Реферат Курсовая Конспект
АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭЛЕКТИКИ И МОДЕРНА - Лекция, раздел История, История в прфессиональной области Новые Задачи Пришлось Решать Архитекторам На Рубеже Xix И Xx Вв. Успешно Спра...
|
Новые задачи пришлось решать архитекторам на рубеже XIX и XX вв. успешно справиться с возникшими проблемами возможно было только опираясь на новые средства строительной техники и применяя новые материалы. Стремление к необычным формам в архитектуре часто приводило к заимствованию их из разнохарактерных источников. Назревал конфликт между художественной формой и целесообразной конструкцией и пространственной функцией. Результатом стала эклектическая архитектура с ее внутренними противоречиями и несовместимостью исторических заимствований и прогрессом техники.
Бесспорным явлением, которое связало архитектуру конца XIXстолетия с XXстолетием, стал стиль модерн. Он имел чисто Европейское происхождение. Возникновение стиля связано со строительством особняка Тассела в Брюсселе, проект которого разработал архитектор Орта. Архитекторы Ван де Вельде, Гауди, О. Вагнер ближе других сумели сформулировать и выразить в своих проектах основные идеи нового стиля. Создание пластических и одновременно рациональных форм из металла захватило многих архитекторов и инженеров этого времени. Среди них - автор знаменитой башни в Париже - Эйфель. Специфические приемы организации архитектурного пространства со сложными расплывчатыми, но композиционно выверенными формами были характерны для экспрессионистов (постройки Мендельсона, Шаруна и др.). Они создавали формы-символы, художественный образ которых ассоциируется как с произведениями техники, так и формами живой природы (башня Эйнштейна в Потсдаме). Экспрессионизм (на короткий срок) объединил многих архитекторов и дал импульс для рождения новаторских идей.
Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков
XIX столетие - «век железа и стали» - принесло выдающиеся достижения в области металлических конструкций. Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки. Выдающимся событием было строительство в 1851 г. из металла и стекла выставочного здания в Лондоне - «хрустального дворца» по проекту Д. Пэкстона. Здание длиной 564 м, общей площадью 74400 м2 было построено в небывало короткие сроки - менее чем в четыре месяца, благодаря тому, что оно было полностью сборным (каркасные элементы предварительного изготовления состояли их чугунных опорных стоек, стальных решетчатых балок и деревянных арок и рам). Парижская выставка 1889 г. стала своеобразным триумфом металлических форм: для нее были созданы два наиболее выдающихся сооружения XIX в. из металла - Эйфелева башня, названная по имени ее создателя, и галерея машин (инженер М. Контансэн, архитектор М. Дютер). Башня высотой 312,3 м, представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заан- керенных на большую глубину. В галерее машин, занимавшей площадь 421 - 145 м, центральный неф был перекрыт двадцатью стальными трехшарнирными арками пролетом 110,6 м с решетчатыми прогонами и балками, между которыми была уложена кровля из железостекла.
Барселона. Церковь св. Семейства (Саграда фамилия)
Возведение церкви Саграда фамилия - дело всей жизни Антонио Гауди. Это сооружение похоже на готический собор издали, вблизи же кажется остатками кораллового рифа. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия - собрание сюжетов и образов из Нового Завета. Главный фасад посвящен рождеству богоматери, его врата - основным христианским добродетелям; шпили символизируют апостолов, на внутренних дверях изображены десять заповедей, на капителях колонн - добрые дела, на их базах - грехи. По мысли архитектора все фасады церкви покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца. У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Все это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии.
Бреслау. Зал столетий
Широкие эстетические возможности железобетона были продемонстрированы в начале XX в. при строительстве крупнопролетных сводчатых зданий. С появлением железобетонных конструкций получила развитие архитектура крытых рынков, выставочных павильонов, залов для празднеств и т.д. При этом были созданы оригинальные пространственные решения интерьеров, как, например, в «зале столетий» в Бреслау (Вроцлаве), построенном в 1910 - 1912 гг. по проекту архитектора М. Берга (1870 - 1947 гг.). Купол этого зала, имеющий в диаметре 65 м, был в то время самым большим в мире. Ребристая конструкция железобетонного купола этого здания, опирающегося на массивные арочные устои, создает интересную многоплановую систему со ступенчато расположенными кольцами окон, подчеркивающими контраст между ребристым верхом конструкции и массивным низом. Форма здания отвечает величественному пафосу его сооружения. Возведение этого уникального объекта открыло новые горизонты для широкого применения железобетонных конструкций.
Париж. Театр на Елисейских полях
Огюст Перре (1874 -1954 гг.), работавший в сотрудничестве со своими братьями Гюставом и Елодом, - крупный мастер, по праву считающийся одним из пионеров новой архитектуры. Творчество этого архитектора неотделимо от развития железобетона, раскрытия архитектурных возможностей этого материала и по существу сосредоточено на решении одной большой проблемы - соотношения конструкции и архитектурной формы. Первым крупным общественным зданием, построенным братьями Перре целиком из железобетона, был театр на Елисейских полях (1911 - 1913 гг.), где они применили каркас с заполнением из различных материалов, образующих двойную или тройную стену с воздушной прослойкой. Фасад, строго следующий логике плана, имеет заполнение из мрамора, так как в эти годы не могло быть и речи о том, чтобы оставить в общественном здании фасад из железобетона необлицованным. Однако каркас остается выявленным, сплошное заполнение отмечено барельефами. Зал, вместо обычной подковообразной формы или формы лиры, имеет полукруглое в плане очертание, он поддерживается четырьмя группами столбов. Братья Перре обновили саму идею театра: упразднили большие наружные лестницы, вестибюль расположили почти на одном уровне с землей, что способствовало быстрой эвакуации и позволяло экипажам подъезжать к самим дверям, над которыми был устроен навес.
Потсдам. Астрофизическая лаборатория
Характерным для немецкого экспрессионизма является ранний период творчества Эриха Мендельсона (1887 - 1953 гг.). Его построенная в Потсдаме астрофизическая лаборатория (так называемая башня Эйнштейна) в 1920 - 1921 гг. произвела большое впечатление своей ультрасовременной по тем временам формой. Э. Мендельсон в своей работе стремился не только выявить эстетические возможности новых строительных материалов и конструкций, сколько используя пластичность железобетона, придать архитектурному образу несвойственную ему символическую, почти скульптурную выразительность. По существу, это здание - скульптура, в образе которого нашли отражения характерные для экспрессионизма иррационалистические тенденции - пластика объемов, острые и неожиданные сочетания форм и членений, их скульптурная округлость, отказ от жестких прямоугольных форм. В произведениях Эриха Мендельсона начала XX в. многое идет от художественных поисков модерна.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Всеобщая история архитектуры / Под ред. Б.П. Михайлова. М., Т. 1, 1958; Т. 2, 1963.
2 Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. М., Т. 1, 1970; Т. 2, 1973; Т. 4, 1966; Т. 5, 1967; Т. 7, 1969; Т. 9, 1971; Т. 10, 1972.
3 Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры / Под общ. ред. А.Г. Габричевского. М., 1939.
4 Гуляницкий Н.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. Т. 1: История архитектуры. М., 1984.
5 Михаловский И.Б. Архитектурные формы античности. М., 1949.
6 Промышленность и техника. История и современная техника строительного искусства / Под ред. В.В. Эвальда. СПб., 1904.
7 Флетчер Банистер и Флетчер Б. Банистер. История архитектуры, построенная по сравнительному методу. Лондон, 1948.
8 Чураков С.К. История художественной культуры: Краткое графическое пособие.
М., 2000.
Предисловие................................................................................................................................... 3
Введение.................................................................................................................................... 4
1 Возникновение архитектуры............................................................................................... 4
Мегалитические сооружения. Менгир. Дольмен. Кромлех.................................................... 5
2 Архитектура Древнего мира................................................................................................ 6
Саккара. Пирамида Джосера. Гизе. Комплекс пирамид..................................................... 7
Древнеегипетский ордер...................................................................................................... 8
Карнак. Храм Амона............................................................................................................ 9
Карнак. Храм Хонсу................................................................................................................ 10
Эдфу. Храм Гора..................................................................................................................... 11
Луксор. Храм Амона............................................................................................................ 12
Абу-Симбел. Большой храм................................................................................................... 13
Ур. Вавилон. Дур-Шаррукин. Зиккураты............................................................................... 14
Дур-Шаррукин. Дворец Саргона II......................................................................................... 15
Микены. Гробница Атрея. Львиные ворота........................................................................ 16
3
Остров Эгина. Храм Афины Афайи......................................................................................... 18
Олимпия. Храм Зевса............................................................................................................... 19
Афины. Парфенон................................................................................................................ 20
Афины. Храм Ники Аптерос.................................................................................................... 21
Афины. Акрополь. Пропилеи................................................................................................... 22
Афины. Эрехтейон.................................................................................................................... 23
Эфес. Храм Артемиды........................................................................................................ 24
Бассы. Храм Аполлона Эпикурия....................................................................................... 25
Галикарнасс. Мавзолей........................................................................................................ 26
Афины. Памятник Лисикрата............................................................................................... 27
Афины. «Башня ветров»........................................................................................................... 28
Пергам. Алтарь Зевса............................................................................................................... 29
Ним. Гардский мост............................................................................................................ 30
Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)......................................................................................... 31
Рим. Пантеон............................................................................................................................. 32
Рим. Храм Фортуны Вирилис............................................................................................. 33
Сирия. Баальбек. Ансамбль из трех храмов........................................................................... 34
Рим. Арка Тита...................................................................................................................... 35
Рим. Форум. Арка Августа....................................................................................................... 36
Рим. Термы Каракаллы........................................................................................................ 37
Рим. Базилика Максенция......................................................................................................... 38
4. Средневековая архитектура.................................................................................................. 39
Константинополь. Храм святой Софии............................................................................... 40
Константинополь. Храм святой Софии............................................................................... 41
Салоники. Церковь Апостолов............................................................................................ 42
Фокида. Церковь Луки.............................................................................................................. 43
Чандрагири. Дворец.................................................................................................................. 44
Удайпур. Дворец Ман Сингха............................................................................................. 45
Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял........................................................................................... 46
Канчипурам. Храм Кайласанатха....................................................................................... 47
Бхубанешвар. Храм Парасурамешвара................................................................................... 48
Мамаллапурам. Ратха Бхимы.................................................................................................. 49
Агра. Мавзолей Тадж-Махал................................................................................................ 50
Рабат. Мечеть Хасана........................................................................................................... 51
Марракеш. Мечеть Кутубийя.............................................................................................. 52
Пекин. Храм Неба................................................................................................................ 53
Пекин. Запретный город.......................................................................................................... 54
Идзумо. Храм Синто............................................................................................................ 55
Удзи. Храм Феникса............................................................................................................. 56
Вормс. Собор....................................................................................................................... 57
Шпейер. Собор......................................................................................................................... 58
Клюни. Монастырская церковь............................................................................................ 59
Периге. Церковь Сен Фрон.................................................................................................. 60
Мон-Сен-Мишель. Аббатство............................................................................................. 61
Париж. Собор. Южный фасад.................................................................................................. 62
Реймс. Собор............................................................................................................................ 63
Амьен. Собор............................................................................................................................ 64
Бове. Собор........................................................................................................................... 65
Фрейбург. Собор. Ульм. Собор........................................................................................... 66
Кельн. Собор............................................................................................................................ 67
4 Архитектура эпохи Возрождения.............................................................................................................................. 68
Флоренция. Палаццо Медичи-Рикарди................................................................................... 69
Флоренция. Палаццо Строцци................................................................................................. 70
Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре......................................................................... 71
Флоренция. Воспитательный дом....................................................................................... 72
Рим. Темпьетто......................................................................................................................... 73
Флоренция. Капелла Пацци..................................................................................................... 74
Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески.................................................................... 75
Рим. Церковь Санто Мария прессо Сан Сатиро................................................................. 76
Рим. Собор св. Петра............................................................................................................ 77
Виченца. Вилла «Ротонда».................................................................................................. 78
Рим. Палаццо Фарнезе............................................................................................................. 79
Флоренция. Церковь Санта Мария дельи Анджели................................................................ 80
Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла........................................................................... 81
Венеция. Церковь Сан Джорджо Маджоре............................................................................. 82
5 Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений.......................... 83
Близ Парижа. Загородный дворец Шато де Мэзон................................................................. 84
Во Ле Виконт. Загородный дворец.......................................................................................... 85
Париж. Пантеон (Церковь Сент Женевьев)............................................................................. 86
Версаль. Малый Трианон......................................................................................................... 87
Амстердам. Ратуша.................................................................................................................. 88
Лондон. Банкетинг-хаус....................................................................................................... 89
Лондон. Собор св. Павла..................................................................................................... 90
Париж. Здание Оперы.......................................................................................................... 91
Прага. Национальный театр..................................................................................................... 92
Берлин. Оперный театр........................................................................................................ 93
6 Архитектура периода эклектики и модерна....................................................................... 94
Металлические конструкции в архитектуре конца XIX - начала XX веков.......................... 95
Барселона. Церковь Св. Семейство (Саграда фамилия)......................................................... 96
Бреслау. Зал столетий......................................................................................................... 97
Париж. Театр на Елисейских полях......................................................................................... 98
Потсдам. Астрофизическая лаборатория................................................................................ 99
Заключение................................................................................................................................ 100
Список литературы....................................................................................................................... 101
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Содержание... Лекция ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ Лекция СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО МИРА...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭЛЕКТИКИ И МОДЕРНА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов