рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ДИСЦИПЛИНА

ДИСЦИПЛИНА - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ 1.1. Предмет, Содержание И Значение Истории Политических И Правовых Учений...

1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на юридических факультетах высших учебных за­ведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного госу­дарства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.

Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предме­том изучения. Предмет истории политических и правовых учений политические и правовые учения в их историче­ском своеобразии. В рамках данной дисциплины анализи­руются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. По­этому история политических и правовых учений — это ис­тория особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кель-зен и Маритен и др.


История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает :>ти две научные дисциплины следующее: .

• теория государства и права (впрочем, как и любая на­
ука) — это систематизация знаний, прежде всего современ­
ных знаний о современных государстве и действующем
сейчас праве, это некий общий ориентир для практику­
ющего юриста;

• история политических и правовых учений — это сис­
тематизация многовекового опыта индивидуального (не
коллективного) осмысления государственно-правовых яв­
лений.

Зачем будущим юристам изучать историю политиче­ских и правовых учений?

Изучение этого курса позволит студентам понять сущ­ность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в кото­ром никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предос­тавляет студентам возможность познакомиться с различ­ными, конкурирующими между собой способами аргумен­тации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить ус­тойчивость и повторяемость некоторых решений полити­ко-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому осво­ить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в воп­росах понимания сущности политико-правовых явлений.

Источником знаний о политике-правовых учениях про­шлого и настоящего служат исторически значимые полити­ко-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:

• произведения, которые не утратили свою значимость
за многие столетия и оказали серьезное воздействие на раз­
витие последующей политико-правовой мысли. Например,
работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в
высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего
«Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в
работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в рабо­
тах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении
государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы
французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и
государство», «Права человека и естественный закон»)


12 Глава 1. История политических и правовых учений...

концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»;

• произведения, оказавшие колоссальное влияние на со­
временников; авторов этих произведений можно назвать
«рупорами эпохи». Например, известно, что работа Мон­
тескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в тече­
ние последующих полутора лет выдержала около 20 изда­
ний в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том,
что Монтескье уже при жизни стал известным европейским
политическим и правовым мыслителем. Другой пример
прижизненной известности — «Манифест Коммунистиче­
ской партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на
немецком и французском языках в 1848 г., на английском
языке — в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а за­
тем русское и американское издания;

• произведения, не получившие широкой известности
при жизни автора, но значительно позднее их интеллекту­
альная ценность была признана. Например, работы италь­
янского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единствен­
ном начале и единственной цели всеобщего права (1720),
«Основания новой науки об общей природе наций» (1725)
получили признание лишь спустя почти столетие. Извест­
но, что своими исследованиями истории развития права
Вико на столетие опередил представителей немецкой исто­
рической школы права.

В курсе истории политических и правовых учений изу­чаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:

философы: греческие софисты, Платон, Аристотель,
Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.;

юристы: римские юристы, Воден, Монтескье, Сави-
ньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.;

историки: Полибий, Вико, Татищев; -

социологи: Конт, Спенсер;

политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперан­
ский, декабристы.

Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:

1) логической основы: мифологии; философии (реляти­
визм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); рели­
гии; науки (психология, биология, социология и др.);

2) содержания: решение той или иной политической и
правовой проблемы (обоснование договорного происхож-



1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии 13

дения государства, обоснование суверенитета государства

" др.);

3) программной части, т.е. вывода, который делает сам аитор, или вывода, который логически вытекает из его уче­ния.

На основании исследования программной части поли­тическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридическо­го позитивизма; политическому реформизму, или радика­лизму, и др.

1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии

Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.

Содержание политических и правовых учений определя­ется темами, выбранными для осмысления различными ав­торами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в опре­деленную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравно­мерно. Примерами особенно интенсивного развития поли­тической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и фран­цузских просветителей (XVIII в.).

На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был на­чалом всего». Это нашло соответствующее отражение в по­литической мысли древних греков: «Государство представ­лялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Анало-


14 Глава 1. История политических и правовых учений...

гичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обна­ружить у американского исследователя В. Вильсона, впо­следствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя не­отчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в рим­ском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным от­ражением и воплощением».

В эпоху Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «полити­ческое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского — яркое тому подтвер­ждение.

В Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским об­ществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневеко­вых сил, столкновение властей. Государство представля­лось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государствен­ного суверенитета Бодена, в соответствии с которой сред­ством преодоления средневекового хаоса во Франции мог­ло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяс­нение государства, который искали многие философы в XVII-XVIH вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Рус­со и др.) сделали вывод: в основе государства лежит обще­ственный договор.

Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIX начале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей


______ 1.3. Возникновение науки истории политических...____ 15

теории государства» Писал: «С 1871 по 1914 год мир дол­жен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, все­гда готовой вступить в войну, концепт государства глав­ным образом развивался в направлении идей силы, мо­гущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга под­тверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которо­го государство сводилось к монополии на легитимное при­менение физического насилия.

1.3. Возникновение науки истории политических и правовых учений в России

Впервые в России курс «История политических уче­ний» стал читать в 60-е гг. XIX в. в Московском универси­тете русский правовед Б.Н. Чичерин. Он же издал «Исто­рию политических учений» в пяти томах (1869-1902). В этом курсе рассматривались не только политические, но и правовые учения. Следует заметить, что в Англии и США издания, в какой-то степени подобные пятитомному изда­нию Чичерина, появились лишь в начале XX в. в Англии — работа Карлайлов (R. W. et A. J. Carlyle) «История средне­вековой политической теории на Западе» (1903), в США — трехтомник «История политических теорий» (1902-1920) Данинга (W. D. Dunning).

В конце XIX в. в России появляются курсы лекций по истории философии права: в Казани Г.Ф. Шершеневич из­дает «Историю философии права» (1896); П.И. Новгород­цев в Москве— «Историю философии права» (1897); в Санкт-Петербурге Н.М. Коркунов — «Историю филосо­фии права» (1898); в Киеве Е.Н. Трубецкой — «Лекции по истории философии права» (1901). В этих курсах также затрагивалась и политическая проблематика.

Эти курсы лекций по истории политических учений и по истории философии права представляют собой истоки современного отечественного учебного курса «История по­литических и правовых учений».

В советское время учебный курс «История политических и правовых учений» делился на домарксистский и марксист­ский периоды. Считалось, что с появлением марксистского


Г"»


16 Глава 1. История политических и правовых учений...

политико-правового учения произошел радикальный «пере­ворот» в учениях о государстве и праве. В настоящее время этот идеологический постулат преодолен, и марксистское учение о государстве и праве занимает лишь одну из ниш по­литико-правового дискурса, относящегося ко второй полови­не XIX в.

1.4. Актуальные проблемы истории политических и правовых учений

Как история политических и правовых учений связана с современностью?

Следует признать, что существуют вечные темы полити­ко-правового дискурса наряду с постоянно возникающими новыми. Эти вечные темы продолжают волновать каждое новое поколение мыслящих людей. Поэтому для компетент­ного решения той или иной политико-правовой проблемы в настоящее время необходимо знание традиций их рассмот­рения в прошлом, прежде всего знание различных способов аргументации в пользу того или другого решения.

Какие же темы политико-правового дискурса, рассмат­ривавшиеся в прошлом, не потеряли своей актуальности и в настоящее время?

1. Каким должно быть государство в XXI в.: правовым («минимальным») или социальным (государством «всеобще­го благоденствия»)"}

Учение о правовом государстве оформилась еще в пер­вой трети XIX в. в Германии. Это учение развивали немец­кие правоведы Молль, Гнейст, Шталь и др. Но это учение не потеряло своих приверженцев и в конце XX в. В каче­стве примера можно назвать профессора философии Гар­вардского университета Р. Нозика, автора книги «Анархия: государство и утопия» (1974). Р. Нозик — сторонник кон­цепции правового государства и противник концепции со­циального государства. Само появление его работы в изве­стной степени объяснимо. Ведь именно на 70-е гг. XX в. приходится, как пишет один из современных исследова­телей, «кризис государства всеобщего благоденствия, наб­людавшийся в индустриальных обществах. Он посеял сом­нение во всемогуществе государства и его способностях приноравливаться к любым изменениям».

Автор книги «Анархия: государство и утопия» считает, что только «минимальное государство» — единственный


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История политических и правовых УЧЕНИЙ

История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ДИСЦИПЛИНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся но юридической специаль

Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2 В предлагаемом учебнике рассматриваются ос

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единице

Правовые взгляды софистов
  Группа Софисты Правовые взгляды Протагор «Законы — изобретение славных

Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика тракту­ется двояко: с одной стороны, она понимается как «духов­но-воспитательное и философское течение в античной Гре­ции V и IV вв. до н.э.», с другой ст

Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
  Первый проект Второй проект Деление граждан: па три сословия 1) философы; 2) вои

Формы государственного правления
  Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: (м цего блага

Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972. Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода: 1) царский (754-510 до н.э.); 2) республиканский (509-28 до н.э.); 3) императорский (27 до н.э.-47б н.э). Во II в. до

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болон

Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в с

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общ

И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржу­азных революций. Первой страной, где произошла револю­ция, стала Голландия. В результате национально-освободи­тельной борьбы Голландия освободила

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона. Суверенитет госу

Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что уто­пия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласует­ся с природным эгоизмом людей. Таблица 9 Политические и правовые вз

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом за

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под

Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и

ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов

Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В XVIII в. Россия по форме государственного правле­ния была абсолютной монархией. Эта фор

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматр

Формы правления государства
  Критерии классификации Форма правления Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —

САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА) В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеоб­щего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну

НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических

Общие программные положения «Северного»- и «Юж­ного» обществ.
Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс

Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13   «Северное общество» (П.М. Муравьев) «Южное общество» (П.И. Пестель) Верховная дума

XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного прав

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ

Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особе

Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15   Функции властей Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)

Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями. В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и

Признаки военного общества
  Государственный централизм Иерархия индивидов Повсеместное принуждение Одним из существенных признако

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую

Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоре­тик русского и международного анархизма. Эпоха. Теории анархизма в России появились как след­ствие осмысления русскими

Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма. Эпоха. Четыре сменивших др

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре

Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта. Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое в

Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчужде­ние индиви

Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного пра­ва» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребнос

ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя поли­тической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля. На рубеже XIX-X

УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.) 25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед. Эпоха.

Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455 вокупность юридических правил, особенно законов госу­дарства, защищающих слабые и неимущие элементы обще­ства и обеспечивающих вмешательство г

Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме

Персоналии
 

Персоналии
 

Персоналии
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги