Внутренняя политика России при первых Романовых
К середине XVII в. разруха и разорение "смутного времени" были в основном преодолены. Происходит дальнейший рост крупной земельной собственности, преимущественно развивающейся теперь в форме поместного землевладения. Новым явлением в развитии землевладельческого хозяйства стало усиление его связи с рынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большем масштабе выделение из крестьянской среды зажиточной верхушки. В целом же происходит дальнейшее углубление специализации сельского хозяйства. В это же время идет повсеместное перерастание ремесла (изготовление на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление на рынок); в соответствии с природно-географическими условиями складываются районы. ремесленного производства; увеличивается количество мануфактур. Растет число городов - к концу века оно достигает 300.
Указанные факторы дали широкий простор для развития рыночных связей. Значительно расширился обмен товарами между отдельными районами страны, что свидетельствовало о складывании национального всероссийского рынка. Началось слияние земель в единую экономическую систему, укреплявшую и политическое единство страны. Однако необходимо иметь в виду, что появлявшиеся в более широком, чем ранее, масштабе элементы капиталистических отношений находились под сильным воздействием со стороны крепостнической системы.
Соборное Уложение 1649 г. и политический строй
Процессы, происходящие в обществе, отразили принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича - свод государственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение бессрочного сыска беглых крестьян - тем самым отменялись "урочные лета". Подтверждался и запрет перехода крестьян в "Юрьев день".
Первые главы Соборного Уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее. Власть монарха усиливалась, что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Окрепшее самодержавие перестало теперь нуждаться в поддержке со стороны сословно-представительного органа - Земского собора (последний собор полного состава был проведен в 1654 г.). Однако царь еще был вынужден считаться с Боярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами и представителями приказной бюрократии.
Исполнительная власть принадлежала приказам, переживающим в XVII в. свой расцвет. В общей сложности в это время функционировало до 80 приказов.
Народные восстания в XVII веке – «БУНТАШНЫЙ ВЕК»
Дата события | Очаг восстания | Причины | Участники | Итоги |
1606-1607 гг. Крестьянская война и восстание под предводительством И.Болотникова | Путивль, Кромы близ устья рек Угры, Калуга, Тула, Москва, село Коломенское | 1. Закрепощение крестьян 2. Недовольство царствованием Бориса Годунова, затем Василия Шуйского 3. Политический кризис, вызванный опричниной, Ливонской войной 4. Интервенция польско-литовских феодалов, поддержанная восставшими | Крестьяне, холопы, посадские люди, стрельцы, казаки, дворяне | 1.Политическая нестабильность страны, приведшая к ее разграблению интервентами 2. Усиление крепостничества (указ о 15-летнем сыске крестьян) |
1648 г. «Соляной бунт» | Козлов, Курск, Воронеж, Москва | 1. Усиление налогового гнета 2. Введение пошлины на соль – необходимый продукт 3. Недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев) | Горожане, стрельцы, крестьяне | 1. Казнь большинства бояр. 2. Соборное уложение 1649 г., по которому «Белые слободы», не платившие налоги, ликвидировались |
1662 г. «Медный бунт» | Москва | 1. Усиление налогового гнета 2. Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег | Посадский люд | Прекращение чеканки медных монет |
1670-1671 гг. Крестьянская война под руководством С.Разина | Дон, Поволжье | 1. Накопление на Дону беглых крестьян, холопов, посадских людей. 2. Активность казачества, недовольного государственными порядками. | Донские казаки, беглые крестьяне, холопы | Усиление крепостного права |
Лекция 25
Церковно-государственные отношения в XVII веке. Раскол в русской православной церкви.
В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы 17 в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках светскую и церковную власть. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.
Вместе с тем, внутри церкви имели место разногласия. Истоки восходят к 40-м годам XVII века, когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновения светских начал в духовную жизнь населения. Их поддерживал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу надо положить древнерусские рукописные книги (протопоп Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон).
Когда в 1652 г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению церковной реформы. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, произошла замена и других ритуалов.
Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, стал претендовать на государственную власть. Он стал называть себя «великим государем». Но Никон переоценил свои силы и возможности – приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.
Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. Вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Собор объявил проклятие всем противникам церковной реформы – старообрядцам, считавшим своим главой и идейным вдохновителем протопопа Аввакума.
Причины и суть раскола в русской церкви – в нежелании части общества и духовенства признать необходимость перемен, в стремлении сохранить во что бы то ни стало русскую «старину». Формы, в которых выражалось движение старообрядцев, включали вооруженную борьбу с правительством (Соловецкое восстание 1668-1676 гг.), отшельничество, а также массовые самосожжения.