А. А. БЛОК - раздел История, История литературы конца XIX - начала XX вв (1880-1921)
(*307) "где Же Вы, Родные Сердца, ...
(1880-1921)
(*307) "Где же вы, родные сердца, отчего вас так мало, отчего вы не пойдете за чистым, глубоким, может быть, частями "безумным", зато частями открывающим несметные сокровища "глубинных" чувств и мыслей ?" - писал Александр Александрович Блок на рубеже 1901-1902 гг. И в таких неотступных раздумьях сколько потрясений и предощущений грядущего пережил.
С юных лет поэт нес в себе нелегкое "чувство пути", влекущее, пьянящее, но нередко обманчивое: "ложной дорога казалась..." "в изгнаньи и в сомненьи на перепутьи двух дорог". На "перепутье", "распутьях", в споре с самим собой и в страстном служении идеалу пролетели недолгие - немногим больше двух десятилетий - годы творчества. А человечеству Блок оставил целый мир.
Когда читаешь о Блоке - ребенке, подростке, юноше, складывается неординарное впечатление. Возникает образ совсем будто обычного мальчика, крепкого, озорного, своевольного. Вместе с тем поражаешься отнюдь не детской душевной утонченности, глубине и драматизму чувств, редкой творческой одаренности. Едва достигнув 19 лет, Блок написал, обращаясь к матери:
И нашим ли умам поверить, что когда-то
За чей-то грех на нас наложен гнет?
И сам покой тосклив, и нас к земле гнетет
Бессильный труд, безвестная утрата?
Очень многое в судьбе будущего великого поэта - и прекрасное, и печальное - содействовало становлению его личности. Прежде всего - устремленность его родителей и близких к творчеству. Отец - Александр Львович - талантливый ученый, писал труд по классификации наук. Мать - Александра Андреевна Бекетова - увлекалась художественными переводами разноязычной поэзии и прозы. Дед по материнской линии - профессор ботаники, одно время ректор Петербургского университета. Бабушка и ее дочери (тетки поэта) тяготели к литературной деятельности. В семье Бекетовых Александр был кумиром. Каждый из взрослых отдавал ему лучшее.
С детских лет, однако, Блок познал и мучительные переживания. Поначалу страстная, любовь его родителей очень скоро обернулась разрывом. Сказалась несовместимость характеров: эгоистического, "демонического" - у Александра Львовича; мягкого, веселого, ранимого - у Александры Андреевны. Драму их отношений Блок передал в поэме "Возмездие". Представляется, что эти (*308) семейные обстоятельства сыграли немалую роль в формировании сложного мироощущения художника, его чуткости к внутренним противоречиям человека.
Рос Блок в духовно богатой атмосфере бекетовского дома, занимаясь тем, что ему нравилось. Читал, писал стихи, рисовал, переплетал книги, выпускал рукописный журнал "Вестник". А летом, в дедовском подмосковном имении Шахматово, наслаждался природой, верховой ездой, вместе с работниками - полевым трудом. Вольная жизнь была пресечена обучением в гимназии, которую мальчик принял не без страха. Ему казалось, что он больше "не принадлежит себе, что кому-то и куда-то отдан и что так вперед и будет". Учился Блок неровно, но закончил курс успешно. Затем поступил (1898) на юридический факультет Петербургского университета, а после двух курсов перевелся на филологический, который и окончил в 1906 г.
О своем развитии Блок сказал: "Житейских опытов не было долго". О том же писала его тетка М. А. Бекетова. Факт знаменательный. И потому, что долгое время внимание юного поэта было сосредоточено на глубинных душевных процессах, нравственных ценностях. И потому, что поздно пришедшие наблюдения за жизнью были восприняты болезненно и как-то особенно личностно. Граница между своим, субъективным, и чужим, общим, оказалась легко преодолимой. Такое самоощущение привело Блока к "бесстрашной искренности" (М. Горький) и глубине бытийных прозрений в творчестве.
Уже в ранних стихах 90-х гг. (позже они составили цикл "Ante Lucem" - "Перед светом") заметно естественное слияние малого "я" с бескрайним миром. Любовное свидание пробуждает желание, чтобы "пламень этой встречи был пламень вечный и святой", поиск "чистейшего храма", "какого в жизни мне не встретить".
В первых творческих опытах Блока явственно проступают мотивы его зрелой лирики. Вера в высшую, провидческую силу художника: "И полный страха неземного/Горю Поэзии огнем". Поклонение любви как открытию неведомого бытия - "пути из мрака к свету", "двери в новый храм". Вместе с тем зарождаются и мучительные подозрения в недостижимости идеала. Лирический герой ощущает тьму изжитых надежд: "Я стар душой. Какой-то жребий черный - /Мой долгий путь..."
Вот они ростки будущих страданий и дерзаний. Есть предвестие и более поздней блоковской концепции исторического движения. Изображение В. Васнецовым вещей птицы Гамаюн вызывает образ единства трагических и прекрасных проявлений истории: "Предвечным ужасом объят, /Прекрасный лик горит любовью..."
Неземной свет, "новый храм", обретенные в любви, служении "Ей", преодоление теней, мрака - все это пришло к нам с лирикой Блока. В 90-е гг. эти мотивы, однако, не набрали еще своей истинной, завораживающей силы. Она восторжествовала позже, в связи с новыми переживаниями поэта.
История литературы конца XIX начала XX вв... М Просвещение...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
А. А. БЛОК
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
НА ТРУДНЫХ ДОРОГАХ ИСТОРИИ
(*3)Русская литература конца XIX - начала XX в. - что это за период? Довольно короткий, но напряженный и очень важный, самостоятельный по значению. Новое, родившееся на рубеже столетий поколение пи
ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ РЕАЛИЗМА
(*10)Л. Толстой определил "три побудительные причины" для "всякой деятельности человеческой": "чувство, разум и внушение". Гармония, следовательно, была возможна при с
О ВРЕМЕНИ ЯЗЫКОМ КРАСОК И ЗВУКОВ
(*19)С 1880-х гг. русская живопись стала отходить от принципов "передвижничества" (демократического направления, психологического реализма И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В
СПОР О РЕАЛИЗМЕ НАЧАЛА ВЕКА
(*31)Первое острое столкновение по этому вопросу относится к периоду, когда "молодая литература" набрала силу, появились крупные произведения А. Куприна, Л. Андреева, М. Горького, Ив. Бун
РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ
(*36)Реалистическая литература, созданная писателями нового поколения в конце XIX - начале XX в., - большой и неоднородный пласт русской словесности. Общее стремление - проникнуть в глубинный смысл
А. И. КУПРИН
(1870-1938)
Проза Александра Ивановича Куприна сразу вызвала интерес читателей и критики и скоро получила на редкость широкое признание. Молодой автор был замечен - не каж
Quot;ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ". ПРОЗА 90-х гг.
Беспредельные человеческие возможности и неспособность их реализовать - вот что волновало писателя. В заметке "Фольклор и литература" он расшифровал свое представление о причинах такой дв
И. А. БУНИН
(1870-1953)
(*127)Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойденных высот в своем искусстве, первым среди русских писателей получил
В ПОИСКАХ КРАСОТЫ. ТВОРЧЕСТВО 1890-х- НАЧАЛА 1900-х гг.
Яркая индивидуальность Бунина весьма быстро проявилась в поэзии и прозе. Но ранняя пора его творчества вызвала весьма прохладные отзывы. По достоинству не оценена она и сейчас: ей отказано в филосо
СУДЬБЫ РОССИИ. ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- НАЧАЛА 1910-х гг.
С 1907 г., как сообщал Бунин, жизнь с ним делит В. Н. Муромцева, а "жажда странствовать и работать" овладевает им "с особенной силой", 37-летний писатель обретает семейное счаст
А. М. ГОРЬКИЙ
(1868-1936)
Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, В. Г. Короленко, одарив молодого автора своим дружеским
Quot;ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ И ОБИДА ЗА ЧЕЛОВЕКА" ПРОЗА 1890-х гг.
С осени 1898 г. завязывается переписка, затем дружеские отношения М. Горького с А. П. Чеховым. Молодой писатель видел в старшем идеал художника, личности и со всей искренностью поверял ему свои ого
К "ЖИЗНИ, КРАСИВОЙ, БОДРОЙ,ЧЕСТНОЙ". ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В момент внутренних борений, пошатнувшейся уверенности в близком преображении жизни Горький сблизился с А. В. Луначарским, А. А. Богдановым, В. А. Базаровым и другими членами группы отступивших от
Л. Н. АНДРЕЕВ
(1871-1919)
(*189)
С первых шагов в литературе Леонид Николаевич Андреев вызвал острый и неоднородный интерес к себе. Начав печататься с конца 1890-х гг., к серед
ПРОЗА РУБЕЖА ВЕКОВ
На "Средах" Андрееву дали меткое прозвище, "переселив" по его же просьбе с "Ново-Проектированного переулка" на "Ваганьково кладбище". Так был зафиксирован ин
ТВОРЧЕСТВО 1910-х гг.
В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод. Одно из самых, видимо, болезненных переживаний было вызвано заметным спадом интереса к его сочинен
А. М. РЕМИЗОВ
(1877-1957)
(*214)На исходе лет своих Алексей Михайлович Ремизов писал: "...мне легко будет рассказывать о себе, о своих литературных "закрутах", условно на
СУДЬБЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ И МОДЕРНИЗМ
(*232)Литературные течения, противостоящие реализму, долгие десятилетия после 1917 г. - да и сейчас случается - именовались унизительно "упадочническими", декадентскими. Термины "дек
СИМВОЛИЗМ
В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые "стар
ФУТУРИЗМ
(*264) За месяц с небольшим до появления акмеистических деклараций, в декабре 1912 г. вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся программной статьей русских футури
У ИСТОКОВ ТВОРЧЕСТВА
(*276)
Двадцатисемилетний Валерий Яковлевич Брюсов поделило однажды фантастическим желанием: "Как нашему Брюллову1, мне хочется воскликнуть: "Дайте мне свод небесный,
В ПОИСКАХ КОНЦЕПЦИИ ЖИЗНИ
Наследие Брюсова велико и разнообразно. Но в развитии его поэзии и прозы есть строгая логика. Справедливо мнение Д. Максимова, считавшего, что у Брюсова "стихия страсти и порывание (*282) к та
ЭВОЛЮЦИЯ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
Размышления Брюсова о судьбах духовной культуры определили и другие лейтмотивы в его поэзии. Однажды он воскликнул: "Я не хочу прошлого! Я хочу будущего, будущего! (*288) Только разве прошлое
ПОЭТ И МЯТЕЖНОЕ ВРЕМЯ
Революцию 1905 г. Брюсов принял двойственно. В октябре он писал: "Я вовсе не чужд происходящему на улице и уже попадал под казачьи пули, но считаю, что мое настоящее место за письменным столом
РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ МОТИВОВ
О сборнике "Семь цветов радуги" критика писала: автор "раскрепощает в себе человека "из плоти и крови". Думается, такой вывод, говоря мягко, запоздал. "Плоти и крови&q
МИР ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ
На всем протяжении своего творческого пути Брюсов занимался художественной прозой. Собственно, с нее и начались опыты юного писателя еще на гимназической скамье. Тогда он тяготел к жанру увлекатель
НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ
(1886-1921)
Николай Степанович Гумилев прожил очень яркую, но короткую, насильственно прерванную жизнь. Огульно обвиненный в антисоветском заговоре, он был расстрелян. Пог
ЛИРИКА НАЧАЛА 900-х гг.
В ранних стихах Блока "Она" - образ скорее собирательный. Правда, некоторые произведения обращены к Ксении Михайловне Садовской. Но чувства к ней все-таки лишены напряжения.
Душе
ПОЭЗИЯ 1904-1908 гг.
В марте 1904 г. А. Блок писал С. Соловьеву: "...во мне что-то обрывается и наступает новое в положительном смысле, причем для меня это желательно, как никогда прежде". И затем пояснил: &q
ТВОРЧЕСТВО КОНЦА 1900-х- 1910-х гг.
С юных лет волновали Блока вопросы о смысле сущего, позиции человека в мире. В конце 1900-х гг. стремление обрести "трезвость белого дня (желание слушать, учиться, определиться)" возросло
АННА АХМАТОВА
(1889-1966)
(*357)Анна Ахматова (псевдоним Анны Андреевны Горенко) вошла в литературу сразу - с появлением ее первого сборника стихов (1912), высоко оцененного поэтами-сов
В. В. МАЯКОВСКИЙ
(1893-1930)
(*367)Имя поэта всегда воспринималось как знамя нового искусства. Потому он не знал равнодушия: сразу обрел страстных поклонников и не менее страстных ниспрове
РЕКОМЕНДУЕМАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Русская литература конца XIX - начала XX в.-М., 1968-1972.-Т. 1-3.
Келдыш В. А. Русский реализм начала XX в.- М., 1975.
Судьбы русского реализма начала XX в.- Л., 1972.
И
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов