рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура

Структура - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии Структура Книги Проста, Каждая Глава Являет Собой Отдельную Завер­шенную Мысл...

Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завер­шенную мысль:

I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22

II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23

Ш.Руфь предлагает Воозу взять себя в жены - 3:1-18

IV. Вооз берет Руфь себе в жены - 4:1-22

 

ЖАНР

Оценка жанра, по сути, влияет па все толкование книги.14 Простое чте­ние текста оставляет впечатление, что перед нами историческое повество­вание. Некоторые доказывали, что Руфь - это новелла15 или сказка."5 В любом случае, вопрос историчности, по существу, неуместен. Хаббард пред­полагает, что Книга Руфь - это короткий рассказ, который имеет истори­ческие корни и соответствует историческим обстоятельствам.'7 Но неко­торые сомневаются, что к библейским книгам можно прилагать современ­ные понятия о жанре, понятия, которые были совершенно незнакомы биб­лейским авторам.18

И все же лучше всего смотреть на эту книгу как на короткий рассказ19 со смыслом и жизненным уроком. Возражения против ТОГО, что этот рас­сказ является достоверной историей, остаются неубедительным и. Обстоя­тельства, язык и обычаи (и необходимость объяснять действия героев) ука­зывает на историческую достоверность. Справедливости ради нужно от­метить, что рассказы о том, как известный всем человек попадает в сверхъе­стественные обстоятельства, в результате чего внутренне укрепляется, были слишком i пироко известны и достаточно драматичны, чтобы предупредить пренебрежение этими рассказами как какими-то фантазиями или нацио­нальным фольклором. Странный поворот книги, который только усили­вает исторические выводы, заключается в том, что Давид представлен в виде потомка моавитянки. Для чего понадобилось вписывать в его родос­ловную связь с язычницей-моавитянкой, если речь идет всего лишь о вы­думке? Хаббард по этому поводу сказал: «... автор, вряд ли, придумал зту идею, особенно если ему хотелось выказать уважение к Давиду. В двух сло­вах так: «Такая идея не пришла бы в голову писателю, если бы он хотел превознести Давида. Таким образом, можно сказать, что книга представ­ляет собой мастерски поданный исторически достоверный материал.20

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Как и в больши нстве других книг, здесь мы видим переплетение несколь­ких целей. Одна из них - объяснить, как моавитянка стала праматерью

Давида (4:18-22). Другая происходит из родословия в конце книги: неко­торые считают, что книга была написана для того, чтобы узаконить пози­цию Давида на престоле.21 По мнению Хаббарда «есл и то же божественное провидение, которое направляло i [редков Израиля, позднее вело по жизни и Давида, то можно не сомневаться, что Давида возвел на престол сам Яхве»,22 Однако, тон книги совсем не полемический, и трудно понять, как история о Руфи могла серьезно помочь Давиду в восшествии на трон;23 кажется, что такая не вполне чистая родословная наоборот могла поста­вить вопросы о законности Давидова правления.

Третья цель книги - показать израильтянам, как нужно относиться к чужеземцам. Закон имеет ясные правила взаимоотношений с чужестран­цами и временными поселенцами (Исх. 22:21; 23:9; Лев. 19:33-34; Втор. 10:17-19). Нужно признать, что Израиль не всегда давал пристанище чу­жестранцам и нищим (см. Ис. 1:23; 10:1-2; Мал. 3:5). Из-за политики изо­ляции, проводимой Ездрой (Езд. 9), некоторые сделали вывод, что книга была написана после возвращения из плена, как полемический трактат, направленный против действий Ездры. Но, хотя некоторые аспекты книги можно применить к тем обстоятельствам, ее тон явно не полемический.

Еще одна особенность, если не цель книги - показать, что даже во вре­мена судей были проблески посреди полного разочарования и духовной темноты. Книга служит прекрасным переходом к книгам Царств, особен­но к времени царствования Давида. Линафельт предполагает, что она свя­зывает времена хаоса и анархии периода судей со стабильностью и про­цветанием периода правления Давида24 (ср. Руфь 1:1 с 4:17,22). Он отме­чает, что «... нигде во всей Библии список родословной не помещается в конце повествования; такие списки всегда использовались, чтобы предста­вить последующее повествование».25 Хотя все эти наблюдения имеют под собой основу, все же не будем забывать, что за родословием следует еще вставка из нескольких глав (напр., 1 Цар. 1-16), после которой представля­ется основной герой повествования - Давид.

Возможно, самой главной отличительной особенностью книги Руфь можно считать подчеркнутое указание на благость Яхве (хесед). Хотя Яхве непосредственно действует только в одном отрывке книги (4:13), вни­мательный читатель заметит, что Он все время трудится, как бы находясь за сценой. Еврейское слово хесед появляется трижды, указывая на добро­ту Господа и на доброе отношение людей друг ко другу (ср. 1:8; 2:20; 3:10).

Божья хесед показана и еще более искусно. Семья Ноемини покинула Иудею из-за голода, ища убежища в Моаве. За эти годы Ноеминь теряет не только мужа, но и обоих сыновей, оставаясь без помощи и без поддержки.

Она с горечью выражает свои чувства, считая, что Бог предал ее, так что жители города уже не называют ее Ноеминью, а зовут ее Марой; она счита­ет, что возвратилась с пустыми руками (1:20-21).

Вскоре она понимает, что избавление все же приходит к ней, когда Руфь возвращается с обильным урожаем, после собирания колосьев (2:20), и видит, что Господь продолжает заботиться о ней. К концу повествования, полное избавление Ноемини проявляется в рождении внука, который бу­дет ее кормильцем, и женщины города благословляют Господа за то, что Он не оставил Носминь без родственника-избавителя (4:14). Они же по­зднее с радостью говорят: «У Ноемини родился сын» (4:17). Она думала, что Яхве был ее врагом, но, в конце концов, поняла, что Он просто нахо­дился в тени. Тема книги - хесед Яхве по отношению к Ноемини - прохо­дит через всю книгу Руфь.

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Единственную ссылку на книгу Руфь мы находим в родословной Иисуса (Мф. 1:5). Однако, богословская связь книги с Новым Заветом очевидна: Руфь, как богобоязненная язычница (ср. Руфь 1:16-17) включается в чис­ло народа Божьего. Она олицетворяет народы мира, получившие благо­словение, через потомков Авраама (Быт. 12:1-3), и предвещает полноту Божьей благодати, по которой все народы приглашены в Божью Церковь через Иисуса Христа (Ис. 9:1-2; Рим. 1:16-17).

Еще одна богословская связь - это предвидение Бога - Его неотъемле­мая черта, благодаря которой Он трудится незаметно для человека через Свою хесед, помогая тем, кто уважает и почитает Его (ср. Рим. 8:28).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

При рассмотрении книги Руфь встают два главных вопроса: первый -отношения с родственником-избавителем и процедура, описанная в главе четвертой, и второй - цель родословной в конце той же главы.

Отношение я сродственником-избавителем (гоэлъ), появляющиеся в главе 4, стали предметом обсуждения многих научных работ. Процедура берет начало в законе, описание которого находим в Левите 25:25-55. Труд­ности в изучении вызывает то, что события книги Руфь не имеют абсолют­ного соответствия с этим законом, поскольку жена ПОКОЙНОГО родственни­ка не указана как субъект действий родственника-избавителя. Мы не мо­жем ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но общество могло признавать законность подобных действий как необходимых в некоторых случаях избавления.26

С этой темой связан еще один вопрос: «Можно ли левирантный брак считать одним из способов применения закона о родственнике-избавите­ле? Закон ничего не говорит о женитьбе на жене покойного брага и вос­питании детей во имя покойного. В законе Моисея имеется установление, которое предусматривает подобные ситуации, но не в законе о родствен­нике-избавителе. Брат покойного был обязан поступить так (Втор. 25:5-10), и законы о левирантном браке не могли заменить законов о родствен­нике-избавителе.

Ноеминь намекала на практику левирантного брака (Руфь 1:11-13), но ее слова больше походили на пожелание, чем на заявление о законном пра­ве. Если бы она повторно вышла замуж и родила сыновей, то эти сыновья не считались бы братьями покойным сыновьям. Похоже, что она не просто ссылается на закон о левирантном браке, а сетует на тщетность их вдовьей судьбы, и на то, что ей совершенно нечего предложить своей снохе.

Оценивая этот вопрос, следует заметить, что повествование не пытает­ся продемонстрировать технические стороны выполнения закона. Напро­тив, оно отражает дух закона в применении к социальной жизни того вре­мени - яркий контраст с анархией, описанной в книге Судей. Кроме того, главная цель повествования - сохранение семьи через отношения с род­ственником-избавителем. Что же касается левирантного брака, то он про­изошел всего лишь по стечению обстоятельств, необходимых для выпол­нения плана.27

Поскольку книга написана в жанре скорее исторического повествова­ния, чем закона, не стоит ожидать от нее точных указаний о выполнении всех юридических нюансов. Разумно будет заключить, что первые читате­ли прекрасно понимали, как следует применять традиции и законы. Нуж­но также помнить, что некоторые обряды со временем изменились, а пото­му появилась необходимость объяснять, что обмен обувью был частью сдел­ки (Руфь 4:7).

Родословие в четвертой главе - еще одна тема для рассмотрения. Вре­мя добавления родословной к этой книге - широко обсуждаемый вопрос. Некоторые верят, что родословие было добавлено к книге значительно позднее, другие же считают его частью первоначального текста. Сейкен-фильд заметил в родословии некую условность; в списке Вооз значится под номером седьмым, а Давид под номером десятым. Она также заметила, что, как ни странно, родословие начинается с Фареса, а не с Иуды, родона­чальника племени.т Таким образом, она считает, что родословие могло появиться в тексте довольно давно.29 Но, даже считая его древним вклю­чением, все же трудно определить точное время его появления в книге.

Хаббард отмечает, что, находясь в конце книги, родословие служит сво­его рода хиазмом по отношению к генеалогической структуре 1:1-5.30 Ху­дожественное мастерство в структуре не обязательно подразумевает вы­думку. Как уже было сказано ранее, было бы странно связывать родосло­вие великого иудейского царя с женщиной-иностранкой, если бы для этой связи не было исторически достоверного основания.

 

1 и 2 КНИГИ ЦАРСТВ

Дейл Мейнор

 

Изначально первая и вторая книги Царств были единой книгой. Об этом в Масоретском тексте говорит заметка на 1 Цар. 28:24, указывая на этот стих как на центр композиции. Почти во всех современных английских переводах, как и в иудейской Библии, книга была известна под названиеь «Самуил» ( ). В русских же переводах принято называть книгу первой и второй книгами Царств, что отражает перевод Септуагинты - 1 и 2 (Басилейон).

Еврейское название происходит от имени главного персонажа первые двух книг. Самуил был пророком, помазавшим на царство первых двух: монархов Израиля, которые, в свою очередь, также являются основными героями первых двух книг. Однако в повествовании второй книги Самуи; вообще не появляется. В каком-то смысле, Септуагинта дает более подходящее название, ведь 1-4 книги Царств являют собой последовательное повествование, рассказывающее о более чем четырехсотлетнем периоде развития монархии Израиля - от дня ее основания и до полного падения в 586 году до н.э.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

Хронологию событий, описанных в 1 и 2 Книгах Царств, можно под считать, оттолкнувшись от известной даты сражения Ахава с ассириискиа царем Салмаиасаром II, которое произошло при Кваркаре в 8эЗ г. до н.э Это позволяет датировать события 1-2 Книг Царств 1100-970 гг. до н.э.,« восшествие Давида на престол 1010 г. до н.э.

В этот период область Восточного Средиземноморья остается относительно спокойной, по сравнению с всеобщим беспорядком. Хетты oкончательно исчезают из этого региона, а ассирийцы и египтяне не проявляют здесь никакой активности. Единственным противником израильтян становятся филистимляне, не так давно пришедшие в эти земли и осевшшие вдоль южного побережья Восточного Средиземноморья. Остальные Народы Моря обосновались в городах, разбросанных вдоль побережья.

Бог мог использовать это временное политическое затишье для того, чтобы закрепить молодую разрозненную группу племен2 в этом регионе и позволить им перейти от родовой организации общества к монархии. Уг­роза со стороны филистимлян (1 Цар. 4-8)иаммонитян(1 Цар. 12:12) под­толкнула Израиль к введению монархии и образованию государства.

ТЕКСТ И АВТОР

Поверхностное чтение кни гИ выявляет трудности перевода первоисточ­ника. Множество примечаний указывают на неясность еврейского текста, а также на исправления и добавления из других источников, таких как Септуагинта, Вульгата или свитки Мертвого моря. Достаточно привести пару примеров, чтобы продемонстрировать эту проблему. Ее легко увидеть, сравнивая продолжительность правления Саула, о которой повествует 1 Книга Царств 13:1, в различных чтениях этого стиха. Основные переводы (англ. RSV и NRSV) ясно показывают потерю данных в этом стихе: «Сау­лу было ... лет, когда он стал царем, и он правил ... и два года над Израи­лем». Чтение перевода KJV, как и NKJV, довольно запутанно - «Саул пра­вил один год, и через два года его правления над Израилем...», и далее по­вествование продолжается, как событие, которое произошло по истечении двух лет правления Саула. Перевод ASV добавляет возраст Саула - 40 лет - после чего продолжает повествование так, как будто оно произошло че­рез два года после начала его правления. В переводах NIV и NASB (1995) Саулу было тридцать лет, когда он взошел на престол, после чего он пра­вил в течение 42 лет.3

Использование данных из свитков Мертвого моря сильно повлияло на исправления, которые были сделаны в 1 Книге Царств 10:27 в переводе NRSV, куда были добавлены данные, благодаря которым стих стал почти в три раза длиннее. Данные были добавлены из рукописи «а» из четвертой Кумранской пещеры (сокращенно: 4QSama). Следует признать, что это добавление не встречается ни в одной из имеющихся древних рукописей,'1 но возникает вопрос, является ли это чтение более ранним, по сравнению с другими переводами и другими еврейскими рукописями?5

Итак, Масоретский текст, который обычно датируется X веком н.э. и Септуагинта имеют значительные расхождения в ряде мест. До открытия свитков Мертвого моря, ученых волновали следующие вопросы:

(1) Отражает ли Септуагинта искаженные еврейские оригиналы?

(2) Отражает ли Септуагинта более точный еврейский текст, который в последствии был искажен?

(3) Поскольку создатели Септуагинты иногда толковали еврейский текст, можно ли считать различия в основном результатом таких пе­реводов?6

Эти вопросы так и остались без ответов, а свитки Мертвого моря толь­ко добавили еще один вопрос. В четвертой пещере были найдены фраг­менты трех рукописей книги Самуила - одна из них датированная III ве­ком до н.э., а две другие -1 веком до н.э. Это свидетельствует о том, что мог существовать еще один, похожий текстуальный источник. Маккартер ут­верждает, что существует целый ряд других текстуальных свидетельств, которые нужно учитывать, давая оценку тексту книги Самуила.7

Этот обзор может где-то разочаровать, но есть и некоторые полезные выводы. Современные Библии делят книгу примерно на 1472 стиха. Смит указывает, что большая часть текста не подвергается сомнению, и замеча­ет, что переводчики NIV избрали чтение свитков Мертвого моря только в пятидесяти случаях.61 Во всех этих местах речь идет только о паре слов, не больше. Целостность текста, тем не менее, сохраняется, и потому не стоит тревожиться из-за редких разночтений - тщательные и точные сноски, помещенные на поля большинства хороших Библий для самостоятельно­го изучения, предупредят проницательного читателя об этих разночтени­ях.9

Назвать автора книги было также сложно. Большую роль в ответе на этот вопрос играют предрассудки исследователей и вопросы, которые их интересуют, когда они берутся за изучение текста.10

Сама Библия не дает ясной информации об авторе книги. Ранняя рав-

винская традиция считает, что автором был Самуил." Но такой вывод ка­жется надуманным, поскольку о смерти Самуила рассказывается в 1 Цар. 25:1, что делает невозможным его участие в создании второго тома. Воз­можно, что Самуил составил и записал несколько событий, очевидцем ко­торых был сам, но в этом случае довольно большая часть первой книги и вся вторая книга должны принадлежать перу другого автора. Библия ясно утверждает, что Самуил, Нафан и Гад - пророки, жившие в дни Давида -все писали о правлении Давида (1 Пар. 29:29, для Самуила этот период, скорее всего, длился, начиная от момента коронации Давида до смерти пророка).

Поскольку Самуил, похоже, не был единственным автором этих книг, и поскольку он непосредственно встречается только в первой половине пер­вой книги, возникает вопрос, почему эти книги названы его именем? Текст ни разу не дает повода для такого названия, но ход повествования рисует Самуила главным действующим лицом периода перехода от хаотичного родового строя Израиля к введению монархии, человеком, который пома­зал не только первого израильского царя, но, что важнее, царя, имеющего династическое обещание. В 1 и 2 книгах Царств описана жизнь только этих двух царей - Саула и Давида.

Поскольку невозможно доподлинно определить, кто написал 1 -2 книги Царств, невозможно и сказать, когда точно были написаны эти книги. До современного вида, они, скорее всего, были доведены после смерти Дави­да, о которой рассказывается уже в начале 3 книги Царств. Однако их со­брание и/или переработка могли быть проведены значительно позднее.

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

С появлением и популяризацией вельгаузенского Документарного под­хода к Писанию, 1 и 2 книги Царств попали под тот же самый вниматель­ный взгляд критики, что и Пятикнижие. Из-за ряда повторяющихся пове­ствований,12 ученые второй половины XIX, начала XX века попытались подойти к изучению 1-2 книг Царств с инструментами анализа критики источников, деля их на продолжения документов J и Е - господствовав­ший тогда метод в изучении Пятикнижия.13 В результате был сделан вы­вод, что книги были составлены в период вавилонского пленения.

Вполне ожидаемый результат такого подхода стремится разрушить це­лостность повествования и, обычно, так сильно дробит текст, что отдель­ные отрывки становятся бессмысленными. Более того, большое число сви­детельств и согласованность копий превращают предполагаемые источники в лучшем случае безосновательными.

Более удачный подход был впервые разработан Мартином Нотом, ко­торый считал, что все книги, начиная с Второзакония и Иисуса Навина до книг Царств, были созданы как единая композиция во времена вавилонс­кого пленения, чтобы показать недовольство Бога отступничеством Изра­иля и Иуды, которое, в результате, и привело их к пленению.14 Этот под­ход известен под названием «Девтерономистская история». В ней Второ­законие служит богословской предпосылкой, которая прослеживается че­рез весь период упадка Израиля, начиная от истории родового устройства и заканчивая историей монархии и последующим пленением. По его мне­нию, при составлении использовались ранние источники, но все они были собраны вместе во время пленения, чтобы объяснить причины падение Израиля.15

Соглашаясь только с основными принципами Девтерономистской тео­рии Нота, фон Рад16 и Кросс,17 тем не менее, указывают на присутствие позитивного элемента в Девтерономистской истории - включение завета Бога с Давидом. Кросс выступает за двухступенчатую композицию, где первая ступень, завершенная в VII веке до н.э., ведет к рассвету правления Иосии, а вторая - позднее, в VI веке - к пленению.18 Обычно европейцы, которые придерживаются многоступенчатого подхода к развитию Девте­рономистской истории, считают, что до разрушения Иерусалима в 587 году до н.э. книги еще не было.19

Усовершенствование Девтерономистской истории, которое включает взгляды фон Рада и Кросса о позитивном элементе, называется «Проро­ческой историей».20 Сторонники этого подхода считают, что отдельные части исторических книг были извлечены из материалов, изначально на­писанных пророками; они были позднее переработаны в Пророческую ис-

торию, чтобы проследитьнроисхождение, развитие и достижения израиль­ской монархии. В результате монархия стала «...уступкой распутным желаниям людей. Кроме этой, явно негатив­ной, цели, история была написана, чтобы изложить, в соответствии с Пророческой историей, основные элементы новой системы, по ко­торой должен был управляться Израиль. Пророк, который по при­меру Самуила мог бы управлять в одиночку, продолжал бы оставать­ся посредником между Яхве и я юдъми. Царь становился главой пра­вительства, но он должен был бы подчиняться не только указаниям и предостережениям пророка, действующего как голос Яхве, но даже пророческому избранию или отвержению, в соответствии с волей и желанием Яхве. Таким образом, любой новый царь должен был быть (как Давид) человеком, избранным «по сердцу» Яхве».21

Связь исторических книг с пророческими (ср. 1 Пар. 29:29) указывает на пророческое влияние. К тому же, еврейский канон традиционно назы­вает книгу Иисуса Навина, книгу Судей, книгу Самуила и книгу Царств «Древними пророками»22 предваряя развитие этой теории. В 1 и 2 книгах Царств главными лицами, направляющими развитие монархии были про­роки - Самуил и Нафан.23 Эти пророки были важными и [роками в основ­ных разделах 1 и 2 книг Царств: повествовании о Самуиле (1-7), повество­вании о Сауле (8-15) и повествовании о Давиде (от 1 Цар. 16 до2Цар. 24). Таким образом, предполагается, что истории, которые использовались для составления этихповествований, могли появиться значительно раньше, чем были написаны эти книги, но книги в последствии были серьезно перера­ботаны с тем, чтобы их невозможно было достоверно датировать.

Другая точка зрения состоит в том, что литературная составляющая книг не претерпела изменений, но внимание стоит обратить на богословское послание книг. Текст, разделенный на источники, теряет свой смысл. Бал-двин далее замечает, что при отсутствии важной группы аналогичной древ­ней литературы, с которой можно было бы сравнить Библию, нам нужно быть осторожными, и не делать скоропалительных выводов.25

Все эти теории имеют свои достоинства и недостатки, особенно это ка-

сается тех исходных предпосылок, с которыми подходят к исследованиям современные ученые. Хотя текст, как таковой, является первоосновой на­шего исследования, иудейская Библия сама указывает на то, что при ее создании авторы пользовались дополнительными источниками. Но это не значит, что все повествование было написано с чистого листа во время ва­вилонского пленения. Повествование произошло из источников, которые в свою очередь высоко ценились в те времена, когда были созданы.

Более того, основные доводы концепции Девтерономистской истории имеют иод собой хорошую основу. Благодаря водительству свыше, сверхъе­стественному вмешательству, или богодухновенности,26 безошибочность заявлений Второзакония," которые прослеживаются через всю Девтеро-номистскую историю, заставляет признать, что Второзаконие было созда­но позднее (т.е. в VII веке до н.э.), а это значит, что исторические заметки отражают основную идею Второзакония. В противном случае, если при-держиваться Моисеева авторства Второзакония, Девтерономистская ис­тория становится исполнением слов Моисея, которые он передал Израи­лю перед своей смертью, слов, которые пророки пытались донести до на­рода Израиля. Смит заключает, что «ДевтерономисткиЙ дух - это проро­ческий дух. Наследие пророков, живших до периода вавилонского плене­ния, некоторые из которых, возможно, были современниками описанных событий, произвело на свет труд, отмеченный печатью богословия Мои-

сея».

 

СТРУКТУРА

I. Самуил судит Израиль - 1 Цар. 1:1-12:2

A. Рождение и детство Самуила - 1:1-2:36

B. Призвание Самуила на служение - 3:1—4:1а

C. Повествование о ковчеге- 4:16-7:17

1. Израиль берет ковчег в бой - 4:16-22

 

2. Филистимляне захватывают ковчег - 5:1-12

3. Филистимляне возвращают ковчег Израилю - 6:1-7:2

4. Самуил упрекает Израиль в Массифе - 7:3-17

D. Самуил и Саул - 8:1-12:25

1. Израиль требует царя - 8:1-22

2. Самуил тайно помазывает Саула - 9:1-10:16

3. Самуил представляет Саула Израилю - 10:17-27

4. Саул проявляет себя как царь - 11:1-15

5. Прощальное слово Самуила к Израилю - 12:1-25

II. Саул правит Израилем - 13:1-31:13

A. Саул порочит свое правление - 13:1-15:35

1. Саул незаконно совершает жертвоприношение - 13:1-22

2. Ионафан одерживает победу над филистимлянами - 13:23-14:46

3. Саул сражается с соседними народами -14:47-52

4. Саул пренебрегает указаниями Господа и сохраняет жизнь царю Амаликитскому - 15:1-35

B. Успешное восхождение Давида- 16:1-19:17

1. Самуил помазывает Давида - 16:1-13

2. Давид при дворе Саула, чтобы усмирять его дух - 16:14-23

3. Давид побеждает Голиафа - 17:1-58

4. Ионафан и Давид заключают соглашение - 18:1-5

5. Саул замышляет убить Давида - 18:6-30

6. Ионафан, Мелхола и Самуил защищают Давида- 19:1-17

C. Саул преследует Давида - 20:1-30:31

1. Давид возобновляет соглашение с Ионафаном - 20:1-42

2. Ахимелех ненамеренно помогает Давиду совершить побег -21:1-9

3. Давид находит убежище в Гефе - 21:10-15

4. Давид в Одолламе и Моавс - 22:1-5

5. Саул убивает священников, оказавших помощь Давиду - 22:6-23

6. Давид спасает Кеиль от филистимлян - 23:1-14

7. Давид ускользает от Саула в пустыне - 23:15-29

8. Давид щадит Саула - 24:1-22

9. Навал отказывается помогать Давиду и умирает; Давид берет в жены Авигею - 25:1-44

10. Давид второй раз щадит Саула - 26:1-25

11. Давид ищет убежища в Гефе - 27:1-28:2

12. Саул советуется с волшебницей перед сражением - 28:3-25

13. Филистимляне отказываются от помощи Давида в сражении с Саулом- 29:1-11

14. Давид преследует амаликитян, разграбивших Секелаг, - 30:1-31

D. Саул и его сыновья погибают - 31:1-13

III. Давид царствует над Израилем - 2 Цар. 1:1-24:25

А. Давид начинает свое правление в Иудее - 1:1-4:12

1. Давид оплакивает смерть Саула и Ионафана - 1:1-27

2. Иуда помазывает Давида на царство - 2:1-7

3. Иевосфей царствует как соперник в Израиле - 2:8-4:12

В. Давид царствует над всем Израилем - 5:1-24:25

1. Старейшины помазывают Давида царем - 5:1-5

2. Давид занимает Иерусалим и делает его своей столицей - 5:6-16

3. Филистимляне пытаются свергнуть Давида с престола - 5:17-25

4. Давид переносит ковчег в Иерусалим - 6:1-23

5. Давид пытается построить Храм Господу - 7:1-29

6. Давид защищает царство от врагов - 8:1-18

7. Давид исполняет обещание, данное Ионафану - 9:1-13

8. Давид сражается с аммонитянами и сирийцами - 10:1-12:31

9. Правление Давида деградирует - 13:1-20:26

10. Давид мстит Гаваонитянам - 21:1-14

11. Люди Давида убивают гигантов - 21:15-22

12. Давид сочиняет хвалебную песнь - 22:1-51

13. Давид сочиняет последнюю песнь - 23:1-7

14. Тридцать семь сильных мужей, окружавших Давида - 23:8-39

15. Перепись Давида приносит смерть Израилю - 24:1-25

ЖАНР

1 и 2 книги Царств называются историческими, но их нельзя назвать историей в современном понимании этого слова. Обычно мы описываем историю на основе социальных, политических и экономических критери­ев. Ясно, что ни книги Царств, ни любые другие, так называемые, истори­ческие книги Библии не сосредоточены вокруг этих вопросах. Они пред­ставляют собой «богословскую» историю и в основе их лежат Божьи дей­ствия и ответные поступки Израиля. И это не умаляет точность повество­вания.

На историческую достоверность Библии смотрят со все возрастающим скептицизмом. Основными сторонниками этих атак стали Нилз Петер Лемш,29 Томас Л. Томпсон,30 Филипп Дэйвис31 и Израэль Финкельштейн и Нил Ашер Силберман.:'а Они уверяют, что Саул, Давид, Соломон и сама идея единого монархического государства Израиль, в лучшем случае, - легенды в историческом здании Израиля, и что те рассказы, которыми мы пользуемся, были сочинены уже после вавилонского пленения. Посколь­ку они были созданы значительно позднее описываемых событий, мы не можем полагаться на их данные, пытаясь восстановить какую бы то ни было

историческую картину событий, происшедших до времен Езекии, а для большинства авторов, даже сам Езекия являлся вымышленным героем.11 Вывод Томпсона характеризует взгляды всей группы:

«Не существует свидетельств того, что когда-либо существовала еди­ная монархия, нет свидетельств того, что ее столицей был Иеруса­лим, пет свидетельств того, что в тс времена в западной части Пале­стины господствовала, связанная с Иерусалимом, единая политичес­кая сила, защищавшая империю, территориально соответствующую той, что описана в легенде. У нас нет свидетельств, подтверждаю­щих существование царей но имени Саул, Давид или Соломон, и ничто не свидетельствует о том, что в этот ранний период в Иеруса­лиме был построен храм».14

Чрезвычайно предвзятое мнение этих авторов становится очевидным, когда читаешь их отзывы о находке колоны Дана, на которой упоминается «дом Давидов». Надпись датируется IX веком до н.э., это значит, что она была сделана менее чем через столетие после смерти Соломона. Ученые-скептики либо не принимают ее во внимание, относясь к ней как к поддел­ке, л ибо сч итают, что она говорит о «доме Дода», малоизвестном божестве, поклонение которому мало чем подтверждается, или говорят, что эта фра­за описывает некое нереальное существо.

Такому историческому цинизму нашлось немало возражений. Масса ученых, многие из которых неверующие, осудили такие перегибы35 и по­казали, что выдвинутые аргументы безосновательны или подобраны под влиянием методологии и/или идеологии.

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

1 и 2 книги Царств показывают развитие Израиля с точки зрения реа­лизации Божьего плана построения династии Давида, через которую в ко­нечном итоге суждено прийти Мессии (ср. 2 Цар. 7). Повествование рас­сказывает о переходе от теократии царей «которых вы избрали себе» (ср. 1 Цар. 8:18) к царю, которого «Господь найдет себе... по сердцу Своему» (1 Цар. 13:14). Более того, повествование показывает, что переход от Саула к Давиду произошел потому, что Саул восстал против Бога, а Давид не уча­ствовал в отстранении Саула от власти. Подчеркивается способность Бога осуществить Свой план, несмотря на людские слабости и несовершенства, включая и те пороки, которые пришли в монархию вместе с Давидом.

Сюжет книги Царств отражает Девтерономистскую историю в ее про­роческом осуществлении. Второзаконие предупреждало об опасностях, которые влечет за собой монархия (Втор. 17:14-20). Но Израиль, все же, просил себе царя (1 Цар. 8:6, 19-20), и Самуил, послушный долгу, предуп­редил Израиль о последствиях такого руководства (1 Цар. 8:10-18).

Второзаконие 12 подчеркивает, что после того, как Израиль войдет и землю и Господь даст ему отдых от врагов (12:10), Он определит для Изра­иля место поклонения. Когда Давид преждевременно решил построить постоянный дом для Господа (2 Цар. 7), Господь запретил ему, но через бо­гоявление определил, где построит храм сын Давида Соломон (2 Цар. 24; ср. 1 Пар. 21:28-22:1; 2 Пар. 3:1). Пока же главная задача Давида закл юча-лась в том, чтобы защищать землю, применяя военную силу (2 Цар. 8,10).

Предупреждения о благословениях и проклятиях, которые подчерки­ваются во Второзаконии (28), отражаются в речи Самуила, адресованной к Израилю в день восшествия Саула на престол (1 Цар. 12:6-18). Однако Саул служил себе больше, чем следовал наставлениям Господа, что в кон­це концов выразилось, сначала, в уничтожении его династии (1 Цар. 13:13-14), а вскоре после этого, в свержении его с царского престола (1 Цар. 15:23-26). Давид услышал такие же обещания благословен и й и проклятий, когда Господь запрещал ему строить храм, но Господь также обещал навеки уко­ренить династию Давида (2 Цар. 7:7-16).

 

СВЯЗИ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Главное тема Нового Завета - исполнение обещания, данного Давиду об устроении вечного престола, на котором будет сидеть потомок Давида (2 Цар. 7:11-16). Чувства, которые выражены в песни Анны о младенце и праведном, помазанном царе, отражаются в песни ликования Марии в от­вет на объявление о том, что она родит того, кто будет сидеть на престоле Давида (Лук. 2:30-33, 46-55). Ибо тот, кто воссядет на престоле Давида, будет Мессией - «помазанником».36 Об этой коронации говорил Петр в день Пятидесятницы: «Господом и Помазании ком сделал Бог Иисуса - того самого Иисуса, которого вы распяли!» (Деян. 2:36).

Новозаветные авторы уделяли большое внимание тому, что Иисус был представителем царского рода Давидона (Мф. 1:1-20; 12:23; Лук. 1:27-32; 2:4; Деян. 2:25-36; Рим. 1:3; Тит. 2:8; Откр. 22:16). А Петр даже указывал, что все пророки, начиная с Самуила, предвещали эти события (Деян. 3:24).

 

3 и 4 КНИГИ ЦАРСТВ

 

Дейл Мейнор

 

В иудейской Библии третья и четвертая книги Царств также объедине­ны в одну, а на полях Масоретского текста место 3 Царств 22:6 названо серединой книги. На иврите эти книги носят название книга Царств ( мелахим). В греческом переводе эти книги носят название 3 и 4 книги Царств (Басилейон).

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН

Повествование 3 и 4 книг Царств начинается примерно в 970 г. до н.э. со времени восхождения на престол царя Соломона. Политическое и воен­ное ослабление великих империй Месопотамии и Египта позволило сразу нескольким малым государством укрепиться в образовавшемся вакууме. Среди них - Финикия, Едом и особенно Сирия.1 3 книга Царств начинает­ся с рассказа об образовавшемся союзе между Финикией и Израилем (3 Цар. 5) и о политическом диалоге Соломона с Египтом, который выразил­ся в браке Соломона и дочери фараона (3 Цар. 9:16),2 а также о недолгом, но значительном вторжении Сусакима Египетского в пределы Иуды и Израиля сразу же после смерти Соломона (3 Цар. 14:25-28).

После смерти Соломона царство раскололось (3 Цар. 12) и причин это­му было несколько. Библия указывает па неверность Соломона Богу Яхве, которая частично проявилась в том, что он брал в жены иноплеменниц и менял некоторые религиозные обряды Израиля (3 Цар. 11:1-13). Также, текст ясно говорит о том, что Соломон попал в ту самую западню, о кото­рой предупреждают Второзаконие (17:14-20) и 1 книга Царств (8:10-18) -он обложил жителей Израиля высокими финансовыми поборами (3 Цар. 4:22-28). После смерти Соломона северные колена Израиля попросили всего лишь снизить налоги (3 Цар. 12:1-15), но новый царь, сын Соломона,

 

Ровоам отказался исполнить эту просьбу, и тогда народ короновал Иеро-воама, сына Павата (3 Цар. 12:20).

Хотя Иеровоаму было обещано продолжение царской династии, если он будет следовать Господу (3 Цар. 11:26-39), он, очевидно, не доверял Богу, а больше заботился об укреплении своего могущества в выделенной ему области. Он ввел четыре новшества в жизнь Израиля - ввел поклонение новым богам (изваял двух золотых тельцов для поклонения им), перенес место поклонения из Иерусалима в Дан и Вефиль (и на другие высоты по всей стране), поменял прежних священников и ввел новые праздники (3 Цар. 12:25-33). Привнося такие перемены, Иеровоам изменил идеологию страны, которая из поклонения Богу Яхве превратилась, в лучшем случае, в синкретизм с элементами идолопоклонства, которые со времен Судей и до этого времени продолжали жить в земле, но оставались скрытыми. В конечном итоге, Израильское царство стало плюралистичным в филосо­фии и материалистичным в стремлениях (на что намекаю]' пророки Лмос и Осия).

Брак Ахава и Иезавели открыл новую главу в заимствовании иност­ранных традиций (3 Цар. 16:29-34). Бог направил на служение Илию и Елисея, пытаясь привести Израиль в чувство (3 Цар. 17 4 Цар. 8), но после того, как призывы пророков были проигнорированы, Бог воспользо­вался растущим могуществом Сирии и Арама, чтобы вернуть Израиль к вере (3 Цар. 20-4 Цар. 13). В конце концов, и Арам и Израиль пали под ударами Ассирии, которая провела несколько успешных военных компа­ний, в результате чего оба государства были лишены какой-либо военной мощи, а Израиль, после депортации жителей в 721 году до н.э. и вовсе по­терял политическую самостоятельность (4 Цар. 17). Когда еще только по­явилась угроза со стороны Ассирии, Бог призвал пророков-писателей Амо­са, Осию, Михея, Исайю, чтобы убедить Израиль и Иудею в необходимос­ти покаяния.

Все это время, Иудея проявляла непостоянство в своих отношениях с Господом, но, тем не менее, оставалась относительно свободной от иност­ранного влияния. Однако, даже после падения Израиля, Иудея не усвоила горьких уроков неверия и оказалась в центре пол итических и военных ин­тересов Ассирии, в то время как Господь использовал Ассирию, чтобы вер­нуть Иудею к вере (ср. Ис. 10:5-6). Езския внял предупреждениям и попы­тался реформировать поклонение и веру жителей Иудеи (4 Цар. 18-20). Его усилия не прошли напрасно, и ему удалось избавить Иерусалим и храм от разграбления. Ассирийские войска прошли мимо Иерусалима и напра­вили свои усилия на войну с Египтом.

Однако оказалось, что усилия Езекии быстро сошли на нет, когда цари Манасия и Аммон начали щедро поддерживать всеобщее отступничество (4 Цар. 21). Коротким, но ярким периодом возвращения к Господу запом­нилось правление Иосии, который начал проводить всестороннюю рефор­му (4 Цар. 22-23). Его реформы прекратились с его смертью; он погиб в бою, пытаясь остановить попытки Египта упрочить положение Ассирии перед лицом угрозы со стороны Вавилона (4 Цар. 23:28-30).

Вскоре после смерти Иосии Иудея вернулась к идолопоклонству, и Яхие позволил Навуходоносору, который победил ассирийцев при Каркемишс, сделать быстрый рывок на юг и подчинить себе Иудею (4 Цар, 24). Поли­тическое и религиозное упрямство Иудеи только ускорило последний по­ход Вавилона в 587-586 гг. до н.э., во время которого были разрушены иде­ологические символы Иудеи - святой город Иерусалим и храм Яхве (4 Цар.

25:1-17).

ТЕКСТ И АВТОР

Масоретский текст (МТ) 3 и 4 книги Царств сохранился лучше, чем текст 1 и 2 книги Царств, хотя древнейших копий осталось не много. Свит­ки Мертвого моря прибавили не многочисленные фрагменты текста,3 но эти отрывки в основном схожи с имеющимся МТ/ Трудности возникают при сравнении еврейского текста с переводом Септуагинты. Вопросы со­хранности текста тс же, что и в случае с рукописями 1 и 2 книги Царств.5

Вопрос авторства 3 и 4 книги Царств остается невыясненным. Иудейс­кая традиция приписывает эти книги пророку Иеремии: «Иеремия напи­сал свою собственную книгу, книгу Царств и Плач»,6 но это заключение нигде не подтверждается напрямую. Ясно, что книга, в том виде, в котором мы ее имеем на сегодня, была завершена после пленения 587/586 гг. до н.э., и даже после 561 г. до н.э., когда Иоаким был выпущен из темницы, чтобы жить под домашним арестом у вавилонского царя Ёвилмеродаха (4 Цар. 25:27-30). Теоретически Иеремия мог участвовать в составлен и и кни­ги, поскольку он был еще жив во времена пленения и мог записать сведе­ния об освобождении Иоакима (Иер. 52:31-34).

Однако 3 и 4 книги Царств явно отсылает читателя к нескольким вне-библейским источникам. Первая ссылка находится вЗ Цар. 11:41, где упо­минается «Книга дел Соломоновых» (сефер дuвpeй шломох). После разделения царства, часто появляются ссылки на «Летопись царей иудейских» (3 Цар. 14:29; 15:7,23; 4 Цар. 8:23; 12:19; 14:18; 24:5; сефер дuвpeй хаямим, «книга дел во дни ...») и «Летопись царей израильских» (3 Цар. 14:19; 15:31; 16:20; 4 Цар. 1:18; 10:34; 13:8,12).

Эти книги не сохранились, но представляли собой дневники событий из жизни царей. Нам не известны цели этих дневников, но они, очевидно, служили источниками информации для пояснительного повествования Библии. Коган предполагает, что «они, вероятно, были основаны на информации из первых рук: на записях о военных действиях, налоговых ве­домостях, царских планах и прочих материалах».7 Китчен указывает, что подобные дневники использовались в Египте, Месопотамии и, наконец, во всех остальных частях древнего мира, и в других культурах эти первоис­точники также не сохранились.8 Возможно, что некоторые отрывки из 3 и А Царств, особенно те, что слово в слово повторяются в пророках, произош­ли из общих источников, или, по-другому, одна книга полагалась па дру­гую (ср. Ис. 36-39 и Цар. 18:13-20; Иер. 52 и А Цар. 24:18-25:21).

К тому же, некоторые ссылки 3 и А книги Царств имеют в виду людей и/или книги, которые были источниками изложенной информации. Ели-хореф и Лхия названы в 3 Цар. 4:3 секретарями (соферим), а Иоса-фат назван писцом (хаммацкир) во времена царствования Соло­мона. Позднее, во время царствования Езекии, Севна назван секретарем, а Иоах писцом (2 Цар. 18:18,37). При Давиде были люди, исполнявшие ту же работу (ср. 2 Цар. 8:16-17; 20:24-25), откуда следует, что их обязаннос­ти были хорошо определены. Понятно, что такие люди занимались запи­сью официальных документов.

Дополнительное ведение записей подразумевается в специфике дати­ровке различных событий, изложенных в 3 и 4 Царств. Среди них ссылки на строительство иерусалимского храма (3 Цар. 6:37-38) и рассказ о на­падении Сусакима на Израиль и Иудею (3 Цар. 14:25). Начиная с 4 Цар. 14, появляется серия ссылок па между народные контакты, особенно с ас­сирийцами, которые идут войной иа Израиль и Иудею. Временные рамки этих событий можно было бы легко определить, если сравн ивать их с теми же военными походами, о которых рассказывают ассирийские источники. Наконец, разрушение иерусалимского храма точно датируется девятнад­цатым годом правления Навуходоносора (4 Цар. 25:8). Некоторые, поздней­шие события могли еще оставаться в памяти очевидцев, по будем помнить, что 3 и 4 книги Царств охватывают период в 400 лет, и на все события оче­видцев не наберешь!

Пророки могли быть еще одним источником информации, особенно в свете их пристального внимания к отношениям Израиля и Иуды с Яхве. Автор книги Паралипоменон сообщает своим читателям о том, что инфор­мацию об описанных событиях и царях можно найти у некоторых проро-

ков (1 Пар. 29:29; 2 Пар. 9:29; 12:15; 20:34; 26:22; 32:32). 3 и 4 книги Царств ссылается наряд пророков, среди которых Нафан (3 Цар. 1), Ахия (3 Цар. 11:29-38; 14:1-18); Иуй, сын Ананиев (3 Цар. 16:1-4,7), Илия (3 Цар. 17-19; 21; 4 Цар. 1:1-2:18), Елисей (4 Цар. 2:19-25; 2:2-9:13; 13:14-21), Михей, сын Иемвлая (3 Цар. 22:2-38), Иона (4 Цар. 14:25), Исайя (2 Цар. 19-20), пророчица Олдама (4 Цар. 22:13-20) и несколько пророков, имена кото­рых не называются (3 Цар. 13:1-32; 20:13-14,22,28,35-43; 4 Цар. 21:10-15). Текст 3 и 4 книг Царств почти ни разу не указывает на то, что пророки сами писали книги; более того, странно, что 3 и 4 книги Царств вообще не содержит цитат из большинства пророческих книг.

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

Следуя введенному Юлием Вельхаузеном классическому методы ана­лиза источников, Бензингер и Шменд в XX веке также попытались уви­деть в 3 и 4 книгах Царств следы документов J и Е." Ученый мир следовал этой методике, пока, наконец, полученные отдельные отрывки текста не уничтожили саму первоначальную идею деления. Хотя большинство со­временных ученых считают, что при составлении книги использовались некоторые первоисточники (как об этом говорит сам текст 3 и 4 Царств), «эти источники подверглись продолжительному редактированию и лите­ратурной адаптации, что в результате породило высокохудожественное и уникальное литературное произведение, чья сложность продолжает чинить препятствия тем, кто все время пытается отрезать первоисточники от са­мой книги...»12

Также как и с 1 и 2 книгами Царств и ранними историческими книгами, развитие идеи Нота о Девтерономистской истории серьезно продвинуло толкование и понимание текста 3 и 4 Царств (см. обсуждение этого вопро­са в главе «1 и 2 книги Царств» в разделе «История толкования»). Ряд отрывков 3 и 4 книг Царств намекают на то, что книги были составлены в период вавилонского плена (ср. 3 Цар. 4:25; 9:6-9; 11:9-13; 4 Цар. 17:19-20; 20:17-18; 21:11-15; 22:15-20; 23:26-27; 24:2-4; 24:18-25:30), а отсутствие в тексте упоминания об указе Кира от 539 г. до н.э. (по которому иудеям раз­решалось вернуться на родину) свидетельствует о том, что книги были за­вершены до этого события.

Однако пророческие элементы встречаются в книге часто, когда автор постоянно оценивает различных царей в зависимости от их лояльности воле Яхве - особенно, как это было очерчено во Второзаконии.

В дополнение к пророческому взгляду на книги, стоит рассмотреть и литературный подход, сторонники которого смотрят на книгу как на еди­ное произведение, пытаясь уловить смысл книги так, как его понимали представители иудейской общины в Вавилоне. Холовей и Дж. Лонг описали применение этого подхода, указывая на стилистические и литератур­ные конструкции, которые выделяют послание книги и приуменьшают выводы анализа источников.13

СТРУКТУРА

3 и 4 книги Царств имеют трехчастную структуру. Первая часть расска­зывает о правлении Соломона, за которым следует вторая часть, рассказы­вающая о разделении царства на северное царство Израиль и южное Дави­дово царство Иуды. Третья часть повествует об истории Иудеи после пле­нения Израиля.

I. Соломон правит всем Израилем - 1:1-11:43

A. Соломон наследует трон, Давид умирает - 1:1-2:46

B. Правление Соломона - 3:1-11:43

1. Соломон проявляет мудрость 3:1-4:34

2. Соломон строит храм и дворец - 5:1-7:51

3. Соломон посвящает храм Господу - 8:1-66

4. Эпизоды правления Соломона - 9:1-10:29

a. Бог заключает завет с Соломоном - 9:1-9

b. Конфликт Соломона с Хирамом - 9:10-14

c. Соломон использует принудительный труд - 9:15-28

d. Царица Савская гостит у Соломона - 10:1-13

e. Соломон демонстрирует свое экономическое величие- 10:14-29

5. Жены Соломона приводят его к отступничеству; Бог осуждает его - 11:1-43

II. Монархия распадается на Израиль и Иудею - 3 Цар. 12:1-4 Цар. 17:41

A. Раскол царства Соломона - 12:1-14:31

1. Десять колен восстают против Ровоама - 12:1-20

2. Ровоам пытается объединить царство, но Бог запрещает ему -12:21-24

3. Иеровоам правит Израилем - 12:25-14:20

a. Иеровоам учреждает вероотступничество - 12:25-33

b. Муж Божий из Иудеи осуждает Иеровоама - 13:1-34

c. Ахия предсказывает смерть сына Иеровоама - 14:1-16

d. Иеровоам умирает - 14:17-20

4. Ровоам правит Иудеей - 14:21-31

a. Иудея отступает от Господа - 14:21-24

b. Сусаким разоряет иерусалимский храм - 14:25-28

c. Ровоам умирает - 14:29-31

B. Сравнительная история Израиля и Иудеи-3 Цар. 15:1-4 Цар. 17:41

1. Авия и Аза правят Иудеей - 15:1-24

2. Нават, Вааса, Ила, Замврий, Амврий и Ахав правят Израилем -15:25-16:34

 

3. Илия пророчествует в Израиле - 3 Цар. 17:1-4 Цар. 2:11

a. Бог хранит Илию, посылая в помощь воронов и вдову- 17:1-24

b. Илия противостоит пророкам Ваала у горы Кармил - 18:1-46

c. Преследования Иезавели заставляют Илию бежать к горе Хо-рив- 19:1-18

d. Илия призывает Елисея на служение - 19:19-21

e. Бог спасает Ахава от сирийского нашествия - 20:1-22

f. Бог спасает Ахава во второй раз от сирийского нашествия -20:23-34

g. Бог осуждает Ахава за пощаду Венадада - 20:35-43

h. Илия осуждает Ахава за захват виноградника Навуфея -21:1-29

i. Ахав и Иосафат, царь иудейский, вместе вступают в войну про­тив Сирии - 22:1-40

j. Иосафат правит Иудеей - 22:41-50

к. Охозия правит Израилем - 3 Цар. 22:51-4 Цар. 1:16

l. Иорам наследует трон Охозии - 1:17-18

m. Илия возносится на небо- 2:1-11

4. Елисей пророчествует в Израиле - 2:12-8:29

a. Елисей начинает служение - 2.12-25

b. Иорам идет войной против Моава - 3:1-27

c. Елисей совершает чудеса - 4:1-8:6

(1) Масло вдовы не кончается - 461-7

(2) У женщины сонамитянки рождается сын - 4:8-17

(3) Елисей воскрешает сына сонамитянки - 4:18-37

(4) Елисей очищает отравленную похлебку - 4:38-41

(5) Елисей кормит сотню мужчин малым количеством пищи - 4:42-44

(6) Елисей исцеляет Неемана - 5:1-27

(7) Елисей достает из воды топор - 6:1-7

(8) Елисей рассказывает о сирийских военных планах Иораму - 6:8-10

(9) Елисей поражает слепотой сирийское войско - 6:11-23

(10) Елисей предсказывает освобождение Самарии - 6:24-7:20

(11) Гиезий рассказывает о делах Елисея - 8:1-6

d Елисей помазывает на царство царя Сирии - 8:7-15

5. Иорам и Охозия правят Иудеей - 8:16-29

6. Ииуй правит Израилем - 9:1-10:36

a. Елисей наставляет слугу помазать Ииуйя на царство - 9:1-13

b. Ииуй убивает Иорама, царя израильского - 9:14-26

c. Ииуй убивает Охозию, царя иудейского - 9:27-29

d. Ииуй жестоко убивает семью Ахава и родственников Охозии -9:30-10:17

e. Ииуй жестоко расправляется с поклонниками Ваала - 10:18-36

7. Гофолия правит Иудеей -11:1 -20

 

8. Иоас правит Иудеей - 11:21-12:21

9. Иоахаз и Иоас правят Израилем - 13:1-25

10. Амасия правит Иудеей - 14:1-22

11. Иеровоам, сын Иоаса правит Израилем - 14:23-29

12. Азария правит Иудеей - 15:1-7

13. Захария, Селлум, Менаим, Факия и Факей правят Израилем -15:8-31

14. Иоафам и Ахаз правят Иудеей - 15:32-16:20

15. По божьей воле Ассирия разоряет Израиль за его грехи - 17:1-23

16. Самарию заселяют чужестранцы - 17:24-41

III. Царство Иуды продолжает существование до вавилонского пленения -18:1-25:30

A. Езекия правит Иудеей - 18:1 —2-:21

1. Езекия пытается восстановить правильное поклонение - 18:1-8

2. Ассирийцы угрожают Иудее - 18:9-37

3. Исайя уверяет Езекию в том, что Иерусалим устоит - 19:1-37

4. Езекию поражает болезнь, он заключает договор с вавилонянами

-20:1-21

B. Манассия правит Иудеей - 21:1-18

1. Манассия возвращает Иудею к идолопоклонству - 21:1-9

2. Пророки предсказывают падение Иерусалима - 21:10-18

C. Аммон правит Иудеей - 21:19-26

D. Иосия правит Иудеей - 2261-23:30

1. Иосия финансирует восстановление храма - 22:1-20

2. Иосия обновляет завет с Богом - 23:1 -3

3. Иосия очищает страну от лжепоклонения - 23:4-25

4. Божий гнев за грехи Манассии не откладывается - 23:26-27

5. Иосия умирает в сражении против египтян - 23:28-30

E. Фараон пленяет Иоахаза - 23:31-35

F. Навуходоносор пленяет Иоакима - 23:36-24:7

G. Навуходоносор пленяет Иоакима и уводит его в Вавилон - 24:8-16 Н. Навуходоносор коронует Матфанию 24:17-25:21

1. Матфания восстает против Навуходоносора - 24:17-25:7

2. Навуходоносор разрушает Иерусалим и храм - 25:8-21

I. Навуходоносор назначает Годолию областеначальником - 25:22-27

J. Евилмсродах освобождает Иоакима из темницы - 25:27-30

 

 

ЖАНР

Как и другие исторические книги (напр., книга Иисуса Навина или книга Есфирь) 3 и 4 книги Царств также считаются историческими, но они выде­ляют не обычные для истории социальные, политические и экономичес­кие вопросы, а подчеркивают дела Божьи в жизни народа Божьего и рас­сказывают о том, как народ Божий отвечал на призывы и ожидания Бога. Современная история обычно смотрит на международную политическую активность в регионе. Например, ссылки на Амврия, найденные в асейрииских записях, указывают на то, что он был могущественным царем,14 но в 3 книге Царств ему посвящено только четырнадцать стихов (16:15-28). При всем внимании Библии к царю Ахаву, в 3 книге Царств не упоминается о том, что он был повержен Салманассаром III, царем ассирийским в 853 г. до н.э.15 Мало что сказано в Библии о территориальных завоеваниях и обо­гащении страны во время правления Исровоама, сына Иоаса (ср. 4 Цар. 14:25). Чтобы побольше узнать о социальных и экономических вопросах, лучше обратиться к пророческим книгам - Амоса, Осии, Михея, Исайи, Иеремии и Иезекииля - по даже здесь подчеркивается духовная деграда­ция, которая обычно следует за обогащением, и отсутствие всякого разви­тия в области нравственности.

Инженерный подвиг Езекии по строительству тоннеля заслуживает лишь беглой ссылки в 4 Цар. 20:20, в то время как на современный мир это сооружение с техникой его создания производит неизгладимое впечатле­ние, а современные ученые продолжают спорить о том, как в тс времена удалось Воплотить столь успешный проект.16

В отличие от современной науки, которую интересуют такого рода ис­торические факты, 3 и 4 книги Царств, вместе с остальными книгами Биб­лии, в первую очередь говорят о религии. Тема храма и его строительства преобладает в первых главах 3 книги Царств. Затем главным делом стано-вится оценка царей, в зависимости от того, поклонялись ли они на запре­щенных Библией высотах или нет. После раскола монархи и, северные цари постоянно сравниваются с Иеровоамом, сыном Навата, который служит мерилом зла, уводящим Израиль прочь от Яхве. Редкие цари Иудеи обра­щаются к Господу, проявляя веру, но эти случаи слишком изменчивы, что­бы серьезно повлиять па жизнь всей страны. Даже правление Езекии и И осии - еди нствен н ых царей, которые пытались очистить страну от высот поклонения и заставить людей приносить жертвы только в храме - оказы­ваются недостаточными для того, чтобы предотвратить грядущее разру­шение.

Библейское повествование - это история, но история, которая придает особое значение духовным и пророческим вопросам.17

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Из приведенных выше рассуждений о жанре явствует, что 3 и 4 книги Царств несут сильную богословскую нагрузку. Первые главы 3 книги Царств выделяют тему строительства храма и Божье принятие этого со­оружения, как места, которое Он Сам избрал и где отныне будет обитать Его имя (ср. Втор. 12:1-14; 3 Цар. 8:10-13,29; 9:3). Благодаря этому любые жертвы, приносимые на высотах по всей стране, стали незаконными.

Однако, после пленения, Израиль оказался оторванным от законного места поклонения. И потому 3 и 4 книги Царств - это теодицея (или бого­оправдание), адресованная, прежде всего, к людям, живущим в плену, цель которой объяснить, почему Яхве позволил разрушить храм и увести свой народ в плен. Перечисленные выше проклятия обозначены пророчески еще в начале, после того, как Соломон посвящает храм и Яхве является ему с предупреждением. Если Израиль не станет следовать за Богом, то «...Я ис­треблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освя­тил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «За что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» (3 Цар. 9:7-8). Верность Бога с иронией про­демонстрирована н исполненном обещании: Бог действительно позволил пленить спой народ за непослушание (ср. 4 Цар. 21:14-15; 24:2).

Повествование многократно говорит о непослушании народа, расска­зывая о проклятиях, которые призваны привести людей к покаянию. Все это предречено во Второзаконии, но семена будущего пленения были по­сеяны еще сам и м Соломоном и взошли на почве, удобренной Иеровоамом. Хоббс заключает:

«Политические бедствия, потерю храма, города, земли и царя, пре­взошел серьезный религиозный и богословский кризис пленения. Каждый из потерянных элементов был символом уверенности в бо­гоизбранности Израиля и присутствия Бога среди народа. Земля была даром от Бога. Город был обиталищем Бога (Псалмы 2; 48). Царь был живым представителем Божьей благодати (Псалмы 110; 132; 2 Цар. 7). Все это теперь было потеряно, а вместе с ними исчезли ви­димые символы учреждения иудейского общества под рукой Божь­ей. Без этих ключевых учреждений людям недоставало единства, а без земли можно было оспорить их национальное своеобразие».18

Тем не менее, даже после потери земли и депортации, и даже после низложения земной династии Давида, даже в плену все равно оставалась вадежда. Бог не забыл своих обещаний дому Давидову (2 Цар. 7). Хотя усилия земных монархов не могли спасти положения, что следует из уси­лий Иосии, искорка надежды, которая проявляется в освобождении пос­леднего царя Иоакима в конце 4 книги Царств, все же остается (25:27-30).

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

Возможно, самой важной связью с Новым Заветом нужно считать де­монстрацию Божьей верности дому Давида (2 Цар. 7). Но царство будет и меть другое измерение, нежели земное царство Давида. Все четыре Еван­гелия ссылаются на Давидово (а значит, мессианское) происхождение ро­дословной Иисуса.20 Когда Евангелие вышло за пределы Иудеи, тот же факт о наследии Иисуса повторялся в иудейских общи нах диаспоры (Деян. 2:25-35; 13:22-37; 15:13-17).

Частично, подтверждение заявлений Иисуса об исполнении Им проро­ческих предсказаний, прослеживается в повествованиях об Илии. Мала-хия пророчествовал о том, что Илия приготовит путь Мессии (Мал. -1:5-6), а Лука рассказывая о том, как Захария узнает о рождении Иоанна, объяв­ляет о том, что Иоанн будет иметь дух Илии (Лк. 1:17). Новозаветные ав­торы всячески по/|,черкивают эту связь, например, рассказывая о том, как представители иудейских властей спрашивают Иоанна Крестителя, он ли Илия (Ин. 1:19-20) - факт, который впоследствии подтверждает Иисус (Мф. 11613-14). Иоанн одет в ту же необычную одежду, что и Илия (ср. 4 Цар. 1:7-8 и Мф. ЗМ), а враги обоих оказываются женщины - Иезавель у Илии (3 Цар. 18:2,10,14) и Иродиада у Иоанна (Мф. 13:3-12).

Передача пророческого служения от Илии к Елисею подобна передачи служения от Иоанна к Иисусу, и оба перехода свершаются вблизи Иорда­на (ср. 4 Цар. 2:9-14 и Мф. 3:13-17). Пожалуй, ярче всего Илия присут­ствует во время Преображения, когда вместе с Моисеем и Иисусом они говорят об исходе Иисуса (Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-8; Лк. 9:28-36).

Сам Иисус ссылается на служен ие Илии, когда говорит о том, что пале­стинские евреи не захотели принять Его проповедь (Лк. 4:25-26), а Иисуса часто путали с Илией, сравнивая Его дела с теми, которые мог бы сотво­рить пророк (Мф. 16:14; Мк. 6:14-15; 8:27-29; Лк. 9:7-8). Во время же рас­пятия некоторые думали, что Иисус призывает Илию, чтобы тот i сомог Ему (Мф. 27:46-49; Мк. 15:35-36).

Павел указывает, что Илия находился у горы Хорив, потому что в оби­де считал, что у Яхве нет никого другого, кто мог бы служить Ему. Тогда Бог показал ему, что есть еще много людей, не поклонившихся Ваалу (ср. 3 Цар. 19:9-18 и Рим. 11:2-5). Иаков указывает на Илию как на пример обыч­ного человека, молитву которого слышит Бог (5:16-18).

Елисей также играет важную роль в повествованиях Нового Завета. Диллард и Лонгман считают, что ответ Иисуса на вопрос Иоанна о Его личности (Мф. 11:2-3) сформулирован как аллюзия на передачу полномо­чий от Илии к Елисею:

«Елисей открывал глаза слепым (4 Царств 6:18-20), очищал прока­женных (гл. 5), воскрешал мертвых (4:32-37; 8:4-5; 13:21) и нес бла­гую весть нищим и обездоленным (1-7 [sic]; 7:1-2; 8:6). Этот список объединяет чудеса Елисея с теми, которые были обещаны Рабу Гос­пода (Ис. 61:1-3). В сущности, Иисус говорил Иоанну: «Преемник Илии пришел. Я - тот, кого ты ищешь».21

Иисус также упоминал об исцелении иноплеменника Несмана по сло­ву Елисея, когда обвинял Назарет в неверии (Лк. 4:22-27).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Хронология

Многие находят линию повествования в 3 и 4 Царств спутанной, по­скольку рассказ постоянно скачет между описанием событий в Израиле и Иудее. Конечно же, переход от одного царя к другому в одном государстве не совпадает с переменами в жизни второго государства. Поэтому автору приходится как-то соотносить год восшествия на престол одного царя с временем правления другого. В большинстве случаев автор пользуется устойчивой фразой (с некоторыми вариациями): «В такой-то год NN, царя Иудейского/Израильского, воцарился ММ, царь Иудейский/Израильский. Стольких-то лет был он, когда воцарился, и столько-то лет царствовал» (ср. 3 Цар. 22:42; 4 Цар. 15:2). Что касается царей иудейских, то обычно оценивается их верность Господу, а что касается царей Израильских, то обычно оценивается мера их грехов по сравнению с грехами Иеровоама, сына Наватова.

Если бы была определенная дата, с которой можно было бы начать от­счет описанных событий, то кажется, что восстановление хронологии было бы простой задачей, но не в этом случае. Например, известно, что Ииуй убил Охозию, царя иудейского и Иорама, царя Израильского (4 Цар. 9:21-29), после чего он воссел на троне Израильском, а Гофолия - на тропе Иудейском (11:1-3), следовательно, оба пришли к власти в одно и то же время. Но тщательный расчет времени правления от Ииуйя и Гофолии до разрушения Самарии в конце правления Осии (Израиль) и в шестой год царствования Езекии, царя иудейского (18:10), приводит нас к разным цифрам: 165 лет - для Иудеи и 143 года и 7 месяцев для Израиля - то есть разница составляет целых 22 года.

Эдвин Тиле сч итается специалистом, который совершил значительный прорыв в датировке книг Царств, хотя его решения продолжаю! вызывать споры, а для объяснения некоторых из них можно прибегнуть к альтерна­тивным методам. Частично несоответствие кроется в правильном ответе на вопрос: стоит ли включать год восшествия монарха на престол в годы его правления или нет? Также есть некоторые свидетельства сорегентства, когда сын монарха становится соправителем государства.23 Более того, возможно, что за 250-350 летний период существования царства приняли различные системы исчисления.

Если хронология по большей части основана на продолжительности правления царя, а переход от одного царя к другому происходит плавно, то подсчеты усложняются. В хронологических подсчетах мы обычно пользуемся относительными, а не абсолютными датами. Абсолютное дата - это указание конкретного дня, месяца и года, как например, 17 сентября 1970 года; относительная дата будет указывать на удаленность события от абсолютной даты.

Библия не дает абсолютных дат, их также мало в документах древнего мира. Лучшее, что можно сделать - это тщательно собрать информацию, которую затем можно будет смоделировать или каким-то образом оценить, как, например, солнечные затмения, которые были отмечены в докумен­тах древнего мира или наблюдение созвездий, которое мы можем смоде­лировать в планетарии. К счастью, у нас есть одна абсолютная дата, от ко­торой мы можем оттолкнуться: 15 июня 763 года до н.э. - день солнечного затмения в Ассирии.24 Ассирийцы называли годы по имени правителей, которые управляли страной, и это называется limu или список эпонимов. Поскольку можно точно определить день затмения и количество лет, кото­рое прошло в период с 910 но 612 годы до н.э., можно также определить период жизни ассирийского царя и даты его военных компаний. В некото­рых из них принимали участие Израиль и Иудея.

Дополнительная информация и подтверждение исходит из вавилонс­ких Л стоп исей25 и раз лич н ых еги 11етских записей, особен но когда они рас­сказывают о культуре Месопотамии. Некоторые из общепринятых на се­годня дат помещены в таблицу на следующей странице.

Время от времен

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

College Press NIV commetary Old Testament introduction/ by Mark Mangano, editor.
Includes bibliographical references. ISBN (eng.) 0-89900-896-8 1. Bible. O.T. - Introductions. I. Mangano, Mark, 1958 Переводе английского Введение в Вет

Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42): «А потому, само собой разум

Книга Исайи 53
Известны четыре классических отрывка из пророка Исайи, которые рас-сказывают о Страдающем Рабе Господа: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12. Последний отрывок включает всю главу 53 - жемчужину Ветх

Псалом 109:1
Псалом 109 чаще всего цитируется в Новом Завете. Причина этому -стихи 1 и 4 - ключевые в новозаветной христологии. Нам будет особенно интересен стих 1. Заголовок предполагает, что Псалом б

Заповедей как основа этической системы Ветхого Завета
ЗАПОВЕДИ Текст (Исход) Область жизни 1-3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе ку

Святость сексуальных отношений
Создав мужчину и женщину, Бог высоко оценил свое творение, которое было «очень хорошо». Божья оценка касалась различия полов (мужчина и женщина) и сексуальной исключительности (муж и жена). В дальн

Святость собственности
Богатство - важная тема книги Притчей. Короткие примеры ее учения помогают нам встать на путь праведной жизни. Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаютс

Святость истины
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, нена­вистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги,

Препятствия исполнения Божьего обещания в жизни Авраама
Бесплодие Бытие 11:30; 16:1; 17:17; 18:11 Голод Бытие 12:10 Похищение жены Бытие 12:

Техника инверсии в книге Эсфирь
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;   10:

Деление книги Бытия
1. Пролог, 1:1 – 2:3 7. Фара 11:27 – 25:11 2. Небо и земля, 2:4 – 4:26 8. Измаил 25:12-18 3. Адам

План Книги Исход
1. Притеснение в Египте - 1:1-22 2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7 3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21 4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

Структурное деление Синайского Завета
Преамбула: «Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а) Исторический пролог: «… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2

Структура книги Левит
1. Функции жертвы и священства в поклонении А. Законы о приношении жертв Б. введение в должность священников В. Законы и чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищ

Представление Книги Левит в виде круговой диограммы
  ………………………………………………………………………………………….   Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и об

Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,

Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я - Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога

Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1-7) и важность исполнения соот­ветствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требо­вания к народу - «Будьте святы». Система являла собой средство,

Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включа­ла употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и собы­тиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, напр

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Но­вом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, по­скольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангел

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом по­рядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.
Договоры второго тысячелетия до н.э. Книга Второзакония Договоры первого тысячелетия до н.э. Преамбула, определение о

Исторический и культурный фон
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь силь­ное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и

Датировка некоторых библейских событий
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава. 841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисун

План книги Иова в соответствии с жанрами
Пролог 1:1 – 2:13 Проза Диалог\Монолог 3:1 – 42:6 Поэзия Эпилог

Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири
Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!   Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творя

Употребление Яхве/Элохим в Псалтири
Книг Псалмы Посвящение Псалмы Употребление Яхве Элохим   1-2 Без

План книги Притчей
1:1-7 Заголовок, введение и девиз (6 притчей) 1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:17-24:22 Высказывания мудры

Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста
Быт. 2:7а Эккл. 3:20; 12:7 Быт. 6:5 Эккл. 7:29; 8:11; 9:3 Быт. 2:18 Эккл. 9:9; 4:9-1

Датировка книги пророка Иезекииля
Ссылка Ссылка День\месяц\год Современная датировка 1:1-2 Призвание Иезекииля 05\04

Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение
Книга Иезекииля Тема Книга Откровение Воскресение 20:4-9 38-39

Жанры, языки и формы книги Даниила
В историческом жанре 1-6 В апокалиптическом жанре 7-12 На древнееврейском языке 1:1 – 2:4а; 8:1-13   На арамейском

Структура книги Даниила по Гуддингу
Главы 1-5 Главы 6-12 Глава 1: Даниил с друзьями отказывается от еды с царского стола и одерживает победу Глава 6: Даниил

Перекрестная структура Таннера
    Бoг управляет языческими царствами       Видения Даниил

Сравнение пророческих и апокалиптических текстов
Пророческие тексты Апокалиптические тексты Эсхатология в широком смысле   Смотрит на ближайшее будущее и наступ­ление

Образы книги Захарии в Новом Завете
Откровение   Захария 6:4,5,6. 19:11 Разноцветные кони 1:8; 6:2,3,6 12:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги