Экуменическое движение

 

XX в. ознаменовался падением значения религии и религиоз­ных организаций в повседневной жизни людей. В социалисти­ческих странах велась атеистическая пропаганда, служителей Культа подвергали преследованиям, храмы закрывались. В развитых государствах Запада ситуация была иной, но и здесь по­зиции традиционных религий, прежде всего христианства значительно ослабли. В обществе потребления популярность получили стремления к материальным благам, к разнообраз­ным формам досуга, к повышению своего социального статуса. Это прямо противоречило традиционным религиозным цен­ностям, проповедовавшим самоограничение, смирение, вер­ность долгу и т.д. Для большинства европейцев и американцев религиозность стала сводиться лишь к внешней, обрядовой стороне — посещению церковной службы, празднованию ре­лигиозных праздников. Отчасти этому способствовали и неко­торые традиции самих религий, не менявшиеся веками. Так, в богослужении Католической церкви (крупнейшая конфессия мира) и в XX в. по-прежнему использовался латинский язык, малопонятный не только подавляющему большинству прихо­жан, но и многим священникам.

Бурные и стремительные перемены, которые человечество переживало в XX в., неоднозначно повлияли на развитие ре­лигий. С одной стороны, в условиях роста образовательного и материального уровня во многих странах получили распро­странение нетрадиционные религиозные учения, различного рода тоталитарные секты, синкретические религии (то есть созданные на основе заимствования догматов и обрядов у не­скольких мировых или традиционных религий) и т.д. С другой стороны, традиционные религии мира, и прежде всего христи­анство, стремились приспособиться к новым условиям, ре­формировать церковную жизнь, чтобы усилить свои позиции в обществе.

В 1962—1965 гг. состоялся Второй Ватиканский собор Като­лической церкви, принявший программу ее реформирования и обновления, поставивший цель повысить активность мирян. Было решено заменить в богослужении латинский язык на­циональными языками. Церковь стала более активно участво­вать в решении общественно-политических проблем, способ­ствовать пропаганде мира и согласия. Во многих развитых странах католичество стало составной частью идеологии кон­сервативных партий и движений.

Большой авторитет в мире получил римский папа Иоанн Павел II (папа в 1978 — 2005 гг.), в 2000 г. принесший публичное покаяние от лица Католической церкви за крестовые походы, инквизицию, оправдание рабства, религиозные войны и другое. Свидетельством наступле­ния новой эпохи в истории Церкви стала реабилитация Галилео Галилея (1992) и Николая Коперника (1993). В 2008 г. Ватикан признал возможность существования разумной жизни, созданной Богом, на других планетах.

Свои особенности развития христианство имело в Латинской Америке, в странах которой были сильны ле­вые настроения. Здесь получило распространение такое учение, как «Теология освобождения», сочетавшая хри­стианскую католическую догматику с положениями марксизма. Подобное явление вызвало недовольство и резкое противодействие Ватикана.

Еще в начале XX в. по инициативе протестантов США и За­падной Европы возникло так называемое экуменическое дви­жение, главной целью которого является сближение христиан­ских церквей во всем мире. Важным этапом в его развитии стала Всемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948), на которой был создан Всемирный совет церквей, при­званный координировать деятельность входящих в экумениче­ское движение религиозных организаций (на сегодняшний день насчитывает 349 членов в 110 странах мира). В 1961 г. к не­му присоединилась и Русская православная церковь.