Античное строительство и архитектура

(продолжение)

 

 

  Фасад припилей Большого храма
Капитель   Поперечный разрез Малого храма Планы Большого и Малого храмов  
Сирия. Баальбек. Ансамбль из трех храмов

Грандиозный ансамбль из трех храмов - Большого, Малого и Круглого - зани­мал значительную территорию в западной части Баальбека, близ пересечения двух основных магистралей. Южнее Большого и Малого храмов находился так называе­мый Круглый храм (его диаметр 9 м). Четырехколонный портик, обращенный к цен­тру ансамбля, заслонял целлу и придавал центрическому храму излюбленную рим­

скими зодчими фронтальную осевую ориентацию. Главным был Большой храм (53,3 х 94,4 м), который, вместе с относящимися к нему сооружениями, возведен, со­гласно старой сирийской традиции, на искусственной платформе (ее высота 9 м). Высота храма (около 40 м), пространственный размах ансамбля и его обращенность к центру города обусловили его господство в городском пейзаже. Монументальная ле­стница подводила к широкому фасаду пропилей. Малый храм (34 х 68,5 м, по- видимому, посвященный Вакху) повторял те же композиционные и декоративные мотивы в меньшем масштабе. Интересной его особенностью было введение в ин­терьер скульптурного фриза, изображающего сцены диониссийского культа. Фриз, помещенный на подии адитона, как бы подводил к статуе Вакха, стоявшей в нише в глубине адитона.

 

 

 

 

Рим. Термы Каракаллы

 

Одна из лучших триумфальных арок была сооружена в 81 г. н.э. в ознаменова­ние победы императора Тита над Иудеей. Эта арка отличается простотой форм и изысканностью украшений, она сложена из мрамора и имеет высоту 20 м. Арку об­рамляют стоящие на пьедестале и несущие антаблемент полуколонны коринфского ордера. Над антаблементом возвышается аттик с высеченной на нем посвятительной надписью. На стенах арки внутри пролета находятся рельефы, изображающие импе­ратора Тита и его войска, вступающие в Рим после победоносного окончания войны. Сама арка служила постаментом для скульптурной группы, которая изображала Им­ператора и Богиню Победы.

 

 

 

Рим. Форум. Арка Августа

Арки широкое распространение получили в императорскую эпоху. Арка со­стояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. В арке Августа на римском Форуме центральный сводчатый пролет был фланкирован боко­выми пролетами прямоугольных очертаний.

 

 

Термы построены императорами династии Северов. В планировке колоссаль­ных терм (450 х 450 м) были расчетливо использованы особенности отведенного для них участка на склоне холма. В его высокой юго-западной части соорудили огром­ный, присоединенный к Марциеву акведуку резервуар-отстойник, вода из которого по уклону легко подавалась в башенный корпус, сдвинутый ближе к середине комплекса и уже не связанный непосредственно с входом. Главный корпус (214 х 110 м) состоял из зеркально повторявшихся групп вестибюлей, раздевален, массажных, палестр, залов для отдыха, залов для омовения и парилен, с двух сторон подводивших к круглому (диаметром 35 м) кальдарию с горячими бассейнами вдоль стен и двойным рядом окон под куполом.


 

 

 

 

 

 

Рим. Базилика Максенция

Его центральный неф (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными стол­бами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенных в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие стол­бы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Кон­стантине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку на­против него апсиды. Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитекту­ры, в новых исторических условиях.