рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого - раздел История, История политических и правовых учений Iii.ui Принят Указ (1765), Разрешающий Помещикам Без Гуда И Следствия Ссылать...

iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматривались как «злодеи и возмутители общего покоя» и подлежали наказанию. В 1767 г. была созвана Комиссия для создания проекта ново­го Уложения (Уложенная комиссия).

Биография. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском университете и учеба в университете при Ака­демии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761-1767 гг. — за­нимался в университете г. Глазго (Англия), где слушал лекции Адама Смита. По возвращении из Англии назначен профессором права Московского университета. В 1768 г. отправил в Уложенную комиссию свой проект по рефор­мированию общественного и государственного строя Рос­сии. Однако этот проект, отличавшийся радикализмом, не был доведен до сведения членов Комиссии и увидел свет лишь после революции 1905 г. Десницкий преподавал в Московском университете до 1787 г., читал курс истории и теории русского законодательства и «законоискусства».

Логическое основание политико-правовых взглядов. На Десницкого оказали большое влияние идеи А. Смита, Ш.Л. Монтескье, английские политико-правовые инсти­туты.

Основная работа: «Представление об учреждении за­конодательной, судительной и наказателыюй власти в Рос­сийской империи» (1768).

Содержание политико-правового учения. Вслед за А. Смитом СЕ. Десницкий выделял четыре этапа разви­тия человечества в зависимости от источников существо­вания того или иного народа:

1) собирательство;

2) Пастушество;

3) хлебопашество;

4) коммерческий.

Более совершенному этапу развития человечества соот­ветствует более развитое законодательство. Наибольшее развитие законодательство получает на коммерческом эта­пе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 таблицах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне законы в великом совершенстве», только сокращенное из­ложение этих законов занимает 25 книг.

Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российской империи, которую он изло-


 


204Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

жил в своем «Представлении об учреждении законодатель­ной, судителыюй и наказательной власти в Российской империи».

Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.

Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. В представлении Десницкого Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов 600-800 человек); бессословным; выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза.

За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.

«Судителъная» власть. Судьи назначаются монархом. Судья должен отвечать следующим требованиям:

S предварительно сдать экзамен профессорам юриди­ческого факультета;

■S иметь несколько лет стажа адвокатской практики;

S пройти испытания на «факультете адвокатов»;

S должен знать латинский, французский, немецкий и английский языки.

Десницкий был сторонником суда присяжных и прин­ципа независимости и несменяемости судей.

«Наказателъная» власть, должна осуществляться воево­дами, назначаемыми монархом. Воеводы должны были вы­полнять полицейские и фискальные функции, подлежать судебному контролю. Виновность воевод определяет Сенат.

СЕ. Десницкий критиковал крепостное право с точки зрения экономической науки (тормоз развития промыш­ленности и земледелия) и нравственности (торговля людь­ми «противна человеколюбию»).

Предложения по законодательному урегулированию кре­постного права:

• урегулировать законом обязанности крестьян по отно­
шению к помещикам;

• закрепить за крепостными право собственности на
движимое имущество;

• запретить продажу крестьян без земли и без их согласия.

СЕ. Десницкий — яркий представитель русского Про­свещения. В своем творчестве он неоднократно указывал на значение общего и юридического образования не только для судей, но и для членов Уложенной комиссии для про­цветания России.


12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве 205

('.Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей k.ik средство реформирования российского самодержавия.

СЕ. Десницкий — теоретик законности в условиях су­ществования крепостного права.

12.5. Учение АЛ. Радищева о праве и государстве

Радищев Александр Николаевич(1749-1802) — рус­ский политический и правовой мыслитель, теоретик рево­люционной демократии.

Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: «Наказ императрицы» (1766), работа Уложенной комиссии (1767-1768). Усиление крепостного гнета: указы Екатери­ны II (1765,1767), направленные на дальнейшее закрепоще­ние крестьян. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) способствовала осознанию русскими просветителями и гуманистами необходимости существенного изменения жизни русского народа.

Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. За­кончил Пажеский корпус, а затем — юридический факуль­тет Лейпцигского университета. Был управляющим Петер­бургской таможней. По указанию Екатерины II за оду «Вольность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Моск­ву» Палатой уголовного суда был приговорен к смертной казни. Однако смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на десять лет. В 1801 г. Радищев получил разрешение возвратиться в Петербург. Был при­влечен к работе по составлению законов в комиссии, со­зданной Александром I. В комиссии выступал с радикаль­ными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.

Логическое основание политике-правового учения. Естественно-правовая теория, история России и осмысле­ние опыта английской, американской и французской рево­люций.

Основные работы: ода «Вольность» (1781-1783); «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» (1790).

Содержание политико-правового учения. Причиной перехода людей от естественного состояния к государ­ственному состоянию А.Н. Радищев считал появление част­ной собственности: «Как скоро сказал человек: сия пядень


206 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверо­образному самовластию, когда человек повелевает челове­ком». Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.

Государство, полагал Радищев, основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому они отказыва­ются от части своих прав и части природной власти, рас­считывая, что государственная власть будет служить обще­му благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».

Радищев признавал право народа на сопротивление госу­дарственной власти. Если государь нарушает данный мол­чаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает наро­ду, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».

В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу фран­цузского историка Габриеля Мабли «Размышления о гре­ческой истории...». Французский термин «despotisme» он перевел русским словом «самодержавство», сделав приме­чание: «Самодержавство есть наипротивнейшее человече­скому естеству состояние».

Самодержавие Радищев рассматривал как произвол са­модержца, который ищет только своей пользы и руковод­ствуется только своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».

Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».

Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петер­бурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщи­ком, хуже Пугачева».

Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономичес­кой, нравственной.

С юридической точки зрения крепостное право противо­речит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свобо­де и после его заключения. Однако положение крепостного


12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве 207 крестьянина противоречит этому общественному договору: ■ Порабощение есть преступление».

С экономической точки зрения труд крепостного кресть-янина имеет низкую производительность, поскольку крес­тьянин не заинтересован работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мерт-иит граждан».

Первым в России Радищев предложил решение про­блемы: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабаты­вает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не де­латель ее».

С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и о каменном сердце. Идеалы Радищева: политический и правовой. Политический идеал А.Н. Радищева. Идеальной формой правления государства для него была демократическая республика: «На вече весь течет народ».

В обоснование возможности республиканского строя для России Радищев приводит тот аргумент, что в ее исто­рии уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика: «Новгород имел народное прав­ление».

На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.

Средством перехода к республике Радищев считал на­родную революцию. Это представление сложилось у него в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлет­воряли его полностью (в частности, Радищев критиковал сохранение рабства в США).

Правовой идеал А.Н. Радищева. Закон — это «извет об­щей воли». Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражением общей воли.

* * *

А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового кре­стьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обраба­тывает). Он был также автором первой программы рево­люционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.

Политические и правовые идеалы Радищева в дальней­шем были востребованы декабристами, Герценом, Чернышев­ским и многими другими отечественными мыслителями.


208 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит новизна взгляда Прокоповича на происхож­
дение государства?

2. В чем суть реформы православной церкви, предложенной
Прокоповичем?

3. В чем суть концепции происхождения государства в изло­
жении Татищева?

4. Как Татищев относился к крепостному праву?

5. Каким должен быть, по представлению Посошкова, право­
вой статус сословий в российском государстве?

6. В чем смысл судебной реформы, необходимость проведе­
ния которой обосновывал Посошков?

7. Какой проект конституционной монархии предлагал Дес-
ницкий?

8. Каковы взгляды Радищева на абсолютизм и крепостничество?

9. Как Радищев понимает принцип суверенитета народа?

10. В чем Радищев видит политический идеал?

Литература

Грацианский П.С. Десницкий о происхождении государства, семьи и частной собственности // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 17. М., 1963.

Грацианский П.С. Десницкий. М., 1978.

Грацианский П.С. конституционные воззрения А.Н. Радище­ва // Советское государство и право. 1981. № 4.

Грацианский П.С. Политическая идеология русского само­державия второй половины XVIII в. // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в трудах Феофана Прокоповича // Из истории развития политико-пра­вовых идей. М., 1984.

Моряков В.И. Поиск пути: русская мысль второй половины XVIII в.: О государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

Омельченко О.А. Идеи конституционного закона и «всеобщей законности» в правовой политике просвещенного абсолютизма // Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989.

Петров П.А. Общественно-политические взгляды Прокопо­вича, Татищева, Кантемира. Иркутск, 1959.

Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Ради­щев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992 (или иное издание).

Сочинения Ивана Посошкова. М., 1842.

Татищев В.Н. Собр. соч.: В 8 т. М., 1994.

Юридические произведения русских прогрессивных мысли­телей второй половины XVIII в. М., 1959.


Глава 13

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ

В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII -

НАЧАЛА XIX в.

В конце XVIII — начале XIX в. Германия была полити­чески раздробленной и экономически отсталой от Англии и Франции страной. Однако немецкое естествознание в XVIII в. достигло значительных успехов. Накопленные и классифицированные в предшествующую эпоху научные факты требовали истолкования. Это подготовило почву для расцвета философии, в том числе философии права.

Рационалистический подход к праву нашел свое наи­высшее развитие и завершение в трудах классиков немец­кой философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

13.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве

Кант Иммануил (1724-1804) — основатель немецкой классической философии, политический и правовой мыс­литель.

Эпоха. В конце XVIII — начале XIX в. в Германии на­блюдался расцвет поэзии и философии. Кант — современ­ник таких важнейших политических событий, имевших ме­сто в Западной Европе в конце XVIII в., как Великая французская революция, Базельские мирные договоры 1795 г. и др. В год рождения Канта был основан Кенигсберг (Калининград). Город возник из слияния трех больших го­родов, расположенных вокруг реки Прегель. Второй по ве­личине город Пруссии, наиболее динамичный в экономи-


 


. =:.„; ■}. .:^::,А;'*;£Шгк\ь&Ы&


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История политических и правовых учений

История.. политических.. и правовых Учений учебник но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политико-правовое учение СЕ. Десницкого

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Учебник
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся но юридической специаль

Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2 В предлагаемом учебнике рассматриваются ос

Дисциплина
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на

Политические и правовые учения в древней греции
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единице

Правовые взгляды софистов
  Группа Софисты Правовые взгляды Протагор «Законы — изобретение славных

Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика тракту­ется двояко: с одной стороны, она понимается как «духов­но-воспитательное и философское течение в античной Гре­ции V и IV вв. до н.э.», с другой ст

Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
  Первый проект Второй проект Деление граждан: па три сословия 1) философы; 2) вои

Формы государственного правления
  Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: (м цего блага

Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972. Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.

Политические и правовые учения в древнем риме
История Древнего Рима включает три периода: 1) царский (754-510 до н.э.); 2) республиканский (509-28 до н.э.); 3) императорский (27 до н.э.-47б н.э). Во II в. до

Политико-правовая мысль эпохи средневековья
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болон

Логическое основание политико-правового учения
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в с

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общ

И реформации
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая

Политико-правовая мысль московского государства
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению

В западной европе XVII в
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржу­азных революций. Первой страной, где произошла револю­ция, стала Голландия. В результате национально-освободи­тельной борьбы Голландия освободила

Учение Гуго Гроция о государстве и праве
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона. Суверенитет госу

Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что уто­пия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласует­ся с природным эгоизмом людей. Таблица 9 Политические и правовые вз

Политико-правовые учения в России XVII в
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом за

Политико-правовая мысль во франции XVIII в
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под

Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и

За независимость
Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов

Логическое основание политико-правового учения
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр

Политико-правовые учения в России XVIII в
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В XVIII в. Россия по форме государственного правле­ния была абсолютной монархией. Эта фор

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег

Формы правления государства
  Критерии классификации Форма правления Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —

Савиньи, георг фридрих
ПУХТА) В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеоб­щего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну

Начала XIX в
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических

Общие программные положения «Северного»- и «Юж­ного» обществ
Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс

Политические и правовые взгляды декабристов
Окончание табл. 13   «Северное общество» (П.М. Муравьев) «Южное общество» (П.И. Пестель) Верховная дума

XIX в. Джон Остин
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного прав

Либеральные политико-правовые учения в западной европе первой половины XIX в
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

Проблемы государства и права в социологии XIX в
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ

Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особе

Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15   Функции властей Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)

Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями. В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и

Признаки военного общества
  Государственный централизм Иерархия индивидов Повсеместное принуждение Одним из существенных признако

Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине XIX в
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую

Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоре­тик русского и международного анархизма. Эпоха. Теории анархизма в России появились как след­ствие осмысления русскими

Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма. Эпоха. Четыре сменивших др

Половине XIX - начале XX в
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре

Логическое основание политике-правовых взглядов
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта. Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое в

Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчужде­ние индиви

Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911)
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребнос

Политологии
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя поли­тической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля. На рубеже XIX-X

Учения на западе (первая)
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.) 25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед. Эпоха.

Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455 вокупность юридических правил, особенно законов госу­дарства, защищающих слабые и неимущие элементы обще­ства и обеспечивающих вмешательство г

Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме

Персоналии
 

Персоналии
 

Персоналии
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги