Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289

мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.

В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и смог полностью посвятить себя науке. Увлеченный идеей систематизации науки, последующие 50 лет посвя­тил изучению различных областей философии, социоло­гии, антропологии.

Великие соотечественники — современники Спенсера:

• Чарльз Дарвин (1809-1882) — английский естествоис­
пытатель, создатель дарвинизма;

• Томас Гексли (Huxley) (1825-1895)— английский
биолог, соратник Дарвина;

• Джон Стюарт Милль (1806-1873) — философ и эко­
номист;

• Джон Тиндаль (Tyndall) (1820-1893)— английский
физик;

• Чарльз Диккенс (1812-1870) — английский писатель;

• Уильям Теккерей (Thackeray) (1811-1863) — англий­
ский писатель, автор романа «Ярмарка тщеславия. Роман
без героя» (1848);

• Джордж Элиот (настоящее имя Мэри Анн Эванс)
(1819-1880) — английская писательница. Из философии
позитивизма заимствовала идею постепенной эволюции
общества и «гармонии» классов.

Логическое основание политико-правового учения. Социальные процессы объяснимы законами биологии, ведь общество есть тот же живой организм. Социальные явления по своей природе есть явления биологические.

Основные работы: «Социальная статика» (1851); «Ос­нования психологии» (1855); «Основания социологии» (1877-1896); «Личность и государство» (1884).

Содержание политико-правового учения. Органичес­кая теория происхождения государства. Г. Спенсер предло­жил рассматривать государство как результат политической эволюции общества как организма, который связан с поли­тической интеграцией и политической дифференциацией.

Теория органической эволюции была выдвинута Спен­сером до появления учения Дарвина о естественном отбо­ре. Спенсер признал теорию Дарвина частным случаем своей теории, которая, на его взгляд, носит универсальный характер: все в мире развивается от простого к сложному, от гомогенности (однородности) к гетерогенности (разно-


10 М. Н. Марченко


290 Глава 19. Проблемы государства и права в социологии...___

образию) через структурную и функциональную диффе­ренциацию.

Политическую интеграцию Спенсер связывает с «возра­станием общей массы» населения (этот рост мог вначале идти «путем похищения друг у друга женщин», затем через порабощение «отдельных членов побежденных племен, а вскоре... и путем присоединения этих племен целиком, вместе с их территорией и т.п.). Политическая интеграция предполагает консолидацию общества, которая возможна, если есть:

S во-первых, сходство между единицами: «в течение долгого времени политическое согласие кланов и племен... облегчается благодаря этим родственным связям и обус­ловленному ими сходству»;

S во-вторых, совместное противодействие единиц внешней опасности («сотрудничество на войне есть глав­ная причина социальной интеграции»).

Политическая интеграция общества — это противоречи­вый процесс, так как в ходе него уничтожаются первона­чальные подразделения частей общества: «Прежде всего постепенно исчезают те нетопографические подразделе­ния, которые возникают на почве родственных отноше­ний». Политическую дифференциацию Спенсер считал неизбежной там, где «существуют известная связь и изве­стное постоянство отношений между частями агрегата». Первичная политическая дифференциация происходит внутри семьи: «мужчины и женщины образуют с самых ранних времен два класса: правящий и управляемый».

В дальнейшем политическая дифференциация связана с завоеванием одних обществ другими в условиях появления земледельческого быта: появляется ранговое неравенство («в то время как ранги завоевателей повышаются, ранги за­воеванных соответственно понижаются»; «так как государ­ства образовались путем войн и завоеваний, то во главе правительства очутились военные вожди»).

Теория военных и промышленных обществ. Спенсер как социолог выделял два типа человеческих обществ: военные и промышленные, а также сформулировал закон перехода военных обществ в общества промышленные. Теория Спенсера возникла под влиянием идей Огюста Конта, ко­торый еще до него предложил различать эти общества.

Тип военного общества Спенсер вывел, используя метод индукции: это обобщение исторически существовавших


 

19.2.

Герберта Спенсера J91

-фсипиА обществ, таких, как египетское, спартанское, рим­ское и общество перуанских инков, а также современных

КОС И ООЩестви цс^апичпл ,.„,.„„, „ __________

'пенсеру — прусского и российского. Военное общество — по общество, которое функционирует по образцу армии: «11ри военном типе общества армия есть мобилизованный народ, а народ — отдыхающая армия; поэтому здесь армия и народ имеют одинаковое строение».