ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в. - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ 19.1. Политико-Правовое Учение Огюста Конта
Конт Огюст...
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформирования общества (автор проекта социократии для всего человечества).
Эпоха. XIX век — век науки; социальные науки стремятся походить по точности изложения на науки естественные. Ограничиться изучением лишь наблюдаемых фактов, исключив тем самым метафизический вопрос о сущности явлений, — вот основа нового «стиля мышления» (философского позитивизма).
Результатом использования философского позитивизма в социальных науках стало появление теорий юридического позитивизма (Иеремия Бентам, Джон Остин, Карл Берг-бом) и социологического позитивизма (Огюст Конт, Герберт Спенсер).
• Биография. Огюст Конт родился в г. Монпелье в католической и монархически настроенной семье. Его отец был чиновником, уполномоченным при главном казначействе Монпелье.' В числе первых О. Конт прошел по конкурсу в Политехническую школу (французское высшее учебное заведение), где учился с 1814 по 1816 г. Когда в апреле 1816 г. правительство временно закрыло Политехническую школу, считая ее рассадником якобинских настроений, Конт возвратился домой и прослушал в университете Монпелье ряд курсов по медицине и физиологии. По возвращении в Париж он начинает зарабатывать на жизнь уроками математики. В течение нескольких лет (1817-1824) Конт был
278Глава 19.Проблемы государства и права в социологии...
секретарем А. де Сен-Симона, оказавшего на его взгляды большое влияние. В 1824 г. Конт продает свою работу «Система позитивной политики» (ч. 1, т. 1) Сен-Симону, который публикует ее без подписи автора. Между ними происходит разрыв.
В 1826 г. Конт начинает читать лекции по курсу позитивной философии.
В 1839 г. Конт впервые употребил термин «социология» (47-я лекция из «Курса позитивной философии»). Он по праву считается основателем социологии как науки. В 1847 г. провозгласил Религию Человечества, а в 1848 г. создал позитивистское общество.
Логическое основание политико-правового учения:
• метод философского позитивизма (социология как на ука должна ограничиться наблюдением за социальными фактами в статике и динамике);
• метод проектирования будущего окончательного строя человечества с учетом закономерностей, открытых социо логией. Конт считал, «что новая дисциплина будет напря мую способствовать благоденствию человечества».
Основные работы: «Курс позитивной философии» в б т. (1830-1842); «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (1851-1854); «Общий обзор позитивизма» (1848).
Содержание политического и правового учения. Концепция эволюции форм государственного правления. О. Конт считал, что в первой половине XIX в. во Франции длительный процесс разрушения старой политической системы феодального общества закончился. Формой государственного правления этого общества, по мнению Конта, продолжительное время была «ретроградная аристократия». На смену ей на какое-то время пришла «анархическая республика», которую Конт так же не приемлет, как и «ретроградную аристократию».
«Анархическая республика» для Конта — это результат осуществления в обществе метафизических, т.е. ненаучных, идей, которые овладели умами людей во времена Французской революции. В число этих идей Конт включал:
• идею неограниченной свободы суждения
-> ст. 11 Декларации прав человека и гражданина (1789): «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека».
_____ 19.1. Политико-правовое учение ОгюстаКонта279
Эта идея, по мнению Конта, ведет к установлению лишь умственной анархии в обществе и мешает его научной реорганизации, так как препятствует установлению какой-либо системы общих идей, без которой не может существовать устойчивое общество;
Конт, имея естественно-научное образование, полагал, что раз нет свободы суждения в физике, не должно быть ее и государственной политике.
• идею абсолютного равенства
-»■ ст. 1 Декларации прав человека и гражданина: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»;
• идею народного суверенитета
-> ст. 3 Декларации прав человека и гражданина: «Источник суверенитета зиждется в нации»;
• идею разделения властей на законодательную, испол нительную и судебную
-> ст. 16 Декларации прав человека и гражданина: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не произведено разделение властей не имеет конституции».
Конт считал, что «все метафизические системы ограничиваются регулированием объема каждой власти», не делая самого главного, т.е. ничего не говорят о нравственном характере их осуществления. Напротив, только при соци-ократии произойдет следующее: «Каковы бы ни были органы практической власти, ее осуществление приобретает неизменный нравственный характер».
Анархическая республика, по мнению Конта, не может стать окончательной формой государственного правления на Западе. Ей на смену неизбежно придет окончательная форма государственного правления — социократия, которая только и может соответствовать западноевропейскому индустриальному обществу XIX в.
Этой политической реформе должна предшествовать теоретическая «реформа»: создание новой науки — позитивной философии. Эта наука есть «систематизация всего человеческого мышления», «система позитивных теорий по всем отраслям наших реальных знаний». Позитивная философия позволит государственным деятелям установить окончательный, правильный и прочный порядок: «Политика должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении».
Глава 19. Проблемы государства и права в социологии.
Критика законодательной политики государства. Конт полагал, что законодательство должно не рождаться из каких-либо априорных понятий представителей законодательной власти, а исходить из общественного опыта, законов развития общества: «...Только угнетения и унижения можно ожидать от всех метафизических утопий, которые представляют общества законодательным прихотям, не принимают в расчет врожденных свойств и добиваются солидарности только путем подавления независимости, как это было в древности».
Конт критиковал Кодекс Наполеона 1804 г., проникнутого духом абстрактного индивидуализма («атомизма»), который противоречит «инстинкту солидарности».
Концепция позитивной философии как науки. Конт считал, что умственный мир человечества в его время находится в критическом состоянии умственной анархии. Поэтому необходимо его объединить на твердой основе позитивных наук, исключив всякие спорные теологические и метафизические вопросы.
Позитивная философия, по мнению Конта, — это иерархия шести позитивных наук, расположенных в направлении все возрастающей сложности: социология; биология; химия; физика; астрономия; математика.
Социологию (науку об обществе) Конт включил в ряд наук о фактах. Социология имеет собственный объект — социальные факты, которые подобны астрономическим или физическим явлениям. Если последние подчиняются неизменным законам, то аналогичные законы, по мнению Конта, должны быть открыты социологией для социальных явлений. Для того чтобы открыть эти законы существования и развития общества, полагал он, необходимо наблюдать за социальными явлениями, исследуя постоянные отношения, существующие между наблюдаемыми социальными явлениями. Социолог должен пытаться найти ответы на вопрос «как?» и исключить вопрос «почему?» Последний вопрос требует поиска конечной причины, а это уже метафизика: «Признав недоступным всякое исследова-
УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением
но классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
но юридической специаль
Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2
В предлагаемом учебнике рассматриваются ос
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единице
Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой ст
Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болон
Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в с
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общ
И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободила
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что утопия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласуется с природным эгоизмом людей.
Таблица 9 Политические и правовые вз
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политический, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободительное движение под лозунгом за
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под
Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов
Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта фор
Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег
Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматр
Формы правления государства
Критерии классификации
Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная
разделены —
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических
XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного прав
Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особе
Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и
Признаки военного общества
Государственный централизм
Иерархия индивидов
Повсеместное
принуждение
Одним из существенных признако
Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими
Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших др
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича
Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре
Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое в
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-X
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха.
Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство г
Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме
Новости и инфо для студентов