рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Логическое основание политике-правовых взглядов.

Логическое основание политике-правовых взглядов. - раздел История, История политических и правовых учений Сплав Идей Исторической Школы Права (Савиньи, Пухта), Школы Естественного Пра...

Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.

Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое волеизъявление» (1893); «Принудительное и не­принудительное право в гражданском кодексе Германской империи» (1900); «Основы социологии права» (1913); «Юридическая логика» (1918).

Содержание политико-правового учения. Е. Эрлих исходил из того, что право — это «общественное явление», а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т.е. социологии: «Социология права — это научное учение о праве». Чтобы понять, что есть право, нужно изучить об­щество, потому что «центр тяжести развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законо­дательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе».

Социология права позволит преодолеть недостатки дру­гих школ правовой мысли: -

1) исторической школы права, представители которой
не решали вопроса об отграничении нового права от старо­
го, уже не действующего;

2) школы юридического позитивизма, представители
которой рассматривали не связь права с обществом, а лишь
связь права с государством.

Социология права призвана «определить и системати­зировать те составные части права, которые регулируют отношения в обществе, выделить и показать их организа­ционную природу».

Эрлих — автор концепции «живого права», т.е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства. «Живое право» — право, существующее независимо от су­дебной системы государства: «Из необозримого количества жизненных отношений только немногие в виде исключе­ний привлекают к себе внимание судов и других учрежде­ний. Ведь наша жизнь протекает не перед учреждениями. Есть миллионы людей, которые вступают в бесчисленное количество правовых отношений и которые настолько сча­стливы, что никогда не обращаются ни к одному учрежде­нию».

Общество — это источник развития права. Оно пред­ставляется Эрлиху как совокупность различных союзов,


23.3. Школа «свободного права» начала XX в... 405

которые и надо изучать социологам права: «Общественный союз — это объединение людей, которые признают во взаи­моотношениях друг с другом определенные правила пове­дения и, хотя бы в общем, следуют им. Эти правила могут быть различными и могут по-разному называться: право­вые нормы, нравственность, религия, обычаи, честь, прави­ла приличия, правила хорошего тона, мода».

Понятие союза (Verband) — это ключевое понятие соци­ологии права Эрлиха. Он различал союзы:

S самобытные (семья, род);

•/ целенаправленно созданные (различного рода товари­щества, хозяйственные союзы, корпорации, политические партии, государство и др.).

Каждый общественный союз имеет свои организацион­ные нормы — «общественное право». Чтобы понять дей­ствующее право, надо изучить эти нормы, обеспечивающие внутренний порядок в различных союзах. Организацион­ные нормы представляют собой право первого порядка. В силу того что это право всегда применяется на деле, даже «в каком-нибудь маленьком союзе, даже без всякой словес­ной формулировки», Эрлих называл это право «живым правом». «Живое право, — делал вывод Эрлих, — есть внутренний распорядок человеческих союзов». Это право:

■S составляет основной массив права;

•S всегда находится в состоянии эволюции, быстро отра­жает интересы, потребности общественных союзов.

Е. Эрлих, занимаясь научной и преподавательской дея­тельностью в Черновицком университете, расположенном на территории Буковины, стал изучать «живое право» раз­личных народностей, которые ее населяли. Используя ме­тод включенного наблюдения, он пришел к выводу о том, что цыгане, армяне, немцы и другие народности Буковины соблюдают в правовых отношениях повседневной жизни совершенно иные нормы, нежели нормы австрийского гражданского права, которые формально на них распрост­ранялись. Используя метод опроса населения, Эрлих уста­новил, что только одна треть норм Австрийского граждан­ского кодекса действуют на практике.

К праву второго порядка Эрлих относил право юристов (научное и судебное право) и законодательство, которые не регулируют саму жизнь, а предназначены лишь для того, чтобы охранять право первого порядка и разрешать спор­ные вопросы: «Уголовное право, процессуальное право и


             
 
   
     
 
 
   
 

Глава 23. Политические и правовые учения...

полицейское содержат исключительно нормы второго по­рядка». Это право Эрлих называл «правом решений».

Противопоставляя право первого порядка праву второ­го порядка, Эрлих сделал ряд выводов.

• Право целиком не содержится в текстах законов, так
как существует множество правовых норм в рамках корпо­
рации, семьи и др., которые действуют, но не находят свое­
го юридического выражения в законах государства.

• Существует разрыв между правом, выраженном в за­
коне, и «живым правом»: «Живое право отличается от су­
хих иероглифов закона так же, как поток от застойного
пруда»; «однако во все времена ни правовые нормы, ни
правовые положения и никакие кодексы не могли рас­
крыть действительность существующего порядка внутри
определенного союза. Несмотря на тот же самый текст за­
кона, едва ли имеются две одинаковые семьи, общины,
фабрики и т.д.».

• Исторически первично право первого порядка, т.е. организационные нормы, а не право решений: «В народе возникают отдельные правоотношения: корпорации и дру­гие объединения, семейные отношения, собственность и другие имущественные права, договоры, право наследова­ния... Прежде всего на основе этих отношений возникают правовые положения через юриспруденцию и законода­тельство».

Сначала появились различные институты общества: се­мья, договоры, наследование, государство, и лишь затем появилось законодательство о семье, договорах, завеща­нии, государстве:

семья -> семейное право; договоры —> договорное право;

наследование имущества -> закон о завещании имущества; государство -» конституционное право.

Эрлих вывел право за рамки государственного нормот­ворчества, широко трактуя право. Право — это:

S «совокупность правил человеческого поведения»;

■S «всеобщий регулятор поведения людей».

Эффективная законодательная политика. Находясь под влиянием Савиньи, который какое-то время выступал про­тив принятия прусским государством преждевременных законов, Эрлих призывал законодателя быть осмотритель-


_____ 23.3. Школа «свободного права» начала XX в... 407

цым.и осторожным. Законодатель, полагал Эрлих, должен «формировать жизнь в соответствии со своими собствен­ными идеями только там, где это абсолютно необходимо; а где он может позволить жизни позаботиться о себе самой, ему следует воздерживаться от вмешательства».

Представляется, что Эрлих хорошо знал высказывание Монтескье об искусстве законодателя: «Есть два рода ис­порченности: один, когда народ не соблюдает законов; дру­гой, когда он развращается законами; последний недуг не­излечим, ибо причина его в самом лекарстве». В рамках такой традиции мысли Эрлих утверждал: «Каждый ненуж­ный законодательный акт является плохим законодатель­ным актом».

Эрлих считал, что издание эффективного закона, кото­рый должен вести «большие массы людей», — это очень трудное дело: «Оно предполагает большой и редкий дар и, возможно, является наиболее трудным тогда, когда должно осуществляться на базе всеобщих, абстрактных норм».

Законы, действенность которых ставится в зависимость только от принуждения государства, не имеет смысла при­нимать: «Если законодательному акту подчиняются только там, где органы государства принуждают народ так посту­пать, то достигнуто не намного больше, чем шумный скрип официальной мельницы».

Положения, высказанные Эрлихом, могут служить раз­витию современной законодательной социологии:

S «законодательные акты выполняют свои функции только там, где громадное большинство народа реализует их в соответствии с побуждениями внутреннего порыва»;

S «эффект правовой нормы определяется... оригиналь­ным свойством народа, господствующими среди него эти­ческими взглядами, средствами власти, используемыми для принудительного проведения в жизнь упомянутого юридического правила, видом применяемой правовой про­цедуры».

Эффективная законодательная политика государства, по представлению Эрлиха, заключается в принятии лишь таких законов, которые предписывают людям воздержание от действий, а не таких, которые заставляют «людей совер­шать положительные действия».

«Свободное отыскание права судьями». Анализируя про­блему реализации права, Эрлих придает большое значение «свободному отысканию» права судьями. Он считает, что судьи должны руководствоваться не только малоподвиж-


408____ Глава 23. Политические и правовые учения...

ными предписаниями закона, но и «живым правом» со­юзов: «Где суд должен взять нормы для решения дела? Любая такая норма основывается, прежде всего, на внут­реннем порядке, установленном в данном союзе, т.е. на тех правовых фактах, которыми обусловлен этот порядок... Все эти правовые факты должны лечь в основу решения таки­ми, какими они сложились в данном союзе до возникнове-' ния спора».

Эрлих не отрицал, что норма для решения спора может быть найдена в законе, но считал, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отста­ют от динамики жизни. Он признавал за судьями творчес­кую роль в отыскании права. Проанализировав деятель­ность первых судей Верховного суда США (Дж. Маршалл, О.В. Холмс), Эрлих пришел к выводу, что в отправлении правосудия решающую роль играет свободное слово высоко­образованных юристов, а не «мертвые параграфы» закона.

* * *

Е. Эрлих — автор концепции «свободного судейского отыскания права». Она была разработана в связи с пробле­мой преодоления пробелов в праве. Эрлих предлагал судь­ям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы (принцип «юриспруденции понятий»), индукцией, основанной на социальных данных и интуитивном чувстве справедливости.

Первая мировая война помешала распространению фун­даментальной работы Е. Эрлиха «Основы социологии пра­ва». Впервые она была переведена на английский язык в 1936 г. и вышла в свет с предисловием американского право­веда Роско Паунда, получив признание в США (социологи­ческая юриспруденция, реалистическая школа права).

Эрлих оказал влияние на французского правоведа Жор­жа Гурвича (долгое время жившего в России), который развил идеи правового плюрализма.

23.4. Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм Эмиль(1858-1917) — французский социо­лог-позитивист, основатель французской социологической школы.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История политических и правовых учений

История.. политических.. и правовых Учений учебник но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Логическое основание политике-правовых взглядов.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся но юридической специаль

Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2 В предлагаемом учебнике рассматриваются ос

ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единице

Правовые взгляды софистов
  Группа Софисты Правовые взгляды Протагор «Законы — изобретение славных

Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика тракту­ется двояко: с одной стороны, она понимается как «духов­но-воспитательное и философское течение в античной Гре­ции V и IV вв. до н.э.», с другой ст

Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
  Первый проект Второй проект Деление граждан: па три сословия 1) философы; 2) вои

Формы государственного правления
  Правильные Неправильные Правление осуществляется в интересах: (м цего блага

Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972. Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода: 1) царский (754-510 до н.э.); 2) республиканский (509-28 до н.э.); 3) императорский (27 до н.э.-47б н.э). Во II в. до

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болон

Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в с

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общ

И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржу­азных революций. Первой страной, где произошла револю­ция, стала Голландия. В результате национально-освободи­тельной борьбы Голландия освободила

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона. Суверенитет госу

Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что уто­пия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласует­ся с природным эгоизмом людей. Таблица 9 Политические и правовые вз

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом за

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под

Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и

ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов

Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В XVIII в. Россия по форме государственного правле­ния была абсолютной монархией. Эта фор

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматр

Формы правления государства
  Критерии классификации Форма правления Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —

САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА) В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеоб­щего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну

НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических

Общие программные положения «Северного»- и «Юж­ного» обществ.
Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс

Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13   «Северное общество» (П.М. Муравьев) «Южное общество» (П.И. Пестель) Верховная дума

XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного прав

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ

Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особе

Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15   Функции властей Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)

Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями. В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и

Признаки военного общества
  Государственный централизм Иерархия индивидов Повсеместное принуждение Одним из существенных признако

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую

Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоре­тик русского и международного анархизма. Эпоха. Теории анархизма в России появились как след­ствие осмысления русскими

Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма. Эпоха. Четыре сменивших др

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре

Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчужде­ние индиви

Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного пра­ва» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребнос

ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя поли­тической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля. На рубеже XIX-X

УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.) 25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед. Эпоха.

Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455 вокупность юридических правил, особенно законов госу­дарства, защищающих слабые и неимущие элементы обще­ства и обеспечивающих вмешательство г

Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме

Персоналии
 

Персоналии
 

Персоналии
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги