рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Л 18 Постмодернизм как литературное направление

Л 18 Постмодернизм как литературное направление - раздел История, ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА   Постмодернизм - Многозначный Комплекс Философских, Эпистемоло...

 

Постмодернизм - многозначный комплекс философских, эпистемологических (гносеологических), научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Это и характеристика определенного способа мировосприятия, и оценка познавательных возможностей человека и его места в окружающем мире. Термин «постмодернизм» ввел в оборот Жан Франсуа Лиотар первоначально применительно к истории. Усомнившись в идее прогрессивного развития рациональности и свободы, он справедливо заметил, что периодически человечество делает шаги назад, что находит самое непосредственное отражение в искусстве. Так, постмодернизм в архитектуре характеризует «изобилие цитат-элементов, заимствованных из предшествующих стилей и периодов, как классических, так и современных; недостаточное внимание к окружению и т.д.». Нетрудно заметить, что эти признаки вполне применимы и к новейшей литературе.

Постмодернизм возник за рубежом примерно с конца второй мировой войны в самых разных областях искусства, в том числе в литературе. Но лишь с конца 80-х гг. осознан как общеэстетическое явление западной культуры.

Постмодернизм как направление в современной литератур­ной критике опирается на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Существует специфический постструкту­ралистско-деконструктивистко-постмодернистский комплекс об­щих представлений и установок.

Представители постструктурализма опираются на суждения французского философа Ж.Деррида, теоретика деконструктивизма. Он утверждает, что центр структуры - не свойство предмета, а фикция, которую вносит наблюдатель. Знак при этом рассматривается как беспредметный. В русле этих идей высказывались Ю.Кристева (значение литературного произведения не существенно либо вообще отсутствует; решающую роль играет означивание текста читателем) и Р.Барт. Кстати, Кристева развивала некоторые положения теории карнавализации М.Бахтина (взаимозаменяемость верха и низа, т.е. известный релятивизм). Барт отрицает определенность смысла литературных произведений и наличие в них целостности. Литературному произведению он противопоставляет Текст. Текст по Барту - это чисто языковое явление, составляющее повод для того, чтобы доставить читателю игровое удовольствие. Главное же, бартовский Текст внесубъектен, имперсонален, в нем "нет записи об отцовстве", т.е. отсутствует что-либо авторское. Такой Текст безлик и никому не принадлежит.

На основе подобного теоретико-литературного парадокса постструктуралисты выдвигают на первый план понятие "и н т е р т е к с т " ("интертекстуальность"). Вот как определяет это явление в своей энциклопедической статье Р.Барт: "Каждый текст является интертекстом, другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах. Это - тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань из старых цитат. <...> Как необходимое предвари­тельное условие для любого текста интертекстуальность не может быть сведена к проблеме источников и влияний, она пред­ставляет собой общее поле анонимных формул, происхождение которых редко можно обнаружить, бессознательных или автоматических цитаций, даваемых без кавычек" [Хализев, 43]. При таком его понимании литературное произведение предстает в качестве "собрания" цитат и самодовлеющей игры с языком. По словам М.Эпштейна, постмо­дернизм - культура сознательной вторичности и цитатности [Эпштейн, 178]. В цитатное поле рассказа В.Нарбиковой "Таня" входят аллюзии на роман "Евгений Онегин", повести "План первого илца. И второго" - на произведения Ф.Достоевского и Л.Толстого, М.Кузмина (особенно любимого писательницей), а также А.Доде. В.Пелевин в рассказе "Святочный киберпанк..." явно отсылает читателей к произведениям Н.Гоголя и И.Тургенева.

Основные понятия, которыми оперируют сторонники постмодернизма как направления: "мир как хаос" и постмодер­нистская чувствительность, "мир как текст" и "сознание как текст", интертекстуальность, "кризис авторитетов" и эпистемо­логическая неуверенность, противоречивость и фрагментарность повествования (принцип нонселекции, т.е. отрицания существования природной и социальной иерархии), "коммуникативная затрудненность".

В отличие от постструктурализма, ограничивавшегося узкой сферой философско-литературных интересов, постмодернизм пре­тендует на выражение общей теории современного искусства во­обще и стал осмысляться как выражение "духа времени" во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, социологии, фи­лософии, науке, экономике, политике и др.

"Поэтическое мышление" - основной признак постмодерни­стской чувствительности. Философы обращаются к поэтическому постижению мысли, т.к. считают, что лишь таким образом ее можно выразить. Критики и теоретики литературы выступают преимущественно как философы, а писатели и поэты как теоретики искусства. Это обусловлено тем, что специфика этого искусства такова, что оно не может существовать без авторского комментария. Писатели-постмодернисты прямо заявляют о невозможности в "новых условиях" писать в традиционной реали­сти­ческой манере.

Теоретики постмодернизма подчеркивают кризисный харак­тер постмодернистского сознания, считая, что своими корнями оно уходит в эпоху ломки естественно-научных представлений рубежа XIX-XX вв., когда был существенно подорван авторитет как позитивистского научного знания, так и рационалистически обоснованных ценностей буржуазной культур­ной традиции. Апелляция к здравому смыслу, столь типичная для критической практики идеологии Просвещения, стала рассматри­ваться как наследие "ложного сознания" буржуазной рациона­листичности. Отсюда общее ощущение кризисности. Отказ от рационализма и осененной традицией и религией веры в общепризнанные авторитеты, сомнение в достоверности научного познания, т.е. картины мира, основанной на данных естественных наук, приводит постмодернистов к эпистемологической неуверен­ности, убеждению, что наиболее адекватное постижение действительности доступно не естественным и точным наукам или традиционной философии, опирающейся на понятийный аппарат логики, а интуитивному "поэтическому мышлению". Так возникает специфическое видение мира как хаоса, лишенного причин­но-следственных связей и ценностных ориентиров, "мира децен­трированного", предстающего сознанию лишь в виде иерархи­чески неупорядоченных фрагментов. Такое видение мира полу­чило название постмодернистской чувствительности. В уже упо­минавшейся выше повести Нарбиковой хаотически-абсурдистская картина мира "строится" из следующих деталей: "Гаражи, сооруженные из лифтов, потому что. По трамвайной линии прошел последний трамвай, а потом пошел поезд" [Нарбикова, 9]. А господствующим признаком культуры "эры постмодерна" оказывается эклектизм, причем, эклектизм и познавательный.

Постмодернистский "взгляд на мир" характеризуется убе­жде­нием, что любая попытка сконструировать "модель мира" бессмысленна. Голландский исследователь Д.Фоккема пишет, что художники-постмодернисты считают в равной степени невозмож­ным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархич­еский порядок или какие-либо системы приоритетов в жизни. Модель мира у них основана лишь на "максимальной эн­тропии", на "равновероятности и равноценности всех конститу­тивных эле­мен­тов" (релятивизм) [Ильин, 265].

Мировоззренческая противоречивость художников-постмо­дернистов, их попытки передать свое восприятие хаотичности ми­ра сознательно организованным хаосом художественного произве­дения, скептическое отношение к любым авторитетам и как следс­твие - ироническая их трактовка, подчеркивание условности худо­же­ственно-изобразительных средств литературы ("обнажение при­ема") - основные принципы постмодернистской художествен­ности. Познавательный релятивизм теоретиков постмодернизма заставляет их с особым вниманием относиться к "авторитету пись­ма" (текста), т.к. тексты любой исторической эпохи являются для них единственной конкретной данностью, с которой они готовы иметь дело. Этот авторитет характеризуется ими как специфи­ческая власть языка художественного произведения, способного своими средствами создать самодовлеющий мир дискурса.

Но и эта "власть письма" относительна. Отсюда постулируе­мая всеми теоретиками постмодернизма неизбежность "пародий­ного модуса повествования" как единственно возможной экзис­тенциальной позиции серьезного художника. Так, В.Нарбикова в повести "План первого лица. И второго" явно пародийно наделяет своих персонажей фамилиями Додостоевский и Тоестьлстой.

Но пародия в постмодернизме приобретает новые функции по сравнении с традиционной литературой. Здесь присутствует постоянное пародическое (Ю.Н.Тынянов) сопоставление двух (или более) "текстуальных миров", т.е. различных способов кодиро­вания эстетических систем. Постмодернистское повествование нацелено на создание фрагментированного дискурса, т.е. фрагмен­тарности повествования. Постмодернизм пытается спародиро­вать, иронически высмеять шаблоны тривиального искусства, по­рождающего стереотипы массового эстетического сознания.

В настоящий период наблюдается явный взлет постмодер­низма в русской литературе и других видах искусства. Правы теоретики постмодернизма У.Эко и Д.Лодж, которые считают неизбежным появление подобного феномена при любой смене культурных эпох. Ощущение исчерпанности старого и непредска­зуемости нового, грядущие контуры которого столь неопреде­ленны, что не обещают ничего определенного и надежного, и делают постмодернизм, где этот настроенческий комплекс отразился явственнее всего, выражением "духа времени" конца ХХ в., очередным fin de siecle, вне зависимости от того, насколько массовым в литературе и искусстве в целом и влиятельным в критике постмодернизм является сегодня.

Тотальное цитирование, присущее постмодернизму, вскрывает одну из сущностных установок современного общества. Цивилизация, породившая всепроникающие средства массовой коммуникации, сделав рядового потребителя телевизионной и компьютерной продукции разносторонне информированным, приучила воспринимать текущие события не в их непосредственной ипостаси (да это и невозможно в большинстве ситуаций), а через репродукцию, – то есть через телевизионную картинку. Речь политика или религиозного проповедника слышат не многие, но она транслируется, то есть включается в определенный информационный контекст или помещается на газетную полосу, но неизбежно вступает во взаимодействие с соседним текстом или изображением.

Современный потребитель информации мир воспринимает исключительно через репродукцию. Можно выразить это иначе: все мы живем в мире xerox`a. Например, узнавая об актах насилия в Косове или на Кавказе, телезритель их воспринимает через целую систему посредников с неизбежными искажениями. Цитата в постмодернистском мировосприятии – язык реальности, а затем уже реальный язык искусства, а не прихоть художника.

Другой фактор, способствующий широкому распространению постмодернизма, объясняется тем, что он включается в более широкое философское понятие, возникшее на исходе второго тысячелетия, когда говорить о конце света – дурной тон, а о конце истории (входит в обиход понятие постистория) – широко принято. Применительно к нашей стране постмодернизм ассоциируется с постсоветским периодом.

 

Но что такое постмодернизм, какое определение ему подобрать? Это сделать одинаково легко и невозможно. Проще всего сказать: постмодернизм – это явление в искусстве, пришедшее на смену модернизму и вступающее в полемику с направлениями традиционными и поныне существующими в литературном процессе, будь то соцарт, критический реализм или модернизм. По отношению к ним постмодернист поступает как капризный наследник, который находится в оппозиции к предкам, пародируя привычные приемы, переиначивая сюжеты, окарикатуривая героев, дезавуируя идеи. Постмодернист – пересмешник.

Суть, по-видимому, в том, что постмодернизм отражает не действительность, а предшествующую литературу, в этой связи смысл творческого акта писателя или художника в самовыражении через общепринятые художественные ценности, которые вовсе не уничтожаются, но подвергаются сомнению. Постмодернист поступает точно так же, как в прежние времена футурист или экспрессионист. Средством воздействия на публику становится эпатаж, а скандал – лучшая реклама. Отсюда равнодушие к этическим оценкам, интерес к маргиналам (В.Сорокин, Д.Липскеров), снятие всех словесных табу (Д.Пригов, В.Сорокин), алогизм (В.Нарбикова). Но самое главное: обращение не к самой действительности, а создание всякого рода римейков. Это имеет глубокие социально-философские причины. Прежде всего постмодернист полагает, что сама действительность непостижима.

 

В русской литературе к направлению постмодернизма относится проза В.Сорокина, В.Шарова, В.Пелевина, В.Нарбико­вой, С.Гандлевского, В.Залотухи, Ю.Коваля, Д.Галков­ского, Саши Соколова, А.Слаповского, "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" В.Маканина. Черты постмодернизма есть в пьесах "В землянке", "Пельмени" В.Сорокина, "След осьминогов" и "Ла фюнф ин дер люфт" А.Шипенко и др.

Валерия Спартаковна Нарбикова родилась в 1958 г. в Москве, окончила Литературный институт им.Горького. До 1988 г. ее произведения не публиковались из-за эстетического неприятия издательствами "другой литературы". В России изданы следую­щие ее книги: "План первого лица. И второго" (1989), "Равновесие света дневных и ночных звезд" (1990), "Ад как да - ад как да" (1991), "Около Эколо" (1992, "эколо" - от слова "экология"). Книги Нарбиковой выходили за рубежом, в том числе ее произведения публиковались на Западе в альманахе "Стрелец".

 

Скоропанова И.С. “Русская постмодернистская литература”. Начало. “Эстетика и поэтика постмодернизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

я неделя... Л Введение Общая характеристика символизма с с... Пз Творчество К Д Бальмонта и русский символизм с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Л 18 Постмодернизм как литературное направление

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ
1-я неделя Л-1. Общая характеристика современного литературного процесса, "возвращенной" и "задержанной" литературы, постмодернизма. /2/, с.7...23; /5/, с.5...7.

Художественные тексты
1. Основная литература Айтматов Ч. Белый пароход. Аксенов В. Москва ква-ква. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Пролетный гусь. Ахмадулина Б

А.Т. Твардовский
(8/21. VI.1910, деревня Загорье Смоленской губернии — 18.ХП.1971, Красная Пахра Московской области; похоронен в Москве).. С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовск

Современная беллетристика
Беллетристика – термин, иногда употребляемый для характеристики прозаических произведений невысокого художественного уровня. В. Белинский понимал под беллетристикой «легкое чтение», противоп

Идейно-художественное своеобразие неореалистического литературного течения
Неореализм («синтетизм») - литературное течение, существовавшее в России в 1900-1930-е гг. и в странах, где творили русские писатели-эмигранты, с 1917 по 1930-е гг. К

В неореализме существовали этапы: 1900-1910-е гг.; 1920-е гг.; 1930-е гг.
Как литературное течение неореализм (синтетизм) зародился в 1910-е гг. в студии при неонародническом журнале «Заветы» (ее возглавлял близкий символистам писатель-эксперимент

Биография Е.И Замятина
Замятин Евгений Иванович (1884, Лебедянь – 1937, Париж ) – прозаик, драматург, сценарист, критик, публицист. Замятин признавался в письме от 20.VI.1926 г. сибирскому поэту И.Е.Ерошину: «Мне всегда

Биография М.М. Пришвина
Пришвин Михаил Михайлович (1873 г., имение Хрущево близ г. Ельца Орловской губернии -- 1954, Москва) – прозаик, публицист. В середине 1890 -- начале 1900-х гг., учась в Рижском политехнику

Биография И.С. Шмелева[47].
Шмелев Иван Сергеевич (1873, Москва -- 1950, Бюсси-ан-От, Франция) – прозаик, публицист. Семья Шмелевых (его отец был богатым подрядчиком) отличалась патриархальностью, патриотизмом, религиозностью

Идеология, тематика, проблематика, типы героев неореализма
  На переломе конца XIX - начала ХХ вв. в русском искусстве слова велся напряженный поиск новой картины мира и концепции человека. Пришвин и Чапыгин испытали влияние со стороны и писа

В.В. Маяковский
  Владимир Владимирович Маяковский (7/19.VII. 1893, с. Багдади, Гру|зия — 14.IV. 1930, Москва) — выдающийся поэт русского художе-енного авангарда, новатор, создатель оригинальной стих

Послушайте!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки

Вот так я сделался собакой
Ну, это уже совершенно невыносимо. Весь, как есть, искусан злобой. Метафора Злюсь не так, как могли бы вы: как собака, лицо луны гололо

Из диссертации П.Е.Спиваковского «Формы отражения жизненной реальности в эпопее А.И.Солженицына «Красное Колесо»» (М., 2000).
«Н.А.Струве, говоря об изображении Солженицыным Самсоновской катастрофы 1914 года, подчеркивал: «Может быть, нигде “Август”[136] не вызвал такого безоговорочного одобрения, как в военных кругах рус

Выстрелил! дважды!! в корпус» — 63.
Глава 65о Петре Аркадьевиче Столыпине, который был саратовским губернатором и затем возвысился до министра иностранных дел и премьер-министра, доверенного лица императора. Размышлени

В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?
3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой». 4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм?

Вне протяжения жило Лицо.
<1908 - 1909> 3.Многое из задуманного символистами и футуристами ока­залось утопией (мечта о Вечной женственности). Но модернисты потеснили реализм. Модернизм жив и

Периодизация творчества, общая характеристика основных этапов, сборников, циклов.
Обобщая свой творческий путь, Блок выделял в нем периоды мистической «тезы» (1900-1903, центральный образ Прекрасной Дамы), скептической «антитезы» (1904-07, Снежная Маска, Незнакомка, «красавиц

Поэт не выносит равнодушия со стороны общества, его общественная поэзия должна иметь какой-нибудь отклик).
Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет. 1911 - 6 февраля 1914 (с.595). В последн

В степи грустят стога.
В первой строфе показано настоящее в жизни России. С помо­щью ассонанса на «а», самого широкого гласного звука, нарисован об­раз бескрайних просторов России. Река и стога сена — таково блоков­ское

Лекция на тему: "Петербург" А.Белого как неомифологический роман
Данная страница удалена по требованию автора

Проза второй половины 20-х гг.
Данная страница удалена по требованию автора

Художественный мир романа
Произведение -- жанровый уникум, как "Фауст", "Мастер и Маргарита". Это - лиро-эпический роман, план которого содержится в "Сти­хотворениях Юрия Живаго", в которых зву

Поэтика модернистского романа
Это роман-миф, выражающий исторический опыт России в универсальных категориях. Особый вариант книги Бытия, произведение о вечных проблемах. В романе соединены два принципа — эпический, выраженный в

Понимание истории и особенности конкретного художественного времени
Понимание истории как процесса органического, близкого природе, у Пастернака оригинально, а в трактовке роли личности в истории он близок автору "Войны и мира". В романе переданы

Образы главных героев
Пастернак писал об образе главного героя: «Герой — Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки» (в журнальной публикации стихотворений Юрия Живаго

Мировоззрение героя
Вначале он — сторонник революции и социализма. Революция 1917 г. связывается Живаго, служащим в военном госпитале в Мелюзеево, со стихией свободы. Она для него — сотворение нового мира. «Сошлись

Художественные тексты
Основная литература Айтматов Ч. Плаха. Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь. Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.

Л-10, 11. Социально-нравственные искания писателей-деревенщиков 60-80-х гг.
  Валентин Распутин обогатил нашу литературу оригинальным взглядом на жизнь, своеобразной "моделью" человека и мира. Он пришел в литературу вместе с В.

Проза В.П. Астафьева
Важнейшая особенность творчества В.П.Астафьева -- слияние личностного с общей жизнью, глубинная причастность к народному бытию. Его произведения отличаются цельностью, автобиографичностью, л

Творчество Ч.Айтматова
  Чингиз Айтматов (род. в Киргизии в 1928 г.) -- представитель старшего поколения современных литераторов, билингв, одинаково хорошо пишущий на двух языках — родном, киргизском, и рус

Творчество Ю.В.Трифонова
“Юрий Трифонов — наш главный и неистовый воитель против всех видов приспособленчества. Если в исторической прозе он сосредотачивается на художественном исследовании корней и разнообразных типов пол

Л-15 Поэзия И.Бродского
В “Большой элегии Джону Донну” (1963) И. Бродский воссоздает не образ поэта, а образ его поэзии. Отсюда возникает центральный образ сна, охватившего вселенную: со смертью поэта-метафизика останавли

Интертекстуальность у В.Сорокина
««Тургенев, Бабаевский, Набоков и Ерофеев предстают перед нами как братья по дискурсу, как персонажи истории единой и неразрывной русской литературы. Это ценный нравственный опыт, очувствованные, в

В.Сорокин изгоняет беса символа и метафоры
С достигает асемантизации и асимволизации прозы: Строит сюжет как последовательность очень внятных событий с совершенно невнятными мотивами, применяет деконструкцию. В «Г с» не ясны

В.Курицын о Т.Кибирове
«Одним из исследователей высказано мнение /25,218/, что именно эта интонация иpоничного восхищения опpеделила поэтику Тимуpа Кибиpова, самого, очевидно, популяpного поэта сеpедины девяностых /начин

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги