Реферат Курсовая Конспект
Датировка некоторых библейских событий - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии 853 Салманасар Iii Собирает Коалицию Царей Для Сраж...
|
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава. |
841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисунок на черном обелиске. |
738\37 Менаим платит дань Феглафелласару III. |
701 Сеннахирим завоевывает Иудею. |
598\97 Навоходоносор захватывает Иерусалим. |
587\86 Навоходоносор захватывает Иерусалим и разрушает храм (подсчитано по 4Цар. 25:8) |
Историческая достоверность
В последние годы историческая достоверность Библии нее больше ставится под сомнение теми, кто утверждает, что Давид и Соломон - фигуры вымышленные, что Иерусалим не был столицей страны до Езекии и что храма также не было до Езекии. Частично, эти аргументы основаны на сложностях в нахождении монументальной архитектуры того периода времени. Традиционно считается, что городские ворота Мегиддо, Гацора и Газе-ра были построены под руководством Соломона (ср. 3 Цар. 9:15). Но нашлись ученые, которые считают, что они были построены не менее чем через столетие после Соломона. Не было найдено ни одного следа храма Соломона, и создается впечатление, что население Иудеи в это время было минимальным, откуда следует заключение, что Иерусалим не был политически важным центром.32 Иногда ученые утверждают, что тексты Библии
написаны с определенной целью (как будто другие исторические документы были написаны бесцельно), а потому, заключают они, все библейские тексты были написаны значительно позднее, а, значит, Библия не может быть исторически достоверной книгой, а представляет собой книгу, специально составленную в целях идеологической пропаганды.33
Однако эти ученые встретили немало возражений. Ишида, работы которого дают значительно более раннюю датировку, но сравнению с мнением скептиков, считает, что вся коллекция книг была написана в период объединенной монархии.34 При этом многие соавторы книги, вышедшей под редакцией Ишиды, вообще не верят в достоверность и истинность Библии.
Дсвера нельзя назвать консервативным ученым (да он и не захочет, чтобы его так называли), но он поставил под hoi ipoc вы воды радикальных скептиков и методично показал основные недостатки их подходов.14 Пожалуй, самой ценной частью его работы можно назвать демонстрацию того, на что была бы похожа Библия, если бы она была написана заново после вавилонского плена. Более консервативную точку зрения представляет египтолог Китчен, который раскрывает методологию получения и оценки данных.36 Недавняя коллекция эссе, написанных консервативными учеными, предлагает серьезные и свежие объяснения консервативного подхода к изучению библейских текстов.37
КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН
Дейл Мейнор
Еврейское название кн иги буквал ыго переводится как «События дней...» (диврей хаямим). Септуагинта же переводит его как «то, что прошло» паралейпоменон. Английское название «Chronicles» (Летописи) дал книге Иероним, который считал, что в ней содержится «летопись всей священной истории*.1
Изначально, в иудейской Библии, 1 и 2 книги Паралипомеион были одной книгой. Но в Септуагинте книга была разделена на две части, скорее всего, потому, что в греческом переводе она стала длиннее из-за гласных букв и дополнительных грамматических форм, необходимых для точности перевода оттенков еврейского текста на греческий язык. В соответствии с заметками, сделанными на полях Масоретского текста, 1 Пар. 27:25 является серединой книги.
Книга Паралипоменон, очевидно, была задумана как единая книга вместе с Ездрой и Неемией, хотя это не означает, что все три книги принадлежат перу одного автора. Паралипоменон повествует об истории Израиля от создания Давидовой монархии Израиля до ее падения и порабощения страны и объясняет возвратившимся из плена иудеям их предстоящие взаимоотношения с Богом. Ездра и Неемия подчеркивают освобождение Израиля из плена и последующее восстановление храма, сопровождающих ритуалов и организации богослужения.
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
Повествование книги Паралипоменон охватывает тот же самый период времени, что и 2,3, и 4 книги Царств. Однако Паралипоменон не просто повторяет историю. О северном царстве Израиля почти ничего не говорится, кроме тех случаев, когда его история переплетается с историей и интересами Иудеи. Паралипоменон обращается к другой аудитории, находящейся в других условиях, и потому преследует цели отличные от Дев-терономистской истории, изложенной в книгах Царств.
Книги Царств были обращены, в первую очередь к израильтянам, живущим в плену, которые хотели понять, почему их народ оказался в таком плачевном положении и есть ли еще у Израиля надежда на будущее. Составление книги в ее нынешнем виде датируется примерно 550 г. до н.э., то есть временем, когда Израиль все еще находился в плену. Паралипоменон, с другой стороны, обращается к освободившейся из пленения Иудее, жители которой возвратились из плена в свою землю и пытаются понять, как им теперь строить отношения с Богом.
Книги Царств объясняли, почему Израиль попал в плен, и только давали надежду на освобождение. Паралипоменои дает надежду на восстановление и Божье приятие Израиля как избранного народа-государства. Однако восстановление отношений с Богом целиком зависело от желания самого Израиля измениться, отвергнуть прежнее непослушание и почувствовать нужду в соблюдении Божьих законов и заповедей. Это включало повторное учреждение обрядов и восстановление храма, богослужений, и всей левитской системы. Здесь частично подчеркивается мессианская историография Божьей верности обещаниям, данным роду Давида, и их долгосрочное династическое исполнение, хотя для возвратившихся из плена людей династический элемент теперь приобретает футуристический характер. Теперь главное в том, что Бог желает возвращения своего народа; Он продолжает соверв1ать Свой труд; Он испол нит данн ыс обещания. Хотя этому и не посвящается много места, и, до известной степени, сам текст не делает этих выводов, указ Кира (2 Пар. 36:22-23) все же оказывается ярким проявлением Божьей заботы и желания Бога вернуть Божий народ на родную землю.
ТЕКСТ И АВТОР
Еврейский текст книги Паралипомснон дошел до нас в довольно хорошем Состоянии. Септуагинта по большей части следует Масоретскому текстур Кумранские находки мало чем помогли в уточнении текстуальной базы, поскольку из всего найденного материала был определен только маленький фрагмент 2 Паралипоменои 28:27- 29:3.3
Тем не менее, известны несколько переводов книги Паралипоменон, среди которых можно назвать Сирийскую Пешиту, Армянский и древний Латинский переводы, но все они имеют ограниченную ценность. Еще один источник изучения книги - частичная копия книги Паралипоменон, сохрани вшаяся в 1 книге Ездры. Отрывок, который включает 2 Пар. 35 и 35, вставлен в повествование, состоящее из отрывков книг Ездры и Неемии. Но и эта копия существует только на греческом языке. Ногтсрс замечает, что греческий язык апокрифической книги Паралипоменон элегантен и идиоматичен, в то время, как греческий язык Паралипомснона Септуаги нты, если перевести его обратно на иврит, оказывается очень близок к Ма-соретскому тексту4 Связь между этими источниками вызывает много серьезных споров,5 но свидетельств, позволяющих расставить все точки над i, недостаточно, те же, что есть, не представляют особой ценности, а только вызывают дополнительные вопросы.
Автор книги Паралипоменон неизвестен, но иудейская традиция приписывает авторство Ездре.0 Авторство пытаются определить из культовой, священнической и левитской направленностей книги, а также из осознаваемой связи Паралипоменона с книгами Ездры и Неемии. Ездра происходит из священнической семьи (Езд. 7:1-6), и, судя но его воспитанию и по темам, выделенным в книгах Ездры и Неемии, он был бы вполне подходящим кандидатом на авторство.7 Мейер считает, что живучесть идеи авторства Ездры основана, в основном, на схожести темы и языка.8
Свидетельства, предлагаемые в пользу еди нства композиции, суть следующие: 1) указы Кира в книге Паралипоменон и книге Ездры частично перекликаются; 2) 1 книга Ездры (ок. 150 г. до н.э.), кажется, представляет книги единым блоком; 3) лексика и грамматические конструкции книг похожи; и 4) кн и ги выделяют одни и те же богословские темы.9 Ряд современных ученых, хотя и продолжают считать, что Паралипоменон, Ездра и Неемия были написаны одним автором, но не обязательно приписывают авторство Ездре.10
Хотя книги демонстрируют концептуальное единство, сам по себе этот факт не означает, что они были написаны одним автором. Диллард и Лон-гман считают перечисленные выше мнения слишком упрощенными." Единство Паралипоменона и Ездры выводится из повторения приказа Кира, что, может быть, служило инструментом для установления связи между двумя, в противном случае, отдельными источниками. Харрисон отмечает, что повторение яркой фразы об указе Кира - это следование общепринятому в литературе Месопотамии стилю, который, похоже, был не
знаком позднейшим раввинским писателям.12 Данный прием не обязательно подразумевает единство композиции, но, уж конечно, означает единство серии книг. Ездра начинается с союза «и» (буква вaв) - прием, который обычно применяется в книгах, подразумевающих продолжение сказан ного (ср. Исход, Левит, Числа, Иисус Навин, Судьи, 1-4 Царств),13 хотя это не обязательно подразумевает того же автора."
Что же касается комбинирования книги Паралипоменон с книгами Ез-дры и Неемии в апокрифической 1 книге Ездры, то эта книга могла быть написана сведением книг Паралипоменон, Ездры и Неемии, через некоторое время после их написания. Непонятно, отражает ли 1 книга Ездры, составленная в 150 г. до н.э., первоначальное композиционное понимание книг, или же она являет более позднее толкование их тематических связей.
Хотя схожесть прослеживается и в лексике и в грамматике, существует также немало различий. Книги могут быть похожи, только потому, что составлялись в одно и то же время, а значит, черпали слова и грамматические конструкции из единого источника. К тому же, различия существуют из-за того, что Паралипоменон выделяет богословские темы, отличающиеся от богословских тем Ездры и Неемии. Паралипоменон рассказывает об истории Божьего народа до пленения, а Ездры и Неемии, однозначно, обращаются к людям в их нынешнем положении. Сара Яфет считает, что для единого автора в шипа существует немало неожиданных лингвинисти-ческих различий.'s
Между богословскими идеями Паралипоменона и Ездры/Неемии, безусловно, существует сходство, но не стоит забывать и про различия. Такие различия особенно характерны в отношении авторов к нсизраильтя-нам и неверным.
Паралипоменон, кажется, ищет воссоединения всего Израиля, включая и северные колена. Важным примером этого стремления может служить приглашение Езекии присоединиться к празднику Пасхи (2 Пар. 30); согласие Иосии принять финансовую помощь от северян (2 Пар. 34:8-9); и участие в празднике Пасхи всех граждан Иудеи и Израиля во время правления Иосии (2 Пар. 35:16-19).
Ездра/Неемия, с другой стороны, похоже, подчеркивают необходимость в изоляции. Зоровавельотказывается принимать помощь северян в строительстве храма (Езд. 4:1 -5). Ездра полностью расторгает смешанные браки (Езд. 9-10), а Неемия защищает политику сегрегации по отношению к иностранцам (Неемия 9, 13). Можно поспорить, что подобное осуждение и изоляция были вызваны необходимостью в духовном покаянии, но, по-
хоже, что Ездра и Неемия изгоняли иностранцев при любых обстоятельствах.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: книги Паралипоме-нон и Ездры/Несмии тематически связаны между собой, но, скорее всею, книга Паралипоменон была написана не Ездрой, а каким-то другим, неизвестным нам автором. Если Ездра не писал книгу Паралипоменон,16 то когда она была написана? Текст книги ни сколько не помогает ответить на этот вопрос, но некоторые временные рамки все же можно определить.
Если отталкивается то указа Кира, описанного в конце книги (2 Пар. 36:22-23), по которому евреям было позволено вернуться на родину, самой ранней датой создания книги (в том виде, в котором мы ее имеем сейчас) будет 539/538 it. до н.э. Другая подсказка - ссылка па дарическую монету (1 Пар. 29:7), которая, как предполагается, была названа так в честь Дария I,17 который правил около 522-486 гг. до н.э. Но монета должна была находиться в обороте достаточно времени и достаточно широко использоваться, чтобы читателям не составило труда представить се ценность.18
Факт, который предполагает еще более позднюю планку создания книги - родословная в 1 Пар. 3:10-24, которая включает, по крайней мере, два поколения после Зоровавеля. Зоровавель был одним из первых, вернувшихся из плена (Езд. 2:2; Аг. 1:1). Поскольку возвращение из плена не могло произойти раньше 538 года до н.э., упоминание о двух поколениях после Зоровавеля может передвинуть дату создания книги к V веку до н.э. Более того, текст родословной из книги Паралипоменон труден для восприятия, и в нем, возможно, представлены еще шесть поколений, которые еще дальше отодвигают дату написания книги.
Самой поздней датой составления книги Паралиноменон был назван 200 год до н.э. Два главных свидетельства этого заключения цитирование Паралиноменона в 1 книге Ездры, которая была завершена в 150 году до н.э.19 Другой древний источник, цитирующий Паралипоменон, - писания Евполема, иудейского историка, жившего в середине второго века до н.э.20
Большинство консервативных ученых согласны с тем, что книга Паралипоменон была написана примерно в 450-350 гг. до н.э. Ее автором был,
если не сам Ездра, то, по крайней мере, человек, разделявший настроения Ездры относительно необходимости в реформе народа Божьего.
Автор открыто заявляет, что в своих исследованиях и при составлении книги пользовался рядом источников.21 Это касается и канонических библейских и небиблейских книг. Из библейских книг автор Паралипоменона использовал части Пятикнижия, отдельные отрывки книг от Иисуса На-винадо4 Царств,22 некоторых пророков, книги Ездры, Нссмии и Псалмы.
Из небиблейских источников, автор Паралипоменона отсылает своих читателей к различным книгам пророков, чьи труды не сохранились до наших дней. Среди них книги Самуила, Нафана, Гада(1 Пар. 29:29), Ахии и Иоиля (2 Пар. 9:29), Самея и Адды (2 Нар. 12:15), Ииуйя (2 Пар. 20:34) и «записи провидцев» (2 Пар. 33:19; в Син. Переводе - «записи Хозая>). Цитаты книги Исайи могут расширить этот список (2 Пар. 26:22; 32:32). Две ссылки заставили ученых задуматься, а не пользовался ли автор комментариями к жизни царей. Автор ссылается на «примечания к пророку Адде» (2 Пар, 13:22; в Син. Пер.-«сказания пророка Адды»), и на «примечания к книге Царств» (2 Пар. 24:27; в Син. Пер. - «книга царей»). Еврейское слово ( ), переведенное в английской Библии, как «примечания» (annotations), дословно переводится как мидраш, что обычно подразумевает комментарии. Автор использовал другие источники и приспосабливал их для своих целей.
Такая избирательность и построение материала не нова для Библии. Такая же избирательность в содержании и тематике наблюдается в Новом Завете, когда Лука говорит об исследовании достоверности описанных событий (Лк. 1:1-4), а Иоанн указывает, что намеренно выбрал некоторые события из жизни Иисуса, чтобы доказать читателю свою точку зрен ия (Ин. 20:30-31).
Дополнительно автор книги Паралипоменоп пользовался списками родословных и плачевными песнями (2 Пар. 35:25; речь идет не о книге Плач Иеремии).
ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ
Исторически сложилось так, что, во многом, книга Парал ипоменон была чем-то вроде служанки книг Царств. Такое отношение отчасти могло возникнуть из-за того, что Паралипоменон, прежде чем начать повествова-
ние, перечисляет многочисленные родословия, которые многими воспринимаются не иначе, как тяжелая ноша. Более того, книга уделяет много внимания священническим вопросам и обычно обрывочно рассказывает о жизни царей. Ранние христианские общины уделяли мало вн имания этой книге, и это продолжалось вплоть до XIX кека.
Паралипоменон считался исторически достоверным, пока деВитте не возразил против этого мнения.2? Однако его выводы были построены в основном на предположении о том, что левитская система была разработана в Израиле значительно позднее общепринятого срока. Его исходное допущение состояло в том, что книга Паралипоменон, с ее уклоном в вопросы левитского служения, была написана сравнительно поздно, а потому не может считаться исторически достоверной. Его мнение в чем-то подтверждается числовыми данными Паралипоменона, которые оказываются знач итслыю больше, по сравнению с ч ислами из кн иг Царств.24 Уверенность в ограниченной исторической достоверности все еще сохраняется в некоторых академических кругах. Холловей утверждает:
«1 и 2 книги Паралипоменон также являются богословской историей избранного народа, начиная с Адама и заканчивая указом Кира об освобожден ии Иудеев. Поскольку синоптические повествонания книги о Давидовой монархии добавляют сведения «отсутствующие» в 3-4 книгах Царств, поколения историков избирательно использовали ее, чтобы создать объединенны и или согласованный образ «священной истории». В большей степени, чем девтерономист, автор Паралипоменона переработал свои источники и представил мидра-шим, чтобы «исправить» исторические данные в соответствии с требованиями его богословской программы. Историческая ценность книги Паралипоменон незначительна, и потому при исторической реконструкции событий, книгой следует пользоваться с большой осторожностью».25
Однако другие исследователи выявили значительно больше достоверности в исторической реконструкции и представлении событий, чем это допускают многие скептически настроенные ученые. Кляйн бьется с этими взглядами в своей статье, но, похоже, что он не желает полностью признавать,что книга достовернее, чем принято традиционно считать. Археологические работы, особенно те, что были проведены под руководством Олбрайта, сильно подвинули общее мнение в сторону достоверности повествования. Однако, через некоторое время, академическими кругами вновь завладел скептицизм. Часто выводы делаются исходя из предположений, которые современные авторы привносят в текст, а также в результате полного нежелания обратиться к проверенным методикам, с помощью которых можно согласовать повествования.
Большинство ученых, скорее всего, согласятся с тем, что вопросы особой важности должны определять богословские воззрения. Это должно быть первостепенным принципом любого научного спора.
СТРУКТУРА
I. Родословия израильтян - 1 Пар. 1:1-9:44
II. Объединенная монархия - 1 Пар. 10:1- 2 Пар 9:31
A. Саул и его сыновья погибают в сражении - 10:1-14
B. Давид правит Иудеей и Израилем - 11:1-29:30
1. Армия Давида покоряет землю - 11:1-12:40
2. Давид привозит ковчег завета в Иерусалим - 13:1-16:43
3. Бог заключает завет с Давидом - 17:1-27
4. Давид расширяет свое царство - 18:1-20:8
5. Давид проводит перепись Израиля - 21:1-27
6. Давид готовит материалы для строительства храма - 21:28-29:30
C. Соломон правит Израилем и Иудеей - 2 Пар. 1:1-9:31
1. Соломон просит мудрости - 1:1-17
2. Соломон строит храм - 2:1-6:42
3. Соломон посвящает храм - 7:1-22
4. Рост могущества, известности и богатства Соломона - 8:1-9:28
5. Смерть Соломона - 9:29-31
III. Иудея остается в одиночестве - 2 Пар. 10:1-36:21
A. Ровоам сменяет Соломона на троне - 10:1-12:16
1. Иеровоам восстает против Ровоама - 10:1-19
2. Ровоам укрепляет Иуду и Вениамина - 11:1-12
3. Священники и Левиты Израиля удаляются в Иудею- 11:13-17
4. Ровоам расширяет свой гарем -11:18-23
5. Египет атакует Иудею - 12:1-12
6. Ровоам умирает - 12:13-16
B. Авия правит Иудеей - 13:1-22
C. Аса правит Иудеей - 14:1-16:14
1. Аса укрепляет Иудею - 14:1-8
2. Аса отражает атаки ефиоплян - 14:9-15
3. Аса финансирует религиозные реформы - 15:1-19
4. Бог осуждает содружество Асы с Арамом - 16:1-10
5. Аса заболевает и умирает - 16:11-14
D. Иосафат правит Иудеей - 17:1-20:37
1. Иосафат ищет Господа - 17:1-19
2. Иосафат заключает союз с Ахавом, Бог его обличает - 18:1-19:3
3. Иосафат финансирует религиозную реформу - 19:4-11
4. Иосафат побеждает восточных врагов - 20:1-30
5. Иосафат принимает глупые решения - 20:31-37
E. Иорам правит Иудеей-21:1-20
1. Иорам отходит от Бога - 21:1-7
2. Едом восстает против Иорама - 21:8-10
3. Илия пророчествует падение Иорама - 21:11-20
F. Охозия правит Иудеей - 22:1-9
G. Гофолия подбирается к трону Иудеи - 22:10-23:7 Н. Иоас правит Иудеей - 23:9-24:27
1. Иоас коронован - 23:8-11
2. Гофолия казнена - 23:12-21
3. Иоас восстанавливает храм - 24:1-14
4. Иоас отступает от Бога - 24:15-22
5. Иоас умирает - 24:23-27
I. Амасия правит Иудеей - 25:1-28
1. Амасия расправляется с идумеянами - 25:1-16
2. Израиль поражает Иудею - 25:17:24
3. Амасия убит - 25:25-28
J. Озия правит Иудеей - 26:1-13
1. Озия укрепляет армию - 26:1-15
2. Гордыня Озии ведет его к смерти - 26:16-23 К. Иоафам правит Иудеей - 27:1-9
L. Ахаз правит Иудеей - 28:1-27
1. Ахаз поклоняется иным богам - 28:1-4
2. Арам и Израиль поражают Ахаза - 28:5-7
3. Одед, пророк, заступается за Иудею - 28:8-15
4. Ахаз обращается за помощью к Ассирии - 28:16-21
5. Ахаз умирает - 28:22-27
М. Езекия правит Иудеей - 29:1-32:33
1. Езекия очищает храм - 29:1-19
2. Езекия восстанавливает поклонение в храме - 29:20-36
3. Езекия финансирует проведение всеизраильской Пасхи - 30:1-27
4. Езекия разрушает альтернативные высоты - 31:1-10
5. Езекия реорганизует священников и левитов -31:11-21
6. Сеннахирим угрожает Езекии - 32:1-23
7. Езекия заболевает - 32:24-26
8. Величие Езекии возрастает - 32:24-26
N. Манассия правит Иудеей - 33:1-20
1. Манассия вводит Иудею в грех - 33:1-9
2. Манассия кается в грехах - 33:10-17
3. Манассия умирает - 33:18-20 О. Аммон правит Иудеей - 33:21-25
Р. Иосия правит Иудеей - 34:1-35:27
1. Иосия начинает религиозную реформу - 34:1-7
2. В храме найдена книга закона - 34:8-21
3. Иосия обращается к Господу - 34:22-28
4. Израиль возобновляет завет с Господом - 34: 29-33
5. Весь Израиль празднует Пасху - 35:1-19
6. Нехао убивает Иосию - 35:20-27
Q. Иоахаз правит три месяца - 36:1-4
R. Иоаким правит одиннадцать лет - 36:5-8 S. Навуходоносор пленяет Иоакима - 36:9-10
Т. Седекия правит одиннадцать лет - 36:11-14
U. Навуходоносор сжигает храм - 36: 15-21 IV. Кир издает указ, освобождающий Израиль - 36:22-23
ЖАНР
Подобно другим историческим книгам иудейской Библии, Паралипо-менон, в соответствии с современными историографическими критериями, нельзя считать историческим документом. Это не означает, что мы отвергаем историческую ценность книги. Напротив, как говорилось ранее, следует полностью принимать историческую ценность повествования, но нам следует по возможности уважительно относиться к традициям и правилам выражения мысли тех лет. История - это не простое перечисление фактов; неизбежно существует цель повествования, и автор Паралипоме-нона изящно излагает историческую драму, чтобы донести до восстановленного израильского общества проповедь об обязательствах перед Богом и об ожиданиях Господа, который вернул их на родину после пленения. Следовательно, богословие книги нельзя игнорировать. Паралипоменон следует считать «дидактической историей».
БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ
В дидактическое повествование Паралипоменона вплетено несколько богословских тем. Израиль, хотя и испытал на себе гнев и недовольство Бога, пославшего их пленение, все же остался избранным народом Яхве! В этом состоит главная тема книги. Более пятнадцати раз текст говорит об избранных (бахар) Богом слагаемых, благодаря которым Израиль продолжает оставаться Божьим народом. Среди них: Иуда как избранное Богом ведущее колено Израилево (1 Пар. 28:4); Давид как царь этого колена (1 Пар. 28:4; 2 Пар. 6:6); Иерусалим как город, где пребывает имя Господа (2 Пар. 6:5-6,34,38; 12:13; 33:7); Соломой как наследник Давида (1 Пар. 28:6; 29:1); и храм Соломона, как дом Господа (1 Пар. 28:10; 2 Пар. 7:12, 16). Вместе с остатком народа, возвратившимся из плена, Аггей, Захария и Зоровавель будут трудиться, чтобы восстановить место, избранное Богом, где по Его воле должно было пребывать Его имя, но Израилю следует продолжать богоискание в соответствии с Его (Господа) предписаниями.
Автор Паралипоменона часто будет говорить об отношении Бога к тем, кто ищет Его всем сердцем. К сожалению, современные христианские общины часто ошибочно представляют Ветхий Завет, как суровый свод законов и правил, среди которых нет места сердцу поклонников. Подобный стереотип весьма неточен. Правда, что верующие тех времен могли заблуждаться и заменять веру подобным ложным чувством защищенности -пророки часто обличали Израиль и Иуду за такой самообман (ср. Ис. 1610-20; Ос. 6:1-6: Ам. 5:21-24; Мих 6:6-8). Паралипоменон напоминает и призывает возвратившихся из плена иудеев к поискам Господа всем сердцем27
(ср. 1 Пар. 16:10-11; 22619; 28:9; 2 Пар. 7:12-14; 11:16; 15:12,15; 19:3; 22:9; 30:19; 31:21).
С другой стороны, текст замечает, что Бог оставит тех, кто забывает его (1 Пар. 28:9; 2 Пар. 15:2). В то время как в книге Паралипоменон, в обращении к возвратившимся из плена иудеям, подчеркивается почти что вто-розаконническая идея благословений и проклятий (ср. 2 Пар. 21:12-15; 33:7-8), в призыве книги звучит надежда, хотя и не без предупреждения! Дил-лард называет этот прием «богословием немедленною воздаяния»2" (1 Пар. 28:8-9; 2 Пар. 12:5-6), в соответствии с которым, человеку не стоит думать, что наказание будет отложено - оно может прийти неожиданно.
Еще одна тема, которой касается книга - «мессианская историография», которая подчеркивает Божье исполнение династических обещаний, данных семье Давида.29 Когда Давид выразил желание строить храм, Господь запретил ему и поклялся, в ответ, продолжить царский род Давида через одного из его потомков (1 Пар. 17:1 -15), а позднее открыл Давиду, что продолжателем его царской династии будет Соломон (1 Пар. 22:6-10). Следующие монархи являются наследниками Давида, благодаря клятве, которую Господь дал Давиду (ср. 2 Пар. 21:7; 23:3).
С династическими обещаниями дому Давида особым образом связано разрешение возведения храма. Ведь Господь изъявил желание основать царскую династию Давида в контексте стремления Давида построить храм (1 Пар. 17), хотя сам храм должен был построить сын Давида, Соломон (1 Пар. 17:12; 28:2-6). Храм должен был стать местом, где должно было обитать имя Господа (2 Пар. 6:3-42; 33:7-8).
Для недавно вернувшихся из плена иудеев восстановление храма имело большую важность, ибо было олицетворением присутствия Бога среди них. Восстановление храма было основной целью Зоровавеля, потомка Давида и Соломона (1 Пар. 3:1-19; Езд. 3:1-3; Аггей: Зах. 4:8-10). Ему оказывали помощь и его воодушевляли и пророки Аггей и Захария. В восстановлении храма можно было легко увидеть желание Бога восстановить связь со своим народом. Теперь оставалось возвратить монархию!
СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Ожидаемое восстановление мессианства не было достигнуто ни Зоро-вавелем, ни остальными земными царями. Исполнение было возможно только с приходом царя, чье царство было не от мира сего (ср. Ин. 18:36-37). Настоящий храм был построен Иисусом. В этом храме Божий Дух жил среди Его людей (1 Пар. 3:16). В Божьем присутствии может оказаться только тот, кто искрение ищет Господа (ср. Мф. 6:33; Ин. 4:23-24; Евр. 11 :6).
Тех, кто не ищет Господа, ожидает другой суд (ср. 2 Фес. 1:7-10; Откр.6:9-11), для них возмездие может наступить немедленно (ср. Деян. 5:1-10;
1 Тим. 5:24). Однако верующий понимает, что не всякое страдание непосредственно связано с личным грехом (Ин. 9:1-3; Лк. 13:1-5).
В Новом Завете найдется немного мест, напрямую связанных с Пара-липоменоном; однако ссылка Иисуса на смерть священника Захарии (ср.
2 Пар. 24:20-22) указывает на степень знания книги (Мф. 23:34-35). Многие считают, что ссылка на кровь праведников от Авеля до Захарии подразумевает весь ряд праведников, в том порядке, в котором об убийстве или казни рассказывает иудейская Библия. Паралипоменон - это последняя книга иудейской Библии, которая охватывает все смертельные случаи ветхозаветного повествования - от Бытия до Паралипоменона.30
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Главная проблема, с которой встречается человек, читающий книгу Паралипоменон, - это расхождение некоторых чисел Паралипоменона и соответствующих чисел других библейских повествований, особенно книг Царств. Один из примеров - это рассказ о цене, которую Давид заплатил за место, на котором он принес мирную жертву для усмирения Божьего гнева. 2 книга Царств говорит о 50 шекелях серебра уплаченных за гумно Орна (2 Цар. 24:24), в то время как Паралипоменон утверждает, что было уплачено 600 шекелей золота (1 Пар. 21:25).31 Другой пример - различие в цифрах переписи, которая собственно и разгневала Господа и явилась причиной жертвоприношения. 2 Царств говорит об армии в 800000 человек из Израиля с 500000 воинов из Иуды (2 Цар. 24:9), по соответствующее место в 1 Пар. 21:5 дает цифру в 1100000 человек в Израиле и 470000 человек в Иудее.
В качестве предварительных наблюдений, которые помогут удержаться в рамках дискуссии, Пейн замечает, что «из 213 числовых значений книги Паралипоменон, 194 полностью согласуются с соответствующими параллелями из других книг Писания, и только 19, но не более того, указывают на некоторую степень расхождения»/'2 Из этих девятнадцати мест, некоторые числа меньше соответствующих параллелей, а некоторые больше их. Степень согласованности равна 91,07 процента.
Различия, все же, сохраняются, и разрешение этой проблемы - одна из самых интересных задач исследователя. Для объяснения расхождений можно привести несколько достойных объяснений.
Венхам предлагает несколько возможных объяснений относительно тех мест, где указаны большие числа, и некоторые из его идей имеют под собой хорошую основу. По его словам, одна из проблем возникает из-за неправильного понимания контекста книги, которая была составлена в далекие времена и в другой культуре.33 Причина не всегда скрыта в тексте, но следует признать, что за века и тысячелетие, при копировании, возможно, появились и повреждения текста. Венхам перечисляет различные текстуальные искажения, среди которых добавление дополнительных нулей, случайное упущение цифры, и выпадение целого числа.34 К тому же значение числа, обычно переводимого как «тысяча», иногда может переводиться по-другому.35 Иврит изначально не имел букв, обозначающих гласные звуки, а потому буквосочетание из трех согласных звуков *рН может иметь разное значение, в зависимости от произносимых гласных. Среди возможных значений слова «скот», «тысяча», «семья», «клан», «глава колена».3ti Конечно, контекст не позволит легко применить любое, из перечисленных значений, но концептуальные вариации вполне возможны.
Некоторые предполагали, что литературные условности времени и культуры позволяли использование гипербол, которые помогали выразить мысль рассказчика.37 Но Кросс, на основе изучения свитков Мертвого моря, заключил, что перед автором могли быть еврейские рукописи, которые отличались от тех, что использовались при создании Масоретского текста.38
Верующий должен знать о существовании числовых различий и о трудностях, связанных с ними, но замечание Пейна должно помочь ему смотреть на эти различия под правильным углом. Некоторые проблемы могут быть больше кажущимися, чем реальными и возникать только из-за того, что мы сильно отделены от контекста составления Паралипоменона временем и культурой.
КНИГИ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ
Дейл Мейнор
Книги Ездры () и Неемии () названы так в честь главных героев повествований. Обе книги считаются одной в еврейском каноне, а Вавилонский Талмуд объединяет их под названием Книга Ездры.1 Масоретский текст, хотя и признает разделение на две книги, тем не менее, считает их единым произведением, что обозначено на полях текста, где Нсемии 3:32 назван серединой композиции. Ко времени Оригена (III век н.э.) и Иеронима (IV век н.э.) книги уже существовали отдельно в их современном виде.
Хотя Ездра/Неемия считаются единой книгой по еврейскому канону, почти дословное повторение родословной в Ездры 2 и Неемии 7, похоже, указывает на то, что книги изначально были отдельными композициями (см. дальнейшее обсуждение вопроса в этой главе).
Еврейская Библия помешает Ездру/Неемию в раздел, известный под названием «Писания» (кетувим), который иногда называется «Агиографы» («Священные Писания»). Обычно Ездра/Неемия находятся до Паралипоменона, но в некоторых традициях, Паралипоменон стоит в начале раздела «Писания», а Ездра/Неемия - в конце.
В Септуагинте расстановка книг соответствует двум историческим периодам. Девтерономистская история, которая начинается книгой Второзаконие и завершается книгами Царств, где книга Руфи вставлена в соответствии с хронологической последовательностью, сразу после книги Судей. Серия исторических книг начинается Паралипоменоном и продолжается до Ездры, Нсемии и книги Есфирь. Книги второго исторического периода написаны в хронологическом порядке после пленения и касаются вопросов, которые волновали людей, возвратившихся из плена.2
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
Контекст Ездры/Неемии сильно связан с вавилонским завоеванием и
пленением при Навуходоносоре. Вавилоняне осуществили три похола r Иудею, нанесших стране разную степень ущерба. Первый поход состоялся вскоре после смерти Иосии, когда вавилоняне в 605 году взяли Иерусалим под свое покровительство. Именно тогда они увели в плен Даниила (4 Пап 24:1; Дан. 1:1). Из-за постоянного непослушания Иудеи и ее стремления к союзу с Египтом, Навуходоносор вошел в страну вторично в 597 году и пленил Иоакима, уведя его в Вавилон и посадив там под домашний арест (4 Цар. 24:10-16). Он также взял в плен большое число искусных художников и строителей, а также воинов (4 Цар. 24:16). Среди этих пленников был Иезекииль (Иез. 1:1-2). Вместе с пленением царя, значительным идеологическим ударом стало разграбление храма, откуда были вынесены золотые сосуды и сокровища (4 Цар. 24:13). На трон он посадил дядю Иоакима, дав ему имя Седекия. Но Седекия, так же, восстал против вавилонских сюзеренов, приблизив третье нашествие на Иудею (4 Цар. 24:17-25:2).
Последняя компания была наиболее разрушительной. Навуходоносор осадил город и разрушил фортификационные сооружения. Более того, он разрушил храм и разграбил оставшиеся там сокровища (ср. 4 Цар. 25:8-17; Иер. 52:12-23), В противоположность ассирийской политике, которая часто включала переселение больших групп людей из других стран, вавилоняне не заселили Иудею представителями других народов. Однако, они оставили некоторое количество коренных жителей из числа бедняков, которые должны были трудиться на полях (ср. 4 Цар. 25:12; Иер. 52:16). Книга Плач Иеремии рисует прекрасную картину подавленного состояния Иудеи после разрушения храма и разорения народа.
Плененные иудеи теперь расположились вблизи Вавилона, по крайней мере, насколько мы можем судить по дошедшим до нас повествованиям. Иезекииль был местным пророком, через которого Бог в основном доносил Свои послания. Псалом 136 отражает глубокое отчаяние евреев, живших в Вавилоне, по поводу падения их страны. Однако, Иеремия убеждал людей извлечь лучшее из сложившихся обстоятельств и строить дома, сажать огороды, не оставлять ежедневной рутины и стремиться к процветанию на новом месте (Иер. 29:3-9). Он сообщил им, что их ждала семидесятилетняя разлука с родиной (Иер. 25:11-12; 29:10).3 И, очевидно, что многие пленные иудеи вняли советам Иеремии, потому что, в соответствии с имеющимися свидетельствами, не все пленные иудеи вернулись ооратно, после полученной возможности.4
Для оставшихся жителей Иудеи, уничтожение храма неминуемо привело к устранению какой бы то ни было нормальной системы жертвоприношений. Библия, тем не менее, дает понять, что какие-то ритуалы продолжали проводиться, когда на месте прежнего храма народ воскурял благовония (Иср. 41:5), и речь в большей степени идет именно о месте, а нео здании.
Некоторые иудеи отказались остаться в стране, убежав в Египет, насильно уведя с собой Иеремию (Иер. 41:17-43:7), где и были высказаны некоторые пророческие обличительные речи Иеремии (Иер. 43:8-44:30). Плененные иудеи осели в землях Магдол, Тафиис, Мемфис и Нафрос (Иер. 44:1), то есть оказались, по сути, рассеяны па большой площади, Внебиб-лейскис свидетельства миграций в южном направлен ии можно обнаружить в Элефантинских рукописях, найденных в районе верхнего Нила (известном в Синодальном переводе как земля Синим; ср. Ис, 49:12; Иез. 29:10; 30:6). Поселения иудеев в этом регионе появляются еще в 540 году до н.э., а письма найденные в этом месте были датированы 495 годом до н.э. Некоторые из них у поминают о существовании храма Яхве (в письмах он называется Яху), когда Камбиз ходил в Египет около 525 года до н.э.5
Во время пребывания евреев в вавилонском плену, начала складываться главная пол итическая сила. Набонид, последний вавилонский царь, мало интересовался государственными делами, но был серьезно занят религиозными увлечениями в Тайме Аравийской и в Харране, когда он, очевидно, интересовался поклонением Сину.6 Похоже, что увлечения Набонида стали раздражать вавилонских священников Мардука, которые видели в этом препятствие главенству Мардука.7
В это время Кир объединил под своим руководством Персов и Мидян. Благодаря тому, что Набонида интересовали другие вопросы, Киру удалось поставить себя так, что вскоре оп относительно легко подчинил себе Вавилонскую Империю. Кир заявлял, что вошел в Вавилон без боя8 и выставлял себя как спасителя местных храмов, издав указы об их финансировании.
Кир представляется и как спаситель Израиля. Господь называет его «помазанником* (Ис. 45:1), через которого будет восстановлен храм (Ин. 44:28; 45:13). Указ Кира, позволяющий пленным иудеям возвратиться на родину, видится как исполнение пророчества. Хотя указ, найденный в Вавилоне в 1879 году не вполне соответствует тому, который записан в
2Пар. 22;23 и Езд. 1:2-4, его основная мысль, тем не менее, остается той же - Кир был спасителем, позволившим израильтянам вернуться на родину и возвратить разграбленные сокровища храма (ср. Езд. 1:7-11).
Что же касается восстановлен ного культа поклонения Богу Яхве в Иерусалиме, первый вопрос состоял в восстановлении разрушенного алтаря (Езд. 3:3). Главным препятствием в восстановлении алтаря, как видно из текста, был страх Иудеев, которые опасались коренных жителей земли (Езд. 3:3). Следующим шагом было восстановление самого храма, что, очевидно, требовало больше приготовлений и времени. Требовалось собрать необходимый строительный материал и организовать работу. Как только было положено основание храма, вернувшиеся из плена иудеи стали испытывать давление со стороны местных жителей, которые подкупили местных чиновников, чтобы остановить намеченное строительство (Езд. 4:4-5). Главным образом, это были самарянские власти, во главе с Фафнаем, областс-начальником региона (Езд. 5:3-5). Они смогли приостановить восстановительные работы до 515 года до н.э., пока пророки Аггей и Захария не воодушевили и не призвали Зоровавелм завершить начатое строительство.
Конфликт с Фафпаем был предвестником многих других конфликтов, между возвратившимися из плена иудеями и самарянами, которые, как более укоренившиеся жители северной части Самарии видели в строительстве храма угрозу их власти и влиянию. Наконец, в отношениях между Иудеей (известной в иврите как Ехуд) и Самарией произошел политический и экономический разрыв. Это иллюстрируется появлением в Израиле многочисленных печатей, известных как печати 1П\ с целью выделить Иудею из состава Самарии. В Самарии была найдена печать с надписью «Исайя, сын Санваллата, пеха (областсначальпик) Самарии».10
Храм был восстановлен, но работ по восстановлению Иерусалима не велось вплоть до прихода Ездры и Неемии, которые играли совершенно разные роли в Иудее. Указ Артаксеркса, записанный в Езд. 7:12-26 указывает на четыре направления миссии Ездры: 1) привести в Иерусалим пленных иудеев, которые пожелают вернуться (Езд. 7:13), 2) осведомиться о статусе Иудеи и Иерусалима (7:14; 10:6-7), 3) собрать и переправить сокровища для поклонения в храме и управления храмом (7:15-20), и 4) поставить правителей и судей, чтобы они учи;] и народ законам Бога и управляли по справедливости (7:25-26).
У Неемии было меньше задач, но его роль была не менее важной. Он должен был руководить восстановлением Иерусалимских стен (Неем. 2:7-8) и, очевидно, служить областеначальником (пехах; Неем. 5:14; 12:26; хаттиршата; 8:9; 10:2) Иудеи. Конечно же он встретил серьезную оппозицию среди правителей, уже живших в этом регионе - Санавал-лата, Товия и Гсшема (Неем. 2:9-10; 4:1-5; 6:1-14).
Эдвин Ямаухи предположил, что присутствие в Иудее Ездры было вдвойне важно еще и потому, что он был человеком, придерживающимся персидских идеалов в то время, как в стране продолжалось смятение из-за агитации со стороны Египта.11 Мейер, также указывает, что прибытие Неемии с вооруженным контингентом служило поддержанию стабильности па атом рубеже империи, ввиду сопротивления со стороны Египта.12 Эти дополнительные политические причины не мешают пониманию вопроса, но Библия выделяет религиозные причины событий. Международные политические интересы не имеют отношения к богословским/дидактически м целям книг.
Подкрепляя предположения Ямаухи и Мсйсра, Стерн указывает на су-щеетвование ряда крепостей на юге Ханаана/Палестины. Например, слово «Лрад» похоже на персидский термин, означающий единицу персидской армии.13 Некоторые из этих военных столкновений с Египтом были частью большего поенного конфликта Персии и Греции. Существуют свидетельства, что часть государств юго-восточного Средиземноморья примкнуло к Афинам,14 чье наступление за полвека до появления Ездры и Не-емии было главным военным приоритетом Персии.11
Плен во многом повлиял и на сам иудаизм. С исчезновением храма, его обрядов и священства, и подразумеваемой идеологической подоплекой, которой они служили, плененные иудеи решили, что теперь они оказались в немилости у Яхве. Призыв Иеремии к молитве за процветание в новой земле, где они будут находиться в изгнании 70 лет (Иер. 29:3-9) указывает на последующее возвращение, но что они должны были делать до возвращения? Оторванные от храма и обрядов, интерес пленников стал смещаться н сторону молитвы и изучения. Очевидно где-то здесь нужно искать начатки синагоги, хотя точных сведений об их появлении не существует.iG Возможно, некий намек па синагогу мы находим в книге Иезекииль 33:30-33, когда Иезекииль передает слово Яхве пленникам.
Израильское рассеяние, особенно когда арамейский язык был главным международным и экономическим языком, повлекло за собой исчезновение иврита как языка повседневною общения иудеен. Хотя арамейский язык похож па иврит, рассеянные иудейские общины потеряли родной язык и перестроившись на язык, более соответствующий их социальному контексту. Со времени разрушения храма (ок. 586 г. до н.э.) и до прочтения
закона Ездрой (Несм. 8:1-8; ок. 445 г. до н.э.) прошло около 140 лет. Когда Ездра читает закон народу, возникает вопрос о значении фразы: «И читали закон внятно, и присоединяли толкование..» (Неем. 8:8). Одни предполагают, что реч ь идет о комментарии или мидраше к прочитанному, а другие считают, что отрывок говорит о переводе писания с иврита па арамейский язык.
Потеря родного языка, возможно, и послужила толчком к созданию Септуагипты. Большинство ученых не воспринимают серьезно почти апокрифический рассказ из письма Аристся, но следует признать, что одной из причин создания Септуагинты названа нужда в понятном переводе Писания для рассеянной иудейской общины в греческом мире.
ТЕКСТ И АВТОР
В древнем мире несколько книг носят имя Ездры, но нас будет интересовать только книга Ездры/Неемии канонического списка. Еврейский текст книги довольно хорошо сохранился, а его синтаксис и структура вполне соответствуют ивриту послеплешюго периода,18 в котором, однако, как и следует ожидать от документа созданного в персидский период, достаточно много персидских слов й выражений.
Но перевод этого текста несет в себе немало сложностей. Между Ватиканским и Александрийским кодексами существует немало разночтений, и обе рукописи короче Масоретского текста. Рукопись из Ватиканского кодекса короче остальных.19 Некоторые ученые считают, что рукопись из Синайского кодекса лучшая из трех.20 Мейсрс считает, что Вульгата наилучшим образом соответствует еврейскому тексту.21
Обе книги содержат довольно значительный отрывок, написанный от первого лица. Таким образом, естественно предположить, что Ездра и Не-смия действительно были авторами этих книг. Ездра был священником и книжником (Ездра 7:1-6), а Неемия представлен способным управляющим. Па вопрос, могли ли Ездра и Неемия быть авторами отрывков, написанных от третьего лица, Кох ответил, что в утих разделах можно обнаружить некоторое л итературное сходство, что позволяет их считать i фоизведсни-ями тех же авторов.22 По тону книги можно предположить, что она была написана в Палестине/Иудее, там, где и происходит большинство описанных событий. Поддерживает этот вывод областеначальство Неемии и его
труд но стабилизации политической и религиозной жизни региона.
Датировка зависит от ответа на два основных вопроса: когда происходили описанные события, и когда были окончательно составлены книги? Время жизни и деятельности Неемии можно определить с достаточной точностью, особенно после находки Элефантинской переписки. Эта переписка, которая не вошла в библейские книги и имеет точную датировку, ссылается на Иоханана, Елиашива и Сананаллата и, таким образом, поддерживает традиционную датировку книги Неемии.23 Библия утверждает, что Неемия совершил первое путешествие в Иудею в двадцатый год Артаксеркса (Неем. 2:1; - ок. 445 г. до н.э.), а последний рассказ о его жизни датируется тридцать вторым годом правления Артаксеркса (= 433 г. до н.э.), когда Неемия вернулся в Персию (Неем. 13:6). Хотя он утверждает, что позднее еще раз возвращался в Иудею (Неем. 13:6-7), но не сообщает, сколько времени там находился (может быть даже до самой смерти). Артаксеркс I правил с 465 но 425 гг. до н.э.
Ссылка в Элефантинской переписке на письмо, датированное семнадцатым годом правления Дария (™ ок. 407) гласит: «Делай и Селемия, сыновья Санваллата, правителя Самарии»215, того самого Санваллата, который противился действиям Неемии (Неем. 2:9-10; 4:7-8; 6:1). Судя по этой информации, Санваллат жил значительно раньше написанных писем.25 Датировка жизни Санваллата по Элефантинской переписке соответствует библейской дате прибытия Неемии в Иудею (Неем. 2:1).2Н
Датировать жизнь и деятельность Ездры значительно труднее, среди предлагаемых вариантов различают основные три. Ездра совершил путешествие в Иудею в седьмом году Артаксеркса (Езд. 7:8). Однако неясно, о котором Артаксерксе идет речь. Персидской Империей правили три Артаксеркса: Долгорукий (465-425 гг. до н.э.), Мнемон (405-358 гг. до н.э.), и Ох (359-339 гг. до н.э.). Поскольку время правления последнего их них не совпадает с периодом деятельности Неемии, его следует исключить из рассмотрения.
Поскольку Ездра и Неемия трудились вместе (Неем. 8:9), проще всего было бы предположить, что Ездра также служил при первом Артаксерксе, а значит датировать возвращение иудеев на родину 458 годом до н.э.27 Однако, при такой ранней датировке возникают некоторые исторические вопросы, как, например, иерусалимская стена, о которой упоминает Ездра в молитве сразу после своего возвращения (Езд. 9:9).
Альтернативная датировка указывает на второго Артаксеркса (405-358 гг. до н.э.) и соответствующую дату 398 г. до н.э. В этом случае вопрос о стене отпадает (Езд. 9:9), а также объясняет, почему ни Ездра ни Неемия ни разу не говорят друг о друге в своих речах.2* Еще одна неясность возникает в вопросе о связи Ездры с человеком по имени Иохаиан, сын Елиаши-ва (Езд. 10:6), который позднее возникает в родословной первосвященников (Неем. 12:22-23); в этом случае деятельность Ездры отодвигается на значительно более поздний период. Елиашив называется 11ервосвященни-ком в Неем. 3:1, и связывать с Ездрой его сына или внука означало бы датировать деятельность Ездры слишком поздним периодом.
Этот подход допускает несколько не всегда обоснованных предположений. Во-первых, то, что в Ездры 10:6 Иоханан считается первосвященником, хотя текст об этом и не говорит; он мог просто иметь жилье в храме, где остановился на ноч ь, как сопровождающее лицо. Во-вторых, текст упоминает разных людей, которых звали либо Иоханан или схожим образом; большинство имен имеют различные чтения (см., например, цитату из Неем. 12:13, а потом еще одну из 12:22-23).30 В-третьих, если даже Иоханан был первосвященником во время событий, описанных в Езд. 10:6, можно предположить, что Ездра все еще был жив в 407 году до н.э. В соответствии с книгой Чисел, священническое служение возлагалось на человека возрастом от 30 до 50 лет (Чис. 4:3; 8:24 указывает на 25 лет как на возраст начала служения), но все это связано с проведением обрядов в скинии/храме. Ездре должно было быть хотя бы 30 лет, когда он отправился в Иерусалим (Езд. 7:1-7), но его роль была значительно шире, чем проведение обрядов;
вполне возможно, что он был еще жив в 407 году до н.э., но тогда ему исполнилось бы восемьдесят один год.31 Библия рассказывает, что Илию было 98, когда он умер (1 Цар. 4:15), а Аарону 123 (Чис. 33:39). Возможно, усилия по восстановлению храма и повторному введению обрядов поклонения требовали снизить возрастной порог для левитской работы; Ездры 3:8 ссылается на левитов от двадцати лет и старше. Если Ездре было двадцать, когда он покинул Персию, то в 407 году до н.э. ему было только семьдесят!
Третье предположение признает Ездру и Неемию современниками, но при этом связывает их со временем правления Артаксеркса I. Брайт, следуя Олбрайту, предположил, что текст Ездры содержит неточности, и что число «тридцать» выпало из текста, оставив только число «семь».*53 Если его предположение обосновано, то возвращение Ездры следует датировать где-то 428 годом до н.э., то есть временем, когда и стена уже была выстроена, и Ездра и Нсемия оказываются современниками. Главная проблема с этой реконструкцией событий состоит в том, что она не подтверждается никакими документальными свидетельствами, ни в еврейских рукописях, ни в их переводах.
Решение этой проблемы стоит вне сферы настоящего обсуждения, но принцип, выведенный Вильямсоном, кажется, вполне подходящим: «... мы считаем, что, по возможности, наибольшее значение следует придавать в первую очередь простым и ясным указаниям, содержащимся в библейском тексте».34 Каждое предположение поднимает свои исторические вопросы, но простое чтение текста не приводит к внутреннему противоречию и нс требует перетасовки хронологической схемы. Таким образом, следуя указаниям текста, самым подходящим временем событий, описанных в Ез-дре/Неемии будет примерно 400 год до н.э.'м Вильямсон считает, что книга Ездры/Неемии была составлена к 400 году до н.э., но вводный материал, в который вошел отрывок Езд. 1-6 был добавлен к книге примерно в 300 году до н.э.35
Ясно, что события вводной части (Езд. 1-6) произошли значительно раньше событий из жизни и деятельности Ездры и Неемии. Следуя логике, можно понять, что автор книги пользуется несколькими внешними источниками. Среди них: 1) список сокровищ, возвращенных в храм (Езд. 1:9-11); 2) родословия и перепись народа (Езд. 2:2-70; Неем. 7:5-73; 12:1-26); 3) официальная переписка и исторические документы, содержащие указ Кира на арамейском языке (Езд. 6:3-5) и переписка между Фафнаем и Дарием (Езд. 5:7-17), в которой некоторые письма были написаны по-арамейски (Езд. 4:6-6:18; 7:12-26); 4) речи и молитвы (Езд. 9:6-15; Неем. 1:5-11; 9:1-37); и 5) Воспоминания Ездры (гл. 7-10, одни из которых написаны от первого лица, а другие от третьего) и Воспоминания Неемии (Неем. 1:1-7:5). Хилл и Уолтон предположили, что Ездра и Неемия набросали свои личные воспоминания около 440-420 гг. до н.э., после чего автор Парали-поменона обработал и соединил повествовательный материал, снабдив его введением о деятельности Шешбацара и Зоровавеля.36 Если это так, то остается вопрос о времени составления самой книги.
СТРУКТУРА
I. Первые пленники возвращаются в Иудею - Езд. 1:1-2:70
A. Кир ос вобождает пленников - 1:1-4
B. Израильтяне готовятся к возвращению на родину - 1:5-10
C. Зоровавель ведет Израиль домой - 2:1-70
II. Народ восстанавливает алтарь и храм - 3:1-6:22
A. Израиль восстанавливает алтарь - 3:1-7
B. Израиль начинает восстанавливать храм - 3:8-13
C. Враги препятствуют строительству храма - 4:1-6:22
1. Зоровавель отказывается от помощи врагов - 4:1-5
2. Враги пишут Артаксерксу и приостанавливают работы - 4:6-24
3. Аггей и Захария вдохновляют народ на продолжение восстановления храма - 5:1-6:22
a. Пророки взывают к возобновлению работ - 5:1-2
b. Фафнай осведомляется о разрешении на восстановление храма - 5:3-5
c. Фафнай в письме просит Дария остановить работы - 5:6-17
d. Дарий исследует вопрос и подтверждает право иудеев на строительство храма - 6:1-12
e. Израиль завершает восстановление храма - 6:13-15
f. Израиль вновь освящает храм и возобновляет религиозные праздники - 6:16-22
III. Ездра возвращается в Иудею, чтобы учить народ - 7:1-10:44
А. Ездра желает обучать народ Божьему закону – 7:1 – 10:44
В. Ездра получает задание от Артаксеркса 7:11-28
С. Ездра переписывает иудеев, вернувшихся вместе с ним – 8:1-14
D. Ездра избирает служителей для храма – 8:15-20
Е. Ездра возвращается в Иудею – 8:21-36
1. Ездра постится и ищет благоволения Божьего - 8:21-23
2. Еадра распределяет имущество храма между священниками 8:24-30
3. Ездра возвращается в Иерусалим - 8:31-36
F. Ездра проводит реформы 9:1-10:44
1. Ездра оплаки вает смешанные браки -9:1-15
2. Ездра требует разлучения с женами-иноплеменницами - 10:1-44
IV. Неемия направляется в Иудею Нссм. 1:1-7:73
A. Неемия узнает, что Иерусалим все не восстановлен - 1:1-11
B. Неемия направляется в Иерусалим - 2:1-20
1. Неемия просит у Артаксеркса разрешения возвратиться в Иерусалим - 2:1 -8
2. Пеемия прибывает в Иерусалим и исследует состояние стен
2:9-16
3. Неемия вдохновляет жителей Иерусалима на восстановление стены-2:17-18
4. Санваллат и Тоний стремятся расстроить планы Неемии -2:19-20
C. Восстановление стен начинается - 3:1-7:4
1. Работники берут ответственность за разные участки стены -3:1-32
2. Работа встречает сопротивление - 4:1-6:19
a. Санваллат и Товий пытаются остановить работы - 4:1-23
b. Иудеям мешают внутренние проблемы - 5:1-19
c. Санваллат и Товий вновь пытаются остановить работы -6:1-19
3. Работы но восстановлению стен завершены - 7:1-4
D. Неемия читает родословия возвратившихся иудеев - 7:5-73
V. Ездра и Неемия начинают работу по обновлению завета с Богом -8:1-10-39
A. Ездра читает закон Моисеев Израилю - 8:1-12
B. Народ восстанавливает Праздник Кущей - 8:13-18
C. Израиль обновляет завет - 9:1-10:39
1. Израил ь исповедует грех и отделяется от иноплеменников -9:1-5
2. Ездра читает молитву покаяния - 9:6-38
3. Израильтяне формулируют условия обновления завета - 10:1-39
a. Список людей, принявших решение обновить завет - 10:1-27
b. Израильтяне берут обязательство воздерживаться от смешанных браков 10:28-30
c. Израильтяне клянутся соблюдать субботу - 10:31
d. Израильтяне клянутся соблюдать лсвитские обязанности - 10:32-39
VI. Неемия реформирует организационную структуру Иерусалима - 11:1-13:31
A. Народ вновь переселяется в Иерусалим - 11:1-24
B. Народ поселяется в деревнях в окрестностях Иерусалима - 11:25-35
C. Родословия священников и левитов - 12:1-26
D. Нссмия освящает степы Иерусалима - 12:27-43
E. Неемия обеспечивает жизнь левитов - 12:44-47
К Неемия осуществляет дальнейшие реформы 13:1-31
1. Израиль увольняв! аммонитян и маовитян со служебных должностей - 13:1-3
2. Неемия выбрасывает домашние вещи Товия из храма - 13:4-9
3. Неемия настаивает на том, чтобы Левитам отдавали должные приношения - 13:10-14
4. Неемия обязывает народ соблюдать закон о субботе - 13:15-22
5. Неемия обязывает народ разлучить смешанные браки - 13:23-31
ЖАНР
Книги Ездры/Неемии, безусловно, имеют историографический характер, но со значительным дидактическим приложением. Цель книги не просто изложить ход возвращен ия израильского народа из пленен ия и рассказать об усилиях возвратившихся пленников по восстановлению алтаря и храма. Дидактика книги заключается в том, что Ездра и Неемия призывают обновленную иудейскую общину к правильному поклонению Ягве наряду с восстановлением городской стены и безопасности Иерусалима. Ссылки на реальные личности, такие как Санваллат и Иоханап (см. обсуждение выше), которые встречаются в повествовании и упоминания о которых были найдены во внебиблейских источниках, подчеркивает достоверность исторического материала книги.
БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ
Ездра/Неемия выделяет несколько важных богословских тем. В начале книги подчеркивается тема возвращения израильского народа из пленения. Богословский подтекст темы в том, что Бог остается верен обещаниям, Он не забыл Сной народ - он продолжает соблюдать завет, все еще трудится за кулисами, используя в своих планах даже неизраильтян (см. Езд. 1:1-4; 10:2; Неем. 9:32; 13:6). Но Бог не только осуществил Свой труд через персидских монархов, но продолжает трудиться и среди своего народа (Езд. 7:6,9-10,27-28).
Восстановление храма стало важным подтверждением Божьей верности. В нем исполнились пророческие слова Бога о том, что Он еще увидит храм восстановленным (Ис. 44:28; 45:1,13). Но восстановление храма было главным образом связано с острой необходимостью возвращения народа к отношениям завета, обновлению завета и, частично, с желанием предотвратить повторение горького опыта прошедшего пленения. Их безразличие к восстановлению стен (Несм. 1-3) было симптоматичным выражением большего пренебрежения серьезным послушанием Божьей воле. Таким образом, людям следовало указать новое направление и обратить их к Закону (Неем. 8:1-2).
Закон и толкование, которые читались при большом стечении людей, служили инструкцией к восстановлению надлежащего поклонения. Проявилось это в проведении Праздника Кущей после того, как они прочитали предписание (Неем. 8:12-18). Соблюдение субботы также стало результатом их обращения к Закону (Неем. 10:31; 13:15-22), как и восстановление священнического и левитского рода (Неем. 13:12-14,28-29) и осознания того, что иноплеменники должны быть удалены из храма (Неем. 13:1-3). Намеренный отказ от самаринских пожертвований на восстановление храма (Езд. 4:1-3) также укладывается в эту богословскую схему. Усилия Ездры (10:6-44) и Неемии (13:23-27) по этнической чистке отражало более раннее предписание Господа о недопустимости брака с хананеянками (ср. Втор. 7:2-3). Частичное восстановление Божьей воли включало обращение к социальной несправедливости, которая процветала среди жителей Иерусалима (Неем. 5:1-13; ср. Исх. 22:25; Лев. 25:36).
СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Как ни странно, но в Новом Завете нет упоминаний ни о Ездре, ни о Неемии. Однако, влияние их деятельности чувствуется на всем протяжении новозаветной истории. Настрой Ездры, как левита а книжника, к посвящению себя «изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Езд. 7:10), послужило основанием для начала целого сословия книжников, которые играли важную роль в жизни израильского общества первого столетия.
В то время, как в этнической чистке, которую потребовали провести Ездра и Неемия, была определенная необходимость, она могла в определенных случаях привести к надменности и презрению по отношению к другим людям. Нет особых причин приписывать такие намерения лично Ездре или Неемии, но их реформы легко привели к поведению, которым славились фарисеи времен Иисуса. Одержимость идеей отделения чистого от нечистого, которая была разработана к началу первого века н.э. (ср. Мф. 15:1-9; Мк. 7:1-9,17-23), так сильно засела в умах многих иудеев, что им уже трудно было представить даже возможность общения с другими народами. Апостол Петр боролся с этой проблемой, так что Господу пона-, добилось преподать несколько специальных уроков, чтобы показать ему открытость Евангелия ко всем народам земли (Деян. 10-11; ср. Гал. 2:11-14). Такое поведение, очевидно, прикрывалось идеей о том, что они должны были быть «светом для язычников» (Ис. 42:6-7; 51:4; 2:1-4; 9:2-7; Мих. 4:2-5; Лук. 2:31-32).
Эпизоды из книг Ездры/Неемии также помогают уяснить происхождение некоторых конфликтов с самарянами, которые встречаются на страши iax Нового Завета. Ездра/Неемия не затрагивают непосредственно строительство храма на горе Гаризим, но их конфликт с семьей Санваллата отразился в истории, и, в конечном счете, завершился строительством альтернативного храма в Самарии (хотя здесь, похоже, следует говорить о другом Санваллате, жившем позднее; см. Иосиф Флавий, Древн. 11.8.2, 4; 13.9.1). Руины гаризимского храма послужили основой для слов Иисуса, обращенных к женщине самарянке, о времени, которое вскоре настанет,
когда географические вопросы перестанут влиять на правильность поклонения Господу - поклонение в духе и истине превзойдет их (Ин. 4:20-24)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Несколько тем, относящихся к книгам Ездры/Неемии, стали предметом ожесточенных споров. Некоторые из них уже были описаны выше Одна из тем, которую мы еще не затрагивали, относится к количеству людей, которые появляются в Езд. 4, но которые находятся вне хронологической последовательности (как мы ее себе, обычно, представляем). Повествование рассказывает о попытках некоторых людей в дни правления Кира (4:5) приостановить строительство храма, что им и удается вплоть до начала правления Дария (4:5,24). Включение обвинения, сделанного во время правления Ксеркса (Ахашвероша; 4:6; 485-465 гг. до н.э.), не согласуется с со следующим за ним письмом Артаксеркса, правившего в 465-425 гг., когда Ездра появляется в Иудее (7:7). Включение отрывка о Ксерксе и Артаксерксе разрушает ход повествования. Если его удалить, то повествован
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Датировка некоторых библейских событий
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов