рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУДЬБЫ РОССИИ. ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- НАЧАЛА 1910-х гг.

СУДЬБЫ РОССИИ. ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- НАЧАЛА 1910-х гг. - раздел История, История литературы конца XIX - начала XX вв С 1907 Г., Как Сообщал Бунин, Жизнь С Ним Делит В. Н. Муромцева, А "жажд...

С 1907 г., как сообщал Бунин, жизнь с ним делит В. Н. Муромцева, а "жажда странствовать и работать" овладевает им "с особенной силой", 37-летний писатель обретает семейное счастье в союзе с замечательной женщиной, разделившей все его радости и горести.

Поездки по Европе, в Турцию, Сирию, Палестину, Египет, на Цейлон... дали Бунину целый ряд новых тем. А главное - знакомство с чужими землями, приметами древних цивилизаций привело к прояснению взглядов на развитие человечества. Совсем не случайно Бунин поставил рядом будто разные понятия: странствовать и работать. Свои яркие впечатления от путешествий он воплотил в стихах и прозаических "путевых поэмах", получивших затем общее название "Тень птицы". Его дар сочной изобразительности здесь окончательно восторжествовал.

Два потока наблюдений составляют содержание "путевых поэм": восхищенное любование экзотическими землями, древними памятниками и печальное выявление знаков погибших цивилизаций. В сознании автора происходит как бы совмещение разных временных пластов. Оно-то и активизирует мысль об историческом движении культур. Картины разрушения прошлого рождают печальные раздумья. Вместе с тем возникает уверенность в извечной смене духовных побуждений: "...человечество насытилось кровью, землею и смертью - возжаждало братства, неба, бессмертия".

Раздумья о судьбах культуры - своего рода ответ на те события 1905 г. в России, которые, по словам писателя, "поразили" его. В октябре 1905 г. Бунин находился в Ялте, затем переехал в Одессу. О днях, проведенных здесь, он оставил весьма критические заметки. В классовых боях Бунин увидел лишь разрушение и прокомментировал их словами малограмотной женщины: "...идут на Одессу парубки и дядьки с дрючками, с косами..." Бунинские наблюдения ограниченны. Но верно предчувствие опасного стихийного бунта, упадка нравственности.

Свои политические взгляды наиболее четко Бунин высказал в ряде более поздних интервью. Он считал, что рабочие массы и малоимущие слои населения "превратились в мощную силу" и станут через 5-10 лет потоком, который "захлестнет всю Западную Европу", выражал теплое сочувствие рабочим, протестующим против кровавых столкновений. Но, сравнивая трудящихся России и Запада, приходил к неутешительному выводу: "...Западноевропейский пролетариат представляет собой прекрасно организованную силу. О русском пролетариате этого сказать нельзя". Бунинские симпатии явно не совмещались с идеей революции как вооруженного восстания. Мысль о необходимости сознательности, организованности борющихся масс была очень своевременной.

(*138) В это же время (начало 1910-х гг.) Бунин определил и собственную позицию: "Пережил я очень долгое народничество, затем толстовство; теперь тяготею больше всего к социал-демократии, хотя сторонюсь всякой партийности". Странная последовательность столь разных учений. Но для писателя все они имели в чем-то общий корень - интерес к народной жизни. Неоднократно и критически отзывался он о русской интеллигенции, которая "поразительно мало знает свой народ", о "разительном противоречии между культурной и некультурной массой". О совершенствовании и единении духовных сил страны мечтал Бунин, но тщетно.

В творчестве возникает мотив поиска, неостановимого движения к тайнам мира:

Пора, пора мне кинуть сушу,

Вдохнуть свободней и полней

И вновь крестить нагую душу

В купели неба и людей.

Стремление к возвышенному приходит в соприкосновение с несовершенным человеческим опытом. Рядом с желанной Атлантидой, "бездной голубой", океаном появляются образы "нагой души", "одинокого сердца", "ночной грусти". Нередко лирический герой как бы отстраняется от буйных красок мира. Они схвачены взором, но даются на расстоянии от воспринимающего субъекта, так как не совпадают с его грустным настроением.

Сомнения охватывают героя:

...Три пути

Вижу я в желтеющих равнинах,

Но куда и как по ним идти?

Стихотворение называется "На распутье". Такое душевное состояние оказывается устойчивым: "Мертвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная..."; "мой бесцельный путь, мой одинокий челн". Осмысление "трех путей", "трех правд" свойственно и поэзии, и прозе художника. Но он верен мужеству на избранной стезе:

Все ритм и бег -

Бесцельное стремленье!

Но страшен миг, когда стремленья нет.

Противоречивые переживания ярче веего проявились в философски насыщенных мотивах мечты, души. Исходно та и другая полны света, жизни. Воспеваются "светлая мечта", "крылатая", "пьянящая", "счастье просветленья". Однако столь возвышенное чувствование несет в себе "небесную тайну", становится "для земли - чужим". Душа возвращается на "родину свою" - "в небо чистое". Связь с конкретным миром заметно ослабевает.

В земной юдоли царят "печальные мечты", "бесполезные, обманчивые мечты", "сонный яд грез". Душа "грустно чего-то ищет и не находит". Самое существование толкуется как "нашей (*139) жизни бедный сон". А прошлое превращается в "сон воспоминаний".

Поэт стремится прикоснуться к "тайному, как сон", остановить "век - миг", сетуя: "Мы мало видим, знаем". Потому готовит себя к необычному деянию: "вот-вот пойму незримое". И действительно слышит "мыслимую музыку планет". По-своему, в печальной гамме чувствований развивал Бунин дорогие себе традиции Пушкина и Лермонтова.

Здесь ощущается притяженность к другому священному источнику - миру Некрасова.

К 1907 г. относятся суровые строки, посвященные жертвам крепостного рабства:

...Жили - в страхе.

В безвестности почили. Иногда

В селе ковали цепи, засекали,

На поселенье гнали...

Это стихотворение, с выразительным названием "Пустошь", заключает в себе будто привычный взгляд на прошлое. Но далее следует неожиданный поворот. Автор обращается к холопам:

Не вы одни страдали: внуки ваших

Владык и повелителей испили

Не меньше вас из горькой чаши рабства!

Психологический склад русского человека, независимо от его социального положения, интересовал Бунина. Он находил общую для помещика и крестьянина печать внутренних противоречий: "Мне кажется, что быт и душа дворян те же, что и у мужика; все различие обусловливается лишь материальным превосходством дворянского сословия" (1911).

Позже, в разгар первой мировой войны, Бунин раскрыл причину такого отношения к своим соотечественникам: "Глубокие почвенные начала национальной психики резко противоречат практическому, трезвому, строительному укладу". Писатель выделял как главенствующие две несостоятельные черты народной психологии: стихийно-разрушительную и пассивно-созерцательную.

Мучительные представления о русской душе в значительной мере определили прозу Бунина конца 1900-х- начала 1910-х гг. И все же невозможно поставить знак равенства между его логическими рассуждениями и художественными произведениями. Повести "Деревня" (1910), "Суходол" (1911), рассказы той же "деревенской" темы выражают целый мир сложных явлений.

Повествование о братьях Красовых, Тихоне и Кузьме, приводит в "Деревне" к мрачной картине российской жизни. Деревня в повести нищая, голая, грязная. "Господи боже, что за край! - думает Тихон.- Чернозем на полтора аршина, да какой! А пяти лет не проходит без голода..." На удивление Тихона, заметившего, что на Выселках пьют гнилую воду, случайный собеседник печально отвечает: "Да вода что - вот хлебушка нетути". Кузьма (*140) наблюдает уродливые бытовые условия (темные избы, со слепыми окнами, под навозной крышей), страшные болезни крестьян, воровство с железной дороги щитов, которыми "вся деревня топится", узнает, что люди от холода "зимой в навозе спасаются".

Еще более пугают Кузьму животные нравы деревни, невежество, жестокость, леность ее обитателей. Лишены разумного поведения Серый, его сын Дениска, Родька, Меньшов, мужик, избивающий мать, десятки других, а "нищих, дурачков, слепых и калек,- да таких, что смотреть страшно и тошно,- прямо полк целый!".

Впечатление Тихона и Кузьмы однородны, но реакция братьев различна. Тихон брезгливо осуждает крестьян, Кузьма стремится понять смысл их существования и приходит к тяжкой - для себя - мысли о полном отчуждении людей друг от друга. Причины такой разобщенности он, однако, толкует двойственно.

Кузьма потрясен вспышкой ненависти купца Черняева к тем, кто "с голоду околевал", а теперь "левые взгляды" отстаивает, жестокостью стражника-карателя, вызванного помещиком для усмирения взбунтовавшихся мужиков. Узнав, что в Воронеже жгут дворянские усадьбы, Кузьма восклицает: "И чудесно!" С волнением слушает он гневные речи "базарного философа" Балашкина о том, что "Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили". "У, анафемы, до чего затоптали, забили народ!" Негодует Кузьма на социальные порядки России. С не меньшим возмущением смотрит он и на дикие отношения Дениски с его отцом, озлобление Акима, бессмысленную распрю деревень Дурновки и Мыса. Балашкин убеждает: "По холопу и барин, по Сеньке и шапка". Кузьма в конце концов приходит к тому же мнению: "Рабство отменили всего сорок пять лет назад, что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!" Явственно слышны сомнения в духовных силах крестьянской массы.

Вряд ли тем не менее можно считать (что иногда делается) вывод Кузьмы главным, конечным. Автор высказывает свой взгляд на происходящее. Отождествления позиций писателя и его героев в повести не существует.

Тихон и Кузьма - трагические фигуры, осознавшие это сами. Поиск истоков такого состояния приводит их к исступленному анализу деревенской действительности. Та же страсть владеет и автором. Наблюдение ведется братьями Красовыми, а писатель истолковывает их опыт как часть общего, массового. Многое в оценках персонажей, особенно Кузьмы, и их создателя совпадает. Но многое постигается Буниным на качественно иной высоте. В "Деревне" отточилось мастерство (в какой-то мере присущее некоторым ранним рассказам), позволяющее вне авторских прямых суждений переосмыслить воззрения героя, внести полемический подтекст в будто бы строго объективированное повествование.

(*141)Противоположение правдоискателя Кузьмы лавочнику Тихону - в основе сюжетного развития повести. Тихон захотел и стал "цепным кобелем" у собственного богатеющего хозяйства. Кузьма неустанно ищет душевных связей с людьми, все решительнее не приемлет мораль брата. Ожесточение, озлобление Тихона вызывают отвращение Кузьмы. Та же реакция определяет авторские ремарки: "сдвинутые брови", "стиснутые кулаки", "сумасшедшие глаза", "бешеные глаза", "косивший рот, хищно чеканивший слова" - у Тихона. В противовес "измученному, худому лицу, скорбным глазам" Кузьмы.

Кузьма - носитель дорогих Бунину нравственных качеств - страдальчески воспринимает судьбу деревни. Но мрачные впечатления рождают в нем тяготение к светлым душам. Дважды встречается он с крестьянами, у которых "радостные глаза", "чудесное доброе" или "доброе измученное" лицо, тепло разговаривает с Однодворкой и ее сыном, излучающими нежность и любовь. И эти переживания Кузьмы автор разделяет и оттеняет экспрессией своего слова.

С особой энергией усилены в образах и деталях повествования трагические предчувствия Кузьмы. Мир, его окружающий, приобретает символическое звучание. Ощущение героем близкой смерти предваряет такая расширяющая смысл эпизода зарисовка: "Солнце село, в доме с запущенными, серыми стеклами брезжил тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюдимо и холодно..." Серым колером, с обилием оттенков от грозных темных до "отстраненных" от человека серебристых тонов, окрашены пейзаж, описание деревни, двора, дома. Каждая подробность (околевший снегирь, высокая безобразная лошадь, туман, "съедающий снег") имеет и конкретно-бытовую значимость, и символический смысл. Бунину близки дух поиска, скитаний, сращенность с родиной Кузьмы и его "смертельная тоска" в преддверии катастрофы - гибели крестьянской России.

Тем не менее очень важные для Кузьмы наблюдения писатель расценивает иначе, полемизируя со своим героем не прямо, а снова средствами подтекста повествования. Кузьма "совсем одичал в Дурновке" и решил, что такой удел "надлежит ему от рождения: недаром, видно, текла в нем кровь дурновцев!". Кажется на первый взгляд, что здесь еще одно подтверждение "виновности" народа и Кузьмы как его представителя. Но так ли это? Думается, нет. Автор настойчиво подчеркивает отъединенность маленького, скудного, деревенского мирка от "большой Земли": "снежно-серый простор, по-зимнему синеющие дали", запах паровозного дыма, напоминающего, "что есть на свете города, люди, газеты, новости". С точки зрения зовущего и недостижимого мира, тяги к нему Кузьмы его "одичание" осмысливается как вынужденная утрата природных возможностей человека, а вовсе не как врожденное свойство. В повести этот мотив получает многовариантное звучание.

(*142) Кузьма "всю жизнь мечтал учиться и писать", но "в стране, имеющей более ста миллионов безграмотных", он, как другие самоучки, остался "просвещенным без наук природою". Писатель говорит об этом с глубоким сочувствием и одновременно с иронией по отношению к тем, кто гордился подобным просвещением. Детей в деревне учит солдат: "глупый от природы", сбившийся на службе "с толку совершенно". В страстном и бесперспективном стремлении к истине Кузьма, как в наказание, проходит сквозь строй людей, не владеющих даже простейшим пониманием жизни. В русло таких наблюдений и включается авторский голос, усиливающий ощущение беспомощности Кузьмы. В сцене разговора героя с самим собой "со стороны" доносятся слова, подводящие печальный итог: "Для кого и для чего живет на свете этот худой и уже седеющий от голода и строгих дум мещанин, называющий себя анархистом и не умеющий толком объяснить, что значит - анархист?" На закате дней своих Кузьма приходит к сходному признанию: "Одно думал: ничего о нем не знаю и думать не умею!.. Не научен!" Следовательно, его представление о "виновном" народе тоже требует корректировки. И она дана в повести.

В непреоборимой бессознательности протекает дурновское прозябание - механическое, неразумное поведение крестьян. Смешон Дениска, таскающий вместе с песенником и бульварными книжонками "Роль пролетарията в России". Смешны и жалки взбунтовавшиеся мужики, которые "поорали по уезду , сожгли и разгромили несколько усадеб, да и смолкли". Писатель отрицает идеи социальной борьбы, но показательно, что делает это, выделяя бестолковость, бескультурье поступков крестьян.

В заключительной части повести узел дурновских противоречий затягивается. Болезнь Кузьмы, с бредом о ласке давно потерянной дочери Клавы, с ожиданием заботы Молодой (крестьянки-служанки), предельно обостряет его одиночество. А бессмысленность происходящего нарастает: готовится свадьба Молодой с Дениской, обрекающая их на взаимную ненависть. Все события повергают Кузьму в новую волну "тупой тоски".

В повествовании сгущается трагическая атмосфера гибели всего живого (в венце невесты Молодая была еще "красивее и мертвее"). Автор, несомненно, сопереживает Кузьме; удручающими красками и деталировкой сцен усиливает его (и свое) недоумение по поводу неспособности "дурновцев" (Молодой и Дениски - прежде всего) понять свою обреченность. Повесть венчает образ страшной стихии - "непроглядной вьюги", заслоняющей "белый свет". С безначальным и бесконечным смерчем сливается такое же неуправляемое, несущееся "в буйную темную муть" движение лошадей, увозящих исплаканную, полумертвую Молодую. Даже Кузьма теряет представление о реальности. А "дурновцы" воспринимаются жалкими песчинками в гибельном для них вихре.

(*143)Бунин создал страшную картину бессознательной жизни. Именно такое состояние крестьян вызвало остроболезненную реакцию писателя. Но оно объяснялось не тайнами психологии, а объективным характером российской действительности и рождало глубокое сочувствие автора к обездоленному, несчастному народу.

М. Горький увидел в "Деревне" - сначала сочувственно, затем с осуждением - умственную неразвитость крестьян. Повесть пронизана, думается, иными мучительными раздумьями. Во-первых, гораздо более масштабными. Речь шла не о недостатках, пусть распространенных у людей, а о порочных условиях их существования. Во-вторых, более гуманными, поскольку Бунин вовсе не отказывал всему крестьянству в личных достоинствах. Что же он порицал? Безрассудное подчинение стихии разобщения, разложения деревенского мира. Уже в эмиграции писатель сказал о повести: "...она на редкость сильна, жестока, своеобразна". "Жестокостью" пролилась боль о запустевшей русской Земле.

В рассказах начала 1910-х гг. Бунин продолжил горькие наблюдения, начатые "Деревней", теперь по отношению к отдельному человеку. Взгляд писателя по-прежнему обращен к русскому крестьянству и мещанству, но не к общему их состоянию, а к особенностям индивидуальной психологии. Такой подход обнаружил более острые противоречия. "Размытые" в массовом текучем бытии, они были стянуты замкнутой сферой - опытом одного героя.

Появился цикл поистине страшных рассказов: "Ночной разговор" (1911), "Игнат" (1912), "Иоанн Рыдалец" (191З), "При дороге" (1913), "Я все молчу" (1913). Насилие, убийство, саморазрушение личности - будто самые порочные проявления больного сознания отразили они. Однако Бунин был далек от стремления поразить самим фактом их существования. Повествование, с предельно упрощенной событийной канвой, сосредоточено на истоках преступной практики. И сразу выделено необычное свойство в поведении персонажей рассказов.

Они совершают поступки механически, как бы подчиняясь независящей от них власти. Может возникнуть (часто так бывает) подозрение, что автор имел в виду непреодолимое инстинктивное начало. Бунин, несомненно, придавал большое значение заложенным самой человеческой природой влечениям. Однако врожденное тяготение к жизни, продолжению рода, любви, свободе обладали, по мнению писателя, естественной гармонией. Но именно ее, гармонии, начисто лишены герои этих произведений. Механицизм действий - следствие примитивного и "слепого" прозябания, при котором искажаются первоначальные внутренние потребности человека и моральное падение приближается для него незаметно.

В холодном одиночестве, при смутных представлениях о красоте Парашка ("При дороге") отдается первому встречному, вору и негодяю, а Игнат ("Игнат") - развращенной барчука-(*144)ми Любке, толкающей его на преступление. Жестокость крестьян ("Ночной разговор") - тоже продукт их подчинения дикому, безнравственному деревенскому укладу. Разрушается душа, которая по природе своей была гораздо лучше, чище.

Бунинские рассказы насыщены низменными образами, деталями. Автор избирает отстраненную манеру повествования: о своем понимании происходящего прямо нигде не говорит. И все-таки гуманная позиция писателя выражена со всей очевидностью - соотнесением двух планов изображения: героя и его окружения. Чем гуще замешаны беспросветные краски быта, тем зримее проступает не вина, а беда оказавшейся в такой обстановке личности. Посмотрим, как донесен такой акцент в самом мрачном рассказе "Я все молчу".

История Шаши, из сына богача превратившегося в грязного бродягу, передается с чувством недоумения. Тем не менее авторский замысел проясняется сразу. В облике Шаши - зримые знаки уродства. Еще более безобразны близкие ему, "ужасные люди", толпящиеся в церковной ограде. Экспрессия слова в их изображении помогает переосмыслить будто бы смиренную констатацию: "Русь издревле и без конца родит этих людей".

Жестокость отца Шаши - Романа, ненависть к сыну богача деревенской молодежи, сытая скука в доме "под железной крышей" с перспективой стать преемником изувера Романа и полное отсутствие освежающих впечатлений - таково начало жизни Шаши. А продолжение питалось успехом в праздничные дни "спектаклей" избиения Шаши, привычностью, даже уважением окружающих к "нищенским стихирам", вконец искажающим первоисточники о Лазаре, Алексее - божьем человеке. Рассказ кончается символически мрачным хором, достигающим "зловещей силы и торжественности", "зычно горланящим" об "огнях негасимых, муках нестярпимых". Атмосфера страшной затхлости, убожества, несправедливости объясняет нелепый, по первому взгляду, путь Шаши. Но тогда "издревле родит Русь" не скоморохов и юродивых, а тех, кто не умеет по объективным причинам найти действенное противоядие своей смутной тоске. Общая неразумная стихия губит сильную волю, подчиняя ее идиотическим представлениям о "подвижниках мати-пустыни" в образе искалеченных "ужасных людей".

Разрушительный жизненный уклад не принимал писатель. Нравственные ценности он находил в глубинах души, сохранившей природой данные человеку устремления. Этот светлый мотив - суть многих рассказов: "Веселый двор" (1911), "Захар Воробьев" (1912), "Худая трава" (1913), "Лирник Родион" (1913). Внутренний облик героя раскрыт здесь в локальной временной ситуации - недолго, но ярко горит огонь духовной красоты. А внешняя, растлевающая среда дана экономно и отстранение от личности.

Социальные диссонансы отнюдь не затушевываются. Но на (*145)преходящее автор смотрит с позиций высшего назначения людей - их появления на свет во имя того, чтобы взрастить новую жизнь на земле. Те, кто в презрении к эгоистическим, меркантильным поползновениям излучают тепло, любовь на этом пути,- дороги писателю. Таковы, по его мнению, перспективы мира, спасение от страшной инерции распада. Бунин не идеализирует своих героев. Снова слышна знакомая бунинская мысль: прикоснуться к Прекрасному можно, лишь преодолев привычно ограниченные интересы.

В рассказе о жалком, нищенском быте, неумолимой смерти с каждым эпизодом укрепляется атмосфера одухотворенного бытия. К его высшей целесообразности восходит ответ на вопрос, "зачем жил на свете" человек. В последний путь Аверкий уносит память о "далекой встрече своей с той молодой, милой" да образ дочери.

Бунин обращается вовсе не к исключительному жизненному опыту. Аверкий причислен к "хорошим, смирным мужикам, много поработавшим", которые на закате лет начинают "думать что-то свое". Старик чуток к страданиям окружающих: жены, бездомного сторожа, деревенской дурочки Анны. В своей душе главный герой "Худой травы" объединяет общие невзгоды и открывает необходимые для всех ценности жизни.

В "Худой траве" и других рассказах 1910-х гг. утонченные душевные состояния свойственны тем, кто проживает обычную судьбу. Разными средствами писатель подчеркивает этот момент. В повествовании усилено впечатление достоверности происходящего ссылкой на "реальное" место действия, нередко - на мнение "старожилов". Таковы зачины "Веселого двора" и "Захара Воробьева". Тонко мотивируются переходы от события к его осмыслению героем, от раздумий о предназначении человека к бытовым сценам. Сложные психологические процессы свободно включены в течение повседневного существования. Да и сами эти процессы, при всей своей глубине и значительности, берут начало от простейших переживаний. Потому столь выразительной становится художественная коллизия рассказов - подведение персонажем своих жизненных итогов.

Конкретность воссозданного мира может увести внимание от подлинных поисков писателя. Нередко так и случается. Бунин верил, что "Захар Воробьев" защитит его от нападок критики, приписавшей автору "Деревни" барское отношение к народу. А в этом рассказе находят лишь несвершенную мечту Захара о подвиге да унизительную его смерть от чрезмерного количества выпитой водки. Содержание произведения несравненно богаче и трагичнее.

Захар Воробьев постоянно ищет теплых, доверительных контактов с человеком. Сначала пытается обрести собеседника, который выслушает и поймет его. Но разговоры со случайными встречными венчаются полным и тупым равнодушием к нему. К (*146) людям идет он в село Жилое (ироничное название), а там - "было мертвенно тихо. Нигде ни единой души". Захар хочет сотрясти "мелкий народишко, спрятанный по избам". Сознание непристойности такого побуждения останавливает его. Одиночество, воспринятое тяжким наказанием, рождает тоску: "О, какая тоска была на этой пустынной, бесконечной дороге. Но Захар всеми силами противился тоске..." Он спешит хотя бы своему "недоброжелателю" доказать собственную способность "десяток старух донести куда угодно", как уже было с одной израненной нищенкой. И не успевает! Ощущая смертную истому и все-таки спасая своего последнего и вновь равнодушного к нему собеседника от ответственности, Захар "твердо идет" умирать на середину большой и пустынной дороги.

Вот главное противоречие. Человек, ощутивший "прилив сил и неопределенных желаний", веру во "что-то необыкновенное", и - "пустынная, бесконечная дорога" жизни, тупое безразличие людей. В постоянной внутренней борьбе Захара с тоской, озлоблением на попрятавшихся по норам сельчан, в преодолении "непристойного" неуважения к ним - печать благородной силы личности. Ее душевное богатство мастерски раскрыто в трагической ситуации. Устремления героя Бунина не абстрактно-прекрасны, а конкретно-перспективны: жажда духовно-близких отношений, осознание несовершенства окружающих и забота о них, вплоть до мечты о подвиге, до мужественно избранной одинокой смерти.

Писатель не раз подчеркнул, что Захар Воробьев принадлежал к той части русских мужиков, которых почти не осталось на Руси. Рассказ читается как эпитафия России прежних лет, когда крестьянство не было так разобщено. Во всяком случае, столь ярких и активных натур, как Захар, в прозе Бунина этих лет нет. Но зато он увидел нравственную красоту народной души, вынужденной существовать в атмосфере антигуманного миропорядка. Причем дорогие для себя ценности отразил в самой мрачной обстановке, не допустив малейшего приукрашивания своих героев.

В небольшом рассказе "Веселый двор" - история двух жизней и двух смертей: старухи крестьянки Анисьи и ее сына Егора. Анисья умирает в прямом смысле от голода: для нее не нашлось даже хлебной корки (ее двор назван соседями "веселым" в насмешку над нищенским, непутевым существованием). Егор, "пустоболт", давно бросивший родительский дом, "не признающий ни семью, ни собственности, ни родины", кончает свои бессмысленные скитания самоубийством.

Герои "Веселого двора" будто иллюстрируют взгляд писателя на два типа крестьянского характер": созерцательно-пассивный (Анисья) и стихийно-разрушительный (Егор). Но внутреннее состояние персонажей взрывает такое представление. Каждый из них несет в себе отнюдь не однозначные побуждения.

Кроткая выносливость матери поднимается до самоотвержен(*147)ности во имя заблудшего Егора. В момент своей голодной смерти (бродячая, полуодичавшая собака признает несчастную женщину "за ровню"!) Анисья "до дрожи в руках и ногах" жаждет "сладкого счастья" - начать "новую полосу" "существования на белом свете". В чувствах умирающей нет и следа самоуспокоения и отрешенности. Все отдано страстному стремлению "видеть утро, любить сына, идти к нему", "что-то сказать ему, перекрестить на прощание", даже - понять "красоту, беззаботность" вольных птиц, пахучих трав, цветов - земной мир. Удивительно чистая, проникновенная и мужественная душа вынуждена погибнуть. Ее смерть, однако, своеобразно воспринята опустошенным сердцем Егора.

Рассказ об этом странном мужике начат в тот момент, когда он "почувствовал тоску". Состояние Егора противоречиво, по-прежнему ему свойственно глупое самомнение, а рядом растет мучительное недоумение, "глухое раздражение" против всех и вся. Егор переживает "два ряда чувств и мыслей: один обыденный, простой, а другой - тревожный, болезненный", вынуждающий "думать что-то такое, что не поддавалось работе ума". Непреодолимая раздвоенность, заставляющая завидовать немыслящим птицам, остро-драматично разрешается со смертью Анисьи. Егор теперь теряет все связи с миром: "И земля - вся земля - как будто опустела". "Странная свобода и одиночество" становятся непереносимыми. Егор сознательно бросает под колеса поезда единственное, что осталось еще в нем от человека,- свое тело: "...в песке билось то, что было на мгновение перед тем Егором".

Смерть прервала две жизни, потенциально способные к развитию, к "новой полосе" "существования на белом свете". Писатель, разумеется, не считает, что его герои, останься они в живых, смогли бы выстроить свою судьбу иначе, чем раньше. Да и у читателя такого впечатления сложиться не может. Слишком устоявшейся и соответствующей реальным условиям действительности выглядит психология и Анисьи, и Егора. Между тем Бунин открывает завесу над тайной, так и не понятой персонажами его рассказа: какого хотели бы счастья они, каким оно могло бы быть. Даже "пустоболт" Егор, будто подчинившийся своим разрушительным инстинктам, не переносит ранее желанной "свободы" от людей, мучается стихийно-бессознательным времяпровождением. Нет, не природа создала терпимость Анисьи к побоям и голоду, равнодушие ее сына к матери и дому, земле. Не отступая от "собственной логики" их характеров, художник раскрыл высшие, для всех священные законы бытия, "оспорив" и свои собственные суждения о "русской душе".

В прозе Бунина мы не найдем отвлеченно-философских раздумий о вечных проблемах. К ним писатель обращается потому, что повсеместно наблюдает человеческую тоску, раздвоение, нелюбовь, несчастье, непонимание... Все эти "не" - свидетельство распада живого мира, шаг к смерти. Острое ощущение духов(*148)ного кризиса и влечет писателя к проникновению в сущность жизни, которая частично осознается его скромными героями в трагический период прощания с нею. Здесь таится секрет редкого сращения в художественном тексте конкретно-эпохального и всечеловеческого.

Неудивительно, что произведения Бунина "экономны", малообъемны. Бытие личности дается не в последовательном своем развитии. Совмещаются разные временные планы (прошлого, настоящего, сиюминутного), акцентируются какие-то определенные психологические состояния. К одному центру стягиваются наблюдения, переживания, воспоминания героя, что и помогает выделить сущностное в его опыте. Чаще такую цель преследует он сам, стремясь понять себя, минувшее. Но даже если этого нет, повествование строится по тому же принципу.

Автор пользуется "рентгеновским лучом", высвечивая глубинное течение внутренней жизни. Композиция рассказов, смена и деталировка эпизодов - все выражает избранный подход. Пожалуй, ярче всего он проступает в речевой стихии повествователя и персонажей. Производные от тех или иных опорных понятий выражения, настойчиво повторяясь, сразу определяют ведущую мелодию произведения. В "Худой траве", скажем, целая россыпь слов-"знаков" нелегкой мысли: "знания", "способности умственные", "думать что-то свое", "бедные воспоминания", "ничего не знаю", "незнамо, зачем жил" и пр. Этот поток, конечно, не единственный, навстречу ему идет другой, передающий ощущения красоты, любви. Смысловая сгущенность текста достигается этими средствами.

Повествовательное мастерство в прозе этих лет Бунин огранил до совершенства, на чем, разумеется, не остановился. Следующее пятилетие стало временем новых творческих свершений.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История литературы конца XIX - начала XX вв

История литературы конца XIX начала XX вв... М Просвещение...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУДЬБЫ РОССИИ. ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- НАЧАЛА 1910-х гг.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НА ТРУДНЫХ ДОРОГАХ ИСТОРИИ
(*3)Русская литература конца XIX - начала XX в. - что это за период? Довольно короткий, но напряженный и очень важный, самостоятельный по значению. Новое, родившееся на рубеже столетий поколение пи

ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ РЕАЛИЗМА
(*10)Л. Толстой определил "три побудительные причины" для "всякой деятельности человеческой": "чувство, разум и внушение". Гармония, следовательно, была возможна при с

О ВРЕМЕНИ ЯЗЫКОМ КРАСОК И ЗВУКОВ
(*19)С 1880-х гг. русская живопись стала отходить от принципов "передвижничества" (демократического направления, психологического реализма И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В

СПОР О РЕАЛИЗМЕ НАЧАЛА ВЕКА
(*31)Первое острое столкновение по этому вопросу относится к периоду, когда "молодая литература" набрала силу, появились крупные произведения А. Куприна, Л. Андреева, М. Горького, Ив. Бун

РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ
(*36)Реалистическая литература, созданная писателями нового поколения в конце XIX - начале XX в., - большой и неоднородный пласт русской словесности. Общее стремление - проникнуть в глубинный смысл

А. И. КУПРИН
(1870-1938) Проза Александра Ивановича Куприна сразу вызвала интерес читателей и критики и скоро получила на редкость широкое признание. Молодой автор был замечен - не каж

Quot;ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ". ПРОЗА 90-х гг.
Беспредельные человеческие возможности и неспособность их реализовать - вот что волновало писателя. В заметке "Фольклор и литература" он расшифровал свое представление о причинах такой дв

Quot;О ТОРЖЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА, О СИЛЕ И ВЛАСТИ ЕГО". ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В работах о Куприне сложилась давняя тенденция: видеть в прозе этого периода упадок общественно значимых мотивов, чуть ли не рафинированное эстетство писателя (кстати, он не был единственным, кого

И. А. БУНИН
(1870-1953) (*127)Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойденных высот в своем искусстве, первым среди русских писателей получил

В ПОИСКАХ КРАСОТЫ. ТВОРЧЕСТВО 1890-х- НАЧАЛА 1900-х гг.
Яркая индивидуальность Бунина весьма быстро проявилась в поэзии и прозе. Но ранняя пора его творчества вызвала весьма прохладные отзывы. По достоинству не оценена она и сейчас: ей отказано в филосо

ЧЕЛОВЕК В "ЦИВИЛИЗОВАННОМ" МИРЕ. ТВОРЧЕСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1910-х гг.
С выходом в свет "Деревни", рассказов той же темы к Бунину пришла заслуженная литературная слава, хотя в кругу специалистов он был признан раньше (ему были присуждены Пушкинские премии, а

А. М. ГОРЬКИЙ
(1868-1936) Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, В. Г. Короленко, одарив молодого автора своим дружеским

Quot;ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ И ОБИДА ЗА ЧЕЛОВЕКА" ПРОЗА 1890-х гг.
С осени 1898 г. завязывается переписка, затем дружеские отношения М. Горького с А. П. Чеховым. Молодой писатель видел в старшем идеал художника, личности и со всей искренностью поверял ему свои ого

К "ЖИЗНИ, КРАСИВОЙ, БОДРОЙ,ЧЕСТНОЙ". ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В момент внутренних борений, пошатнувшейся уверенности в близком преображении жизни Горький сблизился с А. В. Луначарским, А. А. Богдановым, В. А. Базаровым и другими членами группы отступивших от

Л. Н. АНДРЕЕВ
(1871-1919) (*189) С первых шагов в литературе Леонид Николаевич Андреев вызвал острый и неоднородный интерес к себе. Начав печататься с конца 1890-х гг., к серед

ПРОЗА РУБЕЖА ВЕКОВ
На "Средах" Андрееву дали меткое прозвище, "переселив" по его же просьбе с "Ново-Проектированного переулка" на "Ваганьково кладбище". Так был зафиксирован ин

ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод. Одно из самых, видимо, болезненных переживаний было вызвано заметным спадом интереса к его сочинен

А. М. РЕМИЗОВ
(1877-1957) (*214)На исходе лет своих Алексей Михайлович Ремизов писал: "...мне легко будет рассказывать о себе, о своих литературных "закрутах", условно на

СУДЬБЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ И МОДЕРНИЗМ
(*232)Литературные течения, противостоящие реализму, долгие десятилетия после 1917 г. - да и сейчас случается - именовались унизительно "упадочническими", декадентскими. Термины "дек

СИМВОЛИЗМ
В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые "стар

ФУТУРИЗМ
(*264) За месяц с небольшим до появления акмеистических деклараций, в декабре 1912 г. вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся программной статьей русских футури

У ИСТОКОВ ТВОРЧЕСТВА
(*276) Двадцатисемилетний Валерий Яковлевич Брюсов поделило однажды фантастическим желанием: "Как нашему Брюллову1, мне хочется воскликнуть: "Дайте мне свод небесный,

В ПОИСКАХ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНИ
Наследие Брюсова велико и разнообразно. Но в развитии его поэзии и прозы есть строгая логика. Справедливо мнение Д. Максимова, считавшего, что у Брюсова "стихия страсти и порывание (*282) к та

ЭВОЛЮЦИЯ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
Размышления Брюсова о судьбах духовной культуры определили и другие лейтмотивы в его поэзии. Однажды он воскликнул: "Я не хочу прошлого! Я хочу будущего, будущего! (*288) Только разве прошлое

ПОЭТ И МЯТЕЖНОЕ ВРЕМЯ
Революцию 1905 г. Брюсов принял двойственно. В октябре он писал: "Я вовсе не чужд происходящему на улице и уже попадал под казачьи пули, но считаю, что мое настоящее место за письменным столом

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МОТИВОВ
О сборнике "Семь цветов радуги" критика писала: автор "раскрепощает в себе человека "из плоти и крови". Думается, такой вывод, говоря мягко, запоздал. "Плоти и крови&q

МИР ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ
На всем протяжении своего творческого пути Брюсов занимался художественной прозой. Собственно, с нее и начались опыты юного писателя еще на гимназической скамье. Тогда он тяготел к жанру увлекатель

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ
(1886-1921) Николай Степанович Гумилев прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Огульно обвиненный в антисоветском заговоре, он был расстрелян. Пог

А. А. БЛОК
(1880-1921) (*307) "Где же вы, родные сердца, отчего вас так мало, отчего вы не пойдете за чистым, глубоким, может быть, частями "безумным", зато частями от

ЛИРИКА НАЧАЛА 900-х гг.
В ранних стихах Блока "Она" - образ скорее собирательный. Правда, некоторые произведения обращены к Ксении Михайловне Садовской. Но чувства к ней все-таки лишены напряжения. Душе

ПОЭЗИЯ 1904-1908 гг.
В марте 1904 г. А. Блок писал С. Соловьеву: "...во мне что-то обрывается и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как никогда прежде". И затем пояснил: &q

ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- 1910-х гг.
С юных лет волновали Блока вопросы о смысле сущего, позиции человека в мире. В конце 1900-х гг. стремление обрести "трезвость белого дня (желание слушать, учиться, определиться)" возросло

АННА АХМАТОВА
(1889-1966) (*357)Анна Ахматова (псевдоним Анны Андреевны Горенко) вошла в литературу сразу - с появлением ее первого сборника стихов (1912), высоко оцененного поэтами-сов

В. В. МАЯКОВСКИЙ
(1893-1930) (*367)Имя поэта всегда воспринималось как знамя нового искусства. Потому он не знал равнодушия: сразу обрел страстных поклонников и не менее страстных ниспрове

РЕКОМЕНДУЕМАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Русская литература конца XIX - начала XX в.-М., 1968-1972.-Т. 1-3. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX в.- М., 1975. Судьбы русского реализма начала XX в.- Л., 1972. И

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги