ИДЕЯ САМОДЕРЖАВИЯ И ЕДИНОДЕРЖАВИЯ.

Самодержавие — это факт независимости государя от иноплеменников. Восточная церковь выросла из тесного союза со светским обществом, вследствие услуг, оказанных императорами, “под впечатлением великих услуг Церкви со стороны греческих императоров” начиная с Константина Вели-кого. Он и его преемники помогли Церкви стать на ноги, победить язычников и ереси, обеспечить материальную базу Церкви. Императоры созывали соборы, председательствовали на них, были “внешними епископами” Церкви, своим авторитетом давали силу решениям соборов. Всё это воспитало в духовенстве чувство зависимости, подчиненности. Император стал единственным законным источником жизни на земле. Это менталитет Восточной Церкви. Царь — помазанник Божий. Противиться воле императора — значит идти против воли Божией. Сам патриарх совершил бы преступление если бы допустил это. Система называется цезаре-папизм. Это принесено в древнюю Русь. Церковь постоянно проводила идею повиновения царям, великим князьям. Уже же Св. Владимира епископы величали царём и самодержцем, говоря: “Ты поставлен от Бога”. Епископ Лука Жидята говорил: “Бога бойтеся, князя чтите. Мы рабы во-первых Бога, а потом государя”. Всё это влияло на рост государственного авторитета. Она приобретает сакральный характер. Церковь объединяла всех. Было много князей в удельный период, а митрополит один. Феодалы всё время ссорились, враждовали, убивали. Власть митрополита простиралась на всю русскую землю. Так что единовластие прежде всего установилось в Церкви.