Мечеть Кул-Шариф в Казани

Важнейшей их задачей является под­готовка мусульманских священнослужите­лей и специалистов по различным направлениям исламской нау­ки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность со­вершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религи­озные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.

В регионах традиционного распространения буддизма про­исходило возрождение религиозных практик. К настоящему вре­мени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Буря­тия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправля­ют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.

Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиоз­ных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Ак­тивно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское врем позднее выехало немало граждан еврейской национальности большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряд других стран). Были опубликованы фундаментальные исследо­вания на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва

Новые общины появились у Армяно-григорианской церк­ви, католиков, представителей различных протестантских церк­вей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передава­лись закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сай­ты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о переда­че церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в цер­ковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе.

В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церков­ные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подго­товки священнослужителей, которых не хватает для открываю­щихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но глав­ной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.

Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процес­сы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взве­шенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются при­оритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих про­цессах, задачи государственной политики в развитии культуры.

Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему сво­его народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполага­ет личную ответственность за становление гражданского и пра­вового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.