рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КРУГОВОРОТ РАЗВИТИЯ

КРУГОВОРОТ РАЗВИТИЯ - раздел История, ТЕКСТЫ ПО ИСТОРИИ социологии XIX-XX ВЕКОВ   Если Я Утверждаю, Что Жизнь Государств Течет Наподобие Кругов...

 

Если я утверждаю, что жизнь государств течет наподобие круговорота и что каждая нация, достигая высшей ступени своей культуры, идет навстречу своей ги­бели, и что первые попавшие варвары ее уничтожают, то, конечно, в этом звучит что-то родственное Гегелю и Шеффле; простые умы склонны считать несерь­езным подобное утверждение.

Между тем нетрудно указать причины такого круговоротного движения в есте­ственных, экономических и социальных условиях жизни народов; эти причины на­столько ясны, их действие так всемогуще и всеобще, так ясно и неоспоримо, что знакомство с ними должно убедить в постоянном исполнении и естественной необходимости наступления их последствий.

Эти причины лежат в сфере экономической жизни, следовательно, в такой обла­сти, где несвобода человека, его зависимость от физических потребностей совер­шенно бесспорны, где можно с людьми считаться так же, как со слепыми силами природы, которые следуют своему закономерному течению. Потребности и стрем­ления людей приводят, как мы видели, к тому, что они группами и общениями возвышаются от примитивного состояния к состоянию культуры и цивилизации и затем, достигнув его, склоняются к упадку и гибнут под ударами других групп и общений, находящихся в периоде роста.

В примитивном, т.е. бедном в экономическом отношении, государственном орга­низме люди, кроме своего стремления к самосохранению, обладают еще только потребностью воспроизведения рода. На этой ступени производится много детей и значительно растет население. На более высокой ступени культуры возникает желание обеспечить за потомством по возможности лучшее материальное сущест­вование; тем не менее государство еще не стремится к ограничению числа рожде­ний ввиду того, что каждое живое человеческое существо еще представляет рабо­чую силу, которая может способствовать улучшению экономического положения. Семья, ничем не обладающая, растет, не заботясь о том, что будущие ее члены в отношении собственности будут стоять в более дурном положении, чем живущие теперь; пока, наоборот, благодаря улучшению числа рабочих улучшается положе­ние целой семьи.

Вот основание того, что государственный организм на низких ступенях культу­ры и благосостояния быстро растет; в течение этого времени он представляет по отношению к другим обществам растущую народную силу, которая может внутри опереться на растущее производство и экономический успех. Такой народ, нахо­дящийся в прогрессивном развитии, может вполне образовать фундамент полити­ческого государственного тела, которым будет управлять более развитое и цивили­зованное меньшинство: затем в своем нормальном развитии он является прочным фундаментом политической силы этого государственного организма.

Если же с развитием государственного организма низшие слои народа также поднимутся до высшей ступени культуры (а иначе и быть не может), и благо­состояние распространится и на низшие слои народа, то начинается забота о дости­жении будущего благосостояния для потомства путем ограничения собственного размножения народа. Прежняя беззаботность, спутница нищеты, уступает место "мудрой заботе", и рост населения останавливается, а в конце концов и совсем идет на убыль. Вместе с тем общество в сравнении с другим, которое еще не находится на этой стадии прогресса, ослабевает, что в дальнейшем следствии порождает экономическую слабость и политический упадок, между тем как другое общество, стоящее еще на низшей ступени развития, обладающее еще бедным и потому нормально развивающимся пролетариатом, одерживает благодаря своей народной силе победу. Таковы реальные, всегда и всюду заявляющие о себе причины, кото­рые производят круговоротные движения в жизни народов и государств, и которые объясняют, почему "варварские орды" уничтожают и стирают с лица земли высоко развитые нации со всей их цивилизацией.

Эти "варварские орды" не всегда появляются извне; иначе они были бы не в состоянии разрушить до основания сильные культуры государства. К сожалению, чем выше стоит человечество на лестнице культуры, тем в большем объеме скры­вает оно в своих собственных недрах достаточно варварских орд, которые ждут только сигнала, ждут только критического мгновения внутренней и внешней войны, чтоб начать дело разрушения. Так, нам совсем была бы непонятна гибель сильного государства под напором варварских орд, если бы мы не знали, что внутренние социальные враги существующего строя незаметно раздули в минуту опасности тлеющую злобу против собственников и господствующих в громадное пламя, которого одного часто достаточно, чтоб тяжелый труд столетий превратился в пепел и прах.

Теперь же с развитием культуры этот внутренний враг необходимым образом усиливается настолько, что каждый культурный мир, независимо от угрожающей ему внешней опасности, постоянно носит внутри себя зерно своего разложения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕКСТЫ ПО ИСТОРИИ социологии XIX-XX ВЕКОВ

ТЕКСТЫ ПО ИСТОРИИ социологии XIX XXВЕКОВ... Хрестоматия ПРОГРАММА ОБНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КРУГОВОРОТ РАЗВИТИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ФИКТИВНАЯ СТАДИЯ
  3. В их первоначальном проявлении, неминуемо теологическом, все наши умозрения сами собой выражают характерное предпочтение наиболее неразре­шимым вопросам, наиболее недоступным вся

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ИЛИ АБСТРАКТНАЯ СТАДИЯ
  9. Как ни кратки должны быть здесь общие объяснения о временном характере и подготовительном назначении единственной философии, действительно соответствующей младенческому состоянию

Основной признак: Закон постоянного подчинения воображения наблюдению
  12. Эта длинная цепь необходимых фазисов приводит, наконец, наш постепенно освобождающийся ум к его окончательному состоянию рациональной положи­тельности. Это состояние мы должны о

Относительный характер положительной философии
  13. Не только наши положительные исследования во всех областях должны по существу ограничиваться систематической оценкой того, что есть, отказываясь открывать первопричину и конечно

Назначение положительных законов: рациональное предвидение
  15. После того, как постоянное подчинение воображения наблюдению было единодушно признано как первое основное условие всякого здорового научного умозрения, неправильное толкование ч

Всеобщее распространение основного учения о неизменности естественных законов
  16. Этот основной принцип всей положительной философии, будучи еще далеко недостаточно распространен на совокупность явлений, начинает, к счастью, за последние три века становиться

ПОЛНОЕ И ПРОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ГАРМОНИИ В ОБЛАСТИ МЫСЛИ В ОТНОШЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
  18. Хотя чисто умственные запросы суть, без сомнения, наименее энергичные из всех потребностей, присущих нашей природе, их прямое и постоянное сущест­вование у всех мыслящих людей т

ГАРМОНИЯ МЕЖДУ НАУКОЙ И ИСКУССТВОМ, МЕЖДУ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ
  22. Охарактеризовав достаточно основную способность положительного мышления по отношению к умозрительной жизни, нам остается рассмотреть его также в применении к конкретной жизни, г

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ НАУКИ С ТЕОЛОГИЕЙ
  25. Нам, таким образом, остается пополнить, наконец, непосредственную оценку истинного философского духа одним последним объяснением, которое, являясь преимущественно отрицательным,

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  Вполне понятно, что новые области знания или - если новой области в строгом смысле слова еще нет - новые формы научного исследования некоторое время должны бороться за свое существо

ПРОГРАММА ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ О ПРИНЦИПАХ
  Но должны ли мы в виду вышеизложенных сомнений вообще отрицать право психологии народов на существование? Принадлежат ли ее проблемы, как это может показаться после изложенных выше

ГЛАВНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  По-видимому, конечным результатом наших рассуждений будет все-таки полная неуверенность наша в ответе на вопрос, что собственно нужно считать истинной задачей психологии народов. С

ИНДИВИДУАЛИЗМ И КОЛЛЕКТИВИЗМ
  Понимание социальных явлений до сих пор колеблется между двумя крайнос­тями: индивидуализмом и его противоположным полюсом - коллективизмом. Как попытка объяснения "со

ИНДИВИД И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
  Величайшая ошибка индивидуальной психологии заключается в предполо­жении, будто мыслит человек. Вследствие этой ошибки в индивиде вечно ищут ис­точник мышления, вечно ищут, почему о

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ИНДИВИДА
  Установив, что социальная жизнь создает идеи и воззрения, мы можем теперь развить этот тезис несколько подробнее. Экономическое положение непосредственно побуждает индивида

НРАВСТВЕННОСТЬ
  Мы попытались выяснить процесс создания морального типа индивида его социальной группой. Мы уже заметили, что социальная группа создает и образует не только идеи и воззрения, взгляд

НРАВСТВЕННОСТЬ И ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ
  После предыдущего ясно одно: мораль - не резонирующее человеческого разума, не явление, созданное сознательно человеческим разумом и волей, она, как и все общественные учреждения -

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО
  Уже из предыдущего следует, что право может возникнуть и мыслимо только в государстве. Вне государства нет права, так как право есть специфически государ­ственный институт, плоть от

ПРАВО И НРАВСТВЕННОСТЬ
  Мы видели, что право возникает при столкновении разнородных социальных элементов, когда коллективное целое уже не может быть сдержано простым обы­чаем, мораль одних не является в то

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
  Рассмотрев социальный мир и его явления, мы видим, что вещам и отношениям имманентна необходимость, создающая их развитие, направляющая их стремления и достигающая раньше или позже

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИЯ
  Отношение социологии к философии истории таково же, как отношение ста­тистики к истории. Первую часто называют разрезом (Durchshnitt) последней. Этим хотят сказать, что история долж

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ В РАЗВИТИИ
  О закономерности процессов и изменений в области политической истории говорилось много и часто; утверждали даже, что подобная закономерность суще­ствует, но насколько нам известно и

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  Социальное развитие, насколько мы познакомились с ним, является частным, местным и временным: мы уже говорили, что мы не в силах представить себе развитие человечества, как единого

ПРОГРЕСС И НОВОЕ
  Факт такого круговоротного развития государств и народов имеет кардинальное значение в вопросах о "прогрессе" в области человеческой истории. Два положения, выста

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ИСТОРИИ
  Ничто так не колеблет представления наивно верующего ума о "справедливом провидении", как напрашивающееся на каждом шагу человеческой жизни убежде­ние в "неисправност

ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
  ВВЕДЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ   Возникновение и развитие идеи равенства - Произведенные ею последствия - Во ч

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РАС
  Глава первая ДУША РАС Как натуралисты классифицируют виды - Приложение к человеку их методов - Слабая сторона современных классификаций человеческих рас - Основания психоло

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общем, отличительные признаки изложенного метода следующие. Во-первых, он независим от всякой философии. Так как социология возникла из великих философских доктрин, то она сохранила прив

ПРОГРЕССИВНОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТОГО
  Механическая солидарность, существующая вначале одна, или почти одна, про­грессивно утрачивает почву; мало-помалу берет верх органическая солидарность; таков исторический закон. Но

Книга I ФАКТОРЫ ВНЕСОЦИАЛЬНЫЕ
Глава первая САМОУБИЙСТВО И ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Главные внесоциальные факторы, способные иметь влияние на социальный процент самоубийств; индивидуальные стремления достаточной общнос

III РАСШИРЕНИЕ ГРУППЫ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Нередко можно наблюдать, что между развитием индивидуальности и социаль­ным интересом существует отношение, заключающееся в том, что уровень этого развития повышается по мере того, как расширяется

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги