рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В.В. Маяковский

В.В. Маяковский - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА   Владимир Владимирович Маяковский (7/19.vii. 1893, С. Багдади,...

 

Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стиховой системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии XX века. Он -- автор исключительно своеобразных лирических произведений, поэм, пьес.

Творческая судьба Маяковского сложна и противоречива. Его поэзию высоко ценили его современники разных идеологических ориентаций, в том числе и те, кто оказался в эмиграции: «И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед… Этими своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать», -- утверждала М. Цветаева. Он органично вписался в послереволюционную действительность и своим поэтическим творчеством самозабвенно служил ее укреплению. Тем не менее к концу жизни у него обозначился конфликт с правящей идеологической системой, отнюдь не в последнюю очередь подтолкнувший его к самоубийству. Однако спустя пять лет после трагической гибели Маяковского И. В. Сталин объявил его „лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи", что фактически привело к канонизации его фигуры. На протяжении многих последующих десятилетий его художественное наследие трактовалось как образец верного служения искусства идеям социализма, коммунистической партии.

В период перестройки, когда началась «смена вех» в русской литературе XX века, стали развенчивать признанную советскую классику, в том числе и Маяковского. Так, в вышедшей в 1990 г. книге Ю. Карабчиевского „Воскресение Маяковского", написанной по-своему талантливо, Маяковский представлен исполнителем „социального заказа" большевистской власти, двуличным глашатаем насилия и демагогии. В книге есть много тонких и точных наблюдений. Но образ поэта все же неадекватен. Поэзия Маяковского как раз подкупает своей искренностью. «…сегодня я удивительно честный», -- не случайно признается лирический герой поэмы «Облако в штанах». «

Сегодня настала пора для нового, объективного и свободного от политической конъюнктуры прочтения произведений автора „Облака в штанах" и „Про это", „Владимира Ильича Ленина" и „Хорошо!", вступления «Во весь голос".

Маяковский родился в семье дворянина лесничего, с 1900 г. жил в Кутаиси, с 1902 г. учился в гимназии. В 1906 г., после смерти отца, с семьей пе ехал в Москву, где продолжил гимназическое обучение.

Мировоззрение. Еще в Кутаиси Маяковский участвовал в революционном движении, в 1908 г. уже в Москве вступил в большевистскую партию. Круг своих тогдашних интересов Маяковский позднее очертил в автобиографии „Я сам" (1922, 28): «Беллетристики не признавал совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм»[92]. Здесь же поэт заявляет о своем атеизме и интернационализме[93]. Однако его отношение к религии в дореволюционной поэзии не такое однозначное. В стихотворениях «Несколько слов обо мне самом» (1913), «Послушайте!» (1914), «Облаке в штанах» (1914-15) и других поэмах присутствует лирический герой Маяковского вступает в конфликт с Богом с позиции ницшеанского Заратустры, но при этом гордый богоборец и богохульник также просит Бога уменьшить страдания и одиночество людей.

Впечатления детства и юности, проведенных на юге, в Грузии, не отпускали молодого поэта и после приезда в Россию. Отсюда и эпатажное признание в нелюбви к России в послании 1916 г. «России»:

Вот иду я,

заморский страус,

в перьях строф, размеров и рифм.

Спрятать голову, глупый, стараюсь,

в оперенье звенящее врыв.

 

Я не твой,снеговая уродина.

Глубже

в перья, душа, уложись!

И иная окажется родина,

вижу-

выжжена южная жизнь.

Что ж, бери меня хваткой мерзкой!

Бритвой ветра перья обрей.

Пусть исчезну,

чужой и заморский,

под неистовства всех декабрей.

 

Эстетика. Поиск новых поэтических тем и художественных средств и приемов. Об этом говорится в поэме «Облако в штанах» (1915), стихотворении «Братья писатели» (1917), статье «Как делать стихи» (1926). Будучи соавтором футуристических манифестов, Маяковский при этом по-своему трактовал взаимоотношение искусства и жизни, утверждал идейно-социальную функцию художественного творчества.

Поэтика. 1. Маяковский выражает, по точной оценке М. Бахтина, анархический бунт люмпен-пролетариата и в основном ориентирует свой поэтический язык на его социальный говор: «Он хочет быть поэтом улицы», ориентируясь на уличный жаргон, Маяковский «создает свои новые слова»[94] и таком образом обновляет литературный язык. В целом Маяковскому чуждо «самовитое слово», разрывающее связи с социальной реальностью. Отбор слова в поэзии Маяковского определялся темой, слово следовало за вещью, явлением, а не явление за словом.

2. Подобно русским гражданским лирикам Державину и Некрасову, Маяковский усиливает риторическое звучание своей поэзии. Его риторика имеет общность и с античной. Цицерон, Тит Ливий брали свою ругань у представителей социальных низов, «и этим Маяковский связан с ними к величайшей чести его. Характерна для него и демагогичность<…>. Таким образом, Маяковский на русской почве, в новой форме , в другой обстановке внес в поэзию риторизм, который до него был очень мало представлен. И в этом его заслуга неоспорима»[95]. Отсюда так значима у Маяковского тема поэта и поэзии, одна из двух его основных тем. Вторая и основная его тема – провозглашение живой жизни в социальных низах, где нет и не может быть ничего устойчивого: «силен, жив и может творить только тот, кто устойчивого места не занимает» [96]Риторической бранью Маяковского наполнены инвектива «Нате!» и его сатирические гимны (антигимны).

3. Огромна роль метафоры в поэзии Маяковского. Ю. Олеша, создавший огромное количество свежих и поэтичных метафор, назвал Маяковского королем метафоры. «Я несколько раз предпринимал труд по перечислению метафор Маяковского. Едва начав, каждый раз я отказывался, так как убеждался, что такое перечисление окажется равным перечислению всех его строчек»[97]. Не меньшую роль играют в поэтике Маяковского гиперболы, антитезы, оксюмороны, которые порой удивительно переплетаются.

4. У Маяковского есть силлабо-тонические размеры, но уже в ранней поэзии появляется тонический акцентный стих. В акцентном стихе метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно. Наиболее распространенные размеры -- трех- и четырехударник. Этим стихом (трех- и четырехударником) написана поэма «Облако в штанах». Именно Маяковский внедряет в русскую поэзию акцентный стих.

5. Очень много Маяковский работал над рифмой. Он рифмовал всегда наиболее важное в смысловом отношении слово. Его заслуга -- изобретение неточных, свежих, зачастую составных рифм.

Периодизация. В творчестве Маяковского выделяют два периода – до- и послереволюционный.

Творчество первого этапа. С 1911 г. Маяковский -- участник группы молодых поэтов и художников — кубофутуристов[98], один из ее лидеров, деятельный участник их сборников, публичных выступлений в разных городах России.

Самые ранние стихи Маяковского 1912—1913 годов „Ночь", „Ут „Порт", „Из улицы в улицу" и другие соответствовали эстетическим нормам русского кубофутуризма, теоретические положения которого содержались в манифесте „Пощечина общественному вкусу" (1912). Как кубофутурист поэт ориентировался и на индивидуализм лирического героя, и на восприятие языка как средства выражения собственной творческой личности прежде всего, и на приоритет вещного, предметного мира, и эпатирующую антиэстетику, и на футуристическую философию, и на нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности. При этом Маяковского от футуристов отличали те нравственные критерии, которые всегда были характерны для русского писателя: отрицая классическое наследие, Маяковский тем не менее заявил в своей поэзии тему сострадания, отзывчивости на боль ближнего („Послушайте!", 1914; «Мама и убитый немцами вечер", 1914). В трагедии 1913 г. „Владимир Маяковский" герой-поэт готов принести себя в жертву ради спасения людей от страданий.

Образ лирического героя. Герой раннего Маяковского -- бун1арь-романтик, мятежник, убежденный в своем праве выступать от имени „уличных тыщ", ниспровергатель устоев мироздания. В то же время этот герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей. В стихотворном цикле „Я" (1913) лирический герой, делая заявку на сверхличность, которой все человечеческое чуждо („идет луна — / жена моя", „Я люблю смотреть, как умирают дети»), вместе с тем переживает душевную боль („Это душа моя / клочьями порванной тучи / в выжженном небе / на ржавом кресте колокольни!», «Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека"). В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание быть понятым и получить от мира сочувствие („Скрипка и немножко нервно", 1914). Его протест против современных социальных[ и моральных норм („Нате!", 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «ораненного, загнанного героя» („От усталости», 1913). Можно сказать, что лирический герой, Маяковского одновременно эпатирует и страдает.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

я неделя... Л Введение Общая характеристика символизма с с... Пз Творчество К Д Бальмонта и русский символизм с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В.В. Маяковский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
1-я неделя Л-1. Общая характеристика современного литературного процесса, "возвращенной" и "задержанной" литературы, постмодернизма. /2/, с.7...23; /5/, с.5...7.

Художественные тексты
1. Основная литература Айтматов Ч. Белый пароход. Аксенов В. Москва ква-ква. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Пролетный гусь. Ахмадулина Б

А.Т. Твардовский
(8/21. VI.1910, деревня Загорье Смоленской губернии — 18.ХП.1971, Красная Пахра Московской области; похоронен в Москве).. С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовск

Современная беллетристика
Беллетристика – термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня. В. Белинский понимал под беллетристикой «легкое чтение», противоп

Идейно-художественное своеобразие неореалистического литературного течения
Неореализм («синтетизм») - литературное течение, существовавшее в России в 1900-1930-е гг. и в странах, где творили русские писатели-эмигранты, с 1917 по 1930-е гг. К

В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг.
Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-эксперимент

Биография Е.И Замятина
Замятин Евгений Иванович (1884, Лебедянь – 1937, Париж ) – прозаик, драматург, сценарист, критик, публицист. Замятин признавался в письме от 20.VI.1926 г. сибирскому поэту И.Е.Ерошину: «Мне всегда

Биография М.М. Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович (1873 г., имение Хрущево близ г. Ельца Орловской губернии -- 1954, Москва) – прозаик, публицист. В середине 1890 -- начале 1900-х гг., учась в Рижском политехнику

Биография И.С. Шмелева[47].
Шмелев Иван Сергеевич (1873, Москва -- 1950, Бюсси-ан-От, Франция) – прозаик, публицист. Семья Шмелевых (его отец был богатым подрядчиком) отличалась патриархальностью, патриотизмом, религиозностью

Идеология, тематика, проблематика, типы героев неореализма
  На переломе конца XIX - начала ХХ вв. в русском искусстве слова велся напряженный поиск новой картины мира и концепции человека. Пришвин и Чапыгин испытали влияние со стороны и писа

Послушайте!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки

Вот так я сделался собакой
Ну, это уже совершенно невыносимо. Весь, как есть, искусан злобой. Метафора Злюсь не так, как могли бы вы: как собака, лицо луны гололо

Из диссертации П.Е.Спиваковского «Формы отражения жизненной реальности в эпопее А.И.Солженицына «Красное Колесо»» (М., 2000).
«Н.А.Струве, говоря об изображении Солженицыным Самсоновской катастрофы 1914 года, подчеркивал: «Может быть, нигде “Август”[136] не вызвал такого безоговорочного одобрения, как в военных кругах рус

Выстрелил! дважды!! в корпус» — 63.
Глава 65о Петре Аркадьевиче Столыпине, который был саратовским губернатором и затем возвысился до министра иностранных дел и премьер-министра, доверенного лица императора. Размышлени

В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?
3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой». 4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм?

Вне протяжения жило Лицо.
<1908 - 1909> 3.Многое из задуманного символистами и футуристами ока­залось утопией (мечта о Вечной женственности). Но модернисты потеснили реализм. Модернизм жив и

Периодизация творчества, общая характеристика основных этапов, сборников, циклов.
Обобщая свой творческий путь, Блок выделял в нем периоды мистической «тезы» (1900-1903, центральный образ Прекрасной Дамы), скептической «антитезы» (1904-07, Снежная Маска, Незнакомка, «красавиц

Поэт не выносит равнодушия со стороны общества, его общественная поэзия должна иметь какой-нибудь отклик).
Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет. 1911 - 6 февраля 1914 (с.595). В последн

В степи грустят стога.
В первой строфе показано настоящее в жизни России. С помо­щью ассонанса на «а», самого широкого гласного звука, нарисован об­раз бескрайних просторов России. Река и стога сена — таково блоков­ское

Лекция на тему: "Петербург" А.Белого как неомифологический роман
Данная страница удалена по требованию автора

Проза второй половины 20-х гг.
Данная страница удалена по требованию автора

Художественный мир романа
Произведение -- жанровый уникум, как "Фауст", "Мастер и Маргарита". Это - лиро-эпический роман, план которого содержится в "Сти­хотворениях Юрия Живаго", в которых зву

Поэтика модернистского романа
Это роман-миф, выражающий исторический опыт России в универсальных категориях. Особый вариант книги Бытия, произведение о вечных проблемах. В романе соединены два принципа — эпический, выраженный в

Понимание истории и особенности конкретного художественного времени
Понимание истории как процесса органического, близкого природе, у Пастернака оригинально, а в трактовке роли личности в истории он близок автору "Войны и мира". В романе переданы

Образы главных героев
Пастернак писал об образе главного героя: «Герой — Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки» (в журнальной публикации стихотворений Юрия Живаго

Мировоззрение героя
Вначале он — сторонник революции и социализма. Революция 1917 г. связывается Живаго, служащим в военном госпитале в Мелюзеево, со стихией свободы. Она для него — сотворение нового мира. «Сошлись

Художественные тексты
Основная литература Айтматов Ч. Плаха. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь. Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.

Л-10, 11. Социально-нравственные искания писателей-деревенщиков 60-80-х гг.
  Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Он пришел в литературу вместе с В.

Проза В.П. Астафьева
Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, л

Творчество Ч.Айтматова
  Чингиз Айтматов (род. в Киргизии в 1928 г.) -- представитель старшего поколения современных литераторов, билингв, одинаково хорошо пишущий на двух языках — родном, киргизском, и рус

Творчество Ю.В.Трифонова
“Юрий Трифонов — наш главный и неистовый воитель против всех видов приспособленчества. Если в исторической прозе он сосредотачивается на художественном исследовании корней и разнообразных типов пол

Л-15 Поэзия И.Бродского
В “Большой элегии Джону Донну” (1963) И. Бродский воссоздает не образ поэта, а образ его поэзии. Отсюда возникает центральный образ сна, охватившего вселенную: со смертью поэта-метафизика останавли

Л 18 Постмодернизм как литературное направление
  Постмодернизм - многозначный комплекс философских, эпистемологических (гносеологических), научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Это и характеристика опреде

Интертекстуальность у В.Сорокина
««Тургенев, Бабаевский, Набоков и Ерофеев предстают перед нами как братья по дискурсу, как персонажи истории единой и неразрывной русской литературы. Это ценный нравственный опыт, очувствованные, в

В.Сорокин изгоняет беса символа и метафоры
С достигает асемантизации и асимволизации прозы: Строит сюжет как последовательность очень внятных событий с совершенно невнятными мотивами, применяет деконструкцию. В «Г с» не ясны

В.Курицын о Т.Кибирове
«Одним из исследователей высказано мнение /25,218/, что именно эта интонация иpоничного восхищения опpеделила поэтику Тимуpа Кибиpова, самого, очевидно, популяpного поэта сеpедины девяностых /начин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги