АНТИЧНОСТИ

(продолжение)

 

 

 

Рим. Колизей (амфитеатр Флавиев)

 

Колизей - одно из самых выдающихся произведений мировой архитектуры - начал строиться Веспасианом Флавием в 75 г. н.э. Был достроен в конце I в. н.э. Раз­меры Колизея в плане, который имеет форму эллипса, 186 х 156 м. По фасаду здание членится тремя ярусами аркад, завершаясь четвертым массивным ярусом - почти глухой стеной. Тектоника фасада проста, но выразительна: первый ярус - ордерная аркада с применением дорических полуколонн, второй - ионических полуколонн, третий - коринфских полуколонн, четвертый - с небольшими проемами украшен ко­ринфскими пилястрами. Многократно повторяющаяся система тем не менее не ка­жется монотонной.

 

 

 

Рим. Пантеон

 

Пантеон в Риме был построен около 125 г. - наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43,2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупней­шего в Риме большепролетного купольного пространства. Сферический свод выпол­нен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, купол опира­ется на стену толщиной 6 м. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осе­вая фронтальная композиция. Многоярусная система арок с четко проведенной су­бординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции. В вершине купола круглый световой проем диаметром 9 м доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатле­ние купольного «каркаса». Ордер нижнего яруса эффектно чередуется с облицован­ными мрамором массивными опорами, подчеркивая форму.

 

 

Рим. Храм Фортуны Вирилис

 

К середине I в. до н.э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса). Храм был построен между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме. Это единственный храм периода республики, дошедший до нас почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением траверти­на (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Ионический четырехколонный портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и чело­веческими фигурами