рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Мировоззрение героя

Мировоззрение героя - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Вначале Он — Сторонник Революции И Социализма. Революция 1917 Г. Связывается ...

Вначале он — сторонник революции и социализма. Революция 1917 г. связывается Живаго, служащим в военном госпитале в Мелюзеево, со стихией свободы. Она для него — сотворение нового мира. «Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания. Что-то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов», — делится своим восторгом с Ларой Антиповой Живаго (I, c.94). Социализм ему представляется морем гениализированной, творческой жизни. “Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости <…>” (II, 108), — в устах врача такая оценка Октября — высшая похвала. Однако уже в начале гражданской войны наступает охлаждение: “насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром”, — убежден он (II, 149). Живаго отрицает марксизм как науку. Оказавшись против воли в партизанском отряде Ливерия Микулицына, Живаго занял позицию над схваткой. Он видел, что гражданская война в России — абсурд, так как у воюющих общие духовные ценности (90-й псалом, зашитый в ладанки партизана-телефониста и раненного Живаго юноши-белогвардейца). Во время пребывания в партизанском отряде окончательно проясняется гуманная позиция Живаго: за одни толки о грядущем счастье “заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства” (III, 127). Раскаиваются в совершенных ими убийствах и партизаны. Один из них, Памфил Палых, чуть не сошел с ума из-за того, что убил во время войны мальчишку-кадетика. Живаго бежал от партизан после окончания гражданской войны.

Еще до того как он попал к партизанам, он жил в Варыкино, имении под Юрятином, занимаясь сельским хозяйством, не служил, не лечил и не писал стихов. Он разочаровался окончательно в советской власти из-за “господствующего в наши дни духа трескучей фразы, получившего такое распространение, .. заря грядущего, светочи человечества. Послушать это, и поначалу кажется, — какая широта фантазии, какое богатство! А на деле оно именно и высокопарно по недостатку дарования”. Этим фразам Живаго противопоставил вечные моральные ценности: честный труд, долг, обычаи повседневности (III, 95). “ Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны” (III, 103). Понимание жизни Живаго близко толстовской концепции живой жизни. Пастернак, а вместе с ним и Живаго поэтизирует жизнь в Варыкине, в которой герой, подобно Богу, творит из ничего, на пустом месте, свою домашнюю идиллию: “Какое счастье работать на себя и семью с зари до зари, сооружать кров, возделывать землю в заботе о пропитании, создавать свой мир, подобно Робинзону, подражая творцу в сотворении вселенной, вслед за родной матерью производя себя вновь и вновь на свет!” (III, 91) — из записей Живаго. Подобная радость от труда на земле близка радости Константина Левина и самого Л.Толстого, занимавшегося в Ясной Поляне физическим трудом. Оптимистично и отношение Живаго к искусству: «…искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования», — думает герой, расставшись с Ларой навсегда, оплакивая в стихах свою утрату (IY, 70).

Гуманность Живаго проявляется и в отношении к людям, в сострадании и любви к падавшим, оступавшимся (такова Лара). Только им вполне доступна красота жизни. Это помогает понять, почему большое место занимает в романе образ Марии-Магдалины в его триединстве красоты-женщины-жизни.

Эта героиня — двойник Лары Антиповой, наряду с Евой, подобно тому как двойники Юрия Живаго — Адам, Христос, Георгий Победоносец, Гамлет, Фауст. Автор достигает больших обобщений, показывая в лице гармоничной пары, Юрия и Лары, современных Адама и Еву, находящихся в конце истории: “Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим. И плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем” (III, 165). “Каждый родится Фаустом, чтобы все обнять, все испытать, все выразить” (из записей Живаго, ср. с “Мастером и Маргаритой”).

Гамлетовское начало в образе героя. "У Живаго больше ко­лебаний и сомнений, <...> чем законченных ответов. В этих колебаниях не слабость Живаго, а его интеллектуальная и мо­ральная сила. У него нет воли, если под волей подразумевать способность не колебаться, принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однознач­ных и непродуманных решений.

Воля в какой-то мере - это заслон от мира. Живаго-Пастер­нак приемлет мир, каким бы он ни был жестоким в данный момент." Даже бедствуя в Москве, опустившись, Живаго пишет книги по философии, религии, медицине, которые содержали в себе мысли спорные, но «всегда живые и оригинальные», пользовались успехом. Он сохраняет свой оптимизм, жажду жизни, жажду совершенства (еще один толстовский мотив), чего-то высшего. Затем он испытывает новый творческий подъем, пишет статьи и стихи. В сцене прощания с телом 36-летнего, умершего от сердечного приступа Живаго звучит мысль о бессмерии души Юрия Андреевича, который будет жить в памяти любящих его Лары и брата Евграфа Живаго. Этим Живаго отличается от Павла Антипова-Стрельникова, наделенного сильной волей и напоминающего Раскольникова в своем стремлении к сверхчеловеческому.

Но существует и отличие автора и героя: "<...> сам Пас­тернак далеко не безволен, ибо творчество требует громадных усилий воли". Может быть, и сам доктор Живаго безволен "только в одном - в своем ощущении громадности совершающихся помимо его воли событий, в которых его носит и метет по всей земле. Образ вьюги, неостановимой и пронизывающей, так бли­зок Пастернаку и Блоку в описаниях революции.

События революции - это некая данность, не подлежащая обычной оценке. Событий нельзя избежать". В них "вмешаться можно, но их нельзя поворотить" [Лихачев].

Антипод Живаго, Антипов-Стрельников, хочет активно влиять на историю. Ему, в отличие от Живаго, присущи сильная воля и решительность. Но он терпит поражение во всех областях жизни (в политической – он разделяет социалистические идеи, но его ищут по ложному доносу; в личной он утрачивает семью, и Лара становится подругой другого; в профессиональной – меняет мирную профессию педагога на жестокую, кровавую – военного деятеля). Причина трагедии А-С, закончившейся его самоубийством, в складе его мировоззрения. Он, как и большевики, которым герой служит, упрощает, схематизирует жизнь и поэтому действует во имя абстрактных классовых категорий и целей. Лара об этом: «Мировой пролетариат, переделка вселенной, это другой разговор, это я понимаю. А отдельное двуногое вроде жены там какой-то, это так, тьфу, последняя блоха или вошь» (III, 105). Такая постановка проблемы обнаруживает в мивоззрении А-С сходство с теорией Раскольникова (ср.: Расстрельников-Раскольников). А-С претендует на роль сверхчеловека и пренебрегает человеческими чувствами ради надчеловеческих целей. Сложность отношения А-С к семье также напоминает взаимоотношения героев Достоевского. Лара о муже: «У него от избытка чувств такое задумано! Ему надо все эти военные лавры к нашим ногам положить, чтобы не с пустыми руками вернуться, а во всей славе, победителем! Обессмертить, ослепить нас! Как ребенок!» (III, 105). Трагедия и внутренняя раздвоенность А-С в том, что он действительно стал почти сверхчеловеком, Рыцарем революции, руководствуясь чувствами человеческими (страстной любовью к Ларе, стремлением отомстить за ее поруганную юность, желанием самоутвердиться в ее глазах). С действует из чистых побуждений, но его методы – жестокость, насилие. И он меняется. Лара о своем впечатлении от мужа, увиденного ею в годы гражаданской войны: «То же красивое, честное, решительное лицо… И все же одну перемену я отметила, и она встревожила меня, точно что-то отвлеченное вошло в этот облик и обесцветило его. Живое человеческое лицо стало олицетворением, принципом, изображением идеи… Я поняла, что это следствие тех сил, в руки которых он себя отдал, сил возвышенных, но мертвящих и безжалостных, которые и его когда-нибудь не пощадят» (III, 164; выделено мною. – Т.Д.). (Ср. с поэмой «Высокая болезнь», напечатанной в 1923 г.: в ней Ленин сравнивается с «молньей шаровой», «грозы влетающим комком», «ядром, не властным не рваться», «выпадом на рапире» -- вторая часть этих сравнений обозначает явления природы, орудия военной техники, человеческие действия, несущие смерть). Пророчество Лары сбывается: знания и талант военного деятеля А использовали тогда, когда советская власть была в опасности, затем его начали преследовать, и он бежал с Дальнего Востока, скрывался. В предсмертном откровенном разговоре А-С с Юрием Живаго звучит самый суровый в романе приговор революции, потому что его произносит ее верный Рыцарь: «мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, <…> оказались еще большими мучениками, чем они» (IY, 73). Получается, что мучаются в романе как интеллигенты, не принимающие революцию, так и интеллигенты, вершащие ее. Кроме того, из этого признания А-С ясно, что и он, как Живаго, бессилен изменить ход истории. При этом данные герои не только противопоставлены, но и сопоставлены, т.к. оба любят Ла­ру.

Ее образ во многом символичен, он связан с природой и Россией, воплощает влекущую красоту и женственность. В ней покоряют естественность мыслей и поведения, свобода. Не слу­чайно она под стать Юрию. Они составляют в романе гармоничную пару, в основе чувства которой их внутренняя близость. Лара о сходстве своих интересов с интересами Живаго: «Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимаем. А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара, <...> это не по нашей части» (IY, 98). Роман же ее с Антиповым головной (аллегория: Россия и революция). Как и Юрий, Лара, вначале принявшая революцию, затем разочаровывается в ней. Лару, очевидно, арестовывают в 30-е гг.

Природа в романе обожествлена, она - некое чудо, живое, как и стихи Живаго. Вечно возрождающаяся природа олицетворя­ет историю и Россию, хотя последняя и полна двойственности. В единстве природы и истории Пастернак на первое место ста­вит природу.

Главный итог размышлений Живаго - любовь к России, осознание неизбежности случившегося. В романе есть интертекстуальные связи с "Евгением Онегиным": в конце появляется дочь Юрия Живаго и Лары Таня Ларина. Будущее России в Тане Лари­ной, образ которой вызывает противоречивые ощущения. Это горькие мысли о деградации России на новом историческом этапе (размышления друга Живаго Гордона: "так русское просвещение стало русской революцией"). Но есть и надежда на то, что "силу подлости и злобы одолеет дух добра" (строки из стихотворения "Нобелевская лекция", 1959).

Хотя образы доктора Живаго, Лары, Антипова-Стрельникова завершают традиционный ряд героев Пушкина, Достоевского, Л.Толстого, сам роман, наряду с "Петербургом" А.Белого и «Мастером и Маргаритой» М. Булгакова, остается удивительным экспериментальным созданием модернистской прозы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

я неделя... Л Введение Общая характеристика символизма с с... Пз Творчество К Д Бальмонта и русский символизм с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мировоззрение героя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
1-я неделя Л-1. Общая характеристика современного литературного процесса, "возвращенной" и "задержанной" литературы, постмодернизма. /2/, с.7...23; /5/, с.5...7.

Художественные тексты
1. Основная литература Айтматов Ч. Белый пароход. Аксенов В. Москва ква-ква. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Пролетный гусь. Ахмадулина Б

А.Т. Твардовский
(8/21. VI.1910, деревня Загорье Смоленской губернии — 18.ХП.1971, Красная Пахра Московской области; похоронен в Москве).. С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовск

Современная беллетристика
Беллетристика – термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня. В. Белинский понимал под беллетристикой «легкое чтение», противоп

Идейно-художественное своеобразие неореалистического литературного течения
Неореализм («синтетизм») - литературное течение, существовавшее в России в 1900-1930-е гг. и в странах, где творили русские писатели-эмигранты, с 1917 по 1930-е гг. К

В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг.
Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-эксперимент

Биография Е.И Замятина
Замятин Евгений Иванович (1884, Лебедянь – 1937, Париж ) – прозаик, драматург, сценарист, критик, публицист. Замятин признавался в письме от 20.VI.1926 г. сибирскому поэту И.Е.Ерошину: «Мне всегда

Биография М.М. Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович (1873 г., имение Хрущево близ г. Ельца Орловской губернии -- 1954, Москва) – прозаик, публицист. В середине 1890 -- начале 1900-х гг., учась в Рижском политехнику

Биография И.С. Шмелева[47].
Шмелев Иван Сергеевич (1873, Москва -- 1950, Бюсси-ан-От, Франция) – прозаик, публицист. Семья Шмелевых (его отец был богатым подрядчиком) отличалась патриархальностью, патриотизмом, религиозностью

Идеология, тематика, проблематика, типы героев неореализма
  На переломе конца XIX - начала ХХ вв. в русском искусстве слова велся напряженный поиск новой картины мира и концепции человека. Пришвин и Чапыгин испытали влияние со стороны и писа

В.В. Маяковский
  Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стих

Послушайте!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки

Вот так я сделался собакой
Ну, это уже совершенно невыносимо. Весь, как есть, искусан злобой. Метафора Злюсь не так, как могли бы вы: как собака, лицо луны гололо

Из диссертации П.Е.Спиваковского «Формы отражения жизненной реальности в эпопее А.И.Солженицына «Красное Колесо»» (М., 2000).
«Н.А.Струве, говоря об изображении Солженицыным Самсоновской катастрофы 1914 года, подчеркивал: «Может быть, нигде “Август”[136] не вызвал такого безоговорочного одобрения, как в военных кругах рус

Выстрелил! дважды!! в корпус» — 63.
Глава 65о Петре Аркадьевиче Столыпине, который был саратовским губернатором и затем возвысился до министра иностранных дел и премьер-министра, доверенного лица императора. Размышлени

В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?
3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой». 4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм?

Вне протяжения жило Лицо.
<1908 - 1909> 3.Многое из задуманного символистами и футуристами ока­залось утопией (мечта о Вечной женственности). Но модернисты потеснили реализм. Модернизм жив и

Периодизация творчества, общая характеристика основных этапов, сборников, циклов.
Обобщая свой творческий путь, Блок выделял в нем периоды мистической «тезы» (1900-1903, центральный образ Прекрасной Дамы), скептической «антитезы» (1904-07, Снежная Маска, Незнакомка, «красавиц

Поэт не выносит равнодушия со стороны общества, его общественная поэзия должна иметь какой-нибудь отклик).
Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет. 1911 - 6 февраля 1914 (с.595). В последн

В степи грустят стога.
В первой строфе показано настоящее в жизни России. С помо­щью ассонанса на «а», самого широкого гласного звука, нарисован об­раз бескрайних просторов России. Река и стога сена — таково блоков­ское

Лекция на тему: "Петербург" А.Белого как неомифологический роман
Данная страница удалена по требованию автора

Проза второй половины 20-х гг.
Данная страница удалена по требованию автора

Художественный мир романа
Произведение -- жанровый уникум, как "Фауст", "Мастер и Маргарита". Это - лиро-эпический роман, план которого содержится в "Сти­хотворениях Юрия Живаго", в которых зву

Поэтика модернистского романа
Это роман-миф, выражающий исторический опыт России в универсальных категориях. Особый вариант книги Бытия, произведение о вечных проблемах. В романе соединены два принципа — эпический, выраженный в

Понимание истории и особенности конкретного художественного времени
Понимание истории как процесса органического, близкого природе, у Пастернака оригинально, а в трактовке роли личности в истории он близок автору "Войны и мира". В романе переданы

Образы главных героев
Пастернак писал об образе главного героя: «Герой — Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки» (в журнальной публикации стихотворений Юрия Живаго

Художественные тексты
Основная литература Айтматов Ч. Плаха. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь. Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.

Л-10, 11. Социально-нравственные искания писателей-деревенщиков 60-80-х гг.
  Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Он пришел в литературу вместе с В.

Проза В.П. Астафьева
Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, л

Творчество Ч.Айтматова
  Чингиз Айтматов (род. в Киргизии в 1928 г.) -- представитель старшего поколения современных литераторов, билингв, одинаково хорошо пишущий на двух языках — родном, киргизском, и рус

Творчество Ю.В.Трифонова
“Юрий Трифонов — наш главный и неистовый воитель против всех видов приспособленчества. Если в исторической прозе он сосредотачивается на художественном исследовании корней и разнообразных типов пол

Л-15 Поэзия И.Бродского
В “Большой элегии Джону Донну” (1963) И. Бродский воссоздает не образ поэта, а образ его поэзии. Отсюда возникает центральный образ сна, охватившего вселенную: со смертью поэта-метафизика останавли

Л 18 Постмодернизм как литературное направление
  Постмодернизм - многозначный комплекс философских, эпистемологических (гносеологических), научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Это и характеристика опреде

Интертекстуальность у В.Сорокина
««Тургенев, Бабаевский, Набоков и Ерофеев предстают перед нами как братья по дискурсу, как персонажи истории единой и неразрывной русской литературы. Это ценный нравственный опыт, очувствованные, в

В.Сорокин изгоняет беса символа и метафоры
С достигает асемантизации и асимволизации прозы: Строит сюжет как последовательность очень внятных событий с совершенно невнятными мотивами, применяет деконструкцию. В «Г с» не ясны

В.Курицын о Т.Кибирове
«Одним из исследователей высказано мнение /25,218/, что именно эта интонация иpоничного восхищения опpеделила поэтику Тимуpа Кибиpова, самого, очевидно, популяpного поэта сеpедины девяностых /начин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги