рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

НАЧАЛА XIX в.

НАЧАЛА XIX в. - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ В Конце Xviii — Начале Xix В. Формой Правления В России Продолжало Оставаться...

В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических прав.

В России в это время существовало крепостное право, которое препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оцени­вали крепостное право как архаизм, как причину отстава­ния России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос­ледовательный и двойственный характер. С одной сто­роны, Павел I отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу.

Такое положение дел приводило к росту социальной на­пряженности в России.

Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус­ское общество того времени: «Дворяне страшились кресть­ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави­тельство боялось обоих».

В этот период в России сформировались два направле­ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Спе­ранский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин).


16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 253

16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского

Сперанский Михаил Михайлович(1772-1839) — рус­ский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия.

Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложе­нием проведения реформ государственного строя империи и крепостного права.

Биография. Родился в деревне Черкутино Владимир­ской губернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро- Суздальской духовной семинарии был назван Сперанским (лат. «speranto» — надежда) и на­правлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя. С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял департамент ми­нистерства внутренних дел. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государственных преобразований — «Введение к Уло­жению государственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственного совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь. Был пензен­ским губернатором, генерал-губернатором Сибири. Воз­вращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государствен­ного совета, а также членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение импе­раторской канцелярии. Занимался систематизацией рос­сийского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и «Полного собрания законов Российской импе­рии».

Логическое основаниеполитике -правового учения.Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической школы права (Савиньи), английского либера­лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право­вых взглядах Сперанского.

Основная работа: «Введение к уложению государ­ственных законов» (1809).

Содержание политико-правового учения.М.М. Спе­ранский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли


 



 


254 Глава 16. Политико-правовая мысль в России...

выражение в его проектах государственных преобразова­ний, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал зак­репленную законом возможность: «участия всех государ­ственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти».

Политическая свобода должна быть ограничена цензами: S имущественным, т.е. должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, а не «народу рабочему», слугам, ремесленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной де­ятельности;

S культурным.

Противоположностью политической свободы выступает политическое рабство, когда воля одного лица является за­коном для всех.

Под гражданской свободой Сперанский понимал воз­можность обладать личными и имущественными правами: S собственности; ■S заключения договоров;

S на уплату налогов, установленных только согласно за­кону;

S подвергнуться уголовному наказанию только по ре­шению суда.

Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры куп­ли-продажи, писал следующее: «Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не опре­делил вообще, что всякая собственность есть неприкосно­венна...».

Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политичес­кая: «Никакая свобода не может родить в государстве сво­боды гражданской, не установив свободы политической».

В России того времени, по мнению Сперанского, не было политической свободы, а свобода гражданская носила ограниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов самодержца и рабов землевладельцев. Первые назы­ваются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов».


16.1. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 255

Будущее российское общество представлялось Сперан­скому сословным.

Первое сословие составят дворяне, которые будут обла­дать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владеть населенными не­движимыми имениями с возложением на них обязанности законно управлять ими.

Второе сословие составят люди среднего достатка, кото­рые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом.

Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие бу­дет иметь только гражданские свободы.

Программа государственных преобразований М.М. Спе­ранского включала проведение следующих реформ:

• крепостного права;

• государственного правления;

• законодательства.

Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно. ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, опреде­лив размер крестьянских повинностей и разрешив кресть­янам приобретать недвижимость в собственность. Затем нужно вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка... возвратится крестьянам и древнее право свободного пере­хода от одного помещика к другому...».

Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку «участь крестьянина, отправляющего повинность по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно вы­годнее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах».

Реформа государственного правления. Анализируя поли­тическую историю государств Запада, Сперанский выявил закономерность, согласно которой все государства в своем развитии проходят три ступени:

первая ступень — феодальная раздробленность госу­дарств Запада;

вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу­дарств Запада;

третья ступень — конституционное правление.

Сперанский утверждал, что первым государством, кото­рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее


256Глава 16. Политико-правовая мысль в России...

на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государ­ствам, находящимся на второй ступени политического раз­вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам октроирует (подарит) Конституцию народу.

Сперанский предлагал построить новое здание российс­кой монархии «на столпах разума и законов». Основой по­строения такой монархии для Сперанского могла быть только теория разделения властей: «Нельзя основать прав­ление на законе, если одна державная власть будет и со­ставлять закон, и исполнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, ис­полнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».

Разделение законодательной, исполнительной и судеб­ных властей Сперанский предлагал провести на четырех уровнях:

1)волости;

2) округа;

3) губернии;

4) империи.

Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни­тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор­ганом судебной власти — Судебный сенат.

Государственная дума должна принимать законы. Одна­ко за императором сохранялись огромные полномочия в законодательном процессе. Император мог наложить абсо­лютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Государственную думу предполага­лось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губерн­ской думы — депутатов в Государственную думу.

Кроме этого при императоре должен быть создан Госу­дарственный совет, назначение которого — соединить выс­шую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императо­ром. Этот орган призван предварительно рассматривать за­конопроекты, которые затем поступали бы к императору, а затем уже передавались бы на обсуждение в Государствен­ную думу.


16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 257

Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.

Реформа законодательства была проведена при непос­редственном участии Сперанского. Он возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской им­перии», в которое вошли расположенные в хронологическом порядке законодательные акты, начиная с Соборного уложе­ния 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуществлена официальная ин­корпорация законодательных актов. Затем с участием Спе­ранского был подготовлен 15-томный «Свод законов Рос­сийской империи», в который вошло все действующее законодательство. Сперанский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он ни есть ни до­полнение их, ни толкование».

М.М. Сперанский вошел в историю русской политиче­ской и правовой мысли как автор проектов по реформиро­ванию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления госу­дарства позволила бы обеспечить политические и граждан­ские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать высший законодательный орган в Рос­сии — Государственную думу, однако она появилась в Рос­сии только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов

Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста­ми. С этого момента начинается освободительное движе­ние в России.

Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой­ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ­ление против самодержавно-крепостнического строя. Они

9 М. Н. Марченко


                                         
   
 
     
   
 
     
 
 
       
 
     
 
 
     
 
       
     
 
 
 

16.2. Политические и правовые взгляды декабристов 259 Средства достижения целей. Члены тайных обществ ра­зочаровались в результатах народных революций. Так, Фран­цузская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась яко­бинской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. Они делали ставку на дворян­скую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г. Таблица 13 Различия в программах «Северного» и «Южного» обществ

«Северное общество» (П.М. Муравьев)

«Южное общество» (П.И. Пестель)

Название программного документа

«Русская Правда»

Методология

Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей

Земельный вопрос

действовали на основе разработанных программ переуст­ройства России. Эти программы готовились в недрах тай­ных обществ. Первое тайное общество — «Союз спасе­ния» — было создано в 1816 г. Затем, в 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». После саморос­пуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли «Север­ное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравь­ев, и «Южное общество», которое возглавил НИ. Пестель. (Различия в программах «Северного» и «Южного» об­ществ представлены в табл. 13.)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История политических и правовых УЧЕНИЙ

История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: НАЧАЛА XIX в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся но юридической специаль

Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2 В предлагаемом учебнике рассматриваются ос

ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единице

Правовые взгляды софистов
  Группа Софисты Правовые взгляды Протагор «Законы — изобретение славных

Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика тракту­ется двояко: с одной стороны, она понимается как «духов­но-воспитательное и философское течение в античной Гре­ции V и IV вв. до н.э.», с другой ст

Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
  Первый проект Второй проект Деление граждан: па три сословия 1) философы; 2) вои

Формы государственного правления
  Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: (м цего блага

Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972. Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода: 1) царский (754-510 до н.э.); 2) республиканский (509-28 до н.э.); 3) императорский (27 до н.э.-47б н.э). Во II в. до

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болон

Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в с

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общ

И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржу­азных революций. Первой страной, где произошла револю­ция, стала Голландия. В результате национально-освободи­тельной борьбы Голландия освободила

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона. Суверенитет госу

Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что уто­пия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласует­ся с природным эгоизмом людей. Таблица 9 Политические и правовые вз

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом за

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под

Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и

ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов

Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В XVIII в. Россия по форме государственного правле­ния была абсолютной монархией. Эта фор

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматр

Формы правления государства
  Критерии классификации Форма правления Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —

САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА) В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеоб­щего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну

Общие программные положения «Северного»- и «Юж­ного» обществ.
Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс

Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13   «Северное общество» (П.М. Муравьев) «Южное общество» (П.И. Пестель) Верховная дума

XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного прав

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ

Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особе

Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15   Функции властей Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)

Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями. В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и

Признаки военного общества
  Государственный централизм Иерархия индивидов Повсеместное принуждение Одним из существенных признако

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую

Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоре­тик русского и международного анархизма. Эпоха. Теории анархизма в России появились как след­ствие осмысления русскими

Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма. Эпоха. Четыре сменивших др

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре

Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта. Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое в

Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчужде­ние индиви

Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного пра­ва» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребнос

ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя поли­тической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля. На рубеже XIX-X

УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.) 25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед. Эпоха.

Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455 вокупность юридических правил, особенно законов госу­дарства, защищающих слабые и неимущие элементы обще­ства и обеспечивающих вмешательство г

Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме

Персоналии
 

Персоналии
 

Персоналии
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги