рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деление книги Бытия

Деление книги Бытия - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии 1. Пролог, 1:1 – 2:3 7. Фара 11:27 – 2...

1. Пролог, 1:1 – 2:3 7. Фара 11:27 – 25:11
2. Небо и земля, 2:4 – 4:26 8. Измаил 25:12-18
3. Адам 5:1 – 6:8 9. Исаак 25:19 – 35:29
4. Ной, 6:9 – 9:28 10. Исав 36:1 – 37:1
5. Сыновья Ноя 10:1 – 11:9 11. Исав 36:9 – 37:1
6. Сим 11:10-26 12. Иаков 37:2 – 50:26

 

Слово толедот «придает книге чувство единства, отметая идею суще­ствования гипотетических источников»,63 бывших прежде и, возможно, указывает на его использование в качестве «начальной строки»,64 которая, следуя древней ближневосточной традиции, будучи последней строкой предыдущей дощечки, повторялась, как первая строка, в следующей, таким образом, указывая на источники, которыми пользовался автор книги, Моисей.65

Внимательное чтение Бытия, в соответствии с приведенным делением, помогает почувствовать литературный стиль автора. Каждая очередная часть нач инается с обзора или перечисления тем, которые раскрываются в дальнейшем, за чем следует тщательное освещение одного отдельного со­бытия, из тех, что упомянуты в обзоре. Например, Бытие 1:1 читается как фраза, охватывающая все то, что произошло за семь дней творения. Отры­вок 1:2-2:3 подробнее раскрывает, что произошло в каждый отдельный день. Затем, 2:4-24 обращает внимание на седьмой день. Остальные отрывки имеют ту же структуру.

(1) Рождение Сифа и его сына, Еноса, и начало периода, в который люди стали взывать к Господу (4:25-26) - темы, которые подробнее разбираются в пятой главе.

(2) Рождения сыновей Ноевых - Сима, Хама и Иафета - в 5:32 подроб­нее разбирается в 6:1-8.

(3) Детали строительства ковчега в 6:9-22 служат прототипом самого потопа и указывают на отличие праведного Ноя от злого мира. Обратите внимание на то, как перемежаются эти моменты: зло человека и Божье ре­шение (6:1-7), с одной стороны, и праведность Ноя (6:8-10), с другой; под­робности зла человеческого и указания по построению ковчега (6:11-21), с одной стороны, и послушание Ноя (6:22), с другой.

(4) Приказ Бога войти в ковчег, взяв с собой соответствующих живот­ных, ввиду скорого разрушения земли (7:1-4) и последующее послушное поведение Ноя (7:5) - ни что иное, как обзор тем, которые разбираются в дальнейшем - сам потоп и завет Бога с Ноем (7:6-9:17).

(5) Расселение сыновей Ноя по всей земле (9:18-19) - краткий обзор того, о чем будет рассказано позже - проклятие Ханаана (9:20-28) и спи­сок, населяющих землю народов (10:1-32).

(6) Родословие Сима (10:21 -32) задает темы, которые освещает рассказ о вавилонской башне, что явствует из повторения фразы в 10:32Ь о рассе­лении потомков Ноя (11:9Ь), и повторения в подробностях родословной Сима (10:21-29) до Аврама (11:10-26).

(7) Рассказ о призвании Авраама (12:1-4) сначала кратко освещается в родословии Фары (11:27-32). Это подтверждается в Деяниях 7:2, где ска­зано, что Бог призвал Аврама из Ура (ср. Быт. 11:28), прежде чем он при­шел в Харан.

Подобные примеры показывают, что структура книги не отвечает клас­сическим Документарным теориям и подчеркивает структурную целост­ность этой работы.

Еще одним важным, хотя и менее заметным структурным признаком являются обещания, перечисленные в 12:1-4. Данные сначала Аврааму, они повторяются и раскрываются в самые важные моменты жизни Авраама и его потомков (Авраам - 12:2-5; 15:4,7,18-21; 17:4-8; 22:17-18; Исаак - 26:5, 24; Иаков - 28:13-15; 35:11-12). Повторенные в разные времена, разным людям обещания как бы довлеют над всем ходом сюжета, каждый раз поднимая один и тот же вопрос: «Как же Бог сможет выполнить Свои обе­щания в этих-то обстоятельствах?*'

(1) Вскоре после призыва, роль Сары, как будущей матери наследника, (называется в опасности: она взята в гарем фараона (12:10-13).

(2) Обещание земли поставлено в зависимость от решения Лота (13:2-18).

(3) Рождение Измаила ставит под удар возможность рождения обещан­ного наследника (глава 16).

(4) Обещание наследника вновь под угрозой из-за того, что Сара взята в гарем Авимелеха (20:1-18).

(5) Принесение в жертву Исаака - еще одна преграда к выполнению обещания и появлению великого народа (глава 22).

(6) Подобным же образом, поиск жены Исааку, в случае неудачи, мо­жет стать серьезной преградой для поя вления будущего народа (глава 2-1).

(7) Соперничество Исава с Иаковом и желание Исава расправиться с Иаковом может привести к тому, что обещание никогда не будет выполне­но (27:41).

(8) История жизни Иакова еще раз указывает на опасность неисполне­ния обещания, когда вся семья покидает Египет, оставляя обещанную ей землю (главы 37 и далее).

Наконец, книга завершается на пике противоборства хаоса и веры. Пос­ледние слова Бытия описывают погребение Иакова в Египте (50:26). Кни­га, которая начинается с сотворения ex nihilo, рассказывает об обещании рождения от Авраама великого парода, завершается рассказом о смерти. И все же вера проявляется даже в этом, несмотря на то, что исполнение обе­щания оказывается под угрозой. Иаков напоминает членам своей семьи, что Бог еще исполнит данное Им обещание. «Я скоро умру,... но настанет

день, когда Бог вспомнит о вас и уведет вас отсюда в ту землю, которую Он поклялся отдать Аврааму, Исааку и Иакову» (50:24).66

ЖАНР

Отрывки Бытия с различным жанровым рисунком, уложенные в непро­стую структуру, создают высоко художественное произведение. Главы 1,5 и 11 представляют собой чрезвычайно структурированный текст с ярко выделенными литературными ударениями, в то время как главы 2-4,6-9 и 11 развлекают читателя драматической завязкой. Каждая глава преследу­ет свою цель. Первая глава движется к вершине Божьего творения, исполь­зуя восемь повелений, которые можно разделить на две группы - по четы­ре повеления в каждой. Первые четыре описывают сотворение и упорядо­чение вселенной, а вторые четыре - совершенствование вселенной, где че­ловек - последняя ступень творения. К тому, каждое повеление имеет трехчастную структуру: объявление («и сказал Бог»), за которым следует соб­ственно повеление о сотворении («да будет») и сообщение о результатах («и стало так»), В родословиях из глав 5, 10 и 11:10-32 используются оди­наковые структуры для каждого поколения, что позволяет тексту напра­вить читателя к кульминационному моменту истории - рассказу о призва­нии Авраама. Эти структурированные списки-родословия время от вре­мени прерываются драматическими сюжетами глав 2-4, 6-9 и 11:1-9. Это помогает понять, что Бог продолжает активно участвовать в жизни чело­вечества вершины Его творения - которое непрерывно ослабевает по­беждаемое всевозрастающим грехом. Имеющее «неповторимую приро­ду и высокое положение... человечество начинает с добродетели егобоже­ственного происхождения», и хотя сотворенное по образу Божьему, «все же крепко привязывается грехом к материальному, что... уродует славный труд Божий».

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Бытие можно считать введением не только к Торе, но к истории искуп­ления вообще, которая завершается жертвой Иисуса и основанием церк­ви. Все сотворенное объявлено «хорошим», в противоположность умно­жению греха, о котором идет рассказ, начиная с 3 главы. Человек «хорош», как и все остальное творение, он сотворен «по образу и подобию Божье­му», имеет богоподобные черты. Как Бог, сотворивший вселенную, влады­чествует над ней, так и человек, созданный но образу Божьему, получает власть над рыбами, скотом, землей и земной живностью (1:26). Бог творит вселенную, вызывая различные части творения к существованию - «Да будет свет. И появился свет». Вызов к существованию приводит к сотворе­нию, за которым следует поручение для выполнения каких-либо функций в этом мире. Так же и образ (мужчина) получает власть над этими частями творения, дает имена (называет) животных (2:19). Мужчина, давая имена животным и женщине, определяе i их функцию в этом мире. Адам не гово­рил: «Дабудет женщина»,она уже существовала. Ноон сказал: «Это кость от кости моей, i uiоть от плоти моей. Женщиной названа будет она, ибо взя­та из мужчины. Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с же­ною, и становится с нею единой плотью» (Быт. 2:23-24).69 Бог создал муж­чину и женщину по своему образу в 1:27. Адам и Ева (образ Божий) рож­дают детей по своему образу (5:3). Язык 5:3 почти идентичен языку 1:26. Все это намекает на значимость грехопадения - образ Божий подвергся искажени ю. Для того, чтобы восстановить потерю i юч ребустся смерть Сына Божьего (ср. Рим. 5:12-15; 1 Кор. 15:22).

Сразу, после завершения творения, в мир врывается грех и с этого вре­мени постоянно распространяется по лицу земли (Адам/Ева, Каин/Авель, хвастовство Ламеха, полная развращенность человека к главе 6). Бог, обыч -терпеливый и великодушный, тем не менее, уничтожает человечество. Расска об этом показывает, как вместе с тяжестью греха растет и суро-:ть наказания, которое, в результате, приводит к разрушению земли через потоп. Бог принимает решение спасти человечество через Ноя, обеспс-вая, таким образом, возможность спасения (9:17). Эпизод с Божьим судом Вавилонской башни показывает, что проблема греха гак и осталась эазрешеппой и подготавливает основу для призыва Авраама. Родословие Сима (11:10-22) служит мостиком, соединяющим старый мир с новым ром, миром завета между Богом и Авраамом.

Обращение повествования к Аврааму указывает на избранный Богом вый путь борьбы с грехом. Этот путь подразумевает заключение долго-зчного связывающего соглашения с одним из представителей человечества. Соглашение, или завет, устанавливает ступени реализации Божьего ана искупления. В Книге Бытия 12:1-4 Бог связывает себя обещанием Аврааму: «Кто тебя благословит - того я благословлю! Прокляну того, кто тебя проклянет! Благословением ты станешь для всех народов земли!», раам, со своей стороны, должен выйти из своей страны, отделиться от шх родственников и идти в ту страну, которую ему укажет Бог.

Все остальные события Библии должны толковаться в свете этого обетования. Израиль становится началом исполнения, которое проходит через историю Израиля и завершается в личности Иисуса. Однако, эти благодонения должны рассматриваться в контексте веры Авраама. Сначала а мала, как горчичное зерно. Бог призывает Авраама в Ур (Деян. 7:1). ;раам направляется в Ур, но не оставляет своих родичей. Взяв с собой ца Фару и племянника Лота, он поселяется в Харане. Оттуда, после смер-отца, Авраам идет в страну, которую укажет ему Бог. Авраам богат, но стоящее материальное благословение приходит к нему только после от-ления от племянника Лота. Наконец, он отделяется от Лота, и только гда его находит благословение - у него рождается два сына: Измаил и ;аак. Но Измаил - не сын обещания и потому изгнан. Бог приказывает фааму принести в жертву сына обещания - Исаака. Жертвоприношение :аака - последняя, главная проверка веры Авраама: Авраам верит, что >гвсе р;жно выполнит обещание, воскресив Исаака из мертвых. В резуль-те Аврааму вменяется праведность,70 как результат его веры (15:6; 22; ф. 11:17-19).

В подходящее время обещания полностью или частично повторяются ждому последующему патриарху (12:2-3; 15:18; 17:2-5; 22:17-18; 26:3-4; 1:14; 35:11), подтверждая Божье обещание Аврааму.

Начиная с рассказа о жизни Иосифа, меняется линия сюжета. Преды-тдис истории рассказывают о взаимодействии Бога с патриархами. Здесь же Иосиф произносит свое знаменитое: «Вы замышляли против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром» (Быт. 50:19-20), то есть «Бог одержал победу над злыми помыслами мужчин и женщин, чтобы спа­сти свой народ. Тема, которая проходит через весь Ветхий Завет...»71

В каждом из этих рассказов, выполнение одного или нескольких Божь­их обещаний ставится иод угрозу, но по благодати Божьей все обещания, в конечном счете, исполняются.

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

«Сын (отпрыск) жены» из Бытия 3:15 связан с Евангелием от Матфея, главами 1 и 27-28. Сын жены рождается после непорочного зачатия (Мф. 1), а «дети змея» - все те, кто оказывается подвластен его влиянию, то есть иудейские руководители и римские воины, распявшие Иисуса, те, кто жа­лил его в пяту (Мф. 27). Затем Христос восстает из мертвых, чтобы жить вечно (Мф. 28), то есть, разбивает голову сатаны. Таким образом, мы все живем с надеждой на воскресение, которым замещается смерть - Божий суд над человечеством.

Таким же образом, Павел ссылается на Книгу Бытия 15:1-6 в Послании к Галатам 3:6 и дал., называя всех, верующих в Евангелие, духовными деть­ми Авраама. Бог обещал Аврааму, что его потомки будут числом как звез­ды на небе. Авраам поверил Богу, за что Бог сделал его праведным. Павел утверждает, что христиане также уверовали, и потому могут называться духовными детьми Авраама (ср. Рим. 4:11).

Призвание Авраама (Быт. 12:1-3) отмечает начало Божьего избрания народа, через который придет Мессия, или Иисус, таким образом, делая христиан духовными потомками Авраама. Как говорит Павел в Послании к Галатам 3:13-14:

«Христос избавил нас от проклятия закона, приняв пролятие вместо нас на себя, потому что сказано: проклят тот, кто повешен на дереве» Все это было для того, чтобы благословение, обещанное Аврааму, через Христа Иисуса было дано и язычникам, чтобы и мы получили дар Духа за веру».

Помимо этого, «...книга Послание к Ервеям (11:8-19) привлекает наше внимание к жизни Авраама, рисуя ее как борьбу веры. ...Авраам получил от Бога обещание и затем боролся с препятствиями, мешающими выпол­нению этих обещаний. Так Послание к Евреям проводит аналогию с хрис­тианской жизнью. Христиане также получили обещание от Бога, но ежед­невно сталкиваются с препятствиями. Пример Авраама призван поддер­жать читателя-христианина в его борьбе».

ИСХОД

Рандал Бейли

 

 

Исход - это центральное событие Ветхого Завета. Рассказ о том, как евреи освободились от многолетнего рабства, стал основой веры и жизни целого народа. В этом событии коренятся учения о всемогуществе Бога, о покор­ности Его воле, о нравственном отношении к ближнему. Исход стал нача­лом истории Израиля и мерой всех последующих событий. Для христиан­ства Исход стал образом освобождения от греха, происшедшего также бла­годаря чудесному вмешательству Бога - через смерть, погребение и вос­кресение Иисуса Христа.1

Исход продолжает историю, начатую в книги Бытия. Вот несколько примеров, которые демонстрируют связь этих книг.

(1) Еврейское название книги происходит от фразы (... «и вот имена сынов Израилевых»). На лицо явное повторение Бытия 46:7 и последую­щих стихов. Оба отрывка перечисляют сыновей Израиля, которые пришли в Египет. (Русское название книги - «Исход» - калька с греческого пере­вода LXX).

(2) Исход 13:19 - исполнение просьбы Иосифа, который пожелал быть похороненным в родной земле (Быт. 50:22-26).

(3) Отделение света от тьмы, о которых рассказывает Бытие 1, вновь возникает в Исходе 8:23, теперь уже как отделение Израиля от Египта. Израиль при этом ассоциируется со светом, а Египет - с тьмой. Тема света

и тьмы продолжается во время путешествия Израиля в пустыне: ночью

/1 4-91 71?-его сопровождает светлый огненный столп, а днем -столп дыма (,i о. zi **.,

14:19-20; 19:18; 20:18; 33:9-11; 40:34-38).

(4) Обещание Бога произвести от Авраама великий народ (Ьыт. iz.i-o, Быт. 15:5), наконец начинает исполняться. Вошедших в Египет было ме­нее ста человек, но теперь, в начале Исхода их число превышало 60-?э-мужчин в возрасте от 20 лет и старше (Числ. 1:46). Это значит, что общее

число израильтян, вышедших из Египта должно измеряться миллионами. Два параллельных текста - Исход 1:7 и Бытие 1:28 - подчеркивают быст­рое умножение потомков Израиля. Исполнение обещания умножения па­рода Божьего можно также найти к двух стихах Книги Исход (1:21 и 2:2). В первом случае, когда речь идет о благословении повитух, используется слово (хомьялдот, Исх. 1:21), во втором, когда речь идет о рожде­нии Моисея, используется слово (телед, Исх. 2:2). Оба слова имеют общие семантические корни со словом «родословие» или «поколения» (толедот) из книги Бытия.

(5) Тема соперничества между Исааком и Измаилом, Иаковом и Иса­вом, Ефремом и Манассией переходит в тему соперничества между наро­дом Божьим и другими народами. Эта идея появляется в рассказе о пора­жении первенцев Египта в Книге Исход 4:22-23 и еще раз повторяется во Второзаконии 7:7.

(6) Ангел смерчи, посланный, чтобы поразить пеобрезанного сына Мо­исея (Исх. 4:24-26) еще раз указывает на важность обрезания (Быт. 17).

(7) Заповедь о соблюдении субботы (Исход 20:8-11) дается в контексте седьмого дня, когда Бог почил (Быт. 2:1-3).

(8) Бог дает откровение Моисею (Исх. 3:6-15) на основе предшествую­щей истории патриархов.

Вот некоторые примеры, показы вающие связь между Книгами Бытие и Исход. Настало время исполнения Божьих обещаний, данных патриархам: немногочисленная семья стала великим народом, завет с Богом был зак­лючен у горы Синай, началось путешествие к земле обетованной. Так Ис­ход, будучи продолжением Книги Бытия, рассказывает о чудесном осво­бождении Израиля и установлении нового завета между Богом и Его на­родом. Все последующие книги Библии видят в Исходе первое событие из долгой чреды событий израильской истории, в которых Бог спасает свой народ.2

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

Исход произошел в конце бронзового века (ок. 1550-1200 гг. до н.э.). Этот период характерен появлением на Ближнем Востоке новых империй: на северо-востоке Месопотамии (от Сирии до Загросских гор) возникает Хурритская Империя Митанни. К северо-западу от Империи Митанни располагается Империя Хеттов, к востоку - Ассирия. В это же время происходит подъем Египта, оправившегося от господства династии Гиксо-сов (1700-1500 п.). После победы над Гиксосами, начинается экспансия

Египта в северо-восточную Азию. Египет и Митанни борются за контроль над территорией Сирии. Через пятьдесят лет периодических боевых дей­ствий стороны договариваются о прекращении войны и заключают союз для отражения агрессии со стороны Хеттов. В последующие пятьдесят лет Митанни и Египет живут в мире, в эти же годы Египет достигает зенита своего могущества при фараоне Аменофиее III (1403-1364), жизнь кото­рого i [освящена стяжан и ю богатств и строител ьным работам. В годы прав­ления Аменофиса IV (1366-1317) происходит революция Амариы. Он вво­дит поклонение Атону (солнечному диску) и провозглашает Атона един­ственным истинным богом, меняет свое имя на Эхнатоп («сияние Атона») и строит новую столицу Ахстатон близ современного города Телль эль-Амарна, В 1887 году были найдены письма из Амариы, написанные сирий­ско-палестинским вассалом Лменофису III и IV. Их них можно понять, что Амепофис III и Лменофис IV погрязли в роскоши и слишком сильно инте­ресовались религией, что к конечном итоге сил ьно отвлекло их от енрийс-ко-палестинских вопросов и привело к росту анархии. В это время Хетты одерживают победу над Митанни и сажают на трон своего вассала. Асси­рия захватывает северо-восточные земли империи и Азию и кладет конец господству Египта в этом регионе. Во время правления Рамзеса II (1290-1224), представителя ХТХ династии, Египет вновь приобретает контроль над территорией Сирии и Палестины. Последние годы своего правления Рамзсс занят н основном строител ьством городов. Мернептах, который ок. 1220 года сменяет на тропе своего отца, сталкивается с вторжением Людей Моря, пришедших с запада. Он одерживает над ними победу и в честь нее устанавливает стелу, названную его именем, на которой появляется пер­вое небиблейскос свидетельство об Израиле. В результате этих многочис­ленных событий появляются международные альянсы государств, в кото­рых разные народы перенимают друг у друга культуру и религию. Дитера-тура разных народов переводится на язык Аккадиан, который становится официальным языком международных отношений. Громоздкая силлаби­ческая и идеографическая клинопись вытесняется ханаанской письменно­стью, которая строится на основе алфавита, состоящего примерно из 25 символов. Кроме того, в удивительном угаритском тексте Рас Шамра мы находим немало параллелей с иудейской культурой, которые хорошо разъясняют многие аспекты жизни Израиля.3

Здесь появляется запутанная проблема свидетельств и датировки Ис­хода.. Об этом будет сказано больше в разделе «История тол копания», здесь же только заметим, что, читая Бытие и Исход без предрассудков, можно заметить, что события, описанные в этих книгах, хорошо соответствуют древней ближневосточной культуре. История Иосифа отражает египетс­кий быт и традиции. Достоверно известно, что Египет действительно нанимал на работу семитские племена. Некоторые имена, особенно в семье Моисея, имеют египетские корни. Побеги от угнетателей предпринимались и до исхода Израиля. Наконец, сама идея того, что вся история Израиля могла быть чьей-то выдумкой, кажется несерьезной с социально-психоло­гической точки зрения.1

ТЕКСТ И АВТОР

До появления современной критики, мало кто сомневался в том, что автором Исхода был сам Моисей. Но все Документарные теории, объясня­ющие происхождение книги, сталкиваются с проблемами.

(1) Ученые-критики традиционного толка сомневаются, что в Исходе можно найти следы документов J, Е и Р. Но, в то же время, как уже было сказано во введении к Книге Бытия, отделить J от Е (и от других предпо­лагаемых документов) оказалось слишком сложно.

(2) Продокумснтарная критика оказалась неспособной придти к еди­ному мнению по некоторым важным вопросам, (а) Происходит ли оконча-ние книги, рассказывающее о строительстве скинии, из отдельного источ­ника или является отредактированным документом? (б) Как связаны меж­ду собой изложение законов Израиля и повествования?

(3) Ранняя критика считала, источником Декалога документ Е, в то вре­мя как современная критика считает, что законы, изложенные в книге Ис­ход, имеют независимое происхождение и были включен в повествования позднее.

(4) Некоторые критики считают хеттские письменные соглашения яр­кими примерами документов, совмещающими изложение законов с пове­ствованием (историческим прологом), хотя в последнее время эта пози­ция подвергается сомнению.

Таким образом, критика не смогла прийти к единому мнению по вопро­сам происхождения и авторства книги Исход.5 В противоположность этим теориям, три отрывка из Книги Исход указывают на то, что ее автором был Моисей (17:14; 24:4; 34:4, 27-29). Кроме того, Новый Завет подтверждает, что Моисей написал Закон (Марка 1:44; Иоанна 7:19-22; Деяния 26:23). Как уже было сказано в главе о Книге Бытия, авторство Моисея еще ие означает, что кн и га должна излагать события абсолютно последовательно, и не исключает поздних вставок. Авторство Моисея указывает на древнюю ближневосточную практику записи событий по мере их свершения. Такие «документы» служили источниками для сбора и упорядочивания матери­ала, в противоположность хронологическому расположению событий.6

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

Современная критика также не смогла достичь согласия в толковании событий описанных в Книге Исход. Одни ученые считают описанные со-

бытия исторически достоверными, в то время как другие воспринимают их как своего рода легенды или народные сказания. Мнения болыпинства критиков расположены где-то между двумя этими крайностями. Китчену удалось обобщить некоторые наиболее распространенные взгляды. Например, Брайт не сомневается в достоверности Исхода; Андерсон считает, что Исход следует толковать сквозь призму веры Израиля; Гарбини допускает такое событие, как Исход, но не находит ему подтверждений; Лемх называет Исход легендой. В зависимости от принятой точки зрения ученые спорят о количестве вышедших из Египта Израильтян, о библейском портрете Моисея, о дате и содержании Исхода и о скинии. Однако для тех, кто верит в историческую достоверность этого события, дата Исхода остается самой трудной проблемой. Подробные дискуссии о датировке схода можно найти в обширной литературе на эту тему. Приведем основные выводы.

Дата Исхода колеблется в промежутке между XV и XI веком до н.э., причем XV и XIII века - наиболее популярны среди ученых. Не существует прямых небиблейских свидетельств, подтверждающих ту или иную датировку, что позволяет по-разному толковать дошедшие до нас косвенные факты. Так каждый ученый может подогнать дату практически к любому нужному ему периоду.

Традиционно считается, что XV век - соответствует библейским данныам больше, чем археологическим. Во-первых, 3 Книга Царств 6:1 утвер-

ждает, что Соломон начал строительство храма через 480 лет после Исхо­да, на 4 год своего царствования (то есть в 967 году до н.э.). Это означает, что Исход состоялся в 1447 году до н.э. Книга Судей 11:26 сообщает о до­говоре между Иеффаем и царем Аммонитским. Иеффай заявляет, что Из­раиль владеет землей Моавитской в течение 300 лет со времени входа в землю. На основании слов Исффая, можно датировать завоевание земли 1400 годом, что подтверждает выведенную дату Исхода 1447 год. Книга Бытия 15:13 объявляет предопределенный период рабства - 400 лет - в продолжении четырех поколений (ст. 16), что соответствует родословной Моисея: Моисей был праправнуком Левия, сына Иакова (Исх. 6:1, 16, 18, 20). Праправнук Иосифа, Иаир, участвовал в завоеваниях вместе с Иису­сом Наниным (Быт. 50:23; Чис. 32:39-41; Втор. 3:14; И. Нав. 13:1; 17:1). Моисей родился после начала притеснения, а в Исходе ему уже исполни­лось 80 лет (2:1; 7:7; Втор. 34:7), а значит период рабства продолжался, по крайней мере, дольше 80 лет. Наконец, Исход 12:40-41 (МТ) сообщает о 430 годах, проведенных Израилем в Египте, а Самарянское Пятикпижие и Септуагинта (как и Гал. 3:17) включают в этот промежуток все время пре­бывания в Ханаане, начиная с призыва Авраама. Таким образом, расчет по родословиям выделяет на период рабства в Египте не более ста лет. Отсю­да можно вывести следующую хронологическую таблицу:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деление книги Бытия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

College Press NIV commetary Old Testament introduction/ by Mark Mangano, editor.
Includes bibliographical references. ISBN (eng.) 0-89900-896-8 1. Bible. O.T. - Introductions. I. Mangano, Mark, 1958 Переводе английского Введение в Вет

Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42): «А потому, само собой разум

Книга Исайи 53
Известны четыре классических отрывка из пророка Исайи, которые рас-сказывают о Страдающем Рабе Господа: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12. Последний отрывок включает всю главу 53 - жемчужину Ветх

Псалом 109:1
Псалом 109 чаще всего цитируется в Новом Завете. Причина этому -стихи 1 и 4 - ключевые в новозаветной христологии. Нам будет особенно интересен стих 1. Заголовок предполагает, что Псалом б

Заповедей как основа этической системы Ветхого Завета
ЗАПОВЕДИ Текст (Исход) Область жизни 1-3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе ку

Святость сексуальных отношений
Создав мужчину и женщину, Бог высоко оценил свое творение, которое было «очень хорошо». Божья оценка касалась различия полов (мужчина и женщина) и сексуальной исключительности (муж и жена). В дальн

Святость собственности
Богатство - важная тема книги Притчей. Короткие примеры ее учения помогают нам встать на путь праведной жизни. Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаютс

Святость истины
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, нена­вистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги,

Препятствия исполнения Божьего обещания в жизни Авраама
Бесплодие Бытие 11:30; 16:1; 17:17; 18:11 Голод Бытие 12:10 Похищение жены Бытие 12:

Техника инверсии в книге Эсфирь
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;   10:

План Книги Исход
1. Притеснение в Египте - 1:1-22 2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7 3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21 4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

Структурное деление Синайского Завета
Преамбула: «Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а) Исторический пролог: «… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2

Структура книги Левит
1. Функции жертвы и священства в поклонении А. Законы о приношении жертв Б. введение в должность священников В. Законы и чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищ

Представление Книги Левит в виде круговой диограммы
  ………………………………………………………………………………………….   Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и об

Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,

Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я - Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога

Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1-7) и важность исполнения соот­ветствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требо­вания к народу - «Будьте святы». Система являла собой средство,

Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включа­ла употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и собы­тиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, напр

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Но­вом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, по­скольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангел

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом по­рядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.
Договоры второго тысячелетия до н.э. Книга Второзакония Договоры первого тысячелетия до н.э. Преамбула, определение о

Исторический и культурный фон
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь силь­ное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и

Структура
Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завер­шенную мысль: I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22 II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23 Ш.Руфь предлагает

Датировка некоторых библейских событий
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава. 841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисун

План книги Иова в соответствии с жанрами
Пролог 1:1 – 2:13 Проза Диалог\Монолог 3:1 – 42:6 Поэзия Эпилог

Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири
Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!   Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творя

Употребление Яхве/Элохим в Псалтири
Книг Псалмы Посвящение Псалмы Употребление Яхве Элохим   1-2 Без

План книги Притчей
1:1-7 Заголовок, введение и девиз (6 притчей) 1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:17-24:22 Высказывания мудры

Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста
Быт. 2:7а Эккл. 3:20; 12:7 Быт. 6:5 Эккл. 7:29; 8:11; 9:3 Быт. 2:18 Эккл. 9:9; 4:9-1

Датировка книги пророка Иезекииля
Ссылка Ссылка День\месяц\год Современная датировка 1:1-2 Призвание Иезекииля 05\04

Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение
Книга Иезекииля Тема Книга Откровение Воскресение 20:4-9 38-39

Жанры, языки и формы книги Даниила
В историческом жанре 1-6 В апокалиптическом жанре 7-12 На древнееврейском языке 1:1 – 2:4а; 8:1-13   На арамейском

Структура книги Даниила по Гуддингу
Главы 1-5 Главы 6-12 Глава 1: Даниил с друзьями отказывается от еды с царского стола и одерживает победу Глава 6: Даниил

Перекрестная структура Таннера
    Бoг управляет языческими царствами       Видения Даниил

Сравнение пророческих и апокалиптических текстов
Пророческие тексты Апокалиптические тексты Эсхатология в широком смысле   Смотрит на ближайшее будущее и наступ­ление

Образы книги Захарии в Новом Завете
Откровение   Захария 6:4,5,6. 19:11 Разноцветные кони 1:8; 6:2,3,6 12:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги