iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматривались как «злодеи и возмутители общего покоя» и подлежали наказанию. В 1767 г. была созвана Комиссия для создания проекта нового Уложения (Уложенная комиссия).
Биография. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском университете и учеба в университете при Академии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761-1767 гг. — занимался в университете г. Глазго (Англия), где слушал лекции Адама Смита. По возвращении из Англии назначен профессором права Московского университета. В 1768 г. отправил в Уложенную комиссию свой проект по реформированию общественного и государственного строя России. Однако этот проект, отличавшийся радикализмом, не был доведен до сведения членов Комиссии и увидел свет лишь после революции 1905 г. Десницкий преподавал в Московском университете до 1787 г., читал курс истории и теории русского законодательства и «законоискусства».
Логическое основание политико-правовых взглядов. На Десницкого оказали большое влияние идеи А. Смита, Ш.Л. Монтескье, английские политико-правовые институты.
Основная работа: «Представление об учреждении законодательной, судительной и наказателыюй власти в Российской империи» (1768).
Содержание политико-правового учения. Вслед за А. Смитом СЕ. Десницкий выделял четыре этапа развития человечества в зависимости от источников существования того или иного народа:
1) собирательство;
2) Пастушество;
3) хлебопашество;
4) коммерческий.
Более совершенному этапу развития человечества соответствует более развитое законодательство. Наибольшее развитие законодательство получает на коммерческом этапе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 таблицах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне законы в великом совершенстве», только сокращенное изложение этих законов занимает 25 книг.
Десницкий разработал концепцию разделения властей применительно к Российской империи, которую он изло-
204Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
жил в своем «Представлении об учреждении законодательной, судителыюй и наказательной власти в Российской империи».
Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти.
Законодательную власть должен осуществлять Сенат — законосовещательный орган. В представлении Десницкого Сенат должен быть однопалатным (количество депутатов 600-800 человек); бессословным; выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза.
За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом.
«Судителъная» власть. Судьи назначаются монархом. Судья должен отвечать следующим требованиям:
S предварительно сдать экзамен профессорам юридического факультета;
■S иметь несколько лет стажа адвокатской практики;
S пройти испытания на «факультете адвокатов»;
S должен знать латинский, французский, немецкий и английский языки.
Десницкий был сторонником суда присяжных и принципа независимости и несменяемости судей.
«Наказателъная» власть, должна осуществляться воеводами, назначаемыми монархом. Воеводы должны были выполнять полицейские и фискальные функции, подлежать судебному контролю. Виновность воевод определяет Сенат.
СЕ. Десницкий критиковал крепостное право с точки зрения экономической науки (тормоз развития промышленности и земледелия) и нравственности (торговля людьми «противна человеколюбию»).
Предложения по законодательному урегулированию крепостного права:
• урегулировать законом обязанности крестьян по отно
шению к помещикам;
• закрепить за крепостными право собственности на
движимое имущество;
• запретить продажу крестьян без земли и без их согласия.
СЕ. Десницкий — яркий представитель русского Просвещения. В своем творчестве он неоднократно указывал на значение общего и юридического образования не только для судей, но и для членов Уложенной комиссии для процветания России.
12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве 205
('.Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей k.ik средство реформирования российского самодержавия.
СЕ. Десницкий — теоретик законности в условиях существования крепостного права.
12.5. Учение АЛ. Радищева о праве и государстве
Радищев Александр Николаевич(1749-1802) — русский политический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии.
Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: «Наказ императрицы» (1766), работа Уложенной комиссии (1767-1768). Усиление крепостного гнета: указы Екатерины II (1765,1767), направленные на дальнейшее закрепощение крестьян. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775) способствовала осознанию русскими просветителями и гуманистами необходимости существенного изменения жизни русского народа.
Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. Закончил Пажеский корпус, а затем — юридический факультет Лейпцигского университета. Был управляющим Петербургской таможней. По указанию Екатерины II за оду «Вольность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Палатой уголовного суда был приговорен к смертной казни. Однако смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на десять лет. В 1801 г. Радищев получил разрешение возвратиться в Петербург. Был привлечен к работе по составлению законов в комиссии, созданной Александром I. В комиссии выступал с радикальными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой.
Логическое основание политике-правового учения. Естественно-правовая теория, история России и осмысление опыта английской, американской и французской революций.
Основные работы: ода «Вольность» (1781-1783); «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
Содержание политико-правового учения. Причиной перехода людей от естественного состояния к государственному состоянию А.Н. Радищев считал появление частной собственности: «Как скоро сказал человек: сия пядень
206 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверообразному самовластию, когда человек повелевает человеком». Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состояние — золотой век, когда нет частной собственности и царит гармония, связанная с действием золотого правила нравственности.
Государство, полагал Радищев, основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому они отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».
Радищев признавал право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».
В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу французского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» он перевел русским словом «самодержавство», сделав примечание: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется только своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».
Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».
Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петербурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева».
Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономической, нравственной.
С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. Однако положение крепостного
12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве 207 крестьянина противоречит этому общественному договору: ■ Порабощение есть преступление».
С экономической точки зрения труд крепостного кресть-янина имеет низкую производительность, поскольку крестьянин не заинтересован работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мерт-иит граждан».
Первым в России Радищев предложил решение проблемы: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».
С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и о каменном сердце. Идеалы Радищева: политический и правовой. Политический идеал А.Н. Радищева. Идеальной формой правления государства для него была демократическая республика: «На вече весь течет народ».
В обоснование возможности республиканского строя для России Радищев приводит тот аргумент, что в ее истории уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика: «Новгород имел народное правление».
На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.
Средством перехода к республике Радищев считал народную революцию. Это представление сложилось у него в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полностью (в частности, Радищев критиковал сохранение рабства в США).
Правовой идеал А.Н. Радищева. Закон — это «извет общей воли». Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражением общей воли.
* * *
А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает). Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.
Политические и правовые идеалы Радищева в дальнейшем были востребованы декабристами, Герценом, Чернышевским и многими другими отечественными мыслителями.
208 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит новизна взгляда Прокоповича на происхож
дение государства?
2. В чем суть реформы православной церкви, предложенной
Прокоповичем?
3. В чем суть концепции происхождения государства в изло
жении Татищева?
4. Как Татищев относился к крепостному праву?
5. Каким должен быть, по представлению Посошкова, право
вой статус сословий в российском государстве?
6. В чем смысл судебной реформы, необходимость проведе
ния которой обосновывал Посошков?
7. Какой проект конституционной монархии предлагал Дес-
ницкий?
8. Каковы взгляды Радищева на абсолютизм и крепостничество?
9. Как Радищев понимает принцип суверенитета народа?
10. В чем Радищев видит политический идеал?
Литература
Грацианский П.С. Десницкий о происхождении государства, семьи и частной собственности // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 17. М., 1963.
Грацианский П.С. Десницкий. М., 1978.
Грацианский П.С. конституционные воззрения А.Н. Радищева // Советское государство и право. 1981. № 4.
Грацианский П.С. Политическая идеология русского самодержавия второй половины XVIII в. // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в трудах Феофана Прокоповича // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.
Моряков В.И. Поиск пути: русская мысль второй половины XVIII в.: О государстве и обществе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
Омельченко О.А. Идеи конституционного закона и «всеобщей законности» в правовой политике просвещенного абсолютизма // Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989.
Петров П.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева, Кантемира. Иркутск, 1959.
Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. СПб., 1992 (или иное издание).
Сочинения Ивана Посошкова. М., 1842.
Татищев В.Н. Собр. соч.: В 8 т. М., 1994.
Юридические произведения русских прогрессивных мыслителей второй половины XVIII в. М., 1959.
Глава 13
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
В ГЕРМАНИИ КОНЦА XVIII -
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. Германия была политически раздробленной и экономически отсталой от Англии и Франции страной. Однако немецкое естествознание в XVIII в. достигло значительных успехов. Накопленные и классифицированные в предшествующую эпоху научные факты требовали истолкования. Это подготовило почву для расцвета философии, в том числе философии права.
Рационалистический подход к праву нашел свое наивысшее развитие и завершение в трудах классиков немецкой философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
13.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве
Кант Иммануил (1724-1804) — основатель немецкой классической философии, политический и правовой мыслитель.
Эпоха. В конце XVIII — начале XIX в. в Германии наблюдался расцвет поэзии и философии. Кант — современник таких важнейших политических событий, имевших место в Западной Европе в конце XVIII в., как Великая французская революция, Базельские мирные договоры 1795 г. и др. В год рождения Канта был основан Кенигсберг (Калининград). Город возник из слияния трех больших городов, расположенных вокруг реки Прегель. Второй по величине город Пруссии, наиболее динамичный в экономи-
. =:.„; ■}. .:^::,А;'*;£Шгк\ь&Ы&