рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э. - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии Договоры Второго Тысячелетия До Н.э. К...

Договоры второго тысячелетия до н.э. Книга Второзакония Договоры первого тысячелетия до н.э.
Преамбула, определение обязанностей вассала по отношению к великому царю. Преамбула (Втор. 1.-1-5; Ср "-х. 20:1; И. Нав. 24:2) Преамбула, определение обязанностей вассала по отношению к великому царю
Исторический пролог, повто­рение исторически сложивших ся отношений между сюзере­ном и вассалом. Исторический пролог (Втор. 1:6-3:29; Исх 20:2; И. Нав. 24:2-13) Исторический пролог отсутствует.
Условия договора, общее требование верности со сторо­ны вассала и перечисление специфических правил, определяющих отношения Условия договора (общие - Втор. 4-11; Исх. 20:3-17,22-26; И.Нав. 24:14-25; специ­фические - Втор. 12-26; Исх. 21:23,25-31). Условия договора, общее требование верности со стороны вассала и перечис­ление специфических правил, определяющих отношения.
Хранение текста договора в святилище вассала. Хранение текста (Втор. 31:9,24-26; Исх. 25:16; 34:1,28 и дал.; И.Нав. 24:26) Условия хранения текста договора отсутствуют.
Гарантии исполнения васса­лом своих обязанностей, включая, но не ограничиваясь, обязанностью приходить на суд сюзерена, обязанность предо­ставлять войска для защиты, описание места хранения договора и календарь для его публичного чтения Гарантии, напр., обя­занность публичного чтения закона и проч. (Втор. 31:10-13) Гарантии исполнения васса­лом своих обязанностей, включая, но не ограничива­ясь, обязанностью приходить на суд сюзерена, обязан­ность предоставлять войска для защиты, описание места хранения договора и кален­дарь для его публичного чтения
Списки свидетелей (боги вассала и сюзерена) Списки свидетелей (Втор. 31:16-30; 32:1-47; Исх.24:4;И.Нав.24:22,27) Списки свидетелей (боги вассала и сюзерена)
Благословения или прокля­тия вассала, в зависимости от его покорности или непослу­шания. Благословения (Втор. 28:1-14; Лев. 26:3-13; И.Нав. 24:19 и дал.) и проклятия (Втор. 28:15-68; Лев. 26:13-33) Перечислены только проклятия

 

Второзаконие практически один к одному совпадает с хеттскими дого­ворами второго тысячелетия, в то время как ассирийские договоры перво­го тысячелетия не содержат исторического пролога, требования хранения копии договора в святилищах вассала и сюзерена, перечисляет только про­клятия (наказания) вассала за несоблюдение договора. Эти факты заста­вили Вайнфильда и Китчена утверждать, что основой для Второзакония послужили древние ближневосточные договоры.4 Недавно Китчен пере­смотрел этот вопрос и заключил, что «синайские документы, очевидно, созданы по формату договоров XIV-XIII веков до н.э.».5

«Основная часть Второзакония, без сомнения, привязана к традициям второй половины второго тысячелетия, что сильно противоречит как столь уважаемым предположениям о происхождении и истории так называемой «второзаконнической» мысли, которые разрабатывались последние двес­ти лет, а в особенности последние шестьдесят лет, так и минимализму6 последнего десятилетия*.7

Связь Второзакония с договорами второго тысячелетия влияет на тол­кование всех частей книги. Благодаря схожести Второзакония с договора­ми второго тысячелетия, его вполне правильно следует описывать именно как договор (или завет) (29:9,12,14,21 ).8

 

ТЕКСТ И АВТОР

Текст книги написан «на хорошем классическом иврите», который «грамматически и лингвинистически... превосходит некоторые поздние канонические книги еврейской Библии».9 Прежние доводы о том, что ара-меизмы книги свидетельствуют о том, что она была создана в VII веке до н.э., сегодня считаются ошибочными, поскольку ученые признали «длин­ную предысторию* арамейского языка, который «покрывал в Палестине более древний пласт хананейского языка на раннем этапе его развития, так что многие арамеизмы иудейской Библии, на которых были основаны слу­чайные далеко идущие критические заключения, на поверку оказываются чистыми ханаанитизмами или производными обычного северо-западного семитского диалекта».10 Даже Пятикнижие указывает на связь с Арамеей (Быт. 31:47; Втор. 26:5). Как и должно ожидать от книги речей престарело-

го руководителя, риторика Второзакония «иногда бывает суровой, иногда мягкой, всегда остается неотложной и всеобъемлющей, но никогда не пре­вращается в многословную и скучную».11

Несколько фактов указывают на то, что Второзаконие - это действи­тельно последние предсмертные речи Моисея, представленные в форме международных договоров XIII века до н.э. Сорок мест, где его имя встре­чается в первом авторском лице (см. напр., 1:16; 3:21; 29:5), рисуют Мои­сея, читающего проповеди с целью подготовки Израиля к захвату земли (см. 4:5,14; 5:31; 7:1; и т.д.). Отдельные отрывки в 31:1-34:12 рисуют Мои­сея сочинителем закона. «Записав это наставление, Моисей передал его священникам, потомкам Левия, которые носят ковчег договора с Господом, и старейшинам Израиля» (31:9). Песнь Моисея (32:1 и дал.), написанная и преподанная Израильтянам (31:22) по Божьей заповеди, является Его сви­детельством против Израиля (31:19). Рассказ о смерти Моисея (34:1 и дал.), который ранняя критика приводила как свидетельство того, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия, указывает только на то, что Моисей не мог быть автором этих последних строк книги. Иудейская традиция под­тверждает эту идею, называя автором последних восьми строк Торы Иису­са Навина. Все, сказанное выше, точно соответствует древней ближневос­точной традиции составления записей во время, или сразу после сверше­ния событий, как и произошло в случае смерти Моисея.

Одно из самых значительных свидетельств в пользу датировки Второ­закония XIII веком до н.э. и в пользу Моисеева авторства книги происхо­дит из отдельных упоминаний, которые мы находим в Книге Иисуса На­вина, Книге Судей и Книгах Царств. Харрисон выписал впечатляющий список отрывков, которые свидетельствуют о том, что принципы, выдви­нутые Моисеем но Второзаконии, были не только «известны и соблюда­лись, но также то, что они были известны в письменной форме как упоря­доченный и законченный закон».12

(1) Добыча Иерсхона была «посвящена» Господу (И.Нав. 6:17 и дал.; Втор. 13:15-18; см. И.Нав. 10:40; 11:12,15; Втор. 7:2; 20:16-20).

(2) Наказание Ахана предполагает наличие ранее составленного зако­на (И.Пав. 7:25; Втор. 13:10; 17:5).

(3) После захвата Гая, «только скот и добыча города» были разделены как трофеи (И.Нав. 8:27; Втор. 20:14).

(4) Тела были сняты с дерева до захода солнца (И.Нав. 8:29; 10:26; Втор. 21:23).

(5) Алтарь на горе Гевал был сооружен и подписан в соответствии с за­поведью Моисея (И.Нав. 8:30-34; Втор. 27:3-6,8).

(6) Чтение благословений и проклятий на Гевале и Герезиме было про­ведено в соответствии с предшествующими наставлениями Моисея (И.Нав. 8:33-35; Втор. 11:29; 27:12-26).

(7) Возведение памятного жертвенника двумя и половиной колен во имя их возвращения на восточное побережье Иордана и обвинение в том, что такой жертвенник создает опасность религиозного плюрализма, отра­жает предшествующее наставление (И.Нав. 22:29; Втор. 12:5).

(8) Полное разрушение Цефафа (Суд. 1:17; Втор. 20:1-9), Гедеон и Мо-ной, сооружающие алтари не в Силоме, лишь после прямого повеления Господа (Суд. 6:25-27; 13:16) и желание Михи взять левита в священники (Суд. 17:13; Втор. 10:8; 18:1-8; 13:8-11) - все это свидетельствует о том, что Второзаконие было известно людям во время судей.

(9) В 1 Царств Елкана ежегодно ходит поклоняться Богу в центральное святилище в Силоме, а, когда его разрушают, он направляется приносить жертву и Мицие, Раме и Вифлееме (7:7-9,17; 16:5) в соответствии с Втор. 12:10-20.

(10) Соломон прямо нарушил три заповеди Второзакония 17:17, когда умножил серебро (3 Цар. 10:27), золото (3 Цар. 10:14-16,21) и жен (3 Цар. 11:1-11).

(11) Во кремя своей инаугурации царь Иоас получил «корону» и «сви­детельство» (4 Цар. 14:6; Втор. 24:16).

(12) Амасия пощадил убийц своего отца (4 Цар. 14:6; Втор. 24:16), а Езекия отменил высоты, разбил статуи и срубил дубравы, и все это - в соответствии с наставлениями Моисея (4 Цар. 18:4,22; Втор. 7:5; 12:3).

(13) Пророки ссылались на Второзаконие

• спор со священником, Ос. 4:4 и Втор. 17:12;

• передвижение межи, Ос. 5:10 и Втор. 19:4;

• возвращение в Египет, Ос. 8:13; 9:3 и Втор. 28:68;

• обращение Бога с Ефремом, Ос. 11:3 и Втор. 1:31; 32:10;

• особенные отношения Бога с Израилем, Ам. 3:2; Втор. 7:7; 4:7ff;

• нарушение особых законом, Ам. 1:6-8 и Втор. 24:12-15; 23:17;

• Сион - защищенное место, Ис. 2:2-4; 8:18; 28:16; 29:iff; Мих. 1:4.

«Ни один из четырех великих пророков VIII века до н.э. - Исайя, Ми­хей, Амос, Осия - никогда не считал «высоты» законным местом поклоне­ния».13 Все, сказанное выше, свидетельствует о том, что Второзаконие, «по крайней мере, [отражает] традицию, которая вполне точно передает» идеи Моисея, а, скорее всего, содержит «самые слова Моисея».м

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

Моисеево авторство Второзакония не оспаривалось до появления кри­тики XIX века. Несколько мест были истолкованы как отдельные вставки, сделанные позднейшими редакторами для того,чтобы пояснить текст (2:10-11,20-23; 3:9,11,136-14; 10:6-9; 34), другие же места объясняли письмен­ный характер материала (27:3,8; 28:58; 29:21,29; 30:10,19; 31:24), указывая на руку Моисея. Появление критики XIX века привело к развитию иссле­довательских работ, которые пошли значительно дальше этих простых

взглядов на авторство и вылились в огромный пласт научной литературы, охватившей широкий спектр идей и теорий. Здесь мы сможем отметить только основные вехи этого процесса.15

Некоторые критики XIX века связывали Второзаконие с предполагае­мым документом D, датируемым VII веком до н.э. Вельхаузен утверждал, что книга «была найдена и издана* в восемнадцатый год правления царя Иосии с целью проведения реформ Иосии и централизации поклонения в Иерусалиме (4 Цар. 22). Несколько, как кажется, справедливых причин указывали на связь между этими событиями в 4 Книге Царств и Второза­конием.17

(1) 12 глава Книги Второзакония требует разрушения ханаанских вы­сот и централизации богослужения, что и было сделано Иосией (4 Цар. 23:4-20).

(2) Празднование Пасхи, описанное в 16 главе Книги Второзакония, в отличие от праздника, описанного в 12 главе Книги Исход, проходило в центральном храме по указанию Иосии (4 Цар. 23:21 -22).

(3) Книга Второзакония 18:14-22 требует уничтожение медиумов и всех форм гадания, что и было сделано Иосией (4 Цар. 23:24).

(4) Похоже, что Иосия испытал сильное потрясение (4 Цар. 22:13,19), прочитав именно о проклятиях в 28 главе Второзакония.

(5) Книга Второзакония 17:18-19 требует от царей управления йозако­ну, что и старался делать Иосия (4 Цар. 22:11).

(6) «Книга завета» (4 Цар. 23:2), похоже, была признана Второзакони­ем, после того, как ученые смогли показать схожесть Второзакония и древ­них ближневосточных договоров.

(7) Материал Книги Царств отражает богословие Второзакония в воп­росе места, которое избирает Бог для Своего имени (Втор. 12:5; 4 Цар. 23:27) и в вопросе божественного наказания за непослушание (Втор. 31:24-29; 4 Цар. 22:16-20; 23:26-27).

Критикуемое поначалу, это новое толкование стало впоследствии од­ним из оснований новейших исследований Пятикнижия, сделав Второза­коние первостепенным документом, от которого потом отталкивались при датировке других источников Q,Eh P).1S

В конце XIX начале XX веков большинство ученых продолжало выде­лять несколько источников, по их мнению, послуживших основой для со­ставления Второзакония. Переход от единой формы к многообразию форм, указывающее на существование ранних и поздних материалов и/или различных, авторов15 - точка зрения, господствовавшая в работах того време­ни.20 Драйвер выделил ощутимые противоречия между материалом пер­вых четырех книг Пятикнижия и Книги Второзакония, что, по его мне­нию, указывало на появление Второзакония во времена Иисуса Навина, подтверждая позицию Вельхаузепа.21

(1) Книга Исход позволяет отцу запрещать брак дочери с мужчиной, который соблазнил се (Исх. 22:17), а Второзаконие, наоборот, требует зак­лючения брака (Втор. 22:28-29).

(2) В Книге Исход установление субботы основано на седьмом дне тво­рения (Исх. 20:11), а во Второзаконии суббота - это воспоминание о еги­петском рабстве (Втор. 5:15).

(3) Ритуальные убийства всех животных в Книге Левит совершаются только с целью принесения жертвы (Лев. 17:3-5), а Второзаконие позволя­ет употреблять животных в пищу за пределами центра поклонения (Втор. 12:15-17).

('i) Книга Чисел 18:21-24 и Книга Левит 27:30-33 предназначают деся­тину для левитов, а Второзаконие 14:22-29 позволяет оставлять часть де­сятины семье.

Фон Рад развил этот взгляд, выдвигая версию о двух различных тради­циях Синайской традиции и традиции Исхода-Завоевания - которые были позднее преобразованы в историю спасения (Heikgeschichte).22 Си­найские материалы содержали положения об отправлен ии культа, что вы­давало их левитское происхождение. Другие (напр., Вельхаузен и Драй­вер) настаивали на том, что в Книге Второзаконие была составлена под влиянием пророков,23 а Вайнфильд с недавнего времени представляет тех, кто защищает связь Второзакония с Книгами Мудрости.34

В середине XX столетия появились публикации теории Пота по «Дев-терономистской истории», которые оказали немалое влияние на этот пред­мет. «Девтерономист» - это имя, которым Нот называет «автора/состави­теля всей ветхозаветной книги Второзаконие и/или отдельных частей Вет­хого Завета, литературно или теологически похожих на Второзаконие, най­денных либо в книгах Бытие-Иисус Навин, либо в книгах Второзаконие-4 Книга Царств, позднее названных «Девтерономистской историей».25 Эту

историю, которая продолжается до 4 Царств 25:30, но не включает Второ­законие 1-3 (которое служит введением ко всей истории), Нот описывает как единое произведение, составленное одним автором по определен ному богословскому плану. Автора интересовала хронология и взаимосвязь клю­чевых событий (напр., 3 Цар. 6:1 и Исход). В важных вехах повествования, историк представляет ключевые речи (И.Нав. 12; 23; 1 Цар. 12; 3 Цар. 8:14 и дал.), позволяя этим источникам «самим говорить за себя». Эта теория. пока что, оказала наибольшее влияние почти на все сферы библейских ис­следований. Во второй половине XX века ученые стали обращать больше внимания на синхронистическое толкование, которое подчеркивает един­ство книги. Тем не менее, такое толкование выявляет отсутствие «ясности и единства по большинству вопросов». Вот далеко не полный список этих вопросов:

• Как Второзаконие связано с Девтерономической историей?

• Насколько важны сходства книги (по жанру и условиям) с древни­ми ближневосточны ми договорам и?

• Какое происхождение имеет Второзаконие; северное, левитское, i ipo-роческое или же она происходит из Книг Мудрости?

• Как Второзаконие связано с реформами Иосии.26

Некоторые ученые, несогласные с этими взглядами, утверждают, что Второзаконие было создано во времена Самуила, замечая, что теории цен­трализации поклонения противоречат или неверно истолковывают неко­торые данные.27 Сторонники привязки Второзакония к централизации поклонения в Иерусалиме не замечают недостатка свидетельств об этой централизации в тексте самой книги. «Место, которое Господь, твой Бог изберет» (Втор. 12:5,11) - слишком загадочное выражение. Оно больше указывает на место выбора, а не на конкретную точку на карте. Таким об­разом, «Второзаконие никак не выделяет Иерусалим среди других мест поклонения».28 Даже более того, Второзаконие 12:14 исключает Иеруса­лим из списка мест поклонения, поскольку это «место» должно находить­ся «в одном из колен твоих», а Иерусалим находился вне юрисдикции Из­раиля, пока не был покорен Давидом. Более того, наставление о возведе­нии алтаря с надписью закона на нем в Гевале (27:1-8), хотя и предполага­ет возникновение единого религиозного центра, тем не менее, разрешает поклонение в других местах. Итак, «теория централизации Вельхаузена, играющая важное значение в разработанной им общей хронологии, осно-

вана на неправильном переводе и неверном истолковании еврейского тек­ста».29 Похоже, что Иерусалим, оккупированный хурритами, гиксосами и иевусеями, начиная с 2000 года до н.э. до времени завоеван и й Давида, был далеко не первым выбором. Далее, Иосия запретил идолопоклонство только в Иерусалиме и Иудее, поскольку цен грализация была уже завершена Со­ломоном. Наконец, кажется, что невозможно отождествить закон, найден­ный в дни Иосии с какой-либо значительной частью Второзакония. Туда могла войти часть этой книги, а также другие части закона, найденные в тот день. Подобные сомнен ия указывают на невозможность полного отож­дествления свитков Иосии с Второзаконием, а это означает, что данная теория привносит больше вопросов, чем ответов, особенно в свете сход­ства книги с договорами второго тысячелетия до н.э.30

СТРУКТУРА

Помимо общей структуры, схожей с древними ближневосточными до­говорами,31 ученые заметили, что книга состоит из трех проповедей, с пос­ледующими тремя коротким и дополнениями.

I. 1:1-4:43 - историческая часть: перечисляет Божьи дела для Израиля в прошлые годы

A. Где и когда Бог спас Израиль - 1:1-5

B. События на пути от Хорива до Моава - 1:6-3:29

C. Призыв к верности из-за опасности идолопоклонства 4:1-40

D. Дополнение с перечислением трех городов-убежищ на восточном берегу реки Иордан - 4:41-43

II. 4:44-26:19 - нравоучительная и законодательная часть

A. Вводные замечания, законы, свидетельства и заключения - 4:44-49

B. Описание десяти заповедей - 5:1-11:32

C. Специальные постановления о «поклонении, очищении, десятине, трех ежегодных праздниках, поддержании справедливости, царях, священниках, пророках, войне и частной и социальной жизни людей» - 12:1-26:19.

III.27:1-31:30 - часть, которая состоит из предсказаний

благословений или проклятий, в зависимости от покорности или непослушания соответственно

A. Указания о написании этих законов на горе Гевал - 27:1-10

B. Утверждение законов прочтением благословений и проклятий на склонах гор Гсрезим и Гевал соответственно- 27:11-26

C. Предупреждение против непослушания - 28:1-29:1

D. Призыв принять условия завета - 29:2-30:20

E. Прощание Моисея и передача полномочий Иисусу Навину -31:1-30

IV. 32:1 -34:12 - дополнительная часть, которая включает три дополнения

A. Песнь Моисея-32:1-52

B. Благословения Моисея - 33:1-29

C. Смерть Моисея - 34:1-12

ЖАНР

Синтез ближневосточного договора второго тысячелетия и проповедей-речений, которые начинаются с обзора уроков прошлого, продолжаются комментариями на Декалог и завершаются предупреждениями относитель­но будущего поведения (предупреждениями, благословения и проч.), еще раз доказывает, что Второзаконие - это изначально письменны й документ. Однако, и второстепенные жанры книги все же продолжают ифать важ­ную роль. Как конституция, Второзаконие происходит из жанра догово­ра и определяет жизнь Израиля в рамках завета. В этом смысле книга яв­ляется фундаментальной для европейского конституционализма.33 Опи­сание или комментарий к Декалогу34 указывает на назидательную при­роду Второзакония. Обращение от первого лица, проявившееся в виде структуры из трех проповедей, соединяет эти жанры и позволяет читате­лю прикоснуться к живому миру заботы, участия, безотлагательности и проч., что происходит, только когда готовящийся к смерти человек желает передать свои слова следующему поколению.33

 

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Ключевые богословские темы Второзакония, которые оказали влияние на религиозную мысль древнего Израиля, иудаизма и христианства, мож­но представить в виде нескольких основных идей. Девиз, и почти что кре­до, книги Левит - «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:44,45; 19:2; 20:7,26) - еще раз повторяется во Второзаконии, но с подчеркнутой нот­кой избранности:«Ведь вы - святой народ у Господа, вашего Бога; Гос­подь, ваш Бог, избрал вас из всех народов земли, чтобы вы были его драго­ценным достоянием* (7:6). Эта святость Бога отражает Его уникальный характер: «Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, -единственный Господь» (6:4), что само по себе кладет на плечи Израиля особенную ответствен­ность: «Люби Господа, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми сила­ми» (6:5), и делает народ святым (как уже было отмечено), отражая этим уникальный характер и самого народа по сравнению с другими народа­ми. Объединение двоих - уникального Бога с Его уникальным народом

- приводит к возникновению уникальных отношений, которые называют­ся заветом. Этот завет строится не на страхе, а на любви, обещая высочай­шие благословения и требуя столь же высокой ответственности. Святая жизнь (7:6, 14:2; 18:13; 26:19) проявляется в добром отношении к «нужда­ющимся, бедным, сиротам, вдовам, левитам, странникам (10:18 и дал., 17-21, 26:12), животному миру (25:4)»,36 и требует, чтобы родители учили детей завету (4:9; 6:7,20-25; 11:19-21; 31:13). Эти возвышенные идеи не обо­шлись без обязательного божественного воздаяния. Завет Второзакония ставит Божье обещание земли в зависимость от покорности и верности Израиля (4:25; 6:18; 8:1; 11:8-9,18-21; 16:20). При послушании гарантиру­ется сохранность земли и процветание; непослушание ведет к бедствиям, смерти и потере земли (4:25-31; 11:26-28). Такая напряженность между благодатью и законом помогает понять всю последующую историю еврей­ского народа. Израиль стоял на перепутье. Уникальность и святость Бога, когда Он вошел в отношения любви со своим народом (т.е. завет), предпо­лагает их ответную любовь, их уникальность, их святость, отказ от идолов, верность завету и согласие с тем, что покорность ведет к награде, а непос­лушание влечет наказания. Итак, Израиль должен помнить, и не забывать, Бога. Чем же обернутся поступки этого народа: наказанием или благосло­вением?37

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Пророк, равный Моисею.Из всех отрывков Второзакония, процити­рованных в Новом Завете, возможно, самым далеко идущим следует счи­тать 18:14-24. Здесь дается обещание того, что Бог пошлет Израилю «про­рока, равного Моисею», подразумевая историческую роль Моисея как по­средника между пародом и Богом. Моисей напоминал Израилю о богояв­лении у горы Хорив, которое настолько поразило людей, что они просили Моисея предстоять перед Богом вместо них (4:10-14; 5:22-31). Выполнив их пожелание, он стал передавать слова Божьи людям, став их пророком, настоящим примером для всех последующих пророков Израиля (18:14-22). Обещание «пророка, равного Моисею» указывает на непрекращающуюся заботу Бога о Своем народе. Противоположным этому обещанию можно считать замечание 34:10: «С тех пор не было среди Израильтян пророка, равного Моисею». Напряженность между обещанием «пророка, равного Моисею» и отсутствием такового в реальности, служила фоном для длин­ной очереди пророков, каждый из которых, осознавая, что до его времени еще не появлялся пророк, равный Моисею (34:10-12), мог бы допустить мысль, а не он ли тот самый. Эти «пророки, равные Моисею» призывали народ к верности завету (13:1-5) и ожидали исполнения своих пророчеств

(18:21-24). В этом смысле, Второзаконие 18:14-24 можно назвать источни­ком, из которого берет свое начало институт израильского пророчества, Подобно тому, как Бог я вил свое слово Моисею, Он явит свое слово и про­рокам (см. Ам. 3:7). Эти «пророки, равные Моисею» стали «вестниками Яхве, посредниками Его завета, заступниками народа, [и] глашатаями Бога», которые были «посланы от имени Всевышнего Царя... чтобы обли­чить народ и объявить приговор, вынесенный Израилю за нарушение до­говора».38 Провозглашая свое послание, пророки проповедовали сози­дательное слово Божье, которое не возвращается к Нему тщетным (Ис. 55:11). Божье слово в их устах давало им власть «против племен и царств, искоренять и разрушать, губить и крушить, строить и насаждать» (Иер. 1:96-10).39

Эпитет «раб-пророк» хорошо иллюстрирует эту связь. Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии (Втор. 34:5; см. Исх. 14:31; Чис. 12:7-8; И.Нав. 1:1-2,7,13,15; 8:31,33; 9:24; 11:12,15; 12:6; 13:8; 14:7; 18:7; 22:2,4-5; 3 Пар. 8:53,56; 4 Цар. 18:12; 21:8; 1 Пар. 6:49; 2 Пар. 1:3; 24:6,9; Неем. 1:7-8; 9:14; 10:29; Пс. 104:26; Ис. 63:11; Дан. 9:11; Мал. 4:4). Отдельные пророки, такие как Ахия (3 Цар. 14:18; 15:29), Илия (3 Цар, 18:36; 4 Цар. 9:36; 10:10) и Иона (4 Цар. 14:25) - все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/ Твои рабы пророки» («Мои рабы» - 4 Цар. 9:7; 17:13; Иер. 7:25; 26:5; 29:19; 35:15; 44:4; Иез. 38:17; Зах. 1:6; «Его рабы пророки» - 4 Цар. 17:23; 21:10; 24:2; Иер. 25:4; Ам. 3:7; Дан. 9:10; «Твои рабы пророки» - Езд. 9:11 и Дан. 9:6). Эпитет «раб-пророк» 11редполагает особенные отношения с Яхве. Вто­розаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожале­ет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Гос­подь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на цар­ство Ииуй (4 Цар. 9:7): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих проро­ков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-проро­ка с Яхве.

Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:14-24,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки (3 Цар. 14:18; 15:29; 4 Цар. 9:36; 14:25) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов проро­ков. Рабы-нророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» (Втор. 18:15-22). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по на­ставлению Яхве (ст. 18). Если пророк начинал говорить от себя, то его пророчества не сбывались, и его не считали «пророком, равным Моисею». Связь пророчества с эпитетом вследствие исполнившегося пророчества означало, что данный пророк был «пророком, равным Моисею», «рабом Яхве», каким был Моисей. Речь Илии у горы Кармил иллюстрирует этот факт. «Господи, Боже Авраамон, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему» (3 Цар. 18:36, курсив добавлен). Илия просил Яхве показать не только го, что Он-Бог над Израилем, в противоположность Ваалу, но так­же, что Илия был верным «рабом» Яхве, имеющим специальное поруче­ние от Него («и сделал всё по слову Твоему»), в противоположность про­рокам Ваала.

Другие отрывки, где используется формула «Мои/Его/Твои рабы про­роки» имеют тот же подтекст. Пророки верно исполняли свое поручение. Как и Моисей, который «был верен во всем доме» (Числ. 12:7), они также были верны своим поручениям. Яхве посылал Своих рабов-пророков к людям с предупреждением о злых делах людских, но они отказывались обращать внимание на предупреждения или следовать заповедям Божьим (4 Цар. 17:13). Израиль оказался в изгнании, потому что последовал гре­хам Иеровоама I, о чем предупреждал раб-пророк (4 Цар. 17:22,23). Таким же образом, через рабов-пророков Бог посылал предупреждения Иуде (4 Цар. 21:10 и дал.)

Предупреждения приняли форму наказания через вторжение, когда царем был Иоаким, что было предсказано рабами-пророками (4 Цар. 24:2). В Книге Иеремии эпитет раба-пророка приобретает особую глубину. Яхве еще и еще раз посылает рабов-пророков, чтобы передать Свое слово (7:25; 25:4; 26:5; 29:19; 35:15; 44:4). Таким образом, рабы-пророки действовали в соответствии с традицией, по которой они находились в особенных отно­шениях с Господом Яхве, а Он ожидал от них исполнения поручения, для которого они были избраны - провозглашения слов Яхве, переданных че­рез них. Все сказанное ранее указывает на то, что, хотя «среди Израильтян не было пророка, равного Моисею» (Втор. 34:10), была целая плеяда про­роков, которые были похожи на Моисея. Они были верны в своем служе­нии, как и он. Они были готовы исполнить любые требования Яхве, как и он.

Израиль все время находился в поисках «пророка, равного Моисею», верного Божьего раба, что при вело к идее идеального раба (Ис. 42:1 -4; 49:1 -6; 50:4-9; 52:13-53:12), которая указывала на Христа. Вопрос, который на­род задавал Иоанну Крестителю: «Ты - пророк?» (то есть «пророк, рав­ный Моисею» [18:15-19; Ин. 1:21]) показывает их ожидание появления такого пророка. В конце концов, христиане понимают, что Иисус был та­ким «пророком, равным Моисею», посредником и законодателем, верно исполнившим поручение, данное Ему (Втор. 5:27; 18:15-19; 34:11-12; Ин.6:14; Деян. 3622; 7:37; Евр. 4:14-16).40

Вот еще несколько областей, где Второзаконие связано с Новым Заве­том. Иисус изложил суть всего Ветхого Завета в одном предложении (Мф. 22:37; см. Втор. 6:5). Он заявил, что Он и Отец - одно, вторя Шеме (6:4; Ин. 10:30; 17:21-23). Он цитировал Второзаконие, отвечая на искушения сатаны (Мф. 4:4,7,10; см. Втор. 8:3; 6:16,13). Центральное святилище (храм) Второзакония становится небесным храмом нового Израиля (Евр. 12:18-24). Подобно Израилю, который был достоянием Божьим (Втор. 7:6; 14:2; 26:18), теперь Церковь стала Его достоянием (Еф. 1:14; Тит. 2:14; 1 Пет. 2:9). Бог - это огонь поядающий, - так считал древний Израиль и так про­должает считать современная Церковь (Втор. 4:24; Евр. 12:29). Неудиви­тельно, что «ранняя церковь называла себя возрожденным идеальным Израилем. Как Израиль изображается во Второзаконии в виде единого организма с одним Богом, одним народом, одной землей, одним храмом и одним законом, так и Церковь призвана к такому же единству, потому что существует одно тело, один Дух, одна надежда, один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4:4-5). Иисус молился, чтобы Его последователи были едины (Ин. 17:11)*-.41 Все сказанное говорит о том, что Второзаконие - это ветхозаветная книга, оказавшая безмерное влия­ние на все поколения верующих.42

 

КНИГА ИИСУСА НАВИНА

 

Дейл Мейнор

 

Эта книга названа в честь главного героя повествования - Иисуса На-вина. В Пятикнижии он назван Осией (хошеа, что означает «спасе­ние» или «избавление»), но по каким-то необъясненным причинам Мои­сей изменил его имя и назвал Иисусом Навиным (иехошуа, что зна­чит «Яхве есть спасение [избавление]», Числ. 13:16). Это имя указывает на Яхве, как на источник спасения и избавления. С тех пор преемник Мои­сея известен всем под этим именем.

ТЕКСТ И АВТОР

Автором книги традиционно считается Иисус, сын Навин, который стал вождем Израиля после смерти Моисея (Втор. 31:1-8; И. Нав. 1:1-9). Его взрастил Господь, выпестовал Моисей, а постановление о его назначении было вписано в Пятикнижие (Втор. 31:7-8, 23). Законность пребывания Иисуса на этом месте многократно подтверждается различными паралле­лями с жизнью Моисея. Бог открывает Иисусу, что будет с ним, как был с Моисеем, если (подобно Моисею) Иисус будет тверд и мужествен (И. Нав. 1:5). Готовность народа следовать за Иисусом, также как они следовали за Моисеем, показывает преемственность власти (И. Нав. 1:16-17). Подооно переходу через Тростниковое море, переход через реку Иордан по су несмотря на сезон половодья, еще больше укрепил позиции Иисуса в гла­зах народа (И. Нав. 3 и Исх. 14).

Иисус был свидетелем большинства событий, описанных в книге этому вполне логично, что именно он мог стать человеком, создавши крайней мере, основные ее части. И действительно, слова, относяши Раав, намекают на то, что она была все еще жива, когда писались не рые рассказы этой книги (И. Нав. &25).1 Понятно, что Иисус не мог сде­лать записи о собственной кончине и погребении (И. Нав. 24.29-30). Это

добавление к книге во многом подобно рассказу о смерти Моисея в конце Второзакония (гл. 34).

Несмотря на все, сказанное ранее, сама книга ничего не говорит об ав­торстве Иисуса Навина, как, впрочем, и о том, что она была записана по­чти сразу, еще при жизни Иисуса Навина. Она вполне могла быть состав­лена позднее, но определить точную дату составления книги невозможно из-за недостатка информации.

А потому время создания книги остается темой для многочисленных споров. Если считать, что книгу составил сам Иисус Навин, то время напи­сания книги будет зависеть от датировки таких событий, как Исход и заво­евание земли обетованной, которые произошли либо в начале XIV века, либо в конце XIII века до н.э. Датировка Пятикнижия Моисея и книги Иисуса Навина требует тщательного исследования и обсуждения при ма­лой вероятности отыскать истину.2

Вполне возможно, что книга приобрела свой нынешний вид в более поздние годы Израильской истории. Судя по тексту, она была в основном сформирована до воцарения Давида. Книга называет Иерусалим Иевусом (И. Нав. 18:28), а книга Судей указывает, что этот город был все еще не подконтролен Израилю (Суд. 19:10-12). Давид, в конце концов, захватил Иевус/Иерусалим и правил после этого над Израилем еще семь лет ( 2 Цар. 5).

СТРУКТУРА

Книга Иисуса Навина последовательно повествует о событиях перехо­да Израильтян из долины Ситтим, где располагался их лагерь, в землю Ханаанскую, которую они захватывают после серии военных операций. После установления контроля над основной частью земли, Иисус руково­дит распределением земли между коленами. Книга завершается несколь­кими обращениями/речами Иисуса Навина, после чего следует описание смерти Иисуса.

I. Израиль захватывает Ханаан - 1:1-12:24

A. Бог говорит с Иисусом - 1:1-9

B. Израиль готовится к переходу через Иордан - 1:10-2:24

1. Иисус руководит подготовкой - 1:10-11

2. Иисус напоминает двум коленам и половине колена об их обязанностях- 1:12-18

3. Соглядатаи проводят разведку в Иерехоне - 2:1-24

C. Израиль переходит Иордан - 3:1-5:1

1. Израиль готовится к переходу через Иордан - 3:1-6

2. Бог обещает быть с Иисусом Навиным - 3:7-8

3. Бог обещает быть с Израилем 3:9-13

4. Бог разделяет воды Иордана -3:14-17

5. Израиль устанавливает памятный камень - 4:19-5:1

 

6. Течение Иордана восстанавливается - 4:15-18

7. Иисус Навин объясняет значение памятного камня - 4:19-5'1

D. Израиль разбивает лагерь в Галгале - 5:2-15

1. Бог заповедует Израилю обрезаться - 5:2-9

2. Израиль совершает пасху - 5:10-12

3. Вождь воинства Господнего является Иисусу - 5:13-15.

E. Израиль захватывает Иерехон - 6:1-27

1. Израиль обходит вокруг Иерехона - 6:1-14

2. Падение стен Иерехона - 6:15-21

3. Иисус Навин спасает Раав - 6:22-25

4. Иисус Навин проклинает Иерехон - 6:26-27 Е Израиль захватывает Гай - 7:1-8:35

1. Гай наносит поражение Израилю - 7:1-5

2. Иисус горюет о поражении - 7:6-9

3. Бог объясняет, как выявить грешника - 7:10-15

4. Ахан оказывается грешником - 7:16-21

5. Израиль побивает камнями Ахана и его семью - 7:22-26

6. Израиль захватывает Гай - 8:1-29

7. Израиль строит алтарь на горе Гевал G. Гаваон обманывает Израиль - 9:1-27

1. Цари собирают союз против Израиля - 9:1-2

2. Гаваон обманным путем заставляет Израиль заключить мир -9:3-15

3. Израиль наказывает Гаваон за ложь - 9:16-27 Н. Израиль завоевывает юг Ханаана - 10:1-43

1. Израиль разбивает союз царей - 10:1-27

2. Завершение южной военной компании - 11:16-23 П. Израиль распределяет землю обетованную - 13:1-21:45

A. Бог заповедует распределить землю Ханаана - 13:1-7

B. Израиль распределяет восточную часть Ханаана - 13:8-33

1. Описание главных границ - 13:8-14

2. Описание земли колена Рувимова - 13:15-23

3. Описание земли колена Гадова - 13:24-28

4. Описание земли половины колена Манассиина - 13:29-33

C. Израиль распределяет западную часть Ханаана - 14:1-21:45

1. Введение в процесс распределения - 14:1-5

2. Иуда получает свой надел - 15:1-63

3. Иосиф получает свой надел - 16:1-17:18

4. Оставшиеся племена получают свои наделы - 16:1-17:18

5. Иисус устанавливает местоположения городов-убежищ -20:1-9

6. Левиты получают свои города - 21:1-42

7. Бог исполняет свое обещание и дает землю в наследие -21:43-45

III.Два с половиной колена возвращаются домой - 22:1-34

А. Иисус благословляет отделившиеся племена - 22:1-9

 

В. Возвратившиеся племена строят памятный жертвенник - 22:10-34

IV. Иисус Навин обращается к Израилю - 23:1-24:28

A. Иисус обращается к начальникам и старейшинам колен -23:1-16

B. Иисус обращается ко всему Израилю - 24:1-28

1. Иисус делает обзор истории Израиля - 24:1-13

2. Иисус призывает Израиль служить Господу - 24:14-15

3. Израиль клянется служить Господу - 24:16-28

V. Израиль хоронит Иисуса Навина, Иосифа и Елеазара - 24:29-33

A. Смерть и погребение Иисуса - 24:29-31

B. Погребение костей Иосифа - 24:32

C. Смерть и погребение Елеазара - 24:33

ЖАНР

Книга Иисуса Навина преподносит себя как исторические заметки, и обычно перечисляется среди так называемых исторических книг Ветхого Завета. Но, как не трудно догадаться, по мере развития критики, истори­ческая достоверность этой книги подверглась серьезным сомнениям.

Во времена рассвета критики источников, ученые пытались применить составляющие Документарной гипотезы (документы J, E, D, Р) к остав­шимся историческим книгам. Эти исследования затянулись надолго из-за осознания того, что обещание земли в Пятикнижии не могло быть реали­зовано без повествования Иисуса Навина - а потому некоторые выдвину­ли идею «Шестикнижияк

Первую главу книги Судей обычно относили к источнику J (Ягвисту), а поскольку книга Судей и книга Иисуса Навина, как казалось, имели не­которые несоответствия,3 предполагалось, что главы 1-12 книги Иисуса Навина отражали источник Е (Элогиста). Поскольку главы 13-22 книги Иисуса Навина разбирали в большей степени административные вопро­сы, в особенности связанные с левитскими городами и городами-убежи­щами, было сделано заключение, что эта часть имела отношение к источ­нику Р (или Священническому источнику). Язык книги отражает фразео­логию и тематику Второзакония, из чего сделали вывод, что книга Иисуса Навина также отражает и некоторые аспекты богословия Второзакония.

Подход с помощью методов критики источников так сильно повлиял на исследование книги, что, в конце концов, после постоянной перетасов­ки источников и предполагаемых редакций, была утеряна взаимосвязь между повествованием и богословием книги. Сегодня изучение книги Иисуса Навина с помощью критики источников основательно забыто, а подходы, основанные на выявлении общей темы и первоначального един­ства книги, встречаются все чаще.

Появление альтернативного подхода связано с попытками связать от­дельные части повествования с определенным местом действия (Ortsgebuhdenkeit). Сторонники такого подхода стремятся смотреть на кни­гу и ее рассказы как на этиологии (причины), которые объясняли обстоя­тельства, с которыми израильтяне столкнулись позднее. Среди них рас­сказы о том, как праотцы захватили Иерехон, или как они взяли Гай (сло­во, которое, как ни странно, означает «руины»4). Работа Нота (1960) раз­делила книгу по региональному признаку, где сюжет главы вращался вок­руг соответствующего племени или территории: Вениамина (И.Нав. 1-9), Ефрема (10), Галилеи (11) итак далее. Подтвердить этот взгляд на книгу оказалось довольно трудно, поскольку не удавалось найти археологичес­кие подтверждения сражениям и вооруженным конфликтам времен книги Иисуса Навина.^

Появление теории этиологических объяснений передвинуло возмож­ное время составления книги со времен Иисуса Навина к значительно бо­лее позднему периоду. Но и поздняя датировка встретила те же трудности: ее также невозможно было подтвердить с помощью археологических сви­детельств. Большинство ученых склонилось к тому, что книга была состав­лена где-то между VIIвеком до н.э. и послепленным периодом, хотя никто так и не представил серьезных причин для переноса даты составления книги со времен Иисуса Навина.

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

 

Книга Иисуса Навина всегда следует сразу за Пятикнижием. Такого расположения требует сюжетная линия, поскольку Пятикнижие обрыва­ется там, где Израиль оказывается буквально в полушаге от нового завое­вания.

Книга Иисуса Навина принципиально важна для правильного воспри­ятия основной темы всей Библии, и в частности той ее части, где речь идет об исполнении обещаний, данных Аврааму. Бог обещал Аврааму прямого наследника мужеского пола (Быт. 17:15-22). Исаак был сыном обещания, и это обещание было выполнено еще при жизни Авраама (Быт. 21). Другое обещание прочило потомкам Авраама превратиться в великий и многочис­ленный народ (Быт. 12:2; 15:4-5). Исполнение этого обещания происходи­ло более специфично: голод вынудил Иакова и его сыновей покинуть зем­лю и отправиться в Египет, где их число умножилось (Исх. 1:7-12), а они, в конечном счете, сформировались как народ, у которого Бог играл роль царя (Исх. 24). Другое важное обещание состояло в том, что потомки Авраама унаследуют Ханаан - землю, у которой жил Авраам (Быт. 13:14-18; 17:4-8). Исполнение этого обещание составляет сюжетную линию большей ча­сти Пятикнижия, начиная с рассказа об освобождении израильтян из еги­петского рабства и завершая их приходом к границам земли обетованной. Однако Пятикнижие завершается тем, что Израиль располагается станом в долине Ситтим перед рекой Иордан, за которой лежит земля обетован-

ная - цель их долгого путешествия.

Может показаться странным, что вопрос обрезания как обряда не всплы­вает на протяжении всего повествования, начиная с книги Бытия и до его повторного появления в книге Иисуса Навина.7 Иисус отмечает, что обря­дом пренебрегали на протяжении многих лет странствования (5:5-6). Его восстановление придает последовательность действиям израильтян, как наследникам завета, заключенного с Авраамом, только что перешедшим через Иордан и вступившим в землю, обещанную их праотцу. Бог избрал Авраама и его потомков через Исаака, выделил их среди других народов и пообещал передать им эту землю (ср. Быт. 17:18-19).

Подобно этому, празднование Пасхи в книге Иисуса Навина (5:10) от­ражает другую связь народа с эпизодами из Пятикнижия. Пасха в книге Исход праздновалась, когда Бог «вывел из Египета сынов Израилевых» (Исх. 12:51). Тогда же Он заповедовал: «Когда вы придете в ту землю, ко­торую Господь даст вам, как обещал, совершайте там этот обряд» (Исх. 12:25). Приход Израиля в землю обетованную подтверждает исполнение Божьего обещания.

В связи с наступлением праздником Пасхи, прекращается чудесное выпадение манны (И.Нав. 5:12). Манна была сверхъестественным источ­ником питания, подаваемым Богом во все годы странствования Израиля в пустыне. Она была необходима, из-за нехватки пищи для поддержания численности народа (Исх. 16; Чис. 11). Но теперь, когда Израиль вошел в землю, источающую молоко и мед (Исх. 3:8; И.Нав. 5:6), в сверхъестествен­ной пище больше не было необходимости.

Даже захват Иерехона служит продолжением истории, начатой Пяти­книжием. Бог постоянно требует от Израиля приносить Ему первые пло­ды любой деятельности. Пасха требует отдавать каждого первородного, но израильтяне могут выкупать первородного с помощью заместительной жертвы - агнца (Исх. 12). В противном случае все первородные в семье, в стаде и первые плоды на поле принадлежат Ему (Исх. 13:2; 23:16-17; 34:26). Все, что было приобретено с захватом Иерехона, принадлежало Господу -все животные, люди и ценности - все было определено к уничтожению (И.Нав. 6:17-19), как нечто подобное жертве всесожжения, которая вся отдавалась Богу. И только драгоценные металлы - золото, серебро, бронзу и железо (И.Нав. 6:19) - сохранялись, чтобы составить сокровищницу Гос­пода. Принесением в жертву первой добычи признавалось, что земля при­надлежала Господу, но Он передал ее Израилю в соответствии со Своим обещанием.

Еще одна подтема книги - благодать Яхве, благодаря которой Он принимает в свое лоно богобоязненных язычников. Эта тема возникает в рас­сказе о принятии Раав в число граждан Израиля (И.Нав. 6:22-25). Ее заяв­ления подчеркивают веру в Яхве и Его способность отдать землю во владе­ние Израилю (И.Нав. 2:8-11) - неписанные условия, которые подразуме­ваются в самом обещании Божьем. Кто-то может считать избавление гава-онитян проявлением благодати (И.Нав. 9), хотя их помилование было, ско­рее, результатом нежелания Израиля посоветоваться с Богом, чем явным указанием от Господа.

Книга Иисуса Навина - это важнейшее звено, которое связывает исто­рию Патриархов и Моисея с заселением израильтянами Ханаана. Хотя книга подчеркивает верность Бога Своему обещанию привести Израиль в землю обетованную, сами израильтяне не оправдывают ожиданий Бога и не очищают землю от ее прежних обитателей. Именно эта неверность Из­раиля в большей или меньшей степени становиться основной темой ос­тальных книг Ветхого Завета. Новозаветная книга Послание к Евреям еще раз поднимает эту тему, указывая, что даже после того, как Иисус Навин («Яхве есть спасение») привел Израиль в землю обетованную, оставалось невыполненным еще одно самое важное обещание. Исполнителем этого великого обещания стал Иисус из Назарета, имя которого есть греческая транскрипция еврейского Джошуа (Иисус Навин) (см. Евр. 4:1-11).

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

В Новом Завете Раав появляется в родословной Иисуса Христа (Мф. 1:5). Большинство ученых связывают Раав ил родословной в Евангелии от Матфея с блудницей Раав из 2 главы книги Иисуса Навина. Если считать родословие в Евангелии от Матфея полным, то Раав была пра-пра-пра-бабкой Давида, матерью Вооза и свекровью Руфи.8 На страницах Нового Завета Раав приводится как пример веры (Евр. 11:31) и пример человека, который поступал в соответствии со своей верой (Иак. 2:25).

Возможно, более важной следует считать параллель, проведенную в Новом Завете с помощью повторения имени «Иисуса Навина», означаю­щего «Яхве есть спасение», переведенного на греческий именем «Иисус» (ср. Мф. 1:21). Более того, автор Послания к Евреям указывает на схожесть миссий Иисуса Навина и Иисуса Христа, каждый из которых вел народ Божий в место настоящего отдыха (Евр. 4:1-11).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Связь книги Иисуса Навина с книгой Судей

Проблемы возникают при попытке связать явное отличающиеся по ха­рактеру события, описанные в книге Иисуса Навина и в книге Судей. По­верхностное чтение книги Иисуса Навина может оставить впечатление массового блицкрига в Ханаан, в течение которого Израиль уничтожил все ханаанское население и их города и немедленно подчинил землю себе. Книга Судей, с другой стороны, обращает внимание на постепенный зах­ват земли, подчеркивает неуверенность Израиля при заселении и частые конфликты с местным ханаанским населением.

Полный разбор этих конфликтов не входит в задачи нашего обсужде­ния, но важно помнить, что у каждой книги Библии есть определенная цель - каждая хочет донести до читателя свою главную мысль. Как было сказа­но ранее, книга Иисуса Навина подчеркивает верность Бога, исполнение Его обещаний. Без Иисуса Навина обещания Пятикнижия оказались бы пустыми. Однако, при внимательном чтении книги Иисуса Навина можно обнаружить несколько стихов, которые показывают, что земля еще не была в полном владении израильтян, и что предстояло еще многое сделать для того, чтобы окончательно подчинить себе Ханаан (см. И.Нав. 13:1-7 и осо­бенно суровое предупреждение Иисуса Навина о пагубности заключения смешанных браков с коренными жителями ханаана, которые продолжали жить среди израильтян; И.Нав. 23). Итак, главная мысль книги Иисуса Навина в том, что Бог, со своей стороны, исполнил обещание и отдал зем­лю израильтянам.

Книга Судей, с другой стороны, указывает на нежелание Израиля вы­полнять свою часть обещания и следовать за Господом. Иисус Навин при­зывает их изгнать оставшуюся часть местного населения (И.Нав. 23), а книга Судей дает понять, что они так и не последовали этому призыву и оказались уязвимыми для искушений со стороны местных ханаанских ре­лигий, что, в конце концов, привело к отступничеству израильтян от ис­тинного Бога.

Ученые часто отмечают, что при изучении древних источников, следует обращать особое внимание на жанр и обстоятельства составления книги. Однако, при удобном случае, те же ученые часто приуменьшают целост­ность древних книг, чтобы с помощью так называемых «научных» требо­ваний, основанных на западной оценке, навязать тексту как можно больше противоречий.

Датировка событий

Датировать события, изложенные в книге Иисуса Навина, оказалось задачей не из легких. После простого прочтения текста Библии (в зави­симости от того, какую часть Библии мы читаем) может показаться, что все события излагаются в хронологическом порядке. Если начать с 3 кни­ги Царств 6:1 и принять, что Соломон взошел на престол ок. 970 г. до н.э., то Исход должен был произойти примерно в 1446 г. до н.э., а захват земли (события книги Иисуса Навина) в 1406 г. до н.э. Эта дата (XV век до н.э.) часто называется «ранней датой?-. С другой стороны, если начать расчеты с Исхода 1:11, где описано начало работ по строительству города для фа­раона Рамзеса, который жил в XIII веке до н.э. (ок. 1279-1213 гг. до н.э.), то завоевание земли должно было бы происходить где-то в конце правления Рамзеса. Эта дата (XIII век до н.э.) обычно носит название «поздней даты».

Определенно можно считать, что Израиль уже находился в земле при­мерно к 1207 г. до н.э., поскольку Мернептах упоминает о военной компа­нии в Ханаан и о столкновениях с Израилем.9 Обе датировки (и ранняя и поздняя) имеют свои сильные и слабые стороны.10

Раннюю датировку просто воспринять с точки зрения сквозного чте­ния и подсчетов на основании даты из 3 книги Царств 6:1. Она также легче сочетается с прямой хронологией книги Судей (хотя датировка книги Су­дей трудно сочетается с любым из предлагаемых сценариев - об этом мы поговорим в главе «Судьи»). Что же касается археологических исследова­ний, место раскопок Иерехона содержит, по крайней мере, некоторые скуд­ные свидетельства того, что на этом месте когда-то существовал город, ко­торый был завоеван, однако, найти остатки укреплений, о которых расска­зывает Библия, так и не удалось.

У ранней датировки, в том виде, в которой мы ее здесь описали, тем не менее, предостаточно слабых сторон, которые можно обнаружить, если рассматривать ее с точки зрения Библии, истории и археологии.

Большую часть XV века фараоном Египта был Тутмос III (около 1479-1425), который держал Ханаан в ежовых рукавицах, что следует не только из его заявлений о яко бы двадцати военных походах в Ханаан, среди кото­рых была мощная компания против Ханаанской коалиции в Мегиддо,11 но также и из археологических раскопок, проведенных в Ханаане, которые, судя по всему, подтверждают его заявления.12 Среди списка народов, кото­рых, по указанию Бога должны были изгнать израильтяне, ни разу не встре­чаются Египтяне (ср. Быт. 15:19-21; Исх. 3:8; 3:17; 23:23; 32:2; 34:11; Втор. 7:1; 20:17; И.Нав. 3:10; и далее как события отдельных повествований, И.Нав. 9:1; 11:3; 12:8; 24:11; Суд. 3:5). Через сто лет, во время правления Аменофиса IV (также известного под именем Эхнатон; ок. 1352-1336 до н.э.), регион также контролировался египтянами, что следует из потока корреспонденции, известного как «письма из Амарны».13 Характер пере-

писки подразумевает, что египтяне контролировали эту область еще д| начала царствования этого фараона.

Упоминания книги Иисуса Навина о присутствии в этой области фи листимляп - воинственного народа, который следовало низвергнут (И.Нав. 13:2-3) - трудно связать с ранней датировкой. Преобладание ее бытии о переселении Людей Моря, частью которых были и филистимл* не, указывает на ХШ-ХП век до н.э.14 Кроме того, повествования о патр! архах ссылаются на присутствие в этой земле филистимлян (Бытие 20 21,26), но о них не говориться, как о некой могущественной силе. Возмол но, они находились в Ханаане в качестве торговых представителей Греци:

Археологи не нашли свидетельств миграции или бурного роста насел' ния в период ранней датировки, не было и свидетельств оттока населен* из Египта. Хотя и найдены некоторые скудные свидетельства оккупащ Иерехона, нет никаких подобных находок в районе Гая, хотя он был вт рым городом, который разрушили израильтяне (И.Пав. 8).

Упоминание о труде израильтян на строительстве Рамзеса (Исх. 1:1 добавляет еще одну проблему к ранней датировке. Это место находило под постоянной оккупацией со времен Гиксосов и до времени Рамзеса,15 потому можно с одинаковой уверенностью утверждать, что ссылка на Ра зес в книге Исход - есть всего лишь дополнительное разъяснение поде пое той, что относится к Дану в повествовании книги Бытия 14, хотя Д получил свое имя только после периода Судей (Суд. 18:29).

Поздняя датировка отталкивается от упоминания о помощи израш тян в строительстве городов для запасов (Исх. 1:11). У поздней датиров есть достаточное число преимуществ, которые соответствуют Библии, i тории и археологии.

С точки зрения Библ ии, эта гипотеза берет за основу дату из книги Исход. К тому же ей соответствует заявление Иисуса Павина о присутстЕ филистимлян в этой области, которые считаются серьезной силой, с ко рой предстоит бороться (И.Нав. 13:2-3).

Исторически, поздняя датировка помещает Исход в контекст прав н ия Рамзеса II. Без сомнения, он был могущественный монарх; много раз первой половине своего правлении он ходил через Ханаан в северную ( ри ю, сражаясь с хеттами. Конфликт хеттов и египтян завершился мирн договором.17 Обычно, быстрые передвижения войск через земли Ханагкие происходили вдоль по прибрежным равнинам, а не по гористой мест-

ности где начинали захват земли израильтяне. Однако по этотому сценарию походы через Ханаан должн ы были происходить до и сразу после ухода Израиля из Египта, и до обоснования Израиля в земле. Таким образом, израильтяне не строили никаких препятствий перемещениям египтян в годы правления Рамзеса, поскольку сами все еще путешествовали в пус­ты не.

Недавние повторные раскопки гробницы семьи Рамзеса II позволили сделать несколько интересных выводов. Некоторые свидетельства пока­зывают, что Египет был матрелинсалышм обществом, в котором закон­ность монарших притязаний зависела от матери. Если это так, то вполне возможно, что гробница (KV 5), в которой могли поместиться останки не­скольких десятков людей, могла быть построена для захоронения несколь­ких детей, умерших в течении относительно короткого промежутка време­ни. В соответствии с последней карой, когда должны были умереть все пер­вородные египтян (ср. Исх. 11;5), возможно, мог умереть не только перво­родный сын самого Рамзеса, как отца, а первородные каждой его жены.19

На основании этого, подтверждение поздней датировки Исхода/Завоеdания земли можно найти во внезапном увеличении численности населе­ния в Ханаане,20 особенно в центральной части страны, в районе вокруг Галилейского моря, в долине реки Иордан, то есть в районах, в которых по описаниям Библии израильтяне имели больший успех в завоевании и за­селении земли. Более того, раскопки в Хазоре, на севере Израиля, указы­вают на быстрые разрушения, происходившие в этот период,21 что соот­ветствует описанному в Библии уничтожени ю этих мест от руки израиль­тян (И.Нав. 11:10-13).

Но и датировка Исхода/Завоевания XIII веком не лишена своих про-

блем. Ни Иерехон, ни Гай не сохранили свидетельств захвата относящих­ся к тому времени.22 К тому же, в Египте не найдено никаких свидетельств ухода большой части населения.

Для большинства ученых, наибольшую трудность вызывает заявление 3 книги Царств 6:1 о том, что сооружение храма началось через 480 лет после ухода Израиля из Египта. Простые арифметические подсчеты при­водят нас к 1446 году до н.э., а не ко времени правления Рамзеса II. Защит­ники поздней датировки не забывают об этих цифрах, но стараются объяс­нить их символически или иносказательно. Числа в Библии не всегда сле­дует толковать буквально. Когда мы говорим о километровой очереди пе­ред магазином, мы не имеем в виду ее буквальную длину, но нас понимают. Хотя Библия говорит о двенадцати коленах Израилевых, мы понимаем, что на самом деле их было тринадцать.33 Таким же образом, Библия гово­рит о двенадцати апостолах, но в зависимости от определения слова «апо­стол», можно подсчитать, что их было, по крайней мере, четырнадцать, из которых тринадцать жили в одно и то же время.24 И если исходить из заме­чания о том, что событие случилось во времена Рамзеса (Исход 1:11), то, как следует тогда понимать число 480?

Среди различ ных взглядов есть мнение о том, что число 480 - это ком­бинация умножения 12 и 40. Внимательное чтение книги Паралипоменон и сравнение его с книгой Исход покажет, что между Исходом и первым первосвященником в храме Соломона прошло двенадцать поколений (см. 1 Пар. 6:3-10 и Исх. 6:16-25, то есть Финней был еще жив, когда начался Исход). Если с тех пор действительно прошло 12 поколений, то возможно,

что число 40 указывает не на арифметическое значение, а является мета­форой поколения. Некоторые египетские источники указывают, что в те времена родителями становились в возрасте двадцати лет.25 Если считать, что очередное поколение появлялось на свет каждые 25 лет, то умножив 25 на 12 поколений, получим 300 лет. Прибавив к 300 годам еще 4 года правления Соломона до начала строительства храма, получаем результат 1266 год до н.э. - дата хорошо соответствующая времени правления Рам­зеса. В подтверждение этой даты известно, что многие строительные про­екты Рамзеса проводились в ранние годы его правления.26

ТЕОРИИ О ПОЯВЛЕНИИ ИЗРАИЛЬТЯН В ХАНААНЕ

С наступлением эпохи научной критики и ее стремлением ставить под сомнение достоверность Библии, появлялись новые теории, объясняющие появление древних израильтян в Ханаане. Основную роль в обсуждении этого вопроса играли четыре теории.

Теория кратковременного общеизраильского похода

Это - традиционная теория, которая основана на тексте Библии. В ее основе лежит довольно прямой анализ библейского повествования о зах­вате земли с последующим в некоторой степени неустойчивым периодом заселения. Из числа современных ученых, придерживающиеся этого взгля­да, выделяются неподражаемые Уильям Ф. Олбрайт и Игаил Ядин. Олб­райт и Ядин работали еще на заре археологии или, точнее, в период взрос­ления археологии. Но из-за методологического несовершенства и заведо­мо отличающихся взглядов, многие ученые отвергают их выводы, ища альтернативные объяснения.

Теория постепенного мирного проникновения

Альбрехт Альт и его преемник, Мартин Нот, объясняя появление изра­ильтян в Ханаане, предложили и развили теорию постепенного мирного проникновения. По сути, эта теория утверждает, что никакого единовре­менного завоеван ия Ханаана не было, что израильтяне переселялись в этот регион постепенно и мирно, заселяясь на свободных землях между суще­ствовавшими ханаанскими городами. В конце концов, они смешались с коренным ханаанским населением и объединились под знаменем Яхвиз-ма, что превратило их в единый народ.

Главная слабость этого подхода в том, что он основан на романтике жизни пустынных бедуинских племен. Он плохо соответствует археоло­гическим данным и не в состоянии объяснить быстрый рост численности населения, о котором свидетельствуют археологические раскопки.

Теория социальной крестьянской революции

Альтернативная теория появилась после работ двух ученых: Джорджа Менденхолла и Норманна Готвальда. Хотя оба ученых считают, что их ра­боты имеют малого общего, большинство признает, что между ними суще­ствует значительно больше сходств, чем различий. Как видно из названия этой теории, ее исходная точка в том, что израильтяне изначально были коренными жителями Ханаана, которые в последствии освободились от своих хозяев и, объединившись в борьбе против них, в конечном счете, выделились в отдельную культуру, используя Яхвизм как объединяющее знамя сопротивления и равенства.

Эта теория в некоторой степени поддерживается письмами из Амарны, в которых речь идет о явно бесправном населении, которое удалилось из крупных ханаанских городов и поселилось в сельской местности. Текст называет этих людей Гапиру. Письма далее показывают, что египтяне тре­бовали от ханаанских феодалов уплаты налогов, возможно, угнетая корен­ное население.

Эта теория имеет значительно больше подтверждений в археологии и древней литературе, чем теория постепенного мирного проникновения. Однако, теория никак не объясняет другие реально существовавшие рав­ные поселения вне израильского лагеря,27 которые не были по своей сути Яхвистскими. К тому же, обращение за подтверждением теории к письмам из Амарны отрицает и раннюю и позднюю датировки.

С помощью обеих теорий сложно объяснить, как и почему вообще по­явился Яхвизм. Кроме того, они плохо объясняют, откуда пришла идея самого Бога Яхве.

Символическая теория

Символическую теорию, вероятно, можно считать самой распростра­ненной на сегодня среди неконсервативных ученых. Ее главным создате­лем был израильский археолог Израиэль Финкелыптейи. По его мнению, израильтяне, на самом деле, были жителями Ханаана, которые по непо­нятным причинам, покинули на время свою землю, став пастухами, а за­тем вернулись обратно после долгого странствования в пустыне с новой религией - Яхвизмом. Причины столь стремительного ухода непонятны, но их можно объяснить природными катаклизмами, болезнью и/или мо­ром, голодом или войной. Их уход не обязательно сопровождался разры­вом всех семейных связей, и некоторые из них продолжали жить в горо­дах, поддерживая связи со странствующей родней. Наконец, пастухи вер­нулись и осели на прежних территориях с обретенной новой верой.

Интересно заметить, что Финелыптейн при разработке своей теории, опирался в основном на арехологические раскопки центральных районов страны, где вообще существовало мало свидетельств конфликтов и куль­турных изменений. Такую неразрывность можно объяснить и по-другому (см. ниже).

Слабостью последних трех теорий остается вопрос о том, насколько второстепенным должно считаться все повествование об Исходе и его па­радигма Божьего спасения, постоянно повторяющаяся на страницах Вет­хого Завета. Другими словами: если не было Исхода, почему его образ ос­тается преобладающим?

Эклектическая теория

Вероятно, наиболее оправданным будет подход, основанный на соеди­нении в разной степени всех перечисленных теорий. Основываясь на це­лостности повествования об Иисусе Навине, делается вывод о том, что зах­ват был осуществлен группой людей,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

College Press NIV commetary Old Testament introduction/ by Mark Mangano, editor.
Includes bibliographical references. ISBN (eng.) 0-89900-896-8 1. Bible. O.T. - Introductions. I. Mangano, Mark, 1958 Переводе английского Введение в Вет

Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42): «А потому, само собой разум

Книга Исайи 53
Известны четыре классических отрывка из пророка Исайи, которые рас-сказывают о Страдающем Рабе Господа: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12. Последний отрывок включает всю главу 53 - жемчужину Ветх

Псалом 109:1
Псалом 109 чаще всего цитируется в Новом Завете. Причина этому -стихи 1 и 4 - ключевые в новозаветной христологии. Нам будет особенно интересен стих 1. Заголовок предполагает, что Псалом б

Заповедей как основа этической системы Ветхого Завета
ЗАПОВЕДИ Текст (Исход) Область жизни 1-3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе ку

Святость сексуальных отношений
Создав мужчину и женщину, Бог высоко оценил свое творение, которое было «очень хорошо». Божья оценка касалась различия полов (мужчина и женщина) и сексуальной исключительности (муж и жена). В дальн

Святость собственности
Богатство - важная тема книги Притчей. Короткие примеры ее учения помогают нам встать на путь праведной жизни. Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаютс

Святость истины
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, нена­вистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги,

Препятствия исполнения Божьего обещания в жизни Авраама
Бесплодие Бытие 11:30; 16:1; 17:17; 18:11 Голод Бытие 12:10 Похищение жены Бытие 12:

Техника инверсии в книге Эсфирь
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;   10:

Деление книги Бытия
1. Пролог, 1:1 – 2:3 7. Фара 11:27 – 25:11 2. Небо и земля, 2:4 – 4:26 8. Измаил 25:12-18 3. Адам

План Книги Исход
1. Притеснение в Египте - 1:1-22 2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7 3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21 4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

Структурное деление Синайского Завета
Преамбула: «Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а) Исторический пролог: «… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2

Структура книги Левит
1. Функции жертвы и священства в поклонении А. Законы о приношении жертв Б. введение в должность священников В. Законы и чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищ

Представление Книги Левит в виде круговой диограммы
  ………………………………………………………………………………………….   Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и об

Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,

Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я - Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога

Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1-7) и важность исполнения соот­ветствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требо­вания к народу - «Будьте святы». Система являла собой средство,

Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включа­ла употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и собы­тиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, напр

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Но­вом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, по­скольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангел

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом по­рядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго

Исторический и культурный фон
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь силь­ное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и

Структура
Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завер­шенную мысль: I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22 II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23 Ш.Руфь предлагает

Датировка некоторых библейских событий
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава. 841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисун

План книги Иова в соответствии с жанрами
Пролог 1:1 – 2:13 Проза Диалог\Монолог 3:1 – 42:6 Поэзия Эпилог

Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири
Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!   Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творя

Употребление Яхве/Элохим в Псалтири
Книг Псалмы Посвящение Псалмы Употребление Яхве Элохим   1-2 Без

План книги Притчей
1:1-7 Заголовок, введение и девиз (6 притчей) 1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:17-24:22 Высказывания мудры

Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста
Быт. 2:7а Эккл. 3:20; 12:7 Быт. 6:5 Эккл. 7:29; 8:11; 9:3 Быт. 2:18 Эккл. 9:9; 4:9-1

Датировка книги пророка Иезекииля
Ссылка Ссылка День\месяц\год Современная датировка 1:1-2 Призвание Иезекииля 05\04

Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение
Книга Иезекииля Тема Книга Откровение Воскресение 20:4-9 38-39

Жанры, языки и формы книги Даниила
В историческом жанре 1-6 В апокалиптическом жанре 7-12 На древнееврейском языке 1:1 – 2:4а; 8:1-13   На арамейском

Структура книги Даниила по Гуддингу
Главы 1-5 Главы 6-12 Глава 1: Даниил с друзьями отказывается от еды с царского стола и одерживает победу Глава 6: Даниил

Перекрестная структура Таннера
    Бoг управляет языческими царствами       Видения Даниил

Сравнение пророческих и апокалиптических текстов
Пророческие тексты Апокалиптические тексты Эсхатология в широком смысле   Смотрит на ближайшее будущее и наступ­ление

Образы книги Захарии в Новом Завете
Откровение   Захария 6:4,5,6. 19:11 Разноцветные кони 1:8; 6:2,3,6 12:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги