Масскульт отечественного образца

Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствован­ные образцы. В кинопрокате успех име­ли в основном кассовые американские фильмы. Лидерами книжных продаж стали переводные издания, рассчитан­ные на массовую аудиторию. В моло­дежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и моде­ли поведения. Символы западного обра­за жизни — рестораны быстрого пита­ния «Макдоналдс», западные торговые марки и фирменная реклама стали не­отъемлемой частью пейзажа российских городов.

Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской ауди­тории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегмен­ты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужс­кой аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги лег­кого жанра, особенно детективы (А.Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).

Размежевание на рок и легкую Развлекательную музыку (попсу) проис­ходило на эстраде. Попса заняла значи­тельную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробован­ие в производстве мировой кассовой ки­нопродукции приемы (такие, как «Ноч­ной дозор» или «Турецкий гамбит»).

«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вжива­ния в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные сту­дии и разнообразные фестивальные проекты.