рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Из книги Константина Багрянородного

Из книги Константина Багрянородного - раздел История, ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКОГО региона: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО 1921 ГОДА «Об Управлении Империей» (X Век) Да Будет Ведомо, Ч...

«Об управлении империей» (X век)

Да будет ведомо, что вся Пачинакия [страна печенегов] делится на восемь фем, имея столько же великих архонтов. А фемы таковы: название первой фемы Иртим, второй – Цур, третьей – Гила, четвертой – Кулпеи, пятой – Харавои, шестой – Талмат, седьмой – Хопон, восьмой – Цопон. Во времена же, в какие пачинакиты [печенеги] были изгнаны из своей страны, они имели архонтами в феме Иртим Ваицу, в Цуре – Куела, в Гиле – Куркутэ, в Кулпеи – Ипаоса, в Харавои – Каидума, в феме Талмат – Косту, в Хопоне – Гиацы, а в феме Цопон – Батана. После смерти этих власть унаследовали их двоюродные братья, ибо у них утвердились законы и древний обычай, согласно которым они не имели права передавать достоинство детям или своим братьям; довольно было для владеющих им и того, что они правили в течение жизни. После же их смерти должно было избирать или их двоюродного брата, или сыновей двоюродных братьев, чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии. Из постороннего же рода никто не вторгается и не становится архонтом. Восемь фем разделяются на сорок частей, и они имеют архонтов более низкого разряда.

 

Из книги Ибн Фадлана о путешествии на Волгу (X век)

Когда мы пересекли их, (мы) прибыли к племени турок [огузов], известных под именем аль-Гуззия. И вот, они — кочевники; у них дома волосяные (из кошмы), и они (гуззы) останавливаются или уезжают. Ты видишь их дома (то) в одном месте, то, такие же, в другом, как делают кочевники в своих переселениях; и вот они в жалком положении. Вместе с тем, они — как блуждающие ослы, не изъявляют покорности Аллаху, не обращаются к разуму и не поклоняются ничему, но называют своих наибольших старцев господами. Итак, когда один из них просит о чем-нибудь совета у своего главы, он говорит ему: «О, господин мой, что я сделаю в таком-то и таком-то (деле)?». И управляет ими совет между ними. Но (только) пока они потратятся на что-либо или решатся на что-либо, приходит затем самый ничтожный из них и самый жалкий и уничтожает то, на чем они уже сошлись. И я слышал, как они говорили: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад пророк Аллаха», стараясь приблизиться этими словами к тем мусульманам, которые проезжают у них, но не веря в это. А если постигнет одного из них несправедливость, или случится с ним какое-либо дело неприятное ему, он подымает свою голову к небу и говорит: «Бир тенгри», а это по-турецки (значит) «богом одним», так как «бир» по-турецки «один», а «тенгри» — бог (Аллах) на языке турок. Они не очищаются от экскрементов и от урины и не омываются от половой нечистоты и (не делают) другого чего-либо подобного. Они не имеют никакого дела с водой, особенно зимой. Женщины их не закрываются от их мужчин и ни от кого из них, и также женщина не закрывает ничего из своего тела от кого-либо из людей. И действительно, как-то в один из дней мы остановились у человека из их числа и уселись, и жена этого человека вместе с нами. И вот, между тем, как она с нами разговаривала, вот она открыла свой «фардж» и почесала его, в то время как мы смотрели на нее. Тогда мы закрыли свои лица и сказали: «Прости господи!» Муж же ее засмеялся и сказал переводчику: «Скажи им, - мы открываем его в вашем присутствии и вы видите его, а она охраняет его так, что к нему нет доступа. Это лучше, чем, если она закроет его и (вместе с тем) уступит его кому-либо». Они не знают блуда, но если относительно кого-либо они узнают какое-либо дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они соединяют вместе промежуток веток двух деревьев, потом привязывают его к веткам и пускают оба дерева, и находящийся при выпрямлении их (деревьев) разрывается. Один из них сказал: «Дай мне услышать чтение». Итак, ему понравился Коран, и он начал говорить переводчику: «Скажи ему: «Не умолкай». Однажды этот человек сказал мне языком переводчика: «Скажи этому арабу: «Разве господь наш могучий и великий женщина?». Я же ужаснулся этому, принес прославление Аллаху и прошение о помиловании. И вот он также произнес прославление и прошение о помиловании, так же, как это сделал я. И точно так же (вообще) правило у турка, – всякий раз, как он услышит мусульманина, произносящего прославление и говорящего «нет бога кроме Аллаха», он говорит так же, как он. Правила женитьбы у них такие: если один из них сватает у другого какую-либо из женщин его семьи, дочь его или сестру его или кого-либо из тех, кем он владеет, он одаряет его на столько-то и столько-то хорезмийских одежд. И когда он заплатит это, то и везет ее к себе. А иногда калымом бывают верблюды или лошади, или иное подобное. И ни один не может соединиться со своей женой, пока не будет уплачен калым, на который согласился ее (женщины) владетель. А если он уплатил его, то он идет, не стесняясь, пока не войдет в помещение, в котором она находится, и берет ее в присутствии отца ее, и матери ее, и братьев ее, и они ему в этом не препятствуют. А если умирает человек, имеющий жену и детей, то старший из его детей женится на жене его, если она не была его матерью. Ни один из купцов или кто-либо другой не может совершать омовения после нечистоты в их присутствии, но только ночью, когда они его не видят. И это потому, что они гневаются и говорят: «Этот хочет нас околдовать: разве вы не видите, как он уставился в воду» и заставляют его платить деньги. И не может ни один из мусульман проехать их страну, пока не назначат ему из их среды друга, у которого он останавливается, и привозит ему из страны ислама одежды, а для жены его покрывало, немного перца, проса, изюма и орехов. И вот, когда он прибывает к своему другу, то тот ставит для него юрту и доставляет ему овец, сколько может, так что мусульманину остается только закалывать их, так как турки их не закалывают. Действительно, кто-либо из них бьет по голове барана, пока он не умрет. И если тот человек захочет уехать, и ему понадобятся какие-нибудь из его (турка) верблюдов, или его лошади, или он нуждается в деньгах, то он оставляет то, что осталось, у своего друга-турка, а берет из его верблюдов, лошадей и имущества нужное ему и отправляется, а когда возвратится из того направления, по которому отправился, возмещает ему его деньги и возвращает к нему его верблюдов и лошадей. И точно так же, если проезжает у турка человек, которого он не знает, (и если) потом тот ему скажет: «Я твой гость, и я хочу (получить) из твоих верблюдов и твоих лошадей и твоих дирхемов», – то он вручает ему то, что он захотел. И если умрет купец в той своей стороне и караван возвращается, то турок их встречает и говорит: «Где гость мой?». И если говорят: «Он умер», то караван разгружается. Потом он идет к самому выдающемуся из купцов, какого он видит среди них, развязывает его имущество, в то время как тот смотрит, и берет из его дирхемов соответственно своему имуществу (бывшему в пользовании) у этого (умершего) купца без лишнего зернышка, и также он берет из (числа) лошадей и верблюдов и говорит: «Это твой двоюродный брат (буквально - сын твоего дяди по отцу) и тебе более всего надлежит уплатить за него». А если он (первый купец) убежал, то он совершает то же действие и говорит ему (второму купцу): «Это такой же мусульманин, как и ты; возьми же ты у него». А если (этот) мусульманин не согласится возместить за его гостя таким путем, то он спросит о третьем, где он находится, и если его направят к нему, то он едет, ища его на расстоянии пути в несколько дней, пока не прибудет к нему и не заберет своего имущества у него, и также то, что дарил ему. Таков же и турецкий обычай: если он въезжает в аль-Джурджанию и спрашивает о своем госте, то останавливается у него, пока не уедет (обратно). И если турок умрет у своего друга мусульманина и (если) проедет караван, в котором есть его друг, то они убивают его и говорят: «Ты убил его, посадивши его в тюрьму, так как если бы ты не посадил его в тюрьму, то он конечно не умер бы». И точно так же, если он дал ему выпить набила, и он свалился со стены, – они убивают его за него. А если его нет в караване, то они берут самого выдающегося, кто есть среди них, и убивают его.

Поступок педераста у них (карается) очень строго. Действительно, некогда остановился среди племени Кударкина, — а он наместник царя турок, — некий человек из жителей Хорезма и оставался у своего хозяина некоторое время для покупки овец. А у турка был безбородый сын, и хорезмиец не переставал ухаживать за ним и склонять его к себе, пока тот не подчинился его желанию. Пришел турок и нашел их обоих в соединении. Тогда турок подал об этом жалобу к Кударкину. Он сказал ему: «Собери турок». И он собрал их. Когда они собрались, он сказал турку: «Хочешь ли ты, чтобы я судил по праву или впустую?» Он сказал: «По праву». Он сказал: «Приведи твоего сына». Он привел его. Он сказал: «Следует ему и купцу, чтобы они оба были убиты». Турок от этого пришел в гнев и сказал: «Я не отдам своего сына". Он же сказал: «Тогда купец даст выкуп за себя». Он это сделал и заплатил турку овцами за то, что он сделал с его сыном, и заплатил Кударкину четыреста баранов за то, что он снял с него (наказание), и уехал из страны турок.

Первый из их царей и главарей, кого мы встретили, — Янал (йынал?) младший. Он прежде уже принял (было) ислам, но ему сказали: «Если ты принял ислам, то ты уже не наш глава». Тогда он отказался от своего ислама. Когда же мы прибыли в то место, в котором он находится, он сказал: «Я не допущу, чтобы вы прошли, так как это такая вещь, о которой мы не слыхали совершенно, и мы не представляем себе, что она такое есть» … А это их правило, - если почтит (подарком) человек человека, то он кланяется ему. Он сказал: «Если бы не то, что мои дома отдалены от дороги, я обязательно доставил бы вам овец и пшеницу», и он удалился от нас. Мы отправились, и на следующий день нас встретил один человек из турок — презренное творение, с потрепанной внешностью, щуплого вида, с жалким существом. А на нас напал сильный дождь. Он же сказал: «Остановитесь», и караван остановился весь в целом, то есть около трех тысяч лошадей и пяти тысяч человек. Потом он сказал: «Ни один из вас не пройдет!» И мы остановились, повинуясь его приказанию. Мы сказали ему: «Мы друзья Кударкина». Он начал смеяться и говорить: «Кто такой Кударкин? Я испражняюсь на бороду Кударкина». Потом он сказал: «Паканд», что значит «хлеб» на языке Хорезма. Тогда я вручил ему лепешки хлеба. Он взял их и сказал: «Проезжайте, я смилостивился над вами».

Он (Ибн-фадлан) сказал: а если заболевает из них человек, у которого есть рабыни и рабы, то они служат ему, и никто из его домочадцев не приближается к нему. Для него ставят палатку в стороне от домов и он остается в ней, пока не умрет или не выздоровеет. Если он был рабом или бедняком, они бросают его в пустыне и отъезжают от него. А если умер человек из их (числа), то для него роют большую могилу наподобие дома, берут его, одевают на него его куртку, его пояс, его лук, кладут в его руку чашу из дерева с набидом, оставляют перед ним сосуд из дерева с набидом, приносят все его имущество и кладут с ним в этом доме. Потом сажают его в нем и покрывают настилом дом над ним, накладывают над ним подобие юрты из глины, берут лошадей его в зависимости от их численности и убивают из них сто голов или двести голов или одну голову и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста. И действительно они растягивают это (все) на деревяшках и говорят: «Это его лошади, на которых он поедет верхом в рай». Если же он убил человека и был храбр, то вырезают изображения из дерева по числу тех, кого он убил, и помещают их на его могиле и говорят: «Вот его отроки, которые будут служить ему в раю». Иногда же они упускают (не заботятся) убивать лошадей день или два. Тогда приходит к ним какой-нибудь старик из их старейшин и говорит: «Я видел такого-то, то есть умершего, во сне и он сказал мне: «Вот ты видишь, меня уже перегнали мои товарищи и потрескались мои ноги от следования за ними, и я не могу их догнать и остался один». При этих обстоятельствах они берут его лошадей и убивают их и растягивают их на его могиле. И когда пройдет день или два, приходит к ним этот старик и говорит: «Я видел такого-то, и он говорит: «Сообщи моим домочадцам и моим товарищам, что я уже догнал тех, которые ушли раньше меня, и, что я нашел успокоение от усталости».

Он (Ибн-фадлан) сказал: все турки выщипывают свои бороды, кроме усов. Иногда я видел дряхлого старика из их числа, который выщипал себе бороду и оставил немножко от нее под подбородком, а не нем (надета) шуба и если увидит его человек издалека, то не усомнится, что это козел. Царя турок гуззов называют Ябгу или (вернее) это - название повелителя, и каждый кто царствует над этим племенем, этим именем называется. А заместителя его называют Кударкин. И таким образом каждый, кто замещает какого-либо их главаря, называется Кударкин. Потом мы, (уже) уезжая из области этих (турок), остановились у командующего их войском. Его зовут Атраксын аль-Кат'ана. Он поставил для нас турецкие юрты, и мы остановились у него. И вот у него челядь, и свита, и большие дома. Он пригнал нам овец и привел лошадей, чтобы мы закололи овец и ездили бы верхом на лошадях. Он пригласил всех своих домочадцев и сыновей своего дяди (по отцу) и убил для них множество овец. А мы уже (раньше) преподнесли ему подарки из одежд, изюма, орехов, перца и проса. Я видел его жену, которая была женой отца его. Она взяла мясо и молоко и кое-что, что мы прибавили к этому, вышла из (пределов) домов в пустыню, вырыла яму и погребла в ней то, что было с ней, и говорила (какие-то) слова. Я же сказал переводчику: «Что она говорит?» Он сказал: «Она говорит: «Эти приношения для аль-Кат'ана отца Атрака, которые преподнесли ему в дар арабы». Когда же была уже ночь, вошел я и переводчик к нему, а он сидел в своей юрте, с нами было письмо Надира аль-Хурами, в котором он предлагает ему принять ислам (буквально: «приказывает ему покорность», т.е. Аллаху), побуждает его к нему и направляет к нему пятьдесят динаров, среди которых много динаров мусаййабских и три мискаля мускуса, целые кожи, две одежды мервские, - а мы скроили из них обоих (того и другого) для него две куртки и целые сапоги, одежду из парчи, пять одежд из шелка, и мы вручили ему подношения для него и вручили жене его покрывало и перстень. Я прочитал ему письмо, а он сказал переводчику: «Я не скажу вам ничего, пока вы не возвратитесь. Я напишу султану (т.е. халифу) о том, что я решу об этом». И он снял парчу, которая была на нем, чтобы надеть подаренные одежды, о которых мы сообщили. И вот, я увидел куртку, бывшую под ней (парчей), и она разрывается (будучи пропитана) грязью, так как у них (такие) правила, что ни один из них не снимает одежду, прилегающую к его телу, пока она не рассыплется на лоскутки (куски). И вот, он выщипал всю свою бороду и усы свои и остался как евнух. Я видел, что турки сообщали, что он самый ловкий наездник из них. И действительно, однажды я видел его, когда он ехал рядом с нами, на своем коне, и вот несся летящий гусь. Он натянул свой лук, в то время, как его лошадь ехала (двигалась) под ним (гусем), потом выстрелил в него, и вот он уже сбил его вниз. Вот в один из дней он послал за предводителями, приближенными к нему, а они следующие: Тархан и Янал, и сын Джабхаэ, и Баглиз. И был Тархан самый благородный из них, самый уважаемый из них, и был хромой, слепой, однорукий. Итак, он (Атрак) сказал им: «Истинно, вот эти послы царя арабов к моему свату (зятю) Алмушу сыну Шилки и не хорошо было бы, если бы я отпустил их иначе, как после совета с вами». Тогда Тархан сказал: «Это такое дело, какого мы не видывали совершенно и не слыхивали о нем, и мимо нас не проходили какие-либо послы (какого-либо) султана с того времени, как существуем мы и отцы наши. А что думаю, так это то, что не иначе, как (этот) султан устраивает хитрость и направляет этих (людей) к хазарам, чтобы поднять их войной против нас, и мнение (мое), что пусть он (Атрак) разрежет этих послов пополам (каждого пополам), а мы заберем то, что с ними имеется». И сказал другой из них: «Нет! но возьмем то, что с ними, и оставим их голыми, чтобы они возвратились, откуда прибыли». И сказал (еще) другой: «Нет! Но у царя хазар есть наши пленные. Так пошлем же вот этих, чтобы выкупить ими тех». И так они не переставали спорить между собой об этих вещах семь дней, а мы находились в смертельном положении, пока они не объединились на том мнении, чтобы отпустить нас и, чтобы мы проехали. Мы же преподнесли Тархану мервский хафтан и два куска (материи) пайбаф, а его товарищам куртку и также Яналу и вручили им перец, просо, лепешки из хлеба. И они удалились от нас. Мы отправились, пока не достигли реки Багнади. Люди вытащили свои дорожные мешки, а они из кож верблюдов. Они расстелили их и взяли самок турецких верблюдов, так как они круглы, и поместили их в их пустоту (углубление), пока они (мешки) не растянутся. Потом они наложили их одеждами и (домашними) вещами, и когда они наполнились, то в каждый дорожный мешок села группа (человек) в пять, шесть, четыре, — меньше или больше. Они взяли в руки деревяшки из хаданга (белого тополя) и держали их, как весла непрерывно ударяя, а вода несла их дорожные мешки и они (мешки) вертелись, пока они не переправились. А что касается лошадей и верблюдов, то на них кричат, и они переправляются вплавь. Необходимо, чтобы переправился отряд бойцов, имеющих при себе оружие, прежде чем переправится что-либо из каравана. Они – авангард для людей, (следующих) за ними, (для защиты) от башкир, (на случай) чтобы они (т.е. башкиры) не захватили их, когда они будут переправляться.

Итак, мы переправились через Багнади способом, описание которого мы сообщили. Потом мы переправились после этого через реку, называемую Джам [Эмба?], также в дорожных мешках, потом мы переправились через Джахаш, потом Адал, потом Ардан, потом Вариш, потом Ахти, потом Вабна [реки между Эмбой и Уралом], а это все большие реки. Потом мы прибыли после этого к печенегам, и вот они остановились у воды, похожей на море, не текущей [Индерское озеро], и вот они темные брюнеты, и вот они с совершенно бритыми бородами, бедны в противоположность гуззам. Ведь я видел из (числа) гуззов таких, что владели десятью тысячами лошадей и ста тысячами голов овец. Чаще всего пасутся овцы на снегу, выбивая копытами и разыскивая траву. А если они не находят ее, то они грызут снег и до крайности жиреют. А когда бывает лето, то они едят траву и худеют. Мы оставались у печенегов один день, потом отправились и остановились у реки Джайх (Хайдж) [Урал], а это самая большая река, какую мы видели, самая огромная и с самым сильным течением. И действительно, я видел дорожный мешок, который перевернулся в ней, и те, кто был в ней, потонули, и люди (мужи) погибли во множестве, и потонуло (значительное) количество верблюдов и лошадей. Мы переправились через нее только с трудом. Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом после нее через реку Азхан, потом через Баджа; потом через Самур [Самара], потом через Кабал [Кинель?], потом через реку Сух [Сок], потом через реку Ка(н)джалу, и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд. Мы остерегались их с величайшей осторожностью, потому что это худшие из турок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство. Встречает человек человека, отсекает ему голову, берет ее с собой, а его (самого) оставляет. Они бреют свои бороды и едят вшей, когда какая-нибудь из них будет изловлена. Кто-либо из них детально исследует шов своей куртки и разгрызает вшей своими зубами. Действительно, был с нами один из них, который уже принял ислам; и который служил у нас, и вот я увидел одну вошь в его одежде, он раздавил ее своим ногтем, потом съел ее.

Он (Ибн-фадлан) сказал: (а вот) мнение уклоняющееся (от истины), каждый из них вырезает кусок дерева величиной с фалл и вешает его на себя, и если захочет отправиться в путешествие или встретит врага, то целует его (кусок дерева), поклоняется ему и говорит: «О, господин, сделай мне то-то и то-то». И вот я сказал переводчику: «Спроси кого-либо из них, какое у них оправдание (объяснение) этому и почему он сделал это своим господином (богом)?» Он сказал: «Потому, что я вышел из подобного этому и не знаю относительно себя самого иного творца, кроме этого». Из них кое-кто говорит, что у него двенадцать господ (богов): у зимы господин, у лета господин, у дождя господин, у ветра господин, у деревьев господин, у людей господин, у лошадей господин, у воды господин, у ночи господин, у дня господин, у смерти господин, у земли господин, а господин, который в небе, самый больший из них, но только он объединяется с ними (остальными богами) в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ. Аллах превыше того, что говорят нечестивые, высотой и величием.

Он (Ибн-фадлан) сказал: мы видели, как одна (группа) поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется рыбе, (третья) группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда) вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги) обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них (врагов), так что они испугались и сами были обращены в бегство, после того как обратили в бегство (башкир), и поэтому они (башкиры) поклоняются журавлям и говорят: «Эти (журавли) наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов», и, поэтому они поклоняются им (и теперь).

Он (Ибн-фадлан) сказал: итак, мы отправились из страны этих (людей) и переправились через реку Джарамсан [Черемшан], потом через реку Уран, потом через реку Урам, потом через реку Ба(б)а(н)адж, потом через реку Вати, потом через реку Банасна, потом через реку Джавашин [Джаушин]. Расстояние от (одной) реки до (другой) реки, о которых мы упомянули, – два дня, или три ,или четыре, менее этого или более. Когда же мы были от царя славян, к которому мы направлялись, на расстоянии дня и ночи пути, то он послал для нашей встречи четырех царей, находящихся под его властью (букв. под его рукой), своих сотоварищей и своих детей, и они встретили нас (неся) с собой хлеб, мясо и просо, и отправились вместе с нами. Когда же мы были от него на (расстоянии) двух фарсахов, он встретил нас сам, и, когда он увидел нас, он сошел (на землю) и пал ниц, поклоняясь с благодарением Аллаху великому, могучему. В рукаве у него были дирхемы, и он рассыпал их на нас. Он водрузил для нас палатки (купола) и поселился в них. Наше прибытие к нему было в воскресенье, когда прошло двенадцать ночей (месяца) мухаррама триста десятого года [12 мая 922 года], и было расстояние от аль-Джурджании до его страны семьдесят дней.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКОГО региона: С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО 1921 ГОДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Из книги Константина Багрянородного

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Первые обитатели нашего края
Южное Приуралье в каменном веке. Первые следы обитания человека на территории Оренбургской области относятся к началу верхнего палеолита, завершающего древн

Сарматы
  Происхождение, территория и расселение. В I тысячелетии до н. э. евразийские степи заселили племена скифов и сарматов (более раннее название — савроматы). Земли, ко

Оренбургский край в тюркский период
  Нашествие гуннов. В середине IV века южноуральские и прикаспийские степи впервые захлестнула волна завоевателей с востока. Степное Приуралье не было ни целью, ни ко

Освоение Южного Приуралья яицкими казаками
  Первые казачьи городки на Яике. Во второй половине XVI века началось обратное движение индоевропейцев на восток. Эпоха тюркского господства в евразийских степях зак

Основание Оренбурга
  Оренбургская экспедиция. В первой четверти XVIII века русское правительство почти не обращало внимания на проблемы Южного Приуралья. Оно было занято войной со Швеци

Из «Привилегии г. Оренбургу» императрицы Анны Иоанновны
  …И так Мы в рассуждении о сих новых Наших подданных народах, кои со старыми Нашими ж подданными Башкирами и Калмыцкими ордами в близости живут, и прежде всегда имели друг на друга н

Заселение Оренбургской губернии
  Яицкое казачье войско. После основания губернии первые русские поселенцы Южного Приуралья — яицкие казаки оказались в ведении Оренбургского губернатора. К тому врем

Оренбургская губерния в 50-е — начале 70-х годов XVIII века
  Территория и население. После отставки И. И. Неплюева в 1758 году губернию возглавил генерал-майор Афанасий Романович Давыдов (1759—1762). Затем несколько лет эту д

Пугачевский бунт: начало оренбургского этапа
  Яицкое восстание. В 1773—1775 годах Российскую империю потрясло народное восстание, вошедшее в историю под именем «Пугачевского бунта» или «Пугачевщины». Советские

Осада Оренбурга
  Подготовка города к обороне. О бунте яицких казаков в Оренбурге узнали 22 сентября. Около 10 часов вечера в город прискакал курьер с сообщением о взятии Илецкого го

Из показаний Максима Горшкова о Пугачеве от 8 мая 1774 года
  По многим советываниям и разговорам приметили в нем проворство и способность, вздумали взять его под свое защищение и его сделать над собою властелином и восстановителем своих прите

Из указа «Петра III» от 1 декабря 1773 года
  Указ его императорского величества, самодержавца всероссийского Петра Феодоровича и прочая, и прочая, и прочая. Всех моих верноподданных рабов желаю содержать в моей, яко т

От 23 февраля 1774 года
  Оренбургскому губернатору, сатанину внуку, дьявольскому сыну. Прескверное ваше увещание здесь получено, за что вас, яко всескверного общему покою ненавистника, благодарим. Да и скол

Оренбуржье во второй половине 70-х — 90-е годы XVIII века
  Последствия Пугачевского бунта. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева нанесло тяжелый урон общему состоянию губернии, расстроило управление краем, привело

Территория, население, административное устройство и экономика
Территория и население.На карте Российской империи первой половины XIX века Оренбургская губерния занимала значительную территорию. К середине XIX века ее общая площадь составляла

Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года
Оренбуржцы в войнах начала XIX века.В начале XIX века Российская империя втянулась в вереницу непрерывных войн с соседними государствами — Турцией, Персией (Ираном), Швецией и с на

Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии
Оренбургское тайное общество.Мрачная действительность крепостнической России начала XIX века породила у части дворянской мо­лодежи свободолюбивые настроения и убеждения, идеи борьб

Присяга члена Оренбургского тайного общества
Именем всемогущего Бога! Принимая звание члена Оренбургского тайного общества, клянусь не открывать никому существование оного; повиноваться власти свыше над мной поставленной, быть готову на все о

Оренбургского тайного общества
  Именем всемогущего Бога! 1826 года сентября 15 дня временный председатель Оренбургского тайного обще­ства совокупно с членами оного согласились и постановили, что следует:

В. А. Перовский на посту оренбургского военного губернатора
Происхождение и начало служебной карьеры. Среди руководителей Оренбургского края первой половины XIX века особое место принадлежит военному губернатору Василию Алексееви

От 1 февраля 1840 года
  Товарищи! Скоро три месяца, как выступили мы по велению Государя Императора в поход с упованием на Бога и с твердою решимостью исполнить царскую волю. Почти три месяца сряду боролис

Просвещение, наука и культура в первой половине XIX века
Учебные заведения. В начале XIX века в Оренбургской губернии было лишь 5 начальных учебных заведений в Оренбурге, Уфе, Бузулуке, Бугуруслане и Мензелинске.В них учились преимуществ

Административные преобразования в Оренбургском краев 50-х — начале 80-х годов XIX века
Учреждение Оренбургского и Самарского генерал-губернаторства. Обширные пространства Оренбургского края и увеличение числа его жителей побудили правительство в середине XIX века при

Императором Александром II 17 мая 1865 года
Для устранения затруднений и неудобств в управлении нынешнею Оренбургскою губерниею и в видах лучшего устройства местной администрации повелеваем: 1. Губернию сию р

Губерния в период реформ 60—70-х годов XIX века
Подготовка крестьянской реформы 1861 года.По X ревизии, проведенной в империи в 1858—1859 годах, в Оренбургской губернии насчитывалось 1 760 309 жителей. Из них 844 122 человека (4

Административное устройство, население и экономика губернии в пореформенный период
Административное устройство. Завоевание Средней Азии, форпостом в отношении которой Оренбургский край был на протяжении всего XIX столетия, существенным образом изменило его роль в

Образование и культура во второй половине XIX века
Образование. Реформы 1860—1870-х годов создали условия для более быстрого развития образования в губернии. В немалой степени способствовало этому процессу учреждение в Оренб

Экономика и социальные отношения в начале ХХ века
Экономика. В начале XX века Оренбуржье было одним из круп­ных аграрных районов империи. Свыше 80 % населе­ния занималось сельскохозяйственным трудом. Наиболь­шее развитие в крае по

Губерния в период русско-японской войны и революции 1905—1907 годов
  Русско-японская война. Поступательное развитие губернии, наметившееся во второй половине XIX века, в начале нового столетия было прервано чередой событий, оставивши

Оренбуржье в годы первой мировой войны
Мобилизации в армию. В первую мировую войну Россия вступила 19 июля (1 августа) 1914 года. Правительство Николая II под предл

События 1917 года территории края
  Новые органы власти. С 28 февраля 1917 года в Оренбург стали поступать телеграфные сообщения о вооруженном восстании в Петро­граде и об отречении Николая II от прес

Гражданская война в Оренбуржье
  Начало гражданской войны. Прологом гражданской войны стали события марта—апреля 1918 года в губернии. Отступив на юг, А. И. Дутов не

К главе 1 Оренбургский край с древнейших времен до середины XVI века
Из «Истории» Геродота (V в. до н. э.) О савроматах рассказывают следующее… После убиения мужчин они [амазонки] носились по волнам и, гонимые ветром, пристали наконец к Кре

Из донесения казаков Яицкого войска Кирилову
(8 февраля 1735 г.) Высокоблагородному и высокопревосходительнейшему стацкому советнику господину Ивану Кирилловичу яицкие атаманы, казаки, войсковой атаман Григорий Мерку

Из представления Кирилова в сенат о мерах к прекращению
башкирского бунта (16 августа 1735 г.) Правительствующему Сенату нижайшее доношение. От 23 дня июля нижайше доносил о ворах-башкирцах, которые на идущия вологодск

К главе 3 Оренбургский край во второй половине XVIII века
Из письма Д. М. Волкова Екатерине II (26 мая 1763 г.) Я часто разбирал, какая есть разница между здешнею и прочими губерниями? В чём главнейшее состоит или состоять имеет

Из служебной записки И. А. Рейнсдорпа Екатерине II
Первый главный недостаток оренбургской губернии состоит в следующем: губерния сия в рассуждении всего пространства, подобна некоему полю, на котором, хотя и всё то, что потребно к содержанию и обог

Из показаний жены Е. И. Пугачева Софьи Дмитриевой
1. Мужа ее, войска Донского, Зимовейской станицы служивого казака, зовут Емельян Иванов сын, прозывается Пугачевым. 2. Отец его родной был той же Зимовейской станицы служилый казак, Иван М

Из показаний отставного казака Трофима Фомина
В 1771 году, в феврале месяце, Емельян Пугачев отбыл в город Черкасск для излечения болезни, со взятым у меня станичным билетом, и через месяц возвратился на карей лошади. На допрос мой, где он ее

Из «Топографии Оренбургской» П. И. Рычкова
Оренбург звание свое получил по привилегии, пожалованной этому городу в 1734 году июня 7 дня, за собственноручным подписанием блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны

И.Ф. Бларамберга о территории и населении Оренбургской губернии в первой половине XIX века
Оренбургский край лежит между 67° и 84° восточной дол­готы, 44° и 56° северной широты и занимает площадь в 26 400 географических миль, т. е. он почти в три раза больше Франции. Огромная пл

Фрагмент из путевых записок военного губернатора
князя Г. С. Волконского об Оренбургском крае (июль 1808 года) Проехав более тысячи семисот вёрст Оренбургской линии и перед дверью края Сибирского я возвра­тился в границы

Штаб-лекарем И. А. Соколовым
Город Оренбург лежит в довольно об­ширной, безлесной долине, образуемой соединением рек Сакмары и Урала, на правой нагорной стороне последнего, на крутом высоком берегу его. Местоположение его дово

Губернатору графу П. П. Сухтелену от 14 августа 1830 года
Комитет г. г. министров, рас­смотрев все обстоятельства, относящиеся до сделанного Вашим Сиятельством распоряже­ния на счет приостановления на границе идущих из Бухарии на Нижегородскую яр­марку ка

А. И. Чернышеву от 29 сентября 1830 года
Когда я прибыл в Оренбургский край, то везде находил еще следы ужаса и опустошения, произведенные заразою холеры, сви­репствовавшей в некоторых местах близ Оренбурга до исхода апреля месяца. Общее

И. Ф. Бларамберга об Оренбурге в 40-е годы XIX века
Теперь снова вернемся к моим воспоминаниям. Сразу же по приезде в Оренбург, 18 января 1841 г., я представился нашему начальнику штаба генералу Рокассовскому, которого не видел восемь лет. Он был на

Члена Оренбургской ученой архивной комиссии
Генерал Перовский в сношениях своих с подчиненными на столько далеко держался от них, что никто ничего не мог говорить ему вне службы. Гордый и недоступный, он вселил к себе какое-то особое почтени

От 6 октября 1836 года
Любезный Александр! Вспомни старую дружбу нашу и займись, пожалуйста, без отлагательства составлением проекта по предлагаемой программе. Я затеял строить здесь Караван-Сарай; это дело меня

Хану от 25 июня 1840 года
С прибывшим в недавнее время в Россию капитаном Абботом, посещавшим также и Хиву, получено здесь новое письмо Владельца Хивинского... Хотя во исполнении повелений Его Императорского Величества прав

И. Ф. Бларамберга о польском ссыльном, поручике И. В. Виткевиче
После двухмесячного пребывания в Петербурге и после получения инструкций я готовился покинуть столицу, но прежде познакомился с моим спутником поручиком Виткевичем, который также получил назначение

От 30 мая 1817 года
… Везде по линии и в кантонах оповестить чиновников и казаков о предполагаемом заведении Неплюевского училища и о выгодах для детей их от просвещения ожидаемых, приглашая всех и каждого на возможно

В. А. Перовскому
Его Превосходительству господину генерал-адъютанту, генерал- лейтенанту, Оренбургскому военному губернатору и командиру отдельного Оренбургского корпуса, разных орденов кавалеру, Василию Алексеевич

Побывавшего в Оренбурге летом 1842 года
Расположенный на высоком правом берегу реки Урал, Оренбург уже издалека, особенно при благоприят­ном вечернем освещении, представляется путешествен­нику приветливым городом. Это благоприятное впеча

Императором Николаем I 29 мая 1853 года
§ 1. Генерал-губернаторы избираются по непосредственному благоусмотрению Государя Императора и по особому личному к ним доверию Его Императорского Величества. § 2. В порядке губернских учр

Инженера, участника штурма крепости Ак-Мечеть
Поскольку обстрел высоких толстых стен, как я уже ранее говорил, не имел успеха, решили сделать подкоп. Работы бы­ли трудные, потому, что подкоп велся в местности, изрезанной оросительными каналами

От 18 сентября 1857 года о решении уйти в отставку
Знайте же, если еще не знаете, что здоровье мое расстроилось до по­следней степени, так что я не могу далее оставаться на должности, и подал просьбу об увольнении. С давнего времени, и в особенност

Обращение Временного гражданского комитета и Временного
совета рабочих депутатов «К гражданам Оренбурга» (март 1917 г.) Граждане! Спасая родину, Государственная Дума, рабочие, войска Петрограда низвергли старое правительство. С

Атамана, полковника А. И. Дутова 17 декабря 1917 года
«Товарищ» Троцкий-Бронштейн телеграфирует «товарищу» главковерху Крыленко о мятеже Дутова, о разоружении гарнизо­на, насилиях над гражданами, женщинами и терроре. «Товарищи» чрезвычайный диктатор и

Улучшение положения рабочих» от 23 марта 1918 года
(принято единогласно) Теперь, когда рабочие отвоевали права у буржуазии, они должны не упиваться победой, а строго и вдумчиво, решительно и настойчиво поднимать и возрождать всю разрушенну

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги