рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока

Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока - раздел История, История государства и права зарубежных стран   Вопросы: 1. Закономерности Становле...

 

Вопросы:

1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.

  1. Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное.
  2. Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное.

4. Право древневосточных государств.

 

1. Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.

 

Термин«Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.

Однако продуктивное земледелие, позволявшее накапливать избыточный продукт, становилось возможным только при создании единой ирригационной системы. Необходимость коллективного освоения земель во многом предопределила не только формы хозяйственной деятельности, но и политической организации. Потребность в консолидации усилий общин усложнила управленческие функции и привела к формированию надобщинных структур. В IV – III тыс. до н.э. древневосточные родоплеменные структуры уже трансформируются в протогосударства. В своем государственном развитии страны Древнего Востока прошли в целом типичный путь – от небольших племенных образова­ний (номовых городов-государств) к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет за­воеваний своих соседей и аннексий.

В Древнем мире мощным государствообразующим фактором выступали военные завоевания. Зачастую именно завоеватели ускоряли процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Так, вторжение на Индостан индо­ариев во II тыс. до н.э. положило начало древнеиндийской цивилизации в долине Ганга. В Древнем Китае возникновение раннего государства было связано с завоеванием военно-политического союза Шан-Инь на рубеже XII–XI вв. до н.э. племенем Чжоу, которое сумело подчинить разноплеменное население и наладить эффективную административную систему. Итогом завоевательной политики Саргона Аккадского (2316–2261 гг. до н.э.) стало объединение всей Месопотамии в крупнейшую державу – Шумеро-Аккадское царство.

Важным обстоятельством в процессе образования государств Древнего Востока стало появление феномена «власть–собственность»: ведь особенностью древневосточных цивилизаций являлось отсутствие полной частной собственности на землю и множественность владельческих прав на нее. Верховным собственником земли считалось государство в лице правителя, что нашло отражение в праве государства распоряжаться ею, контролировать земледелие и взимать с общинников ренту – налог. В странах Древнего Востока сложился мощный государственный сектор – царские и храмовые хозяйства. Часть земель передавалась аристократии, должностным лицам, воинам с правом распоряжения ими вплоть до продажи. Однако частное землевладение было обусловлено выполнением повинностей в пользу государства. Коллективным же наследственным владельцем большинства земель выступала община, которая распределяла наделы между общинниками. Таким образом, земля и право на доходы от нее распределялись в соответствии с объемом власти и административным статусом между правителем, чиновниками, общиной в лице старейшин и непосредственных владельцев. Это привело к тому, что административный аппарат одновременно занял положение и социальной элиты.

Впоследствии совершенствование системы государственного управления, активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Как известно, империя– это сложное политическое образование, объединяющее население под началом жесткой централизованной власти. Для стран Древнего Востока характерна к тому же ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии» (в переводе с древнегреческого – неогра­ниченная, жестокая власть одного правителя). Как показывает история, в то время она являлась самым стабильным государственным ре­жимом. Действительно древние государства в неизменном виде существовали тысячеле­тиями и в глазах народа были незыблемыми. Например, Египетское царство возникло в VI тыс. до н.э. и прекратило свое существование только в 525 г. до н.э. после завоевания персами.

Деспотия представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Характерные особенности всех деспотических государств - это:

1) сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполни­тельной и судебной) у единоличного главы государства;

2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;

3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян – общинни­ков к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возве­дение дамб и др.);

6) отсутствие гарантированного права собственности;

7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона.

Бесспорно, что в том или ином виде отмеченные черты прослеживались и в исто­рии императорского Рима, и в феодально-абсолютистской Европе[4].

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладая огромной законодательной и судебной властью. Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда.

Степень концентрации власти в руках деспота была различной и зависела от сложившихся в том или ином регионе условий. Так, наибольшей властью обладали египетские фараоны и китайские ваны (императоры). Деспотия в Древней Месопотамии и Древней Индии была весьма ограничена. Например, в Месопотамии наиболее полной царская власть была лишь в эпоху Древневавилонского Царства, когда царю Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) удалось создать подлинную империю. Но даже тогда можно говорить об автономии древневавилонской общины (действовали общинные органы управления, выполнявшие административно-финансовые и судебные функции).

Для древнеиндийской цивилизации, в свою очередь, характерно существование слабых и кратковременных государств. При радже всегда действовал постоянный совещательный орган из брахманской и кшатрийской аристократии – паришад. Ограниченность монархической власти в Древней Индии связана с варновой системой и автономностью общин, чьи жесткие внутренние религиозно-нравственные установки являлись альтернативой эффективной администрации и государственному принуждению. Только династии Маурьев в IV в. до н.э. удалось создать империю с централизованной системой управления. Однако даже при Маурьях лишь часть империи находилась под непосредственным управлением царя, т.к. ряд полуавтономных областей сохранял свои органы управления и обычаи.

В древневосточных государствах существовали как минимум три основных адми­нистративных ведомства:

· финансовое (изыскивало средства, необхо­димые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);

· военное (поставляло в страну рабов–иностранцев);

· ведомство общественных работ (обеспечивало строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).

Все три ведомства состав­ляли основу государственного бюрократически организованного аппарата власти.

Функция массового устрашения была основной в древневосточном государстве. Египтяне, например, по словам Геродота, будучи самыми набожными из людей, верили, что все на свете принадлежит богам. Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога: сама жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодородная земля, дающая урожай, благословенный Нил воспринимались жителем Египта как творение могущественных божеств.

В этой связи восточная деспотия может быть также охарактеризована как теократическая монархия. Правитель считался ставленником или потомком богов, выступая в качестве посредника между миром людей и сверхъестественных сил. Именно обожествление личности монарха определяло неограниченный характер его власти и укрепляло принадлежавшие ему полномочия. Главным же является обожествление древневосточного пра­вителя в массовом сознании.

Так, в Египте фараон считался прямым избранником верховного бога Солнца Ра. Его личность была священной, его имя запрещалось произносить, т.к. это могло нанести правителю вред. Уход фараона из жизни обставлялся как величайшее событие для людей и богов. В III тыс. до н.э. зародился ритуал торжествен­ного погребения фараонов, и строительство загробного жилища фараона – пирамиды – рассматривалось как важнейшая общественная обязанность египтян. Только одна пирамида фараона Хеопса возводилась в течение 20 лет при участии 100 тыс. человек.

Шумеро-аккадские цари также придали своей власти сакральный характер: покровителем царя считался царь богов Энлиль. Царь Нарам-Суэн (Нарамсин) даже велел именовать себя «Богом Аккада». В Вавилоне лугаль (царь) принимал власть якобы прямо «из рук» верховного бога Мардука. В Китае ван (царь) считался сыном Неба.

В Индии и Китае обожествление в древности власти монарха имело философское обоснование и отличалось рационализмом, который выражался в приоритете административных потребностей над религией. Так, в Древней Индии считалось, что царь мог реализовать свои божественные начала, но мог, однако, и уклониться от своих обязанностей (и привести тем самым, народ к гибели). В то же время Брахма, создатель Вселенной, превознес над другими людьми варну кшатриев, из которых происходили раджи (цари).

В Древнем Китае после чжоуского завоевания в XI в. для легитимизации власти новых правителей была сформулирована концепция «Мандата Неба». Предполагалось, что верховное божество (Небо) вручило права на управление Поднебесной добродетельному и мудрому правителю, получавшему титул «сына Неба». Рационализм усилился с появлением конфуцианства: сравнение государства с большой семьей добавило правителю авторитет «отца и матери» перед своими подданными.

Заметим, что важнейшей опорой деспотии являлся развитой бюрократический аппарат. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управления – центральном, региональном и местном (общинном). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Место в служебной иерархии определяло и социальное положение. Однако внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и выполнением личных поручений деспота. Как правило, функции государственного управления совмещались с обслуживанием личных и хозяйственных интересов правителя. Характерными методами отбора бюрократии было назначение правителем на чиновничьи посты родственников, приближенных по собственному усмотрению или же по рекомендации влиятельных лиц, а то и предоставление должности по праву знатности.

Классическим образцом подготовки чиновников стал Древний Китай, где в основу формирования правящей элиты был положен принцип меритократии (принцип индивидуальной заслуги). Конфуций предложил систему этического воспитания чиновников. Чиновник должен был, обладая особыми качествами и достоинствами, накапливать знания – средство создания гармоничного благополучного государства. Нормой политической культуры стала обязанность служащего при необходимости наставлять правителя, предостерегать его от ошибки. Китайский министр Шан-Ян ввел новую систему из 20-ти чиновничьих рангов, соответственно которым чиновники занимали должности и получали жалование. В основу бюрократического контроля была положена система взаимной слежки и круговой поруки. Чиновники отвечали за проступки своих коллег: им вменялось в обязанность донести на провинившегося.

Таким образом, коллективные формы производства, незыблемость социальной структуры, огромная роль религии и бюрократии предопределили традиционность древневосточных обществ, а также особую роль государственных институтов. Государство оформилось в восточную деспотию.

 

2. Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное

 

Еще в период Раннего царства (XXX–XXVII вв. до н.э.) в Древнем Египте начинает формироваться государственный аппарат. В этот период во главе государства находился царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и при­служников. Уже тогда значение царской власти подчеркивалось изначальным обожествлением ее носителя. В дальнейшем особенность государственного строя Древнего царства (XXVII–XXII вв. до н.э.) заключается в усилении централизации управления. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточивалась в руках фараона, и все важные дела государства – мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство – проводились под руководством главы государства.

После царя главным лицом в государственном аппарате был верхов­ный сановник – визирь. В его компетенцию входили: управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, управление частью областей и госу­дарственными хранилищами. Начало эпохи Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н.э.) характеризуется почти неограниченной властью местных правителей – номархов. Это объясняется так называемым «первым переходным периодом» в истории Древнего Египта, который существовал примерно в XXII в. до н.э. и характеризовался крайней раздробленностью страны. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.) ста­новится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа по-прежнему делились на области – номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визирь. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, поступавшие в казну.

Древневавилонское царство во II тыс. до н.э. было также централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власти находились в руках царя. Глава государства считался наместником бога-защитника. Царские полномочия ограничивались зажиточными слоями богатых городов и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. Большими городами управляли наместники царя. В Вавилонии три города занимали привилегированное положение: Вавилон, Ниппур, Сиппар (льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права отправлять в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств). Возвышались уме­лые и опытные чиновники-писцы, что способствовало вытеснению ими родовой знати. К высшим сановникам государства относились: визирь, дворецкий, казначей, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов управления различались полномочиями центральные и местные. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.

Для магадхо-маурийского периода в Древней Индии (вторая половина I тыс. до н.э.) характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства там являлся царь. Царь возглавлял государственный аппарат и обладал законодатель­ной властью, был главой фискальной администрации, верховным судь­ей, издавал нормативные акты, назначал крупных государственных чиновников. При смене власти строго соблю­дался принцип наследования: еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе действовали различные советы.

В эпоху Маурьев (IV–II вв. до н.э) древнеиндийское государство имело следующее административно-территориальное деление: главные провинции; обычные провинции; области; округа; деревни.

В древнекитайском государстве Шан (Инь) во II тыс. до н.э. на раннем этапе сохра­нялись черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем же наблюдается переход всей полноты власти к царю – вану, возглавлявшему государ­ственный аппарат. Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники, а более мелкие должности – профессиональ­ные чиновники (писцы), сборщики налогов, судьи и т. п. Должностные лица подразделялись на категории: высших гражданских чиновников, военных чиновников, советников, прорицателей.

В период Западного Чжоу (1122–742 гг. до н. э.) в Китае укрепляется строй рабовла­дельческого государства, усложняется его система правления. Общество этого периода характе­ризуется уве­личением численности рабов, развитием крупного землевладения. Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизованное государство в течение всего периода Чжоу не сложилось. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а большей частью страны управляли владетельные князья. Территории княжеств подразде­лялись на мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-тер­риториальной единицей была сельская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных, личных слуг вана и доверенных рабов. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Система управления в царстве Чжоу была дворцовой: служащие являлись одновременно и должностными лицами, обладающими разнообразной компетенцией. Высшие чиновники разделялись на три класса: старшие, средние, младшие.

Примечательно, что в этот период в Древнем Китае собственником земли формально считался царь, однако рабовладельческая аристократия могла вполне свободно распоряжаться своими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей окончательно заменяется правом собственности на землю.

 

3. Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное

 

Древнеегипетское государство в период Раннего царства представляло собой племенной союз, где основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабо­владельческое общество: уже в период Раннего царства в результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко ис­пользовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства достигло высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государ­ства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей – рабов было мало (патриархальное рабство).

Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окру­жены всеобщим почитанием ввиду того, что только они обладали зна­ниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земель­ных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов.

Эпоху Среднего царства характеризуют значительное возрастание численности рабов в частных хозяйствах при укреплении экономического положения землевладельцев, а также расслоение сельских общин, из которых выделяются мел­кие собственники – неджесы. Слой неджесов, в свою очередь, разделился на бедных, или маленьких неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов – их разбога­тевших представителей, становившихся писцами, торговцами и землевладельцами. Основная масса общинников-земледельцев беднела. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их учет.

В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий. В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляло его независимость от центральной власти.

Что касается Древнего Вавилона, то низший общественный слой там составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на: царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб­ственности хозяина.

Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда­не – авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности, могли занимать высшие государственные должности. Жители покоренных городов и обла­стей, не являвшиеся членами древневавилонской общины – мушкенумы, были вынуждены арендовать землю у храма, государства либо авилума на условиях несения службы в пользу арендодателей. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать собственным имуществом: в его хозяйстве даже зачастую использовался труд собственных рабов.

Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям: первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество; далее следовали военнослужащие (редум, баирум, декум, лубуттум). В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и светское чиновничество – писцы. На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники.

В Древней Индии разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению самобытных сословий – варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, не равные по обществен­ному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы:

· брахманы – члены жреческих родов;

· кшатрии – военная и светская аристократия;

· вайшьи (вайшии) – лично свободные полноправные общинники;

· шудры – низшая варна, неполноправные члены общины.

Образ жизни каждой варны был определен специальными законоустановлениями (дхармами). В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали: преимущественная эндогамность – заключение браков между представителями од­ной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним и тем же богам.

Первоначально переход из одной варны в другую строго запрещался (ограничивалась возможность смешанных браков). Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство человека в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание и наоборот. Впоследствии с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты – профессионально замкнутые корпорации.

Рабство Древней Индии отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью: наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя. Древнеиндийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, обладали правами наследования, собственности на получае­мые дары. Свободный человек, становясь рабом, не утрачивал своих семейных, ро­довых и варновых связей. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов; хотя государство и было в целом рабовладельческим, но варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее, Законы Ману выделили виды рабов: захваченные под знаменем (военнопленные); рабы за содержание; рабы, рожденные в доме хозяина; купленные; подаренные; доставшиеся по наследству; рабы в силу наказания.

Однако рабский труд не играл сколь-нибудь значительной роли в экономике Древней Индии, и отличительной чертой древнеиндийского рабовладения было наличие развитого законо­дательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от­ношению к рабу.

 

4. Право древневосточных государств

 

Источниками права в Древнем Египте первоначально были обычаи, а с развитием государства – также законодательная деятельность фараонов.

Наша малая информированность о египетской право­вой системе объясняется тем, что, к сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Самые первые законы были якобы написаны Миной (Менесом), основателем первой династии фараонов. Имеются данные о фараонах, которые состав­ляли сводные законоположения по различным отраслям управления (Сасихис, Бокхорис, Амасис). Но эти ценнейшие памятники права не сохранились и вероятно мало шансов найти их. Наличие свода законов косвенно подтверждается в речении Ипусера (XVIII в. до н.э.): «Свитки законов судебной палаты выбро­шены, и по ним ходят на перекрестках...». Ипусер был огорчен гибелью за­конности и правопорядка. Народное восстание, свидетелем которого он был, до основания разрушило весь государственный правовой механизм («Начальники повержены, спасаются бегством»).

В типичной восточной деспотии – Древнем Египте – правоверховнойсобственностина весь земельный фонд было закреплено за фараоном. С его одобрения совершались различные формы земельных пожалований отдельным субъектам. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписа­ния о праве собственности, его формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуще­ством. Сделки с землей, скотом, рабами заключались по ритуалу, с уча­стием свидетелей, в том числе жреца, и обычно в суде. Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

· первое – достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

· второе – клятва продавца перед лицом богов, подтверждавшая договор;

· третье – ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю.

В Египте существовали следующие виды земельных владений: государственные; храмовые; частные; общинные. Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли свободно совершать различные сделки с землей – да­рить, продавать, передавать по наследству. Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в личной и иной собственности более широкого круга лиц и быть предметом различных сделок. Отметим виды договоров, наиболее типичных для древнеегипетского права: договор займа; договор найма; договор купли-продажи; договор аренды земли; договор поклажи; договор товарищества.

Египетское право содержало нормы о браке и семье. Родители и близкие принимали самое активное участие в подборе жениха и невесты. Согласия молодых не всегда спрашивали. Браки между кровными родственниками запреща­лись, но фараоны могли жениться на сестрах и даже дочерях. Судья как-то сказал: «Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет». В Древнем Египте существовали гаремы. А Рамзес II за 67 лет царство­вания имел пять главных жен, «великих царских супруг», и много жен рангом ниже. У него было 162 сына.

Бракв Древнем Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Замужняя женщина могла распоряжаться своим имуществом.

Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон. Если развод начинался по инициативе мужа, жене возвращалась часть приданого и часть иму­щества, нажитого совместно. Жене полагалась доля приданого и в том случае, если она покидала мужа по своей воле. Вдова могла пользоваться всем имуществом, но продать или подарить могла только свою долю. Как видим, древнеегипетские законы последовательно охраняли имущественные интересы женщины.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, однако в «разумных пределах»: увечья наказывались. Виновный должен был до­казывать, что больше не тронет свою жену, иначе мог получить сто палоч­ных ударов и лишиться прав на совместно приобретенное имущество.

Женитьба, размеры приданого, рождение ребёнка, смерть фиксиро­вались в Доме жизни. При таком акте присутствовали свидетели. В отличие от греков, египтяне не целовались, а прикасались друг к другу носами. Супруги затем вместе ходили в храмы, причем муж мог держать жену за талию даже в общественных местах. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. Неверность жены каралась смертью. Жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа», была сожжена, – говорится в одной из надписей. В другой сказано, что за неверность муж убил жену и бросил собакам.

Египетское право разрешало наследованиекак по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

Древнеегипетское право признавало преступлениямиширокий круг деяний, которые можно условно объединить в следующие группы:

· посягательства на государственный и общественный строй – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены его семьи;

· преступления религиозного характера – убийство священных животных, чародейство;

· преступления против личности – убийство, членовредительство;

· имущественные преступления – кража; обвешивание, обсчет покупателя;

· преступления против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасило­вание.

В числе древнеегипетских преступлений также упоминаются: восстания против фараона; не­повиновение властям; отказ участвовать в общественных работах; ограб­ление; взятки; чародейство; убийство кошки, льва, крокодила, совы, лету­чей мыши, если они считались священными животными в данной мест­ности.

Законы и обычаи особо охраняли культовые сооружения. «Кто ограбит или повредит статую, роспись, надпись или любой предмет погребального культа, того ждет проклятье...». «Кто содеет подобное, да сожрет его кро­кодил, да укусит его змея. Никто не нальет им воды, не совершит погре­бальных церемоний, сыновья не займут их место, будут голодать, их боги не получат хлеба. Их жен будут насиловать на их глазах».

Целью наказаний было устрашение. Преступников ставили к столбу, избивали палками, пытали, отправляли на каторгу в рудники, каменоломни, хоронили живьем – однако не помогало: в начале цар­ствования XXI династии все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены. Установлен исторический факт сговора стражников с грабителями, низшими жрецами, чиновниками. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести пре­ступления. Участники восстания подлежали поголовному истреблению. За другие тяжкие преступления могли сослать в рудники. Жестокие казни предусматривались по отношению к грабителям царских гробниц, а за хищение храмового имущества взыскивался штраф в 100–кратном размере (обычная кража требовала компенсации в 2–3-кратном размере). Подделка документов каралась отсечением руки. Лишение чести считалось одним из тяжелых и позорных наказаний и применялось за дезертирство из армии, неподчинение начальнику. Уголовное наказание грозило тому, кто давал в залог мумию своего предка.

На начальном этапе существования Древнего царства преступления против родствен­ников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Пре­дания содержат нелестные отзывы о представителях судейского сословия за их крючкотворство, пристрастность. Судебныйпроцесспроходилодинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны (частное производство). В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство в целом носило письменный характер.

Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне.Знаменитый и уникальный в своем роде свод норм древнего права был составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хам­мурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохра­нил изображение Хаммурапи.

По мнению ученых, Законник подвел итоги деятельности правителя. Законы написаны на живом разговорном вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и прак­тики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Он со­стоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия.

Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы.

При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием индивидуальной (личной) собственности на землю сокращались общинные земли. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще­ствовало.

Законодательству Хаммурапи были известны договоры:аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в гражданско-правовых отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде поля, сада, даже еще не освоенной земли. В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы под­робно регулировали следующие положения:

· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20 % годовых в случае займа денег, 33 1/3 годовых в случае займа зерна);

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним.

Договор купли-продажи также был распространен ввиду суще­ствования личной собственности на движимое и недвижимое имуще­ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ­лялась в письменной форме при свидетелях; существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество; сохраняла право на принесенное ею приданое; имела право на развод; могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей; отдавать их в качестве заложников за свои долги; отре­зать язык за злословие по поводу родителей.

Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапиявлялась наследование по закону. В качестве на­следников выступали: дети, в том числе усыновленные; внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений:

· против личности;

· имущественные;

· против семьи.

К преступлениям против личности законы относили неосторожное убий­ство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, ра­бов. Отличными от кражи преступлениями считались грабеж, укрыва­тельство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбо­деяние (неверность жены, но не мужа) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие авторитет отцовской власти.

Целью наказаний,предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие. Основными видами наказаний являлись:

· смертная казнь в различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол;

· членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание языка и т. п.;

· денежные штрафы;

· изгнание из общины.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «равное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Ведение процесса по уголовным и гражданским деламосуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Переходя к главному памятнику древнеиндийского права – Законам Мануотметим, что они являются так называемой дхармашастрой – сборником норм, правил (дхарм), определявших поведение древних индусов в их повсед­невной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были, скорее, философско-этическими, чем правовыми. Всего в Законах Ману 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме ритмических двустиший (шлок). Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, отчасти в III и XII, имеют преимущественно правовое содержание. Прочие главы в основном отражают существующее варновое (кастовое) устройство.

По форме Законы Ману являются сборником священных текстов и норм обычного права. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхара­ты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаме­нитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.

Брахманы (составители законов) стремились ограничить самодержавие царя. В Законах Ману неоднократно повторяется мысль, что первейшая обязанность монарха – охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. Весьма показательно, что в законах Ману нет указаний на право царя издавать законы. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.

В соответствии с Законами Ману существовали следующие способы воз­никновенияправа собственности:наследование; получение в виде дара или находки; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы; получение милостыни; давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж­ду «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание ох­ране личной собственности, в первую очередь, собственности на зем­лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняли также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения.В ос­новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри­ваются следующие виды договоров:договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в назначенный срок, он обязан был его отработать. Допуска­лось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В слу­чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабо­чей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не­исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проник­новения в общину процесса имущественной дифференциации – землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету дого­вора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных при­чин, но не позднее, чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматривались также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии бракпредставлял собой имущественную сделку, в ре­зультате которой муж покупал себе жену, и она становилась его соб­ственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать сво­его мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей – в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под влас­тью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни. В соответствии с варновым устройством общества жена должна была принадле­жать только той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, а только по закону: имущество после смерти родителей либо дели­лось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который ста­новился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории:формы вины; рецидив; соучастие; зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего или виновного к определенной варне. Законы Ману знали также понятие необходимой обороны (убийство, со­вершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось). Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. В то же время Законы со­хранили следующие понятия: принцип талиона (равное за равное); ордалиия (суд богов); принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, выделяемых Законами Ману:

· государственные преступления;

· преступления против собственности;

· преступления против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте по тяжести стоят государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот.

Далее Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений законы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемо­го в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убий­ство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы, в частности, считали прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе: смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.); брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); тюремное заключение; штрафы; изгнание.

Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать пово­дов, в том числе: неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Суд от админист­рации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами. Законы детально регламентировал использование свидетельских пока­заний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины – последние могли свидетельствовать лишь «за» или «против» женщин. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись орда­лии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Право различало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владе­ла ею община, и это являлось основой хозяйственной жизни. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились.

В XI в. до н.э. (начало правления династии Чжоу) проводилась важная земельная реформа. Царь (ван) в своих интересах ввел так называемую систему колодезных полей: каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспе­чила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Подать была не слишком обременительной для крестьян (меньше, чем десятина).

В позднем Чжоу положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожа­лованные земли на участки и сдавать их в аренду на кабальных условиях. Новая система вводилась не сразу, а в течение нескольких столетий (с VI до III вв. до н.э.), но подорвала основы общинного землевладения. Появление денег, ростовщичества, свободной купли-продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

Рабыв период Инь были объектом государственной собственности. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, институт купли-продажи рабов еще не был развит. Лишь во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V–III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные. В период Цинь (III вв. до н.э.) возникает широкая и свободная торговля рабами.

Древнекитайское обязательственное право регламентировало различные виды договоров,в том числе: договор мены; договор купли-продажи; договор дарения; договор займа; договор аренды земли; договор личного найма. Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получили договоры дарения земли, рабов, ко­лесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможности отсрочки платежа, внесения залога, вы­дачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V–III вв. до н.э. часто заключался договор аренды земли.

Брак в Древнем Китае заключали родители. Семья была большая, патриархальная, с культом предков и многоженством. Муж (отец) имели в семье абсолютную власть. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа и не могла иметь личного имущества. Право унаследовать имущество жена имела, но это право было ограниченным.

Среди видов преступлений,известных в Древнем Китае, можно выде­лить:

государственные – мятеж, заговор; религиозные – шаманство, выбрасывание золы на улицу; против личности – убийство, нанесение телесных повреждений; против собственности – кража, грабеж, убой чужого скота; воинские – неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др. Вообще же в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных деяний, признававшихся преступлениями.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен сис­темой телесных наказаний и широким применением смертной казни. Основной целью наказанияво времена династии Цинь окончательно становится устрашение. За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания: битью палками, ударам плетью, отрезанию носа, отсечению ног, рук, ушей, выкалыванию глаз, превращению жен­щин в рабынь-затворниц и смертной казни. Смертная казнь была простая (обезглавлива­ние) и квалифицированная: сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем и землю. Но существовал и выкуп за наказание. Так, избежать клеймения можно было, уплатив вану 100 хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос – 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. Наказания мно­жили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство, за что виновного рубили пополам. Община, где действовало пра­вило круговой поруки, отвечала за правонарушения своих членов.

Судебный процессв периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинитель­но-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, Высшей судебной инстанцией являлся император (ван), который мог непос­редственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах испол­няли представители местной администрации. Мелкие проступки, споры об имуществе рассмат­ривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были лица, разыскивавшие преступников, боровшиеся с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Конфуций (V в. до н.э.) и его единомышленники распространяли в Древнем Китае новые взгляды на роль права. По их мнению, деление людей на правите­лей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Кон­фуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших – старшим; осуждало чрезмерное обога­щение; требовало от властей заботиться о бедных.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История государства и права зарубежных стран

Сажина В В Тагунов Д Е История государства и права зарубежных стран...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они напрямую отно­сятся как к исторической науке, так и

Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определе

Методы истории государства и права зарубежных стран.
Основными методами изучения истории государства и права зарубежных стран являютсяконкретно-исторический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический, структурно-функциональ

Греческий полис.
Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Ит

Эволюция древнеафинского государства.
Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник город, названный в честь его богини–покровительницы Афина­ми. Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник, как уж

Социальная и государственная структура Древней Спарты.
  Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате синойкизма, т.е. слияния обособленных родовых общин – ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторг

Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
Вопрос о происхождении римского государства всегда вы­зывал полемику в научных кругах отечественной романистики. В 50–60-е гг. в XX века постепенно преодолевались стереотипы исключительно марксистс

Эволюция римского права.
Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифоло­гическим характером

Периодизация византийской государственности.
  С одной стороны, история византийского государства и права отличается схожестью с формами организации власти и правовой системы Западного Рима, а с другой – демонстрирует уникальную

Государственное и общественное устройство Византии.
  Христанская концепция власти утвердила представ­ление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как пр

Периодизация государственности салических франков.
476 год принято считать началом феодальной формации в Европе. Падение Римской империи под натиском варварских пле­мен означало крушение античных политико-правовых поряд­ков и начало генезиса нового

Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
Поскольку в раннефеодальном государстве франков еще не проводилось различия между общегосударствен­ными вопросами и делами королевского дворца, то главные управляющие королевским хозяйством (минист

Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
Писаное законодательство, основанное на обычном праве, стало складываться еще в раннюю эпоху варварских королевств. Обы­чаи германских племен подверглись систематизации, отразившись в многочисленны

Лекция 7. Государство и право средневековой Франции.
Вопросы: 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IX–XIII вв.). 2. Общественный и государственный строй Франции в период с

Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
С завершением периода феодальной раздробленности государство при­обрело форму сословно-представительной монархии.Это стало возможным, так как укрепились социально-экономические осн

Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
К концу XV века во Франции завер­шился процесс территориального и политического объединения, который обычно связывают с правлени­ем Людовика XI (1461–1463 гг.), проти­востоявшего целой коалиции кру

Право Франции в Средние века.
  Развитие феодальных отношений привело к тому, что к концу X века на территории Франции утратили свое значение, как Салический закон, так и законы династии Каролингов. Юридический оп

Периодизация государственно-правового развития Гер­мании в период Средневековья.
Как и во Франции, самостоятельное государство в Германии образовалась в результате распада Франкской империи в 843 году. В состав его террито­рии вошли земли восточных франков, поэтому долгое время

Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
С XIV века в Германии наблюдается значительный экономический подъем, приведший к усилению роли крупных князей, обладавших значительными властными полно­мочиями. Часть среднего дворянства в это врем

Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
Поскольку еще в 1356 году «Золотая булла», образно называемая «конституцией средневековой Германии», закрепила самостоятельность князей в их владениях, то уже к XVII веку княжества фактически превр

Право Германии в феодальный период.
К источникам права средневековой Германии в целом можно отнести: правовые обычаи и их сборники; рецепированное римское право; городское право;

Периодизация английского феодального государства.
Традиционно история государства и права Анг­лии в литературе начинает освещаться со становления и разви­тия англосаксонских королевств. Поэтому основными этапами развития английского феодального го

Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
  Во второй половине XI века Британия была завоевана нормандским герцо­гом Вильгельмом, которого историки нарекли Завоевателем не совсем удачно, т.к. он пре­тендовал на господство в А

Становление английского парламента в XIII-XV вв.
Сбор непомерных налогов и другие злоупотребления короля Англии в середине XIII века вызвали столкновение между королем и баронами, которые вновь привлекли на свою сторону рыцарей и горожан. При нас

Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
Условно началом эпохи английского абсолютизма считается правление династии Тюдоров в конце XV века. А уже с конца XIV века в Англии быстрым темпом идет преобразование феодального землевладения в ка

Периодизация Арабского халифата.
  На огромном пространстве Аравийского полуострова про­живали многочисленные арабские племена, среди которых пре­обладали скотоводы-кочевники, называемые бедуинами. В V–VI веках арабы

Общая характеристика государства в средневековом Китае.
  Консервативное китайское государство почти не претерпело изменений в своей структуре со II в. до н.э. до начала XX века. Поэтому китайская им­перия на протяжении этого огромного пер

Общая характеристика государства в средневековой Японии.
В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла три основные стадии: 8) VII–XII века – раннее средневековье: феодальн

Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века.
Вопросы: 1. Источники английского права. 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии. 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии.

Переход от англосаксонского к общему праву Англии
  В эпоху феодализма были созданы основные институты и принципы англий­ского права. Своими источниками, как уже отмечалось, право Англии имеет общее право, суд справедли­вости и стату

Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
  Основной идеей английской юридической системы является мысль, что уже существующее право будет обнаружено судебным решением: судья не создает право, он только его открывает. В течен

Право справедливости, его источники и принципы.
  Общее право, выработанное в строгой зависимости от фор­мальной процедуры, было кон­сервативно по своей природе и не всегда успевало за потреб­ностями времени. После своего блистател

Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
  В начале XVII века в Англии начала складываться революционная си­туация, которая выражалась в набиравшем силу общественном религиозно-политическом движении – пуританизме

Реставрация монархии 1660 г. и образование в Англии буржуазного государства.
  В 1659 году в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако, напуган­ные усилением демократического движения, буржуазия и джентри стали склоняться к «трад

Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
  В начале XVIII века в Англии был на практике создан новый орган исполнительной власти – кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII века кабинет министров с

Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
Первая колония на Восточном побережье Северной Америки была основана в 1585 году, однако просуществовала она недолго. Интенсивная последующая колонизация в основном ис­ходила от английского королев

Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
Когда конфедерация выполнила свою миссию по первоначальному объ­единению штатов, встал вопрос о необходимости реального создания единого государства. Целью созыва учредительного конвента объявлялос

Билль о правах 1791 года.
  Поскольку текст Конституции 1787 года не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев на

Гражданская война в США 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
Расположение Соединённых Штатов в благоприятных природных условиях: мягкий климат (например, г. Вашингтон находится на широте Крыма), богатство полезных иско­паемых привело к тому, что там быстро у

Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в.
Вопросы: 1. Предпосылки, особенности и этапы Великой французской револю­ции (1789–1794 гг.) 2. Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской рев

Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
  Размах революции по­зволил Учредительному собранию 26 августа 1789 года принять главный программ­ный документ революции – Декларацию прав человека и гражданина. Над

Развитие германской буржу­азной государственности в первой половине XIX века.
  До 1806 года в Германии насчитывался 51 имперский город, около 360 княжеств и около 1,5 тыс. рыцарских владений, владельцы которых также претендовали на независимость и суверенитет[

Гражданский кодекс Франции 1804 года.
  Формирование буржуазного права началось во Франции еще в ходе ре­волюции, когда было принято в общей сложности около 15 тысяч декретов и законов. Револю­ционное право не было систем

Уголовный кодекс Франции 1804 года.
  Еще в ходе революции впервые в истории Франции была пред­принята попытка кодификации норм уголовного права. Кодификационная политика и модернизация уголовного права были подготовлен

Германское гражданское уложение 1896 года
Военно-политическое объединение Германии в 1871 году стало основополагающей предпосылкой для создания единого правового пространства. Так, в 1871 году стал действо­вать УК, представлявший собой ком

Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и США в XIX- начале XX в.
  Вопросы: 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии. 2. Реформы английского избирательного законодательства в 1832, 1862, 1867

Избирательное право в США в XIX веке
  В Соединенных Штатах Америки к середине XIX века обострились взаимоотношения северных и южных штатов. На первых порах Гражданской войны 1861-1865 гг. успех сопутствовал южанам. Но п

Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время
  Вопросы: 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период. 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии

Реставрация Мэйдзи.
  До второй половины XVI века Япония находилась в состоянии политической раздробленности. К 1580 году один из видных по­литических деятелей Японии Ода Нобунага (1534–1582) завла­дел п

Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии
  Вопросы: 1. Генезис фашизма как тоталитарного режима. 2. Возникновение фашистского государства в Италии. 3. Государственно-правовой механ

Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
После окончания Первой мировой войныв Германии появилсянацизмв качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений. Так, уже в 1921 году склад

Образование КНР
В ходе революции 1925-1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление в Китае под руководс

Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
Во Вторую мировую войну Япония вступила на стороне нацистской Германии, но под самостоятельным звучным лозунгом «Азия – для азиатов». Проведение этого лозунга в жизнь Япония начала осуществлять еще

Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
  Основные изменения в политической системе Великобритании на рубеже XIX–XX веков были обусловлены действием двух противоречивых тен­денций. С одной стороны, появляются первые признак

В Новейшее время
Вопросы: 1. Эволюция конституционно-правовых институтов в системе разделения властей США в XX веке. 2. Антидемократическое законодательство в США в XX веке

Антидемократическое законодательство в США в XX веке
Отметим далее, что развитие американской политической системы в Новейшее время не всегда было последовательно демократичным. Так, в послевоенный период в Соединенных Штатах наступление на свободы л

Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
  Отметим, что применение термина «правовая система» к американскому праву носит условный характер. Единой национальной пра­вовой системы в ее традиционном понимании в США не су­ществ

Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время
  Вопросы: 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны. 2. Общая характеристика Основного закона ФРГ 1949 года.

ГДР: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
  В октябре 1949 года в ответ на создание Основного закона ФРГ (Боннской конституции) в Германской Демократической Республике (ГДР) при деятельном участии конституционных экспертов из

Лекция 26. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Вопросы: 1. Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.) 2.Государственный строй Четвертой

Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
  Так же, как и в Германии, в Пятой французской республике сложилась иерархия нормативных источников права, основанная на Конституции страны.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги