Первые обитатели нашего края

Южное Приуралье в каменном веке. Первые следы обитания человека на территории Оренбургской области относятся к началу верхнего палеолита, завершающего древний каменный век. Это было время, когда в регион начинают проникать люди современного типа. Наш край тогда был занят тундрой и большими массивами торфяных болот, располагавшихся в низовьях крупных рек. На территории области паслись стада диких лошадей, мамонтов, сайгаков, здесь водились гигантские олени, широколобые лоси, туры, шерстистые носороги. Климат был относительно мягкий — снежная зима и влажное лето. На территории Оренбургской области известна только одна стоянка этого времени, которая была открыта совсем недавно — летом 2006 года совместной экспедицией Оренбургского университета и Института степи Уральского отделения РАН под руководством С. В. Богданова. Стоянка располагается у села Лабазы, Курманаевского района в нижнем течении реки Бузулук. По мнению С. В. Богданова, она существовала 35—26 тысяч лет назад. Здесь обнаружены фрагменты и заготовки костяных и кремневых орудий: резцов, ножей, молотов, ножевидных пластин и т. п. Найдены миниатюрный каменный сосуд и примитивные костяные скульптуры, отражающие процесс зарождения первобытного искусства (изображение головы лося, быка и антропоморфной фигуры).

Дальнейшие следы пребывания человека на территории области относятся уже к эпохе среднего каменного века (X—VII тыс. до н. э.) — мезолита. В то время люди современного типа впервые пережили глубокие климатические перемены. Резкое потепление привело к таянию ледника, покрывавшего северные просторы Евразии и Америки около 30 тыс. лет (40—10 тыс. лет назад — последний ледниковый период). Уходя, ледовый панцирь оставил после себя множество новых рек и озер. Изменились природные зоны. Тундра отступила далеко на север, к побережью океана, а в Южное Приуралье пришла лесостепь. Следом преобразился и животный мир. Многие звери, которые служили пищей древним людям, вымерли. Постепенно исчезли мамонты, шерстистые носороги, становятся редкостью бизоны. Им на смену пришли лоси, косули, кабаны, волки, зайцы и другие, ныне типичные для наших широт животные.

Это меняет образ жизни древнего человека, его привычки, способы добывания пищи, заставляет выдумывать новые орудия труда и приспособления. Люди больше не живут подолгу на одном месте, как в предшествующее время. Они строят легкие наземные жилища круглой формы, с одним очагом посередине, а через некоторое время уходят на новое место. Основными занятиями в это время были охота и рыболовство. Принято считать, что люди тогда постоянно передвигались в поисках добычи, а останавливались только на время промысловых сезонов. В Оренбургской области подобная стоянка древних охотников найдена на берегу реки Ток (Старо-Токская стоянка), в Красногвардейском районе.

В мезолитическую эпоху человек изобрел очень важные вещи, служившие ему затем не одно тысячелетие. Это, прежде всего, лук, лыжи и сани. Люди научились делать лодки, плести сети, мастерить рыболовные крючки и гарпуны. Характерными для данной эпохи являются составные орудия труда. Основу их составляла деревянная или костяная заготовка, в которую вставлялись мелкие кремневые пластинки — микролиты. Так могли изготавливать ножи, копья, серпы и тому подобное. Микролиты являются основными находками на мезолитических поселениях. В Старо-Токской стоянке их найдено более трех тысяч.

С конца VII тысячелетия до н. э. в Южном Приуралье наступает новая эпоха — неолит (новый каменный век). На этом этапе основным поделочным материалом по-прежнему остается камень: кремний, кварцит, яшма, но совершенствуется технология и мастерство его обработки. Наряду с традиционной техникой скалывания пластин теперь применяется сверление, пиление, двустороннее ретуширование поверхности и её шлифовка с помощью песка и высокопрочных камней. Характерная черта неолита — изобретение керамики. Присутствие керамических изделий в неолитических стоянках позволяет археологам отличить их от более ранних поселений эпохи мезолита. Изучение особенностей формы и орнамента сосудов дает основания выделять первые в истории человечества культурные общности. С неолитом связан переход человека от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (скотоводство, земледелие). Этот переход полностью изменил направление и темпы дальнейшего развития человечества и получил в науке название неолитической революции. Именно в новом каменном веке начинается процесс одомашнивания животных. Тогда человек приручил собаку, стал разводить крупный рогатый скот, овец, коз, а затем и лошадей.

На территории Оренбургской области неолитические стоянки открыты в Бузулукском районе — у села Елшанка, а также в Красногвардейском — у села Ивановка. Лучше всего изучена последняя из них. Данное поселение расположено в пойме реки Ток, при впадении в неё реки Турганик. Его площадь превышает три тысячи квадратных метров. Судя по археологическим находкам, жители Ивановской стоянки занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Главным объектом охоты были лоси, бобры и медведи — кости этих животных встречаются среди археологических материалов чаще всего. Из рыб преобладают сом, осетровые, щука и судак. Среди домашних животных — мелкий рогатый скот (козы и овцы) и коровы. Спорным остается вопрос о разведении лошадей. Находки костей этих животных значительны, но пока не совсем ясно, была ли лошадь в то время одомашнена или же она служила охотникам в качестве добычи.

По мнению Н. Л. Моргуновой, есть основания говорить о существовании в междуречье Волги и Урала особой «волго-уральской культуры», в состав которой входили Ивановская и Елшанская стоянки. Границы культуры охватывают бассейны рек Самары, Сока и их притоков.

Территория Оренбургской области в бронзовом веке. Изобретение меди и её постепенное распространение в быту древних народов завершило каменный век — самый длительный этап в истории человечества. На территории Оренбургской области это произошло примерно во второй половине V — начале IV тысячелетия до н. э. Однако еще долго медные орудия использовались в сочетании с каменными. Поначалу каменные изделия даже преобладали. Этот период в истории человечества принято называть энеолитом — медно-каменным веком. В Оренбургской области памятники этого времени открыты на территории Бузулукского (у села Елшанка), Красногвардейского (у села Ивановка) и Ташлинского (у села Кузьминка) районов.

С начала эпохи бронзы вся евразийская степь от Приуралья до Причерноморья и даже Дуная принадлежит племенам, ведущим свое происхождение от населения Волго-уральского региона периода энеолита. Это были люди европейского типа, которые вели кочевой образ жизни. После себя они не оставили никаких следов поселений. Об их существовании свидетельствуют только могильные курганы. На основании особенностей погребального обряда — захоронение в глубоких ямах — археологи называют это сообщество индоевропейских племен древнеямной культурой. Её носители господствуют в евразийских степях с конца IV до начала II тысячелетия до н. э. На территории Степного Приуралья выявлено свыше 120 таких курганов, в Оренбургской области — по берегам Урала, Илека, Киндели, Самары и некоторых других рек.

«Ямники» в основном разводили лошадей и овец, передвигаясь вместе с ними на значительные расстояния. Оренбургские историки полагают, что им принадлежит одно из величайших открытий в истории — колесо. В захоронениях «ямников» находят остатки самых древних колесных повозок. Погребения подобного рода открыты у сёл Герасимовка (Новосергиевский район) и Шумаево (Ташлинский район). Колеса, которые использовали «ямники», изготавливались из трех скрепленных дощечек. В диаметре они обычно не превышали 60 сантиметров.

Другим важным занятием «ямников» была металлургия. Они первыми начинают разработку месторождений меди Каргалинского рудного поля. Данный комплекс расположен в районе водораздела Самары и Сакмары в 50 километрах к северо-западу от Оренбурга и состоит из 12 обособленных участков. По мнению исследователей месторождения, металлурги в то время не проводили горно-технических работ, а использовали минералы, выходившие на поверхность. Предполагается, что руду они добывали во время кратковременных визитов, а затем увозили на своих повозках вслед за кочующим племенем. Медные изделия из каргалинского сырья известны в Поволжье и других районах евразийской степи, где кочевали «ямники».

Курганные могильники древнеямной культуры оставили и первые в нашей стране следы сложных социальных отношений. Наряду с мелкими курганами — от 15 до 20 метров в диаметре и высотой не более полуметра — с бедным инвентарем или вообще без него известны огромные курганные насыпи — в диаметре от 40 до 100 метров и высотой до 6 метров, с разнообразным вещевым материалом. Такие курганы известны у сел Болдырево (Ташлинский район), Нижняя Павловка (Оренбургский район), Тамар-Уткуль (Соль-Илецкий район) и хутора Барышникова (Новосергиевский район). У села Пятилетка (Илекский район) открыто богатое захоронение, в котором обнаружен скелет человека, принесенного в жертву. Предполагается, что это был иноплеменник, захваченный в плен и превращенный в раба. Находки разнообразного медного оружия — боевых топоров, длинных кинжалов, наконечников копий — свидетельствуют о войнах, которые вели древние скотоводы.

В конце III тысячелетия до н. э. «ямники» подверглись нападению с юга какого-то неведомого народа. Археологи на основе принятого у него обычая делать подкопы в могильных ямах называют оставленную завоевателями культуру катакомбной. Захватчики сумели вытеснить носителей древнеямной культуры из Причерноморья, но за Волгой были остановлены восточной частью ямных племен.

Страна городов. На рубеже III—II тысячелетия до н. э. на территории современной Челябинской области и восточного Оренбуржья складывается первая в нашей стране цивилизация, современная Древнему Египту эпохи Среднего царства. Историки называют её «страной городов», а в археологических исследованиях она получила название аркаимо-синташтинской культуры — по двум наиболее характерным для неё городищам: Аркаим и Синташта. Время её существования по историческим меркам небольшое — с XX по XVII век до н. э. — всего около 300 лет. Основатели этой цивилизации, возможно, связаны с населением древнеямной культуры. Они принадлежат, как и «ямники», к европейской расе. Объединяет их и обычай хоронить умерших в глубоких ямах. Многие ученые полагают, что это были арии — раса высоких, светлокожих людей — предки всех индоевропейских народов, в том числе и славян. Язык ариев — санскрит, сохранившийся в древнеиндийских гимнах (ведах), имеет немало общих слов с русским и другими славянскими языками.

Основу хозяйства ариев составляло пастушеское скотоводство. Они разводили лошадей (по археологическим раскопкам выявлено четыре породы), крупный и мелкий рогатый скот. В захоронениях воинов наряду с предметами конской упряжи археологами обнаружены остатки древнейших в мире двухколесных колесниц. Занимались жители «страны городов» и земледелием — первыми в Северной Евразии. Оно было поливным: с помощью каналов вода подводилась к полям и распределялась по канавкам. В основном выращивали лук, просо и ячмень. Развивалось также ремесло и торговля.

Судя по археологическим раскопкам, страна древних ариев представляла собой объединение из двадцати городских округов, в которые, кроме самих городов, занимавших центральное положение, входили некрополи (могильники), рудники и неукрепленные селища. Города имели в плане круглую, овальную или прямоугольную форму. Структура их хорошо продумана. Основу планировки Аркаима составляют два кольца оборонительных сооружений, внешнее — в диаметре 145 метров, и внутреннее — 85 метров. Стены внешнего кольца и в ширину и в высоту превышали 5 метров. Внутренняя крепость по ширине стен уступала внешней (она составляла около 3 метров), но была в полтора раза выше. В основе своей стены состояли из деревянных клетей, которые заливались грунтом с добавлением извести. Снаружи они были облицованы сырцовыми блоками. У основания крепостных сооружений был прорыт сухой обводной ров глубиной до двух метров. В центре города располагалась почти квадратная площадь (25 × 27 метров). Жилища горожан примыкали непосредственно к стенам. Друг от друга они не отличались. Площадь их составляла в среднем 118 кв. метров. В каждом из них был дворик (тамбур), комнаты для семей, помещения для общих сборов, трапезы и хозяйственной деятельности. В доме находились печи с дымоотводными системами, хозяйственные ямы и колодцы. Городские улицы были вымощены бревнами. Имелась система ливневой канализации. В пределах Оренбургской области существовал точно такой же по форме, размерам и внутренней структуре город. Его остатки обнаружены у села Аландское на территории Кваркенского района.

Религия ариев включала два основных культа: воды и огня. К рекам и другим водоемам относились как богиням, им молились, совершая ежедневные возлияния, состоявшие из молока, сока и листьев растений. Огню, культ которого был не мене важен, приносили сухие дрова, благовония и небольшое количество животного жира. Арии никогда не убивали животных без освятительной молитвы, благодаря чему, как они думали, душа зверя продолжала жить.

Богов, которым поклонялись арии, было много. Кроме Огня и Воды, существовали божества природных явлений: неба, земли, солнца, луны, ветра и т.п. Они верили, что существует закон природы, благодаря которому солнце движется равномерно, сменяются времена года, и тем самым обеспечивается мировой порядок. Молитвы и жертвоприношения ощущались как принадлежность этого порядка вещей, и сами они способствовали его поддержанию — молитвы усиливали действия богов и укрепляли мир, населенный людьми.

Главными ценностями арии считали истину, справедливость, верность и смелость. Огромное значение придавалось человеческому слову, выраженному в клятве и договоре. Арии склонны были обожествлять то, что мы сейчас называем абстракциями. У них богами считались и истина, и ложь, и любовь, и победа, и мудрость. Они говорили не «Бог — это любовь», а «Любовь — это бог». По их представлениям, пока продолжалась связь между людьми и богами, не мог наступить ни конец мира, ни конец человечества.

Арийское общество делилось на две основные группы: жрецы-священнослужители и пастухи-воины. Политическое устройство, скорее всего, соответствовало полисному типу. Каждый город был самостоятельной общиной, владевшей окружающей его землей: лесами, огородами, реками, пастбищами. Об этом свидетельствует наличие в городах центральной площади, их жилая однотипная застройка, связь городов с округой.

Исчезновение арийской цивилизации на территории Челябинской и Оренбургской областей представляет собой научную загадку. Судя по всему, жители «страны городов», сами сожгли свои жилища и ушли. Часть из них отправилась в Индию, часть — в Иран, остальные расселились по всей евразийской степи, как их предки — «ямники».

Начиная с третьей четверти II тысячелетия до н. э., исследователи ведут отсчет новой археологической культуры, получившей название срубной (по погребениям в деревянных срубах, над которыми возводились земляные курганы). Памятники этой культуры известны на очень большой территории — от Приуралья до Северного Причерноморья. В лесостепном Волго-Уралье известно несколько сотен таких памятников: поселений, курганных групп, кладов бронзовых предметов и литейных форм. Население срубной культуры вело комплексное хозяйство, сочетая скотоводство, рыбную ловлю и охоту. «Срубники» продолжили разработку Каргалинского медного месторождения. Они первыми стали добывать руду шахтовым способом и здесь же, поблизости, обрабатывать её. В последней четверти II тысячелетия до н. э. срубная культура гибнет в результате вторжения с востока неизвестных племен. В начале I тысячелетия эти места оказались заброшены и вновь осваиваются только в эпоху железа.