Реферат Курсовая Конспект
Иосиф Флавий - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии Иосиф Флавий, Известный Иудейский Историк Первого Века Насчитал Только Двадца...
|
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42):
«А потому, само собой разумеется, и более того - с необходимостью из этого следует, - раз никто не имеет права вносить в списки что-либо от себя и в написанном не бывает никаких разногласий, но только у пророков с достоверностью переданы самые отдаленные события глубокой древности, как они были, частью записанные по божественному вдохновению, частью - ими самими, - то у нас не великое множество книг, которые не согласовывались бы между собой и противоречили друг другу, а только двадцать две, содержащие летопись всех событий нашей истории, и они по справедливости почита-ются боговдохновенными.
Пять из них - книги Моисея, которые содержат законы и историческое предание от сотворения человека до смерти Моисея. Этот период времени составляет почти три тысячи лет. От смерти Моисея до царствования персидского царя Артаксеркса, преемника Ксеркса, жившие после Моисея пророки составили еще тринадцать книг с изложением событий. Остальные четыре книги содержат песнопения Богу и наставления людям в их повседневной жизни.
От Артаксеркса и доныне также написано несколько книг, но они не столь же достоверны, как предыдущие, поскольку не существует строго установленной преемственности пророков.
Нетрудно догадаться, насколько мы доверяем своим книгам, если в них на протяжении стольких лет никто не посмел ни прибавить, ни изъять, ни изменить что-либо. Каждому еврею от самого рождения полагается почитать единые для всех божественные предписания, быть верными им, и, если понадобится, с готовностью за них умереть».4
Под «книгами Моисея» Иосиф подразумевает известные всем пять книг, Пятикнижие. «Тринадцать книг», возможно, - (1) Иисус Навин, (2) Судьи + Руфь, (3) книги Самуила, (4) книги Царств, (5) Паралипоменон, (6) Ездра + Неемия, (7) Эсфирь, (8) Иов, (9) Исайя, (10) Иеремия + Плачь Иеремии, (11) Иезекииль, (12) книга Двенадцати Пророков и (13) Даниил. «Остальные четыре книги», возможно Псалмы, Притчи, Песнь Песней и Экклезиаст - книги, содержащие «песнопения Богу и наставления людям в их повседневной жизни».
Б Баба Батра Руфь упоминается отдельно от Плача Иеремии, в то время, как у Иосифа, Руфь, скорее всего, объединена с книгой Судей, поскольку они охватывают один и тот же период времени (« В те дни, когда управляли судьи»), а Плачь Иеремии с книгой пророка Иеремии из:за существующей традиции, по которой считается, что книгу Плача также написал Иеремия.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Иудейская Библия, Баба Батра, 4 книга Ездры, Иосиф Флавий - все это - иудейские источники, свидетельствующие о числе канонических книг Ветхого Завета.3 Какие данные можно почерпнуть из христианских источников?
Мелитон
Евсевий Кессарийский в книге Церковная История рас-
сказывает о письме Мелитона, епископа Сардиского, написанного им примерно в 170 году к Онисиму:
«По усердию к нашей вере ты часто просил меня сделать тебе выборки из Закона и пророков, относящиеся к Спасителю и ко всей нашей вере; ты хотел в точности узнать число ветхозаветных книг и порядок, в каком они расположены. Я постарался выполнить твое желание, зная твою ревность к вере и любознательность к ее учению; ты считаешь это самым важным, любя Бога и трудясь для вечного спасения. Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список. Вот их названия: пять книг Моисеевых - Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств; две книги Паралипоменон, Псалмы Давида, Притчи Соломона или книга Премудрости, Экклезиаст, Песнь Песней, Иов; пророки: Исайя, Иеремия и двенадцать в одной книге; Даниил, Иезекииль, Ездра. Из них я и сделал выборки, разделив их на шесть книг».6
Список Мелита включает, как кажется, все книги иудейской Библии, кроме книги Эсфирь.7 Книга Ездры, возможно, объединена с книгой Не-емии, а Плачь Иеремии - считается приложением к книге пророка Иеремии.
Ориген
Ориген (185-254), как цитирует его Евсевий (VI.xxv.l-2), писал: «Следует знать, что ветхозаветных книг, по иудейскому преданию, двадцать две - столько же, сколько букв у них в алфавите... Вот эти двадцать две книги: Бытие по-нашему, а у евреев по первому слову этой книги - «Берешит», что значит «в начале»; Исход - «Вэле ше-мот», то есть «вот имена»; Левит - «Ваикра», то есть «и Я воззвал»; Числа - «Гаммисфекодим»; Второзаконие - «Элле гаддебарим», то есть «эти слова»; книга Иисуса Навина - «Иозуе бен нун»; Судьи, Руфь - у них это одна книга: «Шофетим»; Первая и Вторая книги Царств, соединенные у них в одну - «Шемуэл», то есть «призванный Богом»; Третья и Четвертая книги Царств - в одной: «Вамме-лех Давид», то есть «царствование Давида»; Первая и Вторая книги Паралипоменон, соединенные вместе - «Дибре гайомим», то есть «слова дней»; Первая и Вторая книги Ездры в одной - «Эзра», то есть «помощник»; книга Псалмов «Сефертегиллим»; Притчи Соломона - «Мишлот»; Экклезиаст - «Когелет»; Песнь Песней (а не Песни Песней, как думают иные) - «Шир гашширим»; книги: Исайи - «Ешая», Иеремия с Плачем и Посланием в одной книге - «Ирми-аг»; книги: Даниила - «Даниэль»; Иезекииля - «Ехезкель», Иова -
«Иоб», Есфирь - «Эстер». Есть еще книги Маккавеев - «Шарбет шарбане».
Афанасий
Афанасий В 367 году Афанасий, епископ Александрии разбирался с каноническим списком книг Ветхого и Нового Заветов.
«И так всех книг Ветхого Завета числом двадцать две: ибо столько же, как я слышал, и букв в употреблении у евреев. По порядку же и по именам они суть следующие: во первых Бытие, потом Исход, далее Левит, затем Числа, и наконец Второзаконие; за ними следует Иисус Навин, Судьи, и потом Руфь; далее по порядку четыре книги Царств, из которых как первая так и вторая считаются за одну книгу, также третья и четвертая за одну; после них Паралипоменон первая и вторая, также считаемые за одну книгу; далее Ездры первая и вторая так же за одну; после них книга Псалмов, и потом Притчи, потом Экклезиаст, и Песнь Песней. После них Иов; наконец пророки двенадцать, считаемые за одну книгу, потом Исайя, Иеремеия, и с ним Варух, Плач и Послание; а далее Иезекииль и Даниил; сии составляют Ветхий Завет» (Письмо XXXIX).
В его списке книга Руфь отделена от книги Судей, а книга Эсфирь вообще не упоминается.
Иероним
Иероним (ок. 347-420) получил иудейское образование и был знатоком еврейской культуры, и к его авторитетному мнению стоит прислушаться. В предисловии к книгам Самуила и Царств, опубликованным около 391 года в составе латинского перевода Ветхого Завета (Вульгаты), читаем:
«У евреев насчитывается двадцать две буквы... К тому же некоторые буквы у них двойные: хаф, мем, нун, фе, цади; они иначе пишутся в начале или в середине слова, иначе - в конце. Посему и пять книг обычно считаются двойными: Самуила, Малахим, Дабрейамин, Ез-дра, Иеремия и Киноф, т.е. Плач (Иеремии). Следовательно, точно так же как двадцатью двумя буквами мы записываем всё, что мы говорим по-еврейски, и сими началами объемлется всякое человеческое изречение, так же и насчитывают двадцать два тома, словно неких букв и первоначал, коими в учении о Боге наставляется и пита-
ется еще нежный возраст, нуждающийся в молоке, мужа... Так равно распределяются двадцать две книги Ветхого Закона, т. е. пять Моисеевых, восемь пророческих, девять агиографов. Хотя иные обычно вписывают Руфь и Киноф среди агиографов и считают, что количество книг надо увеличить на две... в числе двадцати четырех».10
ТРЕХЧАСТНОЕ ДЕЛЕНИЕ?
Сегодня Ветхий Завет принято делить на «Закон, Пророков и Писания». Существуют ли исторические свидетельства того, что подобное трех-частное деление существует уже давно?
Новый Завет
Новый Завет обычно ссылается на Ветхий Завет как на «Закон и пророков» (Мф. 5:17; 7:12; 11:13; 22:40; Луки 13:28; 16:16, 29, 31; 24:27; Ин. 1:45; Деян. 13:15; 28:23; Рим. 3:21Ь). Иногда весь Ветхий Завет называется «Законом» (Ин. 10:34; 1 Кор. 14:21). В Евангелии от Луки (глава 24) Иисус является ученикам и говорит: «Вот что значат Мои слова, которые я говорил вам, еще когда был с вами: все, что написано обо Мне в законе Моисея, у Пророков и в Псалмах должно исполниться» (стих 44). Можно ли отыскать подобные ссылки на деление Ветхого Завета на Закон, пророков и Писания в других источниках, упомянутых ранее?11
Предисловие к книге Сирах
Внук Иешуа (Иисуса) бен Сира, переводивший труд своего деда (книгу Сирах) на греческий язык, добавил к ней следующее предисловие (ок. 132 г. до н.э.):
«Много великих сокровищ учености и мудрости дано нам в Законе, Пророках и других книгах, за ними последовавших, за что Израиль заслуживает великой похвалы, и поэтому наш долг состоит в том, чтобы не только те, кто читает на нашем языке, стали учеными, но чтобы они смогли научить - в устной или письменной форме - и людей из внешнего мира. Поэтому мой дед Иисус, посвятивший себя
чтению Писания, Пророков и прочих книг, доставшихся нам от отцов, и достигший очень больших познаний, решил и сам написать нечто, относящееся к учености и мудрости, для тех, кто пожелал бы, изучив их, продвинуться еще дальше, ведя жизнь, сообразно с Законом». 12
2 книга Маккавейская
Во 2 книге Маккавейской 2:13-15 читаем:
«Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде* и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят*.13
Хотя в этом отрывке не говорится о Законе, Пророки и Давид явно выделяются в два подраздела Писания. Под «сказаниями о царях», возможно, имеется в виду книги Самуила и Царств. Под писаниями Давида, скорее всего, подразумевается Псалтирь.
Упомянутый здесь Иуда - это Иуда Маккавей. Война, бывшая по случаю - восстание под предводительством Маккавеев за освобождение из под гнета Антиоха Епифана, чья ненависть к Писанию упоминается в 1 Маккавейской 1:56. Что подразумевается под словом «собрал»? Беквит предполагает, что «он должен был предварительно собрать список книг. Перечисляя книги, он должен был не только распределить их по категориям, но и установить определенный порядок следования внутри каждой категории».14 Если это предположение верно, то трехчастное деление Писаний Ветхого Завета было уже завершено в середине второго века до нашей эры.
Филон
О трехчастном делении Писания свидетельствует также и Филон Александрийский (20 г. до н.э. - 45 г. н.э.) Рассказывая про иудейские секты в Египте, Филон пишет, что они владели «законами и предсказаниями, переданными нам устами пророков, и псалмами и всем остальным, пробуждающем и совершенствующем в нас знания и набожность»
Баба Батра
О трехчастном делении ясно заявлено в трактате Баба Батра 13b:
«Наши раввины разрешают связывать вместе Тору, Пророков и Агиорга-фы. Так считает рав. Мейср. Рав. Иуда, однако, говорит, что Тора, Пророки и Агиографы должны при этом содержаться на отдельных свитках, а школа мудрецов говорит, что они должны быть разделены на отдельные книги».
АНТИЛЕГОМЕНА
В ранние годы христианства, в иудейских кругах шли дискуссии о каноничности книг Экклезиаст, Эсфирь, Иезекииль, Притчи и Песнь Песней. Например, в Мишне, в трактате Ядаим («Омовение рук»), мы читаем: «Все Писания называют руки нечистыми. Песнь Песней и Экклезиаст называют руки нечистыми. Равви Иуда говорит: «Песнь Песней называет руки нечистыми, но в Экклезиасте есть расхождение». Равви Иосия говорит: «Экклезиаст не называет руки нечистыми, а в Песне Песней есть расхождение». Равви Семион говорит: «Экклезиаст - книга, благодаря которой школа Шамая унаследовала более мягкие правила, а школа Гиллеля - более жесткие». Равви Симеон Бен Азай говорил: «Я слышал о традиции от семидесяти двух старцев, в тот день, когда они сделали Равви Елиезара Бен Азарию главой школы [мудрецов], что и Экклезиаст и Песнь Песней называют руки нечистыми». Равви Акиба говорил: «Бог - свидетель! Отныне пусть никто в Израиле не рассуждает о том, что Песнь Песней якобы не считает руки нечистыми, ибо все века не стоят того дня, когда Израилю была дана Песнь Песней; ибо все Писания святы, но Песнь Песней - святее всех» (3:5).16
Причина дискуссии понятна в каждом отдельном случае. Если чита-
тель не принимает иносказательного смысла выражения «под солнцем», то Экклезиаст превращается в трактат о пессимизме. Если читатель не видит присутствия и деяний Божьих в рассказе о жизни Эсфири, хотя имя Бога ни разу открыто не употребляется в этой книге, то рассказ этот действительно бесполезен. Если читатель считает, что видение Иезекииля о воскресших костях должно отразить все детали Моисеева Закона, то ему придется потратить много времени, чтобы согласовать расхождения между пророком и Пятикнижием.19 Если читатель не признает универсальную справедливость притчей (то есть считает, что их справедливость зависит от времени и обстоятельств),20 то Притчи 26:4-5 несут в себе противоречие. Если человек ошибается, считая секс злом, то Песнь Песней превращается в порнографический рассказ.
Ямния
Многие ученые выдвинули идею, которая позже стала называться «Теория собора в Ямнии». В соответствии с этой теорией, иудейские руководители и ученые собрались в Ямнии примерно в 90 году н.э. для того, чтобы определить границы иудейского канона. Например, Альберт Санд-берг Младший пишет: «Примерно в 90 году, одновременно с работами Иосифа Флавия, раввинской школой в Ямнии был окончательно составлен канон Священных Писаний».
Эта теория подверглась критике, особенно в публикациях Джека Льюиса и Лии Макдональда. Тщательно проанализировав раввинскую литературу, Макдональд пришел к выводу: «Существуют сведения о том, что в Ямнии обсуждалась каноничность книг Экклезиаст и Песнь Песней, но эти сведения не достаточны для доказательства теории о принятии в Ямнии официальных решений относительно всего библейского канона».
Еще долго после Ямнии раввины обсуждали справедливость Антиле-
гомены. Относительно книги Эсфирь, раввины Елисзер, Акиба, Мейр и Иосия бен Дурмаскит заключили, что она «была написана по вдохновению Святого Духа» (Вавилонский Талмуд, трактат Мегилла, 7а-7Ь).
Подобные затяжные споры, конечно же, свидетельствуют не в пользу «Теории собора в Ямнии». Важнее то, что заключение о «богодухновенно-сти» носит поучительный характер. Говоря словами И. Янга: «Ясно, что ни один религиозный собор древнего Израиля не составлял списка священных книг. Скорее, по уникальному провидению Божьему. Божий народ признал Его Слово и почитал его с самого момента его появления. Так было создано собрание вдохновенных Писаний, которые известны сегодня как канонические книги Ветхого Завета».
АПОКРИФЫ
Следующие книги иудеи не считают каноническими: 1 Ездры, 2 Ездры, Товит, Юдифь, дополнения к книге Эсфирь, Мудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирохова, Варух, Письмо Иеремии, дополнения к книге Даниила (Молитва Азарии и Песнь трех юношей, Сусанна и Вел и дракон), Молитва Манассии, 1 книга Маккавейская и 2 книга Маккавейская.
Термин «апокриф», означающий «неканонический» был введен Иеронимом (346/347 - 420), который уверял, что книги, входящие в Септуагинту и латинскую Библию, но не входящие в иудейский Ветхий Завет должны считаться апокрифическими. Харрисон добавляет: «Этими кни-
гами не стоит пренебрегать, поскольку они были великими современника-ш большого потока иудейской национальной литературы. В то же время, 1ни не могут служить основанием для развития христианского учения. В [учшем случае это - дополнительная литература вдохновляющего харакера».
Протестантские богословы последовали традиции Иеронима. Римско-католические и Православные ученые приняли традицию Августина (354-:30), молодого современника Иеронима, который выступал за включение покрифических книг в канон Ветхого Завета. На Соборе в Тренте, который был организован в 1546 году Римской Католической Церковью в от-ет на заявления Протестантской Реформации, был принят более широкий канон Августина.
В Новом Завете мы встречаем прямые цитаты большинства ветхоза-етных книг. Исключение составляют Иисус Навин, Судьи, Руфь, 4 книга Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон, Ездра, Неемия, Эсфирь, Экклезиаст, 1есиь Песней, Плачь Иеремии, Авдий, Наум и Софония. Это говорит о ом, что ни одна апокрифическая книга не объявляется богодухновенной. Единственные цитаты из Успения Моисея (ст. 9) и книги Еноха (ст. 14) в 1ослании Иуды не означают, что он верил в их богодухновенность. Таким
образом греческие поэты, процитированные Павлом (Арат, Менандр и лшменид) в Деяниях 17:28, 1 Послании к Коринфянам 15:33 и Послании Титу 1:12 не становятся богодухновенн ыми только потому, что процити-ованы на страницах Нового Завета.
Книги, которые входят в Сеитуагинту (LXX), но отсутствуют в иудейкой Библии, Брюс называет «дополнительными». Среди них Юдифь, овит, расширенная редакция книг Эсфирь, Мудрость Соломона, Сирах, iapyx, Послание Иеремии, расширенная редакция Даниила и книги Маккавейские. Известные списки трегьего-четвертого веков также включают ти книги. Синайский кодекс (TV век) включает в Ветхий Завет книги То-ит, Юдифь, 1 и 4 Маккавейские, Мудрость Соломона и Сирах. Ватиканс-ий кодекс (IV век) включает Мудрость, Сирах, Юдифь, Товит, Варух и ослание Иеремии. Александрийский кодекс (V век) включает Варух, послание Иеремии, Товит, Юдифь, книги Маккавейские, Мудрость Соло-юна и Сирах. Почему же эти книги оказались в одном собрании с книгами Священного Писания?
Церковь сочла такие книги «достойными того, чтобы находится в одном списке с книгами Священного Писания». Отчуждение иудеев и хри-
стиан, наравне с растущим незнанием семитских языков в церквях за пределами Палестины и Сирии, могло привести к включению этих книг в кодексы.
Некоторые ученые ответили на этот вопрос, разработав так называемую «Гипотезу Александрийского канона». Они предположили, что в первом веке у иудеев существовало два различных канона. Расширенный канон был каноном александрийских иудеев, а масоретский кодекс был каноном палестинских иудеев. Из двух существующих кодексов, церковь 1 финяла александрийский.
Но подтверждений этой гипотезе пока не найдено. Оба кодекса были составлены христианами в относительно позднее время и потому в них невозможно найти прямых свидетельств какой-либо связи с иудейской диаспорой Александрии. К тому же, единственные дошедшие до нас письменные свидетельства о взглядах александрийских иудеев - работы Филона - ни разу не упоминают апокрифы!
Еще один убедительный факт: в раввинских сочинениях мы не найдем споров о месте апокрифов в Библии. «Апокрифы и сегодня не считаются частью иудейской Библии», - пишет Роджер Беквит - «и нет никаких свидетельств того, что они когда-либо были вычеркнуты из нее. Таким образом, можно заключить, что раввины всегда единогласно считали апокрифы и псевдоэпиграфы неканоническими книгами».
СВЯТОЙ ДУХ
Иудаизм всегда считал, что роль Святого Духа - свидетельствовать о подлинности Писания (ср. цитату из Иосифа Флавия выше). Вот как звучит классическое раввинское мнение о прекращении пророчеств: «Со смертью Аггея, Захарии и Малахии - поздних пророков - Святой Дух покинул Израиль» (Тосефта Сота 13.2). О роли Святого Духа в создании Писания также говорится в 2 Петра 1:21: «Ведь никогда не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух» (ср. 1 Кор. 2:6-16).
Еще одна цитата из раввинских сочинений подтверждает этот отрывок. «До того времени [прихода Александра Великого и падения Империи Персов] пророки пророчествовали под водительством Святого Духа. С тех пор "приклони ухо твое и слушай слова мудрых"» (Seder Olam Rabbah 30 цитата из Прит. 22:17). «Раб Самуил бар Иниа сказал, от имени Раб Аха: "Второму храму не доставало пяти вещей, которые были у первого, точнее: огня, ковчега, Урима и Тумима, елея помазания и Святого Духа [пророчества]"».
ВЫВОДЫ
(1) Некоторые книги иудейской Библии уже считались богодухновенны-ми, или если угодно, каноническими.
(2) Дополнительные иудейские источники свидетельствуют о структуре и/или порядке ветхозаветного канона.
(3) Христианские свидетельства Мелито, Оригена, Афанасия и Иеронима отражают иудейское влияние.
(4) Как иудейские, так и христианские источники свидетельствуют о трех-частном делении Ветхого Завета на Закон, Пророков и Писания.
(5) В первые века христианской эры в иудейских кругах велись споры о каноничности книг Экклезиаст. Эсфирь, Иезекииль, Притчи и Песнь Песней («Антилегомена»).
(6) Нет достоверных сведений о том, что в древнем Израиле состоялся собор (подобный собору в Ямнии), который составил список богодухно-венных книг.
(7) Отсутствие споров о богодухновенности апокрифических книг в раввинских сочинениях - убедительный факт в пользу их неканоничности.
(8) Иудаизм и христианство признавали роль Святого Духа как свидетеля подлинности Писания.
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Может ли христианин считать Ветхий Завет богодухновенным источником? Ответ на этот вопрос дается во 2 Послании к Тимофею 3:14-17. Павел напоминает Тимофею:
«А ты стой на том, чему научился и в чем удостоверился. Ты знаешь, кто твои учителя, еще в младенчестве узнал Свято Писание, а оно способно своей мудростью научить тебя спасению через веру в Иисуса Христа. Всякое Писан ие боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу».
«С детства» Тимофей был научен Священным Писаниям Ветхого Завета. (Новый Завет на тот момент еще только создавался.) Писание, по словам Павла, «способно мудростью научить... спасению через веру во Христа Иисуса*. Другими словами, Ветхий Завет - это руководство ко спасению через Мессию.
Писание также полезно, ибо «оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью». Или, другими словами, оно также - руководство к достижению зрелости. Зрелостью в Ефесянам 4:13 Павел называет «достижение полноты Христовой в полной мере».
Зрелый христианин («слуга Божий») подготовлен ко «любому доброму делу». То есть Ветхий Завет - это еще и руководство к служению.
Руководство к спасению через Мессию, руководство к достижению зре-
лости и руководство к служению - все это Ветхий Завет, истинное Слово Божье!
РУКОВОДСТВО К СПАСЕНИЮ ЧЕРЕЗ МЕССИЮ
На допросе перед царем Агриппой Павел утверждал, что Библия (то есть Ветхий Завет) несет Благую Весть. «...Я и по сей день стою неколебимо и свидетельствую малым и великим. Я ни о чем другом не говорю им, только о том, что предсказывали пророки и Моисей, а именно, что Помазанник Божий должен был претерпеть страдания и, будучи первым воскресшим из мертвых, возвестить свет и нашему народу и язычникам». (Деян. 26:22-23).
Также и в Послании к Римлянам Павел говорит о Божьей Радостной Вести «которую Он обещал через Своих пророков в Святом Писании. Это весть о Его Сыне, по человеческому происхождению - потомке Давида, по Духу Святому - Сыне Бога, которого Бог явил в полноте силы, воскресив из мертвых, - об Иисусе Христе, нашем Господе» (Рим. 1:2-4).
На эту же евангельскую направленность Еврейских Писаний указывает Петр:
« Еще пророки тщательно исследовали и изучали все, относящееся к этому спасению, и пророчески предсказали дар Божьей доброты, данный вам. Они пытались определить время и обстоятельства, на которые указывал обитавший в них Дух Христа, предвозвестивший страдания Христа и славные события, что последуют за ними.Им было открыто, что не для себя, а для вас совершали они служение и возвещалито, что теперь - устами проповедавших Радостную Весть - возвестил Святой Дух, посланный с неба. В эту тайну даже Ангелы с небес жаждут заглянуть» (1 Пет. 1:10-12, курсив добавлен). Исайи 53 - именно тот отрывок, который явно описывает «страдания Христа». Многие отрывки указывают на «славные события», которые последовали за страданиями, но самый яркий из них, пожалуй, - Псалом 109:1.35
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Иосиф Флавий
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов