рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ. - Лекция, раздел История, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года С. Соловьев, Ссылаясь На Немецкого Исследователя Прошлого Века, Пишет: “Исста...

С. Соловьев, ссылаясь на немецкого исследователя прошлого века, пишет: “Исстари китайские летописцы в степях на северо-запад от страны своей обозначали два кочевых народа под именем “Монгкулы” и “тата”, отсюда татарин”. Затем монголов отождествили с татарами. БСЭ пишет: “…татары племя монгольское”. Процесс слияния таков: монголы включали покоренные народы в свои отряды и ставили их вперед, как пушечное мясо. Вильгельм Де Рубрук пишет: “Хингиз (Чингиз) повсюду посылал вперед татар, и отсюда распространилось их имя, т.к. везде кричали: “Вот идут татары”. Но в частых недавних войнах почти все они были перебиты.” Внешне моноголы татары разительно отличались от европейцев. Невысокие, с короткими ногами, скуластые, нос плоский, глаза маленькие, борода у них почти не растет. Многоженцы в меру достатка. Половые отношения почти беспорядочные. У них могут жениться на родственницах, кроме матери, дочери и сестры единоутробной. У них господствовал закон левирата. Младший брат должен жениться на жене покойного старшего брата. И вот какой случай рассказывает Карпини: “После убийства Андрея Черниговского по обвинению в конокрадстве, Батый велел отроку, брату Андрея, взять в жены вдову Андрея. Тот готов был умереть, но — как рассказывает Карпини,– их повели на ложе и плачущего и кричащего отрока положили на нее и принудили их совокупиться сочетанием не условным, а полным по закону ливерата”. Одеваются мужчины и женщины одинаково, как в наше время. Живут в юртах из прутьев и тонких палок. Некоторые юрты разбираются и перевозятся на повозках. Главное богатство их — скот: верблюды, овцы, лошади, быки, козы. Свиней и иных животных у них нет. Соловьев рассказывает: “Мальчишки, сделав из полы свиное ухо, бегают за татарами и кричат: “Князь! Князь!”. Татары покорны своим властям. Ссоры между ними редки. Драки и убийств нет, воровства нет, нет и замков. Они довольно выносливы, голодая день или два, — рассказывают путешественники, — поют и играют, как будто хорошо поели. Люди не изнеженные, легко переносят стужу и зной. А какие там морозы–по40-50 градусов да еще с ветерком, а зимы бесснежные. Жены их целомудренны, но некоторые в шутку произносят достаточно позорных и бесстыдных слов (мат). Они весьма горды, спесивы, презирают иноземцев, даже знатных. Вот, например, когда прибыл в Каракорум, в ставку императора, владимирский князь Ярослав (отец св. Александра Невского), слуги императора не оказывали почестей великому князю. Карпини: “Шли впереди Ярослава и занимали всегда первое и главное место, в то время когда надлежало сидеть сзади зада его”

Мир заключают только с покорёнными. Чингизхан завещал завоевание мира. Покорённые воевали на их стороне, поэтому много русских воевало в Китае, даже в Японии. По первому требованию покорённые платили десятину от всего: людей, скота, вещей. Берут они десятого отрока или девицу в рабство, а остальные платят подать. Князья подчиненных стран должны являться в Орду с богатыми подарками. Некоторых из них убивают, могут возвращаться, оставив в заложниках сыновей или братьев. Подати собирают баскаки. Монгольская держава — самая обширная держава во все времена. Она начиналась от Охотского моря и простиралась до Запада, до Средиземного моря. Монгольская держава зародилась в песках Центральной Азии. К завоеваниям монголов подвигнул один из вождей Темучин, известный более под именем Чингиз-хан( " Великий хан"). Причины его завоеваний неизвестны, но называют причины этнографические, экономические и даже климатические. Каковы же причины ? Он потянул соседей, в том числе и татар. Когда больше в степи не осталось племён, способных активно сопротивляться в 1206 году на Великом Курултае (парламент) Темучин был избран великим ханом всей Монголии. В 1211 году Чингиз начал войну с Китаем. В 1215 году пал Пекин. Первые четыре монгольских хана: Чингиз — хан, Угедей, Гуюк, Мунке имели резиденцию в Монголии, в Каракоруме, а пятый хан Хубилай (1260 — 1294) перенёс свою столицу в Пекин и принял буддизм. Китай признал его императором. Его династия стала называться Юань. Она правила до 1368 года, после этого утвердилась новая китайская династия Минь. Чингиз-хан покорил Среднюю Азию, Иран, Закавказье, Северную Индию. В 1223 году два полководца Чингиз-хана Джебе и Субудей прошли между уральскими горами и Каспийским морем, пленили Северный Каваказ, ясов (осетин) и вышли в половецкую, кипчакскую степь. Разбитые половцы обратились к южнорусским князьям, дескать: " Нашу землю отняли татары, а вашу завтра возьмут, защитите нас". Собрались князья киевский, черниговский, галичский и всех звали Мстиславами и пошли вперёд: " Лучше нам принять их на чужой земле, чем на своей". Татары их предупреждали, что воюют не с ними, а с половцами, а в ответ русские перебили их послов. И вот русские и татарские войска встретились на реке Калке в 1223 году (ныне это ручей Кальчик под Днепропетровском). Двадцатитысячный отряд монголов разбил восьмидесятитысячный отряд русских и половцев. Русские действовали несогласованно, разрозненно, а Мстислав киевский даже не двинулся с места, видя беду. Он с отрядом стоял над рекой Калкой на холме. Мстислав Удалой галицкий со своим младшим князем Даниилом бежал к реке, что успел вскочить со своим войском в ладьи, а оостальные ладьи они порубили, боясь погони. Тем самым они обрекли на гибель своих соратников, у которых лошади не были столь быстры. Татары порубили многих, в том числе и князя черниговского. Татары уговорили киевского князя сдаться и пообещали, что не прольют крови. Действительно, крови они не пролили. На них татары положили доски и сели пировать. Так князь со своей дружиной был задавлен татарскими задами. Они, одержав победу, не закрепили её, не пошли на Киев, на Чернигов. Они повернули на Восток, к Волге. Русский летописец недоумевал: " Откуда пришли эти злые татары и куда опять делись…" Вот такой была встреча с татарами. Возвращаясь на родину победители переправляясь через Волгу попала в засаду волжских болгар. Они потерпели серьёзное поражение. Уцелевшие ушли степями на Восток, в Каракорум (осн. В 1220 году, Харахорим). Где он находится ? Карташов пишет: "К югу от нынешней Кяхты (в 19 веке это граница с Китаем) на реке Орхоне притоке Селенги". Гумилёв точнее даёт координаты: "Близ города Нерчинска, Иркутской области". Это городище было найдено сто лет назад. Н.М. Ядринцев, томский профессор обнаружил Каракорум, переставший существовать в 16 веке. Там ничего не было: степь и небольшие холмы. Это было величайшее открытие. О нём он докладывал в Париже на каком — то научном конгрессе. Сейчас на этом месте лежит большая каменная черепаха и остатки буддийского храма.

Чингиз — хан скончался в 1227 году Интересно, где находятся его мощи. Гумилёв так рассказывал о похоронах его останков: " В могилу опустили останки Чингиз — хана вместе с множеством ценных вещей (как сейчас хоронят цыган). Перебили всех рабов проводивших погребальные работы. По обычаю ровно через год требовалось справить поминки. Чтобы безошибочно найти место погребения монголы сделали следующее: на могиле принесли в жертву только что взятого от матери верблюжонка и через год верблюдица сама нашла место, где был убит её детёныш. Заколов эту верблюдицу монголы совершали обряд поминок и затем покинули могилу навсегда, а через это место прогнали стадо лошадей и до сих пор неизвестно, где погребён хан Чингиз. Почему это сделано ? Причина в гробокопателях. Недавно в Нижнем Новгороде была раскопана и ограблена могила богатого цыганского барона. Выкопали даже машину. Вот ответ на вопрос почему прогнали лошадей. В 60-х годах в Пекине открыт мавзолей Чингиз — хану. Китайцы считают себя потомками хана. Русские историки евразийской школы считают Москву наследницей Золотой Орды. Преемником Чингиз — хана был третий хан Угедей. Старший сын Джучи скончался при жизни отца. Его нашли в степи с переломанным позвоночником. Считают, что это сделали по приказу отца. Чингиз — хан дал в наследство Джучи территорию между Яиком и Днепром. Это кочевья кипчаков. По смерти Джучи Чингиз отдал землю сыну Джучи Батыю. Великий хан Угедей велел Батыю отправиться на завоевание западных стран. Батый пошёл с целой ордой татар отправился на Волжскую Болгарию. Он сжёг столицу этого государства, истребил всех жителей, опустошил всю землю, а болгары, избежавшие истребления бежали к русским и просили дать им место для поселения. Вероятно это будущие чуваши. В конце 1237 года, когда Волга стала, Батый перешёл её. Он послал жену — чародейку и двух послов к князьям рязанским требовать десятину от всего. Князья ответили: " Когда из нас никого не останется, тогда всё будет вашим". Рязанские князья обращались к князю Юрию Всеволодовичу владимирскому за помощью, но тщетно. 16 декабря 1237 года татары осадили Рязань, 21 взяли и сожгли её, жителей истребили. Город больше не поднялся, оставшиеся жители перешли в Переяславль рязанский. Потом татары двинулись к Владимиру, сожгли Москву в январе 1238 года. Они убили воеводу Филиппа Мянка и захватив в плен сына Юрия Всеволодовича Владимира, которого убили татары. Юрий Всеволодович оставил семью,детей, а сам ушёл на Волгу собирать войска. Татары сожгли Суздаль, подошли к Владимиру, начали ставить леса и пороги, 7 февраля начали приступ. До обеда взяли новый город и подожгли его. Сыновья великого князя с матерью бросились бежать в старый город, пещерный. Сын Всеволод вышел к Батыю с дарами. Хан велел его зарезать. Знать, семья великого князя заперлась в стенах Успенского собора, прятались на хорах. Татары пробили дверь, ограбили церковь, обложили лесом, соломой и зажгли. Все погибли. Затем татары разделились. Один отряд пошёл к Ростову и Ярославлю, другой к Городцу на Волге и пленили всё Поволжье до Галича. Третий отряд пришёл к Переяславлю Залесскому, взяли его, а затем взяли Юрьев, Дмитров, Волоколамск, Тверь. За февраль взяли 14 городов, а 4 марта 1238 года была злая сеча на реке Сить с Юрием Всеволодлвичем ( это Рыбинское водохранилище). Князь погиб в бою, русское войско разгромлено. Ростовский епископ нашёл голову великого князя отсечённой и перенёс её в Ростов. Князь был причислен к лику святых. Татары двинулись на Торжок, били стены пороками две недели, наконец взяли его. Теперь путь лежал на Великий Новгород. Не дойдя ста вёрст татары повернули назад. Вероятно, что начал таять лёд. Они повернули на юго-восток в степь. Враг был задержан у города Козельска на 7 недель. За задержку татары назвали его " злым городом". Затем Батый отправился отправился в землю половецкую и разбил здесь хана Коцана, который бежал в Венгрию, где получил землю для поселения. В Венгрии ему не повезло — он был убит. В 1239 году татары снова явились на северо-востоке, взяли землю мордовскую, повоевали земли на Клязьме, взяли Гороховец и сожгли его. Потом вернулись на юг и сожгли южный Переяславль, потом был взят Переяславль, но епископ был пощажен. Потом племянник Батыя приехал к песочному городку посмотреть окрестности и красоты Киева. Татарин был восхищён, он направил послов с предложением о сдаче. Послы были убиты. В Киеве правил тогда бывший черниговский князь Михаил. У татар был обычай казнить тех, кто убивает их послов. Они были злопамятны, вылавливали таких и казнили. Он вернулся в Киев когда избиение народа закончилось. В 1240 году Батый оказался под Киевом. Летописец рассказывает: " Окружила город и остолпила сила татарская (вокруг стены строилась такая же стена для осады). Киевляне не слышали друг друга от скрипа татарских телег. Рёвы верблюдов, ржание лошадей. Батый поставил пороки возле ворот Лядских, потому что возле этого места были дебри. Пороки били круглосуточно. Пробили стену, но киевляне успели возвести новые деревянные стены. Татары снова их пробили. Горожане спрятались на кровле десятинной церкви. Кровля не выдержала и рухнула. Татары овладели Киевом 6 декабря. Один из тысяцких был взят в плен. Его звали Димитрий. Батый из уважения к его смелости сохранил ему жизнь. Храбрый Димитрий был ранен. Татары взяли Каменец, Владимир, Галич, обошли Кременец по неприступности и весной 1241 года перевалили за Карпаты. Западная часть империи называлась Золотой Ордой, её столица Сарай — Бату по имени Батыя. Сарай в переводе дворец. То, что для европейца сарай — для кочевника дворец. Сарай находился возле города Астрахани выше по Волге в км. 90 — 100 . Ныне это посёлок Селитрины. Затем столица была перенесена в новый Сарай– Сарай -Берке. Он находился возле города Волгограда. Надо отметить, что русские платили татарам дань, призывались на военную службу, что усиливало войска не только Золотой Орды, но даже великого хана в Китае. В 14 веке в Пекине была сформирована гвардейская часть, которая получила земли для поселения в соседней провинции с Пекином. Это очень интересный факт — первые русские в Китае. Затем , русские пленные из Золотой Орды вывозились в Китай и Египет. В Китае они получали землю для поселения также как и свободные, в Египте некоторые из них насильно зачислялись в султанскую гвардию. Вот так русские появляются и в Египте.

В 1209 году государство уйгуров (тюркское племя, живущее на границе СНГ и Китая) прислало Чингиз-хану послов с просьбой принять в состав его улуса (в состав его кочевья). Просьба была удовлетворена. Уйгуры получили торговые привилегии. Это дельцы. Монгола заимствовали у уйгуров их письменность. Чингиз-хан составил свод законов, который называется "Великой Яссой".

ВЛИЯНИЕ ТАТАРСКОГО ИГА НА РУССКОЕ ПРАВО, ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, КУЛЬТУРУ

Мнение об этом, обычно, резко отрицательное. Надо вспомнить выражения "злой татарин", " незваный гость хуже татарина". На Руси есть колючий кустарник, который называется татарником. Нашим школьникам в школах прививается отношение к татарам как к злому татарину. В журнале " Вопросы истории" за 1993 год помещена статья профессора русского зарубежья В. А. Резановского (ум. в 1968 г.) Он был деканом юридического факультета в Харбине. Здесь в 1931 году произнёс актовую речь, которая называлась " К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право". Резановский был противником евразийства. Евразийцы — это те, кто считал, что монголы имели очень большое влияние на государственность и культуру. Благодаря им у нас сформировалось самодержавие и единодержавие, возникло крепостное право, телесные наказания, смертная казнь, огрубление нравов, мат. Историки 19 начала 20 вв. делятся на две партии по ответу на вопрос о влиянии монголов. Одна из партий отвечала, что татары оказали большое влияние на развитие Московского государства, которое сложилось под влиянием монгольской государственности. К этой партии относились частично Карамзин, который сам принадлежал к обрусевшему татарскому роду. Главным образом Костомаров, Лянтович, Загоскин, Сергеевич — историки русского права. И немногие другие. Эта партия небольшая. По мнению Карамзина в 14 веке на Руси появилась смертная казнь, телесные наказания и зарождение самодержавия. Он писал: "Внутренний государственный порядок изменился. Князья смиренно пресмыкаясь в орде возвращались оттуда грозными властелинами, ибо повелевали именем царя верховного — хана. Рождалось самодержавие. Оно, искоренив боярские смуты устранило важные препятствия на пути России к независимости и таким образом возникало вместе с единодержавием до времён Ивана Третьего, при котором утверждается и самодержавие и единодержавие". Автор книги " Характер русского народа" Лосский пишет: " Французы говорят: поскребите русского и вы найдёте татарина." А французский учёный Болье высказывает обратное положение: "Снимите налёт татарского ига и вы найдёте европейца". У Костомарова эта идея получала развитие в статье "Начало единодержавия в древней Руси". Здесь он следует в форватере Карамзина.

Другая партия историков, и их большинство: Соловьёв, Ключевский, Платонов, Шмурло находят, что так называемое татарское иго не оказало глубокого влияния на ход нашей истории; оно лишь ускорило или задержало некоторые её процессы. В 20-е годы 20 века за границей среди эмигрантов появилось так называемое движение евразийства. Это направление, которое придаёт исключительное значение монголо-татарскому фактору. Оно рассматривает удельную Русь как часть великого монгольского государства, развившуюся в самостоятельное Московское государство под непосредственным влиянием монгольской культуры и государственности, а имперская Россия и СССР это продолжение Московского государства. Это государство в дальнейшем развитии представляло и представляет собой особый географический, этнографический и культурный мир, объединяющий народы арийского и туранского корня степных равнин Европы и Азии — Евразии. Это государство объединяет культуру Европы и Азии. Оно является естественным наследником великой державы Чингиз-хана. ( Соловьёв учил, что мы являемся частью европейской цивилизации). По мнению евразийцев, следовательно, на Востоке корни нашей культуры и нашей государственности. После крушения западнического пути в 1917 году евразийцы призывали вернуться на Восток, ориентироваться на страны Востока. Какие же психологические причины поворота на Восток. можно видеть у эмигрантской молодёжи ? Они претерпели за границей муки ада. Здесь полковники работали таксистами, поварами, дочерей отдавали в публичный дом. Поэтому у них возникает отвращение к Западу, они обращаются с надеждой на Восток. (Правда, попади в тот же Париж без штанов — ни в какой собор Парижской Богоматери не пойдёшь, в Лувр не пойдёшь, пусть даже двери будут открытыми). К евразийцам относились молодые учёные русского зарубежья Трубецкой Н.С. Он выпустил в Праге сборник статей "К проблеме русского самосознания". Он был лингвистом. К его трудам относится "Европа и человечество". Савицкий написал и издал в Париже труд " Россия — особый географический мир". Вернадский Г. В. в Праге издал учебник по русской истории " Начертание русской истории", " Исход к Востоку", " На путях". Молодой монгольский учёный Хара — Даван( " О Чингиз — хане"). Они издавали в Париже журнал "Евразийский временник". Евразийцем — историком заявил себя Вернадский. В СССР представителем этой школы был профессор Ленинградского Университета, трижды сидевший в сталинских лагерях Лев Николаевич Гумилёв, которого считают последним евразийцем. Наиболее систематично евразийские взгляды выражены в трудах Вернадского. Он пишет: " После завоевания татарами Русь попала в систему мировой империи монголов. Мировой характер этой империи, нами, русскими недостаточно осознаётся. ( Да, в средних школах так и делают. Мы знаем множество империй). Русь раньше имела связи с Византийской империей: церковную, культурную, политическую. Но эта связь ослабла с захватом Константинополя крестоносцами в 1204 году и падением Византии в 1453 году. Русь была включена в огромный политический организм от Тихого океана до Средиземного моря за исключением церковных отношений. По чертежу(карте) 1331 года в неё входили Срединная империя — это основное ядро, Персия, включая Таджикистан, Туркестан( Джоготайская держава), Кипчакское царство — царство половцев — держава хана Золотой Орды Узбека. А Русь составляла часть Золотой Орды. Это не состоятельный элемент. Это часть улуса Джучи. Такое включение в организм давало Руси и защиту и торговые связи. Для Руси открылась дорога на Восток. Русские отряды ходили далеко за Дон, они участвовали в войнах хана Хубилая при завоевании Южного Китая во второй половине 13 века. Монгольская империя не мешала внутренней культурной жизни Руси. Монголы воевали с Литвой, Венгрией, Польшей и поддерживали на своём гребне оборону Руси от латинского Запада. Сарай боролся с Литвой и нападая на Литву Сарай невольно защищал русскую культуру даже тогда, когда политически уже враждлвал с Москвой. Устояла бы Русь против Литвы без татар далеко неизвестно, особенно когда великим князем литовским был Витовт, который значительно расширил владения на Востоке( даже Тверь была в союзе с Литвой, Нижний Новгород поддерживал Витовта, Рязань была против Москвы. Москва оказалась в литовских клещах). Сарай решил всё дело кому быть центром Руси Вильне или Москве. ( В 14 веке два города боролись за то, чтобы быть центрами Руси — Москва и Вильно. В составе литовского государства до 80% составляли русские области, поэтому государство называлось Литовско –русское государство. Сарай решил исход дела) В 1399 году рать Витовта потерпела страшное поражение от Эдигея на реке Ворскве, где 300 лет спустя Пётр Первый разбил Мазепу и шведов. Татары помогли Москве стать центром Сарая. Успехами Сарая исторически воспользовалась Москва. Два культурных центра Золотой Орды Сарай и Москва тесно связаны между собой и в устройстве Православной Церкви. Надо вспомнить устроение Сарайской епархии в 1261 году. Русские митрополиты поняли и осознали необходимость крепче связаться с новым центром. Кроме миссионерской роли епархия играла ещё и роль политического звена. Сарайский епископ служил посредником между митрополитом и ханом с одной стороны и вселенским патриархом и императором с другой".

Европоцентристы делают акцент на разрушении монголами производительных сил завоёванных стран. Например Шмурло пишет: " Монголы истребили население. Нашествие сильно обезлюдило Русь. В Торжке перебили всех жителей, в Козельске перебито не только всё взрослое мужское население, но и женщины с детьми, в Переяславле под Киевом сожгли город перебив население и забрав половину женщин в плен, в Киеве осталось не более 200 домов, вокруг валялось бесчисленное множество черепов и костей. На реке Бук, в городе Ладыжине сдавшееся население истреблено полностью, во Владимире Волынском не осталось ни одного живого человека, церкви переполнены трупами. Материальное разорение. Множество городов разрушено, за один февраль 1238 года монголы взяли 14 городов не считая слобод и погостов. Население бежало в леса, страна обнищала и запустела". Ему возражает востоковед, академик Бартольд. Он говорит: "Несмотря на произведённые монголами опустошения, первое время существования монгольской империи было временем экономического и культурного развития для всех областей, которые могли воспользоваться последствиями широко развившейся караванной торговли и более тесного общения между западной и восточной Азией. Пришедшие к процветанию в течение 18 и 19 веков русские города Причерноморья, а также города Среднего и Нижнего Поволжья представляются воспроизведением и возрождением располагавшихся в тех же местах культурно — городских центрах золотоордынской эпохи: в Сарае, в Крыму. Это проекция монгольского периода. Остатки домов, которые обнаруживают археологи с облицовкой мрамором и изразцами, водопроводы, надгробья, куски серебряной утвари, парча, венецианское стекло выступает свидетелями о жизни татарских культурных средоточий 13 и 14 веков и их отношений с другими народами Востока и Запада." Сами европоцентристы (западники), Шмурло признают, что влияние татар на быт сказалось в домашнем обиходе, одежде высших классов населения, затворничестве женщин на Руси, церемониале княжеского двора.( Он был забыт тогда, когда Иван Третий женился на византийской царевне Софье Палеолог). Когда в Москву пребывал татарский посол великий князь подносил ему чашу с кумысом. Замечается влияние татар на язык, который восприняд много слов восточного происхождения ( татарских, персидских, и вообще тюркских). Бытовая лексика: богатырь, толмач, ханжа (от хаджи), киса, калита, ясак, ям, якшаться; одежда: армяк, зипун, кафтан, сарафан, жупан, шаровары, колпак, кушак, халат ( семинаристы в прошлом веке были обряжены в халаты); обувь: башмак; ткани: бязь, кармазин, алтабаз; вооружение: мисюрка, барабан, колчан, кошь, ясаул, бунчук, караул; драгоценные камни: талаз, бисер, яхонт, жемчуг; тороговля: бавзар, барыш, аршин, товар, деньга, казна, пай, алтын; строения: амбар, чердак, сарай, арбуз. Города: Касимов, Тула ( в честь Тайдулы), Тюмень. Фамилии: Апраксины, Бибиковы, Болтины, Деевы, Енгалычевы, Еникеевы, Ермоловы, Карамзины, Матюшкины, Бухановы, Урусовы, Хитрово, Юсуповы. Профессор Загоскин пишет, что имеется 120 дворянских родов татарского происхождения, это 15% всего дворянства. Вернадский в своей книге "Монголы и Русь" пишет: " Откуда взялась фамилия Булгаковы. Происхождение татарское. В 16 веке боярский сын татарского происхождения по имени Булгак был посвящен в духовный сан и после этого кто-либо из семьи всегда становился священником вплоть до отца Сергия Булгакова. Были и другие выдающиеся русские интеллектуалы татарского происхождения например Карамзин Н. М. И даже Пётр Чаадаев. Он, вероятно, был монгольского происхождения, потому что Чаадай — транскрипция монгольского имени Чеготай или Джагатай." Голубинский говорит, что слово харахориться произошло от слова Харахорим, потому что слово значит неумеренно величаться, слишком ломаться. Слово введено русскими князьями ездившими в Харахорим, где великие ханы слишком величались над ними, им приходилось слишком унижаться. Можно согласиться с о. Георгием Флоровским: " В евразийстве есть правда, но это правда вопросов, а не правда ответов, правда проблем, а не решений". Над этим следует подумать.

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОНИМА ЛИТВА

Русско — литовское княжество составляло преимущественно русское население в прямом смысле этого слова. Белоруссы являясь соседями литвы производят это название от слова лютые. Это так, потому что литовские племена особенно жмудь отличалась языческой свирепостью, от которой страдали православные украинцы и белорусы. Чешский учёный Шафарик утверждает, что слово лютва преобразовалось в литву. Это спорная этимология. В БСЭ сказано, что литва происходит от латинского слова литус, что значит морской берег, взморье. Это научное объяснение слова. Это на основании хроник литовских и жмудских. Некоторые историки (Гумилёв), утверждают, что Русь больше пострадала от литвы, чем от татар. С этим вряд ли можно согласиться, а вот другое можно допустить. Вильна могла стать центром объединения русских земель, ведь к 1386 году при Дмитрии Донском, как свидетельствует Платонов: "Православное русское население занимало 9/10 литовского государства и отличалась несомненно высшей культурой, чем языческая Литва." С ним никто не спорит. Однако история иначе распорядилась судьбой Литвы. Литовцы создали державу будучи язычниками; крещение они приняли в 14 веке. Ещё Александр Невский сражался с литвой. Соловьёв пишет: " В1245 году толпы литовцев явились около города Торжка и Бежецка. Приспел Александр с Новгородцами, взял Торопец, перебил князей их (литовцев)". Затем ещё дважды Александр разбивал и рассеивал Литву. Она не имела государственности, только опасность немецких рыцарей заставила ускорить процесс государственного устройства. Литовские племена: литва, ятвяги, жмудь, пруссы были объединены Миндовгом ( Миндаугас). Захватив русский городок Новогрудок основал полурусское полулитовское княжество. Его владения простирались на витебскую, полоцкую, часть смоленского княжеств. Многие русские спасаясь от татар бежали под покровительство Миндовга. С русскими он действовал против литовцев и с литовцами против русских. Соловьёв пишет: " Этот князь был жесток и хитёр. Никакое злодейство не могло остановить его. В политике он был трезвым прагматиком. Когда было выгодно он принял крещение от немцев, стал католиком. В 1256 году. Ппа был в восторге. Принял литовского князя под покровительство Св. Петра и велел епископу венчать Миндовга королевским венцом в 1256 году.". Летописец рассказывает: "Крещение было льстиво, потому что в тайне он не переставал приносить жертвы своим литовским богам., сжигал мертвецов, а когда выйдет на охоту и заяц перебежит дорогу, то уж ни за что не пойдёт в лес и даже не посмеет сломить в лесу.". Был у него сын сын Войшелг. О нём надо сказать побольше, потому что он представляет нравы того времени. Он княжил в Новогрудке, "будучи в поганьстве и начал проливать крови много. Убивал каждый день по три человека. В который день не убивал был печален, а как убьёт кого — так и развеселится". И вдруг пронеслась весть, что Войшелг — христианин; оставляет княжение и постригается в монахи, и даже собирается на Афон. Туда он не попал, но основал монастырь на Немане. Миндовг хитрил, показывал себя послушным сыном папы, завещал ему всю Литву в случае его смерти, если не будет наследника. Сам в 1259 году вторгся в Курляндию, разгромил тевтонцев и отпраздновал победу сожжением пленных немцев в жертву богам. Отрёкся от христианства и королевского титула, вступил с войском в Пруссию и страшно опустошил её. Несмотря на хитрость добром он не кончил. Его убили Литовские соперники в 1263 году. Как он погиб ? В 1262 году у него скончалась жена, которую он очень любил. Он послал человека к сестре жены. Посол говорил, что "сестра твоя умерла, приезжай сюда плакаться по ней". Когда та приехала Миндовг говорит: "Сестра твоя умирая велела мне жениться на тебе, чтобы другая детей её не мучила". Так он женился на своячнице, а у неё был муж Довмонт-князь Ольшанский. Оскорблённый Довмонт убил Миндовга с двумя сыновьями. Довмонт бежал в Псков, крестился и стал именоваться Тимофеем. Он стал удачно княжить там, защищая Псков от немцев и литвы. Порсле смерти Довмонт стал небесным покровителем Пскова. Войшелк узнав о беде оставил монастырь и начал поступать также как в Новогрудке. Он "перебил бесчисленное множество врагов, а другие разбежались". В 1268 году Войшелк снова затворился в монастыре. Это нравы первых христиан — литовцев. Затворившись в монастыре Войшелк отдал всё своё имение зятю Шварну — сыну короля Даниила Галицкого. Шварн просил его повременить с монашеством, но тот говорил, что много согрешил пред Богом и людьми. Шварн умер бездетным. Литовцы снова вызвали Войшелка из монастыря. Этим был недоволен брат Шварна Лев. Он приехал в монастырь к Войшелку и говорит ему: "Кум, попьём- а ещё". Эта попойка переросла в ссору и Лев в драке убил Войшелка. Лев хотел соединить Галицкое княжество с Литвой, но не получилось . Литовцы выбрали своего короля, но распри продолжались. Порядок в Литве установился только при князе Гедемине (Гедеминасе)(1317-1341). Он является основателем династии гедиминосов. При нем усилилось русское православное влияние. Вторая и третья жена его были русскими. Дети тоже женаты на русских. Себя он считал не только литовским, но и русским князем (rex litvinorum rutenorumque) в сношениях с немцами. Главным сподвижником князя был русский воевода из Гродно. Таким мирным сближением народностей следует объяснить быстрое и лёгкое объединение Западной Руси под властью Гедимина. Он подчинил русские княжества от Полоцка до Киева. Он граничил сземлёй Смоленской, Черниговской и Волынской. Грушевский считает, что Киев был завоёван к осени1362 года или к весне-лету 1363 года, после Гедимина. Называется и другая дата. Гедимин основал новую столицу Вильну на реке Вилии. А первой столицей был город Трок или Трокаль. 2/3 всех земель были русскими землями. Вся Белоруссия была литовской землёй. Литовское княжество стало центром, около которой формировались слабые русские области. Московское государство находилось в таком же положении. Москва и Вильна стягивали более слабые русские области вокруг сильного центра. Было два центра объединения русских земель. Гедимин скончался в в 1341 году. В том же году скончался Иван Калита и хан Узбек. Гедимин оставил после себя семерых сыновей. Младладший Явлутий получил Вильну. Его свергли дружившие два брата от одной матери русской Ольги Ольгерд и Кейстуд. Они разделили управление так. Женатый на русской Ольгерд управлял русским населением Литвы, а Кейстуд лучше знал литовское население. Ольгерд жил в Вильне и действовал против Москвы, а Кейстуд , живя в Трокае был лицом обращён на Запад и действовал против немцев. В 1358 году Ольгерд изложил свою цель сжато и лаконично: "Вся Русь должна принадлежать Литве". И Москва держалась того же мнения Русские знали Ольгерда лучше чем брата. Они очень хвалили ум Ольгерда и талант. Это был сдержаный и хитрый политик, воевавший не столько силою, сколько мудростью. Кейст оставаясь язычником по вере он был христианином по духу. Об Ольгерде же никто не знал какой он придерживается веры. Кейстуд сдерживал наступление немцев, а Ольгерд достиг больших успехов в отношении южной Руси. Он овладел Чернигово- Северской землёй, Брянском. Киев и Волынь были им окончательно подчинены . Грушевский так объясняет лёгкость отвоевания у татар Киева: "Со смертью В 1359 году Бердибека ханская власть надолго перестала существовать фактически. Беспрестанно меняются эфемерные ханы — ханы по имени. Временщики и авантюристы. По словам арабского историка было несколько эмиров монгольских в округах Сарая. Они были несогласны между собою и властвовали порознь. А между тем усиливается в 70-х годах Мамай. Это не хан, а в60-х годах Ольгерд не встречал сопротивления со стороны татар. Вот почему и Москва в 1380 году разбила татар. Правили временщики Орда ослабела, правили временщики и поэтому Дмитрий Донской нанёс удар по татарам. Псков, Новгород и Тверь склонялась на сторону Литвы. И даже нижний Новгород склонялся туда же. Но в северной Руси Москва была настолько сильна при Дмитрии Донском, что могла остановит замыслы Ольгерда, что он должен был уступить. Вот пример, как Ольгерд подходил к Москве. В 1369 году Михаил тверской привёл литовцев к Москве (сестра Михаила была женой Ольгерда). Три дня они тут стояли, но взять её не смогли и страшно опустошили окрестности, увёл бесчисленное множество народа, угнал скот. Впервые по прошествии сорока лет Московское княжество испытало неприятельское нашествие. Ольгерд не мог стоять больше трёх дней, потому что на Западе немцы не давали ему покоя. В 1370 году Михаил опять осадил Москву, но князь Дмитрий спрятался в каменном кремле. Взять кремль Михаил не смог и ушёл. В 1372 году Литва опять пришла к Москве, но результата тот же. Русским к (и украинцам и белорусам) казалось, что Гедимин восстанавливает старые русские порядки, что литовские князья это преемники Рюриковичей. , что литовско — русское государство имеет блестящее будущее. Но история не оправдала этих надежд. Пушкин писал после первого польского восстания: "Кто одержит победу кичливый лях или верный росс". В 1377 году скончался Ольгерд, постригшись перед смертью в монахи, сменив мирское имя Александр на Алексия. После него князем стал его сын Ягайло, в крещении Иаков. Дядя Кейстуд присягнул Ягайле. Он не был похож на отца и деда. Был ленив, любил удовольствия, не имел твёрдого характера. Подвергался влиянию Войтыллы, холопа отца. Войтылла поссорил племянника с дядей. Кейстуд низложил Ягайло, но сохранил ему жизнь, а зря !!! Выбрав момент племянник восстал против дяди , заманил его в ловушку и приказал его удавить. Это было в 1382 году. Сын Кейстуда Витовт помирился с Ягайло. Он принял латинство, чтобы получить поддержку от ордена, но потом вернулся в православие. В 1380 году Ягайло вёл войско для соединения с Мамаем, но опоздал. Узнав о поражении у Одоева вернулся назад. В середине 80х годов поляки сделали предложение Ягайле принять католичество и крестить народ по западному обряду, вступить в брак с королевой Ядвигой и так соединить Польшу и Литву династическим браком. У неё уже были женихи. С герцогом австрийским она даже обвенчалась, но это не удовлетворяло интересам правящей верхушки Она искал а более выгодную партию. Брак с литовским князем был выгоден Польше. Во-первых женитьба прекращала распри соседей по поводу Галиции, во-вторых Литва помогла бы Польше бороться с немецкой агрессией, а в третьих Польша могла бы просветить варварскую Литву. Ядвиге не хотелось выходить за Ягайло без любви, но её муж когда хотел пользоваться правами супруга в Краковском замке с бесчестием был оттуда выгнан вельможами. Речь идёт о герцоге австрийском. К Ядвиге приступили прелаты и стали ей льстить званием просветительницы Литвы. Она заколебалась, хотя ей на тот момент было 11 лет, а Ягайле 26 лет. Потом она напрвила человека рассмотреть наружность и нравы нового жениха. Предупреждённый Ягайло принял посла с необыкновенной лаской, одарив его. Тот сообщил Ядвиге, что князь приятен , красив, строен, роста среднего, длиннолиц, во всём теле нет никакого порока, в похождении важен и смотрится государем. Она успокоилась и дала себя уговорить. Впоследствии Ядвига прославлена папой в недавнем времени. Это было в 90-х годах нашего столетия. Сейчас она называется Святой Ядвигой, просветительницей Литвы. В 1386 году был заключён брак, имевший большое значение для всей Восточной Европы.. Ягайло отрёкся от православия, имя Иакова сменил на польское Влладислав. Его примеру последовал весь литовский двор и двоюродный брат Витовт, приехавший на свадьбу. Затем стали крестить народ по латинскому обряду. Стали уничтожаться капища. Самое активное сопротивление из литовских племён оказывала жмудь.. Началось наступление на православных. Русские выходившие замуж и женившиеся на католиках должны были принять католицизм. Есть известия, что литовская православная Церковь имела при Ягайле мучеников. Ягайло был провозглашён польским королём Владиславом. Сопротивление Польши и Литвы прекратилось. Владислав помог вернуть Польше захваченные венграми Львов, Галич, а в 1410 году их объединенные войска разгромили тевтонский орден (битва под Грюнвальдом), после чего орден прекратил завоевание славянских земель и начал клониться к упадку. Польша могла несомненно праздновать победу после объединения. Она выиграла больше, чем Литва. Платонов пишет: "А Литва начинает клониться к погибели в то самое время когда она достигает, казалось бы, полного расццвета своих сил". Почему ? УНИЯ посеяла семена внутренней вражды м разложения между славянами и литовцами, православными и католиками.. Уния ввела в Литву латинство, которое провозглашается господствующим. Вот так были посеяны семена раздора. . Окатоличивание сопровождалось полонизацией. Польское духовенство, польские аристократы сменяли русских придворных при литовском дворе. Польские нравы и обычаи сменяют русские. Так возникает не только религиозная, но и национально — культурная вражда.. Кто не знает истории Литвы, тот не знает истории Украины, Белоруссии.

Король Ягайло переехал в Польшу , а великим литовским князем бы провозглашён Витовт в 1392 году. На съездах польско — литовской знати в 1401 и 1413 году была окончательно установлена династическая уния Литвы и Польши. А Витовт признал себя лишь пожизненным владетелем своего литовского княжества. Однако он вёл самостоятельную политику. Он присоединил к Литве Смоленское княжество в 1395 году. Литва простиралась от моря и до моря, от Черного моря до Балтийского, следовательно государство включало территории Украины, Белоруссии и собственно Литву. Никогда Литва не была столь обширным государством как при Витовте. Витовт вмешивался в дела Новгорода, Пскова, Твери, Рязани, Нижнего Новгорода. Он охватил Москву в клещи. Сын Дмитрия Донского Василий Дмитриевич (1389 — 1425) был женат на дочери Витовта Софье и ему приходилось не раз противостоять притязаниям своего тестя. Казалось Литва подчинит и Москву. Они уговорились между собой, чтобы границей между государствами был приток Оки Угра. Витовт пытался подчинить своему влиянию ослабевшую тогда Орду. Но этим притязаниям положил конец ордынский правитель Эдигей, нанесший решительное поражение литовцам на реке Ворскве (левый приток Днепра). Татары преследовали Витовта 500 вёрст до самого Киева. Киев дал контрибуцию. Хан Темир — Кутлуй ушёл в степи, оставив землю литовскую в скудости и в плаче. Несмотря на это поражение время Витовта считалось эпохой наивысшего расцвета и могущества Литвы. Его считали народным героем. Опершись на русскую партию в Литве и приняв православие в борьбе против Ягайло и унии и сделав свою политику русской Витовт мог бы стать соперником Москвы или объединить московских князей и всю русскую землю под своим скипетром. Это мнение академика Платонова. Но Витовт этого не сделал, потому что также нуждался в Польше в борьбе с немцами. Литва оказалась между двух огней — Москвой и немцами. Приходилось вертеться. Потом появились и литовцы, заинтересованные в унии с Польшей (пятая колонна). В 1413 году в местечке Городля на реке Западный Бук подданные литовского князя принимали католичество и получали те же права, какие имели поляки соответствующего сословия. Им хотелось породниться с Европой. Княжеский двор Витовта устраивался по образцу королевского краковского двора. Столицей был Краков, а Варшава становится столицей постепенно, после Брестской унии в 1596 году. Новые должности при литовском дворе даются только католикам. Среди подданных Витовта было три партии: православно — русская, старо — литовская, польско — католическая. Все эти партии считали Витовта своим. Он хитрил — не вставал открыто ни на чью сторону. Сам не склонен был решительно примкнуть к Ягайле. Он даже хлопотал в конце жизни о получении от императора Германии королевского титула, следовательно независимости от Польши, но тщетно. Скончался он в 1430 году, оставив семена распрей, которые взойдя погубили силу и величие русско — литовского княжества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ... Глав... ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских плем н образовалась Русь и единый русский народ как образовалась...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИОГРАФИЯ.
Н. М. Карамзин ( 1766 — 1826). Родился в Симбирской губернии. Дворянин. В девять лет пристрастился к чтению, в 14 лет был привезён в Москву и отдан в пансион. Посещал основа

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ И НАЗВАНИЕ РУССКОГО НАРОДА.
Откуда пошло название Русь? Это очень трудный и спорный вопрос. Обратимся к летописному рассказу "Повесть временных лет". Это история по годам. "Варяги из "заморья" брали д

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.
Прародиной славян считаются северные склоны Карпатских гор. Это господствующее мнение. Здесь славяне существовали под именем венедов и склавинов. Под такими названиями известны ещё в готские и гунн

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЕЙ.
Норманисты их называют варяжскими, поэтому мы можем сформулировать тему как “Деятельность варяжских князей”. Да, пожалуй, первыми князьями были варяги это мнение, повторяю, Платонова, Погодина, Клю

ИДЕЯ САМОДЕРЖАВИЯ И ЕДИНОДЕРЖАВИЯ.
Самодержавие — это факт независимости государя от иноплеменников. Восточная церковь выросла из тесного союза со светским обществом, вследствие услуг, оказанных императорами, “под впечатлением велик

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ЯЗЫК.
Евгений Францович Шмурло обратил внимание на влияние христианства на словарь (“Курс русской истории”). Он первый из русских историков, побывавших в Ватиканском архиве. Его послали из Академии наук

ВЛАДИМИР МОНОМАХ ( 1113 –1125 ).
По смерти Святополка киевляне пригласили Владимира, но это противоречило решениям княжеского съезда в Любече в 1097 году, где решили: пусть каждый держит свою отчину, поэтому Киев должен был получи

ИСТОЧНИКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ КНЯЗЕЙ.
Таковыми являются: Дань с населения, пошлины (судные или таможенные), князья лично владели сёлами. Князя окружала дружина, которая составляла порой 1000 человек. Состояла из старших дружин

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ.
Василий Осипович Ключевский считал, что важны все факторы общественной жизни. По отношению к князю общество делилось на три сословия: 1. Княжеские мужи; 2. Люди; 3. Холопы. Княжеские мужи

ЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ “РУССКОЙ ПРАВДЫ”.
Первый источник — это обычное право древней языческой Руси. Второй источник — это княжеское законодательство. Например: во второй статье Пространной Правды изложен закон Ярослава о замене

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.
У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь

СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ.
Слово суздаль — фино-угорское слово. Это центр великорусской народности. До 12 века здесь преобладало финское население, которое было здесь туземным. Славянская колонизация началась ещё до 12 века

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).
Михаил Погодин говорит о нем: “Он обратил средоточие русской государственной тяжести в другую сторону, он вывел на позорище истории другое племя — великорусское, самое младшее из всех племен наших.

БОРЬБА С НЕМЦАМИ И ШВЕДАМИ. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 — 1263).
Не зря говорится: тот кого любят более умирает рано. Шмурло сказал замечательные слова: "Он прилагает невероятные усилия ввести расхлеставшееся татарское море в должные границы. Заискивает у т

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ТРЕТИЙ
(1462 — 1505) Московское княжество со всех сторон было окружено русскими владениями: землями Новгорода Великого, Твери, ростовскими , ярославскими и рязанскими. Иван сумел

ФЁДОР КУРИЦЫН
Внешними политическими делами ведал двадцать лет с 1480 по 1500 год ведал дьяк Фёдор Курицын. Ему поручались самые ответственные дела(известному жидовствующему). Ему поручалось устройство династиче

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "ЦАРЬ".
Официальное мнение, что слово происходит от слова "Цезарь". Карамзин с этим не согласен. Он пишет: "Сие имя не есть сокращение латинского "Цезарь", но древнее латинского. П

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги