рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди

Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди - раздел История, ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ Альберт Эйнштейн Писал О М.к. Ганди: «Возможно, Грядущие Поколения Вряд Ли По...

Альберт Эйнштейн писал о М.К. Ганди: «Возможно, грядущие поколения вряд ли поверят, что такой человек из обыкновенной плоти и крови ходил по этой земле»[136].

Кто же такой Махатма Ганди? «В этом маленьком, физически слабом человеке было что-то твердое, как сталь, несокрушимое как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она не была. Он обладал царственным величием, внушающим окружающим невольное почтение», – писал о Ганди Джавахарлал Неру[137].

Ганди – фигура весьма оригинальная, чрезвычайно сложная и глубоко противоречивая. Для него были характерны огромная воля и целеустремленность в сочетании с тактикой компромиссов, умение трезво оценивать ситуацию с утопическими идеалами, страстное желание свадеши – т.е. независимости Родины и вместе с тем, граничащая с догматизмом приверженность только одному методу – ненасилию. Полное имя великого индийца Мохандас Карамчанд Ганди. «Махатма» (великая душа) так называл Ганди Рабиндранат Тагор. Судьба не была благосклонна к этому человеку. Всю жизнь он боролся против индусско-мусульманской розни, проповедовал равенство людей вне всякой зависимости от религии. Сам же погиб от руки фанатика-индуса Н. Годсе.

Ганди родился в 1869 г. в зажиточной семье. Его отец был министром одного из княжеств в Гуджарате. Как большинство детей индийский знати, он получил классическое образование в Англии, по профессии был адвокатом. С 1903 по 1914 гг. будущий идеолог индийского национализма жил в Южной Африке, где вел адвокатскую практику. Именно здесь сформировались его философские и социально-политические воззрения. На взгляды Ганди оказали влияние, в первую очередь, внутренние факторы. Гандизм всеми своими корнями уходит в народные традиции Индии, его социальные идеи носят во многом традиционный индуистский характер. К внешним факторам, повлиявшим на формирование мировоззрения Ганди, можно отнести его переписку с Л.Н. Толстым. Учением о «непротивлении злу насилием» Л.Н. Толстой оказал огромное влияние на индийского мыслителя. Ганди с интересом следил за развитием русской революции 1905-1907 гг. И хотя он был против насилия, следовательно, против большевизма, его поразила активность простых людей. Высшей точкой революции он считал Октябрьскую политическую стачку 1905 г. как организованное действие масс, как средство давления на политического противника. В дальнейшем активное, организованное выступление народных масс станет основой тактики антиколониальной борьбы Ганди.

Взгляды Ганди на будущее развитие Индии утопичны. Его главным социальным идеалом было «общество всеобщего благоденствия» (сарводайя), по существу – царство Божие на земле. Для Ганди сарводайя – это возврат к «золотому веку» замкнутых крестьянских общин, где нет европейских машин, рыночных связей, то есть нет буржуазных признаков цивилизации. «Общество всеобщего благоденствия», по мнению Ганди, будет и должно жить по принципам ахимсы, гандийского идеала ненасилия, тесно связанного с религиозными воззрениями индусов: люби ближнего, терпи, не убей ничто живое, не навреди природе и т.д.

Утопический проект Ганди развивался в идеологическом контексте, куда входили: а) традиционные индуистские представления об обществе и человеке; б) идеи христианства и ислама (правда, их влияние было незначительно); в) утопический социализм, переосмысленный Ганди в индуистском ключе; г) марксизм, из которого Ганди, несмотря на большое уважение к нему, заимствовал лишь отдельные идеи, (такие, как идея внутренней свободы, «нищего» равенства)[138]. Зарубежные и отечественные исследователи называют такие утопии консервативными, фундаменталистскими.

Однако Ганди не был кабинетным мечтателем, он – борец. Идею ненасилия он распространял на национально-освободительное движение. Ганди считал, что индийский народ путем насилия не сможет добиться освобождения, ибо насилие противоречит духу нации. Еще в Африке он сформулировал и применил на практике свой метод общественно-политической борьбы и назвал его сатьяграха (упорство в истине). Главным содержанием сатьяграхи стало учение о ненасилии как методе борьбы за независимость. Ганди обосновывал правильность своего метода ссылками на философско-религиозные концепции древней Индии. В дальнейшем он выдвинул сатьяграху как единственно правильный метод национально-освободительного движения.

Важнейшими формами сатьяграхи являлись ненасильственное несотрудничество и гражданское неповиновение.

Ненасильственное несотрудничество, по мнению Ганди – это отказ сотрудничать с англичанами в правительственных учреждениях, учиться в английских школах, покупать иностранные товары и т.д. Гражданское неповиновение – это отказ исполнять законы, платить государственные налоги и т.д. Таким образом, сатьяграха грозила развалить сложившуюся колониальную систему. Для ее успеха важным было участие в «мирной» борьбе всего народа Индии. Только тогда не смогли бы существовать ни структуры колониального управления, ни суды, ни другие правительственные и частные учреждения, авторитет власти был бы сокрушен.

Ганди различал «неповиновение» и «несотрудничество» индивидуальное и массовое, а также оборонительное и наступательное. Применение каждого из этих видов должно определяться конкретной исторической обстановкой, тактическими соображениями. Ганди считал, что нужно вовлекать в освободительное движение на основе принципов сатьяграхи широкие народные массы. Необходимо устраивать мирные демонстрации, прекращать работу на иностранных предприятиях, проводить харталы, то есть всеобщие политические стачки с религиозным акцентом. Предъявляя политические требования колониальным властям, люди молятся, не готовят пищу и т.д.

Метод ненасильственного сопротивления (сатьяграха) был основан на духовной традиции Индии, на психологии индийского народа. В первую очередь он был ориентирован на традиционную крестьянскую общину. Этот метод сочетал в себе величайшее терпение и протест; консерватизм и стихийную революционность – черты, веками воспитанного в религиозном фанатизме индийского крестьянства.

Эти черты гандизма нашли выражение в доктрине свадеши (буквально «свой», «отечественный»). Ганди считал, что свадеши – это своя религия, своя политическая система, своя экономика. Три аспекта свадеши – религиозный, политический и экономический были проникнуты идеями сохранения унаследованных от истории институтов и обычаев при постепенном ненасильственном наполнении их новым содержанием.

Дж. Неру, первый премьер-министр независимой Индии, писал о методе ненасилия: «Сатьяграха являлась, … хотя и ненасильственной формой сопротивления злу. Фактически ее следует считать мирным восстанием. Она была эффективным способом пробуждения народных масс к действию»[139]. Другой формы борьбы Ганди не признавал, он решительно выступал против насилия по отношению к колониальным властям, против кровопролития. Ганди не признавал теорию Маркса о классах и классовой борьбы. Он был убежденным сторонником концепции «гармонии классов», «опеки имущих слоев общества над неимущим большинством». Он говорил о возможном «сотрудничестве предпринимателей и рабочих». Ибо они являются «совладельцами промышленных предприятий»[140]. Отечественные историки советской школы считали, что эта часть доктрины Ганди отражала интересы национальной буржуазии, которая, с одной стороны, была недостаточно развита, с другой стороны, экономически связана с индийскими князьями. Ганди неоднократно писал о том, что революционный путь не пригоден для Индии. Индия против большевизма, против классовой борьбы.

Вышеизложенная концепция ненасильственного сопротивления была своеобразной программой «максимум». Составной частью гандизма стала так называемая «конструктивная программа», ее можно считать программой «минимум». За ее реализацию Ганди боролся до конца своих дней. Эта программа включала:

– борьбу против кастовой системы в Индии;

– борьбу за единство индусов и мусульман;

– борьбу за раскрепощение женщин;

– возрождение домашних ремесел, особенно ручного прядения и ткачества.

Последний пункт «конструктивной» программы призывал вернуться «назад к прялке». Вряд ли этот лозунг можно считать прогрессивным. Но Ганди именно таким образом хотел заблокировать рынок английских товаров и в первую очередь тканей. Можно согласиться с точкой зрения А.В. Горева, что в последнем случае Ганди выступал как тактик, благодаря этому лозунгу под знамена гандизма встали многочисленные индийские ремесленники-надомники[141]. В 1940 г. лозунг «назад к прялке» был снят.

Махатма Ганди действительно был вождем всего индийского народа. Он выгодно отличался от других лидеров Конгресса: не чурался простых людей, считал, что без народа нельзя добиться победы над англичанами. Эта сторона гандизма, а также личные качества Ганди – простота, скромность, аскетизм, верность индийским обычаям, страстность, с которой он обличал английский колониализм – все это импонировало народным массам. В короткий срок Ганди приобрел огромную популярность. Вслед за Рабиндранатом Тагором индийцы стали называть его «Махатма» – великая душа.

Как же российские историки оценивали деятельность Ганди? В советское время в исторической литературе существовало несколько точек зрения на гандизм. Сталинская историография называла Ганди «пособником английского империализма», так как он выступал против революций и классовой борьбы. После 1956 г. в исторических исследованиях появились более взвешенные оценки. Историки советской школы, признавая деятельность Ганди положительной, все же расходились во мнении, интересы какой части буржуазии отражал Ганди: мелкой буржуазии, включая самостоятельных крестьян и ремесленников, или средней, национальной буржуазии. Вероятно, правы были и те и другие. Деятельность Ганди в период подъема антиколониальной борьбы способствовала усилению национально-освободительного движения, вовлекла в него широчайшие слои населения. Гнету англичан противостояли миллионы индийцев. Таким образом, его программа объективно отражала интересы всего индийского общества. Правда, склонность к компромиссам и проповедь ненасилия часто сдерживали наступления народных масс, не давали движению выйти из-под контроля Конгресса. Но иначе бороться за свободу Индии вряд ли было возможно.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СТРАН ВОСТОКА В НОВОЕ ВРЕМЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественно-политическая концепция Махатмы Ганди

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Евдокимова, А.А.
История стран Востока в новое время. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – 238 с.     В курсе л

В В Е Д Е Н И Е
Курс лекций по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны. Этот курс в течение 20 лет читается нами на историческо

II. Политическая карта Востока к началу XVII в.
На средневековом Востоке самыми крупными государствами были Китай, империя Великих Моголов (султанат), иранское государство Сефевидов, Османская империя. Менее крупные государства – это Япония, Кор

III. Периоды колонизации стран Востока
В отечественной литературе принято выделять три периода колониальной экспансии: 1) «торговый колониализм» с начала XVI до середины XVIII вв., характеризующийся погоней за колониальными тов

I. Историческая справка
Япония – государство в западной части Тихого океана, расположенное на островах Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площадь Японии составляет 377,7 тыс. квадр. км. Численность населения 127 млн челове

II. Установление сегуната Токугава. Социально-экономическое развитие страны: циклы подъема и упадка
В 1603 г. власть в государстве захватил сёгун (буквально – военный вождь) из рода Токугава, так в истории Японии возник третий сёгунат. Сёгунат Токугава просуществовал до 1868

IV. Первые буржуазные реформы
В 1868 г. молодой император дал клятву следовать программе из 15 пунктов. Он обещал, что будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться с учетом общественного мнения. Все

I. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны
В современном отечественном востоковедении историю Японии с 1868 г. по 1914 г. принято называть «периодом Мэйдзи». Его условно делят на следующие политические этапы: –от «

II. Зарождение оппозиционного движения. Первые политические партии
В 1881 г. была создана Дзиюто (либеральная партия). В нее входили «новые помещики», мелкая городская буржуазия и даже крестьянство. Столь широкая социальная база вполне закономерна, ибо парт

III. Внешняя политика Японии
С конца XIX в. Япония наряду с другими европейскими странами и США участвовала в разделе мира. Что этому предшествовало? Как и почему сформировалась агрессивная внешнеполитическая концепция? Чтобы

Историческая справка
Китай расположен в восточной части евразийского материка на западном побережье Тихого океана, его площадь составляет 9,6 млн кв. км, численность населения – 1314 млн человек (2006). С 1949 г. –

II. Государственный строй и внешняя политика
По форме государственного устройства Китай времен Цинской династии был типичной восточной деспотией. Столицей государства был город Пекин. На рубеже нового времени Пекин – самый крупный город Азии,

Политика «самоусиления»: цели и результаты
Как уже отмечалось, в середине века Китай перенес две «опиумные» войны в 1840-1842 гг., в 1856-1860 гг. В результате крестьянской войны (1850-1864) 9 из 18 провинций были полностью разорены, заключ

I. Углубление политического кризиса Цинской империи
В 1905 г. русский писатель В.В. Вересаев писал из Маньчжурии: «Стоишь на пороге какого-то совершенно незнакомого, удивительно интересного мира… Ведь этот спящий Восток удивительно глубоко гениален,

II. Оппозиционные организации и их роль в подготовке революции
Вопрос о революции был подготовлен деятельностью оппозиционных организаций конца XIX в. Слово «партия» применительно к истории стран Востока вообще и Китая в частности не соответствует действительн

III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
В работах историков советской школы, В.Н. Никифорова, Г.Б. Ефимова и др., выделены характерные черты буржуазных революций в странах Востока. Основу составляла формационная теория К. Маркса. Согласн

Историческая справка. Возникновение Могольской державы
Индия расположена в южной части Азиатского субконтинента. Площадь 3287 тыс. квад. км. Численность населения 1100 млн. человек (2006). С 1950 г. – Республика Индия. На террито

II. Экономическое положение страны в XVI – начале XVIII вв.
Основу индийской экономики составляло сельское хозяйство с его высокой нормой прибавочного продукта. К середине XVII в. индийское земледелие находилось на относительно высоком уровне развития. Крес

III. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание
Зарубежные и отечественные исследователи связывают упадок империи Великих Моголов с правлением султана Аурангзеба (1658-1707). После 1680 г. он проводил политику «кровожадной подозрительности и рел

Народное восстание 1857-1859 гг.
Какие изменения произошли в Индии, после ее завоевания Компанией? В первой половине XIX в. население страны составляло примерно 200 млн человек, то есть, 200 млн потенциальных покупателей английски

I. Становление индийского капитализма
Народное восстание 1857-1859 гг. стало важным рубежом в историческом развитии Индии, оно ускорило ликвидацию Ост-Индской компании. В 1858 г. английский парламент принял «Закон о лучшем управлении И

II. Зарождение национального самосознания. Реформационное движение, создание Индийского национального конгресса
Национально-освободительное движение в Индии следует рассматривать с начала XIX в., то есть со времени ее почти полного завоевания Компанией. В работах историков советской школы выделялось два этап

Подъем антиколониального движения 1904-1908 гг.
В начале XX в. политическая обстановка в Индии обострилась в связи с решением вице-короля лорда Керзона разделить Бенгалию. Как уже отмечалось, Бенгалия была сердцем Индии, а Калькутта – столицей г

II. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения
Как конкретно работал Ганди? Он вернулся в Индию в январе 1915 г., в мае этого же года под Ахмадабадом Ганди основал обитель, которую назвал «сатьяграха ашрам». Сначала в общине жили 25 человек. Са

Историческая справка. Политический строй и экономические отношения в XVIII-XIX вв.
Афганистан расположен в юго-западной части Центральной Азии, площадь 655 тыс. квад. км. Численность населения 30 млн человек (2005г.). С 2001 г. – Исламская Республика Афганистан.

I. Историческая справка. Экономические отношения в стране
Иран (Персия до 1935г.) расположен в Юго-Западной Азии. Площадь 1648 тыс. квад. км. Численность населения 66,4 млн человек (2009). С 1979 г. – ИсламскаяРеспублика Иран[151].

II. Особенности политического устройства Ирана
Персия или Иран – это неограниченная монархия, с сохранившимися чертами восточной деспотии. В середине XVIII в. в Иране правила династия Зендов. После смерти Керим-хана Зенда (1779) началась очеред

III. Внешняя политика династии Каджаров
В конце XVIII в. в Иране столкнулись интересы России, Англии и Франции. С одной стороны, каждое государство преследовало свои собственные захватнические цели, с другой стороны, европейские страны в

IV. Бабидские восстания 1848-1852 гг.
Неустойчивость внешнеполитического положения, поражения в войнах с Россией и в «битве за Герат» свидетельствовали о политическом кризисе в Иране. Военные экспедиции требовали огромных денежных затр

I. Социально-экономическое положение Ирана
Со второй половины XIX в. усиливается вмешательство европейских государств во внутренние дела страны. Иран постепенно включался в сферу мирового капиталистического хозяйства, мирового рынка.

II. Политическое развитие страны: реформы и их последствия
В 1848 г. шахом Ирана стал Насер ад-Дин. В первые годы правления молодого шаха страна уже находилась в состоянии глубочайшего социально-экономического и политического кризиса. Ярким показателем кри

III. Иранская революция 1905-1911 гг.
В отечественной историографии революционные события в Иране (1905-1911) рассматривались в работах М.С. Иванова[167], З.А. Арабаджяна[168], Т.А. Коняшкиной[169] и др. Как же они оценивались в отечес

I. Историческая справка
Турция расположена на стыке двух континентов. Азиатская часть страны называется Анатолией, европейская – Фракией. Площадь 783,577 тыс. квад. км. Численность населения 70 млн человек (2007). С 19

III. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II
Первые попытки проведения реформ Османиды предприняли еще в середине XVII столетия. В период великого везира Махмеда Кёпрюлю правительство пыталось укрепить структуру армии и государства как за сче

IV. Танзимат: цели и результаты
После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Начало правления молодого султана было очень тяжелым. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. П

I. Социально-экономическое и политическое положение Порты во второй половине XIX в.
К концу XIX в. Османская империя превратилась в зависимое от западных стран государство. Формально Порта сохраняла свой суверенитет. Султан был неограниченным монархом, кроме светской власти султан

II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
Социально-экономическая отсталость, засилие иностранного капитала обусловили неравномерное и запоздалое развитие турецкой буржуазии. В ее становлении можно выделись следующие отличительные черты.

II. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны
Завершение территориального раздела мира в конце XIX в. означало окончательное складывание колониальной системы. Главной ее особенностью явилось то, что колониальная система охватила весь мир, всю

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Базовые ценности цивилизаций Востока[211] Таблица 1     Основные параметры Китайско-конфуц

Заимы – конники Османской армии, получавшие за службу пожизненные земельные владения – зиаметы.
Заминдар –человек, ответственный за сбор налога-ренты с округов и групп деревень, первоначально сборщик налогом. Занимал важнейшее место в многоступенчатой структуре административн

К лекциям по истории стран Востока в новое время
    Лекция I.Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий 1. Дайте характеристику трём великим цивилизациям Востока накануне Нового времен

История стран Востока в новое время. Курс лекций
    Редактор Т.В. Подкопаева     Лиц. на изд. деят. Б848421 от 03.11 2000 г. Подписано в печать Формат. Компьютерный набор.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги