рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА - Лекция, раздел История, История в прфессиональной области (Продолжение)   ...

(продолжение)

 

  Деталь среднего -ыесра

 

о s____ 10п  

 

Вормс. Собор

Новый собор в Вормсе был третьим и последним из «имперских» соборов. При всей консервативности общей композиции, навеянной собором в Шпейере, форма, слагавшаяся здесь в процессе строительства, шаг за шагом отражала отход от строго­сти зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности. Тем не менее собор в Ворме оставляет целостное впечатление. Строительство началось с восточного конца, и к 1181 г. хор, трансепт и восточный пролет нефа были законче­ны. Все, включая западные башни и западную апсиду, было готово к 1234 г. В дальнейшем здание не перестраивалось до 1900 г., когда продолжавшаяся осадка западного конца, вызвавшая еще в 1429 г. обрушение северо-западной башни, потре­бовала усиления фундаментов. Эти работы были завершены в 1937 г.

 

 

Шпейер. Собор

Строительство собора начато в XI в. В процессе достройки в XII в. собор полу­чает крестовые своды на нервюрах не только в боковых, но также и в среднем нефе. Здесь был применен так называемый прием «связанной системы». Смысл его состоит в том, что каждому звену крестового свода среднего нефа соответствуют два звена боковых сводов. Храм имеет несколько увеличенную длину (до 120 м) и более мощ­ные, чем ранее, башни (особенно над средокрестием). Смягчилась суровость художе­ственного образа здания по сравнению с более ранними романскими постройками.

  о io го ъо4050л | _i __± 1 ; ЗГЛСЖ

 

Клюни. Монастырская церковь

Во время господства в Бургундии ордена бенедиктинцев, старейший и главный их монастырь находился в Клюни. Филиалы его были учреждены в разных странах Западной Европы, в которых, таким образом, получили широкое распространение архитектурные приемы, обусловленные потребностями ордена. В Клюни разрабаты­вали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (Клюни III), завершенная в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансеп­тами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. В 1120 г. с западной стороны было пристроено низ­кое трехнефное здание. В 1125 г. своды обрушились и храм был восстановлен вновь лишь в 1130 г. В 1807 г. церковь в Клюни была разрушена и от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта.

  Поперечный раьреь

 

 

 

Периге. Церковь Сен Фрон

Особое место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь Сен Фрон в Периге с 1669 г. ставшая городским собором. Одно время имен­но этот памятник считался родоначальником всей купольной группы церквей Акви­тании. Сейчас установлено, что нынешнему сооружению, «реставрированному», но фактически перестроенному архитектором Абади в 1855 - 1858 гг., предшествовала перекрытая деревом базилика с колокольней над нартексом. Эта колокольня (69 м) сохранилась и составляет древнейшую часть существующего здания, построенного после пожара 1120 года. В основе плана Сен Фрон лежит греческий крест, перекры­тый пятью куполами на парусах по схеме, в это время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Собор Сен Фрон - высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора. Вопрос о происхождении этих конструкций оста­ется пока открытым. Это не купола на тромпах; подобные перекрытиям собора в Пюи, а каменные купола на парусах и без барабанов. Истоки перигорских куполов искали в Византии, в Венеции, на Кипре. Возможно особенности местного камня по­зволили аквиманским мастерам возводить конструкцию древних купольных жилищ.

    Мон-Сен-Мишель. Аббатство

 

Мон-Сен-Мишель - один из немногих средневековых монастырей, построен­ных в готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Фран­ции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время при­лива скалу со всех сторон окружало море. От тектонической ясности памятников классической поры готики здесь уже ничего не осталось. Декоративная обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельст­вуют об упадке готического строительного искусства.

 

 

Париж. Собор. Южный фасад

План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершен­ного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника, венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигу­рацию. Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадрат­ную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах). Высота их достигает 32,5 м. Это типичные для XII в. своды с малой стрелой подъема. Более высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны. Они образуют два трехчетвертных вала по сторонам плоского или ост­рого ребра. Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами в первой травее нефа и в трансепте. Стол­бы в диаметре достигают 1,4 м, но тем не менее, не загромождая пространство, со­храняют вид нагруженной опоры. В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. В соборе нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них - средний. Южный сектор (правый) уже северного (лево­го) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром. Собор являет живую картину разви­тия готического зодчества.

 

 

Реймс. Собор

Храм в Реймсе начали возводить в 1211 г. Строительство длилось ровно сто лет. Срок не такой уж большой для той эпохи. В те годы, когда началось сооружение грандиозного храма в Реймсе, Франция лишь по названию представляла единое го­сударство. Реймский собор, где короновались на царство французские короли, дол­жен был стать символом единства нации. Первое впечатление от нового Реймского собора: неудержимая устремленность ввысь. Пять врат - входных дверей - растяну­лись во всю ширину нижнего яруса, но двое из них фальшивые. Стрельчатые арки, ступеньками выступающие вперед, образуют входные двери. Такой прием называют перспективным порталом. Все двери завершаются треугольными фронтонами - вим­пергами. Диаметр розы собора 11,5 м. Высота храма от земли равна 80 м, это как дом в 26 этажей. План Реймского собора гармоничен. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершен­ный венцом из пяти капелл. Структура интерьера - трехъярусное членение по верти­кали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними ок­нами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее. Равномерный и все же не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей

 

 

музыкой».

Амьен. Собор

Амьенский собор, третий из замечательных памятников зрелого периода готи­ки, построен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здания. Согласно над­писи уничтоженного в 1825 г. «лабиринта», строительство собора было начато в 1220 г., с западного конца. В 1236 г. нефы были закончены. Хор построен в 1247 г., но вскоре после завершения пострадал от пожара. Свой окончательный вид он полу­чил в 1269 г. Западный фасад еще в XIII в. был доведен до розы, но подвергся обнов­лению в XV в., тогда же были достроены его верхние части. Надписи «лабиринта» называли в качестве строителей трех мастеров: Робера из Люзарша, Тома де Кормона и его сына Рене де Кормона, которые работали в период 1220 - 1288 гг., то есть од­новременно с мастерами Реймского собора. В конце XIII в. были увеличены контр­форсы в первом ярусе, а промежутки между ними превращены в капеллы. Амьен­ский собор самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) - 118 м (без вы­ступающей средней капеллы), высота среднего нефа - 42,3 метра, ширина нефов (без боковых капелл) - 33 метра, ширина трансепта -59 м, хоровой части - 48 м. Верхние окна среднего нефа больше окон Шартского и Реймского соборов. Они дают закон­ченный пример окон зрелой поры готики. Каждый проем, заполняющий целиком пространство между устоями, делится на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой.

 

 

Бове. Собор

Стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении вы­соты нефов привело к ряду строительных неудач в большом по размеру соборе Бове, сооружение которого явилось кульминационным пунктом в развитии смелой конст­руктивной системы. Строители собора, начатого постройкой в 1247 г., захотели соз­дать собор еще более внушительный по размерам, чем Реймский и Амьенский. Если в соборе Реймса высота центрального свода равняется 37,5 м, в Амьене - 42,5 м, то в Бове она доведена до 47,5 м - высоты, оставшейся непревзойденной. В 1284 г. рух­нули своды храма, законченного постройкой в 1272 г. Для того чтобы обеспечить ус­тойчивость сводов на такой высоте при полном уничтожении стены, пришлось по­строить контрфорсы в два ряда с двухъярусными аркбутанами и участить опоры хо­ра: они расставлены на расстоянии 2,25 м друг от друга, при высоте арок в 20 м. При этом простые крестовые своды были заменены шестичастными. Эта работа была за­кончена в 1324 г. Дальнейшую историю собора занимают перестройки и новые не­удачи, затянувшиеся до XVI в. включительно.

 

 

Фрейбург. Собор. Ульм. Собор

 

 

В юго-западной Германии, во Фрейбурге был разработан особый тип западного фасада. Здесь высится лишь одна башня, основанием своим охватывающая фасад. Она увенчана ажурным каменным шатром (1320 - 1350 гг.). С тех пор однобашенные соборы возводились в Германии неоднократно. Наиболее известен Ульмский собор (общая длина - 127 м).

 

 

 

Кельн. Собор

 

Наиболее ярким примером влияния французской готики служит Кельнский со­бор. План его был создан около 1248 г. Для Кельнского собора характерна необы­чайная высота среднего корабля, поднимающаяся над боковыми с отношением 5 : 2. Общая высота фасада с двумя башнями составляет 160 м, длина - 145,5 м. Строительство продолжалось в течение XIV - XV вв., затем прекратилось. Оно было во­зобновлено лишь в XIX в. Собору присущ изощренный декор.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История в прфессиональной области

Содержание... Лекция ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ Лекция СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ
Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная дея­тельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетво­рение духовных потребностей чело

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Рассмотрим архитектуру государств - рабовладельческих деспотий Востока. В архитектуре Египта XXVIII - I вв. до н.э. принято выделять следующие основные этапы: додинастический период (IV ты

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
(продолжение)       Луксор. Храм Амона В период Нового царства возвели к

Эпоху рабовладельческих государств Греции и Рима в период с XII - VIII вв. до н.э. до
IV - V вв. н.э. именуют Античным миром. Основой Древней Греции были города-государства (полисы) - первые в истории чело­вечества республики, провозгласивш

Лекция 5
Античная архитектура (продолжение)       Афины. Храм Ники Аптерос  

АНТИЧНОСТИ
(продолжение)       Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)   Кол

Античное строительство и архитектура
(продолжение)       Фасад припилей Большого храма Капи

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Настоящий раздел охватывает историю архитектуры средневековья широкого круга стран, базой которых был феодальный строй. Хронологические рамки значительно выходят за пределы эпохи феодализма и охват

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение)             Чандрагири. Дворец

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение)              

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Зарождение капиталистических отношений на рубеже XIV - XV вв. в странах Западной Европы изменяет социально-политическое лицо, приводит к распространению гуманизма и буржуазным революциям. Развитие

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
(продолжение) Церковь Санто Мария престо Сан Сатиро в Риме построена в 1478 г., архитек­тором Браманте. Церковь прижата к виа Фальконе, и это не только обусловило не­обычн

НАПРАВЛЕНИЙ
Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко, хотя его истоки лежат уже в творчестве Микеланджело. К числу первых произведений от

АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭЛЕКТИКИ И МОДЕРНА
Новые задачи пришлось решать архитекторам на рубеже XIX и XX вв. успешно спра­виться с возникшими проблемами возможно было только опираясь на новые средства строи­тельной техники и применяя новые м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги