рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Периодизация Арабского халифата.

Периодизация Арабского халифата. - раздел История, История государства и права зарубежных стран   На Огромном Пространстве Аравийского Полуострова Про­живали М...

 

На огромном пространстве Аравийского полуострова про­живали многочисленные арабские племена, среди которых пре­обладали скотоводы-кочевники, называемые бедуинами. В V–VI веках арабы находились в стадии первобытнообщинных отношений и жили в условиях родоплеменного строя, основанного на кровнородственных связях. Равен­ства между людьми не было: из богатой знати выдвигались шейхи (главы племен) и сейиды (племенные старейшины). Глава племени осуществлял внутреннее и внешнее руководство, разбирал споры между соплеменниками, председательствовал на собраниях знати, в некоторых случаях исполнял обязанности служителя религиозного культа. Между племе­нами велись постоянные войны, а в VII веке началось разложение родоплеменных отношений. Появились состоятельные люди – купцы, ростовщики, владельцы обработанных земель, крупных стад и рабов. Однако рабовладельческий уклад в Аравии не развился – преобладал ранеефеодальный способ производства.

Арабский халифат как средневековое феодальное государство сложился в результате кризиса рабовладельческих отношений на территории Ара­вии, разложения первобытнообщинного строя и возникновения классовых противоречий в арабских племенах, а также необхо­димости противостоять внешним завоевателям. Характерной чертой формирования государства у арабов в VII веке была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возник­новением новой монотеистической религии – ислама «покорность Богу».

Пророк Мухаммед (570–632), имя которого означает «дар Божий», стал основателем новой государственности и нового образа жизни. Он призвал людей к исламу (покорности, миру с богом, Аллахом) - ведь древнесемитское слово «ал» означает единый всемогущий бог. Мусульмане (покорные) должны были теперь верить в единого бога, служить ему в ожидании конца света и судного дня. Основой ислама стал Коран – священная книга и свод законов мусульман (от араб. al koran – чтение вслух). Текст Корана был пове­дан пророку самим Аллахом через Джебраила (аналог библейскому архангелу Гавриилу). Джебраил читал Мухаммеду начертанные на небе письме­на – откровения, а Мухаммед передавал их через проповеди людям. Проповеди записывались секретарями-писцами, приверженцами Му­хаммеда на пальмовых листах, плоских костях, камнях, еще чаще заучивались наизусть и произносились речи­тативом. Было записано 114 сур (сура – глава), состоящих из аятов (чудо, знамение, стих).

Призывы раннего ислама к социальной справедливости (ог­раничение ростовщичества, установление милостыни беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) вызвали недоволь­ство племенной купеческой знати «откровениями» Мухаммеда. Примечательно, что Мухаммед лично не стремился к богатству и роскоши, но впоследствии обеспечил членов своего рода, постановив (Коран, гл. 8, стих. 42), что с любой военной добычи пятая часть при­надлежит богу, посланнику его, (т.е. Мухаммеду), родственникам его, а также сиротам воинов, погибших в «священной войне», нищим и странникам. В 622 году пророку пришлось бежать с группой бли­жайших сподвижников из Мекки в Ясриб (позднее – Медина, «город пророка»). В Медине проповеди и деятельность Мухаммеда имели боль­шой успех. Люди толпами обращались в ислам[8]. Здесь пророку удалось заручиться поддержкой различных социальных групп, включая бедуинов. Здесь же была возведена первая мечеть, оп­ределен порядок мусульманского богослужения: каждый истин­но верующий в Аллаха должен был совершать пять молитв в день. Мечеть во главе с имамом (т.е. стоящим впереди) стала местом проповедей, молитв, богослужения, культурным и образовательным центром. С помощью новой религии и военных отря­дов началась борьба с противниками новой социально-полити­ческой структуры. Если в Мекке Мухаммед был непризнанным и гонимым религиозным проповедником, то в Медине он проявил талант дипломата и военного вождя, вокруг которого объединились широкие слои населения Аравии. Здесь сложилось учение первоначального ислама, причем учение об ангелах, антихристе, о воскрешении умерших и Страшном суде, загроб­ном воздаянии за добрые и злые дела, о дьяволе и об аде почти не отличается от христианского учения. В то же время в Медине произошло окончательное размежевание мусуль­ман с «людьми писания» – сначала с иудеями, а потом с христи­анами. 8 июня 632 года. Мухаммед умер и был погребен в Медине.

Отличительной чер­той ислама является учение о «священной войне за веру» – джихаде, возникшее в огне войн мусульман с «идолопоклонни­ками» Мекки и иудеями Медины. Религия, таким образом, сыграв в Арабском халифате объединительную роль, способствовала не только сплочению арабов в единое государство, но и стала основной целью завоевательных походов. Если в других государствах Древнего Востока, Античности, Средневековья религия была вспомогательным фактором при покорении иных народов, то у арабов ислам оказался фактором определяющим. Так, тридцатилетнее правление первых четырех халифов: Абу Бекра (632–634 гг.), Омара I ибн аль-Хаттаба (634–644 гг.), Османа ибн Аффана (644–656 гг.) и Али ибн Абу Талиба 1 (656–661 гг.) – было периодом обширных арабских завоеваний. Неслучайно этих халифов назвали «праведными», а период их правления изобразили как счастливое время господства ис­ламского правоверия и чистой теократии.

Исследователи, кроме того, считают, что ислам – самая последовательная моноте­истическая религия. В Коране Аллах выступает как единственный, высший, всемогущий, мудрый, всемилостивейший творец всего сущего и верховный судья – он есть недетерминированная воля. Таким образом, ислам – классическая тео­кратия[9]. При этом сам Мухаммед не отвергал учения Авраама, Моисея и Христа, а считал себя их продолжателем; кроме того, он про­возгласил арабов единым народом, независимо от их племенного происхождения.

Первыми идеи ислама восприняли бедняки, движе­ние приобрело народный характер, и уже к 20–30 годам VII века заверши­лось первоначальное оформление религиозной мусульманской общины (уммы) во главе с Мухаммедом. Она стала основой исламской государственности, суть которой – ра­венство перед Аллахом; соответственно все были равны перед властью халифа. Такой принцип организации уммы способствовал ее быстрому расширению за счет новообращенных в ислам. Именно ислам стал идеологическим стержнем нового государства, а община верующих – основой государственной организации.

Историю раннефеодального Арабского халифата специалисты условно подразделяют на двабольших периода:

· Дамасский, или период правления династии Омейядов (661–750 гг.),

· Багдадский, или период правления династии Абассидов (750–1258 гг.).[10]

Под руководством халифов в VII–VIII веках были завоеваны обширные территории, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабы попытались захватить всю континен­тальную Европу, но в битве при Пуатье (Франция) в 732 году были остановлены ополчением государства франков под руко­водством Карла Мартелла.

Между тем уже к IX веку обнаружился различный уровень экономическо­го развития входивших в состав Халифата стран, и отчетливо стала видна слабость хозяйствен­ных связей между ними. Произошла концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, в связи с чем возникла борьба внутри класса феодалов. Она усугубилась народно-освободительными и антифеодальныеми восстаниями (например восстание Абу-Хабра в 841 году), в различных частях Халифата. Все эти факторы в совокупности обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX века отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века и Египет. Халиф же сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. В ХШ веке восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями и Хулагу, последний халиф бывшего могущественного Халифа­та, был убит. А в западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась вплоть до на­чала XVI века.

 

2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата

 

Государство в Арабском халифате приобрело форму централи­зованной теократической монархии. Халифу принадлежала высшая неделимая духов­ная (имамат) и светская (эмират) власть. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах. Центральными органами государственного управления в мусульманской монархии были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634–644 годах, слово «диван» означало список распределения доходов государством, а также место хранения этих списков). К этим ведомствам относились:

· военный диван, ведавший оснащением и вооружени­ем
войска;

· диван внутренних дел, т.е. налогово-финансовое ведом­ство;

· диван почтовой службы, который, кроме своих ос­новных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, ка­раван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

Территория Халифата была разделена на провинции, управ­ляемые военными наместниками – эмирами (по-арабски «пове­литель», «князь»). Эмиры назначались хали­фом из своих приближенных, а также из представителей мест­ной знати. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также ме­стный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры име­ли заместителей – наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных ран­гов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей религиозных местных мусульманских общин (старейшин-шейхов).

Что касается организации судопроизводства, отделенного в халифате от административных функций, то Мухаммед и назначенные им управители территорий, сами рассматривали важнейшие судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата – мусульманского права, которые составили группу профессио­нальных судей (кади). Кади, не будучи связанным определенным порядком судопроизводства, осуществлял надзор за передачей наследства, установлением опеки, проверял законность землепользования, наблюдал за исполнением судебных решений и осуществлял надзор за местами заключения. Судебные решения и приговоры кади, как правило, являлись окончательными и обжалованию не подлежали.

Общественный строй Арабского халифата формировался при религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни и явном доминировании государственной собственности на землю. Индивидуальная земельная собственность – мульк (похожа на западноевропейский аллод) не получила в халифате распространения. Зато повсеместно практиковались земельные пожалования аристократии на условиях несения военной службы – икта (аналог западноевропейскому бенефицию). В халифате широко применялся рабский труд, особенно в хозяйственных государственных структурах – в рудниках, ирригационных сооружениях. Крестьяне платили ренту – налог в пользу правящей верхушки. Вообще специфика арабского феодализма кроется в устойчивой многоукладной экономи­ке, когда ведущий феодальный уклад соседствовал с патриархаль­но-родовыми и рабовладельческими отношениями. Естественно, что широкое использование рабского труда замедляло темпы разви­тия феодализма.

Правовое положение человека определялось в Халифате, прежде всего, его вероисповеданием. Безусловно, важнейшим легальным критерием разграничения населения была принадлежность к исламу, т.е. деление на мусульман и немусульман (зиммиев). Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем не­мусульмане. Если поначалу отношение к немусульманам было терпимым, то с развитием основ мусульманского права религиозная вражда стала очевидной. Очень скоро зиммии утратили самоуправление, им запрещалось вступать в браки с мусульманами, налогообложение их было весьма тяжелым. Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня­ли самоуправление, свой язык и собственные суды, то со време­нем их гражданские права были существенно ограничены. Зиммии находились в приниженном положении и были обяза­ны уплачивать тяжелый государственный налог, причем при­нявший ислам освобождался от него. Но другие виды нало­гов немусульмане платили под страхом смертной казни. Их взаимоот­ношения с мусульманами регламентировались только шариатом – зиммии не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи­вать поземельную и подушную подать (харадж)[11].

Характерной чертой общественного строя Арабского халифата являлось отсутствие у городского населения особого правового статуса, а также реальных свобод и привилегий.

По исламу, наряды, рабы, лошади принадлежали послу бо­жьему – пророку. Кроме того, налогоплательщики обязаны были пла­тить часть урожая с пальм, часть рыбного улова и часть того, что могли выпрясть женщины. Укрывавшие налоги и подати подвергались суровым наказаниям: их пытали, сажали на кол, вешали, распинали, зашивали в сырую бычью шкуру, которая, высыхая, причиняла человеку невыносимые муки, и он умирал.

 

3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.

Его источники и общая характеристика отраслей.

 

Шариат – это целостная система религиозного права. Шариат (мусульманское право) состоит из религиозной догматики, этики и прак­тических норм, которые находятся в неразрывном единстве. Все мусульмане обязаны жить по шариату. Шариат исходит от Ко­рана, который позволяет постигать бо­жественные истины и включает нормы государственной, гражданской, уголовной и процессуальной отраслей, опираясь на ортодоксальные источники – Коран и Сунну.

Коран – священная книга мусульман – считается важнейшим источником шариата. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аятов). Большая часть Корана имеет мифологический характер. Лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к прави­лам поведения мусульман, и не более 80-ти из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила о браке и семье); остальные относятся к религиозному ритуалу.

Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизация его содержания и состав­ление окончательной редакции произошло при халифе Османе (644–656 гг.). Коран предписывал арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Ко­ране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

Существуют пять основных критериев шариатского образа жизни:

1) признание единого Бога и его пророка;

2) пятикратная ежедневная молитва;

3) пост в месяц рамазан (рамадан);

4) обязательная, узаконенная очистительная милостыня с имеющих постоянный доход;

5) хадж – паломничество к святыням (это, по сути, второе духовное рождение).

В Коране понятие «священной войны» появилось впервые. По учению Мухамме­да, должно торжествовать на земле «дело божье», а оно торжествует через добровольную преданность и вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника божьего, злые принуждаются к повиновению его мечом. Важнейший институт шариата – малый джихад, который обязы­вает мусульман вести священную войну за распространение ислама, в том числе с оружием в руках. «Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам», – говорится в 11-й суре Корана. Большой же джихад обязывает вести газават – оборонительную войну против неверных, покушающихся на шариат­ский образ жизни. Вообще все права мусульман связаны с выполнением религиозного долга, а невыполнение долга влекло потерю всех прав, в том числе права соб­ственности.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была, как упоминалось, Сунна («священное предание»), состоя­щая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и по­ступках самого Мухаммеда. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены ортодоксальные сборники Сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари.

Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, складывавшаяся как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она от­носилась к наиболее авторитетным источникам шариата. Прак­тически иджма включала коллективные мнения по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижника­ми Мухаммеда (их насчитывалось более 100 человек) или впос­ледствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текстов Ко­рана или Сунны, так и путем формирования новых норм, кото­рые уже не связывались с Мухаммедом. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указаний Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского Халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к ме­няющимся условиям феодального общества и учитывающие спе­цифику завоеванных стран.

В VIII–IX веках в связи с широким распространением метода амо­стоятельного толкования мусульманское право активно разви­валось доктринальным путем. Поэтому к иджме в качестве источника пра­ва, дополнявшего шариат, примкнула фетва– решения и мне­ния отдельных муфтиев по правовым вопросам. В X веке рядом авторитетных тео­логов-юристов были проведены работы по систематизации на­копленного к тому времени обширного правового материала.

Источником мусульманского права, вызывавшим острые разногласия, был кияс – решение правовых дел по анало­гии. В качестве суждения по аналогии, представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона, он был признан дополнительным источником мусульманского права. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предус­мотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способ­ствовал освобождению шариата от теологического налета. Одна­ко в руках мусульманских судей кияс часто становился орудием откровенного произвола.

Производным от шариата источником мусульманского пра­ва были указы и распоряжения халифов – фирманы. Впоследствии с развитием законодательной деятельности в му­сульманских государствах в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – ка­нуны. Фирманы и кануны также не должны были противоре­чить принципам шариата и дополняли его, прежде всего, норма­ми, которые регламентировали деятельность государственных органов и административно-правовые отношения государствен­ной власти с населением.

Шариат, особенно поначалу допускал в качестве источника права и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложивши­еся в самом арабском обществе (урф), а также у многочислен­ных народов, покоренных арабскими завоевателями или же под­вергшихся в более позднее время влиянию мусульманского пра­ва (адаты).

Переходя к характеристике отдельных отраслей шариата, отметим, что он не имеет четкого деления на отрасли, институты и т.п. Впрочем, это не препятстсует тому, что гражданско-правовые отношения, связанные, в частности, с вещ­ным правом, получили в мусульманском праве достаточно широкое развитие. Важное место в шариате занимали нормы, регулировавшие отношения собственности. Прежде всего, большое внимание уде­лялось классификации вещей, особенно земельного имущества. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. В особые группы выделялись государственные земли, а также земли, принадлежавшие отдельным частным лицам, непригод­ные для обработки, брошенные участки и т.д. Частная феодальная собственность (мульк) в Арабском Ха­лифате вообще была в подчиненном положении по отношению к госу­дарственной собственности и общинному землепользованию и не получила широкого распространения. В отличие от фео­дальной собственности в странах Европы она не имела иерархи­ческой структуры, не связывалась условиями службы. Особую категорию составляли вещи, которые не могли находиться в частной соб­ственности, а рассматривались как общее достояние. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода считалась общим достоянием, но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера перешли в собственность крупных землевладель­цев. Лишь большие реки и озера по-прежнему входили в систе­му общинной и государственной собственности, что определя­лось необходимостью проводить совместные ирригационные ра­боты, осуществляемые под контролем должностных лиц. Не признавалась шариатом соб­ственность и на так называемые «нечистые» вещи – вино, сви­нину, книги, запрещенные исламом, которые в ходе арабских за­воевательных походов нередко подвергались массовому унич­тожению.

С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений появились условные формы земельных владений. Часть захваченных земель – икту получали отдель­ные представители феодальной верхушки за военную или госу­дарственную службу. Владелец такой земли – иктадар имел пра­во собирать в свою пользу подати с подвластного населения, ибо земля, как правило, давалась не в собственность, а во владение, но вместе с проживающими на ней крестьянами. И феодал стремил­ся выжать из икты как можно больше выгоды. Со временем икта стала передаваться по наследству. По своему фактическому положению она приблизилась к землям, закрепленным на пра­вах собственности. Знаменитый арабский законодатель Ал-Мавердий, разрабатывая теорию государственного устройства, писал о том, что поголовная подать и харадж (поземельная подать) – это два права, дарованные богом мусульманам по отношению к многобожникам. Оба этих налога взимаются с многобожника в знак его унижения и презренности. Причем налоги Халифа­том рассматриваются не иначе как военная добыча. Кроме того, существовал еще налог – ушур, т.е. взимание подати в пользу Халифата с имущества, предназначенного для продажи.

Подробно в шариате определялись способы возникновения права собственности, причем завоеванные земли, по общему правилу, рас­сматривались как собственность государства и поступали в рас­поряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное си­лой у неприятеля, делилось на доли: одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была пе­редаваться государству, третья – мечетям. Широкое распростра­нение имели такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка.

Подробную разработку получил и вопрос о гражданской дееспособности, которая считалась необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим со­вершеннолетия и находящимся в здравом рассудке. Право ус­танавливать факт достижения совершеннолетия в каждом от­дельном случае осуществлялось судьей, который решал этот воп­рос по своему усмотрению. Было известно понятие ограниченной дееспособно­сти для малолетних, слабоумных, лиц, находящихся в состоянии опьянения, и т.д.

Обязательстваделились на:возмездные и безвозмездные; двух- и односторонние; срочные и бес­срочные. По поводу обязательственных отношений в Коране сказано: «Бла­женны те, которые блюдут врученное им на хранение и договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8). Договор по шариату воспринимался как правовая и одно­временно божественная связь, возникающая из взаимного согла­шения сторон. Однако в условиях имущественного неравенства согласие экономически более слабой стороны на вступление в до­говор обычно носило чисто формальный характер. Условия дого­вора могли быть выражены в любом виде: в документе, неофи­циальном письме, устно. Заключенные договоры были незыбле­мы, однако в случае обнаружения скрытых недостат­ков в приобретенных вещах покупатель мог требовать возврата упла­ченной суммы. Обязанность соблюдать свои договоры являлась священ­ной. Недействительными считались договоры, заключенные с без­нравственными целями или с использованием «нечистых» либо изъятых из оборота вещей.

Кроме того, в шариате подробно регламентировались различные виды договоров, таких, как: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с развитием торговли одним из наиболее разработанных стал договор купли-продажи, кото­рая допускалась только в отношении уже существующих вещей. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуж­дали ростовщичество, но на практике они часто нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма долговой ответственности в полной мере соответ­ствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отно­шениям имущественного найма, особенно аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем детально разрабатыва­лись вопросы размера и порядка взимания арендной платы в поль­зу собственника. Широкое распространение в арабском обще­стве получили договоры союзов и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаря­жения торговых караванов.

Шариат рассматривает браккак религиозную обязанность мусульмани­на. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одно­временно (при условии, что он может достойно их содержать). Для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и жени­хом. Фактически отец распоряжался судьбой своих доче­рей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан достаточ­ным для вступления женщин в брак, а для мужчины необходи­мо было достижение возраста половой зрелости.

Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не уча­ствует самостоятельно в имущественном обороте; она обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Целомудренная девушка, потом женщина в браке должна пройти три стадии:

1) благоговейный страх; 2) уважение; 3) любовь[12].

Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать его положению в обществе. На практике содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь предста­вители верхушки феодального общества. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Коран раз­решал мужу применять к женам различные наказания, вклю­чая телесные.

Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Однако муж, обладая широким правом на развод, должен исходить из по­ложения Корана о том, что развод – одно из самых неприятных для Аллаха действий, совершаемое в крайних случаях. В шариате подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков можно было расторгнуть; число последующих браков и разводов не регламен­тировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различав­шихся как по самому порядку, так и по юридическим послед­ствиям. Например, был возможен временный развод, предусмат­ривавший своеобразный испытательный срок. В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно с обычаем». Муж мог развестись путем простого произнесения ритуальных фраз «ты отлучена» или «соединись с родом», либо трижды сказанного слова «талак». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы можно было определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода толь­ко через суд (жалуясь кади) лишь по строго оп­ределенным основаниям. Такими основаниями были: физи­ческие недостатки мужа; невыполнение супружеских обязанностей; жес­токо обращался с женой; отказ в средствах на ее содержание.

По шариату сложным и запутанным было наследственное право. Наследова­ние осуществляется по принципу патриархальности, причем наследственная доля женщины была значительно меньше, чем мужчины (половина доли мужчины). На получение наследства не имели права вероотступники, разве­денные супруги, лица, виновные в смерти наследодателя.

Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

1) завещание не могло составляться в пользу законных наслед­ников;

2) завещание не могло затрагивать более трети имущества заве­щателя;

3) составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

Нормы уголовного права в Арабском халифате представля­ли собой наименее разработанную часть шариата: они отлича­лись архаичностью, отражая примитивный уровень юри­дической техники. Все преступления по шариату доктринально считались преступлениями против религии. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как: покушение, со­участие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя в ряде случаев принимались во внимание такие факторы, как незнание законов, раскаяние, рецидив и т.п.

По одной из классификаций в мусульманском праве преступленияподразделяются на три группы. Первую из них составили преступ­ления, которые были определены согласно мусульманской докт­рине самим Мухаммедом. Они трактовались как посягатель­ства на права Аллаха и не допускали прощения. К таким составам, прежде всего, относи­лось отступничество от ислама, каравшееся смерт­ной казнью. Также карались наиболее дерзкие пре­ступления против порядка управления – бунт и сопротивление государственным властям. К той же группе преступлений, объяв­ленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, упот­ребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства на права отдельных лиц. Нор­мы, регулировавшие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевше­го над обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекло за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возмож­ность замены кровной мести денежным выкупом, если родствен­ники убитого прощали убийцу. За умышленное убийство уста­навливался выкуп, который сопровождался двухмесячным по­стом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие пре­ступления данной группы, в частности, за телесные повреждения, ответственность наступала также по принципу возмездия, т.е. талиона. Наконец, в третью группу преступлений входили действия, которые не упоминались в основных источниках шариата. Это такие проступки, как: неуплата налога в пользу бедных; несоблюдение поста; легкие телесные повреждения; ос­корбления; хулиганство; обвешивание и обмеривание; взяточни­чество; растрата государственных средств; азартные игры и др. Мера наказания по таким делам зависела от судейского усмотрения.

В шариате на начальном этапе предусматривались типичные для феодализма устрашающие наказания:

· смертная казнь в различных видах;

· членовредительские и телесные наказания;

· лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помеще­ние в мечеть);

· имущественные санкции (конфискации, штрафы);

· позорящие наказания: бритье бороды, лишение права но­сить чалму, публичное осуждение и т.д.;

· ссылка и высылка (за мелкие преступления).

Некоторые наказания носили особо жестокий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем по­вешения или четвертования, затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялись также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывалось за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам: за первую кражу отсекали правую руку, а за повторную – левую. Тюремное заключение в Арабском халифате применя­лось обычно для содержания преступников до суда, но постепен­но стало использоваться и как мера наказания, причем в от­дельных случаях назначалось пожизненное заключение.

Широко использовался принцип талиона: «душа – за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение». Но по соглашению сторон возможны были материальное возмещение ущерба и прощение. В Коране сказано: «Если же кто-либо откажет­ся от возмездия, то это послужит искуплением ему за прошлые грехи» (сура 5 «Трапеза», аят 45).

Для судебного процесса по шариату характерен обвинительный характер, но с элементами состязательности. Относительно суда в Коране говорится: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные» (сура 5, аят 42, 444, 49).

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственны­ми органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, – против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело под руководством назначенных халифом судей – кади. Мусульманский кади должен судить строго по шариату. При вынесении решений кади, преж­де всего, руководствовались Кораном и решали дела на основе его самостоятельного тол­кования. Истец, ответчик, свидетели и участвовавшие в судебном разбирательстве были равны перед Алла­хом. Дело решалось в одно заседание и бесплатно.

Процесс проходил усто, письменное делопроизводство не при­менялось. Основными доказательствами были признания сторон, показания сви­детелей, клятвы. Кади был не вправе отменить вынесенное им решение. Дела в Халифате не разделялись на уголовные и гражданские, не преду­сматривались также самостоятельные обвинение и защита.

Заметим в заключение, что историческое значение мусульманского права в том, что в относительно корот­кие исторические сроки появился феномен, который обозначается понятием «мусульманский правовой мир» (в настоящее время 1 млрд. из 6 млрд. населения всей планеты – мусульмане).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История государства и права зарубежных стран

Сажина В В Тагунов Д Е История государства и права зарубежных стран...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Периодизация Арабского халифата.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они напрямую отно­сятся как к исторической науке, так и

Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определе

Методы истории государства и права зарубежных стран.
Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являютсяконкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональ

Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока
  Вопросы: 1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии. Государстве

Греческий полис.
Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Ит

Эволюция древнеафинского государства.
Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник город, названный в честь его богини–покровительницы Афина­ми. Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник, как уж

Социальная и государственная структура Древней Спарты.
  Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате синойкизма, т.е. слияния обособленных родовых общин – ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторг

Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
Вопрос о происхождении римского государства всегда вы­зывал полемику в научных кругах отечественной романистики. В 50–60-е гг. в XX века постепенно преодолевались стереотипы исключительно марксистс

Эволюция римского права.
Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифоло­гическим характером

Периодизация византийской государственности.
  С одной стороны, история византийского государства и права отличается схожестью с формами организации власти и правовой системы Западного Рима, а с другой – демонстрирует уникальную

Государственное и общественное устройство Византии.
  Христанская концепция власти утвердила представ­ление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как пр

Периодизация государственности салических франков.
476 год принято считать началом феодальной формации в Европе. Падение Римской империи под натиском варварских пле­мен означало крушение античных политико-правовых поряд­ков и начало генезиса нового

Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
Поскольку в раннефеодальном государстве франков еще не проводилось различия между общегосударствен­ными вопросами и делами королевского дворца, то главные управляющие королевским хозяйством (минист

Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
Писаное законодательство, основанное на обычном праве, стало складываться еще в раннюю эпоху варварских королевств. Обы­чаи германских племен подверглись систематизации, отразившись в многочисленны

Лекция 7. Государство и право средневековой Франции.
Вопросы: 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IX–XIII вв.). 2. Общественный и государственный строй Франции в период с

Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
С завершением периода феодальной раздробленности государство при­обрело форму сословно-представительной монархии.Это стало возможным, так как укрепились социально-экономические осн

Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
К концу XV века во Франции завер­шился процесс территориального и политического объединения, который обычно связывают с правлени­ем Людовика XI (1461–1463 гг.), проти­востоявшего целой коалиции кру

Право Франции в Средние века.
  Развитие феодальных отношений привело к тому, что к концу X века на территории Франции утратили свое значение, как Салический закон, так и законы династии Каролингов. Юридический оп

Периодизация государственно-правового развития Гер­мании в период Средневековья.
Как и во Франции, самостоятельное государство в Германии образовалась в результате распада Франкской империи в 843 году. В состав его террито­рии вошли земли восточных франков, поэтому долгое время

Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
С XIV века в Германии наблюдается значительный экономический подъем, приведший к усилению роли крупных князей, обладавших значительными властными полно­мочиями. Часть среднего дворянства в это врем

Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
Поскольку еще в 1356 году «Золотая булла», образно называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII веку княжества фактически превр

Право Германии в феодальный период.
К источникам права средневековой Германии в целом можно отнести: правовые обычаи и их сборники; рецепированное римское право; городское право;

Периодизация английского феодального государства.
Традиционно история государства и права Анг­лии в литературе начинает освещаться со становления и разви­тия англосаксонских королевств. Поэтому основными этапами развития английского феодального го

Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
  Во второй половине XI века Британия была завоевана нормандским герцо­гом Вильгельмом, которого историки нарекли Завоевателем не совсем удачно, т.к. он пре­тендовал на господство в А

Становление английского парламента в XIII-XV вв.
Сбор непомерных налогов и другие злоупотребления короля Англии в середине XIII века вызвали столкновение между королем и баронами, которые вновь привлекли на свою сторону рыцарей и горожан. При нас

Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
Условно началом эпохи английского абсолютизма считается правление династии Тюдоров в конце XV века. А уже с конца XIV века в Англии быстрым темпом идет преобразование феодального землевладения в ка

Общая характеристика государства в средневековом Китае.
  Консервативное китайское государство почти не претерпело изменений в своей структуре со II в. до н.э. до начала XX века. Поэтому китайская им­перия на протяжении этого огромного пер

Общая характеристика государства в средневековой Японии.
В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии: 8) VII–XII века – раннее средневековье: феодальн

Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века.
Вопросы: 1. Источники английского права. 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии. 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии.

Переход от англосаксонского к общему праву Англии
  В эпоху феодализма были созданы основные институты и принципы англий­ского права. Своими источниками, как уже отмечалось, право Англии имеет общее право, суд справедли­вости и стату

Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
  Основной идеей английской юридической системы является мысль, что уже существующее право будет обнаружено судебным решением: судья не создает право, он только его открывает. В течен

Право справедливости, его источники и принципы.
  Общее право, выработанное в строгой зависимости от фор­мальной процедуры, было кон­сервативно по своей природе и не всегда успевало за потреб­ностями времени. После своего блистател

Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
  В начале XVII века в Англии начала складываться революционная си­туация, которая выражалась в набиравшем силу общественном религиозно-политическом движении – пуританизме

Реставрация монархии 1660 г. и образование в Англии буржуазного государства.
  В 1659 году в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако, напуган­ные усилением демократического движения, буржуазия и джентри стали склоняться к «трад

Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
  В начале XVIII века в Англии был на практике создан новый орган исполнительной власти – кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII века кабинет министров с

Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
Первая колония на Восточном побережье Северной Америки была основана в 1585 году, однако просуществовала она недолго. Интенсивная последующая колонизация в основном ис­ходила от английского королев

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
Когда конфедерация выполнила свою миссию по первоначальному объ­единению штатов, встал вопрос о необходимости реального создания единого государства. Целью созыва учредительного конвента объявлялос

Билль о правах 1791 года.
  Поскольку текст Конституции 1787 года не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев на

Гражданская война в США 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
Расположение Соединённых Штатов в благоприятных природных условиях: мягкий климат (например, г. Вашингтон находится на широте Крыма), богатство полезных иско­паемых привело к тому, что там быстро у

Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в.
Вопросы: 1. Предпосылки, особенности и этапы Великой французской револю­ции (1789–1794 гг.) 2. Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской рев

Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
  Размах революции по­зволил Учредительному собранию 26 августа 1789 года принять главный программ­ный документ революции – Декларацию прав человека и гражданина. Над

Развитие германской буржу­азной государственности в первой половине XIX века.
  До 1806 года в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость и суверенитет[

Гражданский кодекс Франции 1804 года.
  Формирование буржуазного права началось во Франции еще в ходе ре­волюции, когда было принято в общей сложности около 15 тысяч декретов и законов. Револю­ционное право не было систем

Уголовный кодекс Франции 1804 года.
  Еще в ходе революции впервые в истории Франции была пред­принята попытка кодификации норм уголовного права. Кодификационная политика и модернизация уголовного права были подготовлен

Германское гражданское уложение 1896 года
Военно-политическое объединение Германии в 1871 году стало основополагающей предпосылкой для создания единого правового пространства. Так, в 1871 году стал действо­вать УК, представлявший собой ком

Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и США в XIX- начале XX в.
  Вопросы: 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии. 2. Реформы английского избирательного законодательства в 1832, 1862, 1867

Избирательное право в США в XIX веке
  В Соединенных Штатах Америки к середине XIX века обострились взаимоотношения северных и южных штатов. На первых порах Гражданской войны 1861-1865 гг. успех сопутствовал южанам. Но п

Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время
  Вопросы: 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период. 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии

Реставрация Мэйдзи.
  До второй половины XVI века Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 году один из видных по­литических деятелей Японии Ода Нобунага (1534–1582) завла­дел п

Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии
  Вопросы: 1. Генезис фашизма как тоталитарного режима. 2. Возникновение фашистского государства в Италии. 3. Государственно-правовой механ

Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
После окончания Первой мировой войныв Германии появилсянацизмв качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений. Так, уже в 1921 году склад

Образование КНР
В ходе революции 1925-1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление в Китае под руководс

Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
Во Вторую мировую войну Япония вступила на стороне нацистской Германии, но под самостоятельным звучным лозунгом «Азия – для азиатов». Проведение этого лозунга в жизнь Япония начала осуществлять еще

Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
  Основные изменения в политической системе Великобритании на рубеже XIX–XX веков были обусловлены действием двух противоречивых тен­денций. С одной стороны, появляются первые признак

В Новейшее время
Вопросы: 1. Эволюция конституционно-правовых институтов в системе разделения властей США в XX веке. 2. Антидемократическое законодательство в США в XX веке

Антидемократическое законодательство в США в XX веке
Отметим далее, что развитие американской политической системы в Новейшее время не всегда было последовательно демократичным. Так, в послевоенный период в Соединенных Штатах наступление на свободы л

Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
  Отметим, что применение термина «правовая система» к американскому праву носит условный характер. Единой национальной пра­вовой системы в ее традиционном понимании в США не су­ществ

Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время
  Вопросы: 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны. 2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года.

ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
  В октябре 1949 года в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в Германской Демократической Республике (ГДР) при деятельном участии конституционных экспертов из

Лекция 26. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Вопросы: 1. Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.) 2.Государственный строй Четвертой

Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
  Так же, как и в Германии, в Пятой французской республике сложилась иерархия нормативных источников права, основанная на Конституции страны.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги