рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии - раздел История, Введение В Ветхий Завет С Заметками По Истории Тол...

ВВЕДЕНИЕ

В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

С заметками по истории

толкования Ветхого Завета

и истории библейской

археологии

 

 

под редакцией МАРКА МАНГАНО

Соредакторы серии книг по Ветхому Завету: д-р Терри Брайли и д-р Пол Кисслинг

 

College Press NIV commetary Old Testament introduction/ by Mark Mangano, editor.

ISBN (eng.) 0-89900-896-8 1. Bible. O.T. - Introductions. I. Mangano, Mark, 1958 Переводе английского

Предисловие к русскому изданию

 

Дорогой читатель.

Выдержите в руках книгу, которая обобщает полученные за последние 20 лет знания о толковании текста Ветхого Завета, истории ветхозаветных исследований и истории археологии. Сами авторы придерживаются впол­не консервативных взглядов на толкование ветхозаветных книг, но не за­бывают знакомить читателя с последними тенденциями и различными подходами к тол кованию Ветхого Завета. Благодаря этому, книга одновре­менно может играть роль и пособия для изучения Ветхого Завета в церк­вях, и компаса для тех, кто намерен посвятить время и силы серьезному исследованию Библии.

При подготовке издания книги па русском языке мы сознательно пользовались несколькими русскими переводами Библии. Во-первых, по­тому что мысль авторов часто связана с тем или иным смысловым оттен­ком оригинал ьного ветхозаветного текста, что не всегда отражается Сино­дальны м переводом. Во-вторых, мы считаем, что один из лучших способов изучения Святого Писания - сравнение различных переводов и потому всегда приветствуем новые серьезные попытки перевода Библии на совре­менный язык. Мы также предполагаем, что многие читатели хорошо зна­комы с текстом синодального перевода, и для них эта книга предоставляет прекрасную возможность сравнить Синодальный перевод с современны­ми переводами Библии.

Сегодня, помимо Синодального перевода, авторитетом пользуются пе­реводы Российского Библейского Общества, поэтому при подготовке рус­ского издания книги было принято решение переводить все цитаты из Нового Завета по переводу «Радостная Весть» (Новый Завет в переводе с древнегреческого - М.: РБО, 2001), а цитаты из Ветхого Завета по перево­дам текстов Вегхого Завега с древнееврейского (ответственный редактор М.Г. Селезнев).

К сожалению, полный перевод Ветхого Завета еще не завершен, и в связи с этим нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностям и. В свет вы шли переводы только четырнадцати книг Ветхого Завета. Среди них книги Бытие, Исход, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей, Иова, Прит­чей, Экклезиаста и Эсфири, Плач Иеремии и книги пророком Исайи, Иере­мии, Иезекииля и Даниила. Соответственно, все цитаты из этих книг, а так­же их названия (например, Экклезиаст вместо Екклесиаст) были приведе­ны в новом переводе. Что же касается остальных книг Ветхого Завета, то использовался Синодальный текст, а в тех местах, где смысловой оттенок английского перевода имел некоторые отличительные особенности, мы приводили перевод библейской цитаты с английского языка.

Мы уверены, что эта книга будет полезна читателям, которых интере­сует суть Святого Писания и которые видят в Ветхом Завете нестареющее послание, предназначенное всем народам но все времена.

 

Издательский отдел Духовной Академии Апостола Павла.

Декабрь 2007 года.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Марк Мангано

 

 

Духовная Академия Апостола Павла предлагает Вам ознакомиться с кратким и современным введением ко всем книгам Ветхого Завета. Сле­дуя названию (Введение) мы будем рассматривать каждую книгу Ветхого Завета по отдельности, обращая особое внимание на такие вопросы, как авторство, датировка и цели книги.

В работе над этим томом приняли участие пять авторов. Раднал Бэйли, профессор университета Фаулкнер (Монтгомери, Алабама) стал автором глав, рассказывающих о книгах Пятикнижия и о книге Даниила. Доктор Дейл Мейнор, профессор университета Хардинг (Сеарки, Арканзас), на­писал главы об исторических книгах - Иисус Навин, Судьи, Руфь, книги Царств, Паралипоменон, Ездра-Неемия и Эсфирь. Доктор Мейнор также является региональным директором археологической экспедиции в Тель Бес-Шемеше в Израиле, поэтому не удивительно, что именно он написал вводную статью по библейской археологии.

Др. Гари Холл, профессор Ветхого Завета и Иврита в Христианской Семинарии Линкольн (Линкольн, Иллинойс) написал главы о пророчес­ких книгах. Доктор Уолтер Зорн, также из Христианской Семинарии Лин­кольн написал главу о Псалтири, книге Иова и книге Песни Песней. Док-гор Марк Мангано, также из Линкол ьна, написал три вводные главы, а так­же главы о книге Притчей и книге Экклезиаста. Он же стал редактором всего проекта.

Каждая глава поделена на восемь основных разделов.

Историческийи культурный фон.Чтобы углубить понимание Божье­го Слова, мы должны постараться максимально сократить расстояние меж­ду древним м иром и нашим временем. Нас отделяет от древнего мира куль­тура и традиции, язык и громадный временной интервал. И только благо­даря изучению исторического фона мы можем сократить ту пропасть, ко­торая отделяет «нас» от «них». Например, чтобы правильно понять посла­ния любого из пророков, читатель должен представить пророка в опреде­ленном месте временной шкалы истории древнего Израиля. Читатель так­же должен понять, как в пророческой проповеди отражается международ­ные отношения того времени. Появились л и на горизонте армия Ассирии?

 

 

Или же речь идет о нашествии Вавилонской армии? Культурные тради­ции также играют важную роль. Например, читатель Бытия должен раз­бираться в древних обычаях, связанных с усыновлением и суррогатным материнством, чтобы понять роль Елиезера (Быт. 15:2-3) и Лгари (Быт. 16) в рассказе о жизни Авраама.

Текст и автор.Масоретский текст Иудейского Писания (Ветхого Заве­та) был тщательно сохранен Масоретами (от которых и пошло название этого текста), еврейскими учеными и книжниками. Несмотря на их вер­ность тексту Библии, как Слову Божьему, при переписке были допущены некоторые ошибки, которые позднее вошли в церковную традицию. Пере­писка вручную нс может быть идеальной, так что любой текст не застрахо­ван от ошибок. Все эти ошибки были выявлены и классифицированы с помощью методов текстуальной критики. Обычно ошибки появлялись в результате взаимодействия глаз, рук, разума и, возможно, уха книжника-переписчика. Ошибки обнаруживаются при сравнении одной древнееврей­ской рукописи с другой (как, например, это было при сравнении со свитка­ми Мертвого Моря), или с переводом древнееврейского текста на другой язык. Ветхий Завет, например, был ранее переведен на древнегреческий язык. Этот перевод сегодня известен под названием «Септуагинта» (или LXX). Там, где вопрос о текстуальной критике вставал остро, авторы дела­ли соответствующие замечания.*

История толкования.Каждая книга Библии в разное время толкова­лось по-разному. Книга Ионы, например, воспринималась как легенда, как аллегория, как притча или как историческое повествование. Изучение ис­тории толкования каждой книги полезно, по крайней мере, в двух случаях. Во-первых, толкователь вынужден определять правильные вопросы, ко­торые нужно ставить перед текстом, а затем искать правильные ответы на эти вопросы. Если книга Ионы - это историческое повествование, то име­ет ли она общие характеристики с другими библейскими примерами исто­рических повествований (такими как книги Царств)? Как следует толко­вать еврейскую поэзию? Станет ли читатель следовать минималистскому подходу, который, используя понятие так называемого синонимического параллелизма, где вторая строка считается всего лишь балластом или «сти­листической» вариацией первой строки, или же читатель воспримет мак-

cималистский подход, при котором вторая строка подчеркивает, усилива­ет или углубляет мысль автора? Во-вторых, толкователь начинает пони­мать, как сильно кул ьтура влияет на толкование Писания. Повлиял ли «дух времени» на аллегорическое толкование Песни Песней? Повлиял ли тот же дух на отрицание предсказательного элемента в пророчествах? Привел ли этот дух толкователей к «крайне консервативному» или «крайне либе­ральному» подходу, или же помог найти верный путь?

Авторы этого Введения также исследовали свидетельства, которые по­могают ответить на вопросы авторства книг Ветхого Завета. Библейские книги не снизошли к нам с титульными страницами, с указанием имени автора, даты и авторских прав. Толкователь должен искать в тексте книги внутренние ключи и сравнивать свои открытия с внешней традицией, что­бы правильно ответить на вопрос об авторстве книге.

Структура. Каждая глава содержит рабочий план книги. План помога­ет не упустить направления, в котором движется мысль автора. Но этот раздел каждой главы выходит за рамки простого плана. Здесь же может быть помещено исследование тем повествования, раскрыта художествен­ная красота текста, или, например, указано, как литературная форма тек­ста помогает содержанию в передачи главной мысли.

Жанр.Жанром называется группа текстов, схожих между собой по со­держанию, форме, функции, настроению и/или стилю. Жанр сильно вли­яет на толкование. Возьмем, например, следующий стих из 4 книги Царств 24:1. «Во дни правления Иоакима, Навуходоносор, царь Вавилонский, втор­гся в землю и Иоаким на три года стал его вассалом. Но затем он переду­мал и восстал против Навуходоносора» (пер. с англ). Читатель моменталь­но воспринимает этот жанр как историческое повествование и ожидает, что автор продолжит подачу исторического или хронологического мате­риала. А теперь взгляните на другой пример: «От тяжких трудов - всегда прибыток, от пустословия - лишь надежда» (Прит. 14:23). Читатель сразу же узнает в этих словах притчу и ожидает от автора дальнейших мудрых советов для мудрой жизни. Эти два примера указывают, что тот или иной жанр предполагает соответствующий подход к чтению иформирует ожи­дания читателя.

Богословские темы.Поскольку для нас Библия - это Слово Божье, Писание - это сокровищница истин о Боге, о человеке и о взаимоотноше­ниях между Богом и человеком. Каждая книга Ветхого Завета делает свои, уникальный вклад в библейское мировоззрение.

Связь с Новым Заветом. Вэтих разделах авторы исследуют, как Но­вый Завет совмещается с Ветхим Заветом. Авторы Нового Завета могут ссылаться, перефразировать или цитировать Первый Завет. Они могут упо­минать героев, места, события, слова, идеи или темы Ветхого Завета. Бет-хий Завет указывает на грядущую победу Бога в Мессии и на победу Бо­жьего Царства над всеми злыми силами. Эта победа получила воплощение в Иисусе. Его Церковь свидетельствует о преображающем и победонос­ном присутствии Спасения Божьего.

Специальные разделы.Каждому автору было позволено добавить еще

 

один раздел к любой главе, чтобы рассказать о специфических вопросах толкования отдельных книг. Доктор Мейнор, например, завершил главу о книгах Царств разделом, под названием «Историческая достоверность». В этом дополнении он обсуждает историчность книг Царств.

Библиография.От «множества книг - конца не будет» (Эккл. 12:12). В конце тома помещено большое количество книг и статей к каждому разде­лу. Эти списки показывают серьезное исследование каждой книги Библии, а также напоминают нам о том, что каждый ученый обязан своей работой трудам предшествующих поколений исследователей. «Железо оттачива­ется железом, а человек - другими людьми» (Прит. 27:17).

Книга написана с некоторыми исходными предпосылками относитель­но Писания. Во-первых, мы считаем, что Библия - это Слово Божье, вдох­новенное Святым Духом. «Но прежде всего надо помнить, что ни одно про­рочество Писания не может быть истолковано самим человеком, ведь ни­когда не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух» (2 Пет. 1:20-21).

Во-вторых, Библия - достоверна и истинна. В Пасторских Посланиях Павел постоянно напоминает: «Вот верные слова» (1 Тим. 1:15; 3:1; 4:9; 2 Тим. 2:11; Тит. 3:8). Также как и Павел, мы относим эти слова ко всей Биб­лии. Он писал: «Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помога­ет учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу» (2 Тим. 3:16-17).

В-третьих, Библия не противоречит сама себе. Написанная большим числом разных авторов, которые писали в разное время, пользовались раз­ными жанрами, Библия остается единой и последовательной книгой. Биб­лия - это свидетельство Отца Сыну (Иоанна 5:39) через Святого Духа (1 Кор. 2:6-15).

Мы желаем, чтобы эта книга послужила вам при изучении Ветхого За­вета. Пусть она принесет славу Богу Отцу, Его Сыну, Иисусу, и Святому Духу.

Марк Мангано Август, 2005 года.

КАНОН

Иудейская Библия (соответствует христианскому Ветхому Завету) со­стоит из двадцати четырех книг, объединенных в три группы. Первая груп­па, носящая название тора («закон»), включает Бытие, Исход, Левит, Чис­ла и Второзаконие. Эти пять книг (Пятикнижие) обычно называются «Кни­ги Закона» или «Книги Моисея» (ср. Мк. 12:26). Вторая группа называет­ся невиим («пророки») и подразделяется на ранних пророков (Иисус На-вин, Судьи, книги пророка Самуила и две книги Царств) и поздних проро­ков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и книга двенадцати пророков). Третья группа называется кетубкм («писания»). В нее входят одиннадцать книг (так называемые агиографы): Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плачь Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия (считается единой книгой) книга Паралипоменон. Иудейская Библия в общем иден­тична христианскому Ветхому Завету. Различие в количестве книг появи­лось в результате деления единой книги Двенадцати Пророков на двенад­цать отдельных книг так называемых Малых Пророков, а также деления книг Самуила, Царств, Паралипоменон и Ездры-Неемии на соответствен­но 1, 2, 3, и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон и книги Ездры и Неемии.

Эти книги составляют канон Ветхого Завета. Слово канон означает со­брание книг «признанных группой верующих Священным Писанием».1

Существуют ли исторические и текстуальные свидетельства, подтвер­ждающие каноничность всего Ветхого Завета и каноничность каждой его книги в отдельности?

СВИДЕТЕЛЬСТВА ИУДЕЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Текст Ветхого Завета

Всамом тексте Ветхого Завета можно увидеть указания на авторитет или, если хотите, богодухновенность, отдельных книг.

Книга Царств 14:6

Воцарившись и утвердившись на иудейском престоле, Амасия (796-767)

казнил всех слуг, замешанных в убийстве его отца Иоаса (835-796). Но Лмасия не сталказнить сыновей убийц, во исполнение заповеди из книги Второзакония 24:16: «Не должны быть наказываемы смертью отцы за де­тей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью».

Книга Паралипоменон 17:9

Автор книги, живущий во времена царя Иосафата (872-848) признает канонический статус Торы.

Книга Иеремии 26

В книге Иеремии (глава 26) рассказывается, как некоторые священни­ки и пророки предложили приговорить пророка Иеремию к смертной каз­ни за то, что он «пророчествует против [Иерусалима]» (ст. 11). Но старей­шины иудейские защитили Иеремию, указы вая на аналогичную ситуацию в пророческом служении Михея, который двумя исками раньше также про­рочествовал против столицы, Иерусалима (Мих. 3:12). Михея тогда не каз­нили. Наоборот, царь Езекия стал искать Господнего расположения, и опас­ность миновала. По мнению старейшин, приговорив к смерти этого «Ми­хея нашего времени», царь навлечет на страну страшное горе! (ст. 19). Для защиты Иеремии старейшины воспользовались непререкаемым авторите­том книги пророка Михея.

Книга Даниила 9

В книге Даниила 9:2 читаем: «Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима». На промежуток в «семьде­сят лет» указывают отрывки из Иеремии 25:11 и 29:10. Обратите внима­ние, что Иеремия называет эту книгу «книгами» - эквивалентом слова «Писания».

Книга Захарии 1

Пророк Захария, живший в VI веке до н.э., сказал: «Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь» (1:4). Призыв к покаянию однозначно характеризует пророческое слово от Гос­пода. Обратите внимание, что в данном случае Захария цитирует конкрет­ные отрывки из Иеремии (18:11-12; 25:5 и 35:15), то есть признает книгу Иеремии богодухн овен ной.

Книга Неемии 8

Прочитав закон, вернувшиеся из плена иудеи стали плакать и не пре­минули немедленно исполнить услышанные заповеди:

«И нашлинаписанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтооы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в ку­щах. И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садо­вой и ветви маслины дикой, и

ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви [других] широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (8:14-15).

Другие иудейские писания

Баба Батра

Вавилонский Талмудв трактате Баба Батра (14и- 15а) приводит цита­ту, относящуюся ко времени не позднее второго века, которая подтвержда­ет существовавшее уже в те годы деление Ветхого Завета на три части и всеобщее отношение к ним как к священным книгам.

«Наши раввины учат, что в число пророков входят книги Иисуса На-вина, Судей, Самуила, Царств, Иеремии, Иезекииля, Исайи и Две­надцати Малых Пророков... В число Агиографов входят Руфь, Псал­мы, Иов, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, Плачь Иеремии, Да­ниил и Свитки Эсфири, Ездры и Паралипоменон... Кто автор Писа­ния? Моисей написал собственные книги и частично книги Валаама и Иова. Иисус Навин написал книгу, носящую его имя и [последние] восемь стихов Пятикнижия».2

Книга Ездры

О том, что Ветхий Завет состоит из двадцати четырех книг, также гово­рится в 3 книге Ездры, датируемой концом первого века (14:44-47):

«Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недо­стойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их муд­рым из народа».3

Иосиф Флавий

«А потому, само собой разумеется, и более того - с необходимостью из этого следует, - раз никто не имеет права вносить в списки что-либо от себя и в… Пять из них - книги Моисея, которые содержат законы и исто­рическое предание… От Артаксеркса и доныне также написано несколько книг, но они не столь же достоверны, как предыдущие, поскольку не…

Книга Исайи 53

  отдадут в руки язычников, над ним будут глумиться, оскорблять, плевать в… «Кто поверил вести, которую мы принесли?

Псалом 109:1

Заголовок предполагает, что Псалом был написан Давидом. Это пред­положение находит подтверждение у Матфея 22:43 и в книге Деяний 2:34-36. Стих 1 -… В этом стихе мы читаем: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня,… РУКОВОДСТВО К ДОСТИЖЕНИЮ ЗРЕЛОСТИ

Таблица 1.

Заповедей как основа этической системы Ветхого Завета

Краткость этой книги не дает нам возможности подробно прокоммен­тировать каждое этическое обязательство. Поэтому я кратко поясню толь­ко три из них:…  

Святость сексуальных отношений

Книга Притчей превозносит брак. «Достойная жена - венец для супру­га» (12:4; 31:10). «Кто нашел жену - нашел сокровище и обрел благоволе­ние… Притчи также превозносят сексуальную близость и сексуальное наслаж­дение в… А Песнь Песней, конечно, восхваляет и брак и близость. И. Янгтак оце­нил эту книгу:

Святость собственности

Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаются во вред истине (11:18;20:17; 21:6), справедливости (29:4 в… В-третьих, наш долг - жертвовать деньги Богу (3:9-10), давать милос­тыню…

Святость истины

Еврейское (ракил) означающее в переводе «клеветник», встреча­ется в Ветхом Завете шесть раз. Бог выказывает недовольство действиями клеветника во… Клевещущий язык способен даже убить. Эту силу следует сначала обуз­дать, а… Руководство к служению

Время

Рассказ невозможно понять, не зная временных рамок описанных со­бытий. Книга Руфь, например, рассказывает о днях, «когда управляли су­дьи» (1:1). Книга Судей, которая предшествует Руфи в нашей Библии, подробно описывает политические проблемы, с которыми столкнулся Из­раиль во дни «когда управляли судьи». Проблемы были прямым следстви­ем неверности Израиля Божьему завету. Прямая зависимость народных бедствий от непослушания сначала изложена во второй главе, как посыл­ка всей книги, а затем многократно проиллюстрирована на примерах. «Оставили они Господа, Бога отцов своих, который вывел их из Египта, стал и служить и поклоняться другим богам - богам окрестных народов. Всем этим они гневили Господа. Оставили Господа, стали служить Ваалу и Астартам! Разгневался на них Господь, отдал их в руки грабителей - и те их грабили. Он отдал их в руки врагов, жив­ших окрест, - и уже не могли израильтяне дать им отпор. Вся ки й раз, когда израильтяне выходили на битву, Господь посылал им неудачу - как Он и предупреждал их, как и грозил им, как и клялся. Плохо было израильтянам! (2:12-15).

Один из примеров, иллюстрирующих эту мысль мы находим в Судей 3:7-8: «Начали израильтяне творить дела, ненавистные Господу, - забыли Господа, своего Бога, служили Ваалам и Ашерам. И Господь разгневался на них. Он отдал их в руки Кушан-Ришатаима, царя Лрам-Нахараима. Во­семь лет израильтяне были под властью Кушан-Рашатаима». Та же связь прослеживается и в других отрывках: 3:12-14; 4:1-3; 6:1-6; 10:6-9; 13:1.

Зная, что события книги разворачивались в дни, «когда управляли су­дьи», читатель сразу представляет себе сложи ые обстоятельства того вре­мени, наполненные грехом и страданиями, непослушанием и горем, хао­сом и проклятием. В книге Руфь 1:1 упоминается «голод на земле», а, как указано во Второзаконии 28:22-24, голод - одно из проклятий за непослу-

шание. Голод в Вифлееме, о котором рассказывается в самом начале этой истории, звучит как ирония, ведь слово «Вифлеем» означает «дом хлеба»! Книга Руфь 1:3-5 повествует о том, как один задругим умирают муж и сын Ноемини. Сколько страданий! Сколько горя!

На фоне семейного горя и народной трагедии, возникает любящая рука Господа, чтобы указать па надежду Израиля, семейную линию Давида (Руфь 4:13-21).

Место

Седьмая глава книги Исайи рассказывает о встрече пророка и его сы на с царем Ахазом. Эта встреча произошла «на дороге к полю Велильщика -там, где начинается водоток Верхнего пруда». В то время царь Ахаз столк­нулся с политическим кризисом, ибо Репин, царь Сирийский и Факсй, царь Израильский соединили свои силы, чтобы сражаться против него в Иеру­салиме (Ис. 7:1). Какой выбор был у царя перед лицом этой опасности? Он мог капитулировать, но такой выход был маловероятен. Он мог сразиться с коалицией в одиночку. Но это было бы неразумно. Он мог заручиться поддержкой других государств, например, Египта на юге, или Ассирии на востоке. Но он также мог разглядеть в сложившейся ситуации нечто боль­шее, чем политический кризис. Он мог увидеть кризис духовный и в этом случае довериться Господу и ожидать спасения свыше.

Исайя указал Ахазу на важность твердой веры: «Если ваша вера не твер­да, не твердо стоите вы». Исайя также убедительно обрисовал Ахазу кар­тину далекого будущего: «Сохраняй спокойствие, не бойся, не падай ду­хом из-за того, что загорелись гневом эти две дымяп],иеся головешки - Ре-цин с арамеями и сын Ремальи!» (7:4).

Какой же выбор сделал Ахаз? Он решил войти в союз с Ассирией. Вот как об этом написано в 4 книге Царств 16:7-9:

«И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, ска­зать: раб твой и слуга твой я; приди и защити меня от руки царя Си­рийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокро­вищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И по­слушал его царь Ассирийски и; и пошел царь Ассири йский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умеотвил».

В сложившейся ситуации, принятое решение казалось самым целесо­образным. Ахаз показал себя находчивым правителем. Мощь вражеской коалиции была подорвана, кризис преодолен. Но в долгосрочной перспек­тиве решение оказалось крайне неосмотрительным. Воспользовавшись помощью Ассирии, теперь Иудея оказалась безоружной перед лицом но­вого сильного противника. В 701 годудо н.э. Ассирийцы начали наступле­ние на Иудею, захватили всю страну, кроме Иерусалима и то благодаря вмешательству Господа, который пожелал спасти столицу (4 Цар. 19:35).

Так, сточки зрения веры, решение принятое Ахазом было губительн ым для Иудеи. Без веры нет и Божьего народа. А если нет Божьего народа, то нет смысла и в существовании внешних атрибутов - царя и царства. Дж. Алек Мотьер так обрисовал тяжесть сложившейся ситуации:

«Проявив неверие, Ахаз превратил себя и всех будущих потомков престола Давидова в марионеточных царей, подвластных сначала Ассирии, а потом Вавилону, а падение Иерусалима в 586 г. до н.э. окончательно уничтожило царство и монархию так, что (с христи­анской точки зрения), ко времени рождения Эммануила, потомок царского рода Давидова оказался никому неизвестным плотником из Назарета (Мф. 1:16)1Так Исайя предвосхитил развитие истории на много веков вперед, потому что рожденный Эммануил унаследо­вал лишь память о былом царстве и давно несуществующую корону, и все из-за одной ошибки Ахаза».

 

36 глава Исайи рассказывает о том, как царь Ассирии Сеннахирим зах­ватил все укрепленные города Иудеи и направлялся теперь к Иерусалиму. Царь послал молевого командира, чтобы сначала сломить Иерусалим па поле пропагандистской борьбы. Обратите внимание, в каком месте начи­нается эта словесная битва: «на дороге к полю Бслильщика - там, где на­чинается водоток Верхнего пруда» (Ис. 36:2)!

Теперь царь Иерусалима - сын Ахаза, Езекия. Какой выбор был у Езе-кии на этот рая? Он мог капитулировать, но это мало вероятно. Он мог сразиться с ассирийцами в одиночку, но это было бы нецелесообразно; он уже потерял все сельскохозяйственные территории. Он мог бы найти со­юзников и вместе с ними выступить против Лссирии. Можно было создать коалицию с Египтом на юге. Кстати, еда так и поступил. Взгляните на слова ассирийского командира: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет се! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (36:6; см. 37:9).

Яблоко от яблони. Езекия поступил как Ахаз. И тот и другой столкну­лись с духовным кризисом, проявившемся в принятии политического/во­енного решения. Обратился ли Ахаз за помощью к Господу? Нет! Л Езе­кия? Вот, что говорит текст:

«И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Сава­оф, Боже Израилев, седя щий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сенна-хирима, который послал поносить Тебя, Бога живого... И ныне, Гос­поди Боже наш, спаси пас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи единственный Бог» (37:15-17, 20).

Вера принесла плоды! Слышишь ли ты нас, Ахаз? Господь избавил Езе-кию и Иерусалим от грозных ассирийцев. «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И вста­ли поутру, и вот, всё тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» 37:36-37).

ГЕРОИ РАССКАЗОВ

Человек не становится честным или набожным только потому, что ои попал на страницы Библии. Не все герои библейских рассказов такие же верные, как Даниил или Руфь! Часто автор избегает прямой оценки харак­тера. Предполагается, что читатель сам должен вынести суждение, на ос­нове нескольких критериев. Мы судим о Иакове, глядя на то, как он обма­нул своего импульсивного брага и слепого отца. Наше мнение о Соломоне складывается на фоне тонкого напоминания о его непокорности запове­дям, которые изложены у книге Второзакония 17. Мы оцени наем Самсона как неудавшегося назорея, смотрим на Мордохся и Эсфирь в свете того, что в книге Эсфирь ни разу не упоминается имя Бога.

Иаков

Проходя через родовой канал, Иаков уцепился за пятку брата-близне­ца Исава, предвосхищая будущие попытки обманным путем забрать у бра­та право первородства.

Какими же неудачными и ненужными оказались его усилия, особенно на фоне того, что Господь уже обещал Иакову превосходство. Еще до рож­дения Господь говорил с Ревекой, матерью Иакова и Исава, о се сыновьях-близнецах, обещая: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и боль­ший будет служить меньшему» (Быт. 25:23).

Пользуясь импульсивностью брата, Иаков купил у него, «умирающего ОТ голода», право первородства за чечевичную похлебку (Быт. 25:29-34). Пользуясь слабым зрением отца (Исаака), Иаков завладел благословени­ями, предназначенными для Исава (Быт. 27:27-29). Узнав о повторном об­мане, Исав сказал: «Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он обманул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благосло­вение мое!» (27:36).

Соломон

Соломона можно назвать самой загадочной фигурой Ветхого Завета. Обычно ему приписывают высокую мудрость, но его поступки говорят со­всем о другом. Безрассудство Соломона проявилось в невнимательности к деталям Закона.

17 глава Второзакония -своего рода устав для царей Израиля и Иудеи. «Царь не должен держать слишком много коней, не должен отправлять людей назад в Египет, чтобы приобрести побольше коней. Ведь Господь сказал вам: «Вы уже не вернетесь туда, по этому пути!» У царя не должно быть слишком много жен, чтобы его сердце не склонилось к отступничес-ту. Он не должен иметь чересчур много серебра и золота» (17:16-17).

3 Царств 10:26-28 и 11:3 обвиняет Соломона45 в пренебрежении этими правилами:

«И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча че­тыреста колесниц и двенадцать тысяч коней; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме. И сделал царь се­ребро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги... И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его».

Непослушание Закону, особенно в области брака и идолопоклонства, привели монархию к расколу. Вслушаемся еще раз в слова автора 3 книги Царств:

«И разгневался Господь па Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: «За то, что ты не меняешься, и не хранишь завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца тво­его; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусали­ма, которыйЯ избрал» (11:9-13).

 

Самсон

По воле Божьей, Самсону надлежало быть назореем с самого рожде­ния. По правилам, изложенным в книге Чисел 6:1-21 назорей «должен воз­держаться от вина и [крепкого] напитка* (ст. 3), «бритва не должна ка­саться головы его» (ст. 5), «не должен он подходить к мертвому телу» (ст. 6). Самсон нарушил все перечисленные правила, показав на собственном примере, как бесконтрольная страсть может попрать даже божественное призвание.

Самсон женился на молодой филистимлянке. Для проведения торжеств был приготовлен пир (Суд. 14:10). Еврейское слово, которое здесь переве­дено как «пир», подразумевает «попойку»! Принимая алкоголь, Самсон нарушал первую заповедь назорейского обета. Перед началом пира, Сам­сон нарушил третью заповедь - он зачерпнул мед из львиного трупа (14:8-9). За пять тысяч пятьсот шекелей серебра Далида (возлюбленная Самсо­на и единственная женщина, названная по имени в этом рассказе) согласи­лась выведать секрет его силы. Она узнала, что длинные волосы Самсона были источником его великой силы. Однажды ночью, пока он спал, она остригла его волосы. «И сила оставила его» (16:19). Теперь все три запове­ди назорейского обета были нарушены. Обратите внимание что говорится далее: «Самсон проснулся. «Ничего, вырвусь и на этот раз! - подумал он. - Выберусь!» Не знал он, что Господь его оставил» (16:20).

 

Мардохей и Эсфирь

Отсутствие упоминаний о Боге в книге Эсфирь подразумевает недо-

вольство Бога греховностью Божьего народа.16 Мардохей и Эсфирь, герои этой истории, также не безупречны. Мардохей советует Эсфири скрыть ее происхождение (2:10,20), чтобы стать царицей. Гордыня Мардохея приво­дит к конфронтации с Аманом. Эсфирь пожелала скрыть свое родословие, чтобы стать царицей и не противилась удовлетворению сексуальных аппе­титов своего мужа-царя (2:15-16; ср, Втор. 7:3).

СЮЖЕТ

Период Авраама

В 12 главе книге Бытия Господь обещает произвести от Аврама вели­кий клан/народ, который будет состоять в особых отношениях с Богом и жить на собственной земле. Последовательное исполнение трех перечис­ленных обещаний составляет сюжет Пятикнижия и книги Иисуса Нави-на.47 Внимание Бытия 12-50 сосредоточено на первой части обещания: «Я произведу от тебя великий народ» (12:2).48

Исполнение этого обещания затруднено в первую очередь бесплоднос­тью Сары. «Сара была бесплодна и детей не имела» (11:30 ср. 15:2-3; 16:1), Как Господь собирается преодолеть эту преграду? Как Аврам и Сара ис­толкуют Божье обещание в свете своей физической немощи?

В древнем мире, также как и сегодня, пара, не имеющая детей, могла усыновить наследника. Вариант усыновления, похоже, прозвучал из уст Аврама в Бытие 15:2-3: «Авраам сказал: «Владыка мой, ГОСПОДИ! Зачем мне Твои дары, если я умру бездетным? Мой наследник - сын Мешека, Элиэзер. Раз Ты не дал мне потомства, - сказал Авраам, - то мой домоча­дец будет мне наследником». Аврам и Сара видели в Элиэзере исполнение Божьего обещания. Вполне возможно, что и Лот, племянник Аврама, был в числе возможных наследников.

В древнем мире, в отличие от современности, женатый мужчина не име­ющий наследника, имел право взять себе в жены суррогатную мать. Эта подтверждается историей об Агари и Измаиле. «Сара, жена Аврама, была бездетна. У нее была рабыня, египтянка, по имени Агарь, и Сара сказала

Авраму: "ГОСПОДЬ не дает мне детей. Живи с моей рабыней - быть мо­жет хоть она родит мне сына"» (16:1-2).

Еще одно препятствие к появлению наследников находим в Бытие 12:10 - голод. Без еды жизнь находится в опасности. Что произойдет с обещани­ем Божьим, если Аврам или Сара умрут от голода? Голодная смерть угро­жает потомкам Аврама также в Бытие 26 и 42.

Аврам и Сара ищут спасения в Египте. Во время их пребывания там, Сару, благодаря ее красоте, забирают во дворец фараона. Но без нее Аврам никак не сможет родить ребенка, обещанного им обоим! Господь разреша­ет эту проблему, посылая несколько болезней на фараона и его домашних, заставляя фараона отпустить Сару и отослать ее и Аврама восвояси (12:17-20). Эта же история повторяется в другой раз в 20 главе книги Бытия (ср. Быт. 26:1-11).

Покинув Египет, Аврам приходит в Всфиль. Там «между пастухами Ав­рама и Лота» начинаются споры (13:7). Что сталось бы с обещанием, если споры выросли бы в братоубийственную войну? Убийство - вполне умес­тно в книге, которая начинается с истории о том, как Каин убил своего брата Авеля.

Обратите внимание на слова толкователя в стихе 7: «А в ту пору в этой земле жили еще и ханаанеи и периззеи». Местным жителям наверняка не понравилось бы такое соседство с чужеземцем, которые еще к тому же вы­водил свой скот на их пастбища. Им ничего не стоило бы объединиться, чтобы изгнать Аврама со своей земли.

Бытие 14 рассказывает о том, как Аврам вступает в бой с группой ца­рей, чтобы освободить своего племянника Лота. Любая война чревата по­терей жизни, жизни Аврама!

Бесплодие, голод, похищение жены, перебранки и война - все это серь­езно препятствовало появлению на свет наследника. Но каждый раз в са­мых ключевых моментах этой истории мы видим руку Господа, который вступается за Аврама, чтобы исполнить Свое обещание. И вот, в 21 главе книги Бытия у Аврама и Сары, наконец, рождается младенец, которому дают имя Исаак.

Наследник появился на свет. Обещание начинает понемногу исполнять­ся. И вдруг, совершенно неожиданно, Господь приказывает Аврааму: «Возьми своего сына - единственного любимого - Исаака и иди с ним в землю Мойра. Там на горе, которую Я укажу тебе, ты принесешь его в жер­тву всесожжения» (22:2).

Неужели Господь приказал Аврааму убить сына? Да! Но в тот самый момент, когда Аврам готов вонзить свой нож в тело мальчика, Господь вновь вмешивается в ситуацию. «Не поднимай на него руки... ничего ему не де­лай. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога - ты не пожалел отдать мне сво­его единственного сына» (22:12). В известном смысле, Господь превозмог Сам Себя!

Этот случай подтвердил, что никто, даже Сам Господь, не в силах отме­нить обещание, данное Авраму!

Таблица 2

Препятствия исполнения Божьего обещания в жизни Авраама

Глава 23 книги Бытия рассказывает о смерти Сарры, а 25 глава - о смерти Авраама. А что станется с обещанием, если Исаак умрет бездетным? Этот вопрос… Исаак становится отцом Иакова и Исава, но Исав грозится убить брата. Иаков… Книга Бытия - это захватывающая повесть о том, как Бог охраняет се­мью и держит данное ей обещание. Книга написана…

Таблица 3

Техника инверсии в книге Эсфирь

Наконец, богословские темы книги свидетельствуют о присутствии Бога, Например, тема избавления иудеев от попытки Амана истребить этот народ. Бог…   Илия и Елисей

Таблица 5

Деление книги Бытия

Слово толедот «придает книге чувство единства, отметая идею суще­ствования гипотетических источников»,63 бывших прежде и, возможно, указывает на его… Внимательное чтение Бытия, в соответствии с приведенным делением, помогает… (1) Рождение Сифа и его сына, Еноса, и начало периода, в который люди стали взывать к Господу (4:25-26) - темы,…

Таблица 6

Хронологическая таблица книги Исход

1. Исход начался через 430 лет после призвания Авраама, Послание к Палатам 3:16-17

2. Аврааму было 75 лет, когда он вышел из Харана, Бытие 12:4 [остается 430 лет]

3. Аврааму было 100 лет, когда родился Исаак, Бытие 21:5 [остается 405 лет]

4. Исааку было 40 лет, когда он женился, Бытие 22:20 [остается 365 лет]

5. Исааку было 60 лет, когда родились Иаков и Исав, Бытие 25:26 [остается 345 лет]

6. Иакову было 130 лет, когда он пришел в Египет, Бытие 47:9, [остается 215 лет]

7. Таким образом, Израиль превратился в великий народ за 215 лет жизни в Египте.

 

Однако, приведенная схема не отмечает того, что Бог призвал Авраама «в Месопотамии, еще до переселения в Харан» (Деян. 7:1-2). Если считать, что Авраам услышал призыв Божий пятью годами раньше, то ему было в это время 70, а не 75 лет. Это означает, что египетский период растягивает­ся с 210 до 215 лет. То есть семидесятилетний возраст Авраама больше со­ответствует Писанию и иудейской традиции. В соответствии с Книгой Исход 12:41, по прошествии 430 лет пришел «тот день», то есть день, когда наступила первая Пасха. В Книге Иисуса Навина 5:11 сказано, что люди ели плоды, которые приносила эта земля, «на следующий день» после того,

как справили Пасху. Фразы «тот день» и «на следующий день» говорят о выстраивании хронологической линии. Призыв Авраама, рождение Исаа­ка и Пасха произошли в один и тот же день; 430 лет прошло с момента призвания Авраама; 400 лет прошло с момента рождения Исаака.12 Уче­ные приводят доводы в пользу XV века до н.э., указывая на раскопки, про­веденные Гарстангом в Иерихоне. Гарстанг обнаружил город «Д», который, по его заключению, был выстроен в XV веке и разрушен примерно через сто лет, подобно тому, как Иерихон был разрушен Иисусом Навином.13 Однако, раскопки, проведенные Кеньоном в 1952 году, заставил и пересмот­реть полученные результаты. Кеиьон установил, что город «Д» следует датировать третьим тысячелетием до н.э., и что, если и существовали ка­кие-то свидетельства на уровне ХШ-ХП веков, которые могли к действи­тельности подтвердить нападение Иисуса Навина, они уже давно эроди­ровали.

Письма из Амарны, найденные в 1887 году и содержащие 350 глиня­ных табличек, 150 из которых были письмами от сиро-палестинского нас-сала своим египетским господам, Аменхотепу III [прим. 1405-1368 гг.] и Ахенотону [прим. 1370-1353 гг.], указывают на то, что это событие точнее датировать XV веком до н.э. Большая часть писем - жалобы на некоего Хабиру, который постоянно осаждает страну. Многие ученые видят в этом событии завоевания Иисуса Навина. Однако, последние исследования по­казали, что Хабиру правильнее ассоциировать с социальным классом, что превращает эту ситуацию во внутреннюю социальную проблему страны, и не связывать лингвинистически имя Харибу с Енреями (Hebrews), то есть с нападением могущественной армии.

Традиционно считается, что датировка XIII веком лучше соответствует археологическим данным, чем библейским рассказам.

(1) Некоторые ученые связывают строительство городов Пифома и Рамзсса (Исх. 1:11) с Пи-Рамзесом, построенным Сети I или Рамзесом II в XIII веке. Раскопки, проведенные Моне близ Танис-Авариса помогли ре­конструировать город, построенные Сети I, в то время, как литературные артефакты называют Рамзеса II и его преемников. Поскольку тексты того времени упоминают использование Харибу в качестве рабочей силы для перетаскивания огромных каменных блоков, использовавшихся там для строительства, ученые считают Рамзеса тем самым фараоном, который притеснял евреев. Раскопки Патри близ Телль эль-Ретабе обнаружили большое количество кирпичной кладки, что было истолковано учеными как свидетельство строительства Пифома, упомянутого в Исходе 1:11, вновь указывающее на Рамзеса II, как на фараона-притеснителя. Рассмот-

ренные вместе, эти свидетельства кажутся достаточными для того, чтобы связать захват Египта Гиксоеами с еврейской оккупацией земли Гешен в дельте Нила (Быт. 47:1,4, 6, 27). Все эти факты позволили ученым придти к выводу, что Исход произошел через 430 лет после основания Тайне-Ава-риса, примерно в 1300 году до н.э.

(2) «Израильская колонна» была поставлена в честь победы над не­сколькими ханаанскими племенами н пятый год правления Мернептаха (1209 год). Надпись на колонне называет Израиля по имени. Это означает, что Исход произошел раньше этого срока.

(3) Свидетельство израильских поселений, основанных на месте раз­рушенных ханаанских городов можно обнаружить н Вефнле, Телль-Зеро-ре, Бет-Шемеше и, возможно, в Телль Бейт Мирзиме. К тому же Хазор был разрушен в ХШ веке, возможно во времена Иисуса Навипа или Судей. Разрушение нескольких ханаанских городов, изгнание Жителей и вторич­ное заселение этих городов представителями той же или иной культуры и быстрый рост населения, основным занятием которого было скотоводстве, всего лишь за два века, указывает на модель заселения, oi i исанную в Книге Судей.

(4) Египетские документы со времен Мернептаха и Рамзеса II подтверж­дают, что в это время семитские племена использовались в Египте в каче­стве рабов.

(5) Датировка ХШ веком хорошо соответствует времени, проведенно­му евреями в Египте (400 лет по Быт. 15:13 и 430 лет по Исх. 12:40).

Почти любая датировка встречает м ного возражений.17 Вот самые спра­ведливые из них. Те, кто выступает против датировки событий XV веком, утверждают, что «Пифом и Рамзес» (Исх. 1:11) нельзя отождествлять с Маскхаутом и Танисом, прСКОЛ ьку последние города в XV веке еще не были захвачены. Вместо этого, они предлагают рассматривать город Кантир, который содержит свидетельства оккупации XV века и больше соответ­ствует Рамзесу, чем Танис. Что же касается «Рамзеса» (1:11), то он оказал­ся результатом более позднего исправления в тексте. Подобным же обра­зом, ученые, датирующие эти события ХШ веком, указывают на сиро-па­лестинские города, разрушенные в ХШ веке, как на результаты завоева­ний Иисуса Навина. Сторонники теории XV века, считают, что эти города не следует отождествлять с завоеваниями Иисуса Навина, поскольку мно-

гие разрушения XV века, традиционно связываемые с египетскими атака­ми на крепости Гиксосов, можно также посчитать результатом атак Иису­са Панина. В дополнение к сказанному, сторонники Датировки XIII веком считают, что срок в -100 и 430 лет относится ко времени пребывания евреев в Египте, а ученые, отстаивающие датировку XV веком, начинают отсчет этих 400 или 430 лет с момента призвания Авраама и завершают его вре­менем Исхода. Наконец, сторонники датировки XV веком утверждают, что 480 лет, о которых мы читаем в 3 Книге Царств 6:1 - образное выражение, а сторон ники XIII века возражают, ибо это число «... может быть «суммар­ным» или «символическим»... выведенным из расчета двенадцати поколе­ний, по 40 лет на каждое».18

Все, сказанное выше, показывает сложность проблемы. Практически на любой аргумент всегда находится контраргумент, не менее веский. Это значит, что «пытаясь толковать и связывать данные археологических рас­копок, с целью найти и объяснить более основательную историческую мо­дель, нужно проявлять особенную внимательность».19 Характер данных, полученных при археологических раскопках, еще больше усложняет про­блему: «Они представляют собой не бездушные факты, служащие для до­казательства или опровержения библейского текста. Археология, скорее, представляет нам свидетельства, которые, как и сама Библ ия, требуют тол­кования».20 В итоге, добавлю, что сам придерживаюсь датировки XV ве­ком и считаю, что именно здесь археологические и библейские свидетель­ства coHi 1адают наилучшим образом. Даже если точная дата Исхода никог­да не будет определена, важнее понять, как в результате этого события сформировался целый народ, который составил удивительную летопись своей истории, героями которой стал и Бог и, собственно, сам народ, нося­щий имя народа Божьего.

 

СТРУКТУРА

Ученые предлагаютразные варианты деления книги Исход, в зависи­мости от того, чему уделяется первостепенное внимание. Например, мож­но разделить книгу на три части мо географическому признаку: Израиль в Египте (1:1-13:16), Израиль в пустыне (13:17-18:27) и Израиль у горы Си­най (19:1-40:38). Однако, лучшие планы основаны на тематическом деле­нии и выделяют такие темы, как спасение (1:18-27), закон (19:1-24:18) и поклонение (25:1-40:38).21 План Книги Исход представлен наследующей странице.

Книга содержит захватывающие рассказы и затрагивает удивительно интересные темы.

Таблица 7

План Книги Исход

2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7 3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21 4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

Таблица 8

Структурное деление Синайского Завета

ЖАНР В Книге Исход переплетаются несколько жанров, включая такие основ­ные жанры,…  

Таблица 9

Двенатцать разделов книги Левит

  Цитата «Сказал Господь» Постановление Краткий обзор Для чего/для кого
  1:1-7:38 О жертвах 7:37-38 «жертвы всесожжения» и проч.
  8:1-10:20 О священниках 10:20 «Моисей услышал...»
  11:1-47 О чистой и нечистой пище 11:46-47 «закон о пресмыкающих­ся, чистом/нечистом»
  12:1-8 О рождении детей 12:76-8 «закон о родившей мла­денца»
  13:1-14:57 Об очищении 14:54-57 «обряды с случае кожных заболеваний»
  15:1-33 Об излияниях и оскверне­ниях 15:32-33 «обряды в случае излия­ний»
  16:1-34 Об обрядах в день искуп­ления 16:346 «Моисей сделал так, как повелел Господь»
  17:1-21:24 О святости жизни 21:24 «Моисей объявил Ааро­ну... и всем сынам Изра-илевым»
  22:1-23:44 О святых предметах и праздниках 23:44 «Моисей объявил... о праздниках Господних»
  24:1-23 О елее, хлебе и злословии 24:236 «они вывели злословяще­го... и побили его камня­ми»
  25:1-26:46 О субботе, юбилейном годе, благословениях и проклятиях 26:46 «Постановления, опреде­ления и законы, которые поставил Господь»
  27:1-34 Клятвы 27:34 «Заповеди, которые заповедал Бог Израи­лю».  

 

Такая структура: «Введение! Бог сказал...] + постановление + обзорная фраза [«так сказал Бог...»]», делает излагаемый материал первостепенным в сознании человека, напоминая о божественном происхождении запоне-дей - способ, которым века спустя подчеркнуто будут пользоваться про­роки, указывая на божественное происхождение своих речей. Даже струк­тура пророческой речи повторяет структуру левитского закона; Господь сказал пророку X: «Иди и скажи...» + пророчество + «Ибо так сказал Гос­подь...».

Таблица 10

Сравнение структуры левитских постановлений и пророческих речей

Левитские постановления Пророческие речи
«Господь сказал…» «Господь сказал пророку Х…»
Постановление Пророчество
«Так сказал Господь» «Так сказал Господь»

 

Книгу Левит можно разделить на две основные части: главы 1-16 и главы 17-27. Главы 1-16 отражают правила принесения жертв, а главы 17-27 включают различные законы святости. Эту структуру можно развить.

Таблица 11

Структура книги Левит

Переплетение повествований и законодательных материалов образует социал ьно-рел игиозно-политический контекст всей книги. Повествование о введении в… Любые структурные признаки, встречающиеся в книге должны отме­чать логически… «Круговая» диаграмма Мэри Дуглас подчеркивает темы теократии, религиозных ритуалов и повествования, акцентируя…

Таблица 11

Представление Книги Левит в виде круговой диограммы

………………………………………………………………………………………….   Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и…

Святость Бога

Присутствие Бога

Система жертвоприношений

Жертвы всесожжения (олах, 1:1-17), чье благоухание поднималось к Господу (алах, «восходящий») обеспечивали искупление греха, Пла­ту за него (киппур,… Жертва хлебного приношения (минхах, «дар», 2:1-16; 6:14-23) смесь из муки,… Приношения, которые требовали принесения в жертву животного, уда­ляли грех, замещая смерть грешника смертью…

Священство

Сама концепция священства стоит на идеи святости. Святость Божья требует отделения группы людей для выполнения посреднической роли между Богом и обычными людьми. Посвящение в сан Аарона и его потом­ков (глава 8) отделило их для принесения святых жертв и выполнения свя­щеннических обязанностей в святом присутствии Божьем. Большинство законов обращено к священникам, и объясняет им, как сохранить свою свя­тость (главы 21-22). Священники, в свою очередь, должны были толко­вать эти законы людям, чтобы те могли стать святыми и входить в присут­ствие Божье.30

Чистота

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Но есть и более конкретные связи. Присутствие Божье, которое так ярко описано в Книге Левит, находит свое выражение в Новом Завете в Евангелии от…

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

  Ханаана (главы 20-36). Числа логически продолжают повествование книг Исход и Левит, а так­же представляют несколько событий, описанных…

Таблица 12

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.

Второзаконие практически один к одному совпадает с хеттскими дого­ворами второго тысячелетия, в то время как ассирийские договоры перво­го… «Основная часть Второзакония, без сомнения, привязана к традициям второй… Связь Второзакония с договорами второго тысячелетия влияет на тол­кование всех частей книги. Благодаря схожести…

Исторический и культурный фон

Начнем с того, что книга Судей - седьмая по счету книга в иудейской Библии и вторая в списке так называемых «древних пророков» или «исто­рических… Напомним, что судья, в современном понимании слова, отличается от понятия,… Некоторые называли судий популярными, харизматическими лидера­ми, однако такое определение не соответствует…

Структура

I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22 II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23 Ш.Руфь предлагает Воозу взять себя в жены - 3:1-18

Таблица 14

Датировка некоторых библейских событий

Историческая достоверность В последние годы историческая достоверность Библии нее больше ста­вится под… написаны с определенной целью (как будто другие исторические докумен­ты были написаны бесцельно), а потому, заключают…

Таблица 15

План книги Иова в соответствии с жанрами

По-другому можно взглянуть на структуру книги, если разобрать «вве­дения» и «заключения» к драме. Книга содержит повествовательные от­метки, лежащие… Первый раздел характеризует Иова как человека «непорочного и чест­ного»,… В первом разделе Бог поражает Иова болезнью, но Иову ничего неизве­стно о договоре Бога и сатаны (об этом знают только…

Таблица 16

Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири

Разделение между книгами 4 и 5 может показаться случайны м, поскольку псалмы от 100 до 109 по своему содержанию связаны хиастической структурой. Но… Почему же Псалтирь разделена на пять книг? На самом деле, ответ на этот вопрос… Кореевых» (Пс. 41,-48) и один псалом «Асафа» (Пс. 49). Книга 3, похоже, была специально составлена, чтобы выразить…

Таблица 17

Употребление Яхве/Элохим в Псалтири

чинам возвращается к имени «Яхве».20 Позднее, иудаизм периода второго храма подменял имя «Яхве» именем «Адонай» («Господь»), но это никак не… ЖАНР Что касается литературного жанра, то все псалмы представляют собой поэтические произведения. Большинство из них были…

Таблица 18

План книги Притчей

1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:17-24:22 Высказывания мудрых (70 притчей)

Таблица 20

Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста

  Использование в литургии Книги Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Экклезиаст и Эсфирь объе­динены в собрание под названием «Свитки». Эти пять…

Таблица 21

Датировка книги пророка Иезекииля

За исключением пророчеств против народов (главы 25-32), остальные даты даны н хронологическом порядке. А н главах 25-32 только стих 29:17 выбивается… Место написания книги - месопотамский город Вавилон. Иезекииль сообщает, что… Книгу следует читать в контексте месопо i амской культуры. Животные, описанные в видении первой главы похожи на…

Таблица 22

Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение

Видение будущего у Иоанна имеет сходную структуру. Единственное различие - в поклонении, священстве и некоторых деталях разделения зем­ли. Эти…   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА

Таблица 23

Жанры, языки и формы книги Даниила

Двойная структура помогает запомнить кни гу и позволяет повествова­нию играть роль социально-культурного контекста, в котором были явле- ны пророческие видения.57 Ученые заметили, что отрывки на древнееврей­ском… Такие структурные вопросы порождают споры о единстве книги. Уче­ные критики выступают за позднюю датировку и…

Таблица 24 Хиастическая структура книги Даниила

Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7
Четыре Чудесное Чудесное Чудесное Чудесное Четыре
языческих избавление усмирение уничиже- избавление языческих
царства Анании, вавилонс- ние Даниила от властителя
управляют Мисаила и кого царя вавилонс- львов правят
Израилем Азарии из Навуходо- кого царя   Израилем
  огненной носора Навуходо-    
  печи   носора    
А В С С1 В2 А1

 

отказ, донос, применение наказания, божественное избавление... призна­ние Бога иудеев языческим монархом».64 Главы 4 и 5 - центр композиции. Они рассказывают о «божественном суде над царем, который сначала объявляется загадочным образом (в Дан. 4:2 - через сон, в 5:5 - через над­пись на стене), но перед осуществлением должеп быть истолкован Дании­лом (Дан. 4:5 и дал; 5:13 и дал.), и, только затем осуществляется (4:5 и дал., 5:30)>м Все это сосредоточено на языческом царе, который сначала заяв­ляет о «вере в Бога Даниила, называя его «Богом богов» (2:47), «Всевыш­ними (4:34), «живым Богом, пребывающем ввек» (6:26)», затем издает «указ о том, что никто не должен говорить против этого Бога (3:29)», и затем приказывает «каждому трепетать и благоговеть перед «Богом Даниила (6:26)».ве Глава 7 развивает видения главы 2. Четвертое царство главы 2 смещено вечным царством, хотя в главе 7 «основное внимание уделяется четвертому царству, его злым деяниям и судьбе (стихи 7 и далее)».67

Гуддинг предложил другую структуру книги. По его мнению, основной переход книги наблюдается между главами 5 и 6, а не 6 и 7.08 Преимуще­ство этой структуры в том, что она - «сложнее», так как отражает «связи между двумя циклами», как и «отношения между параллельными главами каждого цикла», но недостаток ее в том, что она не в состоянии «объяснить причину появления арамейского раздела в главах 2-7».69

 

 

Таблица 25

Структура книги Даниила по Гуддингу

Вероятно, Таннер предлагает па сегодняшний день наилучшее объяс­нение структуры книги. Развивая замечания Гуддинга, он рисует перекре­стную…

Таблица 26

Перекрестная структура Таннера

         

Таблица 27

Сравнение пророческих и апокалиптических текстов

Приведенная таблица укрепляет связь между пророчеством и апока­липтическим текстом Даниила. Притеснение, когорое стало причиной появления послания,… БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ На страницах книги встречаются несколько богословских тем. Практи­чески каждая глава поднимает тему всемогущества…

Таблица 25

Образы книги Захарии в Новом Завете

Некоторые предлагают ряд других параллелей, даже связывая их с со­временностью. По мудрее было бы поумерить наш энтузиазм относитель­но образов… КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ  

– Конец работы –

Используемые теги: Введение, Ветхий, завет, заметками, истории, толкования, Ветхого, Завета, истории, библейской, археологии0.124

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
На сайте allrefs.net читайте: "РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА"

РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА
На сайте allrefs.net читайте: "РУКОВОДСТВО К ИЗУЧЕНИЮ СВЯЩЕННОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА"

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций
Введение в Ветхий Завет(конспект лекций). Автор: Священник Лев Шихляров...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Введение в Ветхий Завет (конспект лекций)
На сайте allrefs.net читайте: "Введение в Ветхий Завет (конспект лекций)"...

Ветхий Завет и Новый Завет
На сайте allrefs.net читайте: "Ветхий Завет и Новый Завет"

Пояснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета
На сайте allrefs.net читайте: "Пояснительная записка к конспектам по Священной Библейской Истории Нового Завета"

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
На сайте allrefs.net читайте: Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права.

Лекции Марка Юрьевича Ульянова Лекция № 1 Введение: основы археологии и история первобытно-общинного общества. Периодизация
Лекции Марка Юрьевича Ульянова... Лекция Введение основы археологии и история первобытно общинного общества Периодизация...

0.029
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам