НАПРАВЛЕНИЙ

Со второй половины XVI в. в некоторых государствах Западной Европы Возрождение сменяется стилем барокко, хотя его истоки лежат уже в творчестве Микеланджело.

К числу первых произведений относятся: церковь Иль-Джезу в Риме (1575 г.) архитек­тора Джакомо де ля Порта по проекту Виньолы; церковь Сан-Карло (1638 - 1640 гг.) у четы­рех фонтанов в Риме - набольшая, нарочито сложная по форме, построенная мастером ба­рокко Франсиско Борромини; церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658 г.) одного из вид­нейших архитекторов римского барокко Лоренцо Бернини; грандиозная колоннада перед со­бором св. Петра, созданная в середине XVIIв.

В ряде стран барокко переходит в усложненно-декоративное направление - рококо, для которого характерны криволинейность очертаний, измельченность элементов, обилие лепки, изысканная отделка интерьеров.

Стиль классицизм появляется в конце XVIIв. Его развитие в странах Западной Европы происходит двумя основными путями: применение творчески переработанных принципов архитектуры позднего Возрождения (Англия, Голландия) и возрождением классических тра­диций античной архитектуры (Франция). Рационализм и гармония - основные принципы, которые легли в основу этого стиля. Формы здания ясные и геометричные, в композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена, построенная по законам классическо­го ордера. Большую роль в становлении классицизма сыграл английский архитектор Иниго Джонс. Ему принадлежат постройки Куинс-хаус (дом королевы) в Гринвиче (1616 - 1635 гг.) и Банкетинг-хаус в Лондоне (1619 - 1622 гг.). Во Франции стиль развивает Франсуа Мансар, который создал новый тип жилища, так называемый «отель», с комфортабельной планиров­кой, хорошо разработанной входной группой и рациональным использованием чердачного пространства - мансард, названных по имени автора. Важнейшим творением эпохи класси­цизма является проектирование и строительство в 1667 г. восточного фасада Лувра (архитек­тор Клод Перро); громадного архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале (архи­тектор Андре Ленотр); планировка центрального района Парижа по оси Лувр - Тюильри.

Во второй половине XVIII в. наступает вторая волна классицизма. Для этого периода характерны следующие произведения: проект и постройка ансамбля площади Согласия в Париже (архитектор Габриэль); центральные (королевские) площади в Ренне и Руане; цер­ковь св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (архитектор Ж. Суфло).

Ампир, который сформировался в период правления Наполеона, являлся как бы даль­нейшим развитием архитектуры классицизма в направлении еще большей геометрической реальности, равновесия и симметрии. Его отличает большая строгость и монументальность, лаконизм и отточенность форм.

 

Близ Парижа. Загородный дворец Шато де Мэзон

 

 

 

 

Загородный дворец Шато де Мэзон был построен в 1642 - 1650 гг. архитекто­ром Фр. Мансаром для президента парижского парламента Рене де Лангей близ Па­рижа, на высоком берегу Сены. Здание, сохраняя П-образный план с центральным ризалитом и выступающими крыльями, однако, свободно от традиционной замкну­тости французских замков. В декоре фасадов Мансар следует мастерам итальянского и французского Возрождения, применяя поэтажные ордерные членения. Фр. Мансар создал свой стиль, в котором нашел ту золотую середину, когда декоративная обога- щенность форм не заслоняет простоты и ясности общей композиции объемов и масс, четкости решения плана, что особенно присуще этому замку. Этот шедевр Мансара дает ясное представление о чертах французского классицизма.


 

    Во Ле Виконт. Загородный дворец

 

 

Загородный дворец Во Ле Виконт построен в 1656 - 1661 гг. архитектором Л. Лево. Шато Во Ле Виконт принадлежит к числу особенно богатых и роскошных французских усадеб XVII в. Во Ле Виконт представляет собой архитектурный и са­дово-парковый ансамбль, располагающийся вокруг всеобъединяющего и над всем доминирующего дворца. Главное достижение Ле Виконта заключается в соответст­вии внутренних пространств наружным массам. Во дворце нет расхождения между композицей комнат и построением объемов. Лево в едином творческом акте оформ­ляет и внутренне пространство, и наружный объем здания. Стены, отделяющие одну комнату от другой, соответствуют наружным выступам. Главный овальный зал силь­но выдается на садовом фасаде, другие выступы плана соответствуют комнатам. Са­довый ансамбль построен на основе правильных линий и геометрических фигур.

 

 

Париж. Пантеон (Церковь Сент Женевьев)

Пантеон в Париже, построенный в 1756 - 1789 гг. архитектором Ж.Ж. Суффло, окончательно определил вкусы эпохи. Это сооружение является наиболее совершен­ным и чистым выражением идей французского классицизма второй половины ХУНТ в. Крестовое основание, портик западной ветви креста, барабан с куполом - все три части четко и логично соподчинены друг другу. Шесть коринфских колонн портика являются слагаемыми того ритмического движения, которое создается коль­цом из восемнадцати свободно стоящих колонн барабана, несущего купол. В Панте­оне Суффло завершились двухстолетние искания французских архитекторов класси­чески четкого образца церковного здания. В ротонде дома инвалидов огромный ку­пол царит над нижним основанием с двухэтажным портиком. Здесь объемы расчле­нены, но они не равнозначны, что придает этому сооружению классицизма ХУТТ в. большую эмоциональность.


 

Версаль. Малый Трианон

 

 

  . . 1 ТЛСАД СО СТОРОНЫ САДА

 

    ПЛАН БЕЛЬЭТАЖА  

 

Малый Трианон в Версале, построенный в 1762 - 1768 гг. архитектором Ж.-А. Габриэлем, был заказан Людовиком ХУ в качестве интимного дворца для сво­ей фаворитки мадам де Пампадур. Построен Малый Трианон в глубине версальского парка лучшим французским архитектором своего времени. В малом Трианоне пора­жают необычайно изысканная красота и прямолинейность, строгость и парадность его внешнего облика. Внутри же классицизм отдал немалую дань своему предшест­веннику - стилю рококо. Малый Трианон производит впечатление монументально­сти, обусловленное компактностью его геометрической формы, значительностью ор­дера и довольно суровой каменной облицовкой. Куб здания, хотя его фасад и закан­чивает аллею, стоит особняком, сливаясь с парковой природой, поскольку она оформлена геометрически правильными фигурами террас, аллей.


 

 

 

 

Амстердам. Ратуша

Среди зданий общественного назначения Ратуша в Амстердаме архитектора Ван Кампена (1648 - 1665 гг.) принадлежит к значительным памятникам голландско­го классицизма. Возведенная на главной площади новая Ратуша в строгих формах классики воплотила в городе самосознание молодой буржуазии того времени. По­стройка Ратуши имела важное градостроительное значение. Был реконструирован центр города. Замкнутая с трех сторон площадь превращалась в своего рода парад­ный двор, в глубине которого новое здание представало в спокойном величии своего протяженного фасада с типичными для классицизма тремя ризалитами и фронтоном по главной оси. Небольшая башенка над ним (как пережиток дозорных башен сред­невековых ратуш) создает выразительный осевой акцент. Значительное по высоте здание расчленено двухярусным ордером метрически чередующихся пилястр. Ни в одном из предшествующих зданий не было столь последовательно проведенного принципа симметрии и такого понимания пространственных задач.