XIX в. ДЖОН ОСТИН

Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного права и морали.

Эпоха. Стремительное увеличение количества издан­ных в Англии в первой половине XIX в. законов привело к изменению представлений о самом праве. Взгляд на право как на средоточие традиций вытесняется взглядом на пра­во как на совокупность законов. Право все более представ­ляется инструментом политики государства и выступает как политическое требование. Этим изменениям соответ­ствует и стремление ряда правоведов сделать юриспруден­цию «точной наукой».

Биография. Остин приступил к изучению права, когда за его плечами уже были пять лет службы в британской ар­мии. Некоторое время занимался адвокатской практикой в судах лорда-канцлера. Читал курс правовых учений в Уни­верситетском колледже в Лондоне. В Германии Остин изу­чал римское право и труды германских правоведов по гражданскому праву, их идеи систематизации права произ­вели на него глубокое впечатление. Благодаря близкой дружбе с Иеремией Бентамом, Джеймсом Стюартом Мил-лем и Джоном Стюартом Миллем увлекся идеей проведе­ния правовой реформы в Англии. В 1833 г. Остин был вве­ден в состав комиссии по реформе уголовного права, подготовил два доклада, но, не встретив поддержки своим идеям, ушел в отставку. В 1836 г. его назначили комисса-


       
 
   
 

Глава 17. Возникновение юридического позитивизма...

ром по делам Мальты, и с тех пор Остин жил за рубежом, преимущественно в Париже, пока в 1848 г. он с семьей не . поселился в графстве Сюррей на юго-западе Англии, где и прожил до конца жизни.

Логическое основание политико-правового учения. Джон Остин испытал на себе влияние политических идей Томаса Гоббса (суверен — лицо, не ограниченное никаки­ми законами); правовой теории и философии утилитариз­ма Иеримии Бентама (право — повеление суверена).

Основная работа: «Определение области юриспруден­ции» (1832).

Содержание политико-правового учения. Остин раз­граничивает этику, которая имеет дело с моральными кате­гориями, науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию.

Юриспруденция изучает право, которое «является пра­вом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».

Юриспруденция как точная наука должна дистанциро­ваться от доктрин естественного права, смешивающих по­нятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко сме­шивается с категориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть, с категориями, которые могут обозначаться надлежа­щим или ненадлежащим образом широким и расплывча­тым выражением: "право"».

Остин считал, что право, являющееся предметом юрис­пруденции, — это право, «устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного». Такое право Остин называет «позитивным правом»: «позитивное право» (positive law)... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».

Под позитивным правом Остин понимает приказы, ус­тановленные сувереном; «для члена или членов независи­мого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».

Суверен для Остина — это то лицо, которому большин­ство привыкло подчиняться.