Реферат Курсовая Конспект
План Книги Исход - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии 1. Притеснение В Египте - 1:1-22 2. Рождение, Обучение И Призвание М...
|
1. Притеснение в Египте - 1:1-22
2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7
3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21
4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27
5. Получение закона у горы Синай - 19:1-24:18
6. Священный план строительства скинии - 25:1-31:18
7. Идолопоклонство израильтян и заступничество Моисея
8. Повторное получение закона - 34:1-17
9. Строительство и освещение скинии - 35:1-40:38
История рождения Моисея представляет тему воды, которая затем продолжает звучать в течение всего рассказа о спасении народа из египетского рабства. Когда фараон издал указ, предписывающий топить всех еврейских младенцев мужского пола (1:22), младенец Моисей был положен в корзину и скрыт в тростниковых зарослях Нила. Дочь фараона спасла его и дала ему имя (означающее «вытаскивать»). Эти эпизоды служат прообразом спасения Израиля, его благополучного перехода через Тростниковое (Красное) море.22
Десять казней орган изованы в три триады и i юследпюю, десятую казнь (или кару), не имеющую естественного объяснения и призванную продемонстрировать непосредственное участие Бога в этих событиях. Фараон получает предупреждение перед первыми двумя карами каждой триады, но третья кара начинается без предупреждения (7:16-24; 8:1-7. 16-18 [евр. 12-14], 20-24 [свр. 16-20]; 9:1-7, 8-12, 13-21; 10:3-6, 21-29). Перед первой карой каждой триады Бог приказывает Моисею встретиться с фараоном «утром» (7:15; 8:20; 9:13), хотя в остальных двух казнях каждой триады такого приказа пет. Также перед первой казнью каждой триады Бог приказывает Моисею «Встань/Предстань перед фараоном» (Исх. 7:15; 8:20; 9:13). Перед второй казнью приказ звучит по-другому: «Иди к фараону» (9:1; 10:3), а перед третьей казнью таких указаний вообще нет (8:16-19; 9:8-12; 10:21-29). Чудеса первой триады творит Аарон, а чудеса третьей триады -уже сам Бог. В этой общей структуре доминируют три еврейских слова (глк, «идти, приходить, ступать», 7:15), (во, «входить, приходить», 8:1 [евр. 7:26]; 9:1) и (ицв/нцв, «нстань, предстань», 7:15; 8:20 [евр. 8:16], 9:13). Эти слова расположены так. что от события к событию нарастает напряжение. Слова ицв/нцв («нстань», «предстань») первой казни каж-
дой триады рисуют Моисея, готовящегося к противостоянию (7:15; 8:20 [евр. 8:16], 9:13). Слово во (входить, приходить) во второй казни каждой триады указывает на присутствие Божье при каждом противостоянии (8:1 [свр. 7:26]; 9:1; 10:1). Отсутствие похожего термина в третьей казни каждой триады отражает напряженность ситуации, подразумевая, что третья кара происходит почти мгновенно, без предупреждения, спора или обсуждения. Такое развитие заложено еще в самой первой казни, где мы встречаем и глх («ступай», 7:15) и нцв («встань», 7:15), когда Бог приказывает Моисею: «...ступай ему [фараону] навстречу. Встань перед ним...» (7:15). Казни завершаются десятой, отдел ьно стоящей карой, в описании которой мы не встречаем ни одного из перечисленных слов. За то здесь есть короткий рассказ о цели и важности последней казни (11:1-3). Таким образом, первые девять казней ведут повествование к последней, кульминационной каре. Сила этих первых девяти казней постепенно нарастает. Казн и основаны па естественных явлениях природы, если не учитывать временного элемента, поскольку явления происходят и прекращаются по приказу Моисея. Наступлению последней, самой сильной и разрушительной кары (которая не может быть причислена к естественным явлениям природы) -смертью первородного сына фараона и вообще всех первородных Египта (11:4) - предшествует короткий пролог23
Ожесточение сердца фараона- тема, которая звучит в этом же контексте (главы 4-14) ровно двадцать раз, причем ожесточение происходит десять раз по воле Бога и десять раз по воле самого фараона (по воле фараона - 7:13,14,22; 8:15,19,32; 9:7,34,35; 13:15; по воле Бога - 4:21; 7:3; 9:12; 10:1,20,27; 11:10; 14:4,8,17). Таким образом, ответственность за ожесточение сердца делится поровну между Богом, предъявляющим требование, и фараоном, дающим ответ.
Уступки фараона- еще одна сторона соперничества между Богом и фараоном. Появляющиеся по мерс ужесточения казней, уступки указывают на ослабление позиции фараона, в то время, как его сердце, напротив, становится все ожесточеннее.
(1) После первого предложения отпустить евреев фараон говорит: «Кто такой этот ГОСПОДЬ, чтобы я Его слушался и отпускал сынов Израиле-выхУЯэтого ГОСПОДА не знаю и сынов Израилевых не отпугщ/» (5:2, курсив добавлен).
(2) После второго предложения, фараон уже не спрашивает надменно: «Кто такой этот Господь?», но немного отступает. Пригласив к себе Аарона и Моисея, он говорит: «Идите, принесите жертвы своему богу здесь, па нашей земле» (8:25, курсив добавлен).
(3) Третий разговор начинается со встречного предложения фараона принести жертву в пустыне, но не очень далеко, что подкрепляется просьбой о молитве: «Ступайте, приносите в пустыне жертвы своему богу
ГОСПОДУ. Но далеко не уходите. И попросите за меня!» (8:28, курсив добавлен).
(4) Четвертый разговор начинается с того, что фараон посылает за Моисеем и Аароном, признает свой грех, просит о молитве и предлагает поступить по воле Божьей: «Фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Я виноват! ГОСПОДЬ прав, аяи мой народ - мы неправы! Попросите ГОСПОДА: довольно этого страшного грома и града! Я вас отпускаю, идите!» (9:27-28, курсив добавлен).
(5) Перед пятым разговором, слуги фараона советуют ему отпустить народ, признав разорение земли. Фараон позволяет Израилю идти на поклонение, но не разрешает им брать с собой детей, то есть, по сути, так и не разрешает им совершить богослужение, к тому же, в конце прогоняет Моисея и Аарона из дворца:
«Тогда вельможи сказали фараону: «Долго ли нам еще страдать от этого человека? Отпусти их, пусть совершат служение своему богу ГОСПОДУ. Разве ты не видишь, что Египет погибает?» Моисею и Аарону велели вернуться. Фараон сказал им: «Идите, совершите служение своему богу ГОСПОДУ. Кто из вас пойдет?» Моисей ответил: «Мы пойдем все, молодые и старые, с сыновьями и дочерьми, с овцами, козами и коровами, ведь это у нас праздник ГОСПОДЕНЬ!» Но фараон сказал: « Чтоб ГОСПОДЬ вам так же сопутствовал, как я отпущу вас с вашими детьми! Недоброе у вас на уме! Нет уж, пусть одни мужчины пойдут и совершат служение ГОСПОДУ - как вы и просили». И Моисея с Аароном прогнали прочь» (10:7-11, курсив добавлен).
(6) Шестой разговор возвращается к признанию греха, просьбе о прощении а молитве за прекращение казней:
«Фараон спешно позвал Моисея и Аарона и сказал им: «Виноват я перед вашим богом ГОСПОДОМ и перед вами. Но простите меня и на этот раз: попросите своего бога ГОСПОДА убрать от нас эту пагубу!» Моисей вышел от фараона, попросил ГОСПОДА - и ГОСПОДЬ послал с запада очень сильный ветер, которыйунес саранчу и утопил ее в море Суф. Не осталось саранчи в пределах египетских. Но ГОСПОДЬ сделал так, что фараон всё упорствовал: не отпустил он сынов Израилевых. ГОСПОДЬ велел Моисею:«Воздень рукукнебу - и тьма настанет по всей земле египетской, пусть ходят во тьме наощупь! Простер Моисей руку к небу - и на три дня по всей земле египетской настали тьма и мгла. Не видели люди друг друга, три дня с места двинуться не могли. Светло было лишь там, где жили сыны Израилевы. Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, совершите служение ГОСПОДУ. Но скот ваш, и мелкий и крупный, пусть останется. А дети пусть идут с вами» (10:16-24, курсив добавлен).
(7) В седьмом разговоре фараон дает разрешение взять с собой детей, но приказывает оставить в Египте скот: «Фараон позвал Моисея и сказал: «Идите, совершите служение ГОСПОДУ. Но скот ваш, и мелкий и крупнып, пусть останется. А дети пусть идут с вами» (10:24, курсив добавлен).
(8) После восьмого разговора фараон позволяет израил ьтя нам идти вместе с детьми и скотом и просит молиться о благословении: «В ту же ночь фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: « Уходите от нас прочь, вместе со всеми сынами Израилевыми! Идите, совершите служение ГОСПОДУ, как вы просили. Забирайте с собой своп скот, крупный имелкий, как вы про -силы. Уходите и благословите меня!» (12:31-32, курсив добавлен). По фараон так и не смягчил своего сердца, устроил погоню за Израилем только для того, чтобы погибнуть в водах Красного моря (глава 14).24
Десять казней, ожесточение сердца фараона и его уступки - это темы, которые, переплетаясь между собой, рисуют историю, подчеркивая растущую силу Божью по сравнению спостоянным ослаблением фараона (который почитался в Египте богом), что привело к окончательному отделению Израиля от Египта. Теперь они были полностью свободны, но, выкупленные Богом, полностью принадлежали Ему.
Хронологическая непоследовательность некоторых событийуказывает на то, что книга уделяет больше внимания событиям, чем хронологии. (1) Иофор должен был придти к Моисею с советом о назначении судей (18:1 и дал.) после того, как было получено откровение на горе Синай. В 18:5 говорится, что люди уже расположились лагерем вокруг «горы Божьей», но о том, что они подошли к этой горе, мы читаем лишь в 19:1-2. Второзаконие 1:9-17 вспоминает о совете Иофора (ст. 9), добавляя, что люди покинули гору Хорив сразу же после визита Иофора. Это означает, что визит Иофора «состоялся ближе к концу периода пребывания народа у горы Синай, что соответствует написанному в Книге Чисел 11:11,28-32, где сообщается о нахождении Иофора в лагере «во втором месяце второго года после Исхода». Таким образом, в соответствии с Книгой Исход 18:27, следует считать, что Иофор покинул лагерь после богоявления».25 Такая перестановка была сделана, чтобы показать дружелюбность мадианитян в отличие от вероломства амалекитян, и чтобы плавно перейти к событию получения закона, которое описано в 20 главе.
Эпизод с золотым тельцом (32:1-33:23) возникает побреди рассказа о строительстве и освящении скипии. Этим автор показывает, как в самом сердце Израиля был отвергнут Бог, а па Его место поставлен другой бог -результат творения рук человеческих. «Такое расположение материала привлекает внимание читателя к этому событию и указывает на то, что правильно выразить религиозные чувства и получить религиозный опыт общения с Богом можно только через Богом установленные средства, а не с помощью идолов».
Структурное сходство между Синайским Заветом и текстами древних международных договоров, которое находят некоторые ученые, заключается в следующем:
(а) преамбула - определяет автора и его звание;
(б) исторический пролог - излагает исторически сложившиеся отношения между сюзереном и его вассалом;
(в) условия - требование преданности от вассала и определение правил, очерчивающих взаимоотношения;
(г) обеспечение - уточнение такого рода моментов, как обязанности вассала, среди которых была главная обязанность приходить на суд сюзерена, а также обязанности поставлять войска для защиты, обеспечить подходящее место для хранения экземпляров соглашения и определить календарь публичного чтения этого соглашения;
(д) проклятия и благословения - применяются к вассалу, в зависимости от его покорности или непослушания. Некоторые ученые указывают, что перечисленные выше пункты можно обнаружить в Книгах Исход и Второзаконие.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: План Книги Исход
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов