Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири
Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев От Века ...
Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!
Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
Пс. 105:48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
Пс. 150 Завершает не только последюю книгу, но и всю Псалтирь
Разделение между книгами 4 и 5 может показаться случайны м, поскольку псалмы от 100 до 109 по своему содержанию связаны хиастической структурой. Но все не так просто. Книга 4 завершается двумя псалмами о странствованиях Израиля в пустыне, которые совместно с Псалмом Моисея (Пс. 89)- первым псалмом н этой книге- создают инклюзию. Так книга 4 становится «ответом» на вопрос, заданный в конце книги 3, о падении династии Давида (Пс. 88) и последующем переселении в Вавилон. Ответ таков: «Яхве был Царем Израиля но время странствований в пустыне, и Он все еще остается Царем во время пленения (Пс. 92; 95-98) и даже после плена, когда трон Израиля пуст.
Почему же Псалтирь разделена на пять книг? На самом деле, ответ на этот вопрос никому не известен, и мы можем только строить догадки и предположения. Книги 1 и 2 в свое время представляли собой два самых ранних сборника псалмов Давида (Пс. 71:20: «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева»). В книгу 2 также входят несколько псалмов «Сынов
Кореевых» (Пс. 41,-48) и один псалом «Асафа» (Пс. 49). Книга 3, похоже, была специально составлена, чтобы выразить народную печаль от потери земли, храма и царя (Пс. 72-88). А книга 4 составлена, чтобы дать ответ на народные страдания (Пс. 89-106). Создание книги 5, конечно же, было попыткой отразить деление Торы (Пятикнижие). Псалмы 1 и 2 о «Торе» и «царстве» перед сборником псалмов Давида (псалмы 3-40) были добавлены, чтобы показать: даже псалмы можно изучать и как «Божье слово человеку», и как «человеческое слово, песню или молитву, обращенные к Богу». Так псалмы стали частью канона иудейской Библии и вошли в повседневную жизнь израильской общины. Случилось это, скорее всего, в конце V века до н.э., после завершения книги Паралипомепон.
Тематика псалмов от книги к книге меняется. Индивидуальные плачи в начале Псалтири (к которым, в основном, относятся псалмы Давида) постепенно заменяются коллективными плачами, а ближе к концу Псалтири появляется все больше псалмов с индивидуальной и коллективной хвалой. Такое движение подчеркивает главную весть Псалтири, которая наиболее явно выражается книгой 5: однажды Бог восстановит троп Давида на его «законном» месте (см. Пс. 109; 131). Книга 5 - значительно объемнее предыдущих, поскольку в нее включены другие сборники, выделить которые не так легко (Пс. 110-117, египетская галлсль, Пс. 119-133, песни «восхождения», Пс. 145-150, хвалебные псалмы; и Пс. 118 -вел и кий псалом о законе «Торе»), В книге 5 также больше всего безымянных псалмов, которые могли быть специально помещены туда, чтобы усилить основную весть книги. Многие псалмы в книге 5 также поснящены «Давиду» (Пс. 107-109; 121; 123; 130; 132; 137-144) возможно для того, чтобы придать всей Псалтири настроен ие Давида и подчеркнуть влияние Давида на всю Псалтирь. Как было сказано ранее, к 1 веку вес псалмы считались Давидоными.
Кроме перечисленных замечаний о структуре псалмов, стоит отметить еще одну характерную особенность. Одни книги Псалтири предпочитают называть Бога именем Яхве, а другие чаще называют Его именем Элохим. Таблица 16 на следующей стран и це демонстрирует распределение этой характеристики по различным сборникам Псалмов.21
Псалмы 41-82 носят название «Элогистская Псалтирь», потому что они предпочитают называть Бога именем Элохим, а не Яхве. Книга 1 использует «Яхве» 278 раз, и 49 раз «Элохим». Однако Псалмы 41-82 (книга 2 и часть книги 3, псалмы Асафа) используют «Яхве» только 45 раз, хотя «Элохим» используется 243 раза. Остальная часть псалмов по неизвестным при-
Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42):
«А потому, само собой разум
Книга Исайи 53
Известны четыре классических отрывка из пророка Исайи, которые рас-сказывают о Страдающем Рабе Господа: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12. Последний отрывок включает всю главу 53 - жемчужину Ветх
Псалом 109:1
Псалом 109 чаще всего цитируется в Новом Завете. Причина этому -стихи 1 и 4 - ключевые в новозаветной христологии. Нам будет особенно интересен стих 1.
Заголовок предполагает, что Псалом б
Святость сексуальных отношений
Создав мужчину и женщину, Бог высоко оценил свое творение, которое было «очень хорошо». Божья оценка касалась различия полов (мужчина и женщина) и сексуальной исключительности (муж и жена). В дальн
Святость собственности
Богатство - важная тема книги Притчей. Короткие примеры ее учения помогают нам встать на путь праведной жизни.
Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаютс
Святость истины
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, ненавистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги,
Техника инверсии в книге Эсфирь
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;
10:
Деление книги Бытия
1. Пролог, 1:1 – 2:3
7. Фара 11:27 – 25:11
2. Небо и земля, 2:4 – 4:26
8. Измаил 25:12-18
3. Адам
План Книги Исход
1. Притеснение в Египте - 1:1-22
2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7
3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21
4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27
Структурное деление Синайского Завета
Преамбула:
«Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а)
Исторический пролог:
«… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2
Структура книги Левит
1. Функции жертвы и священства в поклонении
А. Законы о приношении жертв
Б. введение в должность священников
В. Законы и чистоте и осквернении
Г. Законы о Дне Очищ
Представление Книги Левит в виде круговой диограммы
………………………………………………………………………………………….
Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и об
Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,
Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я - Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога
Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1-7) и важность исполнения соответствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требования к народу - «Будьте святы». Система являла собой средство,
Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включала употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и событиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, напр
СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Новом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, поскольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангел
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом порядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго
Исторический и культурный фон
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь сильное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и
Структура
Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завершенную мысль:
I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22
II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23
Ш.Руфь предлагает
Датировка некоторых библейских событий
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую
входит и царь Ахава.
841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисун
План книги Притчей
1:1-7 Заголовок, введение и девиз (6 притчей)
1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей)
10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей)
22:17-24:22 Высказывания мудры
Жанры, языки и формы книги Даниила
В историческом жанре 1-6
В апокалиптическом жанре 7-12
На древнееврейском языке 1:1 – 2:4а; 8:1-13
На арамейском
Структура книги Даниила по Гуддингу
Главы 1-5
Главы 6-12
Глава 1: Даниил с друзьями отказывается от еды с царского стола и одерживает победу
Глава 6: Даниил
Новости и инфо для студентов