рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социологическая система В. Парето

Социологическая система В. Парето - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ § 1. Краткий Биографический Очерк И Общая Характеристика Учения Виль...

§ 1. Краткий биографический очерк и общая характеристика учения

Вильфредо Парето (1848—1923), известный итальянский социолог род иле в Париже в знатной семье. Его отец, итальянский маркиз, был выслан из Ита лии за свои либеральные и республиканские убеждения. Mai ь была фрапцу женкой. С детства, свободно pa.ii оваривая на обоих языках, он все же ощуща себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Тем более чга в 1850 г. а мейству было разрешено вернут ься н Италию, и дальнейшая жизнь будущег социолога (дстс! во, юность, молодость, часть зрелого периода) оказалась свя запной именно с этой страной. Парето получает классическое среднее образо вание, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и ипгере к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получае диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию па тему «Основные прин цииы равновесия твердых тел». Впоследствии понятие равновесия станет од ним из центральных в его социологических и экономических работах.

Следующий период жизни Паре го прошел во Флоренции, куда ег пригласили на должность инженера путей сообщения. 3aieM он стаповш ся главным управляющим металлургических заводов веди И галии. В эт время он выступает против милитаристской политики итальянского пра вительства и высказывает демократические и либеральные взглядь В 1889 г. Парето женится на Александре Бакуниной, русской по проис хождению. Но в 1901 г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902 i он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето по святил главный труд своей жизни — «Трактат но общей социологии» (на писан в 1912 г., издан в 1916 г. во Флоренции).

В 1891 г. произошло знакомство Парето с работами двух крупнейши итальянских экономистов того времени — М. Панталеопи и Л. Вальрасг Развиваемая ими теория экономического равновесия оказала неизглади мое влияние на мировоззрение Парето и стала впоследствии основой ег социологической системы. В начале 1890-х гг. происходит постепенны] перелом в убеждениях итальянского мыслителя, он переходит на пози ции консерватизма и антидемократизма. В 1892—1894 гг. публикует ря, материалов по экономической теории.


Глава 11. Социологическая система В. Парето



Новый i юриод жизни Парето начинается в 1893 г., когда он становится про­фессором политэкономии и руководителем кафедры в Лозаннском универси-icre в Швейцарии. На этом посту он сменяет Л. Вальраса — известного эконо­миста, на чьих работах учился и по приглашению которого приехал в Лозанну. Он много занимается научными исследованиями и публикует ряд сочинений, iЗдесь же выходят в свет его «Курс политэкономии» на французском языке (1896—1897). В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. Вскоре, в 1898 г., он получает от дяди в наследство колоссальное состояние, а в 1901 г. приобре­тет па берегу Женевской) озера в Селиньи виллу «Ангора» — любимое место работы и отдыха. В 1902 г. в Париже была издана его книга «Социалистичес­кие системы», а в 1907 г. в Милане — «Учебник политической экономии».

Болезнь сердца заставляет Парето прервать преподавательскую деятель­ность (1907). Почувс твовав некоторое улучшение здоровья, он начинает ра­ботать над «Трактатом но общей социологии», который писал в течение пяти лет (1907- 1912). 11ервая публикация «Трактата» на итальянском язы­ке состоялась в 1916 г., а спустя три года он был напечатан па французском языке. В 1912 г. он прекращает чтение курса политэкономии и сохраняет за собой преподавание сокращенного курса социологии. С этого времени и до конца жизни Парето занимается научными исследованиями только в обла­сти социологии. В 1918 г. в Лозаннском университете пышно отмечается его семидесятилетний юбилей.

В начале 1920-х гг. итальянский социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них — «Трансформация демократии», вышед­шая в Милане в 1921 г. (далее мы неоднократно будем на нее ссылаться, по­скольку в пей в обобщенном виде изложены все его основные социологиче­ские идеи). В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как известно, имен­но в это время (1922) к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое пра­вительство не скупилось на почести Парето, многие его члены (в том числе и сам дуче) считали себя учениками профессора Лозаннского университета. | В 1923 г. Парето был удостоен звания сенатора Итальянского королевства. ! В этом же году он умер в Селиньи, где и похоронен.

Как отмечалось, итальянский ученый довольно поздно, будучи уже зрелым и широко известным специалистом в области политэкономии, об­ратился к социологии. С чем это связано? По всей видимости, с тем, что сто перестала устраивать рационалистическая концепция «экономичес­кого человека», в рамках которой он работал долгие годы, исследуя моно­полистический рынок, распределение доходов и другие экономические проблемы. Еще в работах, написанных в конце XIX — начале XX в., он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям соци­альных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в «Трактате по общей социологии» — гигантской но объему и наукообраз-


190 Часть I. Классический этап

ной по стилю изложения работе (2000 страниц текста большого формат,!, 13 глав, 2612 параграфов, да еще и приложения).

На его социологические взгляды большое воздействие оказали идеи Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля (прежде всего его концепция насилия), итальянского политического мыс -лителя Г. Моски (теория деления общества на два класса — господствую­щий и подчиненный) и др. К этому нужно добавить влияние собственных знаний Парето в области математики, технических наук, экономики, его «инженерного» опыта практической деятельности.

Следует также учитывать эволюцию взглядов самого итальянского со­циолога — от демократических, либеральных, гуманистических убеждении молодости и начального периода зрелости до разочарования в прежних иде­алах, пришедшего после 1900 г. в результате наблюдений за экономической и политической жизнью европейского общества, а также неудач в личной жизни и политической карьере. Пессимизм и цинизм прочно входят в «ткань» мировоззрения мыслителя, усиливая нсгативистский насгрой и же­лание «срывать маски» и разоблачать все и вся. Социология превращается у Паре го в средство именно такой деятельности.

Не случайно он отказывается от рационалистической модели челове­ка (ее сторонником ученый был многие годы), в соответствии с которой индивид сначала обдумывает свои действия сообразно поставленным це­лям и задачам, а затем совершает цепь поступков для их достижения. Как полагает Парето, на самом деле все происходит наоборот. Человек снача­ла совершает действия (под влиянием чувств и определенных интересов^ а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованно! собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется од: из основных концепций Парето — теория нелогического действия.

ет I

Но он не переходит с позиций рационализма на иррационалистичес-кие трактовки действий. Наоборот, он стремится усилить рационализм за счет «ультрарационализма», включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдения для того, чтобы разоб­лачать иллюзии, с помощью которых люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков. Это дает основания считать Парето сторонником позитивизма, хотя и непослед! нательным, поскольку он у него связан с волюнтаризмом, отрицающие объективный характер законов общественного развития.

§ 2. Общество как система

Рассмотрим основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогичес­кого действия и элиты. Начнем с анализа взглядов социолога на общест-


Глава 11. Социологическая система В. Парето



но, поскольку именно его интерпретация во многом определила все ос-i альные взгляды, теории и суждения.

Для итальянского мыслителя общество — это социальная система, нахо­дящаяся в состоянии динамического равновесия. «Общественный порядок, — писал он, — никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непре­рывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью» | Трансформация... 1996. С. 157].

Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает послед­нее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющи­ми на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные усло­вия, внешние социальные (точнее, неприродные) условия, внутрисистем­ные социальные условия.

Все элементы социальной системы у итальянского социолога взаимо­связаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влия­ний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована Парето из экономической теории Л. Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом воз­расте. При этом нужно учитывать, что Парето имел в виду прежде всего механическое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности на основе выделения доминант­ных социальных факторов его изменения и эволюции.

Равновесие, о котором пишет социолог, — не статическое, а динамиче­ское, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, дина­мизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, происходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Однако, признавая эволюцию общества, Парето «отказывает» ему в прогрессе. Он считает, что эволюция и равновесие, связанные между со­бой, имеют маятниковый и циклический характер. Это значит, что обще­ство, испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесному состоянию. Циклический характер развития общества итальянский ученый связывает в значительной мере с циклами развития элиты, описанными им в широ­ко известной социологическому сообществу концепции, ей посвященной.

Идеи Парето о системном подходе к обществу находились в русле тех социо­логических традиций, в соответствии с которыми главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. При этом требовался учет целого ряда переменных, функционально взаи­модействующих между собой. На них исследователь обращал особое внимание.

Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской



 


 



Часть I. Классический этап


политэкономии (М. Паталеони, Л. Вальрас) и оставившим свой заметный след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экопомиче( кой жизни. По мнению Г [арсто, экономическая подсистема общества включа ei в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих копкретнък экономические цели и действующих па основании экономических hoi ребно стей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Именно здесь мы сталкиваемся с той лошкой рассуждений и доказа­тельств итальянского ученого, которая привела его от экономической пауки к социологии, к системному подходу, анализу действий и взаимодействии людей, базирующихся на их психических склонностях и предрасположен ностях (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки.

Общество для Парето — это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры). Это прежде всею система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог считаем психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и т.д. Более того, выступая определяющим объективным фактором действий людей, их пси хические состояния тем самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь понимал те суждения и аргументы, которые выдвигает действующий индивид.

Парето критиковал своих предшественников, и первую очередь О. Конта и Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическос состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым функционирования общества в целом. Социолог, считает llapij то, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необход мый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему ] дано в тех методах, которые он использует.

Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал; риорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались мпог его предшественники и современники. Социология, считал он, должна , давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке — описание социальных фактов, поскольку именно оно и дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача — устанавливать функцйона ные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое (он характеризовал его как логико-экспериментальное) исследова" ние должно быть связано с выявлением и изучением психических установо| и психического склада людей, определяющих подавляющее болышшетв их действий и взаимодействий. Но эта детерминация, указывает социоло| оказывается не прямой, а опосредованной, через чувства человека.

Итак, психический склад индивида обусловливает его чувства, определяющие характер действий. Последние были названы Парето «нелогическими


Глава 11 Социологическая система В. Парето 193

(подробнее о них будсг сказано ниже, в связи с разработанной ученым специ­альной концепцией), и именно они и составляют предмет социологического ис-(ледования. Поскольку общество представляет собой, с точки зрения Парето, (истему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характер­ными являются нелогическис действия, постольку социология выступает на­укой прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется (оциологом преимущесл веппо на психологическом уровне и уровне чувств.

Подчеркивая динамичный характер общества как социальной и историчес­кой системы, Парето полагал, что в основе этого динамизма находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально-экономические факторы. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражения чувств и интересов могут быть раз­личны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и послед­ствия, обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся». И далее: «...история в действи­тельности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рож­даться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет- только хронику ел их сочетаний» [Трансформация... 1996. С. 156—1571.

Таким образом, любое конкретное общество, взятое в историческом раз­витии, рассматривается как динамичная социальная система, вне зависимо­сти от ее социально-экономической «начинки». Это выглядит внешне странным, учитывая, что многие годы, даже десятилетия жизни Парего бы­ли посвящены занятиям экономической наукой, где он заметно преуспел. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жизни пе­ред'социальными факторами общественной и индивидуальной деятельнос­ти, — такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случай­но именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики ус­матривали психологический и даже биологический редукционизм.

§ 3. Теория нелогического действия

Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложе­ны В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он по­нимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать зако­ны, характеризующие функциональные зависимости между этими факта­ми. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме.

В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти



Часть I. Классический этап


 



I

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ... Допущено Министерством образования... Российской Федерации в качестве учебника для студентов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социологическая система В. Парето

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие предмета истории социологии
Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или корот­кой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или

Эволюционная социология Г. Спенсера
§ 1. Краткий биографический очерк Один из крупнейших представителей классического этапа в развитии социо­логии — английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903). Родился в Дер­би, в семье шк

Исторические истоки эмпирической социологии
§ 1. Понятие эмпирического социального исследования До сих пор, рассматривая основные направления развития социологии в XIX — начале XX в. и идеи ее наиболее крупных и известных представит

Для дальнейшего развития социологической науки
§ 1. Классический этап развития социологии: основные итоги Эга глава посвящена подведению итогов первого, классического этап становления и институционализации социологической науки на Запа

Субъективная социология в России
§ 1. Общая характеристика субъективной социологии В российской социологии одним из наиболее развитых направлений, н^ ряду с позитивистским, было субъск'1 ивнос. С конца 1860-х i г. - време

Неопозитивизм в российской социологии
§ 1. Общая характеристика Неокантианская критика позитивизма, стремление представителей послед­него модифицировать свои взгляды в сторону большей адаптированности к уровню достижений социа

Периодизация
§ 1. Общая характеристика социологии XX в. Понятие современного этапа социологии Начиная разговор о социологии XX в. как о современной дисциплине, не­обходимо в первую очередь разоб

Психоанализ в социологии
Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить без учета такого направ­ления и вместе с тем метода в науке, как психоана

Современные движения и теории в социологии
§ 1. Общая характеристика социологической теории 1980-1990-х гг. Кризис в социологическом сознании и поиск путей выхода из него В 1980—1990-х гг. возник целый ряд новых социологичес

Отечественная социология в конце 1950-х -1980-е гг.
§ 1. Возрождение отечественной социологии (конец 1950-х - начало 1970-х гг.) Социологические исследования в стране вновь приобретают права граждан­ства лишь в конце 1950-х — начале 1960-х

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги