Франция

К началу 10 в. во Франции сложилось 3 основных типа сеньории (комплекса феодальной земельной собственности и связанных с ней прав сеньора на феодально-зависимых крестьян), различавшихся по структуре сеньориальных поступлений.

Сеньория первого типа, получившая наибольше распространение в центре и на севере Парижского бассейна, — это классическая вотчина. Понятие «классическая» относится к крупной сеньории (размером в несколько сот и более гектаров), включающей в свой состав: 1) обширную барскую запашку с хлебным производством (от 25 до 50% общей площади сеньории) и 2) комплекс многочисленных (несколько тысяч) земельных держаний, зависимые владельцы которых выполняли регулярные барщины. Важный отличительный признак рассматриваемой системы — тесная социально-экономическая связь крестьян-держателей с домениальным хозяйством (домен — это часть сеньории, на которой феодал вёл собственное хозяйство, используя труд зависимых крестьян или безземельных работников), обусловленная тем, что барщина предполагала, прежде всего, выполнение основных работ на домене. Таким образом, в классической вотчине основу сеньориальных поступлений обеспечивал труд на барской запашке.

Вотчины второго типа, получившие наибольшее распространение в Центральной и Южной Франции, отличались значительно меньшим размером домена, в связи с чем в структуре сеньориальных поступлений, наряду с натуральными и денежными платежами с земельных держаний, значительную долю составляют судебно-административные доходы вотчинников.

Для сеньорий третьего типа, наиболее распространённых на Юге, было характерно полное или почти полное отсутствие господской запашки, ограниченность поземельных оброков и главенствующая роль судебно-административных поступлений, чему, в частности, способствовало расширение сеньориальных прав французских вотчинников в 10—12 вв.

Именно к этому периоду относится качественный сдвиг в развитии всех трёх типов сеньории, когда частнохозяйственное господство над крестьянами тесно переплелось с политико-административным и судебным: сеньория стала наиболее полно сочетать в себе и частнохозяйственное, и корпоративно-государственное господство над всем населением, т. е., приобрела свою классическую форму.