рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проза В.П. Астафьева

Проза В.П. Астафьева - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА Важнейшая Особенность Творчества В.п.астафьева -- Слияние Личностного ...

Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, лиризмом. В каждом из них поставлена сложнейшая проблема: человек и мир, человек в мире. Творя по канонам русской классики, А утверждал вечную связь человека и природы, но его творчество шире «деревенской прозы». Наряду с его изумительными книгами "Ода русскому огороду", "Последний поклон", "Царь-рыба", в историю русской литературы вошли и "Пастух и пастушка","Зрячий посох", «Затеси», «Людочка», относящиеся к «военной прозе» и к другим темам.

Какова концепция человека у писателя? Он находит комбинацию в современной жизни двух типов русской классики – «естественного» и «маленького» человека. Это его добрые, терпеливые и совестливые герои, обычно близкие к природе -- бабушка, Аким, офицеры из ранних пасторалей, милиционер Леонид Сошнин, Людочка, Данила Солодовников из последних произведений. Они-то и запомнились читателям прежде всего. По мнению писателя, современная русская нация, утратив свою национальную идею, сохранила свои исконные черты: «терпеливость, выносливость»[268]. Вместе с тем, по мнению А, много размышлявшего о тайнах русской души, русский человек -- «бездна, где столько тьмы и света»[269]. Есть у А и характерные для «деревенщиков» типы хранителя народных устоев, ребенка и «вольного человека», присутствует и ситуация возвращения к родным пенатам интеллигента, переехавшего в город из деревни.

Мировоззрение. Патриотизм и морализаторство, отстаивание консервативных этических ценностей (прежде всего трудолюбия); противоречивость, обусловленная эпохой, выработавшей его характер.

Любовью к русской земле и русскому народу пронизаны "Последний поклон" и «Царь-рыба». Привязанность к «малой родине» проявилась и в прозе и в завещании писателя: Астафьев просил, чтобы не переименовывали его родное село («Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей»)[270].

Вместе с тем этот патриот-почвенник высказывался за единое всемирное государство и всемирный единый язык, иначе европейские, славянские нации будут сметены огромными мусульманским, китайским, негритянским мирами[271].

«Трудно найти еще такого же пламенного реакционера, защищающего вечные консервативные ценности от современной цивилизации. Разве его "Людочка", "Кража", "Конь с розовой гривой" и даже "Печальный детектив" это не горькое повествование о том, что теряет человек, разрывая с традициями своего народа? Вот уж кто никогда не был ни космополитом, ни интернационалистом в своей художественной прозе, <…> что и прорывалось в его рассказах и письмах», -- утверждает Бондаренко. Справедливы ли эти слова? Защитником консервативных ценностей А являлся, а реакционером не был, иначе в годы перестройки этот почвенник-вольнодумец не стал бы антикоммунистом, а он им стал, так как считал коммунизм наносным явлением в истории России [272].

«Чего вы дергаетесь? Работы нет? -- – Работы на земле, между прочим, полно», -- утверждал А в одном из своих последних интервью[273]

Эстетика. Приверженность традициям реализма в раннем и зрелом творчестве, усиление натуралистичности в последних произведениях. В них у этого наследника Тургенева появляется даже табуированная лексика. А-писатель стремился воспитать литературных последователей. «Он, может быть, был одним из немногих известных писателей, который умел и желал дружить с молодыми соратниками», -- вспоминает Бондаренко, которому повезло: его открыл на совещании молодых писателей А и поддерживал его творческие начинания.

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г., скончался в 2001 г. в с.Овсянка Красноярского края. Он прошел трудную жизненную школу: детский дом, учеба в ФЗО, в 1942 г. ушел добровольцем на фронт, затем ранение, работа грузчиком, составителем поездов, чернорабочим, слесарем, литейщиком, сотрудником газеты. Первый рассказ на тему войны ("Гражданский человек", позднее "Сибиряк") написал в 27 лет, не имея среднего образования. Единственными его университетами была жизнь и двухгодичные Высшие литературные курсы в Москве.

Первая книга Астафьева - сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Рассказ остался главным жанром в эпическом творчестве писателя. По мнению Астафьева, рассказ ближе всего стоит к живописному народному слову. Малые эпические формы у Астафьева объединяются в циклы. Таковы "Затеси" (сборник лирических миниатюр), "Последний поклон" и "Царь-рыба", имеющие подзаголовки "повествование в рассказах" (ср. с “повествованием в отмеренных сроках” у Солженицына). Циклизация рассказов или повестей - один из способов образования жанров повести или романа в русской литературе 60-80-х гг. Из нескольких повестей созданы романы Ю.Бондарева "Берег", А.Битова "Пушкинский дом". Как и у Астафьева, у Бондарева и Битова повествование объединяется с помощью главного, как правило, автобиографического героя. В "Последнем поклоне" (1968-1978) это мальчик Витя Потылицын (фамилия бабушки писателя). С появлением рассказов этого цикла критика стала относить А к «деревенщикам».

"Последний поклон" - самая заветная книга Астафьева: о нем самом, о его детстве, о родителях, бабушке и дедушке, людях сибирской деревни Овсянки. Принципом циклизации рассказов является здесь ведущая тема развития личности, познающей людей и окружающий мир. Эпически масштабный колоритный образ бабушки героя Катерины Петровны, хранительницы народных устоев, к концу повествования вырастает в символ народной России, нации. А исповедь героя становится исповедью его поколения.

Как и у многих современников Астафьева, в его творчестве особое развитие получил жанр повести. Повести "Где-то гремит война" (законченный фрагмент из "Последнего поклона", где показано завершение отрочества Виктора Потылицына в трудную зиму 1941-1942 гг.), "Звездопад" (1960-72), "Пастух и пастушка. Современная пастораль" (1967; 1989) - история молодого челове­ка, переживающего суровые испытания в условиях войны. В этих социально-психологических повестях человек очерчен конкретно-исторически; сильны лиризм и напряженность монолога, в кото­ром сливаются голоса автора и героя, т.е. возникает, по М.М.Бах­тину, двуголосое слово. "Я люблю родную страну свою... В яркие ночи, когда по небу хлыщет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам" ("Звездопад"). В повести "Пастух и пастушка" Астафьев слил воедино реалистическое повествование с особенностями романтического письма, традицией сентиментализма и условностью, символикой, идущими от культуры Древней Руси. Названия трех глав повести «Бой», «Свидание», «Успение» напоминают своей обобщенностью названия древнерусских икон.

"Царь-рыба" (1972-1975, Государственная премия СССР 1978) не собственно повесть, но и не цикл рассказов. Это произве­дение эпической формы, вобравшее в себя большой жизненный материал: быт обитающих на великих сибирских реках и в лесах рыбаков и охотников, заброшенных поселков и умирающих деревень, браконьеров, геологов, сельской интеллигенции. Но главное в произведении - философско-нравственные и социально-нравственные проблемы. Повествование в "Царь-рыбе" объединяет в себе разные жанрово-стилевые начала: поэтичные зарисовки северной тундры и сибирской тайги, красивых рыб и цветов (в «Затесях» и птиц, одна из затесей называется «Сойки не стало»), напоминающие стихотворения в прозе; иные главы написаны в жанре охотничьего рассказа и повествуют о промысловой охоте в тундре ("Бойе"), о поединке человека с медведем или рыбой. В произведении есть и сатирические очерки о браконьерах, и лирический рассказ о брате повествователя Коле, рано изработавшемся и ушедшем из жизни, и остросюжетное в духе Д.Лондона повествование о таежной робинзонаде главного героя Акима и спасенной им студентки Литинститута москвички Эли.

Картина мира. Это человек в природе и социуме, пантеизм. Подобно М.Пришвину и В.Шишкову, Астафьев показывает взаимоотношения человека с природой, но находит свой поворот проблемы. Мир природы в изображении Астафьева "прекраснейший и грозный", существовавший тысячи лет до человека. В «Затеси» «Свеча над Енисеем» с помощью метафоры березка-свеча сакрализуется природа.

1. Как и Айтматов, Астафьев обращает внимание прежде всего на моменты дисгармонии в этих взаимоотношениях, на то, что современный человек хищнически, не по хозяйски истребляет природную среду: "Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга все так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только внимешь ее могуществу, почув­ствуешь ее космическую пространственность и величие" [Астафьев, 1989, с.186]. Ср. с затесью «Ночное пространство», где нарисована ночь в тайге, тишь, красота. Писатель полемизирует тем самым с горьковско-платоновской концепцией человека-преобразователя и покорителя природы.

2. Природа в "Царь-рыбе" не только врачеватель человеческих душ, именно в природной среде, как точно заметила В.А.Апухтина, проявляется истинная суть человека, возможно, скрытая "в обычных условиях человеческого общежития" [Статьи о русской литературе, с.430].

Героев произведения можно разделить на две группы: "с одной стороны - люди, страстно влюбленные в природу (повествователь, Аким, бескорыстные инспекторы рыбнадзора), с другой – бездуш­ные потребители природы: "транзисторщики пустоглазые", браконьеры (Командор, ссыльный бандеровец рыбак Грохотало, "образцовый" Игнатьич и др.) и современные супермены, подобные Гоге Герцеву" [см.: А.П.Герасименко // Метченко и др., с.55]. Последним даровано авторское наказание в виде гибели их самих (Герцев) или их близких (Командор).

3. Как Пришвин и Айтматов, Астафьев заостряет родственную связь человека с миром природы благодаря творчески обработанным в "Царь-рыбе" русским и эвенкийским поверьям и заговорам. В рассказе "Бойе" художественно выразительна легенда о шаманке, напоминающая предание о прекрасной тунгуске Синиль­ге из романа Шишкова "Угрюм-река". Легенда имеет нравственно-философский смысл: борьбу за охотника Кольку ведут силы зла (шаманка) и добра (дух погибшей собаки Бойе, и после смерти спасающий своего хозяина). Таким образом нельзя признать спра­ведливым следующее утверждение В.К.Сигова: речь здесь идет не о мистике [Сигов].

4. Как раз напротив: природный мир в представлениях Астафьева наделен и мистическим началом и своеобразным нравственным чувством, "справедлива, мудра, терпелива наша природа", - уверяет писатель. (В затеси «Худого слова и растение боится» медуница, оскорбленная хозяином, перестает расти и вновь тянется к солнцу после того, как он попросил у нее прощения.) Уничтожение человеком животных, птиц, рыб оправдано лишь тогда, когда он добывает необходимую для поддержания существования пищу, защищает свою жизнь, мстит за павшего (так Аким убивает медведя, задравшего ни в чем не повинного напарника героя). А удача на охоте или рыбной ловле даруется не только сильным, мужественным и умелым, но также и тем, чьи души не отягчены большими грехами. Это ярко показано в одной из наиболее сильных в идейном и художественном отношениях глав - рассказе, который дал название и всему произведению - "Царь-рыбе".

В этом рассказе, внешне напоминающем знаменитый рассказ Э.Хемингуэя "Старик и море", исход поединка могучего красавца-осетра, метонимически замещающего всю сибирскую природу, и браконьера Игнатьича определяется давним заветом, слышанным Игнатьичем от дедушки: "<...> ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжи­тесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу. От­пушшайте, отпушшайте!.. Ненадежно дело варначье" [Астафьев, с.269].

Отличие от Хемингуэя в этой сцене состоит в обостренном чувстве нравственности, проблеме преступления и наказания. Молнией мелькнуло в памяти Игнатьича воспоминание о надру­гательстве, которому он подверг в молодости свою невесту Глаш­ку Куклину, и теперь за него следует возмездие от лица природы, которая "тоже женского рода". Гигантский осетр, мечта всей жизни любого рыбака, израненный самоловом, все же срывается с крючков и уходит в пучину Енисея. ""Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" - молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе - от какого-то, еще не пости­гнутого умом, освобождения" [там же, с.272-273]. Чудом уцелев­ший Игнатьич навсегда расстанется с браконьерством. "Таким об­разом, ситуация с царь-рыбой воспринимается и как притча о вине, расплате и спасение через покаяние", - пишет А.П.Гера­сименко [Герасименко, с.157].

Каждый из браконьеров несет свое наказание. Драматична и история младшего брата Игнатьича Командора, потерявшего горя­чо любимую дочь, красавицу и умницу Тайку, задавленную пья­ным шофером, "браконьером на колесах”, “нажравшимся бормо­тухи” (“У Золотой Карги”).

Идея произведения - в изображении того невосполнимого урона, который приносят браконьеры, того, как "пакость и забава может перерасти в немилосердное избиение природы". В таком избиении участвует и положительный герой произведения, "при­родный" человек Аким.

"Где выход? В чем спасение? В разумном использовании "лесной кладовой", в мудром хозяйствовании, которое должно начисто исключить браконьерство. Старинный поселок Боганида, теперь совсем забытый, оставленный людьми, изображен в повествовании как полюс коллективности, разумной энергии, объединявших людей. Автор не идеализирует прошлое, не обходит взглядом бедность, скученность людей в бараках, но он восхищается дружелюбием, уважением человека, одухотворенно­стью труда. На Боганиде, в атмосфере артельности и трудолюбия, начинал свою жизнь Аким ("Уха на Боганиде").

Все положительное в характере Акима закладывалось любя­щей матерью, в большой семье братьев и сестер ("касьяшек". - Т.Д.), в окружении простых, трудолюбивых, знающих свое дело людей. Возможно, не только память, но чувства благодарности и любви к матери оберегали Акима в годы одиночества, оставались опорой существования. "Подарила ему братьев и сестер, тундру и реку... чистое небо... звуки ветра, белизну снега, табуны птиц, рыбу, ягоды, кусты, Боганиду и все, что есть вокруг, все-все подарила она! Удивительно до потрясения! Надо любить мать, жалеть ее и, когда она сделается старенькая, не бросать, отблагодарить добром за так вот просто подаренную жизнь..."

На этой основе формируется у Акима чувство коллективизма - качество, с точки зрения Астафьева, высокое, творческое и необходимое для общественного человека: "... Мир - это артель, бригада, мир - это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях... мир и труд - вечный праздник жизни!" Восторженный и романтический характер такого восприятия свойствен Акиму.

Герою присущи мечтательность, детская чистота и наив­ность, свойственные, по мысли Астафьева, всем русским (с об­разом Акима связана и другая важная проблема произведения - проблема русского характера). "Все мы, русские люди, до ста­рости остаемся в чем-то ребятишками, вечно ждем подарков, сказочек, чего-то необыкновенного <...>" ("Капля") [Астафьев, с.181]. В то же время вся жизнь Акима – непрестанный труд, порой на пределе человеческих сил. Астафьевские положительные герои Аким и Тая наделены "крепкой сибирской натурой", и их беды, по мысли писателя, состоят в плачевном состоянии нашего общества, в котором утеряна христианская нравственность, важная духовно-нравственная скрепа. А в целом писатель приемлет характерную для “деревенской прозы” концепцию "природного", или «естественного» человека (ср. с Беловым и Распутиным).

В "Царь-рыбе" резко критически воссоздан иной тип – инди­видуалиста-геолога Гоги Герцева, одиноко возвышающегося над толпой и гибнущего в конце концов в сибирской реке ("Конечно, Ницше", - думает Эля, читая дневники Гоги). Астафьев полемизирует здесь с ницшеански-горьковской концепцией богочеловека и свободного человека, воплотившейся в творчестве раннего Горького, т.к. не приемлет силу, основанную на бого­борчестве ("Я сам себе бог!" - заявляет Гога [Астафьев, с.398]). Поэтому его Аким и вступает в конфликт с Гогой. Однако феномен человеческой силы в последующих произведениях Астафьев трактует иначе. В романе "Печальный детектив" (1986) и рассказе "Людочка" (1989) этот феномен получает положительную оценку.

Разоблачительный пафос Астафьева проявился в полную силу в произведениях 80-90-х гг., вызвавших широкий полемический отклик (Большакова А. С.48). В эти годы в русской литературе формируется новая “натуральная школа”. Возникает литературная “чернуха” как своего рода беллетризированная публицистика на прежде запретные темы. “Парадоксальность этой прозы состоит в том, что ее художественное значение гораздо меньше, чем роль, сыгранная ей в культуре первых лет “перестройки”», — справедливо отмечают Н.Л.Лейдерман и М.Н.Липовецкий (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Т.3. С..81).

Эта проза возродила интерес к “маленькому человеку”, к “униженным и оскорбленным” — мотивам, формирующим уходящую в XIX век традицию возвышенного отношения к народу и народному страданию. Однако, в отличие от литературы XIX века, “чернуха” 1980-х гг. показала народный мир как концентрацию социального ужаса. Самым непосредственным воплощением этой темы стал мотив насилия (там же). Издевательства, убийства и самоубийства, изнасилование — эти ситуации в высшей степени характерны для “чернухи”. Они и образуют сюжетную основу “Печального детектива” “Людочки” и «Пролетного гуся». В поздних произведениях А. меняются картина мира и человека. Теперь это проклятый мир и человек.

Действие "Печального детектива" происходит в провинциальном Вейске. Главный герой, в прошлом милиционер-оперативник, ныне начинающий писатель Леонид Сошнин, всю жизнь, пока позволяет здоровье, борется со злом в его многоликом обличье и, получив инвалидность, пытается через писательство понять себя и окружающий мир. Сошнин, читая Ницше, приходит к выводу: “А Ницше-то как раз, может, и грубо, но прямо в глаза лепил правду о природе человеческого зла. Ницше и Достоевский почти достали до гнилой утробы человечишка, до того места, где <…> зреет <…> сам себя пожирающий зверь. А на Руси Великой зверь в человеческом облике бывает не просто зверем, но звериной, и рождается он чаще всего покорностью нашей, безответственностью, безалаберностью, желанием <…> самих себя зачисливших в избранные жить лучше, сытей ближних своих, выделиться среди них <…> “ (Астафьев. С.570).

Для Сошнина не существует ни выходных, ни праздников, он всегда готов вступиться за “униженных и оскорбленных”. Сам жизненный материал, положенный в основу романа, — работа милиционера — предполагал воссоздание обилия преступлений в детективном жанре. Астафьев с гневом и болью показывает, как родители бросают детей или доводят их до смерти, как в пьяном кураже убивают или увечат ни в чем не повинных сограждан и проч. Детективный тип сюжета воплощает и важные социально-нравственные проблемы. Вместе с тем жанр романа сложен. В нем, наряду с детективностью, есть черты таких национальных русских средневековых жанров, как воинская повесть и слово.

Каждый момент единоборства Сошнина с носителями зла воспринимается как преодоление героем собственной слабости, свершение своего рода подвига. И в этом видна “память” “Печального детектива” о жанре воинской повести.

А черты средневекового жанра слова проступают в тех размышлениях героя, которые представляют собой нравственные проповеди, обличения зла. Позиция автора выражена здесь публицистически страстно. Писатель задумывается о причинах вроде бы немотивированного озверения некоторых людей в условиях мирной жизни. “Отчего эта ненависть к себе подобному?” — вопрошает Астафьев. И всем ходом своего романа отвечает: “Оттого что не воспитана была любовь к нему”. Речь идет, конечно, о христианской любви, хотя писатель и не называет пока вещи своими именами.

А где же и должна воспитываться такая любовь, как не в семье? Астафьев выразительно обрисовал в “Печальном детективе” ту опасность, которая связана с распадением семьи. В сюжете произведения немалое место занимает история семейных неурядиц Сошнина и его жены Леры. В системе ценностей писателя семья очень значима. Это видно из размышлений главного героя произведения, фигуры явно автобиографической: “<…> в династиях, империях, обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы проглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми”. Возрождение крепкой семьи Астафьев считает возможным и доказывает это сюжетом своего романа. В конце произведения расставшиеся было Леонид и Валерия Сошнины находят в себе душевные силы, чтобы соединиться вновь ради дочери и взаимной любви, ибо каждый из них жил в душе другого во время разлуки.

Другая социально-нравственная проблема произведения свя­зана с состоянием современной русской деревни, обезмужичившей и поэтому беззащитной перед злом и к тому же слишком сни­сходительной, подобно городу, к таким отрицательным явлениям жизни России, как пьянство и преступность. Например, потерпевшая тетя Граня после вынесения приговора парням, изнасиловавшим ее, пожалела насильников, в образах которых реализован отрицательный полюс черт типа вольного человека. В такой жалостливости автор усматривает оборотную сторону доброты, ведущей черты русского национального характера. Как трезвый художник-реалист Астафьев не может и не хочет уходить от подлинной правды жизни, тем более что в романе есть персонажи, оставляющие надежду на возрождение у народа утраченных им нравственных начал. Это главный герой, наделенный, как и Егоров у Распутина, активной нравственной позицией. Это и хранители народных устоев представители старшего поколения — сердобольные тетя Лина, тетя Граня, воспитавшие рано осиротевшего Сошнина (автобиографичен здесь мотив раннего сиротства), и добрая деревенская девушка Паша Силакова.

Справедливости ради отметим: не все в “Печальном детективе” в равной мере художественно. Карикатурные образы представителей вейской интеллигенции преподавателя пединсти­тута Пестеревой и редактора местного издательства мадам Сы­роквасовой подчинены тенденциозному в романе противопоста­влению нравственных и “естественных” сельских жителей без­нравственным и искусственным горожан (перекличка с астафь­евской “Ловлей пескарей в Грузии”).

Критическое изображение изнанки жизни и гибнущей рус­ской деревни есть и в потрясшей читателей новелле "Людочка" (1987, оп. В «Новом мире» в 1989, № 9), вошедшей, по общему признанию, в золотой фонд мировой новеллистики. “В тривиальной истории об изнасиловании дере­венской девушки городским бандитом и ее самоубийстве писатель с откровенностью показал, какими страшными последствиями обернулось разрушение крестьянского лада и деэстетизация жизни, преобладание утилитарно-бытового отношения к женщине” (Большакова А. С.48). И вновь писатель ищет ту силу, которая поможет выйти русской провинции из кризиса.

Воплощение силы в рассказе - вернувшийся из "мест не столь отдаленных" отчим героини, воплощающий в себе положительный полюс типа вольного человека. Он мстит за ее гибель, убивая бандита. И хотя убийство — редкий способ борьбы со злом (ср. с поступком Тамары Ивановны из «Дочери Ивана, матери Ивана»), отчима Людочки писатель рисует с симпатией: в душе героя есть главное, что поможет современным русским людям обрести себя - вера в Бога, в его поведении нет отчуждения: он нашел свое место в обществе, свой дом и создал семью. Последнее очень важно для Астафьева, о чем можно судить и по роману "Печальный детектив".

В 90-е гг. Астафьев, писатель-фронтовик, вернулся к воен­ной теме. Война никогда не отпускала его. И в каждом произведе­нии на военную тему писатель рисует судьбу и душу простого солдата-пехотинца, каким был сам Астафьев в военные годы.

Астафьев создал эпическое повествование —роман в двух частях "Прокляты и убиты"— (книга первая “Чертова яма” - "Новый мир". 1992. NN 10-12; книга вторая “Плацдарм” - "Новый мир". 1994. NN 10-12; Государственная премия РФ 1995 г.). Роман вызвал много споров в критике, так как в нем поднимается ранее запретная тема штрафных лагерей, вскрываются пороки тоталита­рной системы. Время действия первой книги романа "Чертова яма" - поздняя осень 1942 г., место действия - казармы в военном городке под Бердском, в Сибири. Писатель стремится показать то, что не было объектом внимания "военной" прозы - страшную изнанку армейской жизни.

Наиболее важны две проблемы в произведении. Первая — перенесение противопоставления “свой-чужой” на “свой-свой”. “Решение особенно злободневной в сталинские времена темы “преступление и наказание” в эпизоде расстрела братьев Снегиревых, — пишет исследователь творчества В.Астафьева А.Большакова, — высвечивает столкновение военизированной государственной машины и человечности, крестьянского мироо­щущения и этических норм. По сути, это столкновение кресть­янского менталитета и государственности — один из узловых конфликтов в истории России” (Большакова А. С.48). Вторая проблема — изображение Второй мировой войны как поединка двух идеологий, двух военных машин — Гитлера и Сталина, в котором отдельные рядовые участники в равной мере жертвы.

Тема трагедии Второй мировой войны продолжена в автобиографических повести “Веселый солдат” (1998) и рассказе “Пролетный гусь” (2001), рассказывающих о “серых военных буднях” и послевоенном нелегком быте “веселого солдата”. Эти произведения и близки “деревенской прозе” и отличаются от нее своей исповедальностью.

В рассказе “Пролетный гусь” война показана под необычным, астафьевским, углом зрения. Писатель рисует жестокость советского командования по отношению к людям в солдатских шинелях. Главный герой Данила Солодовников с душевной болью вспоминает о кровопролитном бое в конце войны за удаленную в море косу. В этом бою врага победили, “<…> да скоро узнали через солдатское радио, что ее, косу ту, и брать не надо было, только заблокировать — и все, немцы б сами сдались, а то положили тыщи тыщ русских людей. Не жалели их в начале войны, в конце ими тоже никто не дорожил” (с.25-26).

Второй мотив, характерный для всего астафьевского творчества — сиротства, здесь двойного: детей и многих возвращающихся после войны на родину солдат. Даниле Солодовникову после окончания войны некуда было возвра­щаться. Он рос в семье ссыльного дяди, который погиб на войне, его жене ребятишек пришлось сдать в детдом, сама же она, “видать, тоже сгинула в военной коловерти иль переехала куда. Сколько ей ни писал Данила, ответа не было” (Новый мир. 2001. № 1.С.8). В пути из Пруссии в Россию Данила встречает такую же одинокую, как и он, фронтовую медсестру Марину. Молодые люди остаются в городке Чуфырино, женятся, у них рождается сын Арканя, “послевоенное тощенькое создание”. Эти герои — новое воплощение традиционного для русской классики типа “маленького человека”. Новое, потому что ведущим в их образе жизни, наряду с трудолюбием и кротостью (сразу вспоминается Акакий Акакиевич), является характерное для “деревенской прозы” понятие “лада”: “Они жили ладно и даже складно” (с.16). Данила, окончив курсы слесарей среднего ремонта вагонного депо, устраивается на железную дорогу. Марина работает медсестрой и техничкой в школе. Астафьев рисует без прикрас нищее послевоенное существование тысяч людей, выигравших войну. Чтобы выжить, Данила начинает добывать пропитание охо­той и как-то убивает пролетного гуся. Мясом этой птицы Данила кормит своего больного сынишку, но это не помогает, и ребенок умирает. После смерти сына сдает и Данила, становится шабаш­ником.

Как обычно, писатель заостряет социально-нравственную проблему: настоящие герои оказываются в первые послевоенные годы не только не у дел, им отказано в самом элементарном чело­веческом праве — праве на жизнь. (Ср. с лирической миниатюрой «Старая затесь» о мытарствах фронтовиков в мирное время.) В рассказе резко противопоставлены друг другу две супружеские пары — честно сражавшиеся на войне Данила и Марина и приспособленцы сын квартирной хозяйки Солодовников, сотрудник полиотдела армии Владимир Федорович Мукомолов и его жена Неллюнчик. Мукомолов процветает и после войны, возглавляя партком нового завода, “и Неллюнчик, стучавшая на машинке в военном политотделе, плавно перекочевала в контору заботливого мужа” (с.31). Авторское неприятие подобных “значительных лиц” выражено в раздумьях матери Солодовникова Виталии Гордеевны: “Неужели они оба со своим Неллюнчиком не понимают, что путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей, мешают им нормально жить и трудиться?” (с.31). И поскольку такого рода понимание к Мукомоловым и им подобным так и не приходит, рассказ заканчивается драматически: умирает от туберкулеза Данила, и Марину выгоняет с квартиры Нелли Сергеевна. Марина, подобно Людочке, оказавшись в безвыходной ситуации, не теряет чувство собственного достоинства. Она не просит неумолимую Нелли Сергеевну, чтобы та сжалилась над ней, а просто и достойно уходит из жизни. И делает она этот отчаянный шаг не только из-за социальной незащищенности, но и оттого, что, подобно Людочке, не верит в Бога.

Перед самоубийством героиня “мимолетом подумала, что надо было, наверное, идти в церковь, к Богу. Но уж чего соваться с верой, когда вся вера потерялась, изошла, да и о Боге вспомнила она сейчас вот, когда приспичило. Это что же, опять спекуляция, снова приспособленчество, желание прожить с чужой помощью. Не-эт, это уж пусть Мукомоловы и все прочие, на них похожие, живут, она, уж раз отрешенная, жизнью рыбешка затертая, бу­дто льдом в ледоход, как-нибудь сама со своими невеликими дела­ми справится" (с.35). Сомнения в своем праве верить в Бога в такой ситуации обнаруживают благородство марининой натуры, но одновременно и гордыню. Вместе с тем в предсмертных мыслях героини брезжит и настоящая вера: “может, и теплее будет на другом свете, приветливее, чем на этом, давно проклятом и всеми ветрами продутом” (с.36). Но автор не дает укрепиться этой вере, обрывая жизненный “полет” героини. Может быть, работая над рассказом, он чувствовал и себя, подобно семье Солодовниковых, всего лишь “пролетным гусем”, которого скоро “подобьет” жизнь.

В отличие от “Людочки”, в этом рассказе порок не наказан. Но ему создан нравственный противовес в образах супругов Солодовниковых, носителей лучших человеческих качеств. Как и итальянские кинорежиссеры-“неореалисты”, русские деревенщики приковали внимание своих читателей к трудолюбивому и скромному человеку из народа. И в этом прежде всего состоит писательская заслуга Астафьева.

Вопросы к занятию на тему «Жанр рассказа в позднем творчестве В.П.Астафьева ("Людочка" и «Пролетный гусь»)»

1.Что, по Вашему мнению, стоит за самоубийством Людочки и Марины?

2.Как Вы понимаете вывод парня, умирающего в больнице, о том, что Люда его предала?

3.Согласны ли Вы с такой мыслью Люды: "В беде, в одиночестве люди все одинаковы"?

4.С какими проблемами связан образ отчима Люды?

5.Как решаются в рассказах проблема «человек и среда» и проблема религиозной веры?

6.В чем, по мнению писателя, выход современной россий­ской провинции из кризисного состояния? Согласны ли Вы с таким решением проблемы?

7.К какому идеологическому и стилевому течению в современной литературе можно отнести эти произведения?

Литература

Астафьев В.П. Пастух и пастушка. - М., 1989; Людочка.

Астафьев В.П. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. № 1.

Распутин В.Г. Уроки французского: Повести и рассказы. М., 1987.

Большакова А.Ю. Астафьев В.П. // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. М., 2000. С.46-49.

[Апухтина В.А.] В.П.Астафьев//Статьи о русской литера­туре.- М., 1996. - С.425-431.

Колобаева Л.А. Художественный мир В.Распутина//Там же. - С.165-183.

Метченко А.И. и др. Современная советская литература. 70-е годы (актуальные проблемы). - М., Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С.54-105.

Сигов В.К. О традициях В.Я.Шишкова в прозе В.Распутина и В.Астафьева // Проблематика и поэтика творчества В.Я.Шишкова: Сб. научн. трудов. - Тверь, 1991. - С.78-85.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

я неделя... Л Введение Общая характеристика символизма с с... Пз Творчество К Д Бальмонта и русский символизм с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проза В.П. Астафьева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
1-я неделя Л-1. Общая характеристика современного литературного процесса, "возвращенной" и "задержанной" литературы, постмодернизма. /2/, с.7...23; /5/, с.5...7.

Художественные тексты
1. Основная литература Айтматов Ч. Белый пароход. Аксенов В. Москва ква-ква. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Пролетный гусь. Ахмадулина Б

А.Т. Твардовский
(8/21. VI.1910, деревня Загорье Смоленской губернии — 18.ХП.1971, Красная Пахра Московской области; похоронен в Москве).. С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовск

Современная беллетристика
Беллетристика – термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня. В. Белинский понимал под беллетристикой «легкое чтение», противоп

Идейно-художественное своеобразие неореалистического литературного течения
Неореализм («синтетизм») - литературное течение, существовавшее в России в 1900-1930-е гг. и в странах, где творили русские писатели-эмигранты, с 1917 по 1930-е гг. К

В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг.
Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-эксперимент

Биография Е.И Замятина
Замятин Евгений Иванович (1884, Лебедянь – 1937, Париж ) – прозаик, драматург, сценарист, критик, публицист. Замятин признавался в письме от 20.VI.1926 г. сибирскому поэту И.Е.Ерошину: «Мне всегда

Биография М.М. Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович (1873 г., имение Хрущево близ г. Ельца Орловской губернии -- 1954, Москва) – прозаик, публицист. В середине 1890 -- начале 1900-х гг., учась в Рижском политехнику

Биография И.С. Шмелева[47].
Шмелев Иван Сергеевич (1873, Москва -- 1950, Бюсси-ан-От, Франция) – прозаик, публицист. Семья Шмелевых (его отец был богатым подрядчиком) отличалась патриархальностью, патриотизмом, религиозностью

Идеология, тематика, проблематика, типы героев неореализма
  На переломе конца XIX - начала ХХ вв. в русском искусстве слова велся напряженный поиск новой картины мира и концепции человека. Пришвин и Чапыгин испытали влияние со стороны и писа

В.В. Маяковский
  Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стих

Послушайте!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки

Вот так я сделался собакой
Ну, это уже совершенно невыносимо. Весь, как есть, искусан злобой. Метафора Злюсь не так, как могли бы вы: как собака, лицо луны гололо

Из диссертации П.Е.Спиваковского «Формы отражения жизненной реальности в эпопее А.И.Солженицына «Красное Колесо»» (М., 2000).
«Н.А.Струве, говоря об изображении Солженицыным Самсоновской катастрофы 1914 года, подчеркивал: «Может быть, нигде “Август”[136] не вызвал такого безоговорочного одобрения, как в военных кругах рус

Выстрелил! дважды!! в корпус» — 63.
Глава 65о Петре Аркадьевиче Столыпине, который был саратовским губернатором и затем возвысился до министра иностранных дел и премьер-министра, доверенного лица императора. Размышлени

В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?
3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой». 4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм?

Вне протяжения жило Лицо.
<1908 - 1909> 3.Многое из задуманного символистами и футуристами ока­залось утопией (мечта о Вечной женственности). Но модернисты потеснили реализм. Модернизм жив и

Периодизация творчества, общая характеристика основных этапов, сборников, циклов.
Обобщая свой творческий путь, Блок выделял в нем периоды мистической «тезы» (1900-1903, центральный образ Прекрасной Дамы), скептической «антитезы» (1904-07, Снежная Маска, Незнакомка, «красавиц

Поэт не выносит равнодушия со стороны общества, его общественная поэзия должна иметь какой-нибудь отклик).
Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет. 1911 - 6 февраля 1914 (с.595). В последн

В степи грустят стога.
В первой строфе показано настоящее в жизни России. С помо­щью ассонанса на «а», самого широкого гласного звука, нарисован об­раз бескрайних просторов России. Река и стога сена — таково блоков­ское

Лекция на тему: "Петербург" А.Белого как неомифологический роман
Данная страница удалена по требованию автора

Проза второй половины 20-х гг.
Данная страница удалена по требованию автора

Художественный мир романа
Произведение -- жанровый уникум, как "Фауст", "Мастер и Маргарита". Это - лиро-эпический роман, план которого содержится в "Сти­хотворениях Юрия Живаго", в которых зву

Поэтика модернистского романа
Это роман-миф, выражающий исторический опыт России в универсальных категориях. Особый вариант книги Бытия, произведение о вечных проблемах. В романе соединены два принципа — эпический, выраженный в

Понимание истории и особенности конкретного художественного времени
Понимание истории как процесса органического, близкого природе, у Пастернака оригинально, а в трактовке роли личности в истории он близок автору "Войны и мира". В романе переданы

Образы главных героев
Пастернак писал об образе главного героя: «Герой — Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки» (в журнальной публикации стихотворений Юрия Живаго

Мировоззрение героя
Вначале он — сторонник революции и социализма. Революция 1917 г. связывается Живаго, служащим в военном госпитале в Мелюзеево, со стихией свободы. Она для него — сотворение нового мира. «Сошлись

Художественные тексты
Основная литература Айтматов Ч. Плаха. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь. Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.

Л-10, 11. Социально-нравственные искания писателей-деревенщиков 60-80-х гг.
  Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Он пришел в литературу вместе с В.

Творчество Ч.Айтматова
  Чингиз Айтматов (род. в Киргизии в 1928 г.) -- представитель старшего поколения современных литераторов, билингв, одинаково хорошо пишущий на двух языках — родном, киргизском, и рус

Творчество Ю.В.Трифонова
“Юрий Трифонов — наш главный и неистовый воитель против всех видов приспособленчества. Если в исторической прозе он сосредотачивается на художественном исследовании корней и разнообразных типов пол

Л-15 Поэзия И.Бродского
В “Большой элегии Джону Донну” (1963) И. Бродский воссоздает не образ поэта, а образ его поэзии. Отсюда возникает центральный образ сна, охватившего вселенную: со смертью поэта-метафизика останавли

Л 18 Постмодернизм как литературное направление
  Постмодернизм - многозначный комплекс философских, эпистемологических (гносеологических), научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Это и характеристика опреде

Интертекстуальность у В.Сорокина
««Тургенев, Бабаевский, Набоков и Ерофеев предстают перед нами как братья по дискурсу, как персонажи истории единой и неразрывной русской литературы. Это ценный нравственный опыт, очувствованные, в

В.Сорокин изгоняет беса символа и метафоры
С достигает асемантизации и асимволизации прозы: Строит сюжет как последовательность очень внятных событий с совершенно невнятными мотивами, применяет деконструкцию. В «Г с» не ясны

В.Курицын о Т.Кибирове
«Одним из исследователей высказано мнение /25,218/, что именно эта интонация иpоничного восхищения опpеделила поэтику Тимуpа Кибиpова, самого, очевидно, популяpного поэта сеpедины девяностых /начин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги