рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зак. № 4

Зак. № 4 - раздел История, Раймон Арон этапы РАЗВИТИЯ Наоборот, Азиатский Способ Производства, Кажется, Не Со­ставляет...



Наоборот, азиатский способ производства, кажется, не со­ставляет этапа в западной истории. Поэтому комментаторы Маркса без устали спорили о том, един или не един историче­ский процесс. В самом деле, если азиатский способ производ­ства свойствен цивилизации, отличающейся от западной, то, по всей вероятности, в зависимости от групп людей возможно несколько направлений развития истории. Вместе с тем азиат­ский способ, по-видимому, определяется не зависимостью ра­бов, крепостных или наемных рабочих от класса, владеющего средствами производства, а зависимостью всех трудящихся от государства. Если такая интерпретация азиатского способа производства верна, то структура общества будет характери­зоваться не классовой борьбой в том смысле этого термина, какой ему придают на Западе, а эксплуатацией всего обще­ства государством или бюрократическим классом.

Сразу же ясно, как можно использовать понятие азиатско­го способа производства. Действительно, можно представить себе, что в случае обобществления средств производства за­вершением капитализма станет не конец всякой эксплуатации, а распространение азиатского способа на все человечество. Те социологи, которые не принимают советское общество, широко комментировали эти поверхностные толкования азиат­ского способа производства. Они даже обнаружили у Ленина отдельные места, где он выражает опасения, что социалисти­ческая революция приведет не к ликвидации эксплуатации че­ловека человеком, а к азиатскому способу производства, и де­лали из этого политические выводы, которые нетрудно разга­дать8.

Таковы, по-моему, ведущие идеи экономической интерпре­тации истории. Пока речь не шла о сложных философских проблемах: в какой мере эта экономическая интерпретация соответствует или не соответствует материалистической фило­софии? Какой точный смысл следует вкладывать в термин «ди­алектика»? Пока что достаточно придерживаться ведущих идей, которыми, очевидно, являются идеи, изложенные Марк­сом, и в которых, кстати говоря, содержится ряд двусмыслен­ностей, поскольку точные рамки базиса и надстройки могут стать и уже стали предметом бесконечных дискуссий.

2. «Капитал»

«Капитал» стал объектом двух видов интерпретации. По мнению одних, в том числе Шумпетера, — это в основном на­учное исследование по экономике, не имеющее отношения к философии. По мнению других, например преподобного Би-


го, — это разновидность феноменологического или экзистен­циального анализа экономики, а несколько пассажей, которые подходят для философской интерпретации, как, скажем, глава о товарном фетишизме, могли бы послужить ключом к мысли Маркса. Не вдаваясь в эти контроверзы, я обозначу ту интерп­ретацию, какой придерживаюсь сам.

По-моему, Маркс хотел стать ученым-экономистом наподо­бие английских экономистов, на трудах которых он воспитан, и считал себя таковым. В самом деле, он считал себя одновре­менно наследником и критиком английской политической эко­номии. Он был убежден, что сохраняет лучшее в этой эконо­мии, исправляя ее ошибки и преодолевая ограниченность, обусловленную капиталистической или буржуазной точкой зрения ее авторов. Когда Маркс анализировал стоимость, об­мен, эксплуатацию, прибавочную стоимость, прибыль, он же­лал быть только экономистом и у него в мыслях не было под­тверждать то или иное неточное или спорное научное положе­ние, обращаясь к философии. К науке Маркс относился серь­езно. Но он не ортодоксальный классический экономист — по нескольким очень ясным причинам, которые он, впрочем, указал и которые достаточно признать, чтобы понять специфи­ку его творчества.

Маркс упрекает экономистов-классиков за то, что они счи­тают законы капиталистической экономики законами универ­сального действия. По его же мнению, каждому экономиче­скому строю присущи свои экономические законы. Экономи­ческие законы, открытые классиками, обнаруживают свою ис­тинность лишь как законы капиталистического строя. Таким образом, Маркс переходит от идеи универсальной экономиче­ской теории к идее специфичности экономических законов каждого строя. Вместе с тем нельзя понять данный экономиче­ский строй, если не рассматривать его социальной структуры. Существуют экономические законы, свойственные каждому экономическому строю, потому что они служат абстрактным выражением общественных отношений, характеризующих оп­ределенный способ производства. Например, при капитализме именно общественной структурой объясняется сущность экс­плуатации, и точно так же общественная структура определя­ет неизбежное саморазрушение капиталистического строя.

Из этого следует, что Маркс стремится быть объективным, объясняя одновременно способ функционирования капитали­стической системы с точки зрения ее социальной структуры и становление капиталистического строя с точки зрения способа функционирования. Другими словами, «Капитал» представляет собой начинание грандиозное и — я придаю словам точный смысл — гениальное, ставящее целью прояснить одновремен-


но способ функционирования, социальную структуру и исто­рию капиталистического строя. Маркс — экономист, стремя­щийся быть одновременно и социологом. Постижение функ­ционирования капитализма должно способствовать понима­нию того, почему в условиях существования частной собствен- ности люди подвергаются эксплуатации и почему этот режим обречен в силу своих противоречий породить революцию, ко- торая его разрушит. Анализ механизма функционирования и становления капитализма представляет собой в то же время нечто вроде анализа истории человечества в свете способов производства. «Капитал» — книга по экономике, в то же вре- мя это социологический анализ капитализма и, кроме того, философская история человечества, обремененного собствен- ными конфликтами вплоть до конца своей предыстории.

Эта попытка, конечно, грандиозна, но сразу же добавлю: не думаю, что она удалась. Впрочем, ни одна попытка такого рода до настоящего времени не имела успеха. Сегодняшняя экономическая наука или социология способны на серьезный частичный анализ способа функционирования капитализма; в их распоряжении — ценный анализ участи людей или классов при капитализме, определенное историческое исследование, проясняющее трансформацию капиталистического общества, однако они не располагают общей теорией, соединяющей не- обходимым образом социальную структуру, способ функцио- нирования, судьбу людей при данном строе, эволюцию строя. Но если нет теории, которой удалось бы объять целое, то, быть может, потому, что этого целого не существует: на этом уровне история не рациональна и предсказываемый ее ход не неизбежен.

Как бы то ни было, понять «Капитал» — значит понять, как Маркс намеревался анализировать одновременно функциони­рование и становление строя и описать судьбу людей при этом строе.

«Капитал» состоит из трех томов. Лишь первый том был из­дан самим Марксом. Тома второй и третий — посмертные. Их содержание было извлечено Энгельсом из объемистых руко­писей Маркса, далеко не законченных. В них мы обнаружива­ем спорные объяснения, а отдельные пассажи могут представ­ляться противоречивыми. Здесь не идет речь о всем «Капита­ле», но, мне кажется, нельзя не выделить наиважнейшие поло­жения, которым к тому же сам Маркс придавал особое значение и которые оказали наибольшее влияние на историю.

Первое из этих положений сводится к тому, что сущность капитализма — с самого начала и прежде всего извлечение прибыли. В той мере, в какой капитализм основан на частной собственности на средства производства, он одновременно ос-


новывается на извлечении прибыли предпринимателями или производителями.

Когда Сталин в своей последней работе писал о том, что основным законом капитализма является извлечение макси­мальной прибыли, тогда как основной закон социализма со­стоит в удовлетворении потребностей и росте культурного уровня масс, он, конечно, перевел мысль Маркса на другой уровень (начальной школы), но оставил исходное положение марксистского анализа — то положение, с которым мы встре­чаемся на первых страницах «Капитала», где Маркс противо­поставляет два типа обмена9.

Существует тип обмена товарами с помощью денег или без них. Вы обладаете товаром, которым не пользуетесь; вы его обмениваете на другой, нужный вам товар, отдавая свой тому, кто хочет его иметь. Обмен может осуществляться непосред­ственно, и тогда этот процесс в полном смысле слова есть об­мен (мена). Он может осуществляться опосредованно, с по­мощью денег, которые служат всеобщим эквивалентом това­ров. Обмен товарами оказывается, если можно так сказать, наглядно постигаемым, непосредственно человеческим обме­ном, и к тому же это обмен, не обеспечивающий прибыли или излишка. Пока вы переходите от товара к товару, вы находи­тесь в отношениях равенства. Зато второй тип обмена совер­шенно иной — деньги обмениваются на деньги посредством товара (Д — Ф — Д): здесь в конце процесса обмена вы обла­даете суммой денег, превышающей ту, какую имели вначале. Именно данный тип обмена — деньгами посредством товаров — характерен для капитализма. При капитализме предпринима­тель, или производитель, не обменивает ненужный ему товар на нужный с помощью денег; сущность капиталистического обмена в движении от денег к деньгам посредством товара, в том, чтобы в конечном счете иметь больше денег, чем их было в начале обмена.

На взгляд Маркса, этот тип обмена — капиталистический по преимуществу и вдобавок самый таинственный. Почему с помощью обмена можно приобрести то, чем мы не обладали вначале, или по крайней мере иметь больше, чем мы имели? Основную проблему капитализма, по Марксу, можно было бы сформулировать так: откуда появляется прибыль? Как возмо­жен строй, основной движущей силой которого служит стремление к прибыли и при котором производители и торгов­цы по большей части экономически необходимы друг другу?

Маркс убежден, что на этот вопрос он нашел вполне удов­летворительный ответ. Теорией прибавочной стоимости он до­казывает одновременно, что все обменивается по стоимости и что тем не менее есть источник прибыли. Основные этапы до-


казательства следующие: теория стоимости, теория заработ­ной платы и как завершение теория прибавочной стоимости.

Первое положение: стоимость любого товара в основном пропорциональна количеству вложенного в него среднего об­щественного труда. Это то, что называют теорией трудовой стоимости.

Маркс не утверждает, что при любом обмене в точности соблюдается закон стоимости, Цена товара поднимается или падает относительно его стоимости в зависимости от спроса и предложения. Колебания стоимости Маркс не только не игно­рирует, но четко подтверждает. Вместе с тем Маркс признает, что товары обладают стоимостью лишь в той мере, в какой есть спрос на них. Другими словами, если в товаре воплощен труд, но никакой покупательной способностью он не облада­ет, он теряет свою ценность. Иначе говоря, соответствие меж­ду стоимостью и количеством труда предполагает, так сказать, нормальный спрос на данный товар, что в итоге ведет к устра­нению одного из факторов колебаний цены на товар. При нор­мальном спросе на данный товар, по Марксу, существует оп­ределенное соответствие между стоимостью этого товара, вы­раженной в цене, и количеством среднего общественного тру­да, воплощенного в этом товаре.

Отчего так происходит? Основной аргумент Маркса сво­дится к тому, что единственный измеряемый элемент, обнару­живаемый в товаре, — это количество вложенного в него тру­да. Рассматривая товар как потребительную стоимость, мы вы­деляем в нем чисто качественную характеристику. Нельзя сравнивать пользование авторучкой и велосипедом. Речь идет о двух сугубо субъективных и поэтому несравнимых друг с другом применениях. Поскольку нас интересует, к чему сво­дится меновая стоимость товаров, следует найти ее количест­венную характеристику. А единственным ее замеряемым эле­ментом, говорит Маркс, служит количество труда, которое оказывается привнесенным в каждый товар, воплощенным в нем, слитым с ним. Конечно, встречаются загвоздки, что при­знает также и Маркс, а именно связанные с неравенством об­щественного труда. Труд чернорабочего, труд квалифициро­ванного рабочего не обладают одинаковой с трудом мастера, инженера или начальника производства стоимостью или спо­собностью к ее созданию. Признавая качественные различия труда, Маркс добавляет, что их можно свести к единому пока­зателю, каким оказывается средний общественный труд.

Второе положение: стоимость труда измеряется, как и сто­имость любого товара. Заработная плата, которую наемный ра­бочий получает от капиталиста в обмен на продаваемую рабо­чую силу, равняется количеству общественного труда, необхо-


димого для производства товаров, нужных для жизни рабоче­го и его семьи. Труд человека оплачивается по его стоимости в соответствии с общим законом стоимости, пригодным для всех товаров. Это положение приводится Марксом, так сказать, в качестве очевидного, само собой разумеющегося. Как прави­ло, когда положение приводится как очевидное, именно оно-то и требует обсуждения.

Маркс говорит: поскольку рабочий приходит на рынок тру­
да с целью продажи своей рабочей силы, эта сила должна оп­
лачиваться по ее стоимости. А стоимость, продолжает он, не
может не быть тем, чем она является во всех случаях, т.е. не
может не измеряться количеством труда. Но речь не идет бук­
вально о количестве труда, необходимом для воспроизводства
трудящегося, что увело бы нас из сферы социальных обменов
в сферу обменов биологических. Надо полагать, что количест­
во труда, которое послужит мерой стоимости рабочей силы,
есть стоимость товаров, необходимых рабочему и его семье
для выживания. Трудность здесь в том, что теория трудовой
стоимости основывается на количественной измеряемое™
труда как принципе стоимости, но при рассмотрении второго
положения, когда речь идет о товарах, необходимых для жиз­
ни рабочего и его семьи, мы, по-видимому, выходим за преде­
лы количества. В последнем случае речь идет о стоимости, оп­
ределяемой состоянием нравов и коллективной психологии,
что признавал сам Маркс. По этой причине Шумпетер заявлял,
что второе положение теории эксплуатации оказывается лишь
игрой слов. .

Третье положение: время, необходимое рабочему для про­изводства стоимости, равной той, какую он получает в форме зарплаты, меньше фактической продолжительности его труда. Например, рабочий производит за 5 часов стоимость, равную той, что заключена в его зарплате, но он работает 10 часов. Следовательно, он работает половину своего времени на себя, а другую половину — на предпринимателя. Прибавочная сто­имость — это стоимость, произведенная рабочим сверх време­ни необходимого труда, т.е. времени, которое требуется для производства стоимости, равной той, какую он получает в форме заработной платы.

Часть рабочего дня, необходимая для производства стоимо­сти, кристаллизованной в его зарплате, называется необходи­мым трудом, оставшаяся часть — прибавочным трудом. Сто­имость, произведенная прибавочным трудом, есть прибавочная стоимость. Норма эксплуатации определяется отношением между прибавочной стоимостью и переменным капиталом, со­ответствующим оплате рабочей силы.


Если мы принимаем два первых положения, то третье выте­кает из них при условии, что время, занятое трудом, необхо­димым для производства стоимости, воплощенной в зарплате, меньше общей продолжительности труда.

Этот разрыв между рабочим днем и необходимым трудом Маркс приводит как данность. Он был убежден в том, что в его время рабочий день, продолжавшийся 10, а иногда 12 ча­сов, явно превышал продолжительность необходимого труда, то есть труда, необходимого для создания стоимости, вопло­щаемой в зарплате.

Отталкиваясь от этого соображения, Маркс предается ка­зуистике, утверждая необходимость борьбы за изменение продолжительности труда. Он ссылается на многочисленные в его время факты, в частности на. то, что предприниматели и не стремились извлекать прибыль кроме как за счет последних одного или двух часов труда. К тому же известно, что в тече­ние 100 лет каждый раз, когда уменьшалась продолжитель­ность рабочей недели, предприниматели протестовали. При 8-часовом рабочем дне, говорили они в 1919 г., им не удава­лось бы извлекать прибыль. Активная оборона предпринимате­лей дала аргументы теории Маркса, согласно которой прибыль получается только за счет последних часов труда.

Существуют два основных способа повышения прибавоч­ной стоимости за счет наемных рабочих, или нормы эксплуата­ции. Один сводится к увеличению продолжительности работы, другой — к максимальному сокращению продолжительности необходимого труда. Одно из средств сокращения продолжи­тельности необходимого труда — повышение производитель­ности труда, т.е. производство стоимости, равной стоимости наемного труда в более короткое время. Таким образом, обна­руживается механизм, объясняющий стремление капиталисти­ческой экономики к постоянному росту производительности труда. Рост производительности труда автоматически ведет к уменьшению продолжительности необходимого труда, а сле­довательно, в случае поддержания уровня номинальной зарп­латы к росту нормы прибавочной стоимости.

Отсюда понятно происхождение прибыли и то, как эконо­мическая система, в которой все обменивается по стоимости, одновременно способна производить прибавочную стоимость, т.е. прибыль для предпринимателей. Существует товар, обла­дающий такой особенностью: оплачиваемый по стоимости, он все-таки производит стоимость, превышающую свою. Это труд человека.

Такого рода анализ представлялся Марксу чисто научным, поскольку объяснял прибыль действием механизма, неотъем­лемого от капиталистического строя. Однако этот же самый


механизм подходил в качестве объекта для изобличений и ин­вектив, поскольку рабочий подвергался эксплуатации, трудясь часть своего времени на себя, а другую — на капиталиста: ведь все совершалось в соответствии с законом капитализма. Маркс был ученым, но он был также и пророком.

Таковы наскоро перечисленные основные элементы теории эксплуатации. По Марксу, эта теория обладала двойным до­стоинством. Прежде всего она представлялась ему средством преодоления свойственного капиталистической экономике противоречия, которое может быть изложено так: поскольку при обмене имеет место равенство стоимостей, откуда появля­ется прибыль? Затем, в ходе решения научной загадки, Маркс осознал необходимость строго рациональной мотивации про­теста против определенной экономической организации. Сло­вом, его теория эксплуатации, говоря современным языком, дает социологическое основание экономическим законам фун­кционирования капиталистической экономики.

Маркс считал, что экономические законы имеют историче­ский характер: каждому экономическому строю присущи соб­ственные законы. Теория эксплуатации служит примером этих исторических законов, поскольку механизм прибавочной сто­имости и эксплуатации предполагает разделение общества на классы. Один класс — класс предпринимателей или владель­цев средств производства — покупает рабочую силу. Эконо­мическая связь между капиталистами и пролетариями соответ­ствует общественному отношению господства между двумя общественными группами.

Теория прибавочной стоимости выполняет двойную функ­цию — научную и моральную. Именно их соединение объяс­няет огромную силу воздействия марксизма. В нем находят удовлетворение умы рациональные, а также склонные к идеа­лизации, или мятежные, и оба типа интеллектуальной радости поощряют друг друга.

До этого я анализировал лишь первый том «Капитала», единственный увидевший свет при жизни Маркса. Следующие два тома представлены рукописями Маркса, изданными Энт гельсом.

Предмет второго тома — обращение капитала. В нем дол­жен был найти свое объяснение способ функционирования капиталистической экономической системы. Используя совре­менную лексику, можно было бы сказать, что, начав с микро­экономического анализа структуры и функционирования капи­талистической системы, изложенного в первом томе, Маркс собирался разработать во втором томе макроэкономическую теорию, сравнимую с «Экономической таблицей» Кенэ, плюс теорию кризисов, элементы которой встречаются тут и там.


Сам я не считаю, что у Маркса есть стройная теория кризи­сов. Он разрабатывал такую теорию, но не завершил ее, и са­мое большее, что можно сделать на основании разбросанных по второму тому указаний, это реконструировать разные тео­рии и приписать их ему. Единственная идея, не дающая повода к сомнению, та, что, по Марксу, соревновательный, анархиче­ский характер капиталистического механизма и необходи­мость обращения капитала создают постоянную угрозу неу­вязки между производством и распределением покупательной способности. Это равносильно утверждению, что, по сущест­ву, анархическая экономика чревата кризисами. Какова схема, или механизм, проявления кризисов? Регулярны или нерегу­лярны кризисы? При какой экономической конъюнктуре воз­никает кризис? По всем этим вопросам у Маркса есть скорее указания, чем законченная теория10.

Третий том представляет собой набросок теории становле­ния капиталистического уклада, начиная с анализа структуры и функционирования этого уклада поднятая в нем основная про­блема состоит в следующем. Согласно схеме первого тома «Капитала», на данном предприятии или в данном секторе эко­номики тем больше прибавочной стоимости, чем больше там труда и, кроме того, чем выше процент переменного капитала по отношению к общему капиталу. Маркс называет постоян­ным капиталом часть капитала предприятий, воплощенную ли­бо в машины, либо в необходимое для производства сырье. Согласно схеме, представленной в первом томе, постоянный капитал переходит в стоимость продукции без создания при­бавочной стоимости. Вся прибавочная стоимость происходит из переменного капитала, или капитала, соответствующего оп­лате наемных рабочих, Соотношение между переменным и по­стоянным капиталом составляет органическое строение капи­тала. Норма эксплуатации есть отношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом. Если же рассматривать это абстрактное соотношение, схематично представленное в первом томе «Капитала», то мы непременно должны прийти к выводу о том, что на данном предприятии или в данной отрас­ли будет тем больше прибавочной стоимости, чем больше пе­ременного капитала, и тем меньше прибавочной стоимости, чем больше органическое строение капитала будет изменяться в сторону сокращения зависимости между переменным и по­стоянным капиталом. Или, . говоря конкретнее, тем меньше должно быть прибавочной стоимости, чем больше механиза­ции на предприятии или в отрасли.

Но дело обстоит не так, что сразу бросается в глаза, и Маркс вполне осознает тот факт, что экономическая видимость противоречит фундаментальным соотношениям, которые он ус-


тановил в своей схеме. Столь же долго, пока не был издан тре­тий том «Капитала», марксисты и критики' задавались вопросом: если верна теория эксплуатации, то почему же большую при­быль получают именно те предприятия и отрасли, где увеличи­вается соотношение между постоянным и переменным капита­лом? Другими словами, внешняя форма прибыли, кажется, на­ходится в противоречии с сущностью прибавочной стоимости. Ответ Маркса следующий: норма прибыли исчисляется не по отношению к переменному капиталу, как норма эксплуатации, а по отношению к совокупному капиталу, то есть сумме посто­янного и переменного капитала. Почему же норма прибыли пропорциональна не прибавочной стоимости, а совокупному — постоянному и переменному — капиталу? Капитализм, очевид­но, не смог бы функционировать, если бы норма прибыли была пропорциональна переменному капиталу. В самом деле, это привело бы к чрезвычайному непостоянству нормы прибыли, поскольку в зависимости от отраслей экономики органическое строение капитала, т.е. отношение переменного капитала к по­стоянному, слишком разное. Следовательно, поскольку капита­листический строй не смог бы функционировать иначе, норма прибыли на деле пропорциональна совокупному капиталу, а не переменному. Но почему же внешняя форма прибыли отличает­ся от подлинной реальности — прибавочной стоимости? Есть два ответа на этот вопрос: ответ немарксистов или антимаркси­стов и официальный ответ Маркса.

Ответ такого экономиста, как Шумпетер, прост: теория прибавочной стоимости ложна. Прямое противоречие внешней форме прибыли сущности прибавочной стоимости свидетель­ствует только о том, что схема возникновения прибавочной стоимости не соответствует реальности. Если начинают с тео­рии, а затем обнаруживают, что реальность противоречит этой теории, то, очевидно, примирить теорию с реальностью можно путем введения некоторых дополнительных гипотез. Но есть и другое, более последовательное решение, сводящееся к при­знанию, что теоретическая схема неудовлетворительна.

Маркс дал следующий ответ. Капитализм не смог бы функ­ционировать, если бы норма прибыли была пропорциональна прибавочной стоимости вместо совокупного капитала. Таким образом, в каждой экономике образуется средняя норма при­были. Эта средняя норма прибыли формируется благодаря конкуренции между предприятиями и секторами экономики. Конкуренция заставляет прибыль усредняться, не существует пропорционального соотношения нормы прибыли и прибавоч­ной стоимости на каждом предприятии или в каждом секторе, но совокупная прибавочная стоимость определяет для эконо­мики в целом общую стоимость, которая распределяется меж-


ду секторами соразмерно со всем капиталом — постоянным и переменным, вложенным в каждый сектор.

Так обстоит дело, потому что по-другому оно и не может обстоять. Если бы разрыв между нормами прибыли в зависи­мости от сектора был слишком велик, система не работала бы. Если в каком-то секторе норма прибыли составляет 30 — 40 процентов, а в другом — 3 — 4 процента, то нельзя обеспе­чить капиталовложение в те секторы, где норма прибыли низ­кая. Тот же самый пример в марксистской интерпретации: так не может быть, следовательно, фактически в ходе конкурен­ции должна складываться средняя норма прибыли, обеспечи­вающая в конечном итоге распределение общей массы приба­вочной стоимости между секторами в соответствии с величи­ной капитала, вложенного в каждый из них.

Эта теория ведет к тому, что Маркс называет законом тен­денции нормы прибыли к понижению.

Отправным пунктом рассуждений Маркса была констата­ция тенденции к понижению нормы прибыли. Этого положе­ния придерживались или полагали, что придерживались, все экономисты его времени. Маркс, всегда жаждавший растолко­вать английским экономистам, в чем, благодаря своему мето­ду, он превзошел их, полагал, что в своем схематическом ана­лизе объяснил тенденцию к понижению нормы прибыли как исторический феномен11.

Средняя прибыль пропорциональна совокупному капиталу,
т.е. постоянному и переменному капиталу в целом. Но приба­
вочная стоимость извлекается только из переменного капита­
ла, или из труда людей. Однако по мере развития капитализма
и механизации производства органическое строение капитала
трансформируется: в общем капитале доля переменного капи­
тала имеет тенденцию к уменьшению. Из этого Маркс делает
■ вывод о том, что норма прибыли стремится к понижению по мере изменения органического строения, уменьшения доли пе-

ременного капитала в его общем объеме.

Этот закон тенденции нормы прибыли к понижению снова

принес Марксу огромное интеллектуальное удовлетворение. Действительно, он считал, что вполне научно доказал то, что

наблюдатели констатировали, но не объяснили или недоста-

точно объяснили. Далее, он считал, что в очередной раз столк-

нулся с хитростью разума (как выразился бы его учитель Ге- гель), т.е. с саморазрушением капитализма при помощи безжа-

лостного механизма, проявляющегося в деятельности людей и

одновременно действующего через их головы.

В самом деле, изменение органического строения капитала

стало неизбежным в результате конкуренции, а также жела-

ния предпринимателей сократить время необходимого труда.

172


Конкуренция между капиталистическими предприятиями по­вышает производительность труда, последняя, естественно, достигается посредством механизации производства, а значит, уменьшения переменного капитала относительно постоянного. Иначе говоря, механизм конкуренции в экономике, основу ко­торой составляет прибыль, нацелен на накопление капитала, на механизацию производства, на снижение доли переменного капитала в общем объеме капитала. Этот безжалостный меха­низм в то же время вызывает тенденцию к понижению нормы прибыли, т.е. все больше и больше затрудняет функционирова­ние всей экономики, нацеленной на получение прибыли.

В который раз снова обнаруживается основная схема марк­систского учения: историческая необходимость, проявляясь в деятельности людей, выступает как нечто превосходящее дея­тельность каждого человека; исторический механизм прибли­жает разрушение строя действием присущих ему законов.

Основное и главное в марксистском учении, на мой взгляд, заключается в соединении анализа функционирования с рас­смотрением неизбежного изменения. Поступая рационально в соответствии со своими интересами, каждый способствует разрушению общего интереса всех или как минимум тех, кто заинтересован в сохранении режима. Эта теория представляет собой нечто вроде инверсии основных положений либералов. С их точки зрения, каждый, трудясь ради собственного инте­реса, трудится в интересах общества. По Марксу, каждый, трудясь ради собственного интереса, вносит вклад в деятель­ность, необходимую для окончательного разрушения режима. По-прежнему, как и в «Коммунистическом манифесте», зву­чит миф о выпущенном из бутылки джинне.

Пока мы доказали, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению в соответствии с изменением органического стро­ения капитала. Но начиная с какой нормы прибыли капитали­стический режим не сможет больше функционировать? Маркс не дает в «Капитале» четкого ответа, т.к. никакая раци­ональная теория не позволяет установить норму прибыли, не­обходимую для функционирования режима12. Иначе говоря, закон тенденции нормы прибыли к понижению в крайнем слу­чае подразумевает, что функционирование капиталистическо­го общества испытывает все большие трудности по мере роста механизации или производительности труда, но не свидетель­ствует об окончательной катастрофе и тем более не говорит о том, когда эта катастрофа должна произойти.

Тогда каковы же положения, доказывающие саморазруше­ние режима? Странно, но это те же положения, которые мож­но обнаружить в «Коммунистическом манифесте» и в работах, написанных Марксом до того, как он приступил к углубленно-


му изучению политической экономии. Это положения, касаю­щиеся пролетаризации и пауперизации. Пролетаризация озна­чает, что по мере развития капитализма промежуточные слои между капиталистами и пролетариями будут ослабляться, под­тачиваться и все большее число их представителей будет вли­ваться в ряды пролетариата. Пауперизация — процесс все большего и большего обнищания пролетариата по мере разви­тия производительных сил. Если предположить, что с ростом производства покупательная способность рабочих все больше ограничивается, то вполне вероятно, что рабочие будут склон­ны к восстанию. Эта гипотеза предполагает социологическую природу механизма саморазрушения капитализма, которая бу­дет проявляться в поведении общественных групп. Согласно же другой гипотезе, доходов населения будет недостаточно, чтобы овладеть растущим объемом продукции, и в этом случае наступит паралич режима в силу того, что последний не смо­жет уравновесить производство товаров со спросом на потре­бительском рынке.

Возможны два изображения диалектики саморазрушения капитализма: экономическая диалектика, представляющая со­бой новую версию противоречия между бесконечно растущи­ми производительными силами и производственными отноше­ниями, стабилизирующими доходы населения; или же социо­логический механизм, проявляющийся в растущей неудовлет­воренности пролетаризированных трудящихся и в восстании этих трудящихся,

Но как доказать пауперизацию? Почему, согласно схеме Маркса, доходы трудящихся должны падать — абсолютно или относительно — по мере роста производительных сил?

По правде говоря, с помощью той же схемы Маркса нелег­ко доказать наличие пауперизации. Действительно, согласно теории, зарплата равна количеству товаров, необходимых для жизни рабочего и его семьи. Наряду с этим Маркс тут же до­бавляет: необходимое для жизни рабочего и его семьи — ре­зультат не математически точного расчета, а общественной оценки, которая может меняться от общества к обществу. Ес­ли принять общественную оценку данного уровня жизни за минимум, то нужно сделать вывод скорее о том, что уровень жизни рабочего будет возрастать. Ибо, вероятно, каждое об­щество считает минимальным уровнем жизни тот, который со­ответствует возможностям его производства. К тому же так действительно и происходит: уровень жизни, принимаемый ныне за минимальный в сегодняшней Франции или в США, го­раздо выше того, который считался минимальным век тому на­зад. Разумеется, общественная оценка минимума не абсолют­но точная, а приблизительная, но расчеты, на основе которых


профсоюзы определяют минимальный уровень жизни, всегда соотносятся с возможностями экономики. Стало быть, если сумма зарплаты соответствует коллективной оценке миниму­ма, имеет место скорее ее рост.

Вместе с тем, по Марксу, не исключается рост уровня жиз­ни рабочих при той же норме эксплуатации. Достаточно, что­бы рост производительности труда обеспечивал возможность создания стоимости, равной зарплате за сокращенное время необходимого труда. Производительность труда позволяет по­высить реальный уровень жизни рабочих, согласно марксист­ской схеме, без уменьшения нормы эксплуатации. Если до­биться роста производительности труда и, следовательно, со­кращения продолжительности необходимого труда, то препят­ствовать росту реального уровня жизни можно лишь, допуская рост нормы эксплуатации. Однако норма эксплуата-ции, говорит нам Маркс, в разные периоды почти постоянна.

Иначе говоря, прослеживая весь экономический механизм, идя тем же путем, что и Маркс, мы не находим никакого дока­зательства пауперизма. Скорее следует объяснить то, что про­изошло, а именно повышение реального жизненного уровня рабочих.

Откуда же взялось у Маркса доказательство пауперизма? По-моему, единственным доказательством служит социо-де-мографический механизм, т.е. механизм формирования резер­вной армии труда. Росту зарплаты препятствует постоянное наличие излишка рабочей силы, который давит на рынок труда и в ущерб рабочим изменяет отношения обмена между капита­листами и рабочими.

Согласно «Капиталу», пауперизация — это не строго эконо­мический механизм, а экономико-социологическая теория. Социологической является следующая идея, которую Маркс разделял с Рикардо, но которая на самом деле его не удовлет­воряла: лишь только обозначается тенденция роста зарплаты, как увеличивается рождаемость, создавая, таким образом, из­лишек рабочей силы. Подлинно экономическим механизмом, тем, который подходит Марксу, выступает механизм техноло­гической безработицы. Непрерывная механизация производст­ва ведет к освобождению части занятых на производстве ра­бочих. Резервная армия — проявление того же самого меха­низма, посредством которого при капитализме осуществляется технико-экономический прогресс. Именно эта армия воздейст­вует на уровень зарплаты и препятствует ее росту. Не будь ее — можно было бы внедрить в марксистскую схему историче­ский факт роста жизненного уровня рабочих, не отказываясь от существенных положений теории.


v В этом случае остался бы вопрос: для чего необходимо са­моразрушение капитализма? По моему мнению, с завершени­ем «Капитала» были вскрыты причины трудностей функциони­рования капиталистической системы, по крайней мере те при­чины, из-за которых функционирование системы становится все более и более трудным, хотя последнее положение мне кажется исторической иллюзией; однако я не считаю, что об­наружено убедительное доказательство саморазрушения капи­тализма, если отвлечься от восстания народных масс, возму­щенных уготованной им судьбой. Но если предназначенная им судьба не вызывает у них крайнего негодования, что характер­но, например, для США, то «Капитал» не убеждает нас в том, что исторический приговор режиму неумолим.

Известные в прошлом режимы, которые с теоретической точки зрения могли сохраниться, исчезли. Не будем делать по­спешных выводов из того факта, что Маркс не доказал обре­ченность капитализма. Режимы могут умирать и не будучи приговоренными к смерти теоретиками.

3. Двусмысленности марксистской философии

Основной пункт марксистского учения — социологическая и историческая интерпретация капиталистического строя, об­реченного в силу его противоречий идти к революции и к за­мене его неантагонистическим строем. Маркс действительно полагает, что созданная им на основе изучения капитализма теория общества может и должна способствовать пониманию других типов общества. Не сомневаясь в этом, он, однако, считает важным прежде всего интерпретировать структуру и становление капиталистического общества. Почему же эта ис­торическая социология капитализма допускает столь разные толкования? Почему она в этом отношении двусмысленна? Да­же оставляя в стороне случайные, исторические, посмертные мотивы, судьбу движений и обществ, считающих себя маркси­стскими, оснований этой двусмысленности, как мне представ­ляется, по сути дела, три.

Марксистская концепция общества, в том числе капитали­стического, — социологична, но социология тесно связана с философией. Из связей между философией и социологией, которые можно понимать по-разному, проистекает множество затруднений в интерпретации. Наряду с этим собственно мар­ксистская социология допускает разные толкования в зависи­мости от более или менее догматических определений таких понятий, как производительные силы и производственные от­ношения, а также в зависимости от того, рассматривают ли об-


щественную систему как детерминированную базисом. Поня­тия базиса и надстройки к тому же неясны и допускают бес­конечные спекуляции. Наконец, дают повод к разным толкова­ниям и отношения между экономикой и социологией. По Мар­ксу, , общество в целом можно понять, лишь отталкиваясь от экономической науки, но отношения между экономическими процессами и обществом в целом двусмысленны.

Одно положение с самого начала представляется мне бес­спорным, т.е. подтверждаемым всеми работами Маркса. Он пе­решел от философии к политической экономии через социоло­гию и оставался всю жизнь философом. Маркс всегда считал, что история человечества в том виде, как она развертывается в последовательности режимов и как она приходит к неантагони­стическому обществу, имеет философский смысл. Именно в ходе истории человек творит самого себя, а завершение исто­рии служит одновременно концом философии. Философия, оп­ределяя человека, самореализуется в ходе истории. Неантаго­нистическое, посткапиталистическое общество — не просто со­циальный тип среди прочих, а конец поискам человечеством са­мого себя.

Но если философское значение истории неоспоримо, то трудных вопросов остается немало.

Учение Маркса обычно объясняли синтезом трех традиций, перечисленных Энгельсом: немецкой философии, английской политэкономии и французской исторической науки. Такое пе­речисление влияний кажется банальным, и на этом основании оно сегодня вызывает презрение у более тонких интерпрета­торов. Однако начинать надо не с тонких интерпретаций, а с того, что говорили об истоках своего учения сами Маркс и Эн­гельс.

По их мнению, они продолжали линию классической не­мецкой философии, поскольку разделяли одну из главных идей Гегеля, а именно: последовательность обществ и режи­мов есть одновременно последовательность этапов развития философии и человечества. Вместе с тем Маркс изучал анг­лийскую политэкономию, пользовался понятиями английских экономистов, воспринял некоторые теории своего времени, например теорию трудовой стоимости или закон тенденции нормы прибыли к понижению, объясняемый, впрочем, иначе, чем он сам это сделал. Он считал, что, используя понятия и те­ории английских экономистов, дает строго научный подход к капиталистической экономике. Наконец, у французских исто­риков и социалистов Маркс заимствовал понятие классовой борьбы, которое, по существу, широко использовалось в рабо­тах по истории в конце XVIII — начале XIX в. Но, по его соб­ственному признанию, он добавил сюда нечто новое. Разделе-


ние общества на классы не характерно для всей истории и не вытекает из сущности общества. Оно соответствует данной исторической фазе. В последующий период разделение на классы может исчезнуть13.

В учении Маркса обнаружились эти три влияния: они по­рождают приемлемую, хотя и упрощенную интерпретацию синтеза, осуществленного Марксом и Энгельсом. Но рассмот­рение влияний оставляет открытым большинство наиболее важных вопросов, и в особенности вопрос об отношении меж­ду Гегелем и Марксом.

Первая трудность с самого начала и прежде всего опреде­ляется тем фактом, что интерпретация Гегеля по крайней мере так же спорна, как и интерпретация Маркса. Можно сколько угодно сближать или разъединять оба учения в зависимости от смысла, придаваемого точке зрения Гегеля. Есть простой спо­соб представить Маркса гегельянцем — это превратить Гегеля в марксиста. Такой способ применил А. Кожев, причем с та­лантом, граничащим с гениальностью или с мистификацией. В его интерпретации Гегель до такой степени марксизирован, что не вызывает более сомнений верность Маркса Гегелю14. Напротив, если не любить Гегеля, как не любит его Ж. Гур-вич, то достаточно оценить его, сообразно учебникам по исто­рии философии, философом-идеалистом, рассматривающим становление истории как становление духа, чтобы Маркс не­медленно предстал, по сути дела, антигегельянцем15.

Как бы то ни было, определенное число бесспорных поло­жений Гегеля присутствует в учении Маркса не только в рабо­тах периода молодости, но и в зрелых произведениях.

В последнем из одиннадцати тезисов о Фейербахе Маркс пишет: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Соч., т. 3, с. 4).

Для автора «Капитала» классическая философия, привед­шая к системе Гегеля, на ней и заканчивается. Дальше идти невозможно, потому что Гегель осмыслил в целом и историю, и развитие человечества. Философия выполнила свою задачу, заключающуюся в том, чтобы четко осознать всю практику че­ловечества. Этот процесс осознания практики человечества излагается в «Феноменологии духа» и «Энциклопедии»16..Но, осознав свое призвание, человек не реализовал его. Филосо­фия целостна как процесс осознания, но реальный мир не со­ответствует тому смыслу, который придает философия суще­ствованию человека. Философско-историческая проблема, вы­текающая из марксистского учения, сводится к познанию то­го, при каких условиях история сможет реализовать призвание человека в том виде, как его осмыслила гегелев­ская философия.


Бесспорным философским наследием Маркса является его убеждение в том, что развертывание истории имеет фи­лософское значение. Новый экономический и общественный строй не просто непредвиденный феномен, который задним числом станет объектом равнодушного любопытства профес­сиональных историков, а этап становления человечества. Ка­кова же, следовательно, природа человека, его призвание, которые должна реализовать история, чтобы самореализова­лась философия?

В работах молодого Маркса на этот вопрос даются разные ответы, вращающиеся вокруг либо нескольких позитивных по­нятий — всеобщность, целостность, — либо, наоборот, поня­тия отчуждения, имеющего негативный смысл.

Индивид в том виде, в каком он предстает в «Философии права»17 Гегеля и в обществах его времени, в самом деле пре­бывает в двойственном и противоречивом положении. С одной стороны, индивид — гражданин, и в этом качестве он связан с государством, т.е. со всеобщностью. Но гражданином он яв­ляется раз в четыре или пять лет в эмпирее формальной де­мократии, и его гражданство исчерпывается голосованием. Вне этого единственного акта деятельности, когда он приоб­щается к всеобщности, он принадлежит тому, что Маркс име­нует вслед за Гегелем гражданским обществом (bürgerliche Gesellschaft), т.е. совокупностью профессиональных занятий. Итак, в качестве члена гражданского общества он замкнут в своем специфическом мире и не имеет отношений со всеобщ­ностью. Он или трудящийся во власти предпринимателя, или предприниматель, отделенный от коллективной организации. Гражданское общество препятствует индивидам реализовы-вать свое призвание к связи со всеобщностью. Для преодоле­ния этого противоречия индивиды должны располагать воз­можностью в процессе труда контактировать со всеобщно­стью точно так же, как они связаны с ней в моменты своей деятельности в качестве граждан.

Что означают эти абстрактные формулы? Формальная де­мократия, характеризуемая выборами представителей народа на основании всеобщего избирательного права и абстрактны­ми свободами голосования и дискуссий, не затрагивает усло­вий труда и жизни всех членов коллектива. Рабочий, который приносит на рынок свою рабочую силу, чтобы в обмен на нее получить зарплату, непохож на гражданина, который каждые четыре или пять лет избирает своих представителей и прямо или косвенно — своих управляющих. Для осуществления ре­альной демократии нужно свободы, ограниченные в нынешних обществах политическим порядком, внедрить в конкретную экономическую жизнь людей.


Но чтобы индивиды в труде смогли приобщиться ко всеобщ­ности — как это делают граждане, опуская свои бюллетени для голосования, — чтобы реализовалась реальная демократия, сле­дует упразднить частную собственность на средства производ­ства, вследствие которой индивид ставится в зависимость от других индивидов, имеет место эксплуатация трудящихся пред­принимателями; частная собственность не позволяет последним работать непосредственно на коллектив, поскольку в капитали­стической системе они трудятся ради прибыли.

Первоначальный анализ, который содержится в работе «К критике гегелевской философии права», вращается, таким об­разом, вокруг противопоставления частного и всеобщего, гражданского общества и государства, рабского положения трудящегося и мнимой свободы избирателя или гражданина* ". Это произведение — основополагающее в разработке одной из классических оппозиций марксистской мысли, а именно, между формальной и реальной демократией, и в то же время оно демонстрирует определенную форму сочетания философ­ского пафоса с его социологической критикой. • Философский пафос проявляется в отказе от всеобщно­сти индивида, ограниченной политическим порядком, и легко переходит в социологический анализ. На повседневном язы­ке мысль Маркса выражается так: что означает право голо­совать каждые четыре или пять лет для индивидов, не име­ющих других средств существования, кроме зарплаты, кото­рую они получают от своих хозяев на условиях, определяе­мых последними?

Второе понятие, вокруг которого вращается мысль молодо­
го Маркса, — понятие целостного человека, —. вероятно, еще
более двусмысленно! чем понятие человека всеобщности
й · (l'homme universalisé).,Целостный человек — это человек, не

искалеченный разделением труда. По мнению Маркса и боль-

шинства наблюдателей, в современном индустриальном обще­стве человек на самом деле оказывается специализировав­шимся человеком. Он получил специальную подготовку с целью овладения отдельной профессией. Большую часть своей жизни он остается замкнутым в этой парциальной деятельно­сти, не используя, таким образом, множество своих способно­стей и склонностей.

С этой точки зрения целостным станет неспециализировав-шийся человек. В некоторых работах Маркса есть мысли о политехническом образовании, когда всех индивидов готовят к возможно большему числу профессий. Получив такое обра­зование, индивиды могли бы не делать с утра до вечера одно и то же19.


 


Если суть целостного человека в том, что это человек, ко­торого требования разделения труда не лишили некоторых его способностей, то это понятие — протест против положения индивида в индустриальном обществе, протест одновременно сверхчувственный и сочувственный. Действительно, результат разделения труда состоит в том, что большинство индивидов не получило возможности реализовать все, на что они способ­ны. Но этот несколько романтический протест не очень согла­суется с духом научного социализма. Трудно представить се­бе, как общество (будь оно капиталистическое или социали­стическое) сможет обучить всех индивидов всем ремеслам, как сможет функционировать индустриальное общество, в ко­тором индивиды не будут специализироваться.

Поиск менее романтической интерпретации велся и в дру­гом направлении. Целостным человеком не может быть чело­век, способный делать все; но им может быть тот, кто подлин­но реализует свою человечность, кто занимается деятельно­стью, характеризующей человека. В этом случае понятие тру­да становится основным. Человек постигается по сути своей как существо трудящееся. Если он работает в бесчеловечных условиях, он дегуманизируется, т.к. перестает заниматься дея­тельностью, раскрывающей его человечность в соответствую­щих условиях. Действительно, в работах молодого Маркса, в частности в «Экономическо-философских рукописях 184 4 го­да», содержится критика капиталистических условий труда20.

И здесь мы встречаем понятие отчуждения, которое сегод­ня особенно интересует большинство интерпретаторов Марк­са. При капитализме человек отчужден. Чтобы самореализо­ваться, ему надо преодолеть это отчуждение. Маркс опериру­ет тремя разными терминами, которые часто переводятся од­ним и тем же словом «отчуждение», тогда как немецкие термины не имеют в точности одинакового значения. Это тер­мины: Entäusserung, Veräusserung и Entfremdung. Слову «отчуж­дение» приблизительно соответствует последний термин, эти­мологически означающий «становиться чуждым самому себе». Мысль здесь та, что при определенных обстоятельствах или в определенных обществах человек оказывается в условиях, где становится чуждым самому себе в том смысле, что он больше не узнает себя в своей деятельности и своих творениях.

Понятие отчуждения, очевидно, заимствовано из гегелев­ской философии, где оно играет основную роль. Но гегелев­ское отчуждение мыслится в философском или метафизиче­ском плане. В гегелевском понимании дух (der Geist) самоот­чуждается в своих творениях, он создает интеллектуальные и социальные конструкции и проецируется вне самого себя. Ис­тория духа, история человечества есть история этих последо-


Нательных отчуждений, в итоге которых дух снова обнаружи­вает себя в качестве обладателя всех своих творений, своего исторического прошлого, осознавая свое обладание всем этим. В марксизме, включая и работы молодого Маркса, процесс от­чуждения, вместо того чтобы быть философски или метафизи­чески неизбежным, становится проявлением социологическо­го процесса; в ходе его люди или общества создают коллек­тивные организации, в которых они утрачивают самих себя21.

Отчуждение, толкуемое социологически, незамедлительно становится исторической, моральной и социологической кри­тикой нынешнего общественного строя. При капитализме лю­ди отчуждены, они утрачивают самих себя в коллективе; ко­рень всех отчуждений — в экономическом отчуждении.

Существуют две разновидности экономического отчужде­ния, примерно соответствующие двум видам критики капита­листической системы, с которыми выступает Маркс. Первое отчуждение связывается с частной собственностью на средст­ва производства, второе — с анархией рынка.

Отчуждение, связываемое с частной собственностью на средства производства, проявляется в том, что труд — в сущ­ности деятельность, свойственная человеку, определяющая его как человека, — теряет свои человеческие характеристи­ки, поскольку для наемных работников он становится не боль­ше чем средством существования. Вместо того чтобы быть способом проявления самого человека, труд явно деградирует в инструмент, средство существования.

Сами предприниматели также отчуждены, поскольку това­ры, которыми они располагают, призваны не удовлетворять реально испытываемые другими потребности, а вывозятся на рынок с целью наживы. Предприниматель становится рабом рынка — непредсказуемого, подверженного превратностям конкуренции. Эксплуатируя наемных работников, он отнюдь не гуманизируется благодаря своему труду, а отчуждается в пользу безликого механизма.

Какова бы ни была точная интерпретация этого экономиче­ского отчуждения, мне кажется, что основная идея достаточно ясна. Критика экономической реальности капитализма в уче­нии Маркса была с самого начала философской и моральной критикой, прежде чем она стала строго социологическим и экономическим анализом.

Таким образом, учение Маркса можно излагать как учение строгого экономиста и социолога, потому что к концу своей жизни он захотел стать ученым-экономистом и социологом, но к экономико-социальной критике пришел с помощью филосо­фии. Философские вопросы: всеобщность индивида, целост­ный человек, отчуждение — одушевляют и направляют социо-


логический анализ, содержащийся в его зрелых произведени­ях. В какой мере социологический анализ периода зрелости представляет собой не что иное, как развитие философской интуиции периода молодости, или, наоборот, полностью заме­няет эту философскую интуицию? Здесь встает еще не решен­ная проблема интерпретации.

Маркс,' несомненно, всю жизнь подразумевал эту фило­софскую проблематику. Анализ капиталистической экономики был для него анализом отчуждения индивидов и коллективов, которые теряли контроль над собственной жизнью, находясь в системе, подвластной независимым законам. В то же время критика капиталистической экономики была философской и моральной критикой положения человека при капитализме. По этому вопросу я, в отличие от Альтюссера, придержива­юсь распространенной точки зрения. Вместе с тем анализ ста­новления капитализма, несомненно, был для Маркса анализом исторического становления человека и человеческой сущно­сти; он ожидал от посткапиталистического общества реализа­ции философии.

Но каков этот целостный человек, который должен достиг­нуть совершенства в результате посткапиталистической рево­люции? По этому вопросу можно спорить, потому что у Марк­са, в сущности, наблюдается колебание между двумя отчасти противоречивыми тезисами. Согласно одному из них, человек реализует свою человечность в труде, и именно освобождение труда ознаменует гуманизацию общества. Но у Маркса есть и другая концепция, по которой человек подлинно свободен лишь вне труда. Согласно этой второй концепции, человек ре­ализует свою человечность лишь по мере того, как в достаточ­ной степени сокращается продолжительность труда и он полу­чает возможность заниматься иным, помимо труда, делом22.

Можно, конечно, сочетать оба тезиса, утверждая, что по­длинная гуманизация общества прежде всего предполагает гу­манизацию условий труда и одновременное сокращение про­должительности труда, достаточное для того, чтобы досуг по­зволил читать Платона.

В философском плане здесь тем не менее остается одно возражение: какова основная деятельность, которая определя­ет суть человека и которая должна быть расширена так, чтобы общество создало возможность реализации философии? Если сугубо человеческая деятельность не определена, то остается опасность возврата к понятию целостного человека, отличаю­щемуся крайней неопределенностью. Нужно, чтобы общество предоставляло всем своим членам возможность проявления всех способностей. Это предложение представляет собой пре­красное определение идеала общества, но его нелегко претво-


рить в конкретную и ясную программу. Вместе с тем затруд­нительно объяснять исключительно частной собственностью на средства производства тот факт, что люди не реализуют все свои склонности.

Иными словами, в данном случае, по-видимому, имеет мес­то чрезмерная диспропорция между отчуждением людей, вследствие частной собственности на средства производства, и реализацией идеала целостного человека, которая должна последовать за революцией. Как согласовать критику нынеш­него общества с надеждой на реализацию целостного челове­ка в результате простой замены одной формы собственности другой?

Здесь выражены одновременно величие и двусмыслен­ность марксистской социологии. Социологичная по своей су­ти, его теория стремится стать философией.

Однако даже помимо этих соображений остается еще не­мало неясностей или двусмысленностей, объясняющих нали­чие множества интерпретаций учения Маркса.

Одна из философских двусмысленностей касается характе­ра исторического закона. Интерпретация Марксом истории предполагает сверхчувственное становление сверхиндивиду­ального феномена. Производственные формы и отношения на­ходятся в диалектической взаимосвязи. Посредством классо­вой борьбы и противоречия между формами производства и производственными отношениями капитализм саморазрушает­ся. Это общее видение истории можно интерпретировать дву­мя разными способами.

При интерпретации, которую я назову объективистской, представление об исторических противоречиях, ведущих к уничтожению капитализма и пришествию неантагонистическо­го общества, соответствует тому, что тривиально именуют ос­новными направлениями истории. Из мешанины исторических фактов Маркс извлекает основные, самые значительные в ис­торическом становлении, исключая подробности событий. Ес­ли согласиться с такой интерпретацией, то уничтожение капи­тализма и пришествие неантагонистического общества сразу же предстают заранее известными и установленными факта­ми, не определенными лишь по форме и срокам. Такой тип предвидения ("капитализм будет уничтожен своими противо­речиями, но неведомо как и когда"), конечно, не может удов­летворить. Предвидение, обращенное к событию, но не дати­рующее и не уточняющее его, не имеет большого значения, или как минимум исторический закон такого рода никак не похож на законы естествознания.

Налицо одна из возможных интерпретаций мысли Маркса, и именно она считается ортодоксальной в советском обще-


 


стве. Там подтверждают необходимость гибели капитализма и замены его более прогрессивным — советским — обществом, но одновременно признают, что время неизбежного события еще неизвестно и форма этой предвидимой катастрофы еще не определена. С политической точки зрения эта неопределен­ность имеет большое преимущество, поскольку можно совер­шенно искренне провозглашать, что сосуществование возмож­но, советскому режиму нет необходимости уничтожать капи­тализм, так как последний в любом случае саморазрушится23.

Существует другое возможное толкование, которое назо­вем диалектическим, но не в обычном, а в утонченном значе­нии. В этом случае марксистское видение истории возникает как некое обоюдное действие, с одной стороны, хода истории и размышляющего о нем сознания, а с другой — различных участков исторической реальности. Эта обоюдность действия позволяет избавиться от того, что выглядит малоубедительным в представлении об основных направлениях истории. В самом деле, при диалектической интерпретации движения истории нет больше необходимости упускать детали событий и можно понять события такими, какими они выступают в их конкрет­ном проявлении.

Так, Ж.-П. Сартр или М. Мерло-Понти сохраняют некото­рые существенные идеи марксистского учения: отчуждение человека в условиях частной собственности и посредством ее; преобладающее действие производительных сил и производ­ственных отношений. Но эти понятия у них не нацелены на выведение ни исторических законов, в научном смысле терми­на, ни даже основных направлений развития. Они суть необ­ходимые инструменты для рационального постижения поло­жения человека при капитализме или для соотнесения собы­тий с положением человека при капитализме, при этом не имеется в виду детерминизм в узком смысле. Такого рода диа­лектическое видение, разные варианты которого встречаются у французских экзистенциалистов и во всей марксистской школе, связываемой с именем Лукача, в философском отно­шении более удовлетворительно, но также сопряжено с труд-ностями2*.

Основное возражение вызывает то, что здесь снова при­сутствуют две основные идеи упрощенного марксизма, а именно: отчуждение человека при капитализме и пришествие неантагонистического общества после саморазрушения капи­тализма. Диалектическая интерпретация с помощью взаимо­действия субъекта и объекта, разных сфер реальности не под­водит непременно к этим двум основным положениям. Она ос­тавляет без ответа такой вопрос: как определить глобальную, целостную и подлинную интерпретацию? Если всякий истори-


ческий субъект осмысливает историю в зависимости от своего положения, то почему верна марксистская или пролетарская интерпретация? Почему она целостна?

Объективистское видение, апеллирующее к законам исто­рии, вызывает основное возражение потому, что объявляет неизбежным событие, не определенное во времени и не уточ­ненное. Что же касается диалектической интерпретации, то в ее рамках нет места ни необходимости революции, ни неанта­гонистическому характеру посткапиталистического общества, ни целостному характеру толкования истории.

Вторая двусмысленность касается природы того, что можно было бы назвать революционным императивом. Учение Марк­са претендует на научность, однако оно, по-видимому, допу­скает императивы, поскольку предписывает революционное действие как единственное законное следствие хода истории. Как и в прошлом, возможны две интерпретации, которые можно резюмировать так: Кант или Гегель? Должна ли марк­систская мысль интерпретироваться в рамках кантовского дуа­лизма — факта и ценности, научного закона и морального им­ператива — или в рамках монизма гегелевской традиции?

К тому же в истории марксизма после смерти его основа­
теля появляются две школы — кантовская и гегелевская, при­
чем последняя более многочисленная. Кантовская школа марк­
сизма представлена немецким социал-демократом Мерингом и
австромарксистом Адлером, скорее кантианцем, чем гегельян­
цем, но кантианцем очень своеобразным^. Кантианцы гово­
рят: нет перехода от факта к оценке, от суждения о реально­
сти к моральному императиву, следовательно, нельзя оправ­
дать социализм путем интерпретации истории в том виде, как
она развертывается. Маркс рассматривал капитализм таким,
; каков он- есть; требование социализма опирается на решение

* духовного характера. Большинство интерпретаторов Маркса

предпочло, однако, придерживаться традиции монизма. Пости­гающий историю субъект сам вовлечен в нее. Социализм (или неантагонистическое общество) должен обязательно появить­ся из нынешнего антагонистического общества, потому что не­обходимая диалектика ведет истолкователя истории от конста­тации того, что есть, к желанию общества другого типа.

Некоторые интерпретаторы, как Л. Гольдман, идут дальше и утверждают, что в истории нет незаинтересованного наблю­дения. Глобальное видение истории связано с вовлеченностью в нее. Именно из желания социализма высвечивается противо­речивый характер капитализма. Невозможно отделить пози­цию, занятую по отношению к реальности, от наблюдения за самой реальностью. Потому что эта позиция не произвольна и не является следствием необоснованного решения, а каждый


из нас в согласии с диалектикой объекта и субъекта именно из исторической реальности черпает материал для своего мышления и понятия для своего толкования. Интерпретация рождается в контакте с объектом не пассивно познаваемым, а одновременно утверждаемым и отрицаемым, причем отрица­ние объекта оказывается выражением желания другого

Таким образом, есть две тенденции, одна из которых ведет к отказу ценной в научном отношении интерпретации истории от обоснования социализма; другая, напротив, связывает ин­терпретацию истории с политической волей.

Но что по этому вопросу думал Маркс? Он одновременно был ученым и пророком, социологом и революционером. Если бы его спросили, разделимы ли эти подходы, он, я думаю, от­ветил бы, что в абстракции они действительно разделимы, ибо он был слишком искушенным мыслителем, чтобы признать на­личие морального фактора в его интерпретации капитализма. Но он был убежден в гнусности капиталистического строя, в том, что его анализ реальности неот

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Раймон Арон этапы РАЗВИТИЯ

LES Eacute TAPES DE LA PENS Eacute E SOCIOLOGIQUE... Gallimard Paris... РаймонАрон этапы РАЗВИТИЯ Общая редакция и предисловие д ф н П С Гуревича Перевод с французского Москва...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зак. № 4

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РАЗВИТИЯ
социологической мысли Общая редакция и предисловие д.ф.н. П.С.Гуревича Перевод с французского Москва ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ПРОГРЕСС» «УНИВЕРС»

ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ
Я счел бы себя счастливейшим из смертных, если бы мог излечить людей от предрассудков. Предрассудками я называю не то, что мешает нам познавать те или иные вещи, а то, что мешает нам познавать сами

Зак. № 4 33
Вместе с тем нет сомнения в том, что именно занимает цен­тральное место в его труде «О духе законов», ибо, как мне представляется со всей очевидностью, основу замысла этого труда составляет, к

Неизбежными недостатками общественной гармонии, крайняя услож­ненность которой не защищает ее от злоупотреблений.
Этого привычного убеждения будет, однако, недостаточно, чтобы сдержать анархические претензии, если чувство, способное их оправ­дать, не получит в то же время определенного нормального удов

E. Sellière. Auguste Comte. Paris, Vrin, 1924.
КАРЛ МАРКС Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего... Общество, если даже оно напало на след естественного закона св

Зак. № 4 193
развитие производительных сил ни в коей мере не устраняет право на собственность и что теоретического противоречия между производительными силами и производственными отно­шениями не существует

АЛЕКСИС де ТОКВИЛЬ
Кто ищет в свободе не свободу, а что-то другое, рожден быть слугой. Алексис де Токвиль Имя Токвиля обычно не фигурирует среди зачинателей социологии. Такая недооценка крупн

Работы по теме в целом
J.-J. Chevallier. Les Grandes Œuvres politiques. Paris, Armand Colin, 1949. FJ.C. Heamshaw, éd. The Social and Political Ideas of some Representative Thinkers oi

СОЦИОЛОГИ И РЕВОЛЮЦИЯ 1848 ГОДА
Когда я приступаю к поискам той действительной причины, которая вызывала падение правящих классов в разные века, разные эпохи, у разных народов, я отлично представляю себе такое-то событие, такого-

Зак. № 4 289
стало быть, в том, что исполнительная власть подчиняет себе общество» (Соч., т. 8, с. 208). Налицо очень проникновенное описание двусмысленного положения (класс и некласс) массы крест

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
Человеческие страсти пасуют только перед лицом нравственной силы, которую они уважают. При недостаточности авторитета подобного рода господствует право сильного, и явное или скрытое состояние войны

Элк. № 4 385
6. Социология и философия Немало было сказано о том, что под названием социологии Дюркгейм представил социальную философию, что он был скорее философом, чем социологом. Бесспорно, Дюр

ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО
Проблема организации общества должна решаться не декламациями вокруг более или менее смутного идеала справедливости, а только научными исследованиями, задача которых — найти способ соотнесения сред

От экспрессивности к ее истокам
Проблему логического или научного изучения нелогиче­ских поступков можно схематически изобразить следующим образом, как это сделал Парето во второй главе «Трактата по общей социологии»:

Произведения Вильфредо Парето
«Le Traité de sociologie générale». Paris, Payot, 1933. «Fatti e teorie». Florence, Vallechi, 1920; «Transformazioni délia democrazia». Milan, Corbacci

Работы о Максе Вебере
R. Aron. La Philosophie critique de l'histoire. Essai sur une théorie allemande de l'histoire. Paris, Vrin, 1964. R. Aron. La Sociologie allemande contemporaine. Paris

Карл Маркс
1. Социально-экономический анализ капитализма........................... 152 2. «Капитал»..................................................................................................

Алексис де Токвиль
1. Демократия и свобода................................................................................ 227 2. Американский опыт............................................................

Эмиль Дюркгейм
1. «О разделении общественного труда» (1893) ....................... , 315 2. «Самоубийство» (1897)........................................................................ 326 3.

Макс Вебер
1.Теория науки '................................................................................................. 489 2. История и социология..............................

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги