ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КНЯЗЕЙ.

Норманисты их называют варяжскими, поэтому мы можем сформулировать тему как “Деятельность варяжских князей”. Да, пожалуй, первыми князьями были варяги это мнение, повторяю, Платонова, Погодина, Ключевского, Соловьева т.е. классиков историографии, которые считали что первыми князьями, начиная с Рюрика были варягами. В этой связи интересна попытка автора недавно появившейся статьи в “Вопросах истории”, который производил слово варяг от слова варить, солевар! Будто бы на берегу Ильменя были солевары и от этих солеваров появились варяги. Ну, это кроме смеха ничего не вызывает.

Итак, полулегендарный Рюрик, который, помните был приглашен, будто бы жил сначала не в Новгороде (есть и такая версия), а в городе Ладога, в устье р. Волхова. В Новгород перешел после смерти братьев — Трувора и Синеуса. Правление его вызвало мятеж под руководством Вадима Храброго, но Рюрик одолел Вадима. Недовольные бежали в Киев к варягам Аскольду и Диру, которые когда-то ушли от Рюрика. Рюрик скончался в 879 г. В Новгороде начал княжить его дальний родственник Олег (Олег от сл. Helgi — Хельги). Олег пользовался властью малолетнего князя Игоря (Игорь — Ingvarr). Iлег ?е остался в Новгороде. Вместе с Игорем пошел на Юг по пути из “Варяг в греки”. Покорил на Днепре Смоленск и Любеч и подошел к Киеву, обманом захватил здесь и погубил Аскольда и Дира, на том основании, что они не князья и не княжеского рода. Олег провозгласил Киев столицей. Он объединил многие славянсике племена и сбросил хазарское иго. В 907 г. Олег на конях и на кораблях подошел к Царьграду Взять он город не смог, но заключил выгодный договор с греками. И в знак своего присутствия здесь, он повесил на вратах Константинополя свой щит! (Этот царский город был защищен тройной стеной. Первый раз его ...

В 912 г. Олег совершил 2-й поход и заставил греков подтвердить договор 907 г. ... Олег скончался в 912 г.

Теперь ему наследовал сын Рюрика — Игорь, он также совершил поход на М.А.? и Константинополь. (Норманны нападали на Англию, и завоевали в 1066 г. при Вильгельме Завоевателе Францию, Испанию, Италию и т.д.)

Первый поход Игоря был неудачен его флот был сожжен греческим огнем.(Греки вели войну с нарушением прав человека — Юдин) Второй поход в 945 г. — тоже не очень удачный поход. Заключен менее выгодный договор. Он видимо не имел талантов Олега. Погиб Игорь в земле Древлянской в 945 г.

Правителем стала его супруга HELGA — Ольга “мудрейшая всех человек” (летопись), может быть потому, что она придумала искусную месть за смерть своего супруга.

В 957 г. она совершила благочестивое путешествие в Константинополь и по летописи принимает там крещение. Лет.: “Ольгу крестили царь с патриархом в Царьграде”, хотя вероятнее она крестилась дома, т.к. Константин Багрянородный, принявший Ольгу и описавший прием в книге “De ceremonus aule” молчит о крещении Ольги, повествует о ней сдержанно и спокойно. Ольга преставилась ? в 969 г.

Святослав носил уже славянское имя, но нравом был типичный варяг-воин и дружинник, “легко ходя, аки пардус (барс)”. Гневался он когда мать убеждала его креститься. Вся жизнь его прошла в походах. На Оке он подчинил вятичей, разгромил хазар, взяв их города — С(ао?)ркел и Итиль, победил черкесов на Кубани, разорил земли волжских болгар. Когда разгромил хазар, тогда усилились печенеги. Потом Святослав отправился в Дунайскую Болгарию, греки его просили помочь в войне с болгарами. Он успешно здесь воевал, ему понравилось это место и он решил основать здесь столицу, которую назвал Переясловом. Но греки испугались такого соседства и натравили на него печенегов. Они подкараулили этого пардуса на днепровских порогах, когда он возвращался на Русь по просьбе матери. Печенегский хан сделал из черепа Святослава чашу (убит в 972 г.)

У него было три сына: Олег, Ярополк и Владимир, между которыми произошла междоусобица. В наследство каждому из них досталось:

Ярополку — Киев; Олегу — земля древлян; Владимиру — Новгород

Олег был убит Ярополком. Владимир привел варягов из Скандинавии и убил Ярополка. Владимир в ? 978г.(980г.) стал единодержавным государем и правил до 1015 г. Ему пришлось потратить много сил, чтобы усмирить своих варягов и подчинить отложившиеся племена: вятичей, радимичей. Владимир вел много войн с разными соседями: с волжскими болгарами, с греками, в результате которых принял христианство. (Женился на Анне). Этим важнейшим событием окончился период варяжской династии (крещение). После этого можно говорить об ассимиляции варягов, большим подспорьем к которой послужило принятие христианства.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ РОССИЯ И МАЛОРОССИЯ.

Слово Малороссия ничего обидного в себе не содержит. Когда говорят Малороссия, то имеют ввиду древнюю часть “мегаполиса”. Это — ядро, исторический центр России.

Малороссия — это калька с греческого языка. Этот термин родился в канцелярии Константинопольского патриархата — греч. Слово — “Микророссия”. Великороссия — тоже калька греч. Слова “Мегароссия”. Этот термин фиксируется в 1292 г., считает Форсман (создатель словаря). Т.о. эта терминология возникла на нейтральной территории.

ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУССКУЮ ЖИЗНЬ.

I. Под влиянием новой веры возникает новый класс — духовенство. Рядом советским обществом возникает новое — церковное общество. Это особый мир. У него свои законы, своя иерархия, свой круг лиц и учреждений. Положение Церкви церковными уставами св. Владимира и Ярослава Мудрого в духе Номоканона (Кормчая).Управлению Церкви подлежали:

Все духовенство: белое и черное, а также церковнослужители

Церковные или богадельные люди:

а) это нищие калеки, странники.

б) рабы, бывшие холопы, отпущенные на волю на помин души и по другому поводу.

Изгои:

а) безграмотные поповские сыновья

б) выкупившийся на волю холоп

в) несостоятельный купец (не могущий выплатить долг)

г) князь–сирота

Суду церкви подлежали

Все вышеназванные категории лиц.

Миряне, обвиняемые в ереси или колдовстве; или оскорбивший отца, мать, жену, т.е. те, кто нарушил чистоту семейных отношений.

Преступления: воровство и разбой (разбойников судил суд смешанный)

Слагается новый взгляд на общественные отношения

Языческое общество руководствовалось правилом “око за око”, “зуб за зуб”. Месть за обиду была возведена на степень нравственного долга. Раб считался в языческом мире вещью. Госпожа переодевалась в присутствии челяди, не стесняясь их. Рабы были вещью. В основе семейной жизни царил грубый эгоизм — например — умыкание жен, отсюда пословица “Бей жену молотом, будет жена золотом”. Дети, жена являются рабами отца-господина, поэтому сыноубийство не наказывалось, но очень наказывалось отцеубийство. Христианство проповедует прощение обид защиту слабых. Раб, учило христианство, такой же человек, созданный по Образу и подобию Божию. Церковь облагородила семейную жизнь, положив в основу духовное единение и сознание долга. Искоренялся обычай умыкания, началась борьба с эротическими игрищами т.к. цель брака не сладострастие, а дети. Церковь запретила совместное купание в ночь на Ивана Купалы. (В нынешнем Царьграде — Стамбуле устроены для новых русских совместные бани)

III. Народился мир духовных интересов, появляются монастыри. Язычество знало только земные интересы: славу, власть, богатство, личное счастье. Христианство предложило новый идеал — Царство Небесное — этого блага можно достигнуть лишь уйдя из мира. В Монастырях положено начало книжному просвещению. Здесь пишется первая история России. Киево-Печерский монастырь стал нравственной силой, к голосу иноков прислушивались даже князья. (Юдин — Какие вещи стоят на первом месте у римлян нынешних? 1-е место — футбол, 2-е место — женщины, 3-е место пицца, 4-е место забастовки, 5-е место политика. Причем, когда транслируется футбол, отменяются мессы, т.к. на них некому ходить!)

IV. Привносится идея самодержавной власти государя и единодержавия. Единодержавие — власть одного, самодержавие — независимость государя от иноплеменников. Восточная Церковь выросла в тесном союзе со светской властью, под впечатлением великих услуг Церкви со стороны греческих императоров. Императоры созывали Церковные Соборы, председательствовали на них, были внешними епископами Церкви, своим авторитетом давали силу решениям Соборов и это развивало ощущение зависимости, император был ставленником Божиим, постельничим Божиим. Противиться воле императора значит идти против воли