исследования были и существенные различия в конкретном их выражении, в приверженн
Либеральное направление в исторической науке.
«Всякое воззрение предполагает точку зрения, - писал Ю.Ф.Самарин, - всякий акт мышления – исходное начало». Она заключает в себе «необходимое условие всех открытий и успехов в области знания».
Славянофилы.
Под влиянием западноевропейского рационализма, установления господства в жизни русского общества «закона», считали славянофилы, происходит ослабление «внутреннего духовного разума России». С этим с
Государственная школа» в русской историографии
В «Очерках гоголевского периода русской литературы" Н.Г.Чернышевский характеризуя середину 40-х годов Х1Х в. писал, что здесь "мы встречаем строго ученый взгляд новой исторической школы,
Радикальное направление.
Коренное отличие исторических взглядов мыслителей радикального направления лежало в области социальных представлений о прошлом, в отношении к проблемам современности.
Декабристы, В.Г.Белин
Историческая проблематика в общественной полемике
Разработка конкретных проблем прошлого отвечала пониманию предмета и задач исторической науки, вытекала, замечал Киреевский, «из текущих вопросов, из господствующих настроений народа». «Жизнь имеет
Новые тенденции в развитии исторической науки в 60 – 80-е годы.
В середине Х1Х в. появилась неудовлетворенность теоретическими построениями. Направленность исторической мысли на концептуальное осмысление исторического материала, построение концепции всемирной и
Развитие организационных форм научных исследований.
Как и в предыдущие периоды историческая наука находилась под пристальным вниманием государства. С одной стороны оно строго контролировало общественные науки, особенно в плане их политической благон
Теория и методология .
Перемены в общественной жизни повлияли существенным образом на состояние исторической науки, заставили переосмыслить сами ее основы, подходы к познанию и осмыслению накопленного материала.
Историческая наука в концепциях русской истории.
Ключевский Василий Осипович (1841-1911)
Начало жизненного пути сына сельского священника связано было с духовной средой. Он окончил Пензенское духовное училище и продолжил
Школы, концепции, дискуссии
К началу ХХ в. сложились особенности русской гуманитарной науки, позволявшие говорить о русском пути в науке. Свои ярко выраженные черты имела и русская историческая школа с ее инте
Методологические поиски в советской исторической науке
Итак, можно вполне определенно утверждать, что марксистско-ленинская концепция истории сложилась как официальная, была определяющей на протяжении многих лет существования советского
В конце ХХ – начале XXI веков.
Устанавливая рубежи между этапами развития отечественной исторической науки в новейшее время, мы не можем игнорировать политический рубеж, пришедшийся на 1991 год. Однако, следует иметь в виду, что
Новости и инфо для студентов