рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БОРЬБА С НЕМЦАМИ И ШВЕДАМИ. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 — 1263).

БОРЬБА С НЕМЦАМИ И ШВЕДАМИ. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 — 1263). - Лекция, раздел История, КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года Не Зря Говорится: Тот Кого Любят Более Умирает Рано. Шмурло Сказал Замечатель...

Не зря говорится: тот кого любят более умирает рано. Шмурло сказал замечательные слова: "Он прилагает невероятные усилия ввести расхлеставшееся татарское море в должные границы. Заискивает у татар (это умалчивается в школьном курсе) и когда убеждением а когда силой заставляет свой народ подчиниться требованиям хана (он прагматик). Гибкость и изворотливость он проявил изумительно. Его деятельность дала положительный результат ( в советской школе нам преподносили его как полководца, но ополитике в отношении татар умалчивали). Александр — это тип северного князя: прагматизм, рассудительность, железная воля, настойчивость и терпение, увлечениям нет места, ценится одно только реальное благо.( их надо сравнить с тверскими князьями: Александр Невский прямой продолжатель дела Ивана Калиты) Андрей Боголюбский и Всеволод Третий в его положении действовали также как он". После гибели Св. Юрия Всеволодовича, погибшего от руки татар на реке Сити в 1238 году великокняжеский владимирский стол занял его брат Ярослав Всеволодович. Он изъявляя покорность хану не стал собирать войска против Батыя, отправился в Сарай к Батыю,. Тот принял его с честью, а на прощанье сказал: "Будь ты старшим между всеми князьями русскими". Итак, Батый признал его старшим. В 1245 через семь лет Ярослав отправляется в Каракорум к великому хану, где присутствовал при воцарении великого хана Гуюка. Свидетелем этого также был Карпини. Он рассказывает, как татарские слуги оскорбляли Ярослава Всеволодовича. Они сидели впереди знатного гостя, не оказывали чести. Потом Ярослава позвали к матери великого хана. Она оказала ему честь: подала пищу и питие из своих рук. Он был очень обрадован таким вниманием. После семи дней он умер. Предполагают, что был отравлен в 1246 году. Русский летописец сообщает, что он был оклеветан каким-то Феодором. Вероятно, это следствие княжеских усобиц. В то же время, когда Русь обливалась кровью от татар на западных окраинах появились германцы, шведы, датчане и немцы. Они начали колонизовать восточные берега Балтики. Шведы овладели Финляндией и "примучивали к крещению". Датчане заняли Эстляндию, где поставили город Ревель, основали столицу нынешней Эстонии — Таллин. Первые появления немцев в устье Зап. Двины было мирным, а с торгоцвами появились миссионеры. Потом папа послал крестоносцев. Епископ Ливонии Альберт или Адальберт с войском прибыл с в устье Двины и основал город Ригу в 1200 году. Он начал покорение страны. В 1202 году Альберт устроил здесь орден Духовных Рыцарей , монахов-рыцарей на подобие военных орденов в Палестине. Первые ордены появились в Святой Земле. Это орден меченосцев, потому что его рыцари носили белый плащь с красным крестом и мечом на плече. В 1226 году между Неманом и Вислой на Балтийском побережье обосновался другой орден — Тевтонский ( от слова тевтон _ — немец). Они были приглашены из Палестины польским королём Конрадом для защиты польских земель от о литовского племени пруссов. Сейчас пруссов нет, остался только этноним. Всех истребили немцы. Первые удары германцев приняли на себя Новгород и Псков Славную победу одержал здесь Александр Ярославович Невский. Он княжил в Новгороде с 1236 года с шестнадцатилетнего возраста.. Шведский полководец Биргерд побуждаемый папой предпринял крестовый поход против Руси. Когда шведы высадились на берегах реки Ижора чтобы идти на Ладогу. Новый князь с небольшой дружиной вышел против неприятеля и 15 июля 1240 года нанёс ему поражение, за которое стал называться НевскимЭта победа имеет и религиозное значение ибо шведы воспринимались русскими как римляне, латиняне и наши предки рассматривали победу как торжество православия над католичеством. Победа послужила первым поводом для причисления Александра к лику святых как доброго страдальца за русскую землю. Потом Александр из-за ссоры с новгородцами покинул город, потому что новгородцы не хотели, чтобы князья вмешивались в их внутренние дела, Они приглашали князей лишь для обороны, а не для внутреннего управления. Вскоре жители опять обратились к нему за помощью. Теперь меченосцы взяли Изборск и Псков, вторглись в Водскую Пятину, заняли дороги близ Новгорода и грабили купцов. После поездки в Орду Александр в 1242 году взял Псков и встретил немцев и чудь. Об этом племени не говорили в советское время. Встреча произошла на Чудском озере. Лёд был ещё крепок ( весна, 5 апреля). Битва началась на восходе солнца. Рыцари пробились "свиньёй" сквозь русские полки и погнали уже бегущих русских. Но Александр обогнул немцев с тыла и решил дело в свою пользу. Летописец сообщает: "Была злая сеча. Льда на озере стало не видно. Всё покрылось кровью". Русские гнали врага семь вёрст. Убили 500 рыцарей. Это значительная потеря, потому что рыцарь на коне — это живой танк . Если он падал с коня, то он не мог подняться. Чуди было бесчисленное множество, они были легко снаряжены. Об этом ничего не сообщалось в советских школах. Русские пленили ещё 50 рыцарей. Их вели пешком по городу. По городу победителей встречали жители и священники с крестами. Немцы явились в Новгород с перемирием. Они отказались от завоеваний и предложили обменяться пленными. После этого немцы не поднимались на Русь десять лет. И только в 1253 году вновь пришли под Псков и сожгли посад. Как же Александр боролся за старшинство среди братьев. После Ярослава по старшинству престол наследовал его старший брат Святослав по старине. В 1242 году Батый пригласил Александра в Сарай. Он будто бы так сказал Александру (по житию): "Мне Бог покорил многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе ? Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться мне и увидишь честь и славу царства моего". Потом хан будто бы сказал вельможам своим: "Всё что мне говорили о нём — всё правда, нет подобного этому князю". После смерти отца в 1246 году Александр отправился к Батыю после громких славных побед с братом Андреем, а между тем московский князь Михаил Хоробрый (самый младший брат Александра) отнял великое княжение у Святослава в нарушение родового права. Вот как выступает Москва на политическую сцену — по праву сильного. Михаил скоро погиб от литовцев, до возвращения старших братьев из Орды. Александр получил киевский стол и Новгород, он удерживает также свою отчину Переяславль Залесский. А Андрей великое княжение владимирское. Александр был недоволен ибо давно уже Владимир получил первенство над Киевом и в 1252 году Александр отправился на Дон к сыну Батыя Сартаку. Почему он отправился к Сартаку? Потому что он был христианином. Он принял христианство и если верить Гумилёву едва ли не был побратимом Александра. Есть основания утверждать, что Сартак был именно христианином.. Вернадский Г. В. приводит цитату из книги арабского историка. Вот что он пишет: "Вступив на престол Сартак должен был отправиться на поклонение к великому хану Мунке. На обратном пути Сартак проехал мимо Орды дяди Берке. Тот послал спросить о причине такого оскорбления. Он отвечал: Ты мусульманин, а я исповедую Христа. Видеть лицо мусульманина есть несчастье". Оскорблённый Берке заперся в своей палатке, положил верёвку себе на шею и трое суток провёл в плаче и молитве: "Если вера Магомета согласна с истиной, то отомсти за меня". И Сартак на четвёртый день умер. Предполагают, что Сартак был отравлен ханом Берке, который занял престол. Итак, мы можем принять за достоверное, что Сартак был христианином. А если верить Гумилёву ( это что-то из области фантазии, он был человеком увлекающимся) хан был даже диконом. Вот почему Александр поехал к Сартаку. Оттуда вернулся вот с какими результатами: добился у хана признания старшинства с помощью татар пришёл во Владимир, а брату отдал Суздаль. По смерти Батыя новый хан Берке с 1257 года начал перепись русского населения с целью собирания выхода или дани. Его счётчики сочли (сосчитали) землю Рязанскую, Муромскую, Суздальскую. Служители всех религий освобождались от дани, кроме раввинов. Однако в Новгороде возникло великое смятение против счётчиков. Там даже убили посадника. Тогда в Новгород приехал Александр с татарскими послами и после долгих споров уговорил новгородцев смириться, но народ поднялся в Ростове, во Владимире, Суздале, Переяславле, Ярославле. Полки татар уже были против мятежников. И Александр чтобы отмолить людей от беды снова поехал в Орду. Поездка была удачной, может быть потому что Берке был занят войной с Персией. Берке –первый золотоордынский хан принявший мусульманство. Это было последним делом Александра Невского. Больны уже он выехал из Орды и в дороге в Городце под Нижним Новгородом скончался 14 ноября 1263 года. А потом его останки перенесли во Владимир и 23 ноября было погребение в Христорождественском монастыре Владимира. Отпевал его митрополит Кирилл. Прославление Александра совершилось при митрополите Макарии на соборе 1547 года в Москве. Его стараниями в Сарае была учреждена епархия . К Александру в 1248 году явились латинские послы из Рима и обратились с такими словами: "Слышали мы о тебе князь, что ты честен и дивен. Послушай учения нашего". Александр ответил: "От вас учения не принимаю". Оценивая его деятельность надо сказать следующее: "Александр будучи убеждён, что Русь не может противостоять натиску немцев и монголов принял твёрдый политический курс на ханское покровительство. Его наследники следовали такой же политике в течение почти столетия". Это мнение евразийца Вернадского. Такого же мнения придерживался западник Шмурло. Вернадский продолжает: "Он совершил два подвига. Александр, дабы сохранить сохранить религиозную свободу пожертвовал свободой политической и два подвига его — борьба с Западом и смирение перед Востоком имели единственную цель сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа". В 1269 году немцы подготовились к решающему удару, но в Новгород явились татарские силы, "немцы же зело бояхуся и имени татарского". Так Псков и Новгород были спасены. Так Александр Невский и его преемники были гибкими и ловировали не только с сильными немцами, но были хитрыми дипломатами с татарами.

НАЧАЛО И РОСТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА МОСКОВСКОГО.

Первоначально о происхождении имени Москва. Мы привыкли к нему. На этот счёт существуют разные версии. Иван Забелин утверждает, что имя Москва есть сокращённое от слова Мостковы ( Мостховы), производного от слова мост. Академик Буслаев считал, что это слово финского происхождения как многие топонимы русского севера и центра. Буслаева поддержал его ученик Ключевский. Он говорил так: "Слово Москва из двух частей. Первая часть на языке коми "моск" — корова, вторая часть "ва" — вода, т.е. "коровий брод"". Однако Фасмер не согласен с Ключевским, ибо коми не заселяло московскую землю. Современный исследователь — москвовед Кучкин утверждает, что название Москы славянского, вятического происхождения, означающее сырость, влажность. Москва впервые упоминается в летописи под 1147 годом, 1156 и 1176 годами. Под 1147 годом называется Московь или Москы; под 1156 годом Кучкого или Кутского от имени хозяина этого села боярина Кучка. Под 1176 под современным наименованием. Димитрий Ростовский не по научному объясняет происхождение Москвы в учебнике по истории Синопсисе: "Мосох — шестой сын Иафета в 131 году по потопе идя от Вавилона с племенем своим оставлял по себе в Азии и Европе над берегами Понтского(Чёрного) моря народы мосховитов называвшихся так от его имени, а затем далее на север. Итак, от Мосоха праотца славянороссийского по наследию его не только произошла Москва, народ великий, но и вся Россия, а царствующий град Москва от реки названной так по имени потомка Ноева". Учёные установили, что гидронимы первичнее топонимов. В 1147 году князь Юрий Долгорукий пригласил своего союзника князя Святослава Олеговича Черниговского на обед в Москву. Это было 4 апреля в пятницу на 5-й недели Великого поста накануне праздника похвалы Пресвятой Богородицы. Князья радостно встретились, любезно расцеловались и "тако развеселившеся вкупе наутро Юрий повелел ещё устроить обед силен и сотворил честь великую дорогим гостям; одарил их всех и князей и дружину многими дарами". Как он одарил хозяина села? После пира Юрий отнял у боярина Кучки его красавицу жену для себя, а для сына Андрея — дочь красавицу Иулиту. За это потом Андрею отомстили. С 12 века бытует поговорка: "Москва на крови стоит". Москва была самым южным конечным пунктом Суздальской земли. Через неё шла дорога на Черниговщину и Рязаньщину. Город возник на перепутье между днепровским Югом и северо-востоком. Именно на это указывает Забелин в своей этимологии названия Москвы. Это местность, которая служила "добрым мостом, распутьем для сообщения во все края старинных народных сношений". Благодаря выгодному географическому положению в Москве останавливалось большинство переселенцев, бежавших с беспокойного Запада, прежде всего с юго-западной Руси. Москва занимая центральное положение прикрывалась со всех сторон от внешнего врага. Внешние удары падали на соседние княжества: Ростовское, Нижегородское, Рязанское, Ярославское, Смоленское и очень редко достигали Москвы. Москва была может быть единственный край не страдавший от врагов в течение ста лет в то смутное военное время с1238 по 1368 гг. Плотность населения увеличила количество налогоплательщиков. Москва — река была транзитным путём и обогащала казну князя торговыми пошлинами. Географический фактор способствовал экономическому усилению края. Ключевский пишет: "С географическим положением Москвы тесно связано было генеалогическое положение его князя. Москва была младшим пригородом Суздальской земли и потому по родовому праву доставалась младшим сыновьям и московский князь не мог дожить до старшинства( жди когда перемрут старшие!) и по очереди занять великокняжеский стол, поэтому он прибегал к кулачному праву. Он чувствовал себя обездоленным среди прочих и чтобы занять лучшее место под солнцем он должен был действовать не по обычаю, не по родовому праву, а смело, решительно и дерзко". Поэтому московский князь зорко высматривал где что плохо лежит и прибирал это к рукам. Первые московские князья выступают хищниками. Профессор Петербургского Университета Сергей Платонов пишет: "Девять мнений по поводу возвышения Москвы можно разделить на две группы: первая группа сводит причины возвышения к географическому фактору и личным качествам московских князей. Вторая группа, которую представляют Карамзин, Костомаров объясняет причину возвышения татарским влиянием. Карамзин пишет: "Москва обязана своим величием ханам". Идея самодержавия и единодержавия это татарский принцип. Первый русский хан — это татарский хан и Сарай-Берке русские назвали Царёвым.Это два взгляда на возвышение Москвы. Первые столетия своего существования Москва не была особым княжеством, она принадлежала владимирским князьям. Родоначальником отдельного самостоятельного Московского княжества был младший сын Александра Невского Даниил (1261-1303). Он родился во Владимире — на Клязьме. Около 1271 года основал монастырь Даниила Столпника. По мнению Кучкина этот монастырь основан либо в 1298-99гг. Вот что он пишет: "Мне представляется, что монастырь был основан в 1298-99гг, а даты в церковных трудах, к сожалению, никак не обоснованы свидетельствами летописи.. Например у архимандрита Амвросия в его "Истоирия Российской иерархии" дата основания монастыря 1272 год, а у архимандрита Дионисия — не позднее 1282 года". Некоторые критически относятся к результатам исследований рациональной науки. Князь Даниил воздерживался от участия в междоусобицах. Только один раз он обнажил меч против рязанского князя Константина Романовича. Он хитростью взял его в плен и отнял Коломну. Мирным путём получил от князя Ивана, который был бездетным Переяславль Залесский. Благоверный князь Даниил умер в 10305 году и погребён на братском кладбище Данилова монастыря. Как местночтимый Святой был прославлен в 1652 году. Его старший сын Юрий Данилович (1303 — 1325) присоединил Можайск, принадлежавший Смоленску и завладел бассейном Москвы — реки на всём его протяжении. В 1304 году он вступил с тверским князем Михаилом в борьбу за великое владимирское княжение. Но ярлык получил Михаил. Тогда Юрий женился на дочери хана Узбека Кончаке и получил ярлык на великое княжение в 1317 году. Юрий с татарами вторгся в тверскую землю, но был разбит и бежал в Орду. Кончака, которая в крещении была названа Агафьей уведена в плен, где и умерла. Чтобы отвратить татарское нашествие Михаил добровольно поехал в Орду, где его подвергли мучениям: ему повесили на шею тяжёлую колоду и поволокли вслед за ханом на охоту за Терек. Ночью 22 ноября 1318 года к нему в шатёр ворвались убийцы и стали избивать его ногами, пока один из них не поразил князя ножом в сердце. Он был прославлен на соборе 1549 года. Юрий Данилович в 1325 году 21 ноября был убит в Орде тверским князем, сыном Михаила Димитрием. Тело Юрия привезли в Москву в феврале 1326 года. Его отпевали пять владык: митрополит Пётр, новгородский , тверской, ростовский, рязанский. Летопись сообщает: "И плакася по нем брат его князь Иван Калита и весь народ плачем великим от мала до велика. Убил бо его в Орде князь Димитрий Михайлович без царёва слова. Не добро же бысть и самому, ибо что сей человек посеет, то и пожнёт". Митрополиты переселившись в Москву, укрепили этот город. Митрополит Пётр основал Успенский собор. Феогност окончательно поселился в Москве. Она становится и церковной столицей.

Преемником Юрия стал Иван Данилович Калита. Почему он получил такое прозвище? Потому что он был домовитым и скопидомом, а может из — за своего нищелюбия. Он считается Иваном Первым (1325-1341). В 1328 году он добился великого княжения. Он добился разрешения доставлять дань в Орду самостоятельно. "Бысть оттоле тишина велика по всей русской земле на сорок лет и престаше татары воевать русскую землю". Иван "исправи землю русскую от тати, водворив водворив общественную безопасность". Оставляя часть выкупа у себя он, тем самым оставляет средства на выкуп пленных из Орды. Князь созывает рабочих людей из других земель. Эти люди поселялись на московских пустошах. Он купил три города: Белозерск, Галич, Углич. А побеждённой им Тверью распоряжался самовластно. Активно вмешивается в дела Новгорода.

Симеон Гордый (1341 — 1353). В 1341 году скончался Иван Калита. Русские князья поспешили в Орду . Это были Симеон, Иван и Андрей — сыновья Калиты. Туда же поехали князья тверской , суздальский , ярославский. Хан же избрал князем Симеона, который пять раз ходил в Орду и умел ладить с ханами. Он был очень властным, поэтому и получил прозвище Гордый. Князь был три раза женат на дочери Гедимина, которая вскоре умерла, на дочери смоленского князя, которая была бесплодной. В конце концов он женился на дочери князя Александра Тверского. При этом князе впервые были столкновения Москвы с Литвой в 1349 году при Ольгерде. Симеон просил помощи у Орды. Хан Джанибе благоволил Симеону . Но в 13530 году Симеон помирился с Ольгердом. А в 1353 году князь скончался от чумы. Московский стол достался сыну Ивану Красному (1353 — 1359). Характером он был тих и кроток. Особых умственных способностей не было. Умер в схиме. Князь Димитрий Иванович был рождён от второй жены. КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ(1350 — 1385).

Иван Второй прожил 32 года. После него в Москве не нашлось взрослых сыновей. Ярлык на великое княжение хан отдал суздальскому князю. Отрок Димитрий под духовным руководством митрополита Алексия начал борьбу и отнял ярлык Князь суздальский был поэтому великим князем всего два года В 1367 году был спор между Суздалем и Москвой, и в этом же году спор был улажен династическим браком . Димитрий женился на дочери суздальского князя Евдокии. В это время московское княжество начинает усиливаться. Орда же ослабела от внутренних распрей. Там за 60-е 70-е годы поменялось двадцать ханов!

Князь Димитрий Донской принадлежал к тому поколению, которому был чужд трепет перед татарами. Он вырос в неповиновении хану, он осознал свою силу. До тридцати лет он не выпускал из рук оружие, выдержал опасную борьбу с Литвой, Тверью, Рязанью, построил каменный кремль. Руссике оказывают уже сопротивление татарам, и даже переходят в наступление. В 17и4 году в Нижнем Новгороде перебили послов Мамая(Мамай это не хан, это тысяцкий, он правил Ордой от имени хана Абдулы). Русские перебили послов и 1500 татар. Это первый вызов. В 1376 войска великого князя осадили Казань, один из городов Золотой Орды. Взяли богатый откуп, но в 1377 году нижегородцы и москвичи были разбиты татарами на реке Пьяни. Она протекает по нижегородчине очень извилисто как походка пьяного человека. Другая версия происхождения этого названия заключается в том, что русские там повеселились. Они вышли в поле искать татар, но не нашли их, и с сели и стали пировать. Мордва же подсказала татарам, что русские отдыхают. По наводке мордвы, а она имела основания ненавидеть нижегородцев, потому что город основан на их земле, потому что мордву согнали с их земли, татары разбили русских. Мордву покорили, с пленниками поступили как в средневековье — жесток: одних истребили, а других затравили собаками. В 1378 году татары явились к Нижнему и сожгли его, но в том же году татары были разбиты на Рязаньщине на реке Воже, знаменито Вожское сражение. Это было недалеко отродины С. Есенина. Русские начинают подниматься на татарскую рать. Вожская битва убедила русских в возможности поражения татар. Это разъярило Мамая. Он нехотел успокоиться до тех пор, пока не отомстит Димитрию. В 1380 году летом Мамай переправился через Волгу и стал кочевать в устье реки Воронеж. Ягай ло обещал помощь Мамаю первого сентября. Подручные князья ростовский , ярославский, белозерский прислали князю Димитрию на помощь войска По некоторым летописям князь рязанский Олег вошёл в сношения с Мамаем, указал брод через Оку, чтобы не трогал Рязанскую землю. Князь Димитрий назначил войскам собраться в Коломну к 15 августа. Пред тем как отправиться в поход Димитрий посетил Преподобного Сергия. Тот благословил его на войну, обещав победу. Отпустил с ним двух монахов, оба отличались в миру мужеством. Крест, которым Преподобный благословил князя до революции хранился в ЦАКе Киевской Духовной Академии. Это был самый богатый ЦАК В Коломне собралась небывалая рать. Называют число от 10 до 150 тысяч. Мамай попытался миром кончить дело. Он послал послов в Коломну с требованием выдачи дани, огромной дани, столько, сколько платили русские при хане Узбеке. Димитрий обещал выплатить небольшую дань , о которой договорились на последней встрече. Соглашение таким образом не состоялось. 20 августа в устье реки Лопастны с ним соединился двоюродный брат Владимир Андреевич, князь серпуховский. Русские переправились через Оку 1 сентября.. 6 сентября русские достигли Дона и тут ещё раз пришла грамота преподобного Сергия, благословлявшая на битву против татар. Преподобный сомневался в том, что у русских хватит решительности выступить против врага и поэтому прислал грамоту Возник спор, где устроить битву с татарами Одни хотели идти за Дон, другие против, потому что если отступать , то чтобы было удобнее отступать Князь был за первых. Он веле строить мосты и переправы. В ночь с 7 на 8 войско стало переправляться за реку и уже на Рождество Богородицы русские полки уже строились за Доном в устье реки Непрядвы. По сути это религиозная борьба. Сейчас в Афганистане фундаменталисты ведут войну с немусульманской культурой — они уничтожают скульптуры Будды. Это вполне обосновано средневековыми нормами. С таким же успехом можно в Индии почитателям Будды уничтожить Тадж-Махал. Если мы будем уничтожать так друг друга, то окажемся на пепелище. В двенадцатом часу показались татары. Они спускались с холма на широкое Куликовское поле. Русские тоже сошли с холма Историю изучают ногами Сторожевые полки начали битву" какой прежде не было на Руси". Это не просто красивое литературное выражение. Пешая русская рать лежала как скошенная. Татары начали одолевать , но в засаде стояли русские полки под началом князя Владимира Андреевича и московского воеводы боярина Бобрака Волынского. Летописец приводит диалог: говорит Владимир Андреевич: "Долго ль нам здесь стоять, какая от нас польза, смотри уже все христианские полки лежат мертвы, Волынский отвечал: "Рано. Ветер дует в лицо". Ветер стих или переменился. "Теперь пора". Полк бросился на татар. Это решило участь битвы. Мамай бежал Русские гнали татар 50 вёрст и овладели богатым стадом. Вернувшись с погони Владимир Андреевич встал на трупы, чтобы его было видно и велел трубить в трубы. Живые ратники собрались, но не было великого князя. Нашли труп оруженосца и любимца Михаила Андреевича Бренко( родоначальник Брянчаниновых), которого перед битвой поставили под черным знаменем князя, велел надеть княжеские одежды, а сам в одежде рядового воина встал в строй и бился с врагами. Наконец нашли великого князя в беспамятстве, ошеломлённого, контуженного под ветвями срубленного дерева. Ему объявили о победе. Димитрий пришёл в себя, панцырь его был весь избит, но серьёзных ран не было. Соловьёв очень высоко оценивает эту победу. Он сравнивает её с победой мирового значения. В чём это значение по Соловьёву? "Это очередная победа Европа над Азией, победа над степью, цивилизации над дикостью". Соловьёв приравнивает эту победу к победе римского полководца Аэция над Атиллой на Каталонских полях в Галлии. В этой битве погибло 180 тысяч человек. Продвижение гуннов было остановлено. После этого Атилла был убит очередной женой в брачную ночь. Аэций нанёс удар, но не смертельный, а жена добила. Вторая битва, с которой сравнивает Соловьёв Куликовскую битву это победа в 742 году майор-дома франкского королевства Карла Мартелла при Пуатье над арабами. Так он остановил наступление арабов. Сейчас тоже наступают мусульмане. А кто составляет ядро этого движения — семинаристы. А ответного движения сегодня не наблюдается. В этом же списке находится и Куликовская битва. Значение этой победы возрастает если мы вспомним о поражении балканских народов в 1389 году на Косовом поле от турок. В чём значение победы: во-первых, она вызвала подъём народного чувства, она подняла его дух, укрепила нравственно, развеяла миф о непобедимости татар., укрепила веру в будущее. Битва дала толчок к объединению под властью московского князя. Она оправдала собирательную политику московских князей. Ключевский пишет, что московское государство : "родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты". Но эта битва из числа тех побед, которые близко граничат с поражением. Платонов пишет, что: "Велика была победа, но велики были потери. Осталось в живых коло 40 тысяч воинов". Летопись пишет, что: "Была на Руси радость великая, но и была печаль большая о убитых от Мамая". Именно тогда было установлено поминать покойных в Дмитровскую субботу в память Мамаева побоища или Задонщины. "Практическое значение победы ничтожное" — пишет Шмурло. Он оспаривает Соловьёва, говорит: " Торжества над Азией победа ещё не дала". Два года спустя татары разгромили Москву, что дало татарам кратковременное торжество над победителями. Мамай вновь собрал силы, но русским помог Тохтамыш — Заяицкий хан . Мамайя разбил Тохтамыш на реке Калке. Тот бежал в Каафу, в Феодосию к генуэзцам, которые убили его. Итак , появилась новая гроза — Тохтамыш Он посылает послов в Москву с требованием подчинения и контребуции. Послы бояться ехать в Москву. Тогда он решил разогнать страх и напал на Русь, застав её в расплох. На Москву он теперь шёл осторожно, как тать. Нижегородские и рязанские князья покорились, а последний Олег снова указал брод на Оке.(Между прчим он канонизован рязанцами) Князь Димитрий не мог собрать достаточно сил после 1380 года и уехал в Кострому собирать полки. Враг подходил к Москве. Среди москвичей возник спор: одни оставить Москву или запереться в Кремле. Начались распри, разбои, грабежи, митрополита Киприана не пустили из города Народ установил порядок как Сталин в октябре 1941 года, когда все бежали из Москвы, в первую очередь начальники. Сталин объявил расстреливать на месте грабителей, несунов, мародёров, жуликов. А также уничтожались шептуны и паникёров, тех кто кричал: "Погибохом, погибохом". Благодаря такой жестокой политике был установлен порядок А Гитлер уже хотел переименовать Москву. То же самое было в 1382 году. Потом уже выпустили княгиню и митрополита. Когда явился в Москву внук Ольгерда мятеж утих. Это был Остей. Это литовский князь на русской службе. Он принял начальство над городом, укрепил Кремль. 23 августа 1382 показались передовые татарские части. Татары спрашивают в городе ли князь, но русские отвечают: нет. Одни молились постоянно, а другие вытащили из погребов вытащили из погребов мёды, начали пить, веселиться( последний день живём). Хмель ободрил и они стали храбртиься: нечего нам бояться татар — город у нас каменный. Подошёл Тохтамыш и началась долглвременная осада. Горд было взять трудно. Тогда хан пошёл на хитрость Он отправил к стенам двух перебежчиков — князей нижегородских Василия и Симеон. Они кричали, что царь хочет жаловать москвичей, не на них он пришёл, а на князя Димитрия, чтобы встретили царя и поднесли большие дары. Хану хочется посмотреть на ваш город ( археолог!), хочет побывать в нём, а вам он дарует мир и любовь. Эти князья дали москвичам клятву, что не сделают им татары никакого зла. Москвичи поверили и вышли с крестами и дарами. Татары схватили Остея и зарубили на месте, потом начали рубить духовенство без милости. Татары ворвались в Кремль, стали грабить казну княжескую, пожгли книги Это случилось 1 26 августа 1382 года. Затем Тохтамыш взял Владимир, Перяславль, Юрьев, Звенигород, Можайск, Боровск, Рузу, Дмитров. Перяславль сожгли и многие жители спасались на лодках на озере. Князь Димитрий спасся с семейством в Костроме. Митрополит Киприан спасся в Твери и вот этим решил воспользоваться тверской князь Князь Михаил послал к хану посла с большими дарами, за что хан дал ему ярлык. Тохтамыш скоро ушёл, потому что часть его войска была разбита Владимиром Андреевичем под Волоком. По дороге к отступлению хан взял Коломну и опустошил Рязаньь. Когда князь Димитрий вернулся и на козённый счёт похоронил 24 тысячи человек.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ.

(1371 1425)

Он продолжал дело отца и дедов своих. Он приращивал Московское княжество. В 1392 году отправился в Орду и испросил(купил) ярлык у Тохты на Нижний Новгород, Городец, Мещёру (Кассимов) и Таруссу. В Нижнем сидел Борис Константинович, брат покойного Димитрия. Борис узнав о происках Василия напомнил своим боярам о клятве верности, о крестном целовании. Бояре подтвердили верность, а старший Василий Румянец вступил в сношения С Василием Дмитриевичем. Он на обратном пути из Орды направил в Нижний посла хана со своими боярами. Борис не хотел пускать их в город, но Василий Румянец уговорил впустить их. Москвичи попав в город зазвонили в колокола, созвали народ и объявили, что Нижний теперь принадлежит Москве. Князь Борис был схвачен, отправлен в Суздаль, где и умер. Итак, в Нижнем стали управлять московские наместники. Но сыновья покойного Димитрия Константиновича Василий Кирдяпа и Симеон не хотели отказываться от отчины. По мнению Бестужева — Рюмина в "1396 князья Василий и Симеон приходили к Нижнему с татарами и едва не взяли города". А по Соловьёву нижегородцы сдались из-за обещания не грабить, но были обмануты. Туда к стенам Нижнего пришла рать русских под командованием брата Василия Дмитриевича Юрия. Татары бежали из под Нижнего. Русские преследуя татар взяли Болгары, Казань и возвратились домой с большой добычей. Симеон покорился Москве. За него заступился преп. Кириллл Белозерский. Василий простил его. Симеон был сослан с семьёй в Вятку где вскоре умер. Василий Кирдяпа тоже помирился с великим князем и умер в Городце. В 1395 году над Русью нависла новая грозовая туча. В Волжских степях появилась новая Орда Тамерлана, который восстановил державу Чингиз-хана. Он сын Джоготайского князька. Тимур — потомок Чингиз-хана. Начал он свою деятельность с разбоев и грабежа. В 1371 году он владел уже территорией от Каспия до Манчжурии. Столица его государства был Самарканд. Ему же был обязан Тохтамыш престолом Кипчакским. Но он не хотел его благодарить, а пошёл против покровителя. В 1395 году на реке Терек Тохта потерпел поражение и вынужден был скрываться в лесах Болгарских. Тамерлан пошёл на Москву. Взял Елец, пленил его князя. Москва была в ужасе, но ещё живы были герои Мамаева побоища. Московские бояре собрали полки и великий князь занял броды на берегу Оки. Он стал ждать, но не дождался. Пограбив землю Рязанскую через две недели Тамерлан ушёл из русских пределов. Москва обязана своим спасением Владимирской иконе Божией Матери. Митрополит Киприан подал мысль о перенесении образа в Москву. И Тамерлан покинул Русь как раз в день перенесения иконы в столицу.. Карамзин пишет: "Юный государь мог бы приписать спасение отечества своей твёрдости, но вместе с народом приписал оное силе сверхъестественной. Возвратясь в Москву соорудил храм каменный с монастырём на древнем Кучковом поле. Оттоле церковь наша торжествует память сретения 26 августа в память векам где единственно особенно милость небесная спасла тогда Россию от ужаснейшего из всех завоевателей". Тимур был железным. Когда он шёл походом в Индию позади его шествия оставались пирамиды черепов. Известна картина Верещагина. Они замуровывали в стены крепостей. В Нижнем, когда сооружали крепость башню закладывали на убиенной девице. Это было поверье. Тимур ушёл через Дон испепелив город Азов. Ушёл на Кавказ, взял неприступные крепости Грузии, напал на Астрахань, сжёг его до основания, взял город Сарай и удалился в свои пределы. Завоевав Индию, Иран, разбил турецкого султана и тем самым спас Византийскую империю Скончался Тамерлан в 1405 году во время похода на Китай. А вот Тохта, когда Тимурлан ушёл из Поволжья, вернулся в Сарай, но был выбит из столицы другим ханом Тимур-Кутлуем. Он бежал к литовскому князю Витовту и погиб в 1406 году от руки хана Сибирского. Москва пользовалась татарскими усобицами. Василий Дмитриевич уже не ездил в Орду, и никого не посылал. А когда от него требовали денег отвечал, что их нет. А сам постоянно собирал деньги с населения на татарскую дань. После Тохтамышова нашествия всё, что добились русские до 1362 года было потеряно, монголы ещё более, казалось бы, установили своё господство. После 1382 года всем русским князьям, и Димитрию Донскому необходимо было обратиться к хану за ярлыком. К счастью, для России возрождение могущества Золотой Орды оказалось эфимерным. В Западную Евразию вторгся Тамерлан.8 лет он воевал с Тохтой, были уничтожены все главные города Орды( Сарай в том числе). Подорваны торговля и ремесло. (Какую помощь оказал России Тамерлан). От удара Тамерлана ханство уже полностью оправиться не могло. Москва превратилась фактически в полунезависимое государство. Орда стала менее опасным государством, чем Литва, особенно после объединения Литвы с Польшей. Однако, нельзя полностью сбрасывать со счетов наличие такого соседа

Василий Дмитриевич был женат на дочери Витовта Софье, но отношения зятя с тестем были непростыми. Витовт не раз нападал на Русь. В 1404 году Витовт взял Смоленск. Василию помогал ордынский князь Эдигей, правитель Орды. Он часто стравливал Москву с Вильной. 1 сентября 1408 года войска русских и литовцев долго стояли друг против друга, потом заключили мир. Это было не в интересах Эдигея. Он пошёл на хитрость. В 1408 году он дал знать Василию, что идёт на Литву, а сам повернул неожиданно к Москве. Князь бежал в Кострому (известно куда бегают князья), оставил в Москве дядю Владимира Андреевича для защиты города. Москвиичи сожгли все посады, чтобы татары не смогли сделать примёта к стенам Кремля. 1 декабря 1408 года Эдигей подошёл и остановился в Коломенском. Карамзин пишет: "С утра до ночи воины стояли на стенах, священники в открытых храмах пели молебны, народ постился. Богатые обещали небу наградить бедных, сильные не теснить слабых, судьи — быть правосудными и солгаоли пред Богом". Москвичи три недели ждали приступа, а Эдигей получил известие вернуться назад, ибо хану грозил соперник. Татарский военачальник перед отступлением получил откуп 3000 рублей. Москвичи не имея хлеба обрадовались откупу. На обратном пути татары ограбили Рязань. Везде была "туга и скорбь". В 1412 году Василий ездил в Сарай на поклон новому хану. Эдигея уже не было в Орде. Он обязался опять платить дань и платил её до самой смерти в 1425 году. Но беда не приходит одна. В княжение Василия на Руси четыре раза была моровая язва в Пскове и Новгороде. Дважды она посещала Москву,Ссмоленск, Рязань. В Новгороде погибло 86 тысяч человек за пол года. Немецкий современник пишет: "Люди, ходя падали на улицах и в одну минуту испускали дух. Здоровые шли погребать усопших и лишаясь жизни сами падали в эти могилы. Ни посты ни чины ангельские не спасали". Средств борьбы с мором не было. Суеверные псковичи сожгли двенадцать ведьм. Вот самое верное средство. Но этого мало. В 1419 году выпал глубокий снег 15 сентября, когда хлеб ещё не был убран и голод продолжался около трёх лет по всей России. Люди питались кониной, мясом собак, даже людьми. Необыкновенно холодная зима была в 1422 году. Поэтому часты были пожары. В 1421 году было небывалое наводнение в Новгороде. Затопило большую часть города и 19 монастырей. Люди жили на крышах, поэтому большая часть домов и церквей обрушилась. К этим страшным бедам надо прибавит зимы без снега, бури неслыханные, дожди каменные и комету 1402 года. Одним словом русские ждали конца света. Николай Бердяев говорил: "Русские либо апокалиптичны либо безбожники". Так и живём как на волнах. И в России никогда не будет сытости и благополучия, потому что мы не умеем жить, мы непрактичны. Среди общего и слёз на 53 — м году жизни преставился князь Василий Дмитриевич. Он во многом уступал отцу. Он не имел " добросердечия отцовского, воинского мужества отцовского и великодушия", но историки не отказывают ему в государственном уме, ибо он присвоил Нижний Новгород, Суздаль, Муром, Таруссу, Новосиль, Козельск, отнял у Новгорода Вологду. Тверской князь Михаил в 1399 году дал клятву за детей и внуков своих не соперничать с Москвой. Князь Рязанский обязался чтить Василия как старейшего брата. Братья Василия также дали такую клятву. Вот так он укреплял единовластие. Умело оборонял Русь и от Литвы. Василий оставил сына младенцем десяти лет. Он был тоже Василием. Князь предвидел неповиновение братьев. Ведь он учредил новый устав передачи власти от отца к сыну. Он предвидел, что братья будут не согласны с новым уставом. Он поручал сына с матерью Софофьей заступлению Витовта. Большую часть наследства передаёт Василию и объявляет его наследником. Василий Дмитриевич оказал большую услугу византийскому императору Мануилу, у которого не было средств защищать Царьград от турок. Незадолго до того Константинополь был спасён Тамерланом, а в1398 году Василий Дмитриевич отправил в Константинополь знатное количество серебра с монахом Ослябей, бывшим Любутским боляричем. Василий Дмитриевич уговорил и других русских князей сделать тоже. Благодарный Мануил связал Царьград с Москвой династическим браком. В 1414 он женил сына своего на дочери Василия Анне., которая через три года умерла от морового поветрия В княжение Василия Дмитриевича новолетие стали начинать с сентября, а раньше с 1 марта. Однако, это мнение не точно. В БСЭ сказано, что на новое новолетие перешли в 1492 году, БСЭ второго издания говорит, что с конца 15 века. В Исторической энциклопедии ( автор — доктор Сизюмов) пишет: "До 1492 года новолетие начиналось с 1 сентября и с 1 марта в соответствии с церковной традиции. Отсюда, далее в Брокгаузе и Эфроне: новолетие с первого сентября с 1342 года при митрополите Феогносте. В учебнике по литургике за второй класс указывается дата 1343 год. В науке нет пока единого мнения. Здесь больше проблем , чем решений. Голубинский доказал, что дата новолетия сменяется.в 1342 году. При Василие вошло в традицию именовать знатных людей по фамилии вместо прозвищ ( например, предок Романовых звался Кобылой). Действительно, наверное, в роду были кобылы. Уже при Дмитрии Донском появилась одна из первых фамилий Волынский, потом Вельяминовы. Они породнились с Воронцовыми. Известна фамилия Калитиных. Потом и бродяги стали иметь фамилии. В 19 веке фамилии получило духовенство, а крестьяне — в 20-м веке. В 1404 году сербский монах с Афона сделал Москве первые боевые часы, которые были поставлены на великокняжеском дворе. Взял этот бессребреник 150 рублей. Митрополит Фотий в послании новгородскому епископу запрещает девицам замужество ранее двенадцати лет или запрещает пить вино до обеда под страхом запрета причащения. Митрополит строго осуждает и непристойную брань именем отца или матери. Он запрещает духовенству торговать, заниматься лихоимством.

Василий Васильевич оказался на престоле с десяти лет. Его отец умер от мора. Время его правления было драматичным, потому что более двадцати пяти лет шла династическая война за престол. И сам он испытал и лютую казнь — был ослеплён , и побывал в плену татарском,. Это первый русский князь, который был в плену Казанском, правда недолго, три месяца. И сам он был не ангел. Он ослепил своего двоюродного брата Василия, который стал называться Косым. Отравил другого двоюродного брата отравил — Димитрия Шемяку. Талантов ни военных ни политических не выказывал, казалось бы, что он растеряет наследство своих предков. Напротив, Москва ширилась и крепла. Почему так? Это связано не с личностью. Русский народ поддерживал уже Москву и её князя. Народ поддерживал новый порядок вещей, новый порядок наследования как гарантию единства русской земли. А началось оно так. При отце на Русь обрушилось много несчастий. Земля стенала от несчастий. Осень 1429 года, земля и лес горели, дым стелился по земле, от дыма дохла рыба в и птица. Рыба пахла два года после пожара дымом. В 1436 году мороз побил хлеб в жатву.. Зимой 1442 года были лютые морозы. Через два года опять были лютые морозы. Поэтому была дороговизна сена. От голода люди падали мёртвыми, многие бежали в чужую землю, ради хлеба отдавались в рабство. А где голод там мор. В 1441 году — сильный мор в Пскове, в 1448 году — в Полоцке. Не хватало гробов, в один гроб клали по 7-8 голов. В 1425 году — мор в Галиче Костромском, потом в Москве. Начинался мор с прыща. Если он синий, то человек на третий день умирал, если красный — больной выздоравливал. В 1441 году начался сильный мор железою. Это было во Пскове. Последнее известие об эпидемии упоминается под 1448 годом, годом, когда русский собор выбрал автокефального митрополита. Был мор на лошадей, на людей Вот когда Русская Церковь обрела независимость — в условиях стенаний, глада и мора. Люди во время мора шли в монастыри и там умирали постригшись. Священники не успевали ходить по домам к каждому покойнику. Приказывали всех свозить на церковный двор. За ночь набиралось тридцать и более при каждой церкви. Отпевание было одно на всех, только разрешительную молитву читали отдельно. Скоро стало не хватать места для погребения и трупы стали свозить и хоронить подальше от церковного двора. Вот какая жуткая картина и обстановка. В это -то время и вступал на престол десятилетний отрок. Ну что он может? В ту ночь, когда умер великий князь митрополит Фотий послал боярина к брату умершего к Юрию Дмитриевичу с просьбой приехать в Москву, чтобы здесь Юрий признал власть Василия. Но он этого не хотел и уехал в галичские леса, не хотел признать племянника старшим. Это Василий Дмитриевич оставил его наследником, а Димитрий Донской называл преемником Юрия по родовому праву. Когда войска Василия Васильевича подошли к Костроме, чтобы усмирить мятежного князя Юрий бежал в Нижний Новгород по реке волге, убежал за Суру. Войска москвы вернулись, вернулся в Галич и дядя. Митрополит Фотий был направлен в Галич убедить Юрия к вечному миру, но Юрий решил показать силу. Чтобы это сделать велел собрать на горе побольше мужиков, всю чернь городов и деревень. Фотий же разгадал и говорит ему: "Сын, князь Юрий , не видовал я никогда столько народа в овечьей шерсти". Это же овцы. Какой же воин из крестьянина. Переговоры кончились ничем. Рассерженый митрополит выехал из города не благословив ни города ни бояр. Здесь случился мор в 1425 году. Юрий испугался, поскакал за митрополитом, догнал его и со слезами просил благословить его. Митрополит сделал это и мор прекратился. Его бояре заключили в Москве мир, по которому дядя не будет добиваться великого княжения сам. Кому хан даст ярлык, тот и будет править. Юрий смирился, признал Василия. Но тут умер Витовт и престол наследует Свидригайло — побратим и свояк Юрия. Юрий, Пользуясь этим разрывает со своим племянником и едет в Орду, настало его время. Туда же едет Василий с хитрым боярином Иваном Всеволошским, которому удалось выиграть тяжбу с Юрием. Хан дал ярлык Василию и даже хотел заставить дядю вести под уздцы коня племянника. Это позор Но василий сам спас Юрия от такого позора. Дядя получил в удел Дмитров, но уехал в Галич Однако фортуна отвернулась от Василия Васильевича. Боярин Всеволошский бежал в Галич так какк Василий не хотел жениться на его дочери как обещал в Орде. Мать великого князя Софья настояла на браке с Марьей Ярославной. На свадьбе произошло следующее: произошёл скандал. На свадьбу приехали двоюродные братья Василия. Василий и Димитрий Шемяка. Первый был препоясан богатым поясом, символом великокняжеской власти. До шапки Мономаха символом власти был пояс. Он оказался у сына Юрия Пояс должен был принадлежать великокняжеской семье. И Софья Витовтовна снимает прилюдно пояс с князя Василия. Братья оскорблённые таким поступкам покинули Москву, что послужило поводом к войне. Юрий, их отец, с войском двинулся к Москве, уже был здесь, в Лавре Сюда пришли бояре князя просить мира. Но Иван Всеволошский не дал и слова молвить послам. Летописец пишет: "И была между боярами брань великая и слова непотребные". Это-то в Лавре! Мог ли Василий Васильевич воевать: свадьба, бояре хмельные и небольшая рать собранная Василием была наголову разбита на Клязьме, в двадцати верстах от Москвы 25 апреля 1433 года. Князю было 18 лет. Он бежал в Кострому, где был взят в плен. Юрий стал великим князем. Это первый раз, но не последний. Он взял Москву. Он пожалел племянника, а в политике нельзя жалеть и отпустил его в Коломну. Московские бояре поспешили за Василием, потому что они не хотели признавать галицких князей. Юрий, брошенный всеми послал звать Василия обратно на великое княжение, а сам уехал в Галич, а в его свите было всего пять человек. Сергей Михайлович Соловьёв пишет: "Так торжественно была показана невозможность установления старины". Юрий признал племянника старшим братом. Это парадокс. Всеволошский был ослеплён. В 1434 война восстановилась, так как Юрий не сдержал слово, ведь он воин. Он снова взял Москву, но был великим князем всего два месяца. Великий князь был в бегах в Новгороде. Мать и жена его были сосланы в Звенигород. Василий Васильевич по пути в Орду в Нижнем Новгороде узнал о скоропостижной смерти дяди в июне 1434 года . Он умер на престоле великого князя, поэтому неверно, когда называют Юрия не великим князем. Василий Юрьевич, сын его занял престол в Москве, но его братья Димитрий Шемяка и Димитрий Красный не пожелали признать его, говоря: "Если Богу не угодно, чтобы престол занял отец наш, то тебя сами не хотим". Они просили двоюродного брата Василия Васильевича занять престол, так как он был старшим в роду. Василий Юрьевич был удален без удела. Немного повоевав двоюродные братья помирились. Василий Юрьевич признал Василия Васильевича старшим братом, но не надолго. Война возобновилась и у села Скорятина Василий Юрьевич разбит и по повелению Василия ослеплён. Теперь он стал называться Василием Косым Это было в 1436 году. Существовала определённая культурная технология ослепления. К глазам подносили раскалённую металлическую пластинку и глаза выгорали.Он умер около 1448 года. Но у него был брат. С ним был заключен мир. Пять лет между ними не было войны. А потом в 1445 году великий князь попал в плен к казанским татарам Когда это произошло Шемяка возобновил борьбу, и схватив князя ослепил его после возвращения. Василия Васильевича пленил основатель Казанского ханства Улу — Махмет. Он был изгнан из Сарая в 1437 году. Повоевав русские земли Улу переправился через Волгу и осел в запустелой от русских набегов Казани. Он обновил его. В 1437 году поставил деревянный город на новом месте. Сейчас историки спорят в каком же году основана Казань. Татары дают ей тысячу лет. В июле 1439 года Улу неожиданно явился под Москвой, а Василий Васильевич уехал за Волгу. Татары не смогли взять город. В 1445 году Улу снова в русских пределах. Пограбив Нижний он вторгся во владимирщину. Великий князь пошёл к Суздалю для встречи с врагом и стал на реке каменке. Враг не появлялся и великий князь сел ужинать. Долго пили ночью. На другой день встали после восхода солнца. Василий, отслушав заутреню и хотел лечь спать по русскому обычаю. Когда он ложился спать пришла весть, что татары уже переправляются через реку Нерль. Русские не успели собраться, не пришёл и Шемяка, который обещал помочь. Русских было 1,5 тысячи. Враги сошлись возле Спасо-Ефимьева монастыря, татары притворно отступили, но потом развернулись и ударили по наступающим русским и нанесли им совершенное поражение. Василий храбро отбивался, получил множество ран и был взят в плен. Сыновья ханские сняли с князя нательный крест и отослали жене и матери князя в знак того, что он у них в плену. Татары остановились в Спасо-Ефимиевом монастыре. В Москве в это время поднялся плач великий. Но потом пришла другая беда. Ночью 14 июля загорелась Москва и вся выгорела. Летопись пишет, что не осталось ни одного дерева, а каменные церкви распались от жары. Погорело много людей (700 и выше) Великая княгиня, и жена с боярами уехали в Ростов. Богатые тоже хотели уехать из Москвы, но чернь их остановила. Татары были рядом, надо было защищаться. Надо было готовит лес, укреплять город. Плен длился с 7 июля 1445 по ноябрь 1445 года. Улу не пошёл на Москву. Он отступил через Нижний Новгород на Суру в город Курмыш. Здесь три месяца томился великий князь Улу послал к Шемяке посла Хан не дождавшись посла, думая, что он убит вступил в переговоры с пленником и согласился отпустить его за выкуп (200000 тысяч рублей). На народ были возложены тяжкие подати, что вызывает недовольство народа Ещё большее негодование у русских вызвало то, что князь привёз с собой мурз и их людей. Он отатарился. Так вводятся татарские обычаи при дворе. На русскую службу было принято много татар. Отсюда много дворянских фамилий татарского происхождения. Этот факт не дооценивается нами. Греческое влияние было прервано. Что значит пришли татары. Они принесли свою культуру. Русские стали носить на голове татарскую тафью Даже в храме они стояли в головном уборе как татары в мечети. Почему митрополит Филипп попал в немилость к Ивану Грозному. Потому что он сделал замечание стоявшему в храме опричнику в татарской тафье. Это стало обычаем. Такими обстоятельствами воспользовался Димитрий Шемяка. Он распустил слух, что великий князь обещал отдать хану всё московское княжество, а сам будто бы хотел поехать в Тверь. Нашлись легковерные, которые поверили этому или хотевшие поверить. Среди них князья тверской и можайский и даже иные москвичи, бояре и гости и даже чернецы. В 1446 году Василий поехал помолиться в Троицу. Шемяка и князь можайский ночью 12 февраля захватили Москву. Они схватили мать и жену Василия, казну его разграбили. Князь можайский отправился к Троице. Василий слушал обедню, вдруг в церковь вбегает рязанец по имени Бунко и объявляет ему, что Шемяка и можайский идут на Троицу с ратью. Василий не поверил ему и повелел вывести этого человека из монастыря. Василий увидел изменников когда они скакали с радонежской горы возле села Клементьевское. Князь бросился на конюшню, но там не было ни одной готовой лошади. Он заперся в Троицком соборе. Князь Иван можайский спрашивает: где великий князь., а тот услышав его голос закричал из церкви: братья, помилуйте меня, позвольте мне остаться здесь смотреть на образ Божий, Богородицы и всех святых. Я не выйду из этого монастыря, постригусь здесь. И взяв икону с гроба Преподобного пошёл к южным дверям, сам отпер их и встретив князя Ивана сказал ему: брат, целовали мы животворящий крест и эту икону в этой самой церкви у этого гроба Чудотворцева; чтобы не мыслить нам друг на друга какого лиха, а теперь не знаю, что надо мною делается. Иван отвечал: государь, если мы захотим сделать тебе какое-то зло, то пусть это зло будет над нами, а что теперь делаем это делаем для христианства, для твоего откупа. Татары, которые с тобой пришли когда увидят это облегчат окуп. Василий поставив икону на место упал пред Чудотворцевым гробом и стал молиться с такими слезами, воплями, рыданиями, что прослезил врагов своих Князь Иван помолившись немного в церкви вышел вон сказав слуге: возьми его. Князя посадили на голые сани и повезли в Москву. В ночь на 16 января ослепили и сослали в Углич вместе с женою. Шемяка будто говорил ему: зачем привёл татар на русскую землю, и города с волостями отдал им в кормление. Татар и речи их любишь сверх меры, а христиан томишь без милости, золото и серебро и всякое имение отдаёшь татарам. Зачем ослепил князя Василия Юрьевича. Кассимов (город от имени татарского бека Касима) отдал татарам". Сыновей великого князя Ивана и Юрия, Шемяка обманом вывез из Мурома и отправил в Углич. В этом Шемяке помог будущий митрополит Иона, бывший тогда епископом рязанским. Сторонники великого князя объединились и Шемяка вынужден был отпустить Василия и детей на свободу. Он раскаялся перед великим князем, а тот в свою очередь винился перед Шемяк: "Достоин я был смертной казни, но ты , государь, показал ко мне милосердие, не погубил меня с беззаконьми моими, дал мне время покаяться". Слезы текли у него из глаз. Шемяка дал Василию большой пир. После него он отправил Василия в его отчину, в Вологду. Василий дал клятву не искать великого княжения. Он поехал в Кирилло — Белозерский монастырь и игумен монастыря снял проклятые грамоты на себя. Великий князь после этого с тверскими полками подходит к Москв Шемяка при этом бежит в Каргополь взяв мать Василия в заложницы. В день пасхи, нарушая мир Шемяка в 1449 году осаждает Кострому, но не может её взять В 1450 году Василий Второй взял галич. Шемяка же бежит в Новгород. Здесь он был отравлен своим же поваром в 1453 году. "Димитрий Юрьевич умер поевши курицы, напитанной ядом". Сын Шемяки ушёл в Литву. Летопись говорит об ужесточении телесных наказаний в этот период. В 1462 году Василий приказал схватить пленных бить их кнутом, резать носы, отсекать руки. Из послания митрополита Ионы к вятскому духовенству: "В Вятке некоторые брали по 5,6,7 и даже 10 жён, а священники благословляли такие браки. Некоторые жили без церковного благословения". В 1462 году Василий разболелся сухотною болезнью (это сифилис третьей степени) и велел лечить себя обыкновенными лекарствами — зажигать трупные раны по нескольку раз. Лекарство не помогло и больному стало ещё хуже. 27 марта в субботу на четвёртой седмице великого поста Василий Второй скончался . Ещё при жизни он назвал старшего сына Ивана великим князем.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 1. История первоначального Киевского государства, объединившего мелкие племена вокруг Киева до 1237 года

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ... Глав... ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских плем н образовалась Русь и единый русский народ как образовалась...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БОРЬБА С НЕМЦАМИ И ШВЕДАМИ. СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1220 — 1263).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИОГРАФИЯ.
Н. М. Карамзин ( 1766 — 1826). Родился в Симбирской губернии. Дворянин. В девять лет пристрастился к чтению, в 14 лет был привезён в Москву и отдан в пансион. Посещал основа

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ СТРАНЫ И НАЗВАНИЕ РУССКОГО НАРОДА.
Откуда пошло название Русь? Это очень трудный и спорный вопрос. Обратимся к летописному рассказу "Повесть временных лет". Это история по годам. "Варяги из "заморья" брали д

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН.
Прародиной славян считаются северные склоны Карпатских гор. Это господствующее мнение. Здесь славяне существовали под именем венедов и склавинов. Под такими названиями известны ещё в готские и гунн

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЕЙ.
Норманисты их называют варяжскими, поэтому мы можем сформулировать тему как “Деятельность варяжских князей”. Да, пожалуй, первыми князьями были варяги это мнение, повторяю, Платонова, Погодина, Клю

ИДЕЯ САМОДЕРЖАВИЯ И ЕДИНОДЕРЖАВИЯ.
Самодержавие — это факт независимости государя от иноплеменников. Восточная церковь выросла из тесного союза со светским обществом, вследствие услуг, оказанных императорами, “под впечатлением велик

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ЯЗЫК.
Евгений Францович Шмурло обратил внимание на влияние христианства на словарь (“Курс русской истории”). Он первый из русских историков, побывавших в Ватиканском архиве. Его послали из Академии наук

ВЛАДИМИР МОНОМАХ ( 1113 –1125 ).
По смерти Святополка киевляне пригласили Владимира, но это противоречило решениям княжеского съезда в Любече в 1097 году, где решили: пусть каждый держит свою отчину, поэтому Киев должен был получи

ИСТОЧНИКИ СУЩЕСТВОВАНИЯ КНЯЗЕЙ.
Таковыми являются: Дань с населения, пошлины (судные или таможенные), князья лично владели сёлами. Князя окружала дружина, которая составляла порой 1000 человек. Состояла из старших дружин

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ.
Василий Осипович Ключевский считал, что важны все факторы общественной жизни. По отношению к князю общество делилось на три сословия: 1. Княжеские мужи; 2. Люди; 3. Холопы. Княжеские мужи

ЮРИДИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ “РУССКОЙ ПРАВДЫ”.
Первый источник — это обычное право древней языческой Руси. Второй источник — это княжеское законодательство. Например: во второй статье Пространной Правды изложен закон Ярослава о замене

ПРИЧИНЫ УПАДКА КИЕВСКОЙ РУСИ.
У многих неверное представление, что падение Киевской Руси связано с нашествием татар. За сто лет до них Киев клонится к упадку. Причины были внутренние и внешние. Во-первых, древняя Киевская Русь

СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ.
Слово суздаль — фино-угорское слово. Это центр великорусской народности. До 12 века здесь преобладало финское население, которое было здесь туземным. Славянская колонизация началась ещё до 12 века

СВЯТОЙ КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. (1110-1174).
Михаил Погодин говорит о нем: “Он обратил средоточие русской государственной тяжести в другую сторону, он вывел на позорище истории другое племя — великорусское, самое младшее из всех племен наших.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ МОНГОЛЫ И ТАТАРЫ.
С. Соловьев, ссылаясь на немецкого исследователя прошлого века, пишет: “Исстари китайские летописцы в степях на северо-запад от страны своей обозначали два кочевых народа под именем “Монгкулы” и “т

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ТРЕТИЙ
(1462 — 1505) Московское княжество со всех сторон было окружено русскими владениями: землями Новгорода Великого, Твери, ростовскими , ярославскими и рязанскими. Иван сумел

ФЁДОР КУРИЦЫН
Внешними политическими делами ведал двадцать лет с 1480 по 1500 год ведал дьяк Фёдор Курицын. Ему поручались самые ответственные дела(известному жидовствующему). Ему поручалось устройство династиче

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА "ЦАРЬ".
Официальное мнение, что слово происходит от слова "Цезарь". Карамзин с этим не согласен. Он пишет: "Сие имя не есть сокращение латинского "Цезарь", но древнее латинского. П

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги