рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии История, Записанная В Книге Числа, Хотя И Не В Хронологическом По­рядке, Покр...

История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом по­рядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго года (Исх. 40:17). События книги Числа начинаются через месяц после этого, в пер­вый день второго месяца второго года (1:1). Путешествие от горы Синай до Кадеш-Барнея заняло одиннадцать дней (Втор. 1:2). Первые четырнад­цать глав можно уместить в этот период. Середина книги посвящена трид­цати восьми годам странствования в пустыне и дополнительным законам (главы 15-19). Заключительная часть книги рассказывает о завоевании

 

Ханаана (главы 20-36).

Числа логически продолжают повествование книг Исход и Левит, а так­же представляют несколько событий, описанных позднее в книге Второза­коние. Установления относительно скинии, о которых рассказывается в Исходе, были выполнены, и народ расположился с таном вокруг шатра (Исх. 40; Чис. 2). Алтарь был установлен в соответствии с законами, изложен­ными в книге Исход, и посвящен Господу (Исх. 27:1-8; 38:1-7; Чис. 7:1-89). Обращается внимание на то, что обещание Бога об умножении потомков Авраама было окончательно исполнено (Быт. 12:1-3; 15; см. Исх. 1:1-7; Чис. 2). Израиль еще не владел обещанной землей, но уже двигался по направ­лению к ней (Быт. 12:1-4; Исх. 3:17; 6:4,8; 23:20-26; и т.д.). Законы книг Исход и Левит часто иллюстрируются в событиях книги Числа, как на­пример введение закона о субботе (Исх. 20:8-10; Лев. 23:3; Чис. 15:32-37). Пророчество Валаама (главы 22-24), в котором он попытался навести про­клятия на народ Божий, но вместо этого благословил нацию, напоминает о Божьем обещании Аврааму благословлять тех, кто будет благословлять потомков Авраама и наводить проклятие на тех, кто будет проклинать на­род Божий (Быт. 12:1-3). Книга предвещает смерть Моисея, описанную во Второзаконии (Чис. 27:12-14; Втор. 31:14-16; 34:1-12). Числа «объясняет, почему Израиль не вошел в Ханаан сразу же после того, как покинул Еги­пет и пересек пустыню*,2 и рассказывает о «неверии, сопротивлении, от­ступничестве и неудовлетворении в противоположность Божьей вернос­ти, присутствию, заботе и терпению».3

Историческая достоверность книги Чисел хорошо подтверждается, если сравнивать книгу с древними ближневосточными документами. «Стран­ствования Израиля были лишь частью общего потока огромной миграции, которая наблюдалась во всем известном мире в ХШ веке до н.э.» Народы Моря и Арамеяне перемещались по всему региону. Империя Хеттов в Ана­толии и Империя Касситов в Вавилоне пали, в то время как Египет и Асси­рия «склонились, по устояли». Наступил железный век. Разграбление Трои (1250 г. до н.э.), возможно, стало причиной этих событий. Такие произве­дения, как Илиада, Одиссея, Энеида, и эпос Тукулти Нинурта отражают эти события в их героическом аспекте. Книга Числа отличается от этих древних произведений тем, что в ней нет «подобных [героических] харак­теров». Вместо этого она рассказывает о непокорных и упрямых людях, подозрительно относящихся к своим руководителям, привязанных к плот­скому благополучию Египта» (см. Исх. 16:3) и отражает «серьезный отчет о бедствиях переселения и суровой реальности территориальных завоева­ний без каких-либо романтических декораций».5 Говоря точнее, повество-

вание книги Числа «...откровенно отражает реальность жизни, а не наду­манные фантазии. Солевыносливый тростник, вода из камня, повадки пе­репелов и т.д. отражают реальные обстоятельства, которые можно было описать, только будучи соучастником событий и уж никак не изучая их в Вавилоне или Иерусалиме. Поэтому эти рассказы так сильно отличаются от текстов типа «Царь сражения», история Саргона из Аккада, с его гора­ми с позолоченными вершинами и валунами лазуритов и деревьями с ши­пами [то шестьдесят локтей (18 метров) длиной!»6 Но, даже с этими отли­чиями, книга Числа с ее многочисленными жанрами похожа на свои ближ­невосточные аналоги, а значит, отражает древний ближневосточный кон­текст XIII века до н.э.

ТЕКСТ И АВТОР

Многое в книге указывает на авторство Моисея. Единственная ссылка на Моисея, как непосредственного автора книги (Чис. 3:2), говорит о том, что Моисей не только написал обо всех местах, которые посетил Израиль во время странствования, но также, возможно, написал и много других тек­стов, хотя другие также могли участвовать в этом труде подобно Иеремии и Варуху (см. Иер. 36:4-5,8.10). Откровения получали и Аарон (9:1) и Елиазар (26:1), а Елиазар еще и участвовал в написании книги (26:63). Раз­личные жанры (описание границ [Числа 34], повествования [22 24], по­эзия [10:35-36; 21:14-15,17-18,27-30]; путевые заметки [33:1-49]) представ­ляют основные источники, которые использовались при составлении этой книги. Это отчетливо указывает на авторство Моисея и надзор Моисея за составлением книги Числа, а также на историческую и богословскую дос­товерность материала, в противоположность традиционной критике источ­ников.7

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

Развитие исторической критики определило три подхода к изучению книги Числа.

(1) Сторонники первого подхода пытались установить один или не­сколько предполагаемых источников (документы J, E, D и Р). По мнению Г.Б. Грея, документы J, Е, и Р сформировали композиционные источники книги Числа, что включало различные уровни материалов документа Р. Семьдесят пять процентов материала приписывали документу Р, датиро­ванного V веком до н.э. Материалы, не имеющие отношения к Р, приписы­вались документам J (IX век) и Е (VII век). Эти выводы привели к таким допущениям, как поздняя датировка предполагаемых документов-источ­ников, окончательно разработанные религиозные ритуалы и послеплен-ная священническая традиция, которая обращалась к былым временам, дабы оправдать практику позднего иудаизма. Считалось, что предполагае­мые простые ритуалы ранней религии Израиля постепенно превратились в законничество. Этот процесс начался с централизации культа во времена царя Иосии, о чем рассказывает 4 Книга Царств 23.

(2) Второй подход предполагает существование долгого периода раз­вития устной традиции. Защитниками этой идеи были Гюнкель и Грессман.

(3) Третий подход, защищаемый Нотом, объединяет оба предыдущих взгляда, и утверждает, что пять тем (обещание патриархам; Исход из Егип­та; странствование в пустыне; откровение у горы Синай; вход в землю) развивались устно и независимо друг от друга, прежде чем они были поме­щены в одну книгу.

Эти подходы признают древность происхождения материала, благода­ря чему сильно сдает свои позиции Документарная теория. Последние ис­следования критики форм подтверждают выводы этих подходов, но ука­зывают на более короткий промежуток времени между событиями и со­зданием письменных документов. Многие события могли быть описаны сразу же после их завершения. Таким образом, современная наука все еще придерживается большинства старых, хотя и пересмотренных, взглядов, как например, трудности размежевания документов J и Е в книге Числа. Даже среди консервативных ученых есть много тех, кто соглашается с су­ществованием некоторого рода источников, хотя эти взгляды очень дале­ки от классической Документарной теории.8

Вместе с критикой форм появилась тенденция сомневаться в достовер­ности текста. То, что от семидесяти человек, вошедших в Египет, произош­ли 603550 воинов, то есть, что к концу египетского пленения общее число евреев составляло около 2,5 - 3 миллионов человек, - самая серьезная пре­тензия к достоверности текста. Она зиждется на нескольких вопросах:

• Возможно ли, чтобы группа людей так быстро выросла за столь ма­лый промежуток времени?

• Как могла столь большая группа людей организоваться за столь ко­роткий промежуток времени, чтобы выйти из Египта?

• Как такая большая община могла так быстро сгруппироваться вокруг скинии?

• Как пустыня могла прокормить такое большое население со всем по­головьем скота и имуществом (Исх. 12:38)?

Некоторые ученые просто не замечают этой проблемы.9 А предлагае-

мые решение всегда имеют свои слабости.10

(1) Буквальное толкование принимает библейский текст, как он есть заявляя, что в тексте как раз и подчеркивается высокий уровень рождае­мости у евреев и долговечность их имущества (Исх. 1:7; Втор. 8:4), а рас­пределение людей по малым группам помогла осуществить организован­ный выход из Египта (Числ. 2; 10:14-20; см напр. Yang and Archer).11 Одна­ко, эти выводы, похоже, противоречат таким отрывкам, как Второзаконие 7:1,7 и 9, где подчеркивается, что другие народы были многочисленнее Израиля. Поэтому «все доступные данные - библейские, внебиблейские и археологические, - кажется, разочаруют тех, кто пытается толковать дан­ные в книге Числа буквально».12

(2) Теория о том, что перепись была на самом деле проведена в другое время, утверждает, что список имен был составлен уже во времена монар­хии и не отражает быстрое умножение народа.'3

(3) Мнение Патри о том, что еврейское слово, переведенное как «тыся­ча* на самом деле означает «глава», «клан», «семья» или «группа людей в палатке» не дает окончательного объяснения.14 Во-первых потому, что, «хотя это слово... может безусловно означать «клан или «часть колена», нет никаких свидетельств того, «что им пользовались для обозначения со­циальной группы, такой маленькой, как «семья» или «живущие в одной палатке»,15 Во-вторых, некоторые числа можно истолковать только бук­вально, как, например, 22000 левитов, которые служили взамен 22273 пер­вородных мужеского пола (3:43-50).16

(4) Мнение о том, что результаты переписи имеют какое-то отношение

к неким вавилонским астрологическим подсчетам, хотя и поддерживает­ся некоторыми учеными,18 основано на еще недоказанном предположении. Предполагается, что библейские авторы «должны были умело производить необходимые арифметические подсчеты», и что они «должны были вла­деть профессиональными астрологическими знаниями, чтобы увидеть корреляцию между числами, полученными в результате переписи и вави-лонскими астрономическими периодами».1'J

(5) Мнение о том, что «приведенные подсчеты имели под собой некото­рые факты, с которыми были хорошо знакомы люди в древности, но кото­рые неизвестны современным ученым», позволяет пользоваться числами, как «символами относительной силы, триумфа, важности и так далее», ибо даже не предполагалось, что их будут понимать буквально или как дошед­шие до наших дней древние утерянные текстуальные формы».20 Этот взгляд наилучшим образом описывает наши современные знания - точ­ный смысл чисел остается тайной.

По сравнению со всем приведенным выше материалом, мнение о том, что Моисей не мог сам назвать себя кротким (12:3), превращается в незна­чительную деталь. Пытается ли кто-то защитить авторство Моисея, утвер­ждая, что здесь делается своего рода сравнение Моисея с остальными из­раильтянами,21 или считает, что данное выражение - не больше чем глос­са, появившаяся в тексте после смерти Моисея,22 все эти препятствия ров­ным счетом никак не противореча! авторству Моисея, по сравнению с опи­санием смерти Моисея во Второзаконии 24:5 и далее. Прежде чем сомне­ваться в Моисеевом авторстве этих отрывков, ученые должны сначала при­знать их историческую достоверность, или доказать обратное. Все ути по­вествования соответствуют социальному, политическому и буквальному контексту Ближнего Востока XIII века до н.э. Это значит, следует безого­ворочно принять свидетельство книги о том, что события и материалы, которыми пользовались для составления (написания) книги Числа отно­сятся к периоду жизни Моисея, то есть, написаны самим Моисеем или под его руководством.

ЖАНР

В книге Числа можно обнаружить почти любой литературный жанр, встречающийся в Библии, что делает ее самой сложной для обзора книгой Пятикнижия. Список Мил ырома23 иллюстрирует широту жанра этой кни-

 

ги: «повествование(4:1-3), поэзия (21:17-18), пророчество (24:3-9), побед­ная песнь (21:27-30), молитва (12:13), благословение (6:24-26), сатира (22:22-35), дипломатическое письмо (21:14-19), гражданские законы (27:1-11), культовые законы (15:7-21), вещее решение (15:32-36), список пере­писи (26:1-5), архив храма (7:10-88), путевые заметки (33:1-49)».24 Пере­численные жанры, схожие с теми, что были найдены среди древних ближ­невосточных документов того же периода, послужили источником состав­ления повествовательного произведения, иллюстрирующего изложенные до этого законы Пятикнижия, как, например, человек, собирающий хво­рост в субботу (Чис. 15:32). Закон говорит: «Помни день субботний, святя его» (Исх, 20:8). Человека посадили «иод стражу, потому что не было еще определено, что нужно с ним сделать» (Чис. 15:34).2j

СТРУКТУРА

Такое разнообразие жанров позволяет по-разному структурировать книгу, в зависимости от выделяемой темы. Существуют структуры, в кото­рых книга делится на три части, хотя возможно и двухчастное деление. Одна из возможных трехчастных структур создана по географическому принципу.26

I. Народ готовится покинуть гору Синай - 1:1-10:10

II. II. Путешествие от горы Сипай к Моавитским

Равнинам - 10:11-21:35

III. События в Моаве, наставления о завоевании и разделе земли - 22:1-36:13

Вторая трехчастная структура построена по тематическому принципу27

I. Создание общины у горы Сипай 1:1-9:14

II. Успехи и неудачи путешествия - 9:15-25:18

III. Последние приготовления к входу в землю - 26:1-35:34

Третий вариант деления объединяет географию и тематику.2S

I. Синай: Подготовка к переходу к Кадету - 1:1-12:6

II. Кадет: В пустыне Паран, до прихода на Моавитскис равнины -13:1 -22:1

Ш. Моав: Подготовка ко входу в Ханаан, взгляд в прошлое и будущее-22:2-36:13

Четвертый вариант также делит книгу па три части, подчеркивая хро­нологию событий.29

I. С первого дня второго месяца до девятнадцатого

дня в пустыне- 1:1-10:11

II. Пять месяцев из сорока лет впустыне - 21:10-36:13 ТТТ. Недатированные события сорокалетнего путешествия впустыне- 10:12-21:9

Двухчастные структуры используются для того, чтобы показать сход­ство и различия. Олсон, например, предлагает деление по принципу поко­лений:

I. Первое поколение вышло из Египта только для того,

чтобы умереть в пустыне 1:1-25:18.

II. Второе поколение, рожденное в пустыне, готовится к тому, чтобы войти в землю обетованную - 26:1 36:13.™

Одна из самых интересных двухчастных структур подчеркивает срав­нительное расположение глав 10 и 11, что объясняет тематическую значи­мость двух поколений, прошедших пустыню, и создает гак называемую «тематическую рефлексию».31 Главы 1-10 рассказывают о возникновении нового народа в пустыне, после выхода из Египта, когда люди ответили «единым желанием повиноваться заповедям Божьим, переданным через Моисея*.32 В этом контексте закон дается «на все времена - предусматри­вая метод наставления и оправдания людей во время совместных народ­ных праздников, бесспорный инструмент в руках власть предержащих».33 Числа 11 начинают рассказ, который прерывает гармоничную картину гла­вы 10 и подчеркивает нелогичность человеческих поступков. Первое по­коление терпит неудачу и теперь, «только их дети смогут претворить в жизнь Божьи планы, но лишь в далеком будущем*.34 Ливии в своей статье говорит об этом более четко, подчеркивая, «что падение начинается в гла­ве 11... Следуя за хорошо организованными вступительными главами 1-10, которые рисуют гармоничные взаимоотношения между Богом, как во­дителем, Моисеем, как его пророком, и людьми, как исполнительными пос­ледователями, глава 11 внезапно прерывает все, что ей предшествует. В этом переломном месте путешествия, впервые слышатся голоса простого люда. Народ постоянно жалуется на жизнь».35

Напряжение, созданное соседством этих глав, проявляется в любой ча­сти книги. Главы 1-10 сосредоточены па вопросах организации и мирных взаимоотношениях между людьми во время становления нации. К сожа­лению, не все люди оказы ваются совершенными. Он и всеми силами жела­ют достичь своего предназначения, но у них впереди долгий путь. Такое изображение народа с помощью поколений представляет первое поколе­ние как неудачное, а второе - как достигшее успеха (хотя и не без про­блем). Израиль представлен как вечно идущий, но так и не достигший цели. В особенности эту картину «вечной неудачи» можно увидеть в рассказах о почти исполнившихся или так и не исполнившихся обещаниях. В книге звучит постоянное напоминание, которое указывает на строптивый харак­тер людей, переходящих с места на место. Такое бесконечное путешествие придаст книги чувство «движения», которое вкупе с Божьим судом над неверующими (14:39-45; 26:64-65), освещает идею тщетности жизни без Бога. Законы и правила отправления культа, разбросанные на протяже­нии отрывка 10:1-36:13, иллюстрирую! борьбу и рост общины - необхо­димость новых правил и законов по мерс развития. 11редставлснная таким образом, Книга Чисел хорошо вписывается не только в контекст Пятикни­жия, но также и в контекст книг Иисуса Навина и Судей. Структура, пост­роенная по богословско-историческому принципу, преуменьшает вопросы хронологии. Например, 1:1-10:10 рассказывает о том, как Израиль гото­вится покинуть гору Синай и начать путешествие в Ханаан. В этом отрыв­ке большая группа событий, изложенных в 1:1-6:21, помещена до собы­тий, изложенных в 7:1-9:16, хотя хронологически они произошли позже.

Материал в 1:1-6:21 помещен до событий 7:1 -9:16, несмотря на то, что события 1:1-6:21 на самом деле произошли после 7:1 9:16 (см. 161; 7:1-, 9:1,15; 10:10; Исх. 40:1,17). Похоже, что теологическая так­же как и буквальная последовательности изложения вполне прием­лемы, потому что расположение народа вокруг скинии показывает стремление автора показать скинию как центральное место покло­нения Израиля. Божья святость пропитывает лагерь и его нельзя осквернять (1:47-54). Прежде начала нормальной жизни в сфере свя­тости Яхве, община должна быть надлежащим образом защищена от згой святости (1:53). Добавлены определенные законы, цель ко­торых поддержан ие лагеря святым и неоскверненным, чтобы святость Яхве не разрушила его (5:1 -6:21). Благословение Аарона удач­но вставлено в отрывок 6:22-27, после того как была основана свя­тая община. Посвящение алтаря следует за расселением Изариля вокру г скинии (7:1 -89). После i юевящения левитов, л юди могут про­вес ти первую Пасху (9:1-14). Последняя подготовка Израиля перед походом предваряется объяснением того, как люди должны переме­щаться и когда начинается поход.36

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Разнообразные жанры и структуры Книги Чисел вместе рисуют людей в переходный период в смысле физическом (из египетского рабства в Ха­наан, землю обетованную), идуховном (из семьи рабов к организованно­му теократическому обществу). Процесс перехода предполагает взаимное испытание Бога и людей.

Бог испытывает людей, чтобы узнать, готовы ли они слушаться Его (Исх. 15:25; 20:20), а люди испытывают Бога, чтобы узнать, действи­тельно ли Он позаботится об их материальных нуждах в пустыне (17:2,7), и чтобы понять, до какой степени Он готов терпеть их непо­корность (Числ. 14:22). Многочисленные случаи их недовольства, недостатка веры и непокорности Моисею или самому Богу (Исх. 14:10-14, сразу же после выхода из Египта; Исх. 16; 17:1-7; 32:1-33:6; Числ. 11; 12; 13-14; 16; 10:1-13) показывают постоянную перемену настроения у трех участников событий: Бога, Моисея и народа.37

Подобным же образом, меняются отношения между Богом и Моисеем. С одной стороны, Бог общается с Моисеем напрямую, в то время как Мои­сей служит Божьим гласом, но, с другой стороны, Моисей разочарован и постоянно жалуется на то, что занимает не свое место, пока, наконец, не начинает прямо просить о смерти (11:11-15). Однажды он даже проявляет непослушание, из-за чего так и не попадает в землю обетованную (20:11-12). Народ также описан сложно и больше в негативных тонах. Как и Мо­исей, поколение израильтян, вышедшее из Египта, осуждено на смерть в пустыне, так и не достигнув земли обетованной (14:23). К концу их путе­шествия, люди, которые сразу же после Исхода заигрывали с идолопок­лонством (Исх. 32), полностью поглощены им (Числ. 25). От этих двух главных тем происходят несколько второстепенных.

Святость характера.Тема святого характера народа Божьего происхо­дит из нескольких источников. Левитский закон заявляет, что люди долж­ны быть святы, потому что Бог свят (Лев. 11:44,45; 19:2; 20:7,26; см. 21:8; 22:32). Они были выкуплены Богом, и это сделало их святым народом (Исх. 6:6; 19:5-6). Они святы, потому что Бог обитает, непосредственно присут­ствует среди них. Такие отрывки как Числа 1:50-54 и вся глава 5 повторя­ют наставления о проведении ритуалов, необходимых для поддержания святости. В основании ритуалов лежало послушание. «Описанные авто­ром неверие, ропот инепослушание Израиля противоречат чертам, кото­рые должны быть присущи Израилю (см. главы 11; 12; 13-14; 16; 20:1-13; 21:4-9; 25:1-4; 26:63-65)».38 Замечание, сделанное в книге Иисуса Навина 5:3-5, служит свидетельством непокорности, которая берет начало еще во дни Исхода (Исх. 5; 15:22-16:36; 17:1-7; 32; 33).

И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилсвых на [месте, названном]: Холм обрезания. Вот причина, почему обрезал Иисус [сынов Израилевых], весь народ, вышедший из Египта, мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути, по исшествии из Египта; весь же вышедший парод был обрезан, по весь народ, родившийся в пустыне на пути, после того как вышел из Егип­та, не был обрезан. (И. Нав. 5:3-5, курсив добавлен).

Этот отрывок и события книги Числа (главы 13-14) показывают, что люди не верили обещаниям, данным Аврааму. Такие отрывки как 14:106-14 указывают на необратимость и непригодность людей обоих поколений Поколение, вышедшее из Египта, умерло в пустыне из-за неверия и непос­лушания - черты, которые перешли в следующее поколение, которое нужно было обрезать, то есть совершить над ними обряд, забытый в период стран­ствований в пустыне.

Божье терпение, присутствие и забота. Парадигму непослушания мож­но продолжить, если сравнить характер людей с терпением, присутствием и заботой Бога. Святой Бог обитает среди Своих людей (Исх. 40:34-38; Лев. 26:11 и дал., Числ. 1:47-54; 9:15-23), освящая послушных и уничтожая не­покорных (11:1-3). Эти отношения, уникальные для Израиля (Втор. 4:7-8), засвидетельствованы в явлении Бога в облаке и огне (9:15-23; см. Исх. 14:24; 16:6-7; 25:8; 29:43-46; 40:34-38). Как уже было сказано, столь святой Бог, обитающий среди Своего народа, требует от последнего святости че­рез послушание. Послушание ведет к Его защите в дни, когда народ стал­кивается с серьезными трудностями. Подобным же образом, Бог был кор­мильцем святого народа в течение этих сорока лет (глава 26). Но непослу­шание приводило к гневу (1:47-54). Состояния послушание-благослове­ние и непослушание-кара создают некую напряженность, выражающую­ся, например, в желании Бога повторно уничтожить народ (14:13-19; ср. Исх, 32:9-13). Взятые вместе, эти повествования указывают на Бога-все­держителя, что прекрасно иллюстрируется в рассказах о Валааме (23:1-24:25) и о последующем море (25:1-16). Божьи высочайшие благослове­ния хорошо проявляются в неудачных попытках Валаама навести прокля­тие на народ Израиля, а Божий высочайший гнев показан в наказании Из­раиля за неразрешенные сексуальные отношения с Моавом, которые вели народ Божий к идолопоклонству. «Божье главенство распространяется на всю историю в соответствии с Его заветом с Израилем (24:20-25). и только Он может благословлять или проклинать народы».39

Земля. Путь в Ханаан представляет в Книге Чисел как физическое, так и духовное путешествие, или цель. Это есть часть общей темы Пятикни­жия, темы обещания-исполнения. Хотя Бог, как и обещал, дает землю оез-возмездно, (13:1 и дал., 14:8,23,39; 32:7-9; 33:53), обещание Израиль полу­чает через веру. Недостаток веры, проявившийся в Моаве, приводит к бед­ствию (32:14-15), и становится причиной неудачной попытки захвата зем­ли (14:10-43). Таким образом, получение земли зависит от верности, кото­рая проявляется в послушании. Отход от парадигмы вера-послушание ос­кверняет землю (35:34) и ставит под вопрос дальнейшее владение этой зем­лей (33:56). Все сказанное еще раз преподает главный урок: достижения Божьих людей зависят от уровня их веры и уровня их доверия Богу.40

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Книга Числа цитируется в Новом Завете всего три раза. Иоанн (19:36), цитируя Числа (9:12), отмечает, что смерть Иисуса, наступившая до того, как его кости были перебиты, типологически соответствует требованиям закона. Поскольку кости пасхального агнца не должны быть перебиты, наш Пасхальный Агнец, Иисус, умер с целыми костями. Во 2 Тимофею 2:19 Павел цитирует Числа 16:5, донося мысль о том, что сейчас, как и после восстан ия Корея во времена Моисея, Бог знает тех, кто покорен Ему. Иисус цитирует числа 30:2 в Евангелии от Матфея 5:33, говоря о том, что Его последователи должны всегда давать однозначный ответ «да» или «нет».

Однако, влияние книги Чисел значительно шире трех процитирован­ных мест. Послание Иуды (стихи 5-7) ссылается на непослушное поколе­ние, которое так и погибло в пустыне (см. Числ. 14:23-25; 26:64-65), при­зывая нас стоять в вере, чтобы не потерять свое наследие из-за неверия. Послание к Евреям 3:1-4:13 использует образ пустыни, продолжая ту же мысль и предупреждая нас «твердо держаться своей надежды, которой Гордимся* (3:6). Итак, мы не должны подражать Израилю в пустыне, по­зволяя сомнениям разрушать нашу веру и надежду, идя к неверию и не­послушанию (3:12-19). Наоборот, христиане должны жить в вере, держать­ся надежды будущего наследия (4; 11-13). Будущее христиан (рай) уподоб­ляется обетованной земле Израиля (Ханаану).

Христиане Коринфа напоминали Павлу Израиль во время странство­ваний в пустыне, и Павел использовал этот пример, чтобы показать корин­фянам, как им не следует жить (1 Кор. 10:1-11). События, описанные в книге Числа, произошли, «чтобы послужить уроком нам» (стих 11). Ситуация в Коринфе, да и в современной церкви подобна тому, о чем рассказывает книга Числа. Бог был недоволен тем, что люди, испытавшие на себе Его искупительное спасение, тем не менее, продолжают восставать против Него (Числ. 14:10-35; 21:4-9; Ин. 3:14-15; 12:32-33; 1 Кор. 10:1-5). Такое непос­лушание и тогда и сейчас проявляло себя с разных сторон. Христианам предписано остерегаться идолопоклонства (ст. 7), и сексуальной амораль­ности (ст. 8), запрещено испытывать Бога (ст. 9) и жаловаться (ст. 10). События книги Числа стали примерами, которые наставляют и предуп­реждают нас (ст. 11). Бее это иллюстрирует, как Новый Завет использует образы ветхозаветных событий. Эти события произошли в историко-бого-словском контексте, который показывает, что Божьи люди должны оста­ваться верными, чтобы получить по завету обещанные благословения. Помимо этого, люди, находящиеся во взаимоотношениях завета могут ожидать от Бога заботы, также как ее получал Израиль в пустыне.41

ВТОРОЗАКОНИЕ

 

Рандал Бейли

 

Слово «Второзаконие» - калька с латинского слова deuteronomii, кото­рое в свою очередь перекочевало из Септуагинты, в которой (деутерономион) - это неверный перевод слова из стиха 17:18: «И когда он [царь] взойдет на престол, пусть запишет для себя это повторение зако­на в книгу руками священников и левитов» (курсив добавлен). Хотя в ив­рите возможен такой оттенок, контекст стиха 17:18 указывает, что правиль­нее было бы перевести это слово как «копия». Царь должен был записать для себя не повторение (деутерономиоп), а копию ( мишнех) закона. Тем не менее, книга действительно повторяет и обобщает многие законы, уже записанные в Книге Исход и в Книге Чисел. Еврейское название кни­га происходит от первого слова (элех хаддварим, «вот слова»), представляя литературный жанр книги - обращения Моисея к народу, ко­торые он произнес в конце своей жизни, и в которых он обобщил значи­тельные события последних сорока лет, призывая народ к пристойной жизни. Его речи были специально разработаны для того, чтобы обеспечить преданность народа Богу, о чем народ клялся у горы Синай.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

Клайн, на основе работы Менденхолла, доказывает, что структура Второзакония соответствует хеттским договорам второго тысячелетия больше, чем ассирийским договорам первого тысячелетия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

College Press NIV commetary Old Testament introduction/ by Mark Mangano, editor.
Includes bibliographical references. ISBN (eng.) 0-89900-896-8 1. Bible. O.T. - Introductions. I. Mangano, Mark, 1958 Переводе английского Введение в Вет

Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42): «А потому, само собой разум

Книга Исайи 53
Известны четыре классических отрывка из пророка Исайи, которые рас-сказывают о Страдающем Рабе Господа: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12. Последний отрывок включает всю главу 53 - жемчужину Ветх

Псалом 109:1
Псалом 109 чаще всего цитируется в Новом Завете. Причина этому -стихи 1 и 4 - ключевые в новозаветной христологии. Нам будет особенно интересен стих 1. Заголовок предполагает, что Псалом б

Заповедей как основа этической системы Ветхого Завета
ЗАПОВЕДИ Текст (Исход) Область жизни 1-3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе ку

Святость сексуальных отношений
Создав мужчину и женщину, Бог высоко оценил свое творение, которое было «очень хорошо». Божья оценка касалась различия полов (мужчина и женщина) и сексуальной исключительности (муж и жена). В дальн

Святость собственности
Богатство - важная тема книги Притчей. Короткие примеры ее учения помогают нам встать на путь праведной жизни. Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаютс

Святость истины
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, нена­вистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги,

Препятствия исполнения Божьего обещания в жизни Авраама
Бесплодие Бытие 11:30; 16:1; 17:17; 18:11 Голод Бытие 12:10 Похищение жены Бытие 12:

Техника инверсии в книге Эсфирь
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;   10:

Деление книги Бытия
1. Пролог, 1:1 – 2:3 7. Фара 11:27 – 25:11 2. Небо и земля, 2:4 – 4:26 8. Измаил 25:12-18 3. Адам

План Книги Исход
1. Притеснение в Египте - 1:1-22 2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7 3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21 4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

Структурное деление Синайского Завета
Преамбула: «Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а) Исторический пролог: «… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2

Структура книги Левит
1. Функции жертвы и священства в поклонении А. Законы о приношении жертв Б. введение в должность священников В. Законы и чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищ

Представление Книги Левит в виде круговой диограммы
  ………………………………………………………………………………………….   Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и об

Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,

Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я - Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога

Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1-7) и важность исполнения соот­ветствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требо­вания к народу - «Будьте святы». Система являла собой средство,

Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включа­ла употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и собы­тиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, напр

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Но­вом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, по­скольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангел

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.
Договоры второго тысячелетия до н.э. Книга Второзакония Договоры первого тысячелетия до н.э. Преамбула, определение о

Исторический и культурный фон
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь силь­ное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и

Структура
Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завер­шенную мысль: I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22 II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23 Ш.Руфь предлагает

Датировка некоторых библейских событий
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава. 841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисун

План книги Иова в соответствии с жанрами
Пролог 1:1 – 2:13 Проза Диалог\Монолог 3:1 – 42:6 Поэзия Эпилог

Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири
Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!   Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творя

Употребление Яхве/Элохим в Псалтири
Книг Псалмы Посвящение Псалмы Употребление Яхве Элохим   1-2 Без

План книги Притчей
1:1-7 Заголовок, введение и девиз (6 притчей) 1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:17-24:22 Высказывания мудры

Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста
Быт. 2:7а Эккл. 3:20; 12:7 Быт. 6:5 Эккл. 7:29; 8:11; 9:3 Быт. 2:18 Эккл. 9:9; 4:9-1

Датировка книги пророка Иезекииля
Ссылка Ссылка День\месяц\год Современная датировка 1:1-2 Призвание Иезекииля 05\04

Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение
Книга Иезекииля Тема Книга Откровение Воскресение 20:4-9 38-39

Жанры, языки и формы книги Даниила
В историческом жанре 1-6 В апокалиптическом жанре 7-12 На древнееврейском языке 1:1 – 2:4а; 8:1-13   На арамейском

Структура книги Даниила по Гуддингу
Главы 1-5 Главы 6-12 Глава 1: Даниил с друзьями отказывается от еды с царского стола и одерживает победу Глава 6: Даниил

Перекрестная структура Таннера
    Бoг управляет языческими царствами       Видения Даниил

Сравнение пророческих и апокалиптических текстов
Пророческие тексты Апокалиптические тексты Эсхатология в широком смысле   Смотрит на ближайшее будущее и наступ­ление

Образы книги Захарии в Новом Завете
Откровение   Захария 6:4,5,6. 19:11 Разноцветные кони 1:8; 6:2,3,6 12:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги