Экономическое развитие стран Древнего Востока

 

Появившиеся в IV—III тысячелетиях до н.э. первые государства формировались на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодо­родными наносными почвами: Нила, Тифа и Евфрата, Инда и Ганга, в лессовых долинах Хуанхэ и Янцзы. Обычно их называют государствами Древнего Вос­тока: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Осо­бое место среди них занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий – с IV до VI тысячелетия до н.э. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность их орошения позволяли получать значительные урожаи даже при низ­ком агрокультурном и техническом уровнях земледелия. Складывание нового общества началось здесь до начала «железной револю­ции» на основе палеолитической техники и орудий труда. Семья египетского крестьянина, например, получала втрое больше продо­вольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребнос­тей. Прибавочный продукт - это главное условие рож­дения новой цивилизации.

Экономика Древнего Египта. Наиболее типичным обществом ази­атского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI—IV ты­сячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел вытеснялся скотоводством. Египтяне научились отли­вать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но главное - начала развиваться бассейновая система орошения, создать которую было по силам лишь крупным земель­ным общинам. Из среды общинников выделяется племенная знать. Выполняя роль организатора и распорядителя земледелия, она со временем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциа­ция сельского населения способствовали появлению первых госу­дарств, которые в Египте назывались по-гречески номами. На рубе­же IV—III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне- и Нижнеегипетского царств было создано единое государство — Древ­ний Египет.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средизем­ное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судо­ходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригацион­ное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализиро­ванный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Ниж­ний — скотоводства, садоводства и виноградарства. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на верхние и нижние. Нижними назывались поля, затоп­ляемые во время разлива Нила, в сухое время года вода самотёком оттуда поступала на поля. На верхние поля, куда во время разли­ва вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи журавлей-шадуфов и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регу­лирование последовательности многократного полива полей, поле­вые работы, связанные с режимом орошения, — все это могло суще­ствовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государ­ством. Древневосточное государство, таким образом, возникло вследствие не­обходимости объединения сил земледельцев-общинников для строи­тельства оросительных систем.

Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась госу­дарственная собственность на землю и ирригационные сооруже­ния. Фараоны, общинная знать (номархи) занимали господствую­щее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хо­зяйствах трудились рабы и зависимые общинники. В период голода храмы открывали для земледельцев свои зернохранилища, а общин­ники за это должны были работать на «полях бога».

Царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фа­раона», было достаточно развитым. Фараоны контролировали храмо­вые хозяйства, конфисковывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель санов­никам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабо­чие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность — вести общее хозяйство, превратив ее в государствен­ную трудовую повинность. Посредством общественных работ вос­точные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль, имел «до­машний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта — в XVI - XII вв. до н.э. рабов начали использовать в качестве ткачей, гонча­ров и т.д. В «азиатских» общинах не было необходимости в дополни­тельной рабочей силе. Там существовал избыток трудо­вых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем-то занять. Поэтому не случайно почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений - пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопота­мии и.т.д. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмыс­ленным.

Земледельцы-общинники — это даровая рабочая сила, которую не нужно покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. В отличие от рабов античных госу­дарств, которые находились в собственности отдельных рабовла­дельцев и использовались в частных интересах, эта огромная трудо­вая армия применялась централизованно для государственных (об­щественных) работ: при строительстве оросительных систем, до­рог, культовых сооружений. Для организации этих работ древнеегипетское государство имело особую отрасль – управление общественными раьотами. Ведение, управление этими работами требовали мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основ­ном для раскладки трудовой повинности. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отра­ботать на государственных работах — на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для эконо­мики Древнего Египта. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Государствен­ные повинности распространялись на все население. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ контролировалось чиновниками — «счетчиками людей». Кроме того, существо­вало разветвленное ведомство по сбору налогов. Особая роль госу­дарства с громадным аппаратом управления обусловила особый тип бюрократии. Макс Вебер не без остроумия отмечал: «Несомненно, что в Египте бюрократическая централизация никогда не могла бы… достичь той степени совершенства, которой она достигла, без естественного разлива Нила.

Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики. Централизованно рас­пределялась основная масса произведенного продукта. Чиновники учитывали урожай и количество скота. Общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Управление ирригационной системой в восточных странах носи­ло сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объяс­няется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности «азиатского способа производства» сохра­нялись на Востоке очень долго.

Восточные общества — это жесткие иерархическиеобщества. Соб­ственность и власть в Древнем Египте были слиты воедино. На вер­шине пирамиды находился фараон. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

Все чиновники целиком находились в зависимости от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Нередко жалованье было единственным источником их дохода. Часть чиновников и военноначальников владела земельными участками, дворцами, лугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог ли­шить их этих благ, если они становились ему неугодными. Социаль­ное положение, богатство зависели не от природных качеств, про­фессионализма, предприимчивости, деловитости человека, а от бли­зости к вершине пирамиды — чем ближе к ней, тем большими бла­гами, возможностями, в том числе экономическими, он обладал.

Государственным характером хозяйства определялось и положе­ние земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяй­ство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай факти­чески находился в распоряжении государства: земледельцу остав­ляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его се­мьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснил камня. Египтяне знали бронзу, но она была материалом для украшений и оружия, но не для изготовления орудий труда. В конце истории Древ­него Египта появилось железо, считавшееся драгоценным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастер­ской, существовали крупные государственные предприятия с де­тальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гон­чарных мастерских имелись дворы «молольщиц муки», хлебопекар­ни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Юг Египта поставлял скот, а север — зерно. Началась эксплуатация завоеванных территорий - Ливии, Нубии, Синая. Египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину. Египтяне получали олово и свинец из Малой Азии, а медь - с Кипра. Разбогатевшее купечество занима­лось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Огосударствление экономики, тотальная регламентация обще­ственной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом: стремлени­ем к стабильности и неизменности во всем - экономике, социаль­но-культурной и политической жизни. Подобно тому как без об­щины не могла выжить отдельная семья, так и сами общины не могли обойтись без государства, поэтому они были кровно заин­тересованы в консервации отношений с верховной властью. Со­хранению в незыблемости, неизменном состоянии всей систе­мы общественных отношений подчинялась материальная и ду­ховная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточ­ного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развива­лась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственно­го развития характерны следующие черты:

1. Рабы не составляли главную производительную силу обще­ства, т.е. производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложи­лись отношения подданничества - отсутствие прав при безуслов­ном несении повинностей в пользу государства.

4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспо­тии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом вос­точного рабства».

5. Общины отличались устойчивостью, что было связано с не­обходимостью создания и поддержания в должном состоянии ир­ригационной системы земледелия.