Реферат Курсовая Конспект
Техника инверсии в книге Эсфирь - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии 3:1 После Сего Возвеличил Царь Артаксеркс Амана, Сы...
|
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него; | 10:3 Мардохей Иудеянин [был] вторым по царе Артаксерксе и великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, [ибо] искал добра народу своему и говорил во благо всего племени своего. |
3:7 … бросали пур, то есть жребий, пред лицем Амана изо дня в день и из месяца в месяц, [и пал жребий] на двенадцатый [месяц], то есть на месяц Адар. | 9:24-25 как Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, [жребий], об истреблении и погублении их, 25 и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал новым письмом, чтобы злой замысл Амана, который он задумал на Иудеев, обратился на голову его, и чтобы повесили его и сыновей его на дереве. |
3:10 Тогда снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману, сыну Амадафа, Вугеянину, чтобы скрепить указ против Иудеев. | 8:2а И снял царь перстень свой, который он отнял у Амана, и отдал его Мардохею; |
3:11 поступи с ним, как тебе угодно. | 8:8а напишите и вы о Иудеях, что вам угодно, |
4:1 Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким. | 8:15а И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. |
4:3 Равно и во всякой области и месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих. | 8:17а И во всякой области и во всяком городе, во [всяком] месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. |
5:14 И сказала ему Зерешь, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево вышиною в пятьдесят локтей, и утром скажи царю, чтобы повесили Мардохея на нем, и тогда весело иди на пир с царем. И понравилось это слово Аману, и он приготовил дерево. | 7:9-10 И сказал Харбона, один из евнухов при царе: вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, говорившего доброе для царя, стоит у дома Амана, вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь: повесьте его на нем. 10 И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея. И гнев царя утих. |
6:6-9 И вошел Аман. И сказал ему царь: что сделать бы тому человеку, которого царь хочет отличить почестью? Аман подумал в сердце своем: кому [другому] захочет царь оказать почесть, кроме меня? 7 И сказал Аман царю: тому человеку, которого царь хочет отличить почестью, 8 пусть принесут одеяние царское, в которое одевается царь, и [приведут] коня, на котором ездит царь, возложат царский венец на голову его, 9 и пусть подадут одеяние и коня в руки одному из первых князей царских,-- и облекут того человека, которого царь хочет отличить почестью, и выведут его на коне на городскую площадь, и провозгласят пред ним: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью! | 6:11-12 И взял Аман одеяние и коня и облек Мардохея, и вывел его на коне на городскую площадь и провозгласил пред ним: так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью! 12 И возвратился Мардохей к царским воротам. Аман же поспешил в дом свой, печальный и закрыв голову. |
Наконец, богословские темы книги свидетельствуют о присутствии Бога, Например, тема избавления иудеев от попытки Амана истребить этот народ. Бог избавил иудеев, поскольку они - народ Божьего Завета. Когда Бог освободил свой народ из египетского рабства, в воспоминание об обретенной свободе ежегодно отмечался праздник Пасхи. Теперь же Бог спас народ от полного истребления, и с тех пор ежегодно это великое событие отмечалось праздником Пурим.
Илия и Елисей
Перед вознесением Илии, Елисей просил, чтобы дух его предшествен-никабыл на нем вдвойне(4 Цар. 2:9). Елисей не пытался превзойти учителя, то есть заиметь двойную порцию духа. Он ссылался на закон о наследовании (Втор. 21:17), подтверждал свое желание продолжить пророческое служение учителя.52 Елисей хотел стать как бы наследником пророка.
Дэвид Дорси предположил, что «вдвойне» может относится к числу эпизодов, когда проявлялся чудесный дар Илии - семь раз, и Елисея - четырнадцать раз.53 Ранняя иудейская традиция действительно считает, что Ели-
сей превзошел своего учителя, совершив в два раза больше знамений и чудес, чем Илия.54 Это предположение подтверждается текстом Писания:155
Таблица 4 Сравнение чудес, совершенных Илией и Елисеем | |
Илия | Елисей |
(1) Засуха (3 Цар. 17:1) | (1) Расхождение вод Иордана {4 Цар. 2:13-14) (2) Очищение воды (2:19-22) |
(2) Чудо с мукой и маслом (3 Цар. 17:16} | (3) Проклятие юношей (2:24) (4) Чудо с водой (3:17) |
(3) Воскрешение умершего сына (3 Цар. 17:22-23) | (5) Масло для вдовы (4:1-7) (6) Воскрешение сына вдовы (4:32-37) |
(4) Сошествие огня - соперничество горы Кармил (3 Цар. 18:38) | у (7) Очищение похлебки (4:40-41) (8) Кормление ста человек (4:42-44) |
(5) Чудо дождя (3 Цар. 18:41-45) | (9) Исцеление Неемана (5:1-19) (10) Проклятие Гиезии (5:20-27) |
(6) Еще одно чудо сошествия огня {4 Цар. 1:10) | (11) Плавающий топор (6:6-7) (12) Исцеление слуги (6:17) |
(7) Еще одно чудо сошествия огня (4 Цар. 1:12) | (13) Ослепление армии (6:18) (14) Прозрение армии (6:20) |
(8) Расхождение вод Иордана (4 Цар 2:8) | (15) Предсказание голода и осады (7:1-20) (16) Воскрешение умершего (13:20-21) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершим этот раздел цитатой из классического труда Роберта Альте-ра: «Поздняя рел итиозная традиция призывает нас к серьезному изучению Библии, а не к простому чтению текста. Но парадоксально то, что изучая библейские рассказы именно как рассказы, можно яснее понять их учение о Боге, человеке и разобраться в самых трудных моментах истории».
БИБЛИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
Дэйл Мейнор
Библия и археология. Когда думаешь об этом, в голову приходят захватывающие приключения из жизни Индианы Джонса. Па самом же деле, раскопки библейских мест оказываются куда приземленное, с одной стороны, и куда важнее, с другой. Долгое время верующие видели в археологии только способ доказательства достоверности Библии. Но при внимательном рассмотрении этих дисциплин, нач инаешь понимать, что прежнее отношение к библейской археологии требует серьезного пересмотра.
БИБЛИЯ
Современные христиане обычно неплохо знакомы с тексом и учением Библии, но рассматриваемая тема требует от нас посмотреть на Библию, как на исторический документ, и увидеть точки соприкосновения Библии и археологии. Итак, Библия представляет собой антологию шестидесяти шести книг, объединенных общей темой, которые рассказывают о богословском и этическом учен и и Бога в различи ых жизненных контекстах. То есть, содержание Библии - это не простое собрание случайных поучений, оторванных от социального и культурного контекста.
Ветхий Завет - это рассказ о народе, родиной которого был Ханаан.58 Главная цель библейских повествований - излагать и толковать взаимодействия Бога с людьми. Поэтому Библия не много рассказывает о повседневной жизни или политике, кроме тех случаев, когда это необходимо для разъяснения богословской темы или для развития сюжета. Более того, авторы библейских книг предполагали, что их читатели будут знакомы с обстоятельствами рассказов и потому не стремились к подробному изложению ко Hie кета.59 Однако, знание исторического и культурного фона необходимо для того, чтобы разобраться в идеях, заложенных в тексте Библии.
Исторический контекст начинает интересовать нас, когда мы задаем
такие вопросы как: «Кто был автором книги?» «Кому и когда была написана книга?» «Какие темы поднимаются в этой книге или в этом послании?» Подобным же образом попытка разобраться в языке оригинала (синтаксисе, идиомах, метафорах и прочем) отражает наше стремление читать текст в свете первоначального исторического контекста.
Для определения места и времени отдельных событий и даже групп событий помогают географические, синоптические, зоологические и ботанические заметки автора.60 Сюда же входят вопросы ведения сельскохозяйственных работ, ежедневная рутина и развитие социальных устоев, необходимых в борьбе за выживание посреди часто враждебно настроенного окружения.61
Рост населения неминуемо приводит к созданию и поддержанию социального равновесия и стабильности. В обществе появляются лидеры - судьи или цари. С развитием социальных структур растет их недовольство соседями, чинящих конфликты. Так Израиль, требовал себе царя, не только потому, что стремился походить на соседние народы (1 Цар. 8:5), но также и из-за опасности со стороны Филистимлян (1 Цар. 13) и Аммонитян (1 Цар. 12:12). Также неминуемо возникали крупные политические силы (Сирия, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция), что приводило к нарушению стабильности, когда победители требовали от побежденных проявления покорности и уплаты дани. Так, до некоторой степени, и политическое устройство влияло на повседневную жизнь людей.
Первые читатели библейских книг прекрасно понимали все эти вопросы, мы же отделены от описанных событий тысячами километров, тысячами лет, технологическим прогрессом и другими социальными нормами. Чем больше мы разбираемся в широком контексте библейских событий, тем точнее начинаем понимать, чего Бог ожидал от них и чего Он, соответственно, ожидает от нас.
АРХЕОЛОГИЯ
Слово «археология» происходит из двух древнегреческих слов: (архайос), что значит «древний» и (логос), что значит «слово» или «наука об». Это составное слово использовали даже в древности для «изучения древности, древних легенд или истории», как об этом пишет Иосиф
Флавий в «Иудейских древностях».
Археология не касается изучения доисторических времен из соображения их давности. В современных академических кругах археология считается частью антропологии. Антропология же - это наука о человечестве, которая включает изучение всех сторон человеческой жизни. Антропология подразделяется на четыре подкатегории: культурная антропология, физическая антропология, лингвистика и археология. Культурная антропология изучает правила взаимодействия людей друг с другом и влияние искусства, закона, нравственности, религии и традиций на эти взаимодействия. Физическая антропология изучает физические особенности и развития людей, а также их генетические связи. Лингвистика изучает и анализирует человеческие языки, отслеживая их развитие, и то, как культурные и социальные перемены влияют на состояние языков и их формирование. Археология имеет дело с физическими остатками жизни и деятельности человека.64 Во многих случаях, при появлении очередных находок, археология соотносится со всеми остальными категориями антропологии, когда требуется провести всесторонний анализ найденных предметов. Современные археологи определяют свою науку, как изучение «древних людских сообществ по оставшимся от них материальным предметам - зданиям, инструментам и другим артефактам, которые представляют собой свидетельства материальной культуры, оставшиеся после этих сообществ».65
Часто археологию не без основания воспринимают как науку. Современная археология формулирует и проверяет гипотезы, стремясь к созданию пояснительных моделей. Для осуществления этого замысла требуется вовлекать в исследовательский процесс другие научные дисциплины. Например, археологи полагаются на ботанику, при изучении остатков растений и зоологию при изучении костей животных и вариантов их использования. География и геология помогают определить внешние факторы,
способствовавшие сохранению предметов. Химия помогает в определении микроэлементов в сосудах. Физика и ядерная физика могут помочь в определении возраста артефактов, а также помочь в понимании сходства и отличий глинистых пород.68 Статистика полезна для определения вероятностей, распределения и кластеризации артефактов.
Археологию, все же, следует считать наукой о человеке. Она изучает «доисторический период» и историю (которая нас собственно и будет интересовать). Исторические исследования пытаются объяснить механизмы социальных и культурных взаимодействий людей и на основании этого объяснить, почему эти сообщества и культуры жили именно так, а не иначе (то есть, какие силы заставляли людей поступать так, как они поступали). Эти исследования, конечно, не могут полностью полагаться на данные о древности, полученные научным путем, но должны, по крайней мерс, выявлять верования, мотивацию, проявления, чувства и другие стороны древних сообществ.
Археолог полагается на целый ряд академических дисциплин, которые помогают ему в толковании археологических находок. Но сами по себе эти находки остаются только малой частью тех предметов, которыми пользо-
вались люди в древности. Письменные документы, относящиеся к библейскому периоду (тексты и надписи), которые и смогли бы объяснить, о чем думали и чем жили люди того времени, встречаютсяочень редко. Из-за недостатка письменных свидетельств и сохранившихся древних предметов,™ археология остается единственным способом восстановления картины древнего мира. К тому же, практически невозможно собрать, исследовать и надлежащим образом оценить каждое отдельное сохранившееся свидетельство. Более тою, исследователю неизбежно придется толковать каждую деталь найденных свидетельств (напр., почему тот или иной предмет был выкрашен именно в красный цвет?) или определять и объяснять, как использовался артефакт в древности (не имея под рукой руководства к эксплуатации). Еще труднее объяснить, как воспринимали в те времена тот или иной артефакт (то есть, какой «смысл» вкладывали в пего). К сожалению, это вносит в археологические исследования элемент субъективности, который одни люди упускают, а другие преувеличивают.
СВЯЗЬ АРХЕОЛОГИИ С БИБЛИЕЙ
Подтверждает ли археология достоверность Библии и может ли она вообще это делать - вопросы, которые продолжают интересовать ученый мир. Большинство современных археологов уже не стремятся к этому. Было время, когда некоторые ученые предпринимали попытки использовать археологию в качестве «вещественного доказательства», но природа этих доказательств не оправдывает ожидания и стрем иться к искажени ю исследований. В некоторых областях археология прекрасно согласуется с Библией,71 но в других, наблюдаются существенные расхождения. Некото-
рые из них могут быть предрассудками самого исследователя. Так, в умах господствуют убеждения о том, как археология относится (или должна относиться) к Библии, которые противоречат утверждениям Библии. Но после глубокого академического исследования убеждения почти всегда неизбежно меняются, а текст остается неизменным. По словам Де Вакса:
«Археология не подтверждает и не опровергает текст. Она только может подтвердить или опровергнуть наше толкование текста. Если результаты археологии и отличаются от заключений критики, то только по причине либо недостаточного количества археологических находок, либо их недостаточного авторитета; причина также может скрываться в неверном толковании текста. В конце концов, должно быть достигнуто согласие между двумя обозначенным средствами познания исторической истины, но к нему невозможно и непозволительно прийти через предвзятое использование археологических фактов. В прошлом библейские исследования страдали от край ностей текстуальной критики. Но это не значит, что выдающиеся результаты археологии должны теперь привести к противоположной край ности».71
Такой подход предполагает, что два источника данных: Библия и археология могут где-то пересекаться, - заключение, которое должно поправиться верующим.
Впрочем, не стоит ожидать от археологи и прямого подтверждения библейских событий и персонажей. Например, Библия рассказывает, как Авраам остановился и жил в Ханаане. Археология может кое-что рассказать о кочевой жизни вообще, но вряд ли раскопки «подтвердят» какую-либо конкретную деталь жизни Авраама.
Если археология не ставит себе главной задачей доказательство истинности Библии, то тогда какой вклад вправе ожидать библейские исследо-
вания от археологии? Возможно, ответ на этот вопрос можно найти из сравнения археологии с историей. Французский историк Фернанд Браудел предложил делить историю на три уровня. Первый она назвал «долгая продолжительность», который он определил, как историю «... течение которой почти незаметно, то есть человек и его отношение к окружению, медленные перемены в истории, постоянные повторения в истории, вечно повторяющиеся циклы».74 Для археологов этот уровень считается исторической ареной человеческого взаимодействия с окружением - стратегии выживания, способы производства, воспроизведения и технологические стратегии, необходимые для поддержания жизни.
Второй уровень истории по Брауделу представляет собой «... социальную историю, историю групп и сообществ... изучение сменяющих друг /фуга экономических систем, государств, обществ и цивилизаций...» Археолог может найти свидетельства этого уровня, изучая макросоциальные организованные сообщества, такие как племена, города-государства, государства и народы.
Третий уровень Браудел называет «историей событий», куда включаются подробности жизни людей. Этот уровень проявляется в исторических событиях, режимах и исторических личностях. Сюда входят упомянутые в Библии сражения, цари и пророки. Этот уровень, возможно, самый интересный для изучения, традиционно считается основанием подхода «археология доказывает Библию». Где-то здесь могло бы находиться подтверждение того, что Авраам существовал как историческая личность. Но подобные события (будь то сражен ие или жизнь одного человека), как правило, краткосрочны и потому свидетельств о них часто бывают также недолговечны и немногочисленны.
Если пользоваться категориями Браудела, то наилучшим применением археологии будет область «долгой продолжительности». Здесь возможно получение свидетельств о повседневной жизни в разли ч н ые периоды древности. Продвижение к следующим уровням этой структуры значительно уменьшает возможное количество археологических находок, относящихся к конкретным людям или событиям.
При рассмотрении методологии любой дисциплины важно ясно представлять себе круг вопросов, на которые эта дисципли на способна дать ответ. Археология не может дать ответы на все вопросы, которые нам хотелось бы задать. Задавая вопрос археологам, следует учитывать имеющиеся в их распоряжении данные.75
Следует помнить, что из всей протяженности человеческого сущеетво-
вания и опыта, доступным для исследования остается только малая часть, поскольку большинство свидетельств разлагаются и исчезают.76 А из сохранившихся, письмена являют собой малую часть. Артефакты и материалы, напрямую связанные с Библией и ее рассказами, - мизер по сравнению с разнообразием и объемом археологических находок.
Археология действительно обнаружила несколько важных находок, которые соприкасаются с библейским текстом - ссылки на Давида, Ахава, Ииуйя, Иеремию, Езскию и других (третий уровень теории Браудсла) -но этих свидетельств значительно меньше по сравнению согромной массой материала о повседневной жизни (нижний уровень). Археология проделала огромную работу, которая позволила точно обрисовать обстоятельства повседневной жизни людей библейского периода. Но находок, напрямую относящихся к событиям Библии, как это ни печально, значительно меньше, но, за то, каждая из них тянет на сенсацию.
К сожалению, существует тенденция поспешно и необдуманно искать связь между любой археологической находкой и Библией. Многие заявления о, яко бы, находке Ноева ковчега, ковчега завета, обнаружения Содома и Гоморры, места пересечения Красного моря, местоположения горы Синай, места погребения брата Иисуса и так далее, наделали много шума в консервативных религиозных кругах. Такие находки действительно достойны серьезного исследования, но часто преждевременные заявления, зиждутся на шаткой почве и подкрепляются минимальными свидетельствами (если таковые вообще существуют). Такие заявления сбивают с толку, они наносят серьезный урон христианству, ведь верующему приходится выдвигать необоснованные аргументы, а потом признавать их ошибочными. В результате скептически настроенные лица, вместо веры, приобретают еще больше скептицизма. Нам принципиально важно попять, что вера должна стоять на истине воскресения Иисуса, а не на отдельных свидетельствах для распознания места его гробницы или погребения. Если мы обнаруживаем археологические находки, соприкасающиеся с Библией, наша вера может утвердиться, но эти находки не должны быть первопричиной нашей веры.
Существует и еще одна область соприкосновения археологии с библейскими исследованиями. Кто-то однажды заметил, что Библии, книге двух-тысячилетней давности, невозможно найти применение в наш век из-за различия культур. Аргумент ошибочно предполагает, что современные достижения науки и техники лишают силы идеи Библии. Но изучение библейского контекста демонстрирует опыт значительно более глубокий,
чем тот, которым владеет современный человек. Наше нежелание признавать глубину опыта людей древности иногда доводит до интеллектуального невежества. В конце концов, это выражается, например, в том, что некоторые отказываются верить в способность египтян построить пирамиды только потому, что нам доподлинно неизвестны технологии тех времен. В этом случае применяется простая линия аргументации: поскольку мы, с нашими достижениями, не знаем, как египтяне строили пирамиды, значит, они вообще не могли их построить. Единственное решение: пирамиды были построены космическими пришельцами!78
Глубину опыта библейского мира можно оценить, изучая традиции, технологии, торговлю и государственное устройство тех времен. В Библии содержится несколько заповедей, запрещающих «смещен ие межи бл ижнего, проведенную предками в ваших владениях» (межа - это указатель границ владения, см. Втор. 19:14; 27:17; Прит. 22:28; 23:10; Ос. 5:10). Исследования в области археологии и древних обычаев показывают, что древние межевые знаки были указателями на право собственности. Бог, таким образом, выражает заботу о благосостоянии людей, особенно о вдовах и сиротах, запрещая незаконное перемещение границ владений, переходящих по наследству. Другая заповедь требует строительства ограды но периметру крыши, чтобы защитить людей от возможного падения (Втор. 22:8).79
Высокий уровень развития технологии в древности молено увидеть в способности людей создавать сложные системы подачи воды, для того, чтобы снабжать ею города. Примером этому может служить водная шахта, относящаяся к XII-IX веку и система Гибеонано и водный резервуар десятого века, близ Телль Бет-шсмеша, емкостью в 795 тысяч литров.81 Асор сохранил дренаж из керамических труб хорошего качества, который был сконструирован в XIX-XVIII веках до н.э.н:! Богато украшенное резьбой изделие из слоновой кости времен царя Ахава было найдено на территории Самарии.8-1 Известно, что в восьмом веке до н.э. уже проводили хирургические операции, включая трепанацию черепа, ках пломбировали зубы.85
О торговле в древности мы уже говорил и, обсуждая торговл ю опиумом. Но торговдюс дальними странами можно обнаружить в перевозке но морю медных слитков, которая была развита н ХIII-ХII веках до н.э. Следы этого был и найдены при раскопках кораблей, потерпевших крушение.86 К тому же в VII веке до н.э. ассирийцы развивали производство оливкового масла близ Екрона, с производительностью 1,1 миллионов литров в сод.87 Масло в дальнейшем экспортировалось в Египет и на берега Эгейского моря.88
Правительственный аппарат значительно вырос, что требовало увеличения налоговых сборов. Кувшины с серебряными монетами, датированные X-IX веком, были найдены в Ештемоа. Возможно, они были собраны для отправки в качестве налогов в центральную казну. Налоговые сборы составляли 20%, как свидетельствует надпись на двух найденных кувшинах.89
Можно перечислить и множество других примеров. Развитие древнего человека позволяло ему легко справляться с трудностями жизни. Да, наш мир превзошел прошлые поколения в своей технологичности.90 Но Библия обращает внимание на мотивы человеческого поведения, се в первую очередь интересует вопрос греха, а не технологического совершенства. Разумные люди понимают, что электронные кражи, похоть в Интернете, убийства сверхточным оружием с большого расстояния, не решают главной проблемы человека, которая кроется в сердце.91
Археология и история могут указать на развитие и технический прогресс, но они также могут доказать, что в древности люди были значительно более развиты, чем принято считать сегодня. Тем не менее, основная проблема человека нисколько не изменилась: нас продолжают интересовать такие вопросы как происхождение жизни, безопасность существования, выживание в современных условиях, забота о семье, вопросы добра, зла и несправедливости, вопросы жизни после смерти. Что касается тако-
го рода вопросов, то археология свидетельствует об удивительном постоянстве человечества. Времена не меняются, все изменения касаются только технологического лоска, а Библия пак и остается самой современной книгой.
КРАТКИЙ ОЧЕРК ПО ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИИ
Хотя археология как академическая дисциплина сравнительно молода, интерес к предметам древности занятие старое и может быть обнаружено еще у Ассирийцев и у племен Ашурбанипала, которые собирали древние письмена в гак называемые библиотеки.91
Позднейшая история знаменита событием, которое произошло во время экспедиции Наполеона в Египет в 1798-99 годах, когда был найден ро-зеттский камень. Пользуясь греческой частью трехъязычной надписи (сама надпись была сделана па греческом языке, древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом94), Жан Френсис Шампольон (1790-1832) смог, наконец, осуществить дешифровку египетских иероглифов. Этот прорыв открыл путь к 1 (ереводу прежде мало1 юнятных иероглифических текстов из Египта.
Это привело к созданию британцами Палестинского Исследовательского Фонда (в 1865 году), одна из задач которого заключалась в том, чтобы достойно отвечать на выводы книги Дарвина «Происхождение видов» и на работы текстуальной критики Юлия Вельгаузена и его немецких коллег. Это общество должно было «... заниматься точными и систематическими исследованиями в области археологии, топографии, геологии и физической географии, естественной истории, изучать традиции и обычаи Святой Земли с целью описания событий, изложенных в Библии».95 В соответствии с одним из первых проектов общества, в Палестину были посланы К.Р. Кондор и ГГ. Китиченер для составления точных карт Святой Земли. С 1871 по 1877 годы карты был и составлены более чем на 9,5 тысяч квадратных километров площади Палестины. Их усердие позволило со-
здать карты той местности, которые считались лучшими вплоть до появления современной аэрокартографии.
Отцом современной археологии можно считать выдающегося британского археолога сэра Уильяма Флиндерса Патри (1853-1942). Будучи н Египте, Патри разработал теорию относительной хронологии, основанной на стилистическом разнообразии гончарных изделий. В 1890 году ои провел раскопки города Телль эль-Хсси в Палестине. Работы продолжались всего лишь шесть недель, но даже этого ему было достаточно, чтобы обнаружить изменения гончарн ых стилей в стратиграфической последовател ь-ности. С помощью этих наблюдений он смог подтвердить правильность керамической типологии и правомоч ность ее применения к хронологическому упорядочиванию. Такое простое, но, тем не менее, гениальное наблюдение поместило археологические исследования на значительно более жесткие хронологические рамки.
Неудачное начало ожидало Американское Палестинское Исследовательское Общество. Открывшись в 1870 году, оно, однако, закрылось уже в 1877 году. К счастью академический интерес к археологии в Америке не угас и выразился в основании в 1900 году Американской Школы Ближневосточных Исследований, которая до сих пор остается главной базой археологических, лингвинистических и исторических исследований древнего восточного Средиземноморья и Месопотамии.
До Первой Мировой Войны археология была не бол ыпе, чем погоней за сокровищами, в которой соревновались Британия, Франция и Германия, стремящиеся заполнить свои национальные музеи новыми экспонатами. Исключением стали лишь раскопки, проведенные Джорджем Райзнсром в Самарии (1908-1910), во время которых он последовательно и тщательно применил методики системной регистрации раскопок. Методики включали обзор, зарисовки и фотографирование.
После Первой Мировой Войны уровень археологических исследован и й значительно вырос, благодаря тому, что Британия и Франция установили более строгий контроль и договорились о четких стандартах для экспедиций в контрол ируемых ими регионах. Вклад национал ьных школ стал очевиден, хотя методы проведения раскопок, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Не много внимания уделялось методам стратиграфии, а исследование форм было очень слабым, если вообще проводилось.
Уильям Фоксвел Олбрайт (1891-1971) усовершенствовал методы археологических раскопок, благодаря своей блестящей способности к прове-дению керамической типологии и, по крайней мере, интуитивно, использовал типологию для проведения стратиграфии исследуемых мест.% Достижения Олбрайта не всегда применялись при проведении крупных проектов того времени.
Среди значительных экспедиций того времени следует назвать раскопки в Мегиддо( 1921-1933, Чикагский Университет), в Бет-шане( 1921 -1933, Университет Пенсильвании), в Иерехоне (1930-1936, Джон Гарстанг из Британской Школы Археологии в Иерусалиме), Телль Бейт Мирсим (1926-1932, Уильям Ф. Старки). Хотя эти раскопки дали огромный объем материалов, историческое и культурное восстановление с помощью них было ограничено из-за недостатка в описательных методах и теориях,
Период после Второй Мировой Войны, с 1945 по 1970 годы, часто называется периодом «библейской археологии», потому что большинство ученых подходили к исследованиям с целью доказать достоверность Библии. Среди таких ученых был Джордж Эрнест Райт с работами в Шемеше, Игаэль Ядин и проектом Хазор и работа Беньямина Мазара в Иерусалиме.
Несколько в стороне от этого стоит работа Кетлин Кеньон и ее раскопки в Иерехоне. Кенъон не занималась изучением Библии, ее специальностью была чистая археология, а ее учителем был сэр Мортимер Веллер. Тем не менее, она примсн ила во время раскопок в Палестине технику тщательной системной регистрации раскопок, что позволило провести более точную реконструкцию слоя. Теперь ее методиками, усовершенствованными и модифицированными, пользуются практически при любых раскопках в левантийском мире.
Человека, благодаря которому археология шагнула вперед, звали Уильям Девер. Девер был сыном миссионера, он учился в Миллиганском Колледже, после чего поступил в Бутлеровский Университет. Затем он отправился в Гарвард, где учился и работал у Джорджа Эрнеста Райта. Он начал выступать за отделение археологии от изучения Библии. Он утверждал, что долгое время археология была простым придатком к исследованию Библии, и что пока сохраняется эта связь, потенциал данных, полученных при раскопках библейских времен, так и останется нераскрытым. Он считал, что независимое развитие археологических и библейских исследований рано или поздно превратит их в равные по своему достоинству дисциплины, приведет их к взаимному обогащению и углубит наши познания каждой из них.97
Результатом такого разделения стало осознание того, что археология должна включать различные дисциплины, вместо того, чтобы только датировать находки или подтверждать достоверность Библии. Таким образом, появилась необходимость ответить на вопросы, которые задавались археологическими кругами в других частях мира. Потребовалось посмотреть на развитие человечества шире, сформулировать гипотезы и проверить их при проведении раскопок, а также соединить знания из области химии, физики, геологии, ботаники, зоологии и других наук.
Большая часть перечисленных целей были достигнуты во время раскопок, проводимых на Ближнем Востоке. Что же касается исследования Библии, то информационная база археологических находок сильно расширилась, что помогло археологам и историкам-библеистам начать интеграциюэтих академических дисциплин для получения более полной картины ветхозаветного мира в соответствии с трехслойным делением, предложенным Брауделом. Недостатки, которые часто можно обнаружить в любой из этих дисциплин - результат неосведомленности о достижениях друг друга. К сожалению, большинство работ в каждой из этих областей пишутся так, как будто другой области не существует вовсе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
От пессимизма последней главы можно избавиться, если сочетать обе дисциплины, которые могут во многом обогатить друг друга. Знание и понимание библейского мира помогают лучше понять отдельные места из Библии, увидеть богатство Божьего взаимодействия с Его народом и, иногда, исправить неверное толкование библейского текста.
В этом нам поможет применение следующих принципов:
1) Необходимо помнить, что основные вопросы и нужды человека со временем не меняются; различия проявляются лишь в области технического прогресса.
2) Библейские исследования и археология должны существовать как отдельные дисциплины, чтобы, по словам Девера, процветать и развиваться, независимо друг от друга.
3) Будучи независимыми дисциплинами, археология и библейские исследования должны одновременно поддерживать (а порой и устанавливать) междисциплинарный диалог, с уважением относясь друг ко другу.
4) При попытке реконструировать историческую действительность, каждая дисциплина должна помнить о своих пределах. Каждая из них обладает своей базой данных и владеет своим источником информации.
5) Ученые и с той и с другой стороны должны знать о философских допущениях, которые они вносят в свои исследования.
6) Археологии следует продолжать развитие междисциплинарного подхода. Исследования необходимы, поскольку археология в основном изучает материальные остатки, относящиеся к любой области человеческой активности, сохранившиеся до нашего времени. Некоторые свидетельства можно обнаружить только после применения высоконаучных технологий.
Только такое широкое применение археологии поможет достоверно изучить мир Библии и понять смысл взаимодействия Бога с человеком.
БЫТИЕ
Рандал Бейли
Бытие вполне уместно начинается со слов «в начале», ибо рассказывает о появлении мира, жизни, поклонения, греха и смерти. На иврите книга так и называется - (берешит) - в начале. Название «Бытие» от греческого слова (генесеос), которое означает «начало» или «поколения», книга унаследовала из Септуагинты. Будучи первой книгой всей Библии, Бытие удивляет одновременно своей простотой и сложностью. Она состоит из двух основных частей - первобытной истории и истории патриархов, в которых повествуется о сотворении, грехопадении, потопе, рассказывается об Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе. Все эти рассказы служат введением к Пятикнижию и ко всей Библии. Словом, книга значимая настолько, что, по сравнению с другими книгами Ветхого Завета, требует от нас более тщательного рассмотрения.
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
Сходство Бытия с древними историческими документами Ближнего Востока помогает нам понять историю и культуру времен, о которых повествует книга. Так, структура первобытной истории, описанной Книгой Бытия, то есть «сотворение... временной промежуток... кризис (потоп)... временной промежуток (современность)»,1 в общих чертах совпадает с тремя другими описаниями, датированными вторым тысячелетием до нашей эры: Список шумерских царей, Эпос Атра-хасис и книга Бытия Эри-ду. Например, описание сотворения в 1 и 2 главах Бытия имеет сходство с вавилонским эпосом о сотворении, известным как Энума Элиш. Далее, библейское описание процесса сотворения вселенной и жизни из пустоты с помощью Божьего слова (1:1-2:4а) и создание человека из праха земного (2:7) имеет сходство с подобным описанием, которое встречается в древних египетских документах. Там Птах творит мир, произнося имена всего сущего, а гончар божий, Хнум, творит человечество на гончарном круге.
Подобным же образом, древние месопотамские документы рассказывают о сотворении из глины дикого человека Энкиду. В книге Бытия, человек -это венец творения, созданный по образу Божьему, чтобы управлять творением подобно тому, как Бог управляет вселенной. В Эпума Элиш, боги творят человека из собственной крови, чтобы он работал вместо них.2
Дерево жизни или сад (2:9), а также потоп - обычные темы древних ближневосточных повествований. Такие понятия как «дерево», «священное дерево» или «сад» берут начало в древних традициях ближнего востока, в соответствии с которыми разл ичные животные, духовные существа и люди поставлены по обе стороны от символических растений, чтобы заботиться о них и почитать их.1 В библейском повествовании, дерево жизни несет в себе бессмертие (3:22; Прит. 3:18; Откр. 22:2, 14, 19), а дерево познания добра и зла - мудрость. Решение Бога разрушить греховное человечество с помощью потопа (6:5-9:17) подобно древневосточным рассказам о потопе. Два самых известных рассказа Ampa-хасис и дощечка №11 Эпоса о Гильгамеше. Гильгамеш, для достижения бессмертия, ищет Утна-пиштима, единственного человека, уцелевшего после потопа. Атра-хасис рассказывает о восстании богов, уставших от чрезмерного труда, возложенного на них. Человечество сотворено, чтобы работать вместо них. Но вскоре людей становится так много, что их вопли заставляют богов пробудиться от сна. Чтобы как-то усмирить людей, боги посылают на землю мор, голод и засуху, что, в общем, не приносит желаемого результата. И тогда боги решают уничтожить людей с помощью потопа. В живых остается только Атра-хасис. В общих чертах повествования похожи: боги/Бог принимают решение уничтожить людей потопом, сохранив одного или нескольких представителей. Между вавилонским и библейским рассказом наблюдается даже большее сходство: в обеих историях корабль/ковчег после потопа оказывается на горе, в обоих случаях герои посылают птицу (в библейском сюжете - голубя и ворона, а в вавилонском - голубя, ласточку и ворона). Уайбрай заметил, что подобные расхождения указывают на богословские различия между двумя рассказами.4 Библейский сюжет подчеркивает монотеизм книги Бытия, и рисует Бога, который желает человеку лучшего и стремится его спасти, даже ввиду явной вины со стороны человека.5
В прошлом критика часто называла рассказы о патриархах неисторическими документами, считая, что они рисуют не исторические события, а картину общества, сложившегося уже во времена авторов (то есть к IX-X веку до н.э.). Но последние исследования открыли свидетельства, указывающие на то, что рассказы были составлены еще в на рубеже первого-второго тысячелетия.
(1) Имена патриархов, принадлежащих к западно-семитской группе имен, встречаются среди Амореев намного чаще, чем среди Хананеев, указывая, таким образом, на существование Амореев во втором тысячелетии.
(2)Рассказ о путешествии Авраама из Ура в Ханаан соответствует контексту начала второго тысячелетия.
(3)Кочевой образ жизни, описанный в библейских рассказах, соответствует представлениям о жизни во втором тысячелетии.
(4) Рассказы отражают немало социальных, экономических и юридических обычаев и законов второго и первого тысячелетий.
(5) Многие описания религиозной жизни патриархов (детали алтаря, установка памятных камней, жертвоприношение животных, обрезание, молитвы и пророчества) рисуют картину религиозной жизни ранней эры.6
Последнее свидетельство играет особую роль. Патриархи были монотеистами, они жили и поклонялись единому Богу среди пантеистического общества. Они практиковали форму «личной веры», которая подразумевала личные отношения семьи с божеством, которое благословляло и защищало семью. У древнего человека подобные рассказы вызывали мысли о месте народа и человечества в этом мире.7 Для современного толкователя схожесть рассказов указывает на общее наследие, из которого происходит ближневосточная культура,8 а их расхождение указывает на богодух-новенность.9
ТЕКСТ И АВТОР
До середины XIX века - времени появления современной критики -безоговорочно считалось, что автором книги Бытия, как и всего Пятикнижия, был Моисей. Затем сформировалось два разных взгляда на этот вопрос: одни остались верны традиции, считая, что Моисей написал все книги
Пятикнижия, а другие отвергали причастность Моисея к созданию этих книг. Райнис иудейские и христианские ученые основывали свою уверенность в авторство Моисея на нескольких основных свидетельствах.
(1) Сам текст указывает на причастность Моисея к написанию книг, записи исторических событий, законов и созданию поэтических произведений (Исх. 17:14; 24:4; 34:27; Чис. 33:2; Втор. 31:22, 32).
(2) Существовала книга Закона, связанная сМоисеем (И. Пав.1:7,8), которая впоследствии стала называться Книгой Моисеевой (2 Пар. 25:4; Ездр. 6:18; Неем. 13:1).
(3) Ко временам Нового Завета считалось, что Тора связана с именем Моисея (Мф. 19:7; 22:24; Мк. 7:10; 12:26; Ин. 1:17; 5:46; 7:23).
Похоже, что некоторые отрывки, действительно, были написаны после смерти Моисея (Быт. 11:31; 14:14; 32:32; 36:31; 40:15; Втор. 3:14; 34:1, 6, 10). Поэтому авторствоМоисея не предполагает того, что он написал каждое слово.10
Место из Книги Чисел 21:14, в котором упоминается «Книга браней Господних», указывает па существование первоисточников Пятикнижия. Однако, не стоит путать авторство, первоисточники и богодухповен ность. Моисей, создавая Пятикнижие, мог пользоваться другими книгами, а другие авторы могли делать вставки в Пятикнижие. Подобным же образом, можно верить в богодухновенность первоначального текста и принимать во внимание свидетельства, указывающие на вставки в работу Моисея. Те, кто защищает авторство Моисея и богодухновенность Пятикнижия, допускают существование вставок, написанных другими авторами, но даже при этом их взгляд сильно отличается от гипотезы, озвученной сторонниками критики источников, которые, пользуясь методом исторической критики утверждают, что Пятикнижие вообще было написано разными людьми.
ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ
Многие Введения в Ветхий Завет объясняют происхождение Пятикнижия Документарной гипотезой (она получила название JEDP). Еще большее влияние оказали философские и богословские изменения, привнесенные исследованием Писания с помощью исторической критики. Подход к исследованию текста определяет толкование. Для многих историческая критика стала переходом от религиозного подхода к мирскому способу изучению Писания. Ниже мы приводим обзор возникновения исторической критики и ее основные положения, что поможет нам лучше понять историю толкования Бытия и Пятикнижия.
Метод исторической критики возник в эпоху Просвещения и в своей немецкой форме, Aufkldrung, подразумевает конфликт между традицион-
ными либеральными религиозными взглядами. Сторонники Просвещения верили, что разум способен решить нее проблемы человечества. Их взгляды внесли большой вклад в разработку таких важных документов, как Декларация Независимости, и влияние этой эпохи продолжается даже до сего дня. В религиозной сфере Просвещение во многом обязано Джону Локку, который в своих работах «Опыт о человеческом разуме» (Essay on Human Understanding, 1690) и «Разумность христианства» {The Reasonableness of Christianity as Delivered in the Scriptures, 1695) «утверждает, что «разум -есть естественное откровение». Бог общается с человеком посредством естественных сил новых открытий, которые разум подтверждает, предоставляя доказательства».11 Деизм принимал религию только на основе разума, и потому выражал сомнения в происхождении и достоверности некоторых текстов. Однако, ученые, защищавшие Писание от нападок деистов, использовали в своих рассуждениях именно разум, применяя к изучению Библии исторический подход. Таким образом, отцы Просвещения верили в существование «вечной, правомочной во всех отношениях, внутренне последовательнойpura doctrina sacra, которую можно обнаружить с помощью разума, без обращения к Писанию или откровению. «Святое Писание содержит истину, но истину общую, которую человек способен обнаружить в любом случае, ибо всякая истина рациональна, а то, что рационально может быть доказано».12 Стремление к доказательству произвело «... революцию в оценке Библии. Произошла, так называемая, секуляризация Писания. Библейские книги превратились в простые исторические документы, которые следовало изучать и исследовать как любые другие исторические книги. Теперь история стала критерием для толкования Библии».13 Многие современники считали, что подобные методы представляют опасность для богословия, другие (напр., Ляйтфут, Весткотт, Хорт) смогли соединить историческую критику с пасторскими вопросами так, что критика уже не воспринималась как опасность.14 Историческая критика, действительно, стала общепринятым методом толкования, что привело к секуляризации Библии.15
Первая мировая война поубавила энтузиазма у сторонников нового рационалистического подхода. Она поставила под сомнение оптимизм исторического и эволюционного подходов, показав, что человек не стремится к утопии, что уроки истории не пошли на пользу, и что современный человек может быть таким же жестоким, как и древний. Историческая критика расшатала традиционные взгляды, но вопрос остался прежним: как следует относиться к Библии - как к древнему мифу или слову Божьему? Карл Барт и Рудольф Бультман предприняли попытку соотнести веру с
историей. Барт указал на историко-культурную пропасть между так называемыми «суевериями» древности и рационализмом современности. Экзегет должен преодолеть этот барьер, исследуя текст до тех пор, пока он не станет понятным современному читателю. Подобным же образом, экзис-тенционализм Бультмана разделил исторические факты и веру, называя веру ответом на Божий призыв; ответом, который не зависит от знаний истории или исторических фактов.16
К концу Второй мировой войны историческая критика укоренилась, так и не решив вопроса о месте веры. Сегодня историческая критика настолько общепризнанна, что светским историкам уже невозможно вернуться в эпоху, предшествующую появлению этого метода.17 Ученые-критики считают, что чудеса и другие метафизические явления можно либо опровергнуть, либо рационально объяснить, либо просто проигнорировать. Такие допущения не только исключают возможные пути решения, но, в неверной постановке, могут создать проблемы для непосвящен ных. Ученые евангельского крыла понимают, что историческая критика может быть источником информации, полезной для толкования текста, но она по большому счету бесполезна для восприятия богословских истин. Бога невозможно поместить в пресловутую пробирку.
«Современная научная история представляет собой систематические знания прошлого; предмет се изучения - поведение человека во времени, пространстве, обществе, выраженное в связанных сообщениях (но большей части письменных). Она описывает реальные события и реальных людей (а не абстракции), причины и последствия поступков».18 Историк заявляет, что действует антопомно и независимо, на основе личного восприятия и рационального мышления, самостоятельно, применяя атеистический/агностический подход, обращая внимание тол ько на факты, и считая что история состоит из аналогов. Поэтому историка называют критиком. Он изучает предмет, используя свой разум. Он уверен в свих действиях и ценит свои находки. Он пользуется систематическим методом в исследованиях. Такой взгляд на историю, по сути, светский и враждебный к вере.
Вера, с другой стороны, не обязательно находит подтверждение в эмпирических (то есть экспериментальных) исследованиях, но основана на откровении. Таким образом, она не всегда оказывается результатом научных доказательств. Если что-то можно доказать с помощью фактов в ре* зультате исследований, то вера исключается, ибо «вера - это твердое убеждение в том, па что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим*-(Евр. 11:1, пер. Кассиана, курсив мой). Кавалас иллюстрирует эти мысли так: «Даже если мы верим, что Иисус воскрес из мертвых, смысл (а не свидетсльства) воскресения лежит за пределами познаний историка».19 Именно здесь возникает конфликт или несовместимость. Христианство всегда основывало свои выводы на сверхъестественной метафизике, в то время как историческая критика была основана на рациональном исследовании вероятности события.20 Эти факты показывают, что перед человеком стоит выбор стать историком или богословом. Выбор в пользу истории приводит к тому, что мы становимся простыми историками, Библия - обычным историческим документом, а вес уроки, почерпнутые из нее, несут в себе не большую ценность, чем любые другие исторические события. Выбор в пользу богословия допускает существование откровения, которое лежит за пределами исторической критики и не может быть доказано ее методами. В этом случае мы верим, что Библия содержит самые значимые духовные уроки для жизни.
Те, кто отвергает историческую критику, часто рискуют принять критерии этого метода. Многие христианские историки, пытаясь придержи ваться и традиционных богословских доктрин и подходов исторической критики, шли к компромиссу и скатывались к подходу теологов-эволюционали-стов. Поэтому богословам также нужно осознать свои границы, как об этом пишет Кавалас в отрывке о воскресении:
«Для подтверждения богословских взглядов па Писание нельзя использовать только метод исторической критики, ибо богословские выводы выходят за пределы этого метода. Даже если мы верим, что Иисус воскрес из мертвых, смысл (а не свидетельства) воскресения лежит за пределами познаний историка. Библейская вера основана не только на исторической достоверности события, а также на откровении. Вера лишь в определенной мере может использовать объективные факты для подтверждения богословских истин. Проблема возникает, когда человек начинает толковать эти факты, поскольку объективные факты не могут выйти за пределы видимой реальности. Факты могут поддержать то или иное толкование, но, в то же время, как откровение, так и богословское толкование выходят за пределы нашей настоящей реальности.
Тому, кто считает, что веру можно полностью подтвердить историей или археологией, следует быть осторожным и не стремиться, отстраняя Писание, доверять свои выводы чистой науке. Такой подход больше указывает на несостоятельность веры».21
Наконец, «те, кто придерживаются метода истори ческой критики, также основывают свои выводы на допущениях, которые сами по себе могут считаться видом "веры"».22 Ироничность этого противоречия лежит на i юверхности. Таким образом, ученые-библеисты продолжают изучать вопрос отношения веры к истории. Историки-христиане, реконструируя со-
бытия из библейской истории, должны идти на шаг дальше и искать подтверждения того, что предмет исследования рассказывает о Божьих деяниях с человеком или для человека в пространстве и времени.23 На основе сказанного можно сделать несколько выводов.
(1) Ученые консервативного толка могут и уже применяют некоторые подходы исторической критики, не отвергая христианских принципов.
(2) Тс, кто пользуются подходами исторической критики, не обязаны следовать всем принципам этого метода.
(3) Построенные на лучшей логике, философские взгляды не отвергают существование Бота и не пытаются вытеснить Его из процесса толкования.
(4) Каждый исследователь Библии, прежде чем подойти к исследованию текста, должен определить свою позицию: основан ли его подход на вере или сомнении.
«Если толкователь исследует Ветхий Завет с человеческой точки зрения, и видит в нем, прежде всего, историю человека - его ожидает скептицизм. Другой толкователь, признающий реальность существования Бога, верящий в то, что Бог - центральный, ведущий персонаж Библии, напротив, примет сверхъестественные события Библии без каких-либо затруднений».24
Базовые допущения исторической критики имеют эффект домино. Вытеснение чудес привело к историческому исследованию текста; это породило Документарную гипотезу, которая разделила ученый мир и выразилась в появлении все новых теорий, которые привели к отрицанию этого подхода, как неспособного объяснить происхождение Пятикнижия. Классическая теория противопоставляет четыре различных документа, которые в последствии были соединены в один. Существуют несколько версий этой теории, по независимо от рассматриваемого взгляда, следует помнить, что «мы имеем дело с чистой воды гипотезами, а не с фактами».
Одни из первых ученых-критиков обнаружили разночтения в тексте, которые указы вал и на его смешанное происхождение. Вот как развивалась эта теория. Два имени из числа так называемых Святых имен (напр., ЯХВЕ, Элохим, Эль-эньен, Эль-шадай) были взяты для обозначения предполагаемых документов: J (YHWE, Яхве) и E (Elohim, Элохим). Дублеты (истории, повторяющиеся дважды) представляли собой базовые истории, пересказанные с разными персонажами. Например, истории про жен/сестер Авраама и Исаака (Быт. 12:10-20; 20; 26:1-11), или две истории о снах Иосифа со снопами и звездами (Быт. 37:5-11). Подобным же образом разные имена указывали на одних и тех же персонажей или одни и те же места (напр., Рагуил/Иофор, Хорив/Синай, Иаков/Израиль и Измаиль-тяне/Мадианитяне). Стилистические разночтения, такие как два рас-
сказа о сотворении (Быт. 1:2-4а; 2:4b и дал.) указывают на синтез двух традиций. Различные богословия указывают на разницу в источниках. Для этих ученых, документы J рассказывали про Бога антропоморфично, документы Е сосредотачивались па религиозных и моральных вопросах, документы D предназначались для указания на поклонение, как на центральную активность человека и подчеркивали божественное воздаяние, а документы Р выделяли культовую систему и трансцендентность Бога. Возможные видимые противоречия (напр., продолжи гельность потопа [40 дней или 150 дней, Быт. 7:2,24| и число животных, взятых в ковчег [по 2 каждого вида или но 7 каждого вида, Быт. 6:19; 7:2]), объясняются различиями в первоисточниках.26
Первые ученые-критики были абсолютно уверенны в своих выводах, их последователи уже не были столь самоуверенны. Б 20-х годах прошлого века среди ученых царило согласие по поводу хронологической последовательности появления этих документов (JEDP), где отрывок из Книги Иезекииля 40-45 помещался между документами D и Р, а документ D соотносили с временем нахождения книги закона во время правления Иосии (седьмой век). В 1930-х годах Дж. Е. МакФадин написал: «Внешнему наблюдателю современная ситуация может показаться странной и беспорядочной... Все пребывают в сомнении, и подобно голубю после потопа, мы не можем найти твердого основания для своих душ».27 Упадок уверенности привел к смягчению отношений между либеральными и консервативными учеными. Критики «... обратили внимание на тематическое единство Пятикнижия..., а представители консервативного крыла перестали бояться говорить об источниках».28
Предшественники Вельхаузена «предположили, что Моисей пользовался первоисточниками, которые можно распознать по использованию имени Элохим, а не Яхве».29 Спиноза (1632-1677) сомневался в литературном единстве Бытия. Джиан Астрик (1684-1766) и Ричард Симон (1638-1712) доказывали, что Пятикнижие было составлено из различных источников, появившихся в разное время. Принятие и уточнение этих идей выразилось в «признании четырех основных литературных документов, названных Е1, Е2, J и D».30
Де Витте (1780-1849) считал, что документ D был книгой закона, найденной во время правления Иосии (4 Цар. 22-23). Теория «заняла цент-
ралыюе место... потому что отныне стало возможным отделить ранние законы, которые не соответствовали Второзаконию от поздних законов, которые включали ранние».31 Таким образом, установить происхождение документа D оказалось относительно легко, в то время, как появление других документов не могло сочетаться с какими-либо известными событиями из истории Израиля; их также трудно было разместить в каком-либо логически обоснованном хронологическом порядке. Главная проблема здесь касалась документов Е1 и Е2. Одни ученые считали Е1 старейшим и основным источником Пятикнижия, в то время, как Эдвард Русс (1804-1891) и другие склонялись в сторону Е2. К. Граф (ученик Русса) доказывал, что Е1 был священническим документом (Р), который изменил ранний Е1 на Е2.32
Гипотезы, основанные на эволюционном взгляде на религию, перевернули библейскую хронологию с ног на голову. В соответствии с библейской хронологией, закон предшествовал пророкам. Популярная эволюционная теория считала, что жизнь развивалась от простого к сложному. Поскольку Пятикнижие считалось очень сложным (со всеми законами и установлениями), а культура, в которой жили и трудились пророки считалась простой, ученые пришли к выводу, что пророки, проповедовали в этой культуре и вводили «этический монотеизм», и разработали закон во всей его сложности во времена Вавилонского пленения.33 Вельхаузен полностью соглашался с этими допущениями, использовал их в своих собствен-н ых изысканиях, сделал их более убедительными, чем это удалось Рессу и Графу, и, наконец, изложил их в книге Prolegomena zur Geschichte Israels в 1883 году. В этой работе израильская история показана в ее эволюционном развитии от монархии к священнической теократии. Под влиянием философии Гегеля и ЭВОЛЮЦИОННОГО взгляда на религию, Вельхаузсн пришел к выводу, что источники Пятикнижия сформировались лишь к середине девятого века. Они не касались природы ранней истории Израиля, но отражали обстоятельства, связанные со временем их написания.34 Что же Вель-хаузен мог сказать об истории Израиля? Всльхаузен «... не зан и мался описанием основ социальной структуры Израиля для оценки политической истории... он предоставил прикладной анализ первоисточника; но... его заявления о первоисточниках так и остались недоказанными».35
Работа Вельхаузена подверглась критике со стороны Германа Гюнкеля (1862-1932), который пошел дальше письменных источников, чтобы объяснить эволюцию истории Израиля. Развивая свою точку зрения, он указал на ошибки в теориях Вельхаузена. В то время, как Вельхаузен считал JEDP первоисточниками, появившимся в поздней истории Израиля, Гюнкел
доказывал, что они были записаны только спустя большой промежуток времени, в течение которого они существовали устно. На этой устной ступени, они включали отдельные рассказы, которые независимо друг от друга соответствовали различным местам и обычаям. Это Sitz im Lehen (место в жизни) помогло ответить на многие вопросы, которые содержались в письменных документах. Исследование повествований и законов, как отдельных частей позволило восстановить познания о гораздо более раннем периоде истории Израиля, но сравнению со временем непосредственного создания письменных документов. Для Гюнксля любой тип повествования имел определенное место и функцию в обществе. Например, несколько рассказов о патриархах объясняли, как те или иные места стали святыми (Вефиль), или откуда появились те или иные обряды (обрезание). В конце концов, они были собраны в цепочку рассказов, относящихся к определенным личностям (Авраам и обрезание), а в дальнейшем стали теми самыми внешними источниками (JEDP), о которых говорил Вельхаузеп. Данные, содержащиеся в этих рассказах, и содержат ту ценную историческую информацию о жизни раннего Израиля.
Хьюго Грессман (1877-1927) усовершенствовал методологию Гюнкеля и усомнился в поздней датировке Декалога, данной Вельхаузеном (Исх. 20:2-7). Он доказывал, (а) что различные повествования, которые позднее были соединены в общую литературную форму, должны изучаться отдел ь-но, и (б) что тот же метод можно применять для изучения свода законов. Таким образом, он установи;!, что Декалог «старше пророков, и представляет собой основу израильской религии».
Ученые-критики описывают документ Е как эпическую историю, параллельную документу J. Проч считал, что после редакторской правки, разрозненные рассказы документа Е были соединены в документе J в важных моментах. Вольц развил эту теорию, доказывая, что Е никогда не был самостоятельным документом, но представлял собой несколько глосс (GE) и дополнений к уже существующим различным версиям J. Таким образом, J и Е следует убрать из рассмотрения. Бытие было на самом деле создано на основании одного рассказа J (SWJ). Так называемый документ Е был всего лишь редактором этой более крупной работы.37
Более всего аргументов на стороне документа J. Но, если, такие ученые, как Вольц, могли считать, что Е - это глоссы, добавленные к J, а Гюнкель и Грессман указывали, что более короткие рассказы, основанные на устной традиции, послужили основой такого документа, как J, то следует сделать вывод, что J, или любой другой подобный документ «в какой-то степени будет составным», и что «документ J, а вместе с ним вся Документарная гипотеза исчезает как пар».38 Число гипотетических документов стало умножаться с неимоверной быстротой. Сменд доказывал, что материал документа J, относящийся к Пятикнижию, особен но к Бытию 1 -11, следует разна J1 и J2. Отто Эйсфельдт (1887-1973) расширил и пересмотрел эту точку ярения, доказывая, что материал следует разделить на «три последовательные части, которые он обозначил сиглой L (Laienschrift или первоисточник), J и Е. Источник, названный им буквой L в книге Бытия можно грубо приравнять к тому, что раньше называлось документом J1». Теперь, вместе со священническим документом Р получилась новая аббревиатура LJEP. Подобные идеи возникали и позднее. Так Форер доказывал существование сходного документа N (Nomadenquelle). По его мнению, N был древнее J или Е и имел предшествен ника, который был назван С1. Так родилась очередная схема: G1NJF(D)P. При этом был и G2, послуживший основой для JE: G1N(G2JE)(D)P. Джулиан Моргенстер предложил идею документа К (=Kenite). По его мнению, К был своего рода жизнеописанием Моисея, составленным в 899 году до н.э. в связи с реформам и царя Асы и был старейшим документом в Гексакнижии. Р. Пфайфер предположил существование документа S (South of Seir, Юг Сеира). Подобно документу L Эйсфельдта, он был ограничен только книгой Бытия. По мнению Пфайфера, S появился в Едоме, ко времена Соломона и в последствии был м
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Техника инверсии в книге Эсфирь
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов